ОСОБЕННОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОСИСТЕМ
БАНКОВ В РОССИИ
М.Д. Фуфаев, студент
Е.П. Терновская, канд. экон. наук, профессор Финансовый университет при Правительстве РФ (Россия, г. Москва)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-3-2-243-245
Аннотация. Современный российский банковский рынок сейчас переживает активную трансформацию. Многие банки стремятся удержать клиентов, тем самым пытаются предлагать не только банковские продукты или услуги. Как следствие, они всё больше превращаются в ^-финансовые экосистемы или компании. В статье рассматриваются особенности формирования и будущее развитие экосистем банков в России, а также текущие проблемы. Авторами прогнозируются возможные будущие сценарии развития рынка банковских экосистем.
Ключевые слова: экосистема, коммерческие банки, российский банковский рынок, небанковские продукты и услуги, конкуренция, будущее, кредитные организации.
В России розничный банковский рынок в настоящее время достаточно хорошо развивается, а именно в объёмах и в развитии цифровых технологий. Благодаря этому на рынке сегодня формируется сильная конкуренция между банками за клиента. Они предпринимают попытки создать способы, с помощью которых смогли бы удержать его на длительный срок.
Такая трансформация банковского сектора неразрывно связанна с затратами, это переход на новые программы обслужива-
ния, стандарты и пр. В текущих рыночных условиях показатели ROE и банковская маржа стагнируют. За последние 4-5 лет показатель рентабельности капитала держится на уровне 8-12% и стоимость акционерного капитала едва обеспечивает такие показатели ROE (табл. 1). По прогнозам бизнес-консалтинговой компании, McKinsey к 2025 г. ROE должен вообще сократиться, зафиксироваться на уровне 59% [7].
Таблица 1. Показатель прибыльности капитала, рассчитываемый кредитными организации в соотв. с Указанием Банка России № 4336-У, %, 2017-2020 гг._
Наименование кредитной организации 01.01.2017 01.01.2018 01.01.2019 01.01.2020
АО «Россельхозбанк» -0,17 0,21 0,30 0,84
ПАО «ВТБ» 6,37 9,65 18,06 13,01
АО «Альфа-банк» 1,94 15,79 27,73 13,01
ПАО «Промсвязьбанк» 8,16 -81,82 -59,98 н/д
ПАО «Московский кредитный банк» 1,78 7,62 4,18 16,25
Многие банки похожи друг на друга по своему принципу организации деятельности, продуктам и услугам. Таким образом, на рынке банковских услуг становиться много игроков с одинаковым набором продуктов и услуг. Создание экосистемы у банков позволяет придать «новых красок», и расширить границы основного бизнеса [2].
К созданию банковской экосистемы чаще всего идут двумя путями. Первый -через построение общей экосистемы или так называемый lifestyle banking. В данном случае банки стремятся приблизиться к 100% покрытию всех ежедневных существующих и потенциальных нужд клиента и всё это делают в одном приложении. Второй путь создания банковской системы лежит через нишу на рынке. Банки стре-
мятся покрыть 100% существующих потребностей клиента только лишь в одной из сфер жизни.
Когда банк создаёт экосистему, он ставит себе цель и чаще всего это увеличение рыночной доли. На практике в экосистему банка входят как сервисы по доставке еды, так и инвестиции, страхование и многое другое. Сегодня АО «Тинькофф банк» и ПАО «Сбербанк» уже присутствуют на рынке с своими приложениями (Тинь-кофф-Инвестиции, Сбербанк Инвестор, СберМаркет и др.), которые представляют части их экосистем. В сентябре 2020 г. ПАО «Сбербанк» стал больше чем банк и представил собственную экосистему под названием «СБЕР». В неё входят сам банк как ядро и дополняющие её сервисы: доставка еды и заказ такси, онлайн-кинотеатр, приложение для инвестиций, доставка посылок, маркетплейс. Последнее время о своих амбициях заявляет банк ПАО «ВТБ» по созданию экосистемы.
Суть экосистемы состоит в том, чтобы создать для клиента некий новый «мир» сервисов, в том числе и финансовых. Таким образом, вовлекая его через один ключевой продукт, на всю оставшуюся линейку продуктов экосистемы. Например, раньше ПАО «Сбербанк» был обычным коммерческим банком с большой базой клиентов по России (более 100 млн. чел.). Сейчас он предлагает им больше чем финансовые услуги.
На рынке банковских услуг присутствует сильная конкуренция, потому что каждый банк имеет схожие тарифы, одинаковые продукты и услуги. Кредитные организации заинтересованы в создании экосистемы из-за сильной конкуренции, из-за более жёсткого регулирования с стороны ЦБ РФ, а также потому что экосистема создаёт жёсткий барьер для новых банков по входу на рынок, и из-за плюсов в сторону клиента [3].
Однако идея создать небанковскую экосистем не новая сегодня. Уже в 2000 г. в России банки пытались строить финансовые супермаркеты, но раньше существовала проблема с каналами продаж, их несогласованности. Раньше было намного сложнее «дотянуться» до клиента, по-
скольку не было никаких приложений, смартфонов и пр. В такой ситуации банкам приходилось с помощью разных служб внутри банка привлекать клиента, чтобы он заинтересовался продуктом или услугой [4].
Создание новой среды с нуля требует больших затрат, а соответственно и инвестиций, поэтому такой процесс могут позволить себе лишь крупные, игроки рынка. ПАО «ВТБ» планирует потратить на создание своего нового приложения для смартфона 10 млрд. руб. ПАО «Сбербанк» потратил более 1 млрд. долларов, выстраивая свою небанковскую часть экосистемы.
В то время как банки создают экосистемы, за этими процессами в банковском секторе также следит Центральный банк РФ. Он обращает на эти процессы пристальное внимание. Так, например, в своём докладе «Подходы к развитию конкуренции на финансовом рынке», отметил, что банки, продавая финансовые и нефинансовые продукты через экосистему, ограничивают доступ других участников рынка к каналам дистрибьюции. Возможно Банк России думает об ограничении такого роста экосистемы среди коммерческих банков [8].
Подводя итог, стоит отметить два важных пункта. Первое, за созданием экосистем, скорее всего, будет стоять будущее. Кредитные организации выходят в новые сегменты и неизбежно сталкиваются с новыми рисками, опыта в решении которых у них ещё нет. Создание нишевой экосистемы позволит, возможно, больше сконцентрироваться на персонализированной продуктовой линейке, более углублённо проанализировать потребности сегмента при том условии, что рынок меняется.
Второе, то, что избежать создания экосистем тоже, скорее всего не получиться, потому что если банк ставит во главу угла клиента, то рано или поздно это приведёт к общей цифровизации экономики. Согласно статистическим исследованиям аналитической компанией ОЖ в 2019 г. количество пользователей банковских мобильных приложений составило 61% населения России [6]. Новые, уже больше, чем
банковские экосистемы делают клиент- нишевой подход при сегментации рынка ские и банковские сервисы доступнее, бы- может стать неким страховым полисом от стрее и комфортнее, а для банков такой потери конкурентных преимуществ.
Библиографический список
1. Федеральный закон Российской Федерации «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. № 395-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1990 г. № 27. Ст. 357
2. Банковское дело: учебник / Лаврушин О.И., под ред., Бровкина Н.Е., Валенцева Н.И., Варламова С.Б., Гурина Л.А., Дадашева О.Ю., Ершова Т.А., Казанкова Н.С., Ковалева Н А., Курны. - М.: КноРус, 2020. - 630 с.
3. Банковская экосистема - модный тренд или стратегическая необходимость? - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/finance/blogs/2019/06/27/804788-bankovskaya-ekosistema
4. Банковская экосистема. Банки строят вокруг своих брендов экосистемы в надежде избежать краха. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.dp.rU/a/2019/06/17/Bankovskaja_jekosistema
5. Тренды развития банковских экосистем - vc.ru. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vc.ru/bcs-bank/108343-trendy-razvitiya-bankovskih-ekosistem
6. Цифра дня: Сколько человек пользуются интернетом в России? - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://news.rambler.ru/intemet/41563983-tsifra-dnya-skolko-chelovek-polzuyutsya-internetom-v-rossii/?updated
7. Экосистема vs традиционный банкинг. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.banki.ru/news/columnists/?id=10905618
8. Банк России увидел риски в создании банковских экосистем // РБК. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/finances/25/11/2019/5ddbf5c49a7947d15835ee61 (дата обращения: 01.03.2021).
FEATURES AND DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF BANK ECOSYSTEMS IN
RUSSIA
M.D. Fufaev, Student E.P. Ternovskaya, Professor
Financial University under the Government of the Russian Federation (Russia, Moscow)
Abstract. The modern Russian banking market is currently undergoing an active transformation. Many banks seek to retain customers, thereby trying to offer more than just banking products or services. As a result, they are increasingly becoming IT-financial ecosystems or companies. The article discusses the features of the formation and future development of the banking ecosystems in Russia, as well as current problems. The authors predict possible future scenarios for the development of the banking ecosystem market.
Keywords: ecosystem, commercial banks, Russian banking market, non-banking products and services, competition, future, credit organizations.