Научная статья на тему 'ЭКОСИСТЕМЫ В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ РФ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ЭКОСИСТЕМЫ В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ РФ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
939
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКИ / БАНКИНГ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЭКОСИСТЕМЫ / ФИНАНСОВЫЕ СУПЕРМАРКЕТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Болотнова Е. А., Храмченко А. А., Журавлева Т. В., Денисова Е. А.

Развитие финансовых организаций в ближайшее десятилетие зависит от того, насколько хорошо им удастся трансформировать традиционные услуги с помощью технологий и стать незаменимыми партнерами в сложных социально-экономических системах и создании «цепи ценностей», которые будут связывать все большее количество компаний и отраслей. Для этого им необходимо перейти на абсолютно новые бизнес-модели, обеспечивая адаптивность и безопасность в этом динамичном мире и, что самое важное, доверие. В статье определена сущность экосистем в банковской системе, рассмотрены предпосылки создания экосистем, особенности и преимущества создания экосистем, тенденции их развития в российской банковской системы. Выявлены риски создания банковских экосистем. Также в статье рассмотрены тенденции развития и функционирования финансового рынка в экономике России и актуализирована необходимость внедрения передовых цифровых технологий в деятельности банков. Однако более основательного исследования требуют вопросы цифровизации отечественной банковской среды в условиях глобализации них и интеграции них процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOSYSTEMS IN THE BANKING SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION: PROBLEMS AND PROSPECTS

The development of financial organizations in the next decade depends on how well they will be able to transform traditional services with the help of technology and become indispensable partners in complex socio-economic systems and the creation of a "value chain" that will link an increasing number of companies and industries. To do this, they need to switch to completely new business models, ensuring adaptability and security in this dynamic world and, most importantly, trust. The article defines the essence of ecosystems in the banking system, considers the prerequisites for creating ecosystems, the features and advantages of creating ecosystems, and the trends of their development in the Russian banking system. The risks of creating banking ecosystems have been identified. The article also examines the trends in the development and functioning of the financial market in the Russian economy and actualizes the need for the introduction of advanced digital technologies in the activities of banks. However, more thorough research is required on the issues of digitalization of the domestic banking environment in the context of globalization and integration of banking processes.

Текст научной работы на тему «ЭКОСИСТЕМЫ В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ РФ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

5. Урманов, АР. Анализ опасностей и оценка рисков на предприятии нефтегазового оборудования / АР. Урманов // Научно-практические исследования. - 2020. - № 12-3(35). - С. 48-49.

6. Хорольская Т.Е. Повышение эффективности управления ресурсным потенциалом организации / Т.Е. Хорольская, Д.В. Петров, АС. Башкатова // Естественно-гуманитарные исследования. - 2021. - № 36 (4). - С. 246-250.

References:

1. Adamenko АА Classification of risk factors for entrepreneurial activity / A.A Adamenko,

D.V. Petrov, V.V. Markelov // Natural Humanitarian Research. - 2020. - No. 28 (2). - S. 10-15.

2. Analysis of regulatory documents in the field of professional risk assessment / A.V. Fedosov, I.S. Kutuzova, AR. Galimova, L.O. Izilyaeva // Eurasian Law Journal. - 2020. - No. 10(149). - S. 423-424.

3. Izvarina, N.Yu. Strategic risk analysis to improve the company's security / N. Yu. Izvarina,

E.N. Boguslav, AS. Sangadzhieva // Economics and business: theory and practice. - 2020. - No. 11-2 (69). - S. 22-25. - DOI 10.24411/2411-0450-2020-10914.

4. Smagina, I.V. Analysis of risks affecting the stability of the financial and economic system of a construction enterprise / I.V. Smagina // Economics and Entrepreneurship. - 2021. - No. 1 (126). -S. 708-711. - DOI 10.34925/EIP.2021.126.01.136.

5. Urmanov, A.R. Hazard analysis and risk assessment at the enterprise of oil and gas equipment / AR. Urmanov // Scientific and practical research. - 2020. - No. 12-3(35). - S. 48-49.

6. Khorolskaya T.E. Improving the efficiency of managing the resource potential of an organization / T.E. Khorolskaya, D.V. Petrov, AS. Bashkatova // Natural Humanitarian Research. - 2021. - No. 36 (4). - S. 246-250.

DOI: 10.24412/2309-4788-2022-1-39-75-82

ЕА. Болотнова - к.э.н., доцент кафедры экономического анализа, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ,

EA. Bolotnova - candidate of Economic Sciences, associate professor of the department of Economic Analysis, FSBEI HE Kuban SAU;

А.А. Храмченко - к.э.н., доцент кафедры финансов, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ,

A.A. Khramchenko - candidate of Economics, associate professor of the department of finance, FSBEI HE Kuban SAU;

Т.В. Журавлева - студент, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ,

T.V. Zhuravleva - student, FSBEI HE Kuban SAU;

ЕА. Денисова - студент, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ,

EA. Denisova - student, FSBEI HE Kuban SAU.

ЭКОСИСТЕМЫ В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ РФ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ECOSYSTEMS IN THE BANKING SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION: PROBLEMS AND PROSPECTS

Аннотация. Развитие финансовых организаций в ближайшее десятилетие зависит от того, насколько хорошо им удастся трансформировать традиционные услуги с помощью технологий и стать незаменимыми партнерами в сложных социально-экономических системах и создании «цепи ценностей», которые будут связывать все большее количество компаний и отраслей. Для этого им необходимо перейти на абсолютно новые бизнес-модели, обеспечивая адаптивность и безопасность в этом динамичном мире и, что самое важное, доверие. В статье определена сущность экосистем в банковской системе, рассмотрены предпосылки создания экосистем, особенности и преимущества создания экосистем, тенденции их развития в российской банковской системы. Выявлены риски создания банковских экосистем. Также в статье рассмотрены тенденции развития и функционирования финансового рынка в экономике России и актуализирована необходимость внедрения передовых цифровых технологий в деятельности банков. Однако более основательного исследования требуют вопросы цифровизации отечественной банковской среды в условиях глобализации них и интеграции них процессов.

Abstract. The development of financial organizations in the next decade depends on how well they will be able to transform traditional services with the help of technology and become indispensable partners in complex socio-economic systems and the creation of a "value chain" that will link an increasing number of companies and industries. To do this, they need to switch to completely new business models, ensuring adaptability and security in this dynamic world and, most importantly, trust. The article defines the essence of ecosystems in the banking system, considers the prerequisites for creating ecosystems, the features and advantages of creating ecosystems, and the trends of their development in the Russian banking system. The risks of creating banking ecosystems have been identified. The article also examines the trends in the development and functioning of the financial market in the Russian economy and actualizes the need for the introduction of advanced digital technologies in the activities of banks. However, more thorough research is required on the issues of digitalization of the domestic banking environment in the context of globalization and integration of banking processes.

Ключевые слова: банки, банкинг, цифровизация, экосистемы, финансовые супермаркеты.

Keywords: banks, banking, digitalization, ecosystems, financial supermarkets.

В ситуации падения банковской маржи от предоставления традиционных услуг, банки, в целях привлечения большего количества клиентов и увеличения прибыли, занимаются более активной реализацией проектов экосистем, что уже стало мировым трендом развития информационно-технологической среды. При этом банкам приходится конкурировать с крупными технологическими компаниями, которые в рамках своих экосистем, предоставляют широкий ряд финансовых услуг [4].

Исходя из этого целью статьи является определение проблем и перспектив развития экосистем в банковской системе РФ.

Проблематику трансформационных сдвигов в мировой и отечественной финансово-банковской системе поднимали в своих научных исследованиях ученые, в частности: Д. Эмери, Р. Мертон, Г. Минцберг, Ш.Ю. Магомедов, З.Н. Ашурбекова, З.А. Мусаева и др.

Исследовав этимологию термина «экосистема» можно утверждать, что он происходит из социальных наук. Термин «банковская экосистема» возник в 2015 г., по которой банк становится «единственным провайдером» для клиента, поскольку делает возможным доступ физического или юридического лица ко всем необходимым ему услугам [5]. Вообще, экосистема - это сетевое сообщество, члены которого комбинируют свои ресурсы на взаимовыгодных принципах ради совместного достижения инновационных результатов [9]. В свою очередь, банковская экосистема - взаимосвязанный набор услуг, где клиенты могут удовлетворять разнообразные потребности в едином интегрированном месте [11].

Предвестником создания банковской экосистемы можно считать появление финансовых супермаркетов, где для клиента был представлен широкий спектр услуг, не только банковских, но и предложений компаний-партнеров. Предпосылками создания банковских экосистем являются:

1) потребность клиентов в получении различных продуктов и услуг, хорошего качества, с минимальными усилиями;

2) готовность людей поколения Z предоставлять банкам, компаниям доступ к своим персональным данным для получения персонализированных продуктов и услуг;

3) развитие технологий, которые позволяют банкам эффективно взаимодействовать с клиентами и партнерами;

4) появление нео- (челенджер) банков, предоставляющих клиент-ориентированный

сервис.

Бизнес-модель финансовой экосистемы кардинально меняет взаимоотношения между финансовыми учреждениями и клиентами, поскольку позволяет на основе ИКТ объединить все финансовые продукты и услуги в рамках единой финансовой экономической системы на базе ИТ-платформы, используя при этом как провайдеров, как структурные подразделения финансовых учреждений, так и сторонние нефинансовые компании, в частности BigTech-компании.

Как отмечают З.Н. Ашурбекова, З.А. Мусаева, сращение банков с финтех-компании -способ выжить в новых условиях рынка. Авторы приходят к общему выводу о том, что в сложившихся условиях главные цели банковской системы - омниканальность, то есть объединение на своих платформах всей информации о своих клиентах со всевозможными средствами коммуникации с ними, а также создание бесшовного клиентского пути [1]. Главная особенность экосистемы заключается в том, что клиент через одну из ее компаний может получить доступ ко всем другим входящим в нее организациям через связанные сервисы, возможно, даже на особых (льготных) условиях, которые существуют только в пределах этой экосистемы [2].

Структурно финансовая экосистема национальной экономики включает следующие компоненты: ключевые игроки (потребители услуг, субъекты финансовой деятельности, провайдеры услуг, инфраструктура и технологии, экспертиза, регуляция и контроль), IT и FinTech, продукты [10].

При этом эффективность ее развития определяется ценностями, которые приумножают и создают условия для создания ценностей другим клиентам, в основе которых - финансовая стабильность, инклюзивное экономическое развитие, финансовая инклюзия, инновационное развитие, развитие финансовых рынков. Следовательно, в новых условиях финансовые учреждения, ориентированные на рост под влиянием цифровизации, должны учитывать следующее: надо не продавать продукты или услуги, а обслуживать клиентов (потребности, чувства, эмоции, поведение клиентов), обеспечивая им реальную ценность, меняя жизнь потребителей лучше; клиента, который потребляет цифровой продукт, привлекают эмоции, а не информация; преимущества для клиента не создают функции, а решения, которые максимально удовлетворяют его потребности, следовательно, клиенты не готовы платы за функции и отдают предпочтение простым, но результативным сервисам; архитектура финансового продукта, ориентированного на потребителя, должна быть целостной, а не фрагментиро-ванной; продукт - это опыт, который может длиться годами; не защищать свой продукт, клиента, организацию от конкурентов и тому подобное, а разрушать его, принимать изменения, рисковать, разрушать себя («дилемма новатора»).

По прогнозам KPMG [12], к 2030 г. все банки станут для клиентов «невидимками» и спрячутся в цифровой форме под видом виртуальных интерактивных сервисов, «хорошо информированных виртуальных персональных помощников и приложений, например Google Home или Amazon Echo. Более того, число банков, как и других видов финансовых учреждений, будет сокращаться, поскольку технологические компании инвестировали в 2015 г. 1020% своей выручки в научно-техническое разработки (R&D), тогда как банки - лишь 1-2 %. Если учесть средний доход на акционерный капитал ниже 5 %, в ближайшее время вряд ли стоит ожидать существенных изменений в расходах банков на R & D. Еще одной особенностью финансовой экономики 2.0 является привлечение к финансовой инженерии искусственного интеллекта, что обуславливает стремительный рост новых финансовых продуктов и услуг, более того, ориентированного на индивидуального потребителя.

В результате растут неопределенность и неконтролируемость финансовых процессов. И в этих условиях ускорение темпов технологических изменений может быть как самой творческой силой, так и самой разрушительной. Следовательно, формирование новых финансовых отношений сопровождается усилением новых рисков, в частности по защите информации и кибербезопасности, неопределенности относительно стабильности финансовых потоков, недостаточного контроля над неформальным движением финансовых ресурсов, недостаточного уровня осведомленности и грамотности и др.

По мнению Г.Б. Клейнера, М.А. Рыбачук, В.А. Карпинской, одним из специфичных для финансового сектора факторов, обуславливающих образование экосистем в данном секторе, является развитие новых финансовых технологий [3].

В настоящее время цифровая трансформация является новым требованием для банков. Россия проходит трансформацию банковской системы - очистку от финансово несосто-

ятельных банков. В последнее время, быстро реагируя на вызовы мировых трендов финансовой системы значительные инвестиционные ресурсы отечественных банков были направлены на обновление и развитие автоматизированных систем, дистанционных каналов и бизнес - процессов с целью формирования комплексной банковской системы дистанционного обслуживания.

Инновационные разработки в сфере FinTech предопределяют фундаментальную трансформацию всей индустрии финансовых услуг. FinTech -это сегмент, который динамично развивается на пересечении секторов финансовых услуг и технологий, генерируя инновационные подходы к продуктам и услугам, используя инновационные технологии и формируя новые направления деятельности.

В современных условиях банки активно внедряют технологические новинки услуг и развивают онлайн- и мобильный банкинг, пытаясь сохранить свои позиции на рынке. Однако обновление устаревшей ИТ-инфраструктуры классического банка и выполнение всех требований регулирующего органа требуют значительных затрат, что, в свою очередь, отражается на стоимости услуг. Практика показывает, что самый быстрый и самый дешевый проект -это запуск стартапов финтехкомпаний или цифровых банков (необанков).

Варианты создания необанков в российской и зарубежной практике представлены в таблица 1.

Таблица 1 - Варианты создания необанков в российской и зарубежной практике (источник: разработано автором)

Вариант создания Пример

1. Разработка классическим банком дополнительного цифрового бренда Такую модель использовал сингапурский банк OCBC, учредив FRANK, испанский CaixaBank, учредивший LKXZ, Финансовая корпорация «Открытие», учредившая Рокетбанк и Точкабанк

2. Использование цифрового канала для перепродажи традиционных банковских продуктов на платформе независимой от банка компании Примерами такой модели являются Simple (США), Moven (США), Talkbank (Россия)

3. Создание социальной цифровой финансовой организации как дочерней компании классического банка Этот вариант был выбран, например, для создания Hello Bank (дочерней компании французского BNP Paribas) и Touchbank (входит в финансовую группу OTP Group)

4. Создание изначально независимого цифрового банка, использующего только цифровые каналы обслуживания Fidor Bank (Германия), Tangerine (Канада), Тинькофф Банка (Россия), Модульбанка (Россия).

5. Создание необанка популярной финтех-компанией для получения дополнительной прибыли за счет использования платежных сервисов и финансовых платформ с широкой клиентской базой Такую практику можно наблюдать в деятельности компаний, занимающихся электронной коммерцией (Amazon, Alibaba), мобильной связью (Мегафон), предоставлением программного обеспечения (Apple)

Следует отметить, что развитие любой цифровой экосистемы определяется степенью интеграции финансовых технологий. Это можно объяснить тем, что современная экономика значительно «финансиализирована» и отличается высоким уровнем монетизации социальных отношений и больших данных. В современной экосистеме финансовые технологии являются обязательным компонентом, следовательно, экосистему, основанную на сочетании цифрови-зации и финансирования, следует рассматривать как цифровую финансовую систему.

Цифровая финансовая экосистема - это целый комплекс взаимосвязанных элементов организации функциональных и институциональных финансовых взаимосвязей экономических субъектов. Его создание может быть инициировано некоторыми экономическими субъектами: государственными структурами (органами государственной власти, центральным банком, учреждениями), бизнес-структурами (финтех-компаниями, банками, корпорациями), некоммерческими организациями, сообществами и социальными группами. Финансовая экосистема играет ключевую роль в распределении капитала, достижении соглашения между

вкладчиками и инвесторами, что особенно важно в случае ограниченных источников финансирования [6]. Однако следует отметить, что часто финансовые услуги и приложения воспринимаются потребителями как должное и не являются конкурентным преимуществом и не способствуют притоку новых участников в экосистему. Мировой опыт показывает, что без создания условий для развития финансов на наноэкономическом уровне невозможно обеспечить устойчивые темпы экономического роста.

Цифровая финансовая система разработана на основе ряда принципов. Принцип «одного окна - одного магазина», который характеризует экосистему как специфический целостный комплекс, где все необходимое для всестороннего функционирования экономических субъектов сосредоточено в одном месте. Этот принцип облегчает удовлетворение различных индивидуальных потребностей с помощью одного онлайн-ресурса (многофункциональной цифровой платформы). Услуги и приложения могут предоставляться разработчиком цифровой платформы, а также интегрироваться другими компаниями-партнерами. На основе взаимовыгодного сотрудничества экосистема аккумулирует финансовые (в первую очередь платежные) услуги, а также услуги интернет -торговли, общественные услуги, социальное взаимодействие, исследования и получение информации и т.д.

Наиболее динамично развивается экосистема Сбера. В качестве основных банк выделяет следующие направления: электронную коммерцию и логистические услуги, облачные технологии, развлечения, сервисы доставки готовой еды, такси и каршеринг, цифровые сервисы в здравоохранении и нефинансовые услуги для юридических лиц. Пока нефинансовые сервисы Сбера занимают незначительную долю в операционном доходе банка (менее 5 %) и его активах (около 3 % от капитала). Однако, согласно стратегии банка, доля нефинансовых сервисов экосистемы в операционном доходе к 2030 году должна увеличиться до 20-30 %. В частности, банк планирует войти в тройку лидеров российского рынка электронной коммерции. В отличие от Сбера стратегии ВТБ и Тинькофф в большей степени ориентированы на партнерскую модель. Однако ВТБ делает совместные проекты, например с «Магнитом», в котором он владеет миноритарной долей. При этом банк планирует в будущем подключать к своей экосистеме и других партнеров. Тинькофф же относительно мало инвестирует в нефинансовые компании для формирования экосистемы [7].

Современные потребности клиентов в удобстве и скорости проведения финансовых операций обусловливают постоянное развитие и модернизацию мобильного и цифрового банкинга, внедрение технологий искусственного интеллекта и биометрии в банковском обслуживании. Передовые технологии вряд ли угрожают традиционному банковскому бизнесу, однако они будут способствовать модернизации отечественного банковского среды, оптимизируют бизнес-процессы и финансовые потоки, сформируют новое видение и понимание современных потребностей клиентов в банковском обслуживании.

Для банков эволюция новых цифровых экосистем означает как риск, так и возможности. Цифровая экосистема, учитывая клиентскую базу банков, положительно повлияет на капитализацию и деятельность банка в целом. Положительной стороной для клиентов являются: экономия времени, уверенность в предлагаемом продукте, поскольку доверяют банку. Новые экосистемы укрепляют позиции потребителей. Тенденция к стандартизации также приведет к сокращению расходов, например, за счет возможности приобретения товаров и услуг в онлайновом режиме. В результате стандартизации и повышения прозрачности рынка усиливается соперничество между участниками рынка и компаниями, работающими в сфере информационных технологий.

Хотя экосистемы становятся все более популярными в мире и в России из -за ряда их преимуществ над традиционными, они также имеют много недостатков. Основными недостатками экосистем являются:

- высокая стоимость создания и внедрения специализированных услуг и программ, обеспечивающих сферу обслуживания потребителей;

- значительные затраты на разработку и внедрение надежной защиты от интернет -мошенников и кибервирусов;

- отсутствие инвестиционных фондов;

- необходимость больших капиталовложений на развитие экосистем;

- наличие недоверия к органам, которые обеспечивают приватность и защита персональных данных физических лиц, а также малых и средних предприятий, банковской деятельности в целом и небанковских частности;

- если есть проблемы с серверами, учет и документация могут быть приостановлены на неопределенное время до окончания их обслуживание и наладку;

- низкий уровень грамотности в стране и мире, что невилирует технические преимущества банковских экосистем перед традиционным банком;

- появление других рисков, источником происхождения которых является необходимость поддержания конкурентоспособности банков на финансовом рынке;

- высокая конкуренция и краткосрочные расходы;

- наличие недоверия относительно перехода к альтернативным платежным системам;

- необходимость конкурировать с традиционными банками, а также бросать вызов таким известным компаниям, как Google, Apple, WeChat и Uber, которые имеют доступ к большой клиентской базе и предоставляют им широкий спектр инструментов, в том числе и финансовых.

По мнению руководства Банка России, неконтролируемое развитие экосистем на базе банков может привести к реализации рисков для кредиторов и вкладчиков, финансовой стабильности в целом, а также спровоцировать рост и без того высокой доли иммобилизованных, то есть не имеющих требований по возвратности и ограниченно ликвидных, активов банков [7].

Цифризация снижает барьеры для входа новых провайдеров. Для банков растет угроза замещения продуктов и услуг. В цифровой экосистеме, в отличие от традиционной организации, которая сосредоточена на изолированной обработке информации, ее конфиденциальности, важнее обеспечить целостность и доступность данных. Проблемой также является построение доверительных партнерских отношений между всеми участниками экосистемы, ведь нужно доверять сторонним разработчикам, если у владельцев информации отсутствует возможность контролировать процессы разработки приложений. В целом, когда речь идет об экосистеме, банки должны сосредоточиться на трех своих сильных сторонах. Во-первых, они обладают необходимым ноу-хау для представления даже сложных финансовых продуктов и процессов. Это позволяет им удовлетворять потребности в комплексных финансовых услугах в цифровой инфраструктуре. Во-вторых, хранение денег и данных всегда было прерогативой банков. Пробелы в безопасности свидетельствуют о том, что надежное хранение становится все более важным и что банки могут предложить новые услуги в этой сфере (например, хранения личных и поведенческих данных). В-третьих, за последние десятилетия банки накопили значительный опыт в сфере регулирования.

Выводы

Успех и эффективность российской национальной цифровой финансовой экосистемы напрямую зависят от новых и продуктивных форм интеграции государственных и частных экосистем в интересах потребителей. Развитие цифровой экосистемы на макроуровне повышает экономическую стабильность и финансовую доступность. Инновации в сфере цифровых финансов оказывают долгосрочное положительное влияние на финансовый рынок. Цифровые транзакции повышают прозрачность экономики, сокращая неформальный сектор экономики, неофициальные платежи и оборот фальшивых банкнот. Скорость, простота и доступность финансовых услуг положительно влияют на социальное обеспечение, снижая уровень бедности и расширяя возможности для реализации предпринимательской инициативы.

В результате развития финансиализации экономического развития модернизируются базовые элементы экономической системы, обусловливает формирование финансовой эконо-

мики как системы теоретико-прикладных знаний, в основе которой - глобальный контроль над деньгами и их потоками, движением капитала, целостный контроль финансов над социально-экономическими процессами и их определяющая роль в формировании поведения экономических субъектов, как на национальном, так и наднациональном и глобальном уровнях. Среди основных факторов развития финансовой экономики в начале XXI в. следует отметить неолиберализм, глобализацию, цифровую трансформацию, а также финансовые инновации и финансовый инжиниринг.На современном этапе ее развитие определяется распространением информационно- коммуникационных технологий и FinTech в результате НТП и Industry 4.0. Симбиоз финансов и технологий FinTech в результате Industry 4.0 обусловил выделение финансовой экономики 2.0, базовой бизнес-моделью которой является финансовая экономическая система (финансовая экосистема), которая становится центром цифрового мира.

Развитие финансовой экосистемы способствует и стабильности национальных финансовых систем и финансовых институтов в условиях неопределенности, а также определяет модель влияния финансовой системы на развитие реального сектора экономики и, как результат, на поведение субъектов хозяйствования и принципы принятия ими экономических и финансовых решений, производительность труда и капитала, взаимосвязь производительности труда и его оплаты, динамику социально-экономического благосостояния. В контексте того, что внутренние механизмы финансовой экономики основаны на полной либерализации и глобализации, усиливается финансовая доминанта и еще больше происходит «отрыв» виртуального капитала от реального и снижается стабильность его регулирования и контроля в результате виртуализации собственности.

Таким образом, появление экосистем банков как новой формы банковской деятельности связано со значительным развитием интернет -технологий и появлением нового поколения потребителей, которые активно используют смартфоны в повседневной жизни и отдают предпочтение тотальному дистанционному контролю собственными финансами. Интернет-банкинг завоевал значительную долю рынка, так как предлагает своим клиентам более ценные преимущества, чем традиционные банки, от пониженных комиссий к возможности открытия и ведения счетов без посещения банка. Однако для России основными проблемами являются законодательная база, возможность создания небанковского обслуживания, возможность предоставления традиционных банковских услуг через сеть Интернет -банкинга, потребность в значительных инвестициях и другие аспекты, которые замедляют внедрение и снижают рентабельность банков, что полностью базируются на цифровых технологиях.

Источники:

1. Ашурбекова З.Н., Мусаева З.А Банковские экосистемы как новое направление трансформации банковского сектора России//Теория и практика мировой науки. - 2021. - № 5. -С. 19-22.

2. Гайсина Д., Аболенцев А, Борухов С. Трансформация современных бизнес-моделей в сторону екосистем. PricewaterhouseCoopers. 2017. URL: https://www.businessstudio.ru/upload/iblock/ 7e6/%D0%93%D0%B0%D0%B9%D 1%81%D0%B8%D0%BD%D0%B0.pdf (дата обращения 27.11.2021).

3. Клейнер Г.Б., Рыбачук М.А., Карпинская В.А (2020). Развитие экосистем в финансовом секторе России // Управленец. Т. 11, №4. С. 2-15. DOI: 10.29141/2218-5003-2020-11-4-1 (дата обращения 28.11.2021).

4. Магомедов Ш.Ю. Банковские экосистемы: российский и зарубежный опыт//Самоуправление. - 2021. - № 3 (125). - С. 422-427.

5. Скиннер Кс. Цифровой банк. Как создать цифровой банк или стать им / К. Скиннер. - М.: «Манн, 1ванов и Фербер», 2015. - 320 с. (С.31).

6. Bose S., Dong G., & А Simpson, The Financial Ecosystem. Palgrave Studies in Impact Finance 1, 19-46 (2019).

7. Регулирование рисков участия банков в экосистемах и вложений в иммобилизованные активы. Доклад для общественных консультаций. - М. Банк России, 2021 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://cbr.ru/Content/Document/File/123688/Consultation_Paper_23062021.pdf (дата обращения 27.11.2021).

8. Дяченко О. Финансовая экосистема: все в одном / [Электронный ресурс] / О. Дяченко // Национальный банковский журнал.- Режим доступа: http://nbj.ru/publs/upgrade-modernizatsija-i-razvitie/2018/05/07/finansovajaekosistema-vse-v-odnom/index.html (дата обращения 27.11.2021).

9. Chessell M. Innovation Ecosystems - an IBM Academy of Technology study. IBM, May 2008. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www3.weforum.org/docs/WEF_Entrepreneurial Ecosyste ms_Report_2013.pdf (дата обращения 27.11.2021).

10.Khanna S., Martins H. Six digital growth strategies for banks. McKinsey. 17.02.2018. URL: https://www.mckinsey.com/business-functions/mckinsey-digital/our-insights/sixdigital-growth-strategies-for-banks# (дата обращения 27.11.2021).

11.Тахумова О.В. Анализ факторов внутренней и внешней среды для обоснования управленческих решений по оптимизации структуры капитала Российских компаний. Тахумова О.В., Храмченко А.А., Пушкарская М.А Kant. 2018. № 1 (26). С. 233-237.

12.Храмченко АА Анализ и оценка финансовых рисков сельскохозяйственных организаций краснодарского края. Храмченко А А, Болотнова Е.А., Шевченко А И., Крбашян АЕ. Вестник Академии знаний. 2019. № 4 (33). С. 268-273.

References:

1. Ashurbekova Z.N., Musayeva Z.A Banking ecosystems as a new direction of transformation of the Russian banking sector//Theory and practice of world science. - 2021. - No. 5. -pp. 19-22.

2. Gaisina D., Abolentsev A, Borukhov S. Transformation of modern business models towards ecosystems. PricewaterhouseCoopers. 2017. URL: https://www.businessstudio.ru/upload/iblock/ 7e6/%D0%93%D0%B0%D0%B9%D 1%81%D0%B8%D0%BD%D0%B0. pdf(accessed11/27/2021).

3. Kleiner G.B., Rybachuk M.A., Karpinskaya V.A (2020). Ecosystem development in the financial sector of Russia // Manager. Vol. 11, No. 4. pp. 2-15. DOI: 10.29141/2218-5003-2020-11-4-1 (accessed 11/28/2021).

4. Magomedov Sh.Yu. Banking ecosystems: Russian and foreign experience//Self-government. - 2021. - № 3 (125). - Pp. 422-427.

5. Skinner Ks. Digital Bank. How to create a digital bank or become one / K. Skinner. - M.: "Mann, Ivanov and Ferber", 2015. - 320 p. (p.31).

6. Bose S., Dong G., & A Simpson, The Financial Ecosystem. Palgrave Studies in Impact Finance 1, 19-46 (2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Regulation of risks of banks' participation in ecosystems and investments in immobilized assets. Report for public consultations. - M. Bank of Russia, 2021 [Electronic resource]. - Access mode: https:// cbr.ru/ Content/Document/File/ 123688/Consultation_Paper_23062021.pdf (acces sed 27.11.2021).

8. Dyachenko O. Financial ecosystem: all in one / [Electronic resource] / O. Dyachenko // National Banking Journal.- Access mode: http://nbj.ru/publs/upgrade-modernizatsija-i-razvitie/2018/05/07/ fi-nansovajaekosistema-vse-v-odnom/index.html (accessed 11/27/2021).

9. Chessell M. Innovation Ecosystems - an IBM Academy of Technology study. IBM, May 2008 -[Electronic resource]. - Access mode: http://www3.weforum.org/docs/WEF_ EntrepreneurialEcosys-te ms_Report_2013.pdf (accessed 11/27/2021).

10.Khanna S., Martins H. Six digital growth strategies for banks. McKinsey. 17.02.2018. URL: https://www.mckinsey.com / business-functions/mckinsey-digital/our-insights/sixdigital-growth-strategies-for-banks# (accessed 11/27/2021).

11.Takhumova O.V. Analysis of the factors of the internal and external environment to substantiate management decisions to optimize the capital structure of Russian companies. Takhumova O.V., Khramchenko A A, Pushkarskaya M.A Kant. 2018. No. 1 (26). S. 233-237.

12.Khramchenko AA Analysis and assessment of financial risks of agricultural organizations in the Krasnodar Territory. Khramchenko A A, Bolotnova E.A, Shevchenko A I., Krbashyan AE. Bulletin of the Academy of Knowledge. 2019. No. 4 (33). S. 268-273.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.