Научная статья на тему 'О цифровой эволюции банков в направлении необанков'

О цифровой эволюции банков в направлении необанков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
935
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКИ / ФИНТЕХ-КОМПАНИИ / НЕОБАНКИ / ЦИФРОВОЙ БАНКИНГ / BANKS / FINTECH COMPANIES / NEOBANKS / DIGITAL BANKING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косарев Владимир Евгеньевич

В настоящей статье изучаются отдельные вопросы цифровизации банковского сектора экономики. Тема исследования посвящена процессу эволюции от традиционного банкинга к дистанционному оказанию банковских услуг. Дается толкование термина «необанки» как модернизированного кредитного учреждения. Отмечается, что в последние годы происходит активное развитие финтех компаний, которые стремятся занять свою нишу на рынке финансовых, банковских услуг. По мнению автора, партнерство банков и финтех компаний оказывается результативно, если последние предоставляют услуги банкам по схемам аутсорсинга и иных форм сотрудничества. Данная гипотеза практически доказана в приводимом материале: финтех компании могут иметь краткосрочный успех на рынке, но, не имея должной правой поддержки в вопросах сохранности денежных средств и проведению транзакций, становятся младшими партнерами кредитных организаций. Развитие небанковских решений очередная ступень эволюции всей банковской системы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE DIGITAL EVOLUTION OF BANKS TOWARDS TO NEOBANKS

This article examines certain issues of digitalization of the banking sector of the economy. The research topic is devoted to the process of evolution from traditional banking to remote banking services. The term “neobanki” is interpreted as a modernized credit institution. It is noted that in recent years there has been an active development of fintech companies that seek to occupy their niche in the market of financial and banking services. According to the author, a partnership between banks and fintech companies is effective if the latter provide services to banks through outsourcing schemes and other forms of cooperation. This hypothesis is practically proved in the cited material: fintech companies may have shortterm success in the market, but, without proper legal support in matters of preserving cash and conducting transactions, they become junior partners of credit organizations. The development of non-banking solutions is the next step in the evolution of the entire banking system

Текст научной работы на тему «О цифровой эволюции банков в направлении необанков»

О цифровой эволюции банков в направлении необанков

Косарев Владимир Евгеньевич,

кандидат технических наук, доцент Департамента финансовых рынков и банков, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации E-mail: [email protected]

В настоящей статье изучаются отдельные вопросы цифрови-зации банковского сектора экономики. Тема исследования посвящена процессу эволюции от традиционного банкинга к дистанционному оказанию банковских услуг. Дается толкование термина «необанки» - как модернизированного кредитного учреждения. Отмечается, что в последние годы происходит активное развитие финтех компаний, которые стремятся занять свою нишу на рынке финансовых, банковских услуг. По мнению автора, партнерство банков и финтех компаний оказывается результативно, если последние предоставляют услуги банкам по схемам аутсорсинга и иных форм сотрудничества. Данная гипотеза практически доказана в приводимом материале: финтех компании могут иметь краткосрочный успех на рынке, но, не имея должной правой поддержки в вопросах сохранности денежных средств и проведению транзакций, становятся младшими партнерами кредитных организаций. Развитие небанковских решений - очередная ступень эволюции всей банковской системы.

Ключевые слова: банки, финтех-компании, необанки, цифровой банкинг

Ое

см со

Конкуренция в российском банковском секторе, даже в условиях ужесточения контроля со стороны регулятора - Банка России, очень велика. Для привлечения клиентов банкам необходимо находить новые, инновационные пути развития.

Кроме того, банковский сектор испытывает давление со стороны финтех компаний, которые разными путями стремятся вытеснить традиционный банкинг, предлагая потребителям финансовых услуг комфортные, цифровые сервисы. Подобные проекты все чаще называют «необанками».

На настоящий момент нет устоявшегося понятия «необанка». Нам представляется адекватным следующее толкование:

Необанк (с греческого «молодой банк») - представляет собой модернизированный банк, созданный и функционирующий без фактических отделений, оказывая услуги в онлайн-режиме с любых смартфонов и персональных компьютеров. Часто используется синоним, термин «виртуальный банк». Интернет сайт «нового» банка является его главным и единственным отделением, где можно получить информацию об услуге и саму услугу [1].

Самое часто встречающееся сегодня заблуждение - это отнесение в категорию необанков, как, а) кредитных учреждений, имеющих лицензию на банковскую деятельность, деятельность которых регулируется четко выстроенной системой законов и нормативных актов, так и, б) фин-тех компаний, которые хотя и умеют создавать банковские сервисы в интернет пространстве, но не имеющих каких-либо обязательств перед клиентами по сохранности денежных средств, соблюдению банковской тайны и проч. - потому что их деятельность в правовом поле банковской системы фактически не регулируется.

Мы придерживаемся мнения, что финтех компании не смогут в обозримом будущем стать необанками, до тех пор, пока не станут, либо, а) действовать под правовой ответственностью банка, будучи подконтрольными этим кредитным учреждениям, либо, б) не преобразуются в самостоятельные кредитные учреждения с лицензией на банковскую деятельность.

Сейчас наблюдается тенденция активного внедрения небанковских сервисов и предоставление их практически всеми участниками рынка [2]. Если в 2014 году это было в новинку как некий дополнительный сервис банка, то на данный момент наличие небанковских сервисов у банка перешло в разряд must have. Стоит отметить, что предложение клиентам банка небанковских услуг позволяет достичь две значимые цели: привлечение новых и удержание старых (постоянных) клиентов.

Развитие банками дополнительных нефинансовых услуг включает в себя преимущества как для банков, так и для клиентов [3]:

- это ведет к расширению линейки продуктов и услуг банка и может стать основой для выделения банками новых направлений бизнеса;

- это приводит к появлению дополнительной прибыли от продажи отдельных платных нефинансовых услуг или комплексного обслуживания;

- увеличение лояльности к банку со стороны населения, следовательно, у банка повышается уровень узнаваемости бренда и растет капитализация.

Важно рассмотреть причины, по которым банки двинулись в изначально не свойственную для них сферу услуг - небанковские сервисы. Банки используют небанковские услуги, прежде всего, из-за нарастания конкуренции [4]:

1. По мере развития ДБО расположение и количество офисов банка перестало играть роль важного преимущества. В то же время клиенты в первую очередь заинтересованы в самых базовых услугах. Следовательно, на фоне друг друга банкам сложно выделяться: все предлагают идентичные услуги по схожим ценам и с доставкой через интернет. Таким образом, появление дополнительных небанковских сервисов оказывается как раз кстати.

2. В условиях макроэкономического застоя кредитные риски растут, и банки ищут новые источники увеличения своих непроцентных доходов. Одним из них становится комиссионный доход за дополнительные сервисы.

3. Информационная причина: предоставляя небанковское обслуживание, банки имеют возможность лучше узнать своих клиентов.

4. Конкуренция финтех-компаний, которые, в свою очередь, постепенно охватывают банковский рынок. Российские банки пытаются подготовиться к «цифровой революции» и изменить свои бизнес-модели.

Выше мы отмечали, что банки теряют монополию на оказание традиционных финансовых услуг, а финтех компании наращивают свою роль на финансовом рынке. На наш взгляд, партнерство банков и финтех компаний оказывается результативно, когда финтех компании предоставляют услуги банкам на основании аутсорсинга и иных договоров сотрудничества. В других случаях финтех компании могут иметь краткосрочный успех на рынке, но потребитель через очень небольшое время осознает отсутствие у таких компаний должной правой поддержки в вопросах сохранности денежных средств и проведению транзакций.

Финтех компании предлагают инновационные услуги, традиционно применяемые финансовыми учреждениями, в том числе [5]:

- платежные инструменты - Apple, Google, Paypal, Amazon и Alibaba имеют платежные решения, заменяющие кредитные карты и кошельки;

- платформы P2P кредитования - Zopa, Lending Club и Funding Circle предлагают одноранго-

вые кредитные решения, соответствующие поведению кредиторов и заемщиков на онлайн-платформах.

- инвестиционные «робо-советники», которые используют аналитику данных для предоставления личных финансовых консультаций онлайн и услуг по управлению инвестициями. Попробуем представить развитие необанков,

как процесс эволюции традиционных банков.

Есть понимание того, что измерить качество или уровень цифровизации традиционного банка - совсем нетривиальная задача. Эксперты, как првило, используют следующие факторы для анализа [6]:

- общий уровень автоматизации бизнес-процессов банка;

- развитие дистанционного предоставления банковских услуг и их каналов;

- скорость проведения транзакций;

- развитость систем управления данными, включая машинное обучение (machine learning);

- доступность сервисов в круглосуточном режиме;

- время вывода новых продуктов и услуг на рынок (time-to-market).

Согласно глобальному исследованию компании КПМГ, 70% руководителей крупнейших мировых компаний считают, что в их организациях уже есть продуманная программа цифровой трансформации (рисунок 1) [7].

другие страны

Рис. 1. Наличие действующих программ цифровизации в российских банках и финансовых институтах

Следует отметить, что процессы цифровизации в банковской системе, скорость их развития -можно сравнивать с аналогичными процессами в других отраслях экономики. Компания КПМГ публикует результаты исследования «Цифровые технологии в российских компаниях»; основу последнего составил проведенный в 2018 году опрос руководителей более 100 крупнейших предприятий ключевых отраслей экономики, в том числе финансовой, нефтегазовой, телекоммуникационной, металлургической, транспортной. 23% участников опроса представляют банки и финансовые институты. Как показывает исследование, предприятия активно инвестируют в программы цифровой трансформации. По объему таких инвестиций лидируют телеком, металлургия и банки.

Так, 84% банков заявляют о планах цифровой трансформации, от которой ожидают повышения

сз о

со £

m Р

сг

от А

80

60

40

20

0

эффективности и снижения издержек. При этом 78% руководителей банков подтвердили наличие детальной программы цифровой трансформации, и еще 6% не считают такой документ детально проработанным.

Из интервью с топ-менеджерами банков выяснилось, что часто под программой цифровой трансформации они понимают пакет пилотных проектов, а в действительности у большинства нет долгосрочного плана действий и четких представлений о состоянии банка после трансформации.

Главной причиной для беспокойства, который связан с угрозами цифровизации, участники российского анализа КПМГ называют риски информационной безопасности(кибербезопасности), сокращение количества рабочих мест, а также осложнение маневренности действий в краткосрочной перспективе.

Однако, как показало исследование КПМГ, российские коммерческие банки стремятся минимизировать свои издержки на операционную деятельность. Цифровизация операционных процессов рассматривается как инструмент достижения этой цели.

Банкиры выделяют 5 наиболее перспективных цифровых технологий, в которые компании планируют инвестировать средства в ближайшие два года, руководители российских банков назвали: развитие технологий искусственного интеллекта (AI, 72%), применение методов анализа больших данных (Big Datat, 61%), проекты по роботизации (RPA, 56%), интернет сервисы по типу чат-ботов (56%), методов дистанционного распознавания и идентификации (OCR, 44%) - рисунок 2 [8].

е

сч со

Рис. 2. Топ-5 цифровых технологий, планируемых к внедрению российскими банками

Одним из ключевых трендов финтех-рынка в России сегодня является развитие лайфстайл-направлений внутри финансовых продуктов, когда банки встраивают в свои приложения нефинансовые сервисы. Этот тренд теперь принято называть созданием финансов-банковских экосистем. Объемы нефинансовых сервисов непрерывно увеличиваются. Так, аудитория клиентов нефинансовых сервисов Сбербанка на начало 2019 г. - 67 млн чел. (более 70% общего числа активных частных клиентов банка). Для сравнения, аудитория финансовых и лайфстайл-услуг экосистемы Тинько-фф - более 8 млн клиентов [9].

В России две наиболее крупные банковские экосистемы созданы именно Сбербанком и Тинь-кофф Банком, однако более подробно рассмотрим их в параграфе 3.2. Главные цели банковских эко-

систем - омниканальность, то есть объединение на своих платформах всей информации о своих клиентах со всевозможными каналами коммуникации с ними, а также создание бесшовного клиентского пути. Для их достижения банки постоянно наращивают количество сервисов, которые позволяют им сопровождать своего клиента.

Для развития своих экосистем Сбербанк и Тинь-кофф выбрали разные стратегии. Сбербанк приобретает компании, которые создают свои сервисы, или долю в таких компаниях. Однако Тинькофф Банк разрабатывает сервисы самостоятельно или заключает партнерства со сторонними компаниями.

В экосистеме Сбербанка более 20 непрофильных сервисов в областях, не связанных с банковским бизнесом: e-commerce, e-health, telecom, lifestyle. Так, Сбербанк купил медицинский сервис DocDoc, контрольные пакеты в стартапе Plazius (система лояльности) и в рекламной платформе Segmento и др.

Тинькофф предлагает более 120 партнерских программ. В мобильном банке можно не только купить билеты в кино, но и хранить их, а при необходимости - вернуть. В конце 2019 года Тинькофф объявил о запуске первого в России «суперприложения» на базе мобильного банка, которое объединяет финансовые и нефинансовые услуги от банка и партнёров [10]. Все услуги представлены в новом разделе «Сервисы», который устроен как маркетплейс с предложениями партнёров. Клиенты могут записаться на приём в клиники, салоны красоты, купить билеты на квесты, заказать еду, уборку и др.

На данный момент развитие небанковских дополнений к «традиционным» банковским продуктам - очередная ступень эволюции всей банковской системы. Очевидно, что в ближайшем будущем тенденция, связанная с предоставлением банками своим клиентам нефинансовых услуг, будет только усиливаться [11]. Наиболее вероятным вариантом развития традиционного банкинга будет сотрудничество с нефинансовыми компаниями, которые выходят на рынок банковских услуг, что приведет к росту эффективности финансовой системы и экономики в целом.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что:

1) Хочется положить конец досадному, на наш взгляд, недоразумению о толковании термина «необанк». Мы считаем, что необанк - это кредитная организация, отвечающая за свою деятельность перед клиентами в правовом поле, установленном законами и нормативными актами. Но это такой банк, который предлагает принципиально новые цифровые сервисы, тем самым продолжая путь эволюции банковского бизнеса.

2) Финтех компании, активно развивающие цифровые банковские сервисы, вероятнее всего смогут выжить, фактически работая под контролем или управлением кредитных организаций. Не стоит называть финтех компании необанками.

3) Банковский сектор проходит пути цифровиза-ции вместе с другими отраслями экономики. Наблюдения показывают, что цифровая эволюция банков, имеющая значительный инвестиционный ресурс, происходит относительно быстрыми темпами.

4) Сегодня банкиры выделяют несколько основных направлений реализации цифрового банкинга: развитие технологий искусственного интеллекта, применение методов анализа больших данных, проекты по роботизации, интернет сервисы по типу чат-ботов, методов дистанционного распознавания и идентификации. Которые, конечно-же, не являются исчерпывающим описанием банковских интересов к диджитали-зации.

5) Финансово-банковские экосистемы становятся важным способом взаимодействия с клиентами. Сочетание финансовых и нефинансовых услуг через экосистемы является необходимым условием в конкурентной борьбе за клиента. Банки, которые предлагают эти интегрированные услуги, выходят за рамки предоставления традиционных финансовых услуг и удовлетворяют более широкие потребности клиентов.

Литература

1. Сенная И.К. НЕОБАНК - БАНК БУДУЩЕГО // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(19). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/8(19).pdf (дата обращения: 17.03.2020)

2. Банки ставят на небанковские сервисы. Деловой журнал «Инвест-форсайт». - URL: https:// www.if24.ru/banki-stavyat-na-nebankovskie-servisy/ (дата обращения: 17.03.2020).

3. Куликов Н.И., Кудрявцева Ю.В. Инновационные технологии нефинансового сектора на рынке банковских услуг // Цифровые технологии в экономической сфере: возможности и перспективы. - 2017. - С. 115-131.

4. Банки ставят на небанковские сервисы. Деловой журнал «Инвест-форсайт». - URL: https:// www.if24.ru/banki-stavyat-na-nebankovskie-servisy/ (дата обращения: 17.03.2020).

5. International banking and financial market developments. BIS Quarterly Review. September 2017. - URL: http://www.bis.org/publ/qtrpdf/r_ qt1709.htm (дата обращения: 17.03.2020).

6. Голубева Е.А. Стратегия цифровой розницы 2020. Последний рывок. В сборнике: Смирновские чтения - 2019. «Цифровая экономика и финансовые кибертехнологии: проблемы и перспективы» материалы XVIII Международной научно-практической конференции. Международный банковский институт. 2019. С. 7879.

7. Исследование «Цифровые технологии в российских компаниях». КПМГ. Январь, 2019. Доступ по URL: https://assets.kpmg/content/dam/

kpmg/ru/pdf/2019/01/ru-ru-digital-technologies-in-russian-companies.pdf (дата обращения: 17.03.2020)

8. Зайцева И.Г., Бугаков Д.Г. Развитие цифровых технологий в банковской сфере. В сборнике: развитие финансовых отношений в период становления цифровой экономики Материалы II Международной научно-практической конференции. Под научной редакцией А.Ю. Румянцевой. 2019. С. 185-188.

9. Официальный сайт ПАО Сбербанк. - URL: https://www.sberbank.ru (дата обращения: 17.03.2020)

10. Официальный сайт АО «Тинькофф Банк». -uRl: https://www.tinkoff.ru/ (дата обращения: 17.03.2020).

11. Полякова Т.Н. Перспективы традиционного банкинга в условиях развития информационно-финансовых технологий // Известия Юго-Западного государственного университета. -2019. - Т. 9, № 4. - С. 126-139.

about the digital evolution of banks towards to neobanks

Kosarev V.E.

Financial University under the Government of the Russian Federation

This article examines certain issues of digitalization of the banking sector of the economy. The research topic is devoted to the process of evolution from traditional banking to remote banking services. The term "neobanki" is interpreted as a modernized credit institution. It is noted that in recent years there has been an active development of fintech companies that seek to occupy their niche in the market of financial and banking services. According to the author, a partnership between banks and fintech companies is effective if the latter provide services to banks through outsourcing schemes and other forms of cooperation. This hypothesis is practically proved in the cited material: fintech companies may have short-term success in the market, but, without proper legal support in matters of preserving cash and conducting transactions, they become junior partners of credit organizations. The development of non-banking solutions is the next step in the evolution of the entire banking system.

Keywords: banks, fintech companies, neobanks, digital banking References

1. Hay I. K. NIEBANK - BANK of the FUTURE // the Scientific community students: INTERDISCIPLINARY RESEARCH: collection of articles on the Mat. XIX international. stud. science. - prakt. Conf. No. 8(19). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/8(19). pdf (accessed 17.03.2020)

2. Banks put on non-banking services. Business magazine "invest-foresight". - URL: https://www.if24.ru/banki-stavyat-na-nebankovskie-servisy/ (accessed 17.03.2020).

3. Kulikov N. I., Kudryavtseva Yu.V. Innovative technologies of the non-financial sector in the banking services market / / Digital technologies in the economic sphere: opportunities and prospects. - 2017. - Pp. 115-131.

4. Banks put on non-banking services. Business magazine "invest-foresight". - URL: https://www.if24.ru/banki-stavyat-na-nebankovskie-servisy/ (accessed 17.03.2020).

5. International banking and financial market developments. BIS Quarterly Review. September 2017. - URL: http://www.bis.org/ publ/qtrpdf/r_qt1709.htm (date accessed: 17.03.2020).

6. Golubeva E. A. digital retail Strategy 2020. Last jerk. In the collection: Smirnov readings-2019. «Digital economy and financial cyber technologies: problems and prospects» materials of the XVIII International scientific and practical conference. international banking Institute. 2019. Pp. 78-79.

7. Research "Digital technologies in Russian companies". KP-MG. January, 2019. Access via URL: https://assets.kpmg/con-

C3

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CO

от m Р от

от А

IE

tent/dam/kpmg/ru / pdf/2019/01/ru-m-digital-technologies-in-russian-companies.pdf (date accessed: 17.03.2020) 8. Zaitseva I. G., Bugakov D.G. Development of digital technologies in the banking sector. In the collection: development of financial relations during the formation of the digital economy Materials of the II International scientific and practical conference. Under the scientific editorship of A.Y. Rumyantseva. 2019. Pp. 185-188.

9. Official website of Sberbank. - URL: https://www.sberbank.ru (date accessed: 17.03.2020)

10. Official website of Tinkoff Bank JSC. - URL: https://www.tinkoff. ru/ (accessed 17.03.2020).

11. Polyakova T.N. Prospects of traditional banking in the conditions of development of information and financial technologies. Izvestiya Yugo-ZAPADNOGO gosudarstvennogo universiteta. -2019. - Vol. 9, no. 4. - Pp. 126-139.

a.

e

CM CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.