Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ РЕКЛАМЫ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ'

СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ РЕКЛАМЫ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
349
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКЛАМА / МАРКЕТИНГ / ПОТРЕБИТЕЛЬ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬ / ПРИБЫЛЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Корнова Е. А.

Автор показывает современные особенности воздействия рекламы на потребителя. Доказано, что необходимо формировать новые инструменты и методы для решения задач. Статья будет интересна широкому кругу лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN FEATURES OF THE IMPACT OF ADVERTISING ON THE CONSUMER

The author shows the modern features of the impact of advertising on the consumer. It is proved that it is necessary to form new tools and methods for solving problems. The article will be of interest to a wide range of people.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ РЕКЛАМЫ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ»

СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ РЕКЛАМЫ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ

Корнова Е. А.,

Волгоградский государственный технический университет

Аннотация. Автор показывает современные особенности воздействия рекламы на потребителя. Доказано, что необходимо формировать новые инструменты и методы для решения задач. Статья будет интересна широкому кругу лиц.

Ключевые слова: реклама; маркетинг; потребитель; производитель; прибыль.

MODERN FEATURES OF THE IMPACT OF ADVERTISING ON THE CONSUMER

Kornova E. A.,

Volgograd State Technical University

Abstract. The author shows the modern features of the impact of advertising on the consumer. It is proved that it is necessary to form new tools and methods for solving problems. The article will be of interest to a wide range of people.

Keywords: advertising; marketing; consumer; manufacturer; profit.

В нашей жизни реклама занимает огромное значение. Она в большой степени определяет наш образ и стиль жизни, неизбежно оказывает влияние на наши взгляды, наше отношение к себе и окружающему миру. Она показывает нам готовые формы поведения в той или иной ситуации. Определяет, что хорошо и что плохо. Мы покупаем то, что нам говорят или «советуют». Таким образом, реклама оказывает значительное влияние на поведение потребителей [1].

По мнению Блэкуэлл Р., Миниард П. и Эн-джел Дж., потребитель - это тот, на кого направлено рекламное обращение, с целью побудить его совершить определенное действие, в котором заинтересован рекламодатель.

Реклама в мире бизнеса обрушивает на потребителей огромное количество информации. Психологическое воздействие рекламной информации проявляется в процессах переработки рекламных сообщений - эмоциях, мыслях, возможных решениях, обусловливающих конкретные поведенческие

акты покупателя. Так или иначе, рекламный процесс оказываются вовлеченными феномены переработки информации - ощущения, восприятия, внимание, память. С другой стороны, в процессах переработки информации активно участвуют отношение человека к рекламному сообщению, его эмоции и чувства [2].

В рекламных кампаниях России, проведенные исследования дают основания предположить, что рекламисты и СМИ не всегда учитывают психологическую структуру восприятия рекламы российскими потребителями, и, прежде всего эмоциональную сферу [3].

Информационная среда перенасыщена повторяющейся однообразной рекламой, что вызывает у потребителя закономерное желание избегать ее воздействие, ее навязчивого проникновения в индивидуальное пространство человека [4].

Нередко в печатной и телевизионной рекламе используются деформированные культурные символы и объекты реального

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭКСПЕДИТОР

27

мира. Проблема их негативного воздействия на психику и моральные установки людей еще недостаточно изучены [5]. Исследование данного механизма предполагает анализ поступков человека, определяемых его покупательским поведением под воздействием рекламы.

Потребители, как правило, не хотят признавать, что их действия в рамках покупательского поведения - это результат воздействия в той или иной форме, включая даже целенаправленное программирование. Им кажется, что потребность в товаре существовала у них задолго до того, как они о нем узнали из рекламы [6]. Очень редко покупатели признаются самим себе или другим людям в том, что их фактически «проэксплуатирова-ли», навязав им не существовавшую ранее потребность, и вынудили купить что-то, лишили возможности сознательного выбора. Хотя на самом деле это чистейшая правда [7].

По мнению западных психологов рекламы, на человека оказывают сильное воздействие мотивы страха смерти и подсознательные комплексы. Этим широко пользуются при рекламе отдельных товаров. Неудивительно, что чувством страха пользуются в рекламной кампании, прежде всего, те фирмы, которые торгуют лекарствами, медицинскими препаратами, предметами ухода за больными [8].

Наибольшее управление покупательским поведением происходит, когда рекламой занимаются известные дикторы телевидения. Образ таких людей воспринимается по ассоциации с психологическими установками, которые получал советский человек от партии и правительства через средства массовой информации. Такое явление очень хорошо закрепляется в мозгу на уровне рефлекса [9].

Реклама - это именно психологическое программирование людей. Парадокс мышления российского человека именно в том и состоит, что он лучше воспринимает и больше

доверяет не той рекламе, которая явно пытается воздействовать на него, а той, которая, казалось бы, только информирует [10].

Покупательское поведение существенно зависит от целей деятельности потребителя. В конечном счете влияние рекламы на покупательское поведение означает ее влияние на принятие потребителем решения о покупке [11]. Алгоритм принятия решения о покупке включает в себя:

воздействие внешней среды покупателя (формирует мотивы покупки): объективная необходимость покупки, социальная среда, культурная среда, субъективные факторы [12];

воздействие внутренней среды покупателя (реагирует на мотивы): осознание потребности покупки и получение информации о товарах, появление интереса к товару, оценка товара и собственных возможностей, принятие решения о покупке, поиск товара, покупка [13].

Применяемые в современных условиях средства рекламы разнообразны, многие из них технически весьма совершенны, имеют сложную классификацию по назначению, месту применения, характеру использования, степени эмоционального и психологического воздействия на людей [14].

Рекламные произведения, выполненные на высоком творческом уровне могут обладать большой художественной ценностью, эстетической выразительностью. Нередко они перерастают в образы-символы, воздействующие на духовный и эмоциональный мир человека и оказывающие влияние на формирование его убеждений [15]. Выразительность и смысловая насыщенность рекламного произведения воздействуют на сознание человека, заставляя его не только ознакомиться с рекламным сообщением, но и принять рекламную идею в качестве руководства к действию.

Список литературы

1. Лебедев-Любимов А. Психология рекламы. - СПб.: Питер, 2007. - 267с. (Серия «Мастера психологии»).

2. Мозер Клаус. Психология маркетинга и рекламы / Пер. с нем. - Х.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2004. - 380с.

3. Соколов, А. П. О новой форме развития системы управления организацией при

2021, № 1

реализации проектов / А. П. Соколов // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2019. - Т. 10. - № 3. - С. 60-64.

4. Соколов А.П., Тарасов А.А., Тынчерова В.Р. Учет затрат на производство продукции учреждений УИС. Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № T13. С. 1186-1190.

5. Соколов А.П. Формирование системы устойчивого развития промышленных предприятий. Московский экономический журнал. 2017. № 4. С. 33.

6. Соколов, А. П. Формирование системы устойчивого развития промышленных предприятий / А. П. Соколов // Московский экономический журнал. - 2017. - № 4. - С. 33.

7. Осадчий, В. В. Стратегия распределения семейного бюджета / В. В. Осадчий // Индустриальная экономика. - 2021. - № 1. - С. 37-40. - DOI 10.47576/2712-7559_2021_1_37.

8. Мосякин, Т. Д. Анализ категорий «качество» и «ценности» с точки зрения психологии социологии и экономики / Т. Д. Мосякин, И. В. Положенцева, Е. И. Минайчен-кова // Индустриальная экономика. - 2021. - № 1. - С. 41-44. - DOI 10.47576/2712-7559_2021_1_41.

9. Стаценко, В. В. Экосистемный подход в построеннии современных бизнес-моделей / В. В. Стаценко, И. И. Бычкова // Индустриальная экономика. - 2021. - № 1. - С. 45-61. - DOI 10.47576/2712-7559_2021_1 _45.

10. Зайцева, И. А. Практика применения методологий Agile, Scrum в ИТ-проектах / И. А. Зайцева, В. Ш. Ебата, Н. А. Ковбаса // Индустриальная экономика. - 2021. -№ 1. - С. 62-69. - DOI 10.47576/2712-7559_2021_1 _62.

11. Инновационная направленность и критерии развития современных экономических знаний / А. П. Бирюков, И. С. Брикошина, А. М. Лялин [и др.] // Экономика и предпринимательство. - 2019. - № 6(107). - С. 814-817.

12. Рыжов, И. В. Совершенствование информационного обеспечения формирования бизнес-планов на промышленном предприятии с учетом системного и интегрированного подходов / И. В. Рыжов, А. А. Хачатурян, Б. И. Черняховский // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. - 2018. - № 3(43). - С. 11.

13. Рыжов, И. В. Большие циклы в мировом и отечественном хозяйстве (Воздействие на формирование экономических моделей) : специальность 08.00.01 «Экономическая теория» : диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Рыжов Игорь Викторович. - Москва, 2002. - 387 с.

14. Рыжов, И. В. Организационно-управленческий инструментарий формирования системы качества бизнес-планирования на промышленном предприятии / И.

B. Рыжов, Б. И. Черняховский // Экономика и предпринимательство. - 2018. - № 1(90). - С. 783-790.

15. Роль государства в управлении функционированием и развитием предприятий оборонно-промышленного комплекса / С. С. Чеботарев, В. С. Чеботарев, Б. В. Проскурин, И. В. Рыжов // Экономика и предпринимательство. - 2019. - № 4(105). -

C. 41-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.