Научная статья на тему 'ПРЕОБРАЗОВАНИЕ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В ЭКОСИСТЕМУ'

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В ЭКОСИСТЕМУ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
686
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКИЙ СЕКТОР / ЭКОСИСТЕМА / УСЛУГИ / КОНКУРЕНЦИЯ / РАЗВИТИЕ / РИСК / КЛИЕНТ / СОТРУДНИЧЕСТВО / BANKING SECTOR / ECOSYSTEM / SERVICES / COMPETITION / DEVELOPMENT / RISK / CLIENT / COOPERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буршина Анастасия Алексеевна, Пакулова Надежда Дмитриевна

В статье рассмотрены основные тренды развития экосистемы в банковском секторе, проанализированы причины и риски возникновения данной системы в век глобализации. Сегодня экосистема - это не план развития, это реальность, созданная для объединения продуктов и услуг из различных областей вокруг одной компании. В рамках исследования были рассмотрены экосистемы российских лидеров банковского сектора. В виде графиков представлены новые направления проектов. Процитировано мнение высших должностных лиц банковского сектора о создании собственных экосистем. В рамках исследования констатируется, что суть трансформации банков в экосистемы состоит именно в увеличении прибыли. Любой банк сейчас, особенно во время пандемии, стремится к этому. Основной причиной чему является конкуренция. К тому же борьба за клиентов - способ выживания для любой корпорации, поэтому выход сейчас в трансформации простого банковского сектора, базисом которого является экосистема.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMING THE BANKING SECTOR INTO AN ECOSYSTEM

The article considers the main trends in the development of the ecosystem in the banking sector, analyzes the causes and risks of the emergence of this system in the age of globalization. Today an ecosystem is not a development plan, it is a reality created to combine products and services from different areas around one company. As part of a study, the ecosystems of Russian leaders in the banking sector were considered. New directions of projects are presented in the form of graphs. Expert views of Russian and foreign most prominent bankers on the creation of ecosystems are quoted. As part of a research, it is noticed that the essence of the transformation of banks into ecosystems is precisely to increase profits. Any bank now, especially during a pandemic, strives for this. The main reason for this is competition. In addition, the struggle for customers is a way of survival for any corporation, so the way out now is in the transformation of a simple banking sector, the basis of which is an ecosystem.

Текст научной работы на тему «ПРЕОБРАЗОВАНИЕ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В ЭКОСИСТЕМУ»

Преобразование банковского сектора в экосистему

Буршина Анастасия Алексеевна,

студент, Финансовый университет при Правительстве

Российской Федерации

E-mail: alekseeva648@gmail.com

Пакулова Надежда Дмитриевна,

студент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации E-mail: n.pakulova.n@mail.ru

В статье рассмотрены основные тренды развития экосистемы в банковском секторе, проанализированы причины и риски возникновения данной системы в век глобализации. Сегодня экосистема - это не план развития, это реальность, созданная для объединения продуктов и услуг из различных областей вокруг одной компании.

В рамках исследования были рассмотрены экосистемы российских лидеров банковского сектора. В виде графиков представлены новые направления проектов.

Процитировано мнение высших должностных лиц банковского сектора о создании собственных экосистем. В рамках исследования констатируется, что суть трансформации банков в экосистемы состоит именно в увеличении прибыли. Любой банк сейчас, особенно во время пандемии, стремится к этому. Основной причиной чему является конкуренция. К тому же борьба за клиентов - способ выживания для любой корпорации, поэтому выход сейчас в трансформации простого банковского сектора, базисом которого является экосистема.

Ключевые слова: банковский сектор, экосистема, услуги, конкуренция, развитие, риск, клиент, сотрудничество.

Современные банки в последнее время все чаще превращаются в экосистемы - совокупность банковских продуктов и услуг, объединенных вокруг кредитной организации. Этот термин позволил обозначить иной подход к осознанию производственных, социальный и культурных реалий. В банковском деле экосистемы - это обеспечение финансовой доступности через цифровые технологии [7]. Все больше компаний говорят о важности цифровой трансформации, ключевой особенностью которой является омниканальность. Это возможность сосредоточить в одних руках всю информацию о пользователях с самыми различными способами интеракции с ними. Суть трансформации банков в экосистемы состоит именно в увеличении прибыли. Любой банк сейчас, особенно во время пандемии, стремится к этому. В частности, глава одного из крупнейших банков, Герман Греф, заявил, что будущего у обычных, традиционных банков нет. Именно конкуренция заставляет кредитные организации меняться и придумывать что-то новое. Рынок находится в не самой простой ситуации на сегодняшний день клиенты поделены. Конкуренция с небанковским сектором тоже возрастает, многие операторы начинают предлагать свои финансовые услуги. Борьба за клиентов - способ выживания для любой корпорации, поэтому выход сейчас в трансформации простого банковского сектора. Именно экосистема дает преимущество в возможности продвигать услуги за пределами кредитного сектора [8]. Все возможные виды В2В - услуг (здравоохранение, телеком, лайфстайл и многие другие) стали доступны благодаря превращению банков в экосистемы.

Важность экосистемы, безусловно, в цифровом портрете клиента, в «узнаваемости» на любом этапе взаимодействия. Главное в этом - бесшовный путь и получение лояльности, которая и приводит клиентов в банк, где он сможет получить целый пакет услуг.

Таким образом, чем больше и интереснее ассортимент продуктов, чем удобнее будет интерфейс, сервис, который может предоставить компания, тем выше прибыль экосистемы.

Согласно исследованию компании АссепШге, респондентами которого стало 120 глобальных банков, выяснилось, что 9 из 10 финансовых организаций заинтересованы в развитии экосистемы, основная ориентация которой будет на удовлетворенность клиентов, путем предложения партнеров и новых возможностей. 88% банков во всем мире считают экосистемы основным и наиболее важным каналом взаимодействия с клиентами, который является драйвером развития новых бизнес центров финансовой отрасли [3].

сз о

со £

m Р

сг

от А

Далее в статье мы рассмотрим превращение банка в экосистему на примере крупнейших кредитных организаций в РФ. Так, в основе трансформации Сбербанка лежит желание перейти от посредника к провайдеру конечных услуг. Желание Сбербанка состояло именно в полном превращении восприятия самого понятия «банк» на рынке. Важно не просто быть средством получения той или иной услуги, а стать целью, которая сможет закрыть все основные потребности физических и юридических лиц.

В 2016 году в России первым о создании финансовой экосистемы заявил Сбербанк, а далее и Тинькофф Банк. В 2018 году к ним присоединился Банк ВТБ (ПАО), он сделал заказ на разработку концепции консалтинговой компании МсК^еу. Для юридических лиц экосистему в формате «Клуба клиентов» развивает и Альфа-банк.

Создание банковских экосистем стало защитой от онлайн-сектора. Как утверждает сама компания, они не только выполняют первоначальные

функции, но и окружают клиентов удобными цифровыми сервисами. На данный момент в Сбербанке 96,3 млн активных клиентов, которые являются потенциальными для их экосистемы [1]. Сбербанк входит в капитал более 20 непрофильных сервисов в области e-commerce, e-health, telecom, life-style и др, банк приобрел медицинский сервис DocDoc, приобрел контрольный пакет в стартапе Plazius и др [5]. Руководитель дирекции по развитию экосистему Сбербанка - Марк Заводский -утверждает, что с увеличением полезных сервисов для клиентов будет расти обращение к услугам банка. Сбербанк хочет перейти от позиции «посредник» к позиции «провайдер». Так, например, сотрудничество Delivery Club со Сбербанком способствовало увеличению заказов на 45% во 2 квартале 2020 года, что является показателем выгоды не только компаниям, но и потребителям. В таблице 1 представлены полный список проектов в различных направлениях от компании Сбербанка.

Таблица 1. Экосистема Сбербанка

Направление Проекты и дочерние структуры

Финансы ДомКлик (портал недвижимости) НПФ Сбербанк Яндекс.Деньги (интернет-кошеле) Сетелем (автокредитование) Сбербанк - управление активами

СберМобайл Сбербанк Страхование Объединенное кредитное бюро Страховой брокер Сбербанка Статус - Независимый регистратор

Шоппинг Беру! (онлайн-маркетплекс) Спасибо (программа привилегий) Ьппд1у (товары из-за границы)

Досуг Plazius (приложение для оплаты счета в ресторане) okko (онлайн-кинотеатр) Афиша (портал городских развлечений) Lenta.ru (СМИ) Чемипионат.ком

Бесплатная школа программирования Delivery Club (доставка еды) Корпоративный университет Сбербанка

Бизнес Segmento (эффективный таргетинг) SberCloud (облачная платформа) Ы^опе (защита электронной почты) Корус (облачные сервисы автоматизации В2В - процессов) Сбербанк Лизинг

Эвотор (онлайн-кассы) VisionLabs (компьютерное зрение и машинное обучение) Деловая среда (платформа знаний и сервисов для бизнеса) СберРешения (финансовый и кадровый аутсортинг) Сбербанк Факторинг

SP (Agile - стратегия и цифровая трансформация) FreshOffice (управление бизнесом в режиме одного окна) solomoto (онлайн-платформа для продвижения бизнеса) Рад (организатор аукционных торгов) Кредитование

Актив бизнес консалт (инновационное кол-лекторское агенство) Сбербанк Капитал На_полке (сервис закупок для малого и среднего бизнеса)

Ое

см

03

Источник: Экосистема Сбербанка

Присоединяя сервисы и партнеров к экосистеме, банк отталкивается от потребностей клиентов, их ежедневных расходов. Важность для экосистемы сбербанка представляют крупные Ь2Ь-контрак-ты, Сбербанк планирует заработать на системе биометрической идентификации, созданной компании VisoLab. В Сбербанке полагают, что объем экономики такого проекта, как крупная национальная экосистема, к 2025 году может составить 65 трлн рублей, то есть 27% выручки всех российских компаний [4]. Первая часть экосистемы Сбер-

банка состоит в собственных дочерних предприятиях, а другая часть в независимых компаниях. Главная задача именно в том, чтобы дать возможность новым площадкам, которые начали входить в Сбербанк, начать быстрый старт. Это возможно благодаря большой клиентской базе и техническим возможностям. Экосистема Сбербанка состоит из 40 компаний и предлагает множество услуг.

К основным подпунктам экосистемы у Сбербанка относятся:

1. Финансовые технологии;

2. Телемедицина;

3. Недвижимость;

4. Телекоммуникация;

5. Лайфстайл;

6. Искусственный интеллект;

7. Облачные сервисы;

8. Коммуникации;

9. Поиск вакансий и сотрудников и др [6].

Так, в апреле 2019 года был сделан следующий шаг на пути развития экосистемы. Был зарегистрирован товарный знак-бренд «Сбер» и отказ о слова «банк» в названии. Марк Завадский объясняет это нежеланием ассоциироваться с посредниками, оказывающими финансовые услуги,

Таблица 2. Экосистема Тинькофф

а желанием и возможностью превратится в поставщиков.

О создании экосистемы мы можем слышать и от компании «Тинькофф». Председатель правления Оливер Хьюз в 2017 году объявил о необходимости построения финансовой экосистемы в условиях конкуренции.

Глава компании называет свой банк онлайн 1Т-компанией. Представляет его как площадку, супермаркет и базар, превращенный в большой рынок товаров и услуг. А главной целью ставит привлечение клиентов. Для чего был предоставлен ряд возможностей, которые можно увидеть в табл. 2.

Продукт Возможности

Дебетовая карта Скидки от партнеров Оплата услуг Вклады

Инвестиции Рекомендации по ЦБ Открытие ИИС Терминал для приобретения ЦБ Премиум формат

Страхование ОСАГО КАСКО Путешествия Квартира и дом Здоровье

Мобайл Красивый номер Единый счет для нескольких сим-карт Два номера на одной сим-карте Визуальная карта с кэшбеком Подписка на музыкальные приложения и онлайн-кинотеатры

Путешествия Авиабилеты Отели Туры Ж/д билеты Аренда авто

Развлечения Билеты в кино Бронирование столиков в ресторане

Кредитование Кредитные карты Кредит в наличии Рефинансирование Автокредиты

Счет для бизнеса Проверка контрагентов ВЭД Онлайн-бухгалтерия и бухгалтерское обслуживание Финансовый учет Предложения партнеров

Рассылки Облачный колл-центр Конструктор документов Юридическая помощь Кредиты

Удостоверяющий центр Поиск недвижимости Рекламные компании Чат для сайта Регистрация ИП

Размещение на Google-картах Подключение эквай-ринга

Источник: Тинькофф

Если говорить об экосистеме Альфа-банка, то мы можем увидеть, что она базируется на работе с малым бизнесом (например, проект «Клуб клиентов» включает более 300 000 клиентов) посредством внедрения дополнительных сервисов:

1. Реклама;

2. Формирование и создание сайта под ключ;

3. Юридические услуги;

4. Бухгалтерские услуги и т.д.

Для развития экосистемы и конкурентоспособности Альфа-Банк анализирует большой объем данных (приложение Альфа-Банка). Существует отдельная компания^иЬЬ^, специализация которой анализ данных.

В октябре 2019 Альфа-Банк запустил сервис «Безопасная сделка», который позволяет проводить Ь2Ь-расчеты и заключать онлайн сделки без

обращения в специальную организацию. Вдобавок предоставляет еще ряд возможностей, можно увидеть в табл. 3.

У всех компаний есть ряд причин, по которым они становятся экосистемой. Обобщая все это воедино, можно обозначить 3 основные:

1. Деление клиентов на рынке традиционных банковских услуг. Регулирование становится жест- е че, тем самым нарастает конкуренция и стано- Н вится актуален вопрос о «выживании». С

2. Поиск дополнительного источника доходов, на- В растание которого возможно за счет предложения продажи небанковских услуг. Необходи- Ы мым условием для совершения подобной сдел- К ки будет являться лояльность потребителей. =

3. Экосистемы создают барьер для входа на ры- Н нок, тем самым образовывая монополию. И

Таблица 3. Экосистема Альфа-Банк

Продукт Возможности

Дебетовая карта Оплата услуг Мои финансы Мое планирование Кредиты и депозиты

Инвестиции Альфа-Инвестиции Покупка паев

Клуб клиентов (для предпринимателей, совместно с партнерами) Создание сайта под бизнес клиента Рекламные услуги Юридические услуги Бухгалтерские услуги

Безопасная сделка Светофор (онлайн индикатор рисков)

Специальное предложение (для физлиц и юрлтц, совместно с партнерами) Альфа-Путешествия Онлайн оформление визы Подбор отелей Страховка в путешествиях

Программа комплексного обследования организма Химчистка со скидкой Оформление налоговой декларации Доставка Фермерских продуктов

Доставка цветов Доставка питания и стрижка домашних животных

Источник: Альфа-банк

о.

е

см <о

Однако даже в создании экосистемы существует множество рисков. Как утверждает Центробанк, это может повлиять на конкурентную среду, что сообщили в докладе «Подходы к развитию конкуренции на финансовом рынке». Отсюда следует, как было сказано выше, существует возможность создания монополии, что выгодно для финансовых компаний, в этом участвующих, и менее выгодно для остальных поставщиков финансовых услуг. Для купирования рисков ЦБ готов ввести регулирование посреднической деятельности [2].

Литература

1. Годовой отчет 2019: Сбербанк [Электронный ресурс]. URL: https://www.sberbank.com/ common/img/uploaded/files/pdf/yrep/sberbank-ar19-rus.pdf (дата обращения: 15.10.2020)

2. Кошкина Ю., Чернышова Е. Банк России увидел риски в создании банковских экосистем // РБК: информационный портал. 2019. URL: https://www.rbc.ru/finances/25/11/2019/5 ddbf5c49a7947d15835ee61 (дата обращения: 15.10.2020)

3. Мадаминова Н. 88% банков нацелены на создание партнерских экосистем и маркетплей-сов // Accenture: информационный портал. 2019. URL: https://www.accenture.com/ru-ru/company-news-release-research-banking-ecosystems (дата обращения: 15.10.2020)

4. Орлов И., Балашова А. Греф пообещал превратить Сбербанк в «финансовую экосистему» // РБК: информационный портал. 2016. URL: https://www.rbc.ru/finances/08/11/2016/58 21d4c09a79475232ca62d7 (дата обращения: 17.10.2020)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Стогней А., Седлов Д. Банки для продвинутых. Кто предлагает клиентам больше новых технологий // РБК: информационный портал. 2016. URL: HYps://www.rbc.ru/newspaper/2016/08/24 /57bb7ffe9a7947340fa28c 1f (дата обращения: 15.10.2020)

6. Тимофеев Ю. Экосистема Сбербанка - для комфортной жизни и успешного бизнеса // Чи-та!ру: информационный портал. 2020. URL: https://www.chita.ru/articles/146683/ (дата обращения: 15.10.2020)

7. Фатхутдинова Т.М., Курманова Л.Р. Современный банк как экосистема // Актуальные вопросы современной науки: межд.конф. (Томск, 19 июня 2018). Уфа: Изд-во Общество с ограниченной ответственностью Дендра, 2018. С.163-168.

8. Цифровые платформы и экосистемы финансовой инклюзивности. Российский опыт. Московская школа управления Сколково. М.: Сколково, 2015. Режим доступа: HYps://iems. skolkovo.ru/downloads/documents/SKOLKOVO_ IEMS/Research_ Reports/SKOLKOVO_IEMS_ Research_2015-11-11_ru.pdf

TRANSFORMING THE BANKING SECTOR INTO AN ECOSYSTEM

Burshina A.A., Pakulova N.D.

Finance University under the Government of the Russian Federation

The article considers the main trends in the development of the ecosystem in the banking sector, analyzes the causes and risks of the emergence of this system in the age of globalization. Today an ecosystem is not a development plan, it is a reality created to combine products and services from different areas around one company. As part of a study, the ecosystems of Russian leaders in the banking sector were considered. New directions of projects are presented in the form of graphs.

Expert views of Russian and foreign most prominent bankers on the creation of ecosystems are quoted.

As part of a research, it is noticed that the essence of the transformation of banks into ecosystems is precisely to increase profits. Any bank now, especially during a pandemic, strives for this. The main reason for this is competition. In addition, the struggle for customers is a way of survival for any corporation, so the way out now is in the transformation of a simple banking sector, the basis of which is an ecosystem.

Keywords: banking sector, ecosystem, services, competition, development, risk, client, cooperation.

References

1. Annual report 2019: Sberbank [Electronic resource]. URL: https://www.sberbank.com/common/img/uploaded/files/pdf/ yrep/sberbank-ar19-rus.pdf (date accessed: 15.10.2020)

2. Annual report 2019: Sberbank [Electronic resource]. URL: https://www.sberbank.com/common/img/uploaded/files/pdf/ yrep/sberbank-ar19-rus.pdf (date accessed: 15.10.2020)

3. Koshkina Yu., Chernyshova E. Bank of Russia saw risks in creating banking ecosystems / / RBC: information portal. 2019. URL: https://www.rbc.ru/finances/25/11/2019/5ddbf-5c49a7947d15835ee61 (date accessed: 15.10.2020)

4. Madaminova N. 88% of banks are aimed at creating partner ecosystems and marketplaces / / Accenture: information portal. 2019. URL: https://www.accenture.com/ru-ru/company-news-release-research-banking-ecosystems (date accessed: 15.10.2020)

5. Orlov I., Balashova A. Gref promised to turn Sberbank into a «financial ecosystem» / / RBC: information portal. 2016. URL: https://www.rbc.ru/finances/08/11/2016/5821d4c09a-79475232ca62d7 (accessed: 17.10.2020)

6. Stogney A., Sedlov D. Banks for advanced. Who offers customers more new technologies / / RBC: information portal. 2016. URL: HYps: / / www.rbc.ru/newspaper/2016/08/24/57bb7ffe9a-7947340fa28c1f (accessed 15.10.2020)

7. Timofeev Yu. The ecosystem of the savings Bank for a comfortable life and a successful business // Chita!roo: information portal. 2020. URL: https://www.chita.ru/articles/146683/ (accessed: 15.10.2020)

8. T. M. fatkhutdinova, L.R. Kurmanova, a Modern Bank as an ecosystem // Current issues of modern science: international Conf. (Tomsk, June 19, 2018). Ufa: Dendra limited liability company publishing House, 2018. Pp. 163-168.

9. Digital platforms and ecosystems of financial inclusion. Russian experience. Moscow school of management SKOLKOVO, Moscow: SKOLKOVO, 2015. Access mode: HYps://iems.skolkovo. ru/downloads/documents/SKOLKOVO_IEMS/Research_Re-ports/SKOLKOVO_IEMS_Research_2015-11-11_ru. Pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.