Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОСИСТЕМ НА РЫНКЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОСИСТЕМ НА РЫНКЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1444
283
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
экосистема / бизнес – модель / бизнес-архитектура / конкуренция / диверсификация / ecosystem / business model / business architecture / competition / diversification

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А Ю. Аджиева

Трансформация банковских институтов в экосистемы является диалектической закономерностью бизнес-процессов на рынке финансовых услуг. Рост конкуренции, достижение предельных значений емкости спроса на предложения линейки банковских продуктов и как следствие, замедление доходности классического банкинга стимулирует банковские институты к поиску новых эффективных форм хозяйствования. Финансовые экосистемы – это новое направление развития банковского бизнеса, отвечающее требованиям современной экономической среды. Преимущества экосистемного подхода подтверждаются зарубежной и отечественной практикой функционирования финансовых экосистем. Дифференциация стратегий развития экосистем мирового и национального уровней требует детального анализа с учетом источников формирования, предпосылок развития и среды функционирования. В статье рассмотрены факторы и предпосылки формирования финансовых экосистем. Проанализирована диалектика эволюционирования классического банковского бизнеса в формы технологических финансовых корпораций. Определены основные элементы построения хозяйственного механизма финансовой экосистемы на платформе банковского института, проведен сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта функционирования и регулирования диверсифицированных финансовых бизнес-организаций. Выделены основные направления развития и регулирования деятельности экосистем на рынке финансовых услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR ECOSYSTEM DEVELOPMENT IN THE FINANCIAL SERVICES MARKET

The transformation of banking institutions into ecosystems is a dialectical pattern of business processes in the financial services market. The growth of competition, the achievement of the maximum values of the capacity of demand for offers of the line of banking products and, as a result, the slowdown in the profitability of classical banking encourages banking institutions to search for new effective forms of management. Financial ecosystems are a new direction of banking business development that meets the requirements of the modern economic environment. The advantages of the ecosystem approach are confirmed by foreign and domestic practice of the functioning of financial ecosystems. Differentiation of strategies for the development of ecosystems at the world and national levels requires a detailed analysis, taking into account the sources of formation, prerequisites for development and the environment of functioning. The article considers the factors and prerequisites for the formation of financial ecosystems. The dialectic of the evolution of the classical banking business into the forms of technological financial corporations is analyzed. The main elements of building the economic mechanism of the financial ecosystem on the platform of the banking institute are determined, a comparative analysis of domestic and foreign experience in the functioning and regulation of diversified financial business organizations is carried out. The main directions of development and regulation of ecosystem activities in the financial services market are highlighted.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОСИСТЕМ НА РЫНКЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ»

8. The website of the Central Bank of the Russian Federation. URL: https://www.cbr.ru/hd_base/zcyc_params/ (date of access: 20.05.2021).

9. Federal State Statistics Service. URL: http://www.gks.ru/ (date of access: 20.05.2021).

10. InvestFunds. Oil price dynamics. URL: https://investfunds.ru/indexes/624/ (date accessed: June 11, 2021).

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-11379

А.Ю. Аджиева - к.э.н., доцент кафедры денежного обращения и кредита, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],

A.Y. Adzhieva - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Monetary Circulation and Credit, Kuban State Agrarian University.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОСИСТЕМ НА РЫНКЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ PROSPECTS FOR ECOSYSTEM DEVELOPMENT IN THE FINANCIAL SERVICES MARKET

Аннотация. Трансформация банковских институтов в экосистемы является диалектической закономерностью бизнес-процессов на рынке финансовых услуг. Рост конкуренции, достижение предельных значений емкости спроса на предложения линейки банковских продуктов и как следствие, замедление доходности классического банкинга стимулирует банковские институты к поиску новых эффективных форм хозяйствования.

Финансовые экосистемы - это новое направление развития банковского бизнеса, отвечающее требованиям современной экономической среды. Преимущества экосистемного подхода подтверждаются зарубежной и отечественной практикой функционирования финансовых экосистем. Дифференциация стратегий развития экосистем мирового и национального уровней требует детального анализа с учетом источников формирования, предпосылок развития и среды функционирования.

В статье рассмотрены факторы и предпосылки формирования финансовых экосистем. Проанализирована диалектика эволюционирования классического банковского бизнеса в формы технологических финансовых корпораций. Определены основные элементы построения хозяйственного механизма финансовой экосистемы на платформе банковского института, проведен сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта функционирования и регулирования диверсифицированных финансовых бизнес-организаций. Выделены основные направления развития и регулирования деятельности экосистем на рынке финансовых услуг.

Abstract. The transformation of banking institutions into ecosystems is a dialectical pattern of business processes in the financial services market. The growth of competition, the achievement of the maximum values of the capacity of demand for offers of the line of banking products and, as a result, the slowdown in the profitability of classical banking encourages banking institutions to search for new effective forms of management.

Financial ecosystems are a new direction of banking business development that meets the requirements of the modern economic environment. The advantages of the ecosystem approach are confirmed by foreign and domestic practice of the functioning of financial ecosystems. Differentiation of strategies for the development of ecosystems at the world and national levels requires a detailed analysis, taking into account the sources of formation, prerequisites for development and the environment of functioning.

The article considers the factors and prerequisites for the formation of financial ecosystems. The dialectic of the evolution of the classical banking business into the forms of technological financial corporations is analyzed. The main elements of building the economic mechanism of the financial ecosystem on the platform of the banking institute are determined, a comparative analysis of domestic and foreign experience in the functioning and regulation of diversified financial business organizations is carried out. The main directions of development and regulation of ecosystem activities in the financial services market are highlighted.

Ключевые слова: экосистема, бизнес - модель, бизнес-архитектура, конкуренция, диверсификация.

Keywords: ecosystem, business model, business architecture, competition, diversification.

Трансформация экономической среды, цифровизация и рост конкуренции в условиях роста предложения, особенно в сегментах рынка финансовых услуг, требует новых подходов ведения бизнеса. Диалектика развития бизнес - пространства и его субъектов связана с такими факторами как: конкуренция, инновации, развитие цифровых сервисов, таргетирование услуг, глобализация, интеграция и прочие.

Если рассматривать финансовый сектор, то эволюционирование классических банков к новым бизнес-моделям началось в Европе более 20 лет назад, это обусловлено отрицательным трендом показателя маржинального дохода и снижением чистой рентабельности собственного капитала банковских институтов, а так же необходимостью внедрения и расширения предложения новых IT- финансовых продуктов.

По прогнозам McKinsey, рентабельность собственного капитала банков к 2025 году снизится до 5,29,3 %, по сравнению со среднестатистическими данными за последнее десятилетие 8-10 %. В России рост банковского бизнеса ограничен емкостью спроса на рынке финансовых услуг. Рынок капитала может показать прирост не более чем на 5-15 % в год. Темпы роста на 30-100 % в год остались в прошлом. Маржинальность кредитования с доходностью 70-80 %, падает вслед за снижением ключевой и банковских ставок. Продажа не-

финансовых сервисов, диверсификация деятельности - это один из резервов сохранения доходности финансового бизнеса.

Процесс диверсификации позволяет классическому банку получить доступ к новым технологичным продуктам. Бизнес-партнёрство финансовых организаций с IT-компаниями дает дополнительные конкурентные преимущества, а единство целей рыночных субъектов, стимулирует к созданию новых форм хозяйствования, таких как финансовые экосистемы. У банковского сектора есть достаточный потенциал, чтобы стать одним из лидеров в сфере создания экосистем.

Компания Accenture провела исследование среди 120 крупнейших банков о заинтересованности в развитии экосистем, более 88 % респондентов видят в этом бизнес направлении перспективы развития для своей деятельности.

Таким образом, трансформация банковских институтов в экосистемы, это закономерный факт диалектического развития финансового рынка, который требует предоставления третированных услуг, основанных на персонализированных продуктовых линейках.

Экосистема - это совокупность продуктов и услуг из различных областей, объединенных вокруг одной организации [1].

По мнению Оливера Хьюза, «экосистема - это современные технологии, общий бренд, использование данных, быстрое масштабирование сервисов, снижение стоимости привлечения за счет экосистемного эффекта и масштаба. Это много сервисов, и не только в одной области» [2].

«Бизнес-экосистема выполняет роль источника ресурсов и знаний для развития компаний-участников. Синергетический эффект от участия в экосистеме стал проявляться в намного большем объеме. Продукты и сервисы этой бизнес-модели обогащают друг друга технологиями, функциями и операционными данными.» [1].

Сама идея создания экосистем банков берет свое начало с организации бизнес- модели магазина One-Stop Shop, следующим значимы этапом эволюционирования является развитие финансовых супермаркетов. Далее рынок финансовых услуг постепенно переходит в онлайн, появляется понятие «цифровой маркетинг», развитие технологического стека, рост мобильных приложений банков, развитие облачных технологий и прочих IT- банковских инноваций, все это позволило систематизировать предложения для клиентов в едином формате экосистемы банков.

Для развития банковскому бизнесу необходимы инвестиции в новые технологичные продукты, банкам целесообразно интегрироваться с IT-компаниями, что позволит значительно снизить затраты на освоение новых форм хозяйствования и супераппов, увеличить число новых лидов. Поэтому при создании экосистем выделят несколько форм:

- создание собственных предложений;

- интеграция с поставщиками продукта или услуги;

Банковские экосистемы развивается по двум стратегическим направлениям:

- стратегия гигантомании;

- выборочная или нишевая стратегии;

Стратегия гигантомании направлена в первую очередь на захват новых сегментов рынка непрофильного направления. Возможности крупных банковских игроков позволяют диверсифицировать свою деятельность, как следствие: вытеснить конкурентов, увеличить величину банковского мультипликатора, получить дополнительные резервы роста комиссионных доходов и LTV клиента.

Для среднего банковского сегмента эта стратегия невозможна, т.к. финансовые возможности ограничены и новые инвестиции не гарантируют последующую монетизацию от вложений. В связи с этим банки начинают переходить на «нишевую» стратегию, которая позволят выявить и развивать в рамках экосистемы уникальную линейку предложений. Этот подход позволит уйти от гигантомании и сократить инвестиции, т.е. минимизировать отрицательный эффект от масштаба.

Для средних региональных банков отличным вариантом будет создание экосистем с учетом следующих факторов, которые позволят им конкурировать с федеральными:

- максимальное вовлечение местных компаний;

- взаимодействие с местными органами власти, интеграция с госрегиональными и муниципальными услугами;

- интеграция с крупными системообразующими компаниями региона, в первую очередь в рамках зарплатных проектов и связанных с ними продуктов.

Основными принципами создания финансовых экосистем не зависимо от выбранного направления бизнес - развития являются:

- принцип клиентского спроса;

- принцип отбора по финансовому эффекту;

- принцип срочности окупаемости затрат по категориям деятельности экосистемы;

Варианты построения крупной экосистемы:

- объединяются крупный телеком и интернет-компания, которые создают или приобретают необходимые дополнительные сервисы, затем получают или покупают банковскую лицензию;

- крупный банк создает или приобретает все необходимые сервисы самостоятельно или с привлечением партнеров.

Если проанализировать создание экосистем по категориям банков, то для региональных банковских институтов конкурентные преимущества возникают за счет интеграции с крупными системообразующими компаниями региона; а так же за счет взаимодействия с местными органами власти и массового привлечения местных компаний в структуру экосистемы.

Суть финансовой модели экосистемы строится на синергетическом эффекте интеграционных процессов, в рамках которого возможно совмещать высоко прибыльные бизнес-сервисы с малодоходными направления, которые выполнят вспомогательную функцию (например, повышение лояльности, удержание клиента, социальные направления и т.д.,), но дополнительные или вспомогательные сервисы является необходимой инфраструктурой работы высоко прибыльных бизнес - направлений экосистемы.

С учетом разнородности направлений сервисов экосистемы, необходимо создание бизнес - архитектуры нового организационно-хозяйственного механизма (рисунок 1). Главными компонентами бизнес - архитектуры являются:

- стратегия;

- ролевая (организационная) модель;

- дерево бизнес-процессов;

- нормативно-регламентирующая документация.

На рынке по стратегии развития и объемам диверсификации сформировались и функционируют: нише-вые экосистемы: Тинькофф, Росбанк и масштабированные экосистемы: Сбер, ВТБ.

Наиболее масштабно экосистему развивает «Сбер», который активно скупает сервисы медиа компаний, технологические стартапы, с цель увеличения клиентской базы, за счет максимального удовлетворения предпочтений потребителей.

В структуру экосистемы «Сбера» входят сервисы: анимационная студия; транспорт и доставка еды; интернет-холдинг; распознавание лиц и голоса, ИИ; сервис по поиску вакансий; провайдер услуг аутсорсинга для компаний любой отрасли; мобильный виртуальный оператор; инвестиционная B2B платформа; платформа для ресторанного рынка; интернет-торговля облачная платформа; коммуникации и т.д.

В 2020 году выручка от нефинансового бизнеса Сбера составила 71,4 млрд. руб., в 2,7 раза больше результата 2019 года. Самый большой вклад в выручку этого сегмента внесли Ь2Ь-сервисы (33,6 млрд. руб.). Далее идет e-commerce: его показатель товарооборота и выручки (GMV, Gross Merchandise Volume) составил 12,9 млрд. руб. ВТБ планирует потратить на свой суперапп 10 млрд. рублей [4].

«Тинькофф» развиваться как нишевая финансовая экосистема и сфокусируется на сервисах, близких к банковским картам и «кошелькам».

Поглощение и интеграция - является основными направлениями реорганизации банковских структур. При этом, поглощение является принудительной формой трансформации слабого банка более устойчивым, сильным в конкурентной борьбе банковским институтом.

Интеграция характеризуется, как долгосрочный процесс инновационного формирования новых хозяйственно - организационных механизмов рынка финансовых услуг, основной целью, которого является синергия преимуществ финансового интегрирования.

Технологическое слияние банков характеризуется дифференциацией IT-ландшафта бизнес-структуры при неоднородности целевого функционала.

Рисунок 1 - Бизнес-архитектура экосистемы банка (источник: РИА Бизнес)

Изменение структуры потребительского спроса, жесткая конкуренция на целевых сегментах, смена мировоззрения клиентов банка, новые онлайн ресурсы для ведения бизнеса в условиях цифровизации экономики, эволюционные процессы диверсификации финансового рынка в условиях глобализации и интеграции, стремление увеличить капитализацию подталкивает банки к формированию банковских экосистем.

Зарубежный опыт создания экосистем выделяет две основные модели - Европейская и Американо-Китайская.

Европейская модель основана на децентрализованном объединении компаний - чаще стартапов - на основе единых правил, утверждаемых государственным или межгосударственным регулятором - Центральным банком.

Американо-Китайская модель предполагает объединение вокруг одного глобального финтеха или биг-теха игроков меньших по объему бизнесов, продуктов и сервисов. Примеры таких экосистем - Facebook, Amazon, Microsoft, Google, Apple (FAMGA) и Baidu, Alibaba, Tencent (BAT).

Если рассматривать целевую аудиторию потребителей услуг, то необходимо учитывать существенные различия формирования предпочтений электората. Азиатские супераппы начинались с маркетплейсов и мес-сенджеров, а потом подключались банковские сервисы. В России же изначально были предложения по банковским сервисам. В России предпочитают наитивный подход, т.е. единый пользовательский опыт во всех сервисах одной компании. Мини-приложения в азиатских супераппах очень простые - обычные веб-странички с индивидуальным дизайном. В Азии привыкли к большому количеству информации на экране в рамках единого интерфейса. Российские пользователи ближе к европейским - они пришли к приложениям после персональных компьютеров и не привыкли к супераппам. Азиатские потребители сразу начали со смартфонов и для них логична концепция одного приложения.

Развитие азиатских экосистем существенно отличается не только по предпочтениях электората, но и по базисам-платформам построения. Alibaba начиналась с платформы для оптовых продавцов, а в последствии диверсифицировала свой бизнес настолько, что существенно повлияла на деление сегментов финансового рынка, что послужило предметом особого внимания регулятора.

Нормативно - правовое регулирование деятельности экосистем является одним из актуальных направлений анализа и разработки положений и рекомендаций ЦБ РФ.

ЦБ в своем докладе «Подходы к развитию конкуренции на финансовом рынке» отмечает, «что крупные банки, продавая финансовые и нефинансовые продукты через экосистемы, ограничивают доступ других игроков к их каналам дистрибуции».

Согласно исследованию, это создает нерыночные конкурентные преимущества для тех организаций, которые получили доступ к сети и укрепляет позиции крупных игроков - администраторов экосистемы, создает барьеры роста для поставщиков финансовых услуг, доступ которым к экосистеме был ограничен [3].

Для «создания благоприятной среды и дальнейшего инновационного развития платформенного сегмента в российской экономике» ЦБ предлагает:

- принять меры содействия развитию национальных экосистем, чтобы поддержать их конкурентоспособность с международными экосистемами на российском рынке;

- выстроить отношения с иностранными регуляторами по выработке подходов к допуску иностранных экосистем на национальные рынки с обязательным условием допуска на них национальных поставщиков товаров и услуг;

- скорректировать антимонопольные инструменты с учетом особенностей экономики экосистем. Обеспечить контроль со стороны ФАС за долей доминирующей экосистемы на рынке и, возможно, ввести запрет на проведение сделок слияния и поглощения доминирующих экосистем без согласования с ведомством;

- ввести требование об открытой модели для доминирующих экосистем и обеспечить защиту не аффилированных с экосистемой поставщиков, допущенных в такую экосистему;

- внедрить обязательные открытые программные интерфейсы (Open API), позволяющие потребителям и поставщикам быстро переходить между разными платформами и экосистемами;

- обеспечить непрерывность деятельности крупных экосистем, а также информационную безопасность и противодействие мошенничеству;

- запретить использование внутренних учетных единиц экосистемы в качестве платежного средства, средства накопления и заемных средств;

- снизить барьеры для перехода потребителей между экосистемами, платформами и нишевыми поставщиками в целях поддержания

- регулирование экосистем должно поддерживать растущих, но не доминирующих национальных игроков, ограничивая роль иностранных участников.

Идеальной картиной после введения нового регулирования - «создание регуляторных условий для формирования рынка, на котором присутствует несколько конкурирующих национальных экосистем разного размера с умеренной ролью иностранных игроков, именно умеренной, а не доминирующей ролью тех крупных IT-гигантов, которые есть сегодня на рынке».

Центробанк неоднократно предупреждал о рисках, связанных с экосистемами. Они не должны строиться «по закрытому принципу, когда лидеры рынка захватывают в свой периметр все больше небанковских продуктов, собирают все больше данных».

По мнению регулятора, экосистемы несут некоторую долю риск для финансового рынка, т.к. монополизируют сегменты конкурентного бизнес - пространства. С этой целью необходимо отказаться от закрытой модели формирования экосистемы и создавать регуляторные условия для формирования рынка, на котором присутствует несколько конкурирующих национальных экосистем с незначительной долей иностранного присутствия.

Таким образом, можно заключить, что развитие экосистем - это долгосрочный тренд диалектической трансформации банковских институтов на рынке финансовых услуг. Не смотря на возможные риски, которые несут экосистемы, их развитие и формирование является закономерной необходимостью экономического развития, вызванного потребностями рынка в условиях ужесточения конкуренции и роста цифровизации экономического пространства. Нивелирование рисков, связанных с деятельность экосистем, возможно за счет разработки нормативно - правовой базы и регулирующими действиями Центрального Банка на рынке финансовых услуг.

Источники:

1. Аджиева А.Ю. Совершенствование методики финансового анализа в условиях финансовой неустойчивости / А.Ю. Аджиева, Д.М. Дохкильгова // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2018 - №6 (86).- С.62-67.

2. Васильева Н.К., Сидорчукова Е.В., Гертер М.А., Додыханов Р.Т. Анализ финансовых результатов сельскохозяйственных организаций. - Вестник Академии знаний. 2020 № 3 (38). С.75-83.

3. Васильева Н.К., Агафонова Н.П., Кумпилов Н.Т., Назаретян К.А. Финансовая устойчивость организаций агропромышленного комплекса Краснодарского края. - Естественно-гуманитарные исследования. 2020 № 27 (1). С.52-59.

4. Пешнев-Подольский Д. Тренды развития банковских экосистем [Электронный ресурс] / Пешнев-Подольский Д. -Электрон. текстовые дан. - Москва, 2020. - Режим доступа: https://vc.ru/bcs-bank/108343-trendy-razvitiya-bankovskih-ekosistem.

References:

1. Adzhieva A. Yu. Improving the methodology of financial analysis in the conditions of financial instability / A. Yu. Adzhieva, D. M. Dokhkilgova // Izvestia of the Kabardino-Balkar Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. -2018 - №6 (86).- P. 62-67.

2. Vasilyeva N. K., Sidorchukova E. V., Gerter M. A., Dodykhanov R. T. Analysis of financial results of agricultural organizations. - Bulletin of the Academy of Knowledge. 2020 No. 3 (38). pp. 75-83.

3. Vasilyeva N. K., Agafonova N. P., Kumpilov N. T., Nazaretyan K. A. Financial stability of organizations of the agro-industrial complex of the Krasnodar Territory. - Natural sciences and humanities research. 2020 No. 27 (1). pp. 52-59.

4. Peshnev-Podolsky D. Trends in the development of banking ecosystems [Electronic resource] / Peshnev-Podolsky D.-Electron. text data. - Moscow, 2020. - Access mode: https://vc.ru/bcs-bank/108343-trendy-razvitiya-bankovskih-ekosistem.

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-11380

Е.А. Болотнова - к.э.н., доцент кафедры экономического анализа, Кубанский государственный аграрный университет,

E.A. Bolotnova - сandidate of Economic Sciences, associate рrofessor of the department of Economic Analysis, Kuban State Agrarian University;

А.А. Храмченко - к.э.н., доцент кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет,

A.A. Khramchenko - candidate of Economics, associate professor of the department of finance, Kuban State Agrarian University;

А.В. Анопкин - студент, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Тру-билина,[email protected],

A.V. Anopkin - student, Kuban State Agrarian University, [email protected];

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К.Р. Никитина - студент, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],

K.R. Nikitina - student, Kuban State Agrarian University, [email protected].

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ DIGITALIZATION OF STATE FINANCIAL CONTROL IN THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация. Внутренний государственный финансовый контроль является важнейшей функцией управления. Данные контрольные мероприятия способствуют принятию взвешенных управленческих решений органами исполнительной власти. В условиях активного развития информационного сектора и цифровизации экономики РФ актуальной темой являются исследования в области внедрения IT технологий.

Цифровизация экономики вызывает трансформацию экономических институтов и системы государственного управления. В данной статье рассматривается развитие государственного финансового контроля в условиях перехода к цифровой экономике.

Современные социально-экономические условия существенно меняют финансовые отношения России, что требует углубленных исследования данных процессов и проведения модернизации системы государ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.