Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ РАЗЛИЧНОГО УРОВНЯ'

СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ РАЗЛИЧНОГО УРОВНЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОЦЕССЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Адаменко А.А., Михалев И.И., Горяинов В.В.

Современные компании стремятся получить доступ к жизненно важным новым цифровым технологиям, которые, в свою очередь, разрушают устоявшиеся обычая (технологии), существующие в данной сфере. Предметом рассмотрения данной статьи являются современные особенности цифровой трансформации процессов управления экономических систем. Внедрение новых цифровых технологий в систему управления повышает производительность, снижает издержки бизнеса, повышает доступность информации и снижает барьеры для выхода на новые рынки - тем самым оказывая мультипликативный эффект на развитие экономики в целом. В статье проанализирован всемирный рейтинг цифровой конкурентоспособности IMD, проанализированы подходы к измерению уровня/глубины цифровизации компаний, выявлены отличительные особенности цифровизации и цифровой трансформации на уровне компаний, а также изучены отраслевые особенности применения новых цифровых технологий. Выявлено, что цифровые технологии наделяют компании важными конкурентными преимуществами (возможностями) во всех сферах услуг и производства, и их роль в жизни предприятия постоянно растёт: от обычного предоставления новых производственных возможностей и поддержки производства в целом, до влияния и даже изменения векторов общих стратегических решений современных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN FEATURES OF DIGITAL TRANSFORMATION OF THE MANAGEMENT PROCESSES OF ECONOMIC SYSTEMS OF DIFFERENT LEVEL

Modern companies strive to gain access to vital new digital technologies, which, in turn, disrupt the established customs (technologies) existing in this area. The subject of this article is the modern features of digital transformation of management processes of economic systems. The introduction of new digital technologies in the management system increases productivity, reduces the cost of business, increases the availability of information and reduces the barriers to enter new markets, thus having a multiplier effect on the development of the economy as a whole. The article analyzes the IMD world rating of digital competitiveness, analyzes approaches to measuring the level/deepness of companies' digitalization, reveals distinctive features of digitalization and digital transformation at the company level, and examines industry-specific features of new digital technologies application. It was found that digital technologies provide companies with important competitive advantages (opportunities) in all areas of services and production, and their role in the life of the enterprise is constantly growing: from the usual provision of new production capabilities and support for production in general, to influence and even change the vectors of general strategic decisions of modern organizations.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ РАЗЛИЧНОГО УРОВНЯ»

Современные проблемы управления Modern management problems

EDN: LCXCOI

А.А. Адаменко - д.э.н., профессор кафедры теории бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, adam83@mail.ru,

A.A. Adamenko - doctor of economic sciences, professor of the department of accounting theory, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;

И.И. Михалев - аспирант кафедры «Менеджмент и управление персоналом», Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, Орел, Россия, kafedramunh@mail.ru,

I.I. Mikhalev - graduate student of the department of management and public administration, Central russian institute of management, Branch of RANEPA, Orel, Russia;

B.В. Горяинов - соискатель, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, v.goryainov@mail.ru,

V.V. Goryainov - applicant, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia.

СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ РАЗЛИЧНОГО УРОВНЯ MODERN FEATURES OF DIGITAL TRANSFORMATION OF THE MANAGEMENT PROCESSES OF ECONOMIC SYSTEMS OF DIFFERENT LEVEL

Аннотация. Современные компании стремятся получить доступ к жизненно важным новым цифровым технологиям, которые, в свою очередь, разрушают устоявшиеся обычая (технологии), существующие в данной сфере. Предметом рассмотрения данной статьи являются современные особенности цифровой трансформации процессов управления экономических систем. Внедрение новых цифровых технологий в систему управления повышает производительность, снижает издержки бизнеса, повышает доступность информации и снижает барьеры для выхода на новые рынки - тем самым оказывая мультипликативный эффект на развитие экономики в целом.

В статье проанализирован всемирный рейтинг цифровой конкурентоспособности IMD, проанализированы подходы к измерению уровня/глубины цифровизации компаний, выявлены отличительные особенности цифровизации и цифровой трансформации на уровне компаний, а также изучены отраслевые особенности применения новых цифровых технологий. Выявлено, что цифровые технологии наделяют компании важными конкурентными преимуществами (возможностями) во всех сферах услуг и производства, и их роль в жизни предприятия постоянно растёт: от обычного предоставления новых производственных возможностей и поддержки производства в целом, до влияния и даже изменения векторов общих стратегических решений современных организаций.

Abstract. Modem companies strive to gain access to vital new digital technologies, which, in turn, disrupt the established customs (technologies) existing in this area. The subject of this article is the modern features of digital transformation of management processes of economic systems. The introduction of new digital technologies in the management system increases productivity, reduces the cost of business, increases the availability of information and reduces the barriers to enter new markets, thus having a multiplier effect on the development of the economy as a whole.

The article analyzes the IMD world rating of digital competitiveness, analyzes approaches to measuring the level/deepness of companies' digitalization, reveals distinctive features of digitalization and digital transformation at the company level, and examines industry-specific features of new digital technologies application. It was found that digital technologies provide companies with important competitive advantages (opportunities) in all areas of services and production, and their role in the life of the enterprise is constantly growing: from the usual provision of new production capabilities and support for production in general, to influence and even change the vectors of general strategic decisions of modern organizations.

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровая трансформация, цифровые технологии, процессы управления в организации.

Keywords: digital economy, digital transformation, digital technologies, management processes in the organization.

В настоящее время цифровые технологии значительно изменили мир. Прежде всего, произошли тотальные изменения в обществе, экономике и, как следствие, в бизнес-моделях. Цифровизация влияет на людей, например, посредством социальных сетей и сети интернет, а также на бизнес - через те цифровые технологии, которые сейчас активно развиваются.

Современные компании стремятся ликвидировать пробелы в инновациях, заменяя или дополняя свои собственные исследования и разработки, технологиями, полученными из вне. Фирмы, оперирующие в традиционных, нетехнологичных секторах в настоящее время сталкиваются с проблемой масштабных технологических изменений (так называемых Четвертой промышленной революцией), ставящих под сомнение оптимальность их производственных методов и даже жизнеспособность их бизнес-моделей. Благодаря множеству новых решений, таких как цифровые и мобильные технологии, робототехника, искусственный интеллект (ИИ) и Интернет вещей (IoT), облачные сервисы, технологии альтернативной и/или дополненной реальности, а так же различные системы автоматизации бизнес-процессов, нетехнологичные (нецифровые) продукты/товары, такие как прикроватный столик (например, умный столик Sobro Smart Side Table, способный убаюкивать вас звуками природы, ночью генерировать белый шум, заглушая звуки с улицы, а утром разбудит светодиодным мягким освещением, похожим на восход солнца), лампочки (например, Yandex или Xiaomi, способные производить различные манипуляции со светом: менять яркость, силу и теплоту свечения) и даже одежда/обувь для трени-

ровок (например линейка умных кроссовок от Xiaomi) и даже душ (умная ванная комната от Kohler) теперь могут содержать интеллектуальные, аналитические или функции подключения/связи.

Следовательно, внедрение передовых технологий стало актуальным для компаний практически во всех отраслях, способствуя изменению цепочек создания стоимости, границы конкуренции, отраслевых барьеров и конечно же самих продуктов. Таким образом, передовые технологии - и в их числе цифровые технологии -стали движущей силой возможностей неорганического роста для компаний [1]. Также мотивация к приобретению технологий, спровоцированная активным развитием инновационной (цифровой) экономики, была дополнительно усилена позитивным экономическим развитием в течение последнего десятилетия, доступом к недорогому финансированию и интенсивной конкуренцией [12]. Однако приобретение технологий часто рассматривается как дорогостоящий и сложный процесс, поскольку компании-цели, оперирующие в высокотехнологичных областях, обычно характеризуются высокими коэффициентами оценки. К тому же интегрировать инновационные цели в области высоких технологий в крупную традиционную компанию с меньшей гибкостью и скорость адаптации [14] - задача далеко не из легких. Это и делает интересным изучение того, как акционеры-покупатели в этих фирмах видят возможности создания стоимости в результате поглощения технологий [4].

Gartner, одна из ведущих мировых исследовательских и консалтинговых компаний в области информационных технологий, определяет цифровизацию следующим образом: цифровизация - это использование цифровых технологий для изменения бизнес-модели и предоставления новых возможностей получения доходов и создания ценности; это процесс перехода к цифровому бизнесу [5].

На сегодняшний день компании по всему миру, которые не являются высокотехнологичными, вынуждены пересматривать основы ведения своего бизнеса, изменять или совершенствовать свою бизнес-модель [13].

Осознавая высокую важность цифровых технологий, многие страны предпринимают шаги по ускорению цифрового развития. По данным Организации экономического сотрудничества и развития, 32 из 36 стран -членов организации, а также 6 стран-партнеров имеют национальные цифровые стратегии. Масштабные программы по развитию цифровой экономики действуют в США, Китае и странах Европейского союза.

Однако стоит отметить несмотря на то, что США четвертый год подряд (на момент 2021 года) возглавляют рейтинг цифровой конкурентоспособности IMD, Китай поразительно быстро набирает темпы. Эта азиатская страна поднялась на целых 15 позиций, перейдя с 30-го на 15-е место в рейтинге (таблица 1) [3].

Таблица 1 - Всемирный рейтинг цифровой конкуренции IMD

Страна Ранг Изменение, позиций Страна Ранг Изменение, позиций

2020 2021 2020 2021

США 1 1 - Чешская Республика 35 33 2

САР Гонконг 5 2 3 Португалия 37 34 3

Швеция 4 3 1 Словения 31 35 -4

Дания 3 4 -1 Саудовская Аравия 34 36 -2

Сингапур 2 5 -3 Латвия 38 37 1

Швейцария 6 6 - Таиланд 39 38 1

Нидерланды 7 7 - Чили 41 39 2

Тайвань,Китай 11 8 3 Италия 42 40 2

Норвегия 9 9 - Польша 32 41 -

ОАЭ 14 10 4 Россия 43 42 1

Финляндия 10 11 -1 Кипр 40 43 -3

Южная Корея 8 12 -4 Греция 46 44 2

Канада 12 13 -1 Венгрия 47 45 2

Великобритауия 13 14 -1 Индия 48 46 2

Китай 16 15 1 Словацкая Республика 50 47 3

Австрия 17 16 1 Турция 44 48 -4

Израиль 19 17 2 Иордания 53 49 4

Германия 18 18 - Румыния 49 50 -1

Ирландия 20 19 1 Бразилия 51 51 -

Австралия 15 20 -5 Болгария 45 52 -7

Франция 23 21 2 Индонезия 56 53 3

Люксембург 28 22 6 Украина 58 54 4

Новая Зеландия 22 23 -1 Хорватия 52 55 -3

Франция 24 24 - Мексика 54 56 -2

Эстония 21 25 -4 Перу 55 57 -2

Бельгия 25 26 -1 Филиппины 57 58 -1

Малайзия 26 27 -1 Колумбия 61 59 2

Япония 27 28 -1 Южная Африка 60 60 -

Катар 30 29 1 Аргентина 59 61 -2

Литва 29 30 -1 Магнолия 62 62 -

Испания 33 31 2 Ботсвана - 63

Казахстан 36 32 4 Венесуэла 63 64 -1

Интересно то, что США и Китай придерживаются радикально отличающихся стратегий цифровой трансформации бизнеса, правительства и общества в целом. Возможно, что именно это и является ключом к разгадке цифрового чуда, происходящего в Китае. От того, как государство развивает цифровизацию в стране, управляет ей, поощряет компании и всячески стимулирует этот процесс, непременно зависят темпы развития этой цифровизации (в том числе развитие цифровой экономики).

Если соотносить доли цифрового ВВП с мировым, то США, на правах лидирующей экономики мира владеют 25 % цифрового ВВП и 35 % мирового ВВП соответственно. В свою очередь, Китаю, который насту-

пает Америке на пятки, принадлежит 25 % мирового ВВП, и лишь 13 % от доли цифрового ВВП мира. Однако ежегодно Китай наращивает темпы, и их доля в цифровом ВВП растет намного быстрее, чем в других странах.

Для того, чтобы оценивать способность и готовность стран внедрять и изучать цифровые технологии как ключевой фактор экономических преобразований в бизнесе, правительстве и обществе в целом, уже пятый год существует рейтинг IMD World Digital Competitiveness, составленный Центром международной конкурентоспособности IMD.

Рейтинг IMD World Digital Competitiveness (WDC) анализирует и ранжирует степень, в которой страны внедряют и изучают цифровые технологии, ведущие к преобразованиям в государственной практике, бизнес-моделях и обществе в целом. В свою очередь, каждый из этих факторов делится на 3 субфактора, которые отражают каждый аспект анализируемых областей.

Цифровой рейтинг, основанный на сочетании достоверных данных и ответов на опросы руководителей бизнеса и правительства, помогает правительствам и компаниям понять, на чем сосредоточить свои ресурсы и каковы могут быть наилучшие практики при переходе к цифровой трансформации.

На момент 2021 года Россия занимала 43-е место, с результатом чуть выше среднего - 59,95 баллов из 100 (рисунок 1).

2М4

70,706 59,95

23,463 24,975 27,763 23,991

• 2017 год (63 страны) 2018 год (63 страны) — 2019 год (63 страны)

Рисунок 1 - Россия в рейтинге всемирной цифровой конкуренции

Однако следует подробнее рассмотреть динамику изменения положения России в рейтинге цифровой конкуренции 1МБ. На рисунке 1 видно, что страна, занимающая первое место в этом рейтинге, имеет 100 баллов из 100. Это безусловно Соединённые Штаты Америки, первая экономика мира, где зарождается и быстрыми темпами развивается все новое. Как и все в мире, наш бизнес тоже ровняется на западных коллег, перенимая опыт, знания и технологии из-за рубежа.

Однако 43-е место для России не было её пиком. Начиная с 2017 года видно, что Россия активно набирала «баллы цифровизации» и с каждым годом выходила на новый рубеж. Пик своего цифрового рейтинга Россия достигла в 2019 году, заняв 38 место из 63. Показатель всемирного рейтинга цифровизации России впервые пересек отметку в 70 баллов, показав результат в 70,4 балла.

Однако, параллельно возрастает и рейтинг (в баллах) страны, которая находится на последнем месте. Этой страной является Венесуэла (таблица 1). Если сопоставить эти факты, то мы можем говорить о глобальном развитии цифровизации в мире, что в свою очередь ведет к развитию, в том числе, и цифровой экономики.

Следовательно, существует потребность в новых адаптивных механизмах для перехода всех систем на цифровизацию во всех сферах жизни, то есть они должны быть обеспечены новыми нормативными вызовами, разработана новая схема управления данными и решены образовательные задачи подготовки специалистов нового типа, способных существовать в новой цифровой культуре.

Те сравнения, которые описаны выше хороши для понимания положения страны на международной арене цифровой конкуренции. Они будут полезны для анализа уровня цифровизации и развития экономики государства в целом и отдельно в каждой отрасли [6].

Однако, для достижения цели данного исследования необходимо понять более глубинные процессы, которые происходят на уровне самих реализаторов цифровизации - компаний. Необходимо исследовать глубину процессов цифровизации на уровне предприятий. Так же, как и страны, разные компании по-разному внедряют цифровые технологии в бизнес-процессы, изменяя или кардинально меняя свои бизнес-модели. Это явление называется цифровой трансформацией.

Следует различать цифровизацию, цифровую трансформацию и автоматизацию бизнес-процессов, последняя является отправной точкой, началом построения цифрового производства (рисунок 2).

Рисунок 2 - Этапы цифровизации

Как видно из рисунка 2 первый этап, который предшествует цифровой трансформации - это автоматизация. Автоматизация представляет собой внедрение ИТ-решений, повторяющих имеющиеся процессы (технологические, производственные) [8].

Затем идет цифровизация, которая ведет к улучшению существующих процессов путем внедрения ИТ. Также на этапе цифровизации активно используются Lean-методы оптимизации, реинжиниринг процессов, а также анализ данных для принятия решений. Замыкает эту цепочку цифровых изменений цифровая трансформация. Однако все еще открытым остаётся вопрос того, насколько глубоко цифровизация способна проникнуть

в компанию, её производственные и жизненные циклы, и как много сфер бизнес-модели могут быть оцифрованы. Цифровая революция привела к тому, что в различных отраслях цифровые технологии стали одним из главных инструментов развития компании. Однако даже в настоящее время отрасли находятся на различных стадиях цифровой зрелости [7].

Исследователи представляют кривую трансформации цифровой индустрии, где отрасли могут быть позиционированы в зависимости от степени, в которой компания и клиенты приняли цифровизацию. Выделят шесть этапов цифрового развития отрасли (рисунок 3).

Появление новых тенденций

Единичная адаптация новых моделей

Рисунок 3 - Преобразование отрасли посредством перехода на цифровые технологии

Рассмотрим представленные этапы более подробно.

1. Появляются новые тенденции. Это этап зарождения цифровизации какого-либо процесса, когда смельчаки пытаются создать что-то функционально новое, внедряя цифровые технологии в обыденные жизненные процессы или процессы производства. Примером таких тенденций может служить появление онлайн-агрегаторов, которые кардинально меняют поведение покупателей, заставляя производителей тоже меняться и менять свои устоявшиеся бизнес-процессы (например, ценообразование) [19]. В Южной Корее онлайн -агрегатор ОК Cashbag внес свой вклад в покупательское поведение потребителей с помощью мобильного приложения, которое использует рекламные акции и программы лояльности более чем 50 000 компаний-продавцов. Таким образом, заставляя бизнес «общаться» с покупателями через посредника, которого сильные компании хотят исключить из данной цепочки.

2. Инновационные стартапы создают прорывные бизнес-модели; или же появляются новые конкуренты, которых ранее невозможно было предсказать. Развитие цифровых технологий привело к тому, что всё чаще начинают ломаться сложившиеся барьеры для входа в отрасль, а также традиционные источники дифференциации. Цифровые технологии дают своим обладателям порой колоссальные возможности [15]. Несмотря на то, что эти новые конкуренты часто представляют собой небольшие компании, которые вряд ли изменят масштаб, они могут нанести огромный ущерб уже действующим игрокам.

3. Первые последователи принимают новые модели. Поскольку цифровая экономика снижает транзак-ционные издержки и затраты на рабочую силу, повышает доходность от масштаба за счет агрегированных данных, выигрывает в качестве с точки зрения талантов и интеллектуальной собственности, связанных с сетевыми эффектами, компании легко принимают эти цифровые изменения, стараясь как можно лучше встроить их в свою бизнес-модель. В моделях с высоким содержанием информации сравнительные преимущества могут быстро реализоваться [9]. Некоторые стартапы, известные своим опытом в цифровом мире и своей инженерной культурой, действуют как магниты для талантов (специалистов). Эти явления приводят к ускорению консолидации секторов, в которых цифровые масштабы будут иметь наибольший вес, в ущерб другим моделям с высокой капитализацией или рабочей силой.

4. Адаптация самых продвинутых в отрасли. Поскольку цифровые технологии снижают транзакционные издержки, цепочки создания стоимости распадаются [16]. Продукты и услуги третьих лиц быстро встраиваются в свободные пространства. Для многих компаний было бы невыгодно развивать эти новые функции с конкурентоспособным уровнем производительности, поэтому они предпочитают интегрировать в свою цепочку создания стоимости уже существующие предложения. Тем самым порождая мотивы для сделок слияний и поглощений.

5. Основные клиенты адаптируются. На этом этапе цифровые технологии будут вторгаться во все большее число сфер знаний, поскольку компании все чаще автоматизируют свои задачи, основанные на обобщении информации, которыми обычно занимались рядовые сотрудники и среднее звено управления [11]. И тут серьезной проблемой для руководителей станет то, как перераспределить экономию, полученную от автоматизации, на приобретение навыков, необходимых для применения цифровых технологий, существования цифрового бизнеса. Чем больше компаний начинают использовать те или иные технологии, тем больше возрастает спрос на опыт и навыки работы с этими технологиями.

6. Цифровизация достигает своего переломного момента. Шестой этап является переломным моментом и приводит к тому, что отстающие сотрудники с низким «цифровым» опытом вынуждены покинуть компанию, в то время как более продвинутые сотрудники и признанные цифровые стартапы становятся новой нормой. Кривая концептуально иллюстрирует то, как сотрудники, не сумевшие адаптироваться, уже исчезают в отраслях с ранними цифровыми изменениями, например, в розничной торговле и традиционных медиа-коммуникациях. Однако, у работников в менее развитых в цифровом отношении отраслях все еще есть время адаптироваться и выжить. Отрасли, которые уже достигли переломного момента, предлагают бесчисленные примеры отстающих сотрудников, которые не смогли отреагировать на изменение конкурентной среды [10].

В настоящее время многие отрасли все еще находятся на очень ранней стадии оцифровки, и экономические последствия цифровой стратегии в будущем станут более значительными.

Кроме того, они приходят к выводу, что цифровые технологии действительно станут движущей силой для разделения высокоэффективных и низкоэффективных компаний в каждой отрасли: когда выборка компаний была ранжирована с точки зрения роста выручки, роста EBIT и рентабельности инвестиций в цифровые технологии, они обнаружили, что дальнейшие этапы цифровизации снижают доходы отрасли и рост прибыли компаний нижнего квартиля в отрасли, в то время как компании верхнего квартиля и их последователи, получают непропорциональную прибыль. Цифровизация как таковая превратилась из формы технической эволюции в явление, которое может повлиять на любой вид организации [18].

Однако усилия, направленные на цифровую трансформацию, не являются прямой гарантией успеха. Об этом в своем исследовании говорят Давенпорт и Вастерман [2]. Они описывают и анализируют несколько громких дел крупных международных компаний, таких как Lego, General Electric, Nike, Ford и другие, которые потратили миллионы долларов на получение цифровых технологий, открывающих перед ними новые технологические возможности. Но, к сожалению, эти компании из-за серьезных финансовых проблем больше пострадали нежели выиграли от этих манипуляций.

Таким образом, цифровые инвестиции не спасают органиазции в условиях ухудшения экономических условий или снижения спроса на продукт. Точно так же хозяйствующие субъекты, которые пытаются использовать циф-ровизацию в качестве «быстрого решения» и контролируют ее многогранный и диффузный характер, или которые неправильно оценивают готовность отрасли, не обязательно добиваются успеха в своих усилиях по цифровизации.

Описанное выше свидетельствует о том, том, что сфера, в которой оперирует бизнес, играет важную роль в развитии уровня цифровизации бизнес - процессов и формировании цифровых компетенций ее сотрудников.

Следовательно, для того, чтобы отраслевой фактор (принадлежность компании к какой-либо конкретной отрасли) не исказил значимость других факторов в исследуемой модели (смещение значимости), необходимо наличие контрольной переменной, отображающей отраслевую принадлежность организации.

Источники:

1. Avdeeva I. Digitalization as a new factor of sustainable development of the russian forest industry complex / Avdeeva I., Belolipezkaj A., Golovina T., Polyanin A. // В сборнике: IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. Сер. "International Forestry Forum "Forest Ecosystems as Global Resource of the Biosphere: Calls, Threats, Solutions"" 2020. С. 012051.

2. Davenport T. H., Westerman G. Why so many high-profile digital transformations fail //Harvard Business Review. - 2018. - Т. 9. - С. 15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. IMD. World Digital Competitiveness Ranking 2021, [Электронный ресурс] URL: https://www.imd.org/centers/world-competitivenesscenter/ rankings/world-digital-competitiveness.

4. Polyanin A. Organizational and managerial infrastructure of digitalization processes in economic systems of various levels / Polyanin A., Golovina T., Avdeeva I., Merkulov A., Klevtsova M. // IBIMA Business Review. 2020. № 2018. С. 4159.

5. Авдеева И.Л Стратегический менеджмент: аналитические методы его осуществления / Авдеева И.Л., Суровнева А.А. Учебно-методическое пособие / Орел, 2022. С.172.

6. Авдеева И.Л Управление изменениями в интегрированных образованиях на основе платформенного подхода / И.Л. Авдеева, Т.А. Головина, А.В. Полянин, Ю.В. Вертакова // Экономика промышленности. 2020. Т. 13. N° 4. С. 448-459.

7. Авдеева И.Л. Возможности цифровой экономики для развития банковского бизнеса в России / И.Л. Авдеева // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. Т. 12. № 5. С. 69-81.

8. Авдеева И.Л. Управление интегрированными образованиями в условиях цифровизации экономических процессов / И.Л. Авдеева // В сборнике: Вызовы цифровой экономики: развитие комфортной городской среды. Труды III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2020. С. 20-23.

9. Авдеева И.Л. Цифровая трансформация экономических процессов: возможности и угрозы / И.Л. Авдеева, Т.А. Головина, Л.В. Парахина // Финансовый бизнес. 2020. № 1 (204). С. 3-7.

10. Авдеева И.Л. Цифровая трансформация экономических систем: итоги и перспективы развития / И.Л. Авдеева // Среднерусский вестник общественных наук. 2021. Т. 16. № 1. С. 226-239.

11. Белолипецкая А.Е. Экономическая деятельность предпринимательских структур на платформах цифровой инфраструктуры / А.Е. Белолипецкая, И.Л. Авдеева, А.В. Барышев // Экономика и предпринимательство. 2020. № 2 (115). С. 615-620.

12. Головина Т.А Концепция управления цифровыми рисками экономических систем / Т.А. Головина, Д.А. Суханов // В сборнике: Современные тенденции развития менеджмента и государственного управления. Материалы всероссийской очной научно-практической конференции. 2021. С. 68-74.

13. Головина Т.А. Концепция управления цифровыми рисками экономических систем / Т.А. Головина, Д.А. Суханов // В сборнике: Современные тенденции развития менеджмента и государственного управления. Материалы всероссийской очной научно-практической конференции. 2021. С. 68-74.

14. Головина Т.А. Рискоориентированное управление в условиях цифровой трансформации экономических процессов / Т.А. Головина, Д.А. Суханов // В сборнике: Вызовы цифровой экономики: развитие комфортной городской среды. Труды III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2020. С. 179-183.

15. Головина Т.А. Управление рисками организаций в условиях цифровой экономики / Т.А. Головина, И.Л. Авдеева, Д.А. Суханов // Вестник Академии знаний. 2022. № 48 (1). С. 55-61.

16. Основные тренды цифровой трансформации экономики / Масюк Н.Н., Бушуева М.А., Брагина З.В., Кирьянов А.Е., Чжао Ч., Балдина Ю.В., Лебединская Ю.С., Бараусова Е.А., Нигай Е.А., Полянин А.В., Авдеева И.Л., Михалев И.И., Головина Т.А., Крестов В.С., По-лищученко В.А., Ивельская Н.Г., Супруненко В.Н., Титова Н.Ю., Чжэн Ф. Владивосток, 2022. С.144

17. Сахарова С.М. Цифровизация публичной политики в системе государственного управления / С.М. Сахарова, И.Л. Авдеева, Л.В. Парахина // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2022. Т. 10. № 1 (56). С. 114-125.

18. Сулима Е.П. Эффективное управление безопасностью персональных данных как фактор развития цифровых экосистем / Е.П. Сулима, Т.А. Головина // В сборнике: Современные тенденции развития менеджмента и государственного управления. Материалы всероссийской очной научно-практической конференции. 2021. С. 320-327.

19. Адаменко, А. А. К вопросу о построении и функционировании системы управления развитием инновационной деятельности компании / А. А. Адаменко, В. С. Солодкин, Д. В. Петров // Естественно-гуманитарные исследования. - 2021. - № 36(4). - С. 8-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.