Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОХОРОННЫХ УСЛУГ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОХОРОННЫХ УСЛУГ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОХОРОННЫЕ УСЛУГИ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО / СТОИМОСТЬ / ОЦЕНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прохвостина Евгения Сергеевна

В статье раскрыты особенности организации похоронных услуг в муниципальных образованиях. Данная отрасль в последнее время приобретает особое значение, так как напрямую зависит от вспышек инфекционных заболеваний. Предложенные механизмы распределяют ответственность между государством и бизнесом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF FUNERAL SERVICES IN MUNICIPALITIES

The article reveals the features of the organization of funeral services in municipalities. This industry has recently become of particular importance, as it directly depends on outbreaks of infectious diseases. The proposed mechanisms distribute responsibility between the state and business.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОХОРОННЫХ УСЛУГ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ»

УДК 31

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОХОРОННЫХ УСЛУГ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ

Прохвостина Евгения Сергеевна

Волгоградский государственный технический университет,

Россия, г. Волгоград

Аннотация. В статье раскрыты особенности организации похоронных услуг в муниципальных образованиях. Данная отрасль в последнее время приобретает особое значение, так как напрямую зависит от вспышек инфекционных заболеваний. Предложенные механизмы распределяют ответственность между государством и бизнесом.

Ключевые слова: похоронные услуги; муниципальное образование; качество; стоимость; оценка.

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF FUNERAL SERVICES IN MUNICIPALITIES

Prokhvostina Evgenia Sergeevna

Volgograd State Technical University, Russia, Volgograd

Abstract. The article reveals the features of the organization of funeral services in municipalities. This industry has recently become of particular importance, as it directly depends on outbreaks of infectious diseases. The proposed mechanisms distribute responsibility between the state and business.

Keywords: funeral services; municipality; quality; price; grade.

Анализ сложившейся ситуации в России показывает, что одной из возможных угроз физическому здоровью нации является состояние похоронного обслуживания населения и ухудшение экологического и санитарно-эпидемиологического состояния в похоронной сфере. Особенно это наблюдается в Московской области [1].

В Московской области насчитывается 1645 кладбищ, общая площадь которых составляет около 5,5 тыс. га. Кроме того на территории области расположено 12 московских кладбищ, которые занимают 867 га. Многие муниципальные образования области испытывают серьезные трудности в изыскании и отводе земельных территорий для создания и расширения кладбищ. Дальнейшее расширение кладбищ требует значительных финансовых средств, поэтому для области необходим переход к экономичным формам захоронения - кремации. Этот вид захоронения способствует сокращению роста территории кладбищ, а также обеспечивает эколо-

гическую безопасность живущего в городах населения [2].

Города России, вокруг которых расположены кладбища и свалки твердых бытовых (включая опасные медицинские) отходов, превращаются в территории повышенной санитарно-эпидемиологической и экологической опасности.

В похоронной сфере накопилось масса недостатков и трудностей. Неуважение к памяти умерших, с которыми сталкиваются их родственники, забвенье вековых народных традиций погребения, безнаказанный вандализм на кладбищах, неудовлетворительное состояние подавляющего большинства кладбищ, особенно сельских, вымогательство денежных средств у граждан отдельными работниками органов местного самоуправления и похоронных служб, откровенное нарушение законности привели к криминализации похоронной сферы.

Отмена лицензирования деятельности по оказанию похоронных услуг привела к деста-

билизации отрасли, снижению защищенности граждан от недобросовестных предпринимателей и дала возможность бесконтрольно работать в этой сфере фирмам однодневкам и случайным людям без специальной подготовки. В результате этого ежегодно растет число индивидуальных предпринимателей и предприятий, но цены на похоронные услуги не снижаются [3]. При этом ими нарушаются экологические, санитарные нормы и правила при перевозке тел умерших, санитарной и косметической обработки тел. Ответственность за такие нарушения несопоставима с материальным и моральным вредом, который причиняется гражданам.

Как показывает зарубежный положительный опыт, например, во всех штатах США лицензирование похоронных директоров обязательно. Разработаны и утверждены единые требования: не моложе 21 года, 2 года обучения похоронной профессии в специализированном учебном заведении, один год стажировки в качестве ученика, квалификационные экзамены. Для проведения бальзамирования также необходима отдельная лицензия. В США аккредитовано около 50 программ обучения [4].

Во Франции похоронными операторами, деятельность которых подлежит обязательному лицензированию, именуются организации, оказывающие на постоянной основе похоронные услуги населению, включая фирмы, оказывающие один или несколько видов похоронных услуг. Все фирмы и лица, которые находятся в прямом контакте с семьями и оказывают похоронные услуги, должны иметь разрешение (лицензию на деятельность по организации похорон). Руководители медицинских учреждений, пансионатов для престарелых обязаны принимать все меры, чтобы врачи и сотрудники этих учреждений не оказались вовлеченными в преступную деятельность в качестве «посредников» похоронных фирм.

Крайнюю озабоченность вызывает отсутствие в актах о смерти умерших от особоо-пасных инфекционных и других заболеваний указаний на способ захоронения лиц (кремация или погребение). Лица, умершие от особоопасных инфекционных и других заболеваний захораниваются на общественных кладбищах, а не на специализированных, и не кремируются. Кремация умерших от этих

заболеваний в настоящее время в области фактически невозможна по причине отсутствия в России значительного количества комплексов по кремации [5].

Особую тревогу вызывают захоронения на общественных кладбищах лиц, скончавшихся от больших доз радиационного облучения, размывание могил в малых городах и сельской местности при прохождении паводковых вод, а также затопление кладбищ (в том числе с захоронениями людей, умерших от особо опасных инфекционных и других заболеваний) при строительстве водохранилищ. Проектная документация кладбищ, как правило, не предусматривает строительство гидротехнических сооружений. Мониторинг за состоянием грунтов и подземных вод вблизи кладбищ не проводится.

В настоящее время есть только один цивилизованный подход к сложившейся ситуации: это строительство в крупных городах России «Кремационных комплексов многофункционального назначения для межселенного обслуживания населения», проект которого разработан Институтом обрядовой культуры. В Российской Федерации кремация не превышает 7 - 8 % (в 9 городах имеется 13 крематориев), тогда как в зарубежных странах этот показатель составляет около 80 - 90 %. (в Германии -114, Великобритании - 243, США - 1468, Японии - 1625 крематориев) [6].

Внедрение кремации в области позволит повысить экологическую и санитарно-эпидемиологическую безопасность населения, ежегодно экономить ценные пригородные земли и десятки миллионов рублей на обустройство новых кладбищ, создать дополнительные рабочие места, уменьшить расходы граждан на похоронные услуги.

Как показывает практика, одной из причин многочисленных нарушений является слабая организация похоронного дела со стороны органов местного самоуправления, которым не удалось в полной мере организовать похоронное дело как самостоятельный вид деятельности и наладить должный контроль за выполнением федерального закона. Существующая нормативно-правовая база в основном носит рекомендательный характер [7].

Серьезной проблемой является организация подготовки и переподготовки кадров для муниципальных образований и похоронных

организаций. Отсутствует единая система аттестации работников похоронной сферы.

Сегодня успех работы похоронных предприятий во многом зависит от наличия профессионально подготовленных кадров как руководящего звена, так и персонала, занятого в непосредственном обслуживании населения на объектах похоронного назначения. Работники «контактной зоны», напрямую работающие с людьми, которых постигло горе, с усопшими должны быть особенно хорошо обучены, т.к. от степени их профессионализма зависит имидж службы и общей уровень предоставления похоронных услуг в городе, районе и на селе. В первую очередь, это организаторы похорон, заведующие и смотрители кладбищ и колумбариев, организаторы церемоний в траурных домах и залах, руководители предприятий по производству похоронных принадлежностей, руководители и специалисты транспортных предприятий [8].

Отмена лицензирования в 2003 году похоронных услуг и отсутствие стандартов и регламентов в отрасли не позволяют в полной мере органам местного самоуправления регулировать эту деятельность, а также защищать граждан от предоставления некачественных похоронных услуг.

В настоящее время каждый желающий может оказывать похоронные услуги и производить похоронные принадлежности, не имея специального образования и опыта работы в похоронной сфере.

В целях улучшения похоронного обслуживания населения и санитарно-эпидемиологического состояния в похоронной сфере Институтом обрядовой культуры разработан и руководством Академии утвержден отраслевой стандарт «Похоронные услуги. Требования», который является основополагающим документом системы добровольной сертификации «АкадемСтройСертифика-ция» ФАОУ ДПО «Государственная академия повышения квалификации и переподготовки кадров для строительства и жилищно-коммунального комплекса» в области предоставления похоронных услуг населению. Этот документ позволит в полной мере реализовать выполнение федеральных законов, повысит качество и безопасность похоронных услуг, защитит права и интересы граждан [9].

Стандарт «Похоронные услуги. Требова-

ния» соответствует принятому европейскому стандарту EN 15017 «Похоронные услуги. Требования», который одобрен национальными институтами стандартизации 28 стран. Стандарт:

- обеспечивает качество предоставления похоронных услуг, включая уважительное отношение к усопшему и родным, учитывая принятые органами местного самоуправления правила и нормы [10];

- призван обеспечить гарантии прав потребителей, прозрачность для заказчика в оказании похоронных услуг, систему ценообразования в похоронном деле;

- устанавливает рекомендательные рамки, должным образом учитывающие национальные особенности России по предоставлению похоронных услуг, этическую, культурную и региональную специфику похоронного процесса, а также гигиенические и экологические аспекты [11];

- устанавливает перечень обязательных и необязательных (дополнительных) услуг, а также минимальный объем информации, предоставляемый потребителю организатором похорон;

- раскрывает квалификационную характеристику профессии «организатор похорон».

Стандарт основывается на следующих этических нормах:

этически обоснованное и профессиональное отношение к семье заказчика [12];

искреннее уважение к религии и обычаям семьи;

право личности, сделавшей заказ на похороны, на возможность выбора организатора похорон, похоронных организаций и выбор между погребением и кремацией;

право семьи быть проинформированными о рассчитанных общих расходах на похороны;

гарантия конфиденциальности, насколько это не противоречит требованиям действующего законодательства;

честность, лояльность и нравственная чистота сотрудников похоронного бюро и похоронных предприятий при оказании похоронных услуг [13];

точное соблюдение федеральных законов, распоряжений и предписаний, относящихся к профессии работников похоронных предприятий и организаторов похорон; объективная и добросовестная реклама;

непрерывное совершенствование работниками похоронных предприятий и организаторами похорон своих профессиональных знаний [14].

Кроме того, Постановлением Правительством Российской Федерации от 28 сентября 2009г. №761 «Об обеспечении гармонизации Российских санитарно-эпидемиологических требований, ветеринарно-санитарных и фи-тосанитарных мер с международными стандартами» разрешено использовать международные стандарты для оценки деятельности предприятий в России.

Список литературы:

1. Проектирование информационных систем управления бизнес-процессами предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности : Учебник / В. В. Филатов, В. В. Безпалов, В. Н. Женжебир [и др.]. - Москва : Закрытое акционерное общество «Университетская книга», 2021. -694 с

2. Цепелев Д., Соколов А.П. Классификация источников инвестирования в инновации АПК. В сб.: Проблемы развития современного общества. Сборник научных трудов 2-й Международной научно-практической конференции. 2015. С. 177-180.

3. Гарбар Т.В., Соколов А.П. Основные направления развития инновационно-инвестиционной деятельности на предприятии. В сб.: Новые технологии в учебном процессе и производстве. Материалы XIII межвузовской научно-технической конференции. Под редакцией Паршина А.Н., 2015. С. 222-224.

4. Гарбар, Т. В. Основные направления развития инновационно-инвестиционной деятельности на предприятии / Т. В. Гарбар, А. П. Соколов // Новые технологии в учебном процессе и производстве : Материалы XIII межвузовской научно-технической конференции, Рязань, 27-30 апреля 2015 года / Под редакцией Паршина А.Н.. - Рязань: Общество с ограниченной ответственностью «Рязанский Издательско-Полиграфический Дом «ПервопечатникЪ», 2015. - С. 222-224.

5. Шибанова, А. А. «Бережливое мышление» в организациях бюджетной сферы / А. А. Шибанова // Индустриальная экономика. - 2020. - № 4. - С. 30-34. - DOI 10.47576/2712-7559_2020_4_30.

6. Сизова, Д. А. Влияние санкций на основные показатели российской экономики / Д. А. Сизова, Т. В. Сизова, Я. Я. Иванова // Индустриальная экономика. - 2020. - № 4. - С. 35-42. - DOI 10.47576/2712-7559_2020_4_35.

7. Сазонова, Т. В. К вопросу о системе ипотечного кредитования военнослужащих / Т. В. Сазонова // Индустриальная экономика. - 2020. - № 4. - С. 43-45. - DOI 10.47576/2712-7559_2020_4_43.

8. Трунова, Е. Ю. Теоретические подходы к понятию эффективности государственных программ / Е. Ю. Трунова // Индустриальная экономика. - 2020. - № 4. - С. 46-49. - DOI 10.47576/2712-7559_2020_4_46.

9. Кубасова, О. А. Основные этапы формирования стратегии повышения международной конкурентоспособности промышленного предприятия / О. А. Кубасова, И. В. Рыжов // Транспортное дело России. - 2012. - № 5. - С. 209-211.

10. Рыжов, И. В. Влияние Кондратьевских волн на перспективы развития российской экономики и оборонной сферы государства / И. В. Рыжов // Финансы и кредит. - 2002. - № 19(109). - С. 5461.

11. Рыжов, И. В. Приоритеты инвестиционной стратегии России на долгосрочную перспективу / И. В. Рыжов, С. Г. Малыгин // Экономические науки. - 2008. - № 38. - С. 164-166.

12. Голощапов, А. Н. Общая характеристика и алгоритм проведения внутреннего аудита системы менеджмента качества организации / А. Н. Голощапов, И. В. Рыжов // Экономика и предпринимательство. - 2012. - № 5(28). - С. 244-248.

13. Рыжов, И. В. Большие циклы в мировом и отечественном хозяйстве (Воздействие на формирование экономических моделей) : специальность 08.00.01 «Экономическая теория» : диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Рыжов Игорь Викторович. -Москва, 2002. - 387 с.

Органы местного самоуправления в соответствии с правами, возложенными на них федеральным законом, имеют право утвердить на своем уровне с учетом настоящего стандарта правила для оценки деятельности индивидуальных предпринимателей и похоронных предприятий по оказанию услуг населению [15].

Институт обрядовой культуры готов оказать методическую помощь в подготовке документов по организации похоронного дела на территории муниципального образования.

14. Рыжов, И. В. Организационно-управленческий инструментарий формирования системы качества бизнес-планирования на промышленном предприятии / И. В. Рыжов, Б. И. Черняховский // Экономика и предпринимательство. - 2018. - № 1(90). - С. 783-790.

15. Роль государства в управлении функционированием и развитием предприятий оборонно-промышленного комплекса / С. С. Чеботарев, В. С. Чеботарев, Б. В. Проскурин, И. В. Рыжов // Экономика и предпринимательство. - 2019. - № 4(105). - С. 41-45.

References

1. Proektirovanie informacionny'x sistem upravleniya biznes-processami predpriyatij pishhevoj i pererabaty'vayushhej promy'shlennosti : Uchebnik / V. V. Filatov, V. V. Bezpalov, V. N. Zhenzhebir [i dr.]. Moskva : Zakry'toe akcionernoe obshhestvo «Universitetskaya kniga», 2021. 694 s

2. Cepelev D., Sokolov A.P. Klassifikaciya istochnikov investirovaniya v innovacii APK. V sb.: Problemy' razvitiya sovremennogo obshhestva. Sbornik nauchny'x trudov 2-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2015. S. 177-180.

3. Garbar T.V., Sokolov A.P. Osnovny'e napravleniya razvitiya innovacionno-investicionnoj deyatel'nosti na predpriyatii. V sb.: Novy'e texnologii v uchebnom processe i proizvodstve. Materialy' XIII mezhvuzovskoj nauchno-texnicheskoj konferencii. Pod redakciej Parshina A.N., 2015. S. 222-224.

4. Garbar, T. V. Osnovny'e napravleniya razvitiya innovacionno-investicionnoj deyatel'nosti na predpriyatii / T. V. Garbar, A. P. Sokolov // Novy'e texnologii v uchebnom processe i proizvodstve : Materialy' XIII mezhvuzovskoj nauchno-texnicheskoj konferencii, Ryazan', 27-30 aprelya 2015 goda / Pod redakciej Parshina A.N.. Ryazan': Obshhestvo s ogranichennoj otvetstvennost'yu «Ryazanskij Izdatel'sko-Poligraficheskij Dom «Pervopechatnik''», 2015. S. 222-224.

5. Shibanova, A. A. «Berezhlivoe my'shlenie» v organizaciyax byudzhetnoj sfery' / A. A. Shibanova // Industrial'naya e'konomika. 2020. № 4. S. 30-34. DOI 10.47576/2712-7559_2020_4_30.

6. Sizova, D. A. Vliyanie sankcij na osnovny'e pokazateli rossijskoj e'konomiki / D. A. Sizova, T. V. Sizova, Ya. Ya. Ivanova // Industrial'naya e'konomika. 2020. № 4. S. 35-42. DOI 10.47576/2712-7559_2020_4_35.

7. Sazonova, T. V. K voprosu o sisteme ipotechnogo kreditovaniya voennosluzhashhix / T. V. Sazonova // Industrial'naya e'konomika. 2020. № 4. S. 43-45. DOI 10.47576/2712-7559_2020_4_43.

8. Trunova, E. Yu. Teoreticheskie podxody' k ponyatiyu e'ffektivnosti gosudarstvenny'x programm / E. Yu. Trunova // Industrial'naya e'konomika. 2020. № 4. S. 46-49. DOI 10.47576/2712-7559_2020_4_46.

9. Kubasova, O. A. Osnovny'e e'tapy' formirovaniya strategii povy'sheniya mezhdunarodnoj konkurentosposobnosti promy'shlennogo predpriyatiya / O. A. Kubasova, I. V. Ry'zhov // Transportnoe delo Rossii. 2012. № 5. S. 209-211.

10. Ry'zhov, I. V. Vliyanie Kondrat'evskix voln na perspektivy' razvitiya rossijskoj e'konomiki i oboronnoj sfery' gosudarstva / I. V. Ry'zhov // Finansy' i kredit. 2002. № 19(109). S. 54-61.

11. Ry'zhov, I. V. Prioritety' investicionnoj strategii Rossii na dolgosrochnuyu perspektivu / I. V. Ry'zhov, S. G. Maly'gin // E'konomicheskie nauki. 2008. № 38. S. 164-166.

12. Goloshhapov, A. N. Obshhaya xarakteristika i algoritm provedeniya vnutrennego audita sistemy' menedzhmenta kachestva organizacii / A. N. Goloshhapov, I. V. Ry'zhov // E'konomika i predprinimatel'stvo. 2012. № 5(28). S. 244-248.

13. Ry'zhov, I. V. Bol'shie cikly' v mirovom i otechestvennom xozyajstve (Vozdejstvie na formirovanie e'konomicheskix modelej) : special'nost' 08.00.01 «E'konomicheskaya teoriya» : dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni doktora e'konomicheskix nauk / Ry'zhov Igor' Viktorovich. Moskva, 2002. 387 s.

14. Ry'zhov, I. V. Organizacionno-upravlencheskij instrumentarij formirovaniya sistemy' kachestva biznes-planirovaniya na promy'shlennom predpriyatii / I. V. Ry'zhov, B. I. Chernyaxovskij // E'konomika i predprinimatel'stvo. 2018. № 1(90). S. 783-790.

15. Rol' gosudarstva v upravlenii funkcionirovaniem i razvitiem predpriyatij oboronno-promy'shlennogo kompleksa / S. S. Chebotarev, V. S. Chebotarev, B. V. Proskurin, I. V. Ry'zhov // E'konomika i predprinimatel'stvo. 2019. № 4(105). S. 41-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.