Научная статья на тему 'Современные основы развития и сохранения традиции народного декоративно-прикладного искусства'

Современные основы развития и сохранения традиции народного декоративно-прикладного искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1637
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНОЕ НАСЛЕДИЕ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ТРАДИЦИЯ / ПРОБЛЕМЫ НАРОДНОГО ИСКУССТВА / МАСТЕРСТВО / THE PEOPLE''S HERITAGE / ARTS AND CRAFTS / TRADITION / THE PROBLEMS OF FOLK ART / SKILL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Карамова К. Х., Раузеев И. З., Ахметшина Г. Р.

В статье говорится о важности сохранения народного декоративно-прикладного искусства; о проблемах, связанных с недостатком заинтересованности сохранения достояния предков в области народного творчества среди подрастающего поколения. Пути решения данной задачи возможны через погружение в исследовательскую и творческую деятельность, вызывая интерес к сохранению достояния предков в области народного творчества, тем самым приобщая к нему молодежь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN FOUNDATIONS FOR THE DEVELOPMENT AND PRESERVATION OF TRADITIONS OF FOLK DECORATIVE ART

The article deals with the importance of preserving folk arts and crafts, the problems and shortcomings of interest in preserving the heritage of ancestors in the field of folk art among the younger generation. Ways of solving through immersion in research and creative activities, arousing interest in preserving the heritage of ancestors in the field of folk art, thus returning to the origins of tradition in the field of folk art.

Текст научной работы на тему «Современные основы развития и сохранения традиции народного декоративно-прикладного искусства»

7. Kayum (Gabdelkayum) Gabdennasyjr uly (1825-1902), izvestnyj tatarskij prosvetitel', yazykoved, pisa-tel', istorik, ehtnograf.

8. Nadzhara hal'fy sohranilas' fotografiya: Gosmanov M. Ber kuruge ni zhite / M. Gosmanov / / Kazan ut-lary. - 1999. - № 5. - B. 157-160.

9. N. Hasan ugly. Marzhani hakynda iskermelerem / N. Hasan ugyly / / Maraani: Fenni-populyar Zhyentyk / Fanni meherrir Mirkasyjm Gosmanov, tarih fennere doktory, Tatarstan Fanner akademiyase akademigy. He-zerge Edebi telge kucheruche Gulchachak Latyjpova. - Kazan: Zhyen, 2010. - B. 462-465.

10. R. F. // Shura. - 1912. - № 14. - B. 431.

11. Togda byl ispol'zovan ehtot istochnik: Gosmanov M. Gosmanov M. Miftahetdin Akmulla: yazmysh, izhat hem miras / / Utkennen - kilechekke: Fanni-publicistik mekaleler / M. Gosmanov. - Kazan: Tatar. kit. nashr., 1990. - B. 354-403.

12. Fahreddin R. Asar 3 hem 4 tomnar / Fanni meherrir Mirkasyjm Gosmanov, tarih fannere doktory, Tatarstan Fenner akademiyase akademigy. Tozucheler: Liliya Bajbulatova, Ramil Jazmuhammrtov, Abdulla Salahov, Ramil Minnullin, Ilshat Gyjmadiev, Sirina Hafizova / R. Fahreddin. - Kazan: Ruhi-yat, 2010. - 648 b.; Malikov R. I. Nurgali ishan Hasanov - posledovatel' Zajnully ishana Rasuleva / R. I. Malikov / / Tradicionnyj Islam v Rossii i vydayushchijsya bashkirskij uchenyj-teolog prosvetitel' musul'manskogo mira, shejh Zajnulla Rasulev: materialy Mezhdunar. nauch. konf., posvyashch. 185-letiyu so dnya rozhdeniya vydayushchegosya bashkirskogo religioz-nogo i obshchestvennogo deyatelya Zajnully Rasuleva (1833-1917) gg. Ufa, Uchaly i Troick, 4-8 iyulya 2018 g. / Nauchnyj redaktor: A. V. Psyanchin. Redakcionnaya kollegiya: G. B. Azamatov, A. YA. Il'yasova, S. A. Iskandarova, M. H. Nadergulov, A. G. Salihov, M. N. Farhsha-tov, N. A. Hubbitdinova, S. M. Husainov, G. R. Husainova, R. I. Yaku-pov. Sostaviteli: I. I. Bulyakov, K. A. Mu-hamed"yarova. - Ufa: IIYAL UFIC RAN, 2018 - S. 167-169.

13. Habibennadzhar bin Muhammetkyafi bin Kutluzaman Satlyk Utyaki (1861-1921) - religioznyj deyatel'.

14. Hazhi Dusmail Kachkymbaj ugyly. SHagyjr' Akmulla hakynda // Vakyt. - 1913. - № 42. Aprel'.

15. Shihabetdin Mardzhani (Bagautdinov) (1818-1889) - izvestnyj tatarskij bogoslov, istorik, prosvetitel'.

УДК 7.036

К.Х.Карамова, И.З.Раузеев, Г.Р.Ахметшина

СОВРЕМЕННЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ И СОХРАНЕНИЯ ТРАДИЦИИ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

В статье говорится о важности сохранения народного декоративно-прикладного искусства; о проблемах, связанных с недостатком заинтересованности сохранения достояния предков в области народного творчества среди подрастающего поколения. Пути решения данной задачи возможны через погружение в исследовательскую и творческую деятельность, вызывая интерес к сохранению достояния предков в области народного творчества, тем самым приобщая к нему молодежь.

Ключевые слова: народное наследие, декоративно-прикладное искусство, традиция, проблемы народного искусства, мастерство.

Klara R.Akhmetshina, Iskander Z.Rauzeev, Gulnaz R.Akhmetshina MODERN FOUNDATIONS FOR THE DEVELOPMENT AND PRESERVATION OF TRADITIONS OF FOLK DECORATIVE ART. The article deals with the importance of preserving folk arts and crafts, the problems and shortcomings of interest in preserving the heritage of ancestors in the field of folk art among the younger generation. Ways of solving through immersion in research and creative activities, arousing interest in preserving the heritage of ancestors in the field of folk art, thus returning to the origins of tradition in the field of folk art.

Keywords: the people's heritage, arts and crafts, tradition, the problems of folk art, skill.

На сегодняшний день в области народного искусства наблюдаются острые проблемы, на первый взгляд, казалось бы, не существенные, но оказывающие влияние на перспективы его развития, а именно: недостаток заинтересованности сохранения достояния предков и традиций в области народного творчества среди подрастающего поколения в связи с другими приоритетами в обществе. Это результат культивирования иных ценностей в окружающей действительности: негативное влияние массовой культуры, засилье интернет, кино и телевидения, а также и общей обстановка в социуме с ее ориентацией на домашний пассивный досуг. Перечисленные явления перекрывают собой прикладное искусство как основу полноценного развития личности, ее ценностных ориентаций. Сегодня молодёжь утратила интерес к изучению богатейшего народного наследия, что беспокоит культурологов, педагогов, социологов культуры и др.

Эти проблемы волнуют и мастеров в области декоративного-прикладного искусства, при этом они видят выход из сложившейся ситуации. Чтобы вызвать интерес у молодежи к

культурному наследию, нужно их привлечь к вопросам сохранения традиции. Для этого нужно развивать познавательную самостоятельность, включить их в творческий и исследовательский процесс. В соприкосновения с народным искусством неминуемо произойдет раскрытие творческих способностей личности, сформируется заинтересованность, эмоциональная отзывчивость, что будет способствовать формированию художественного мировоззрения с опорой на культурную идентичность.

«Традиция» - понятие многосторонне, неоднозначное, многослойное, пронизывает насквозь практически все стороны и явления жизни, производства, экономики и культуры. Каждая сфера имеет свою специфику. Имеются существенные различия в проявлениях традиций в искусстве в целом и народном творчестве, в частности.

Традиционность - особенность народного искусства, об этом много пишут, но недостаточно определений, раскрывающих и интерпретирующих его характеры, образы, направления, формы, содержания и приемы как специфической саморазвивающейся художественной системы.

Становление традиций народного искусства зависит от многих обстоятельств. Одни факторы более опосредованы и как бы неуловимы во внешнем выражении, другие - открыто и непосредственно воздействуют на искусство и художественный образ.

Как социокультурный феномен народное творчество запечатлело вековую народную мудрость, являясь в течение длительного исторического периода своеобразным средством аккумуляции знаний о мире, а через культурный обмен - особым звеном духовной связи между народами.

На формирование отличительных черт народного искусства социальная стратификация повлияла гораздо больше, чем этническая локализация. Народную культуру сформировал образ жизни, который зависел от природно-климатических условий, наличие доступных материалов, интересы, вкусы, предпочтения и факторы социальной престижности.

Как же сохранение традиций может повлиять на создание произведения народного промысла и в чем заключается его роль в возрождении старого и развитии современного искусства?

Каждый народный промысел имеет свое название, к примеру, «вологодское», «елецкое», «ныртинское кружево», «палехская лаковая миниатюра», «хохломская», «городецкая роспись», «богородская», «дымковская игрушка», этот список можно продолжить...

Взаимозависимость местности и искусства всегда играла важную роль в момент возникновения данного вида промысла. Называя какой-либо вид искусства, мы определяем местность, которая дала ему жизнь. Начиналась работа по художественной обработке природного материала, который добывался в данной местности - глины, кожи, металла, кости, камни, дерева, а затем на этапе развития истории промысла на него.

Теперь у мастеров прикладного искусства отсутствует жёсткая связь с территорией промысла. Учиться в Палех, Мстеру можно приехать из разных уголков страны. Но настоящим мастером своего дела становится тот, кто органично вписан в местную школу и ее традиции, воспринимает их как подлинное творчество, а не совокупность навыков и приемов. В итоге земля промысла становится для многих мастеров второй родиной. Природный и географический фактор, местные культурные традиции - условия формирования и развития неповторимых традиций декоративно-прикладного искусства данной местности.

К примеру, за последние десятилетия область распространения и применения хохлом-ской росписи стал шире и разнообразней, но они сохраняют присущую округлую форму в деревянной посуде, не безразличную к строю хохломской росписи, для которой характерны типичные для нее плавные изгибы элементов орнамента, на плоскости, при оформлении, к примеру, детской мебели, при всех ее орнаментальных достоинствах имеет органическое единство с формой украшаемого предмета. Есть четкие требования и правила, которых необходимо придерживаться. А в городецкой росписи или в гжельском фарфоре формы подчинены творческой воле мастера.

Для народного искусства свойственно коллективное творчество, эти традиции складывались и отшлифовались многими поколениями людей. Близкое родство народного искусства с бытом народа, жизнью и трудом повлияло на историческую преемственную связь традиций народной культуры, опять же на развитие общенациональных традиций, их местных проявлений в творчестве, которые в силу известного консерватизма повседневного уклада, особой

верности и склонности к патриархальной старине эволюционировали постепенно. Большинство из этих традиций утратились вместе со средой и условиями жизни, которые способствовали их созданию например, древняя славянская мифология, повлиявшие на появление образов различных направлений и жанров искусства и целому пласту народного орнамента в вышивке и других видов искусства.

На развитие традиций искусства народного промысла повлияли многие факторы. Некоторые из них более опосредованно и как бы незаметно во внешнем проявлении, а другие напротив, непосредственно воздействовали на характер структуру художественного образа.

Нужно отметить, что носителями всегда были мастера, творцы народного искусства.

Меняется их мировоззрение и уровень культуры. Сегодня это - не кустари, работавшие в древности на уровне интуиции, по укоренившимся законам ремесла. Автоматическое исполнение в данной технике и дублирование изученного ведет к вырождению искусства. Об этом красноречиво говорят пословицы, зародившиеся в Кубачах: «Умелец головой и руками работает, а недоучка - штампом». Поэтому залог жизненности и успеха декоративно-прикладного искусства заключается в освоении и постоянном развитии традиции с целью ее сохранения и совершенствования. Чем глубже будет развитие народного искусства, актуальнее и ярче теоретический план, связанный с повседневной жизнью современных видов промыслов.

В обыденной практике часто говорят: «применение» традиций. Мы считаем, что это значит брать напрокат как временный атрибут. Традиции в народном искусстве напоминают почву, которая может дать щедрый урожай при хорошем уходе или засохнуть. Проявление интереса к знаниям традиций народного искусства - своего рода судовой ход, безопасный в навигационном отношении, ведущий его к новым творческим достижениям.

Подводя итоги анализа народных традиции в искусстве и его элементов в отдельности и во взаимосвязи, которые являются не только средством передачи и получения информации, обучающим фактором для учащихся, но и воспитательным аспектом, позволяет сделать следующий вывод: особенности колорита, орнамента, формы содержат в себе плезный для развития на сегодняшний день очень важный и ценный потенциал духовного наследия наших предков. Задача педагогов - не упустить эту возможность, а использовать его в деле формирования этнокультурных знаний у подрастающего поколения. Практически любое изделие народного промысла играет не только декоративную и утилитарную роль, но и может стать важным компонентом формирования этнокультурных знаний и развития профессиональных умений, которые могут пригодиться в дальнейшем, в профессональной деятельности учащихся.

Ничто не происходит само по себе, необходимо освоение опыта прошлого, нужен двигатель культуры. Но традиции - это не застывшее, неподвижное единство прошлого, настоящего и будущего, заложенного в нем самом. Сегодня очень важно вернуть интерес молодого поколения к культурно-историческому наследию, в его духовное пространство - это главное условие формирования духовной защищённости и гармоничного развития личности.

В этой работе ведущий российский культуролог А. Флиер усматривает несколько важнейших этапов:

- народное искусство и его изделия должны стать массово распространенными, узнаваемыми населением как характерная местная особенность;

- должно сформироваться осознание форм народного искусства как традиционно-родственных практике данного народа;

- необходимо умение отличать формы творчества своего народа от похожих, аналогичных по функциям, но другим по внешним чертам форм иных народов.

Все это свидетельствует о необходимости консолидации усилий мастеров народного искусства в области культурно-образовательных традиций, языков, быта, народных обычаев. Пробуждая интерес к исторической преемственности своего народа, мы развиваем и сохраняем традиции национального декоративно-прикладного искусства.

Литература

1. Бородина С.Д., Каримуллина Г.Р. Орнамент как продукт синтеза культур // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: Материалы VI Международной научно-практической конференции/Казан. федер. ун-т.-Казань, 2017.- С. 551-556.

2. Валеев Ф.Х., Валеева-Сулейманова Г.Ф. Древнее искусство Татарии.- Казань: Татар.кн. изд-во, 2002.- 104с.

3. Василенко В.М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве Х - ХХ вв./ - 1974. Издательство: "Советский художник" - 294 с.

4. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. — М., Издательство: "Высшая школа" 1990 - 432 с.

5. Киселев Г.С. Трагедия общества и человека. Попытка осмысления опыта советской истории. — М., 1992.-122с.

6. Коган Л.Н. Социология культуры: Учебное пособие / Л. Н. Коган. — Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 1992.- 120с.

7. Кожуховская, С. М., Кожуховская, дизайн-подготовки в условиях реформирования образования //Теория и методика профессионального образования. Вестник Московского государственного агроин-женерного университета им. , 2010.Вып.4. - С.126-130.

8. Науменко Г.М. Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках М.: Центрполи-граф, 2001. - 462 с.

9. Суслова С.В. Этнография татарского народа. - Казань: Магариф, 2004. - 287 с.

10. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. - М., Политиздат, 1976. - 216 с.

11. Флиер А.Я. Параметры своеобразия национального культурного наследия//Вопросы культурологии 2017.-№10.-С.36-44.

12. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного декоративно-прикладного искусства: Альбом.- М.: Мозаика - Синтез, 1977.- 44 с.

References

1. Borodina S.D., Karimullina G.R. Ornament kak produkt sinteza kul'tur // Iskusstvo i hudozhe-stvennoe obrazovanie v kontekste mezhkul'turnogo vzaimodejstviya: Materialy VI Mezhdunarodnoj na-uchno-prakticheskoj konferencii/Kazan. feder. un-t.-Kazan', 2017.- S. 551-556.

2. Valeev F.H., Valeeva-Sulejmanova G.F. Drevnee iskusstvo Tatarii.- Kazan': Tatar.kn. izd-vo, 2002.- 104s.

3. Vasilenko V.M. Narodnoe iskusstvo. Izbrannye trudy o narodnom tvorchestve H - HKH vv./ - 1974. Izda-tel'stvo: "Sovetskij hudozhnik" - 294 s.

4. Zezina M.R., Koshman L.V., SHul'gin V.S. Istoriya russkoj kul'tury. — M., Izdatel'stvo: "Vysshaya shkola" 1990 - 432 s.

5. Kiselev G.S. Tragediya obshchestva i cheloveka. Popytka osmysleniya opyta sovetskoj istorii. — M., 1992.-122s.

6. Kogan L.N. Sociologiya kul'tury: Uchebnoe posobie / L. N. Kogan. — Ekaterinburg: Izd-vo Ural.un-ta, 1992.- 120s.

7. Kozhuhovskaya, S. M., Kozhuhovskaya, dizajn-podgotovki v usloviyah reformirovaniya obrazovaniya //Teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo agroin-zhenernogo universiteta im. , 2010.Vyp.4. - S.126-130.

8. Naumenko G.M. Narodnye prazdniki, obryady i vremena goda v pesnyah i skazkah M.: Centrpoli-graf, 2001. - 462 s.

9. Suslova S.V. Etnografiya tatarskogo naroda. - Kazan': Magarif, 2004. - 287 s.

10. Suhanov I.V. Obychai, tradicii i preemstvennost' pokolenij. - M., Politizdat, 1976. - 216 s.

11. Flier A.Ya. Parametry svoeobraziya nacional'nogo kul'turnogo naslediya//Voprosy kul'tu-rologii 2017.-№10.-S.36-44.

12. Shpikalova T.Ya. Izobrazitel'noe iskusstvo. Osnovy narodnogo dekorativno-prikladnogo is-kusstva: Al'bom.- M.: Mozaika - Sintez, 1977.- 44 s.

УДК 781.7

А.Л.Маклыгин СУЛТАН ГАБЯШИ: С «МЕЧТОЙ» О СЕМИСТУПЕННОСТИ

В статье рассматриваются теоретические взгляды Султана Габяши на проблемы ладогармониче-ского состояния татарской профессиональной музыки 20-х годов в контексте доминировавшей в XIX -начале XX веков т.н. «стадиальной теории» развития музыкальных языков. Исходя из нее, пентатоника трактовалась как архаическая система и на пути ладового «прогресса» оценивалась как ступень к более высокоразвитой диатонике. Габяши несмотря на абсолютное воздействие стадиальной теории, возведенной в 30-е годы в статус государственной концепции («марксизма в языкознании»), демонстрирует гибкость своего понимания ладовой перспективы развития татарской профессиональной музыки.

Ключевые слова: лад, пентатоника, диатоника, стадиальная теория, татарская профессиональная музыка, Султан Габяши, Габяши.

Alexander L.Maklygin SULTAN GABYASHI: WITH A "DREAM" OF OCTATONICS. In this article Sultan Gabyashi's theoretical views on problems of mode and musical harmony in professional Tatar music of XX-th century considering dominance of so called "theory of stages" of XIX- beginning of XXth century are being discussed. According to "theory of stages" pentatonic was held as archaic system and considered a step in a ladder

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.