Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ '

СТРАТЕГИЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
231
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая экономика / цифровая трансформация / стратегия / экономическая система / digital economy / digital transformation / strategy / economic system

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — С.А. Чернявская, И.И. Михалев, З.Р. Мусостов

Цифровизация процессов управления в организациях занимает очень важную роль в менеджменте экономических систем. Прогресс не стоит на месте, а вместе с ним и различные технологические открытия, которые в совокупности с ожесточенной конкуренцией на рынке товаров и услуг заставляют компании двигаться вперед и внедрять цифровизацию во все отрасли деятельности. В цифровой экономике базовыми факторами экономической деятельности являются электронные технологии и услуги, а также данные, поэтому наиболее конкурентными странами будут те, чья экономика продвинулась дальше в плане внедрения современных технологий. Стратегическое управление организацией в условиях цифровизации заключается в использовании новых цифровых бизнес-процессов, участники которых могут быть рассредоточены по всему миру, повышении их эффективности за счет более «умного» и оперативного управления с учетом большого количества данных. В статье предложен пошаговый алгоритм формирования стратегии цифровой трансформации экономической системы, выделены возможности и риски данного процесса. Авторами сделан ввод о том, что цифровая трансформация – это фундаментальное изменение корпоративной стратегии, организации, процессов, бизнес-модели, культуры, коммуникации и системы, основанное на различных изменениях, происходящих из-за «всего цифрового».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY FOR DIGITAL TRANSFORMATION OF ECONOMIC SYSTEMS

Digitalization of management processes in organizations plays a very important role in the management of eco-nomic systems. Progress continues, and with it various technological breakthroughs, which, coupled with fierce competition in the market for goods and services, are forcing companies to move forward and implement digitalization in all sectors of activity. In the digital economy, the underlying drivers of economic activity are electronic technology and services as well as data, so the most competitive countries will be those whose economies have advanced further in terms of adopting modern technology. Strategic management of the organization in the context of digitalization lies in the use of new digital business processes, whose participants can be dispersed around the world, increasing their efficiency through more "smart" and operational management, taking into account the large amount of data. The article offers a step-by-step algorithm for forming a strategy for digital transformation of the economic system, highlighting the opportunities and risks of this process. The authors conclude that digital transformation is a fundamental change in corporate strategy, organization, processes, business model, culture, communication and system, based on various changes occurring due to "everything digital".

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ »

References:

1. Borsch L.M. Development of the regional financial and economic system and its sustainability / L.M. Borsch, D.D. Burkaltseva, D.N. Mikhailova // Scientific Bulletin: finance, banks, investments. 2021. No. 2 (55). pp.123-127.

2. Vasilyeva N.K. Financial sustainability of organizations of the agro-industrial complex of the Krasnodar Territory / N.K. Vasilyeva, N.P. Agafonova, N.T. Kumpilov, K.A. Nazarethyan // EGI. 2020. No. 1 (27). S.89-94.

3. Namazov E.E. Taxes as a source of federal budget revenues / Namazov E.E.O., Khramchenko A.A., Bolotnova E.A. / / In the collection: Problems and prospects for the development of the theory and practice of finance. collection of articles of the international scientific-practical conference of students, graduate students and teachers, on the eve of the 25th anniversary of the faculty "Finance and Credit" of the Kuban State Agrarian University. 2019. S. 99-103.

4. Pelipenko E.D. Methods of balancing the state budget / Pelipenko E.D., Khramchenko A.A., Bolotnova E.A. / / In the collection: Actual problems of the budget structure of the Russian Federation. Collection of articles of the international scientific-practical conference of students, graduate students and teachers of the Faculty of Finance and Credit of the Kuban State Agrarian University. Compiled by A.A. Khramchenko, E.A. Bolotnova. 2019. S. 99-103.

5. Khramchenko A.A. The budget of the Russian Federation as an instrument of economic development / A.A. Khramchenko, O.A. Chernaya, T.A. Titova, D.V. Tkachev // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2021. No. 2 (43). pp. 443-448.

DOI: 10.24412/2309-4788-2022-43-5-339-345 EDN: JQFSQT

С.А. Чернявская - д.э.н., профессор кафедры теории бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, docsveta17@gmail.com,

S.A. Chernavskaya - doctor of economic sciences, professor of the department of accounting theory, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;

И.И. Михалев - аспирант кафедры «Менеджмент и управление персоналом», Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, Орел, Россия, mikhalevii@mail.ru,

I.I. Mikhalev - postgraduate student of the department of management and personnel management central russian institute of management, Branch of RANEPA, Orel, Russia;

З.Р. Мусостов - ассистент кафедры Государственного и муниципального управления, Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова, Грозный, Россия, zmr@hotmail.co.uk,

Z.R. Musostov - assistant of the department of state and municipal administration, Chechen state university named after A.A. Kadyrov, Grozny, Russia.

СТРАТЕГИЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ STRATEGY FOR DIGITAL TRANSFORMATION OF ECONOMIC SYSTEMS

Аннотация. Цифровизация процессов управления в организациях занимает очень важную роль в менеджменте экономических систем. Прогресс не стоит на месте, а вместе с ним и различные технологические открытия, которые в совокупности с ожесточенной конкуренцией на рынке товаров и услуг заставляют компании двигаться вперед и внедрять циф-ровизацию во все отрасли деятельности. В цифровой экономике базовыми факторами экономической деятельности являются электронные технологии и услуги, а также данные, поэтому наиболее конкурентными странами будут те, чья экономика продвинулась дальше в плане внедрения современных технологий. Стратегическое управление организацией в условиях цифровизации заключается в использовании новых цифровых бизнес-процессов, участники которых могут быть рассредоточены по всему миру, повышении их эффективности за счет более «умного» и оперативного управления с учетом большого количества данных. В статье предложен пошаговый алгоритм формирования стратегии цифровой трансформации экономической системы, выделены возможности и риски данного процесса. Авторами сделан ввод о том, что цифровая трансформация - это фундаментальное изменение корпоративной стратегии, организации, процессов, бизнес-модели, культуры, коммуникации и системы, основанное на различных изменениях, происходящих из-за «всего цифрового».

Abstract. Digitalization of management processes in organizations plays a very important role in the management of economic systems. Progress continues, and with it various technological breakthroughs, which, coupled with fierce competition in the market for goods and services, are forcing companies to move forward and implement digitalization in all sectors of activity. In the digital economy, the underlying drivers of economic activity are electronic technology and services as well as data, so the most competitive countries will be those whose economies have advanced further in terms of adopting modern technology. Strategic management of the organization in the context of digitalization lies in the use of new digital business processes, whose participants can be dispersed around the world, increasing their efficiency through more "smart" and operational management, taking into account the large amount of data. The article offers a step-by-step algorithm for forming a strategy for digital transformation of the economic system, highlighting the opportunities and risks of this process. The authors conclude that digital transformation is a fundamental change in corporate strategy, organization, processes, business model, culture, communication and system, based on various changes occurring due to "everything digital".

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровая трансформация, стратегия, экономическая система.

Keywords: digital economy, digital transformation, strategy, economic system.

Цифровая трансформация выходит за рамки цифровых технологий и, опираясь на теорию систем, одинаково влияет на сотрудников, структуры, задачи и организационные процедуры. Поэтому цифровую трансформацию необходимо понимать, как целостную социально-техническую задачу, которая имеет серьезные последствия для экономики, общества, организаций и отдельных лиц. Эта точка зрения предполагает, что конкурентоспособность организаций зависит не только от интеграции новейших технологий, но и от того, насколько хорошо компании решают дополнительные задачи, такие как взаимодействие с клиентами и партнерами, корректировка организационных процедур и создание соответствующей организационной культуры.

Исследованиями процессов цифровизации, положений промышленной революции 4.0, роли цифровых инноваций в экономических системах занимаются зарубежные ученые Кембриджского университета, Оксфордского университета и другие. Также можно выделить работы Фолкера Фрее, Торстена Кляйншмидта и Франка Теутеберга, которые делают попытку оценить потенциал цифровой экономики посредством анализа литературы, кейсов и интервью представителей бизнеса [1,2].

Теоретические основы построения интеллектуальных информационных систем отражены в работах Д.А. Поспелова, Т.А. Гавриловой, Корнеева В.В., В.Ф. Хорошевского, А.Ф. Гареева, С.В. Ва-сютина, В.В. Райха, О.В. Буреша, М.А. Жука, В.П. Евменова и др. [3,4].

Стратегические аспекты цифровой трансформации рассматриваются в научных исследованиях российских и зарубежных ученых Б.Е. Федунова, Л.В. Массель, Н.И. Юсуповой, В.И. Васильева, П. Грумпоса, Д. Дитриха, Г. Ковача, Т. Саати и др. Одним из наиболее успешных примеров мировых исследований в данной области является совместный европейский проект, направленный на разработку моделей и методов интеллектуальной поддержки научных исследований (IntelligentDiscoveryAssistant. An EU-FP7 CollaborativeProject Theme ICT -4 .4: IntelligentContentandSemantics) [1,2].

В условиях быстро меняющейся внешней среды, ускоренного развития техники и технологий компаниям, заинтересованным в своем стратегическом развитии, приходится задумываться не только об инновационном развитии производимого ими товара или услуги, но и необходимости внедрения инноваций в корпоративную сферу. Где требуется работать в следующих направлениях: маркетинг, финансы, инвестиционная деятельность, кадровая политика, материально-техническое снабжение, информационное обеспечение.

Безусловно, цифровизация имеет положительную сторону не только для компании (организация единой системы управления компании, дистанционным контролем пилотных проектов и полученных данных, проведение быстрого анализа состояния аппаратуры), но и для потребителей, так как, в конечном счете, улучшается продукт, получаемый потребителем.

Это могут быть улучшения, как качественные, так и стоимостные. Помимо положительных факторов, стоит не забывать о важных основополагающих факторах: платформенности для единой системы управления и внедрения технологий информационной безопасности.

Благодаря процессу цифровой трансформации становится возможным получать доступ к информации более быстрым, простым и безопасным способом, увеличить вычислительную мощность и создать новые возможности для совместной работы в сети. В частности, для образовательной сферы это позволяет обеспечить доступность образовательного контента, приводя к развитию новых образовательных стратегий.

Процесс цифровой трансформации начинает действовать как целостный процесс, который эволюционировал из непрерывного перехода от аналогового к цифровому, приводя к конкретным преобразованиям, отвечающим потребностям пользователей и действующим во всех сферах жизни, например, государственные процедуры и услуги, способствуя прозрачности и доступ к информации.

Рассматривая имеющиеся возможности в динамике, необходимо понимать, что ключ к успеху в цифровом мире кроется в способности организаций ощущать изменения во внешней среде, использовать предстоящие возможности, а также адаптировать и интегрировать текущие ресурсы. То есть необходимо грамотно использовать и преобразовывать имеющиеся организационные возможности для изменения экономической деятельности.

Выявленные проблемы экономических систем на этапах цифровой трансформации приведены на рисунке 1.

С развитием цифрового пространства и промышленного Интернета, роботизации и ис-куственного интеллекта возрастает и число кибератак, которые способны наносить вред как частным лицам, так и бизнесу, и государству. Хищения данных, потери интеллектуальной собственности, коммерческие убытки, а также урон репутации - таковы последствия удачных кибератак. В крайних случаях исход может быть еще более плачевным: остановка производственной деятельности или да-

же техногенные катастрофы. Когда большое количество компонентов автоматизированных систем управления доступно через Интернет, а промышленный Интернет проникает в производство, оно становится более уязвимым для кибератак. Принципиальное отличие цифровизации от автоматизации в том, что при цифровизации информационные технологии перестают быть ресурсом компании и выходят за ее пределы. Переход к открытым инновациям дает преступникам возможность четко понимать внутреннее устройство решений компании и выводить кибератаки на новый уровень.

Организации трансформируются и развиваются с разной скоростью и зависят от окружения и уровня развития цифровых экосистем

Имеет место рыночное сопротивление и конкуренция

Веления цифрового бизнеса регулируется правилами: мобильности данных, зашиты конфиденциальности пользователей, сетевой нейтралитет, и эти правила различаются в разных странах_

Инфраструктурные особенности - цифровой доступ и адекватная пропускная способность; институциональные факторы для создания цифрового контента и интернет-цензуры

Доступность свободных потоков данных, как степень легкости передачи данных через и внутри границ, включая интенсивность потоков, ограничения данных и другие

Рисунок 1 - Выявленные проблемы экономических систем на этапах цифровой трансформации

Деятельность цифровых платформ можно характеризовать важными особенностями, которые взаимосвязаны между собой: сетевым эффектом и эффектом экономии от масштаба. Результатом данных особенностей может быть конкурентоспособности платформы от количества пользователей, которых она объединяет. Здесь перед нами раскрывается новая проблема - локальным цифровым платформам затруднительно противостоять мировым лидерам из-за относительно небольшого потенциального объема рынка.

Таким образом, внедряя стратегии цифровизации в бизнес, важно уметь оценивать риски и иметь понимание о предотварещении негативных последствий для бизнеса.

Последнее десятилетие характеризуется интенсивным развитием и распространением цифровых технологий, что не только снижает транзакционные издержки, но и развивает рынок глобальной конкуренции компаний, продукции, услуг. В этих условиях основополагающим фактором конкурентного преимущества является способность анализировать и обрабатывать большие массивы информации и правильно их использовать.

Развитие цифровой экономики открывает множество возможностей, в области оптимизации слабоэффективных бизнес-процессов, улучшении управляемости бизнеса, прозрачности государственных услуг, повышении прозрачности в управлении компании.

Реализация Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» выявила ряд существенных проблем, а именно: проблема цифрового неравенства, дефицит квалифицированных кадров, отсутствие отечественных систем защиты информации, ограниченные возможности хранилищ данных, отсутствие нормативного регулирования цифровизации.

Однако открываются одновременно новые перспективы в трансформации подходов к организации бизнеса:

- virtual-first: использование в работе удаленного офиса, в этом случае компания получает доступ к огромному количеству специалистов, так как имеет возможность принимать на работу не только людей, проживающих в Российской Федерации, но и сотрудников из любой точки мира. Данный факт может обеспечивать круглосуточную работу над проектом при условии групповой работы, поскольку, если у одной части группы сотрудников рабочий день будет заканчиваться, то у другой части этой группы он будет только начинаться;

- возможности для инновационного развития, например, дальнейшее стимулирование развития интернет - торговли при дополнении доставки роботами. Также бесконтактные и цифровые платежи, удаленная работа, дистанционное обучение, телемедицина, онлайн-развлечения, логистика 4.0, 3Б - печать, робототехника и дроны, 5G-связь и т.д.;

- использование всех возможностей облачных технологий.

Цифровизация является одним из важнейших стратегических инструментов управления рисками. Применение цифровых технологий способствует созданию новых и совершенствованию существующих систем раннего предупреждения и реагирования на чрезвычайные ситуации. Наличие и доступность надежной информации в режиме реального времени, инструменты для визуализации, анализа и прогнозирования событий позволяют правительственным учреждениям, гуманитарным организациям, сообществам и отдельным лицам снижать риски бедствий и их последствия, принимая своевременные меры.

Именно цифровая стратегия задает направление процесса трансформации, определяя долгосрочное видение и связанные с ним стратегии для организации. Более ощутимые возможности задействованы в построении прочных эксплуатируемых отношений с внешними организациями, такими как потенциальные клиенты и деловые партнеры с целью собирать информацию для проектов из нескольких внешних источников, которые могут быть использованы для усиления отношений для создания сети с более высокой ценностью в процессе трансформации.

Этапы формирования стратегии цифровой трансформации экономической системы приведены на рисунке 2.

/'-N

< 5 >

Цифровая реализация: цифровая реализация включает доработку и внедрение цифровой бизнес-модели, различные комбинации опций и дальнейшее развитие в рамках цифровой реализации. Внедрение также включает проектирование цифрового клиентского опыта и цифрового сеть создания ценности, описывающая интеграцию с партнерами, на этом этапе также определяются ресурсы и возможности.

J

< 4 >

Цифровая подгонка. На этапе цифровой подгонки рассматриваются варианты дизайна модели цифрового бизнеса, которые оцениваются для определения Digital Fit с существующей бизнес-моделью. Это гарантирует выполнение требований клиентов и достижение бизнес-целей. Затем оцениваемые комбинации получают приоритет.__j

<3>

Цифровой потенциал: в рамках этой фазы цифрового потенциала передовой опыт и инструменты для цифровой трансформации установлены. Это служит отправной точкой с точки зрения цифрового потенциала и дизайн будущей цифровой бизнес-модели. Для этого есть разные варианты, которые выводятся для каждого элемента бизнес-модели и логически объединяются.

J

< 2 >

Цифровые амбиции: основанные на цифровой реальности, цели в отношении цифровых технологий трансформации определены. Эти цели связаны со временем, финансами, пространством и качеством

<1 >

Цифровая реальность: на этом этапе используется цифровая реальность, существующая бизнес-модель компании представлена вместе с анализом добавленной стоимости, связанным с заинтересованными сторонами, и обзором требования заказчика. Это дает понимание цифровой реальности для этого компания в разных сферах

J

Рисунок 2 - Этапы формирования стратегии цифровой трансформации

экономической системы

Чтобы добиться успеха в цифровой трансформации, на первом этапе важно начать с определения потребностей и целей бизнеса. Необходимо начать не с выбора внедряемой технологии, а с

формирования плана развития компании на 5-10 лет. Для осуществления успешной трансформации требуется ее убедительное экономическое обоснование.

Цифровая трансформация не разовый проект, а то, что определяет стратегическую позицию компании на рынке на долгий период времени, дает возможность обеспечить ее конкурентоспособность. В основе изменений должны оставаться бизнес - приоритеты и ценности компании, а не интерес к прогрессивным технологиям.

Затем, решаясь на цифровую трансформацию, руководству компании и работникам стоит подготовиться к изменениям и в культуре компании, которые станут заметны лишь с течением времени. Реализация инициатив повлияет на повседневную работу сотрудников, вероятно, усложнив привычные действия, процессы и операции. Обычно наблюдается скептицизм к нововведениям, поэтому нужно быть готовым противостоять сопротивлению внутренней среды к изменениям. Кроме того, важнейшим элементом цифровой трансформации должны стать проекты, повышающие эффективность, результативность и производительность труда работников и руководящего звена на любом уровне управления в организации.

Реализация стратегии цифровой трансформации требует, поэтому первая инициатива в рамках стратегии имеет решающее значение для подтверждения ценности преобразований и обеспечения долгосрочного успеха принятой стратегии.

Прежде чем начать движение по вектору трансформации, на следующем этапе менеджеры должны четко определить ключевые показатели эффективности для каждого проекта. В то же время необходима периодическая обратная связь с заинтересованными сторонами для гарантии, что все извлекают уроки из опыта по мере реализации стратегии цифровой трансформации. Кроме того, могут появляться новые цели, и компании нужно оставаться гибкой, чтобы оперативно реагировать на возможные изменения внешней среды.

Когда компания получает первые результаты от внедрения стратегии цифровой трансформации, нужно использовать этот успех, чтобы набирать обороты и развивать сотрудничество в отношении следующих преобразовательных шагов. Поэтому на данном этапе возникает вопрос возможности их масштабирования в рамках компании. Горизонтальное масштабирование реализуется путем применения аналогичных тактик в нескольких подразделениях. Вертикальное масштабирование возможно за счет внедрения дополнительных технологий.

В каждой компании цифровая трансформация принимает свои форму и обороты - вот что делает этап разработки стратегии важным. Это персонализированная «дорожная карта» того, где изменения наиболее эффективны в организации.

Благодаря цифровизации создается некая база для развития инновационных продуктов с использованием новейших технологий, увеличивается эффективность всех бизнес-процессов, и, как следствие, это приводит к совершенствованию управленческой культуры. В качестве доказательства можно привести тот факт, что лидерами мировой экономики предыдущего столетия были корпорации нефтяного, горнодобывающего, машиностроительного и металлургического направлений. При нынешних реалиях лидирующие позиции занимают IT-структуры, обосновавшиеся в качестве базиса мирового экономического роста.

Стратегия цифровой трансформации приводит к изменениям в бизнес-процессах в двух плоскостях. Во-первых, они движутся от контролируемых цепочек добавленной стоимости к более сложным сетевым системам. Во-вторых, они движутся от невысокой осведомленности о потребностях на различных этапах жизни клиентов к улучшенному, более глубокому пониманию их запросов, что ведет к лучшему контакту с потребителями.

Цифровизация бизнеса способна приводить к значительной экономии ресурсов. На сегодняшний день существует большое количество инструментов, позволяющих автоматизировать процессы компании, сокращая издержки. Одним из трендов, позволяющим как малому, так и большому бизнесу минимизировать затраты в бизнес-процессах, является использование чат-ботов. По данным консалтинговой компании Accenture, российский рынок чат-ботов в ближайшие три года будет ежегодно расти на 30 % [5]. Стратегия цифровой трансформации помогает компаниям оперативнее заходить на новые для себя территории и масштабировать свой бизнес с меньшими издержками.

Факторы, способствующие успешной реализации стратегии цифровой трансформации, приведены на рисунке 3.

Отдельное внимание по мнению авторов следует уделить кадровой политики предприятия в процессе реализации стратегии цифровой трансформации.

Рисунок 3 - Факторы, способствующие успешной реализации стратегии

цифровой трансформации

В процессе управления человеческими ресурсами благодаря цифровой трансформации формируется более благоприятная среда для руководителей и персонала предприятия, позволяющая минимизировать расходуемые временные ресурсы, а также усилия для конечного достижения поставленных задач.

В процессе поиска персонала уменьшается стоимость подбора, а также сроки на поиски подходящего сотрудника. Так, современная социальная сеть для налаживания и упрощения профессиональных и деловых связей под названием LinkedIn является популярной у хозяйствующих субъектов [3]. Работодатель или целая компания предлагает в данной сети вакансии в дистанционном формате, а также может найти на определенных разделах уже размещенные резюме квалифицированных специалистов.

Современные программы помогают не только при найме персонала, но также существуют и приложения, такие как Employee Flight Risk Prediction, позволяющие составлять прогноз вероятного оттока ценных сотрудников из организации.

С помощью цифровых технологий изменяются и постановка задач персонала, и методы оценки их реализации. Происходит полная автоматизация данного процесса посредством сбора структурированной информации, у руководителя имеется большее количество сведений не только о качестве работы сотрудников за весь период назначения на должность, но и эффективность работы целых отделов и департаментов. Развитие информационного пространства способствует уменьшению риска допустить ошибки в процессе управления организацией.

Цифровизация открывает новые горизонты для экономических систем и может способствовать горизонтальной диверсификации, а также расширению географического покрытия, что, соответственно, сказывается на прибыли. Ряд организаций начал создавать целые цифровые экосистемы. Так, Сбер построил собственную цифровую экосистему, расширяет сферу влияния и обеспечивает клиентов сервисами на все случаи жизни - от покупки продуктов до передвижения по городу. Теперь Сбер - это больше чем просто банк. Все сервисы экосистемы Сбера выстроены на одной цифровой

технологической платформе с применением искусственного интеллекта, а также больших данных. Собранные данные могут быть использованы для улучшения обслуживания и тестирования стратегий на разного рода рынках, что в целом способствует быстрому запуску новых продуктов [5].

Таким образом, будущее стратегии цифровой трансформации непредсказуемо, но самое очевидное заключается в том, что цифровая трансформация меняет организации в целом. Цифровые инновации обещают организациям не только конкурентные преимущества. Скорее, они сталкиваются с новыми рисками, с которыми компании раньше не сталкивались. Теперь предприятиям приходится выбирать, разрушить ли свои отрасли с помощью цифровой трансформации или поставить под угрозу свое положение, не сумев адекватно управлять цифровыми рисками.

Источники:

1. Avdeeva I., Golovina T., Sulima E., Suhanov D., Tihanov E., Guzhina G. The concept of preventive cybersecurity management of the iot device market in the digital economy // В сборнике: ACM International Conference Proceeding Series. 4. Сер. "Proceedings of the 4th International Scientific and Practical Conference "Digital Economy and Finances", DEFIN 2021" 2021. С. 3490859.

2. Golovina T., Polyanin A., Adamenko A., Khegay E., Schepinin V. Digital twins as a new paradigm of an industrial enterprise // International Journal of Technology. 2020. Т. 11. № 6. С. 1115-1124.

3. Белолипецкая А.Е., Головина Т.А., Полянин А.В. Цифровая трансформация сферы здравоохранения: компетентностный подход // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020. Т. 28. № S. С. 694-700.

4. Головина Т.А., Суханов Д.А. Концепция управления цифровыми рисками экономических систем // В сборнике: Современные тенденции развития менеджмента и государственного управления. Материалы всероссийской очной научно-практической конференции. 2021. С. 68-74.

5. Методы, модели и технологии управления социально-экономическими системами в эпоху цифровой трансформации. Коллективная научная монография. Авдеева И.Л., Ананченкова П.И., Васильева Е.В., Головина Т.А., Горбова И.Н., Горбунов В.С., Еремина И.А., Комаревцева О.О., Кулагина Н.А., Михалев И.И., Панкова В.Б., Парахина Л.В., Репичев А.И., Сахарова С.М., Суровнева А.А., Суханов Д.А., Таранова И.В., Тиханов Е.Л., Тугачева Л.В., Филатова Е.С. и др. Орел, 2022. 208 с.

6. Адаменко, А. А. Основные тенденции развития цифровой экономики / А. А. Адаменко, Ю. В. Золотухина // Вестник Академии знаний. - 2021. - № 45(4). - С. 10-13.

7. Хорольская, Т. Е. Роль цифровой экономики в агропромышленном комплексе / Т. Е. Хорольская, Ю. К. Саратова // Инновационное развитие АПК: Экономические проблемы и перспективы : Материалы XV Международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию экономического факультета Кубанского ГАУ, Краснодар, 14-15 мая 2020 года. - Краснодар: Академия знаний, 2020. - С. 310-315.

8. Чернявская, С. А. Интегрированная управленческая отчетность как элемент цифровизации отраслевого учета / С. А. Чернявская, А. Б. Колесниченко. - Краснодар : Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, 2022. - 181 с.

References:

1. Avdeeva I., Golovina T., Sulima E., Suhanov D., Tihanov E., Guzhina G. The concept of preventive cybersecurity management of the iot device market in the digital economy // В сборнике: ACM International Conference Proceeding Series. 4. Сер. "Proceedings of the 4th International Scientific and Practical Conference "Digital Economy and Finances", DEFIN 2021" 2021. С. 3490859.

2. Golovina T., Polyanin A., Adamenko A., Khegay E., Schepinin V. Digital twins as a new paradigm of an industrial enterprise // International Journal of Technology. 2020. Т. 11. № 6. С. 1115-1124.

3. Belolipetskaya A.E., Golovina T.A., Polyanin A.V. Digital Transformation of Healthcare: Competency-Based Approach // Problems of Social Hygiene, Healthcare and History of Medicine. 2020. Т. 28. № S. С. 694-700.

4. Golovina T.A., Sukhanov D.A. Concept of digital risk management of economic systems // In the collection: Modern trends in management and public administration. Materials of the All-Russian full-time scientific-practical conference. 2021. С. 68-74.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Methods, models and technologies of management of socio-economic systems in the era of digital transformation. Collective scientific monograph. Avdeeva I.L., Ananchenkova P.I., Vasilieva E.V., Golovina T.A., Gorbova I.N., Gorbunov V.S., Eremi-na I.A., Komarevtseva O.O., Kulagina N.A., Mikhalev I.I., Pankova V.B., Parakhina L.V., Repichev A.I., Sakharova S.M., Surovneva A.A., Sukhanov D.A., Taranova I.V., Tihanov E.L., Tugacheva L.V., Filatova E.S. et al. Orel, 2022. 208 с.

6. Adamenko, A. A. The main trends in the development of the digital economy / A. A. Adamenko, Yu. V. Zolotukhina // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2021. - No. 45(4). - P. 10-13.

7. Khorolskaya, T. E. The role of the digital economy in the agro-industrial complex / T. E. Khorolskaya, Yu. K. Saratova // Innovative development of the agro-industrial complex: Economic problems and prospects: Proceedings of the XV International scientific and practical conference dedicated to the 60th anniversary of the Faculty of Economics of the Kuban GAU, Krasnodar, May 14-15, 2020. - Krasnodar: Academy of Knowledge, 2020. - P. 310-315.

8. Chernyavskaya, S. A. Integrated management reporting as an element of industry accounting digitalization / S. A. Chernyavskaya, A. B. Kolesnichenko. - Krasnodar: Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilina, 2022. - 181 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.