Научная статья на тему 'Современные особенности оказания государственных услуг'

Современные особенности оказания государственных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
272
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ / ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ / СТРУКТУРА РАСХОДОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковальский Николай Сергеевич

В статье рассматриваются проблемы реализации государственных функций, непосредственным или косвенным итогом которых становятся государственные услуги. При этом, основой предоставления данных услуг выступают средства консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Рассматривается роль государства как прямого производителя благ особого рода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные особенности оказания государственных услуг»

Современные особенности оказания государственных услуг Modern features of rendering the state services

Ковальский Николай Сергеевич аспирант кафедры экономики и права ФГОУ ДПО «Академия повышения квалификации руководящих работников и специалистов курортного дела, спорта и туризма» г.Сочи,

e-mail: [email protected]

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы реализации государственных функций, непосредственным или косвенным итогом которых становятся государственные услуги. При этом, основой предоставления данных услуг выступают средства консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Рассматривается роль государства как прямого производителя благ особого рода.

Abstract

In article problems of realization of the state functions are considered, the state services become a direct or which indirect result. Thus, as a basis of providing these services means of the consolidated budget and budgets of the state off-budget funds of the Russian Federation act. The state role as direct producer of special type of benefits is considered.

Ключевые слова

Государственные услуги, государственные функции, государственный бюджет, внебюджетные фонды, структура расходов

Keyword

State services, state functions, state budget, off-budget funds, structure of expenses

Введение

Исследование феномена государства и его роли в процессах социально-экономического развития общества осложняется рядом обстоятельств. Основным из них признается отсутствие четкости в дефинициях, даваемых по поводу содержания понятия «государства». Данная категория в различных подходах трактуется по-разному. Зачастую государство рассматривается как некое реально существующее явление, обладающее такими признаками, как: форма правления, политический режим, форма территориального устройства, национальная правовая система, этнокультурные особенности и пр.

Г осударство как субъект социально-экономических отношений

В то же время, можно встретить и такие точки зрения, в которых государство рассматривается в качестве определенной части общества, а если быть точнее, то механизма управления им [3].

Безусловно, большинство из существующих определений содержания и сущности рассматриваемой категории сложно полностью опровергнуть, даже несмотря на тот факт, что многие из них противоречат друг другу или рассматривают одни и те же аспекты в разных контекстах. Но важно отметить другое: в современных условиях государство

становится одним из основных субъектов социально-экономических отношений, выступая поставщиком определенного рода благ -государственных услуг.

Понятие «государственная услуга» получило широкое распространение в отечественной научной литературе с началом административной реформы, обусловленной изменением роли и задач государства в обществе. Между тем, в зарубежных странах данный термин используется достаточно продолжительное время и представляет собой форму отношений физических и юридических лиц с органами власти, в

которых поставщиками услуг выступают непосредственно государственные структуры [1].

Следует отметить, что встречаются случаи, когда государственные услуги отождествляют с публичными или социальными услугами. Однако подобное действие противоречит характеру рассматриваемых услуг. В частности, не стоит исключать тождественности государственных и публичных, социальных услуг. Например, предоставление бесплатных услуг в системе здравоохранения, по сути, является публичной государственной услугой социального характера. С другой стороны, публичные и социальные услуги могут предоставляться не только государственными структурами, но и иными субъектами, основанными на частной собственности [2].

Таким образом, содержание государственных услуг можно рассматривать в качестве результата реализации им своих функций по поводу удовлетворения разнообразных общественно значимых потребностей. Несмотря на то, что практически вся деятельность государства, рассматриваемого в качестве общественной надстройки, направлена на удовлетворение интересов граждан и производителей, не все государственные функции могут вести к предоставлению государственных услуг. Например, реализация властно-распорядительных полномочий не ведет к прямому предоставлению государственных услуг, так как в данном случае происходит внутреннее взаимодействие в системе государственной власти. В то же время, без исполнения данных функций становится невозможным исполнение «итоговой» функции -удовлетворение публичных потребностей.

Год

Рисунок 1. Изменение соотношения объема расходов консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации с общим объемом валового внутреннего продукта в период с 2000 по 2011 годы, в % (диаграмма рассчитана и составлена автором на основе данных:

Российский статистический ежегодник. 2011: Статистический сборник. -М.: Росстат, 2011. - С.577-578; Информационно аналитический раздел Министерства финансов Российской Федерации // Официальный сайт. -ЦКЬ: http://info.minfin.ru/kons_rash.php; Федеральная служба государственной статистики // Официальный сайт. - ЦКЪ: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/tab1.xls; http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/tab4.xls)

Следовательно, можно заключить, что государственная услуга является прямым или косвенным результатом функционирования государства. В этом случае содержание государственной услуги - это нормативно закрепленное обеспечение конкретному стороннему по отношению к данному государственному или муниципальному органу потребителю на основании его заявления необходимой государственно-санкционированной возможности на получение определенного полезного измеримого результата. При этом в предоставлении государственных услуг участвуют: федеральные органы исполнительной власти,

исполнительные органы государственной власти субъектов Российской

Федерации, а также органы местного самоуправления, государственные учреждения и иные организации в части осуществления ими отдельных государственных полномочий по предоставлению государственных услуг, переданных им на основании правовых актов органов государственной власти.

В подобной ситуации справедливым становится рассмотрение государства в качестве непосредственного производителя определенного рода экономических благ.

Основным источником ресурсов, за счет которых осуществляется данное производство - реализация государственных функций, прямым или косвенным результатом которых становятся государственные услуги, -выступают средства консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. На рисунке 1 представлена диаграмма, отражающая изменение соотношения объема расходов консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации с общим объемом валового внутреннего продукта в период с 2000 по 2011 годы.

2005 год

11,1%

8,6%

год

13,2%

ЕЭ Общегосударственные вопросы И Национальная оборона

ЕЗ Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

□ Национальная экономика

0 Жилищно-коммунальное хозяйство

□ Охрана окружающей среды

□ Образование

□ Культура, кинематография, средства массовой информации 5 Здравоохранение, физическая культура и спорт

0 Социальная политика

Рисунок 2. Изменение структуры расходов консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в период с 2005 по 2010 годы, в % (диаграммы составлены автором на основе данных: Информационно аналитический раздел Министерства финансов Российской Федерации // Официальный сайт. - Ц^: http://info.minfin.ru/kons_rash.php)

27,7%

11

2,3%

11,8%

0,3%

6,9%

35,1%

9,7%

2,0%

8,2%

201!

10,8%

0,2%

Видно, что за рассматриваемый интервал времени доля расходов государственной финансовой системе в общем объеме ВВП изменилась с 26,8% до 36,6%, достигнув максимума в 2009 году - 41,4%. При этом в абсолютных показателях объем расходов консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ увеличился с 8,8 трлн. руб. до 20,0 трлн. руб. (значения в ценах 2011 года) - в 2,3 раза. В то же время объем ВВП увеличился с 32,8 трлн. руб. до 54,6 трлн. руб. (значения в ценах 2011 года) - всего в 1,7 раз.

Также, рассматривая данные диаграммы на рисунке 1, можно выделить три условных этапа увеличения доли государственных расходов в структуре ВВП: 2000-2004, 2005-2008, 2009-2011 годы. В период с 2005 по 2011 годы доля государственных расходов в ВВП увеличилась с 31,6% до 36,6%. Объем расходов консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации увеличился с 13,9 трлн. руб. до 20,0 трлн. руб. (значения в ценах 2011 года)

- в 1,4 раза. А объем ВВП увеличился с 44,1 трлн. руб. до 54,6 трлн. руб. (значения в ценах 2011 года) - в 1,2 раза.

Специфика бюджетных расходов

Изменение структуры расходов консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в период с 2005 по 2010 годы можно оценить, проанализировав диаграммы на рисунке 2. Видно, что за рассматриваемый промежуток времени незначительно возросла доля расходов на вопросы национальной экономики - на 2 п.п. (с 11,2% до 13,2%), а также существенно увеличилась доля расходов на социальную политику - на 7,4 п.п. (с 27,7% до 35,1%). По всем остальным направлениям доли расходов в общей структуре государственных расходов сократились. При этом, если рассматривать не структуру расходов, а абсолютные изменения, то следует

отметить, что в период с 2005 по 2010 годы объем государственных расходов (в сопоставимых ценах) на реализацию социальной политики увеличился на 60,4%; на решение вопросов национальной экономики -увеличился на 49,1%. На реализацию деятельности по охране окружающей среды объем государственных расходов снизился на 36,1%; на решение общегосударственных вопросов - снизился на 6,3%. По всем остальным направлениям произошло незначительное увеличение - от 5,1% (на здравоохранение) до 15,8% (на образование).

На рисунке 3 представлены две диаграммы, сопоставляя информацию которых можно проанализировать изменение структуры расходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации в период с 2005 по 2010 годы. За рассматриваемое время несколько изменилось распределение общего объема расходов - в пользу Федерального бюджета и Бюджетов государственных внебюджетных фондов. Так, если в 2005 году на долю Федерального бюджета приходилось порядка 43,0% общего объема государственных расходов, то в 2010 году эта доля увеличилась на 2,6 п.п. - до 45,6%. Аналогичным образом изменилась доля расходов, приходящаяся на бюджеты внебюджетных государственных фондов -увеличилась на 4,0 п.п. - с 17,9% до 21,9%. В то же время соответственным образом уменьшилась доля расходов, приходящаяся на консолидированные бюджеты субъектов Федерации, - на 6,1 п.п., с 36,0% до 29,9%. А также уменьшилась доля расходов, приходящаяся на бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов - на 0,5 п.п., с 3,1% до 2,6%.

Наиболее заметными изменениями в структуре расходов стали:

- увеличение доли федерального бюджета по направлениям: национальная экономика, жилищно-коммунальное хозяйство, охрана окружающей среды, здравоохранение, культура;

2005 год

По всем разделам и подразделам Общегосударственные вопросы

Национальная оборона Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

Национальная экономика

Жилищно-коммунальное хозяйство

Охрана окружающей среды

Образование

Культура, кинематография и средства массовой информации

Здравоохранение и спорт

Социальная политика

Межбюджетные трансферты

0% 20% 40% 60% 80% 100%

2010 год

По всем разделам и подразделам Общегосударственные вопросы

Национальная оборона Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

Национальная экономика

Жилищно-коммунальное хозяйство

Охрана окружающей среды

Образование

Культура, кинематография и средства массовой информации

Здравоохранение и спорт

Социальная политика

Межбюджетные трансферты

0% 20% 40% 60% 80% 100%

Ш Федеральный бюджет

0 Консолидированные бюджеты субъектов РФ

□ Бюджеты Государственных внебюджетных фондов

Ш Бюджеты территориальных Государственных внебюджетных фондов

Рисунок 3. Изменение структуры расходов консолидированного бюджета РФ по уровням бюджетной системы в период с 2005 по 2010 годы, в % (диаграммы составлены автором на основе данных: Информационно аналитический раздел Министерства финансов Российской Федерации // Официальный сайт. - Ц^: http://info.minfin.ru/kons_rash.php)

- сокращение доли консолидированных бюджетов субъектов РФ практически по всем направлениям, кроме социальной политики;

- незначительное увеличение доли расходов бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов на здравоохранение и сопоставимое сокращение по этому направлению в бюджетах государственных внебюджетных фондов.

Агрегируя полученную в ходе анализа информацию и выявленные тенденции, можно сделать вывод о том, что роль государства, как непосредственного производителя особого рода благ, постепенно усиливается в процессах социально-экономического развития общества.

Заключение

Успешность функционирования любого производителя экономических благ определяется эффективностью его деятельности и решения производственных вопросов: какую продукцию, в каком

количестве и с использованием каких ресурсов следует производить. В этом отношении государство не имеет особых отличий, и точно так же в решении производственных вопросов ориентировано на достижение высокой эффективности - устойчивого социально-экономического развития общества. Из проведенного анализа также видно, что в последнее время существенно изменилась структура использования государственных финансовых средств. В частности произошло увеличение расходов на реализацию социальной политики. Кроме того, были отмечены тенденции концентрации расходов на федеральном уровне - в структуре федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Одновременно с этим общий объем расходов на региональном уровне снижается, что в целом отражает противоречивость ситуации.

Все это в целом определяет высокую актуальность задачи оценки эффективности государства (как производителя государственных услуг) с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

точки зрения воздействия на процессы социально-экономического развития общества. Однако существующие в настоящее время подходы, рассматривающие различный диапазон характеристик государства и его институтов, не способны дать конечные количественные ответы рассматриваемой задачи. Поэтому, зачастую о таких подходах говорят с точки зрения исследовательского интереса, не принимая их во внимание при решении практических проблем [4].

Тем не менее, представляется, что в современных условиях, когда государство становится не только управленческой надстройкой общества, но и частью системы экономических отношений, именно подходы, ориентированные на оценку эффективности воздействия государственных услуг на процессы социально-экономического развития общества, должны стать широко распространенными и применяемыми. Но прежде, для этого необходимо решить задачу разграничения степени влияния государственных факторов и прочих факторов на рассматриваемые социально-экономические процессы.

Использованная литература:

1. Карловская Е.А. Подходы к пониманию сущности сферы государственных услуг // Известия Сочинского государственного университета. - 2011. - №2. - С.56-59.

2. Пименов С.В. Понятие «государственные услуги» и его содержание. К вопросу о сущности и критериях государственных услуг // Российское предпринимательство. - 2010. - №8-1. - С.29-35.

3. Птушенко А.В. Место и роль государства в гражданском обществе // Современное право. - 2008. - №1. - С.24-33.

4. Таболина М.С. Основные показатели эффективности государственных услуг // Вопросы экономики и права. - 2012. - № 43. - С. 47-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.