Научная статья на тему 'Акмулла в воспоминании своего шакирда'

Акмулла в воспоминании своего шакирда Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
172
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИФТАХЕТДИН АКМУЛЛА / ДУСМАИЛ КАЧКЫНБАЕВ / ШИХАБ ХАЗРАТ / НАДЖАР ХАЛЬФА / КАЮМ НАСЫРИ / РИЗАЭТДИН ФАХРУТДИНОВ / ТРОИЦК / КАЗАНЬ / ПЕТЕРБУРГ / ЯУШЕВЫ / РАМИЕВЫ / MIFTAHETDIN AKMULLA / DUSMAIL KACHKYNBAEV / SHIHAB HAZRAT / NADJAR HALPHA / KAJUM NASYRI / RIZAITDIN FAHRUTDINOV / TROITSK / KAZAN / PETERSBURG / THE JAUSHEVS / THE RAMIEVS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Исламов Р.Ф.

Статья посвящена рассмотрению воспоминания Дусмаила Качкынбаева, одного из казахских шакирдов поэта-просветителя середины XIX века Мифтахетдина Акмуллы (1831-1895). Выявлены и проанализированы ранее неизвестные факты из его жизни и творечской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Исламов Р.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AKMULLA IN THE REMEMBRANCE OF HIS SHAKIRD

The article is devoted to the memory of Dusmail Kachkynbaev, one of the Kazakh shakirds of the poet-educator of the middle of the XIX century Miftahetdin Akmulla (1831-1895). Previously unknown facts from his life and creative activity are revealed and analyzed in it.

Текст научной работы на тему «Акмулла в воспоминании своего шакирда»

7. Genieva E.YU. Biblioteka kak centr mezhkul'turnoj kommunikacii.-M.:Ros. polit. ehncik. (ROS-SPEHN),2007.-208s.

8. Dauling M. Biblioteki, bibliotekari i bibliotechnye associacii SSHA v 2001g.: byt' vostre-bovannymi v vek znanij // Biblioteki za rubezhom: Sbornik.- 2003.-/Vseros. gos. b-ka ino-stran. lit. im. M.I. Rudomino.-M.: «Ru-domino», 2003. -S.7-29.

9. Nedashkovskaya T.A. Novaya nacional'naya biblioteka provincii Kvebek (Kanada) // Biblioteki za rubezhom: Sbornik.- 2003.-/Vseros. gos. b-ka inostran. lit. im. M.I. Rudomino.-M.: «Rudomi-no», 2003.-S.113-122.

10. Nedashkovskaya, T.A. Organizaciya bibliotechnogo obsluzhivaniya v novom komplekse Nacional'-noj biblioteki Francii // Biblioteki za rubezhom: Sbornik/Vseros. gos. b-ka inostran. lit. Im. M.I. Rudomino.-M.,2001.-S.5-20.

11. Nedashkovskaya T.A. Organizaciya videotek i mediatek vo Francii // Biblioteki za rubezhom: Sbornik/Vseros. gos. b-ka inostran. lit. im. M.I. Rudomino.-M.,2001.-S.56-73.

12. Nedashkovskaya T.A. Rezul'taty rekonstrukcii publichnoj informacionnoj biblioteki na-cional'nogo centra iskusstva i kul'tury im. ZHorzha Pompidu v Parizhe // Biblioteki za ru-bezhom: Sbornik-2002/Vseros. gos. bka inostran. lit. im. M.I. Rudomino.-M.: «Rudomino», 2003.-S.77-91.

13. Stepachev L.M. Zdanie biblioteki kak faktor sohrannosti bibliotechnyh fondov // Bibliote-ki za rubezhom: Sbornik.- 2002.-/Vseros. gos. b-ka inostran. lit. im. M.I. Rudomino.-M.: «Rudo-mino», 2003.-S.107-129.

14. Stolyarov Yu.N. Bibliotekovedenie, bibliografovedenie i knigovedenie kak edinaya nauchnaya spe-cial'nost': Polnyj kurs lekcij dlya aspirantov i soiskatelej.-Orel, 2007.-266s.

15. Stolyarov Yu.N. Problemy sobiratel'nogo naimenovaniya trekh disciplin // Mir bibliogra-fii.-2008.-№4.-S.12-17.

УДК 82 (=512.145)+94 (470.41). 081

Р. Ф.Исламов

АКМУЛЛА В ВОСПОМИНАНИИ СВОЕГО ШАКИРДА

Статья посвящена рассмотрению воспоминания Дусмаила Качкынбаева, одного из казахских шакирдов поэта-просветителя середины XIX века Мифтахетдина Акмуллы (1831-1895). Выявлены и проанализированы ранее неизвестные факты из его жизни и творечской деятельности.

Ключевые слова: Мифтахетдин Акмулла, Дусмаил Качкынбаев, Шихаб хазрат, Наджар хальфа, Каюм Насыри, Ризаэтдин Фахрутдинов, Троицк, Казань, Петербург, Яушевы, Рамиевы.

Ramil F. Islamov AKMULLA IN THE REMEMBRANCE OF HIS SHAKIRD. The article is devoted to the memory of Dusmail Kachkynbaev, one of the Kazakh shakirds of the poet-educator of the middle of the XIX century Miftahetdin Akmulla (1831-1895). Previously unknown facts from his life and creative activity are revealed and analyzed in it.

Key words: Miftahetdin Akmulla, Dusmail Kachkynbaev, Shihab hazrat, Nadjar halpha, Kajum Nasyri, Rizaitdin Fahrutdinov, Troitsk, Kazan, Petersburg, the Jaushevs, the Ramievs.

Жизнь и творческая деятельность поэта-просветителя середины XIX века Мифтахетдина Акмуллы (1831-1895) в татарском, башкирском и казахском литературоведниях к настоящему времени изучено, казалось бы, довольно-таки достаточно [5]. Однако новые материалы, поступившие в наше распоряжение, наводят на мысль о том, что впереди нас ожидают еще интересные изыскания в данном направлении.

Таковым новым материалом является воспоминание Дусмаила Качкынбаева, одного из казахских шакирдов Акмуллы. Оно в настоящее время хранится в фонде рукописей Академии наук Республики Казахстан [2]. При этом отметим, что автор воспоминания еще в 1913 году в апрельском номере газеты «Вакыт» обратился со статьей к занавшим поэта людям с просьбой прислать сведения о нем, чтобы в дальнейшим издать сборник его произведений [14].

Он также сообщает о том, что у него имеется письмо Акмуллы к своим родным и приводит небольшой отрывок с их именами. Оно, как выясняется из статьи, было передано ему человеком по имени Ахмеди, который после смерти Акмуллы приехал забирать его вещи и представился как младший брат поэта.

Что касается воспоминания Д. Качкынбаева, о чем было заявлено в начале статьи, до сих пор целиком (если не учесть отдельные ссылки на него в разных публикациях) не опубликовано. Его характеризует объективность, богатство фактических материалов и его документальность не вызывает сомнения.

В воспоминании подробно излагается первая встреча Акмуллы с будущем известным богословом и религиозным деятелем Зайнуллой Расулевым (1833-1917), их дальнейшая дружба,

организация ишаном проводы в последний путь поэта после его трагической гибели.

Из текста воспоминаия нам впервые представляется такой факт из биографии Акмуллы, в каких местах среди казахского населения создав медресе обучал детей.

Нахождение поэта в тюрьме города Троицка, вызволение его оттуда Ахмет бай Бакиро-вым и его поездки в Петербург в надежде решения вопроса полного осовбождения из заключения в воспоминании описываются скрупулёзно.

Круг его общения Акмуллы, как это видно из текста воспоминания, вопреки представлениям в советское время, составлял представители различных социальных сословий тогдашнего общества. Среди них мы видим таких казахских богачей, как Муса из Кокчетава (он ему и стихотворение посвятил), Батуч, Орынбай хаджи Корысбай угылы, Моктаганджан Джигит угы-лы, Иманкол Моктабай угылы, Сайфел, один из поручителей при осовбождении из тюрьмы татарский купец, как уже о нем было сказано, Ахмет Бакиров, миллионеры Яушевы [3], золотопромышленники Рамиевы [4] и другие.

Поскольку нам пока неизвестно бытование фотографии Акмуллы, вызывает большой интерес еще один важный момент в тексте, то есть в нем приводится действительное физическое описание поэта: «На вид среднего роста, с средним животом, белый большой нос, кончик носа средний. Мочка левого уха и некоторые пальцы ног обморожены. Поговаривал: «В детстве были обморожены». Его ходьба напоминала ходьбу шакирда Шихаба хазрата [15] Наджар хальфы [13]. Если будет желающий написать портрет Акмуллы, не будет ошибкой, если его написать с портрета Наджара хальфы [8]. Акмуллы был без щербины, а Наджар хальфа, кажется, был щербатый. Когда Наджар хальфа приезжал в Троицк к ишану хазрату [6], несколько раз представил себе его как Акмулла» [2; с. 49]. При этом уместно отметить, основываясь на это сведение [11, с. 365], в 2007 году художник З. Ф. Гимаев создал портрет поэта [1].

О том факте, что Акмулла по пути в Петербург заехал в Казань или нет, до сих пор бытует противоречивое сведение. Например, как сообщает Ризаэтдин Фахрутдинов, во время их встречи в Уфе, Акмулла ему лично сетовал о том, что никак не смог съездить в Казань [10].

Д. Качкынбаев утверждает о побывании Акмуллы в Казани и встречи там с Ш. Марджани и Каюмом Насыри [7]. Ссылаясь на высказанное самим поэтом, пишет: «Говаривал, что «Побывав здесь немного врменеи, получив бумагу от ахуна Хисаметдина (Оренбургский губернский ахун - Р. И.) ахуну Самары, добравшись до Самары на двух своих рысаках, их оставив у ахуна Самары, на поезде доехал в Казань.

После приезда в Казань, увидившись с казанскими учеными, лично побеседовал с Шиха-бом хазратом. Увидился с почтеннейшим Каюмом Насыри. Он, оказывается, занимется преподаванием». «Говаривал, что «Однажды, когда прочитал Коран в одной мечети, Мухаммади хаз-рат спросил: «Ты токуда принес ихфу в наш Казань?» [2, с. 11-12].

По вопоминанию Д. Качкынбаева, после гибели Акмуллы, во время проводы покойного в последний путь одним из омывавших его тело был бывший шакирд имама и мударриса г. Бу-инска Нургали по имени Кабир [2, с. 39]. А Нургали бин Хасан бин Исмагил бин Муэмин бин Да-вуд бин Муслим (1840-1920) [12, с. 444-445)] в истории известен своими небалговидными деяниями против Ш. Марджани. Акмулла посвятил ему специальное стихотворение с призывом прекратить эту черную затею. Правда, в дальнейшим Нургали меняет свои мнения о Марджани в положительную сторону, о чем он излагает в статье, включенной в сборник, посвященной ученому [9, с. 462-465].

В целом, воспоминание Д. Качкынбаева даст нам возможность намного расширить имеющиеся наши знания о поэте-просветителе и необходимо его тект полностью опубликовать в печати.

Литература

1. Акмулла hэм хэзерге заман / Редколлегия: К. М. Миннуллин (^аваплы мехэррир), Р. Ф. Исламов (фэнни мехэррир), Р. К. Закиров, З. Р. Шэйхисламов (тезYче): мэкалэлэр ^ыен. - Казан, 2007. - 208 б. (Внутр. сторона перв. переплёта)

2. Акмулланыц тэр^емэи хэле. Дыючы Шакир Якуп. Троиски, 1928 ел. Язучы ха^и Дусмаил Кач-кынбай угылы. 1913 ел, 23 февраль. Папка 399, № 1. - 89+17 б.

3. Братья Габдулвали (1840-1906), Мухамметсадык (1845-1899), Мухамметшариф (?-1906), Мул-лагали (1864-1926) Яушевы, известные татарские купцы, меценаты, общественные деятели г. Троицка.

4. Братья Мухамметшакир Мухамметсадыкович (1857-1914) и Мухамметзакир (Дэрдмэнд) Мухам-метсадыкович (1859-1921) Рамиевы, известные татарские купцы, золотопромышленники, общественные деятели, меценаты.

5. Исламов Р. Ф. А^молла (Библиография) / Жалпы редакциясын баскарган КР ¥ГА-нын м^ше-корреспонденти, филология гылымдарынын докторi У. К- Калижанов / Р. Ф. Исламов. - Алматы, 2015. -64 б.

6. Исламов Р. Ф. Дусмаил Качкынбаев истэлегендэ Зэйнулла РэсYЛи турында кайбер мэгьлYмат / Р. Ф. Исламов // Традиционный Ислам в России и выдающийся башкирский ученый-теолог просветитель мусульманского мира, шейх Зайнулла Расулев: материалы Междунар. науч. конф., посвящ. 185-летию со дня рождения выдающегося башкирского религиозного и общественного деятеля Зайнуллы Расулева (1833-1917) гг. Уфа, Учалы и Троицк, 4-8 июля 2018 г. / Научный редактор: А. В. Псянчин. Редакционная коллегия: Г. Б. Азаматов, А. Я. Ильясова, С. А. Искандарова, М. Х. Надергулов, А. Г. Салихов, М. Н. Фархша-тов, Н. А. Хуббитдинова, С. М. Хусаинов, Г. Р. Хусаинова, Р. И. Якупов. Составители: И. И. Буляков, К. А. Му-хамедьярова. - Уфа: ИИЯЛ УФИЦ РАН, 2018 - Б. 132-134.

6. Ишан хазрат - Зайнулла Расули (1833-1917), известный татарский богослов, религиозный деятель.

7. Каюм (Габделкаюм) Габденнасыйр улы (1825-1902), известный татарский просветитель, языковед, писатель, историк, этнограф.

8. Наджара хальфы сохранилась фотография: Госманов М. Бер KYPYГЭ ни ^итэ / М. Госманов / / Казан утлары. - 1999. - № 5. - Б. 157-160.

9. Н. Хэсэн углы. Мэр^ани хакында искэрмэлэрем / Н. Хэсэн угылы // Мэр^ани: Фэнни-популяр ^ыентык / Фэнни мехэррир Миркасыйм Госманов, тарих фэннэре докторы, Татарстан Фэннэр академия-се академигы. Хэзерге эдэби телгэ KYчерYче Гелчэчэк Латыйпова. - Казан: Жыен, 2010. - Б. 462-465.

10. Р. Ф. // Шура. - 1912. - № 14. - Б. 431.

11. Тогда был использован этот источник: Госманов М. Госманов М. Мифтахетдин Акмулла: язмыш, и^ат hэм мирас // Yткэннэн - килэчэккэ: Фэнни-публицистик мэкалэлэр / М. Госманов. - Казан: Татар. кит. нэшр., 1990. - Б. 354-403.

12. Фэхреддин Р. Асар 3 hэм 4 томнар / Фэнни мехэррир Миркасыйм Госманов, тарих фэннэре докторы, Татарстан Фэннэр академиясе академигы. ТезYчелэр: Лилия Байбулатова, Рамил Йезмехэммэтов, Абдулла Салахов, Рамил Миннуллин, Илшат Гыймадиев, Сиринэ Хафизова / Р. Фэхреддин. - Казан: Рухи-ят, 2010. - 648 б.; Маликов Р. И. Нургали ишан Хасанов - последователь Зайнуллы ишана Расулева / Р. И. Маликов // Традиционный Ислам в России и выдающийся башкирский ученый-теолог просветитель мусульманского мира, шейх Зайнулла Расулев: материалы Междунар. науч. конф., посвящ. 185-летию со дня рождения выдающегося башкирского религиозного и общественного деятеля Зайнуллы Расулева (1833-1917) гг. Уфа, Учалы и Троицк, 4-8 июля 2018 г. / Научный редактор: А. В. Псянчин. Редакционная коллегия: Г. Б. Азаматов, А. Я. Ильясова, С. А. Искандарова, М. Х. Надергулов, А. Г. Салихов, М. Н. Фархша-тов, Н. А. Хуббитдинова, С. М. Хусаинов, Г. Р. Хусаинова, Р. И. Якупов. Составители: И. И. Буляков, К. А. Му-хамедьярова. - Уфа: ИИЯЛ УФИЦ РАН, 2018 - С. 167-169.

13. Хабибеннаджар бин Мухамметкяфи бин Кутлузаман Сатлык Утяки (1861-1921) - религиозный деятель.

14. Ха^и Дусмаил Качкымбай угылы. Шагыйрь Акмулла хакында / / Вакыт. - 1913. - № 42. Апрель.

15. Шихабетдин Марджани (Багаутдинов) (1818-1889) - известный татарский богослов, историк, просветитель.

References

1. Akmulla haem haezerge zaman / Redkollegiya: K. M. Minnullin (zhavaply mehaerrir), R. F. Islamov (fan-ni maeharrir), R. K. Zakirov, Z. R. Shajhislamov (tezuche): mekalelr zyen. - Kazan, 2007. - 208 b. (Vnutr. storona perv. pereplyota)

2. Akmullanyn terzhemei hale. Zhyuchy Shakir Yakup. Troiski, 1928 el. Yazuchy hazhi Dusmail Kach-kynbaj ugyly. 1913 el, 23 fevral'. Papka 399, № 1. - 89+17 b.

3. Brat'ya Gabdulvali (1840-1906), Muhammetsadyk (1845-1899), Muhammetsharif (?-1906), Mul-lagali (1864-1926) Yaushevy, izvestnye tatarskie kupcy, mecenaty, obshchestvennye deyateli g. Troicka.

4. Brat'ya Muhammetshakir Muhammetsadykovich (1857-1914) i Muhammetzakir (Dehrdmehnd) Mu-ham-metsadykovich (1859-1921) Ramievy, izvestnye tatarskie kupcy, zolotopromyshlenniki, obshchestven-nye deyateli, mecenaty.

5. Islamov R. F. Akmolla (Bibliografiya) / Zhalpy redakciyasyn baskargan KR UGA-nyn mushe-korrespondenti, filologiya gylymdarynyn doktori U. K. Kalizhanov / R. F. Islamov. - Almaty, 2015. - 64 b.

6. Islamov R. F. Dusmail Kachkynbaev istelegende Zajnulla Rasuli turynda kajber maglumat / R. F. Islamov // Tradicionnyj Islam v Rossii i vydayushchijsya bashkirskij uchenyj-teolog prosvetitel' musul'manskogo mira, shejh Zajnulla Rasulev: materialy Mezhdunar. nauch. konf., posvyashch. 185-letiyu so dnya rozhdeniya vy-dayushchegosya bashkirskogo religioznogo i obshchestvennogo deyatelya Zajnully Rasuleva (1833-1917) gg. Ufa, Uchaly i Troick, 4-8 iyulya 2018 g. / Nauchnyj redaktor: A. V. Psyanchin. Redakcionnaya kollegiya: G. B. Azamatov, A. YA. Il'yasova, S. A. Iskandarova, M. H. Nadergulov, A. G. Salihov, M. N. Farhshatov, N. A. Hubbitdino-va, S. M. Husainov, G. R. Husainova, R. I. Yakupov. Sostaviteli: I. I. Bulyakov, K. A. Mu-hamed"yarova. - Ufa: IIYAL UFIC RAN, 2018 - B. 132-134.

6. Ishan hazrat - Zajnulla Rasuli (1833-1917), izvestnyj tatarskij bogoslov, religioznyj deyatel'.

7. Kayum (Gabdelkayum) Gabdennasyjr uly (1825-1902), izvestnyj tatarskij prosvetitel', yazykoved, pisa-tel', istorik, ehtnograf.

8. Nadzhara hal'fy sohranilas' fotografiya: Gosmanov M. Ber kuruge ni zhite / M. Gosmanov / / Kazan ut-lary. - 1999. - № 5. - B. 157-160.

9. N. Hasan ugly. Marzhani hakynda iskermelerem / N. Hasan ugyly / / Maraani: Fenni-populyar Zhyentyk / Fanni meherrir Mirkasyjm Gosmanov, tarih fennere doktory, Tatarstan Fanner akademiyase akademigy. He-zerge Edebi telge kucheruche Gulchachak Latyjpova. - Kazan: Zhyen, 2010. - B. 462-465.

10. R. F. // Shura. - 1912. - № 14. - B. 431.

11. Togda byl ispol'zovan ehtot istochnik: Gosmanov M. Gosmanov M. Miftahetdin Akmulla: yazmysh, izhat hem miras // Utkennen - kilechekke: Fanni-publicistik mekaleler / M. Gosmanov. - Kazan: Tatar. kit. nashr., 1990. - B. 354-403.

12. Fahreddin R. Asar 3 hem 4 tomnar / Fanni meherrir Mirkasyjm Gosmanov, tarih fannere doktory, Tatarstan Fenner akademiyase akademigy. Tozucheler: Liliya Bajbulatova, Ramil Jazmuhammrtov, Abdulla Salahov, Ramil Minnullin, Ilshat Gyjmadiev, Sirina Hafizova / R. Fahreddin. - Kazan: Ruhi-yat, 2010. - 648 b.; Malikov R. I. Nurgali ishan Hasanov - posledovatel' Zajnully ishana Rasuleva / R. I. Malikov / / Tradicionnyj Islam v Rossii i vydayushchijsya bashkirskij uchenyj-teolog prosvetitel' musul'manskogo mira, shejh Zajnulla Rasulev: materialy Mezhdunar. nauch. konf., posvyashch. 185-letiyu so dnya rozhdeniya vydayushchegosya bashkirskogo religioz-nogo i obshchestvennogo deyatelya Zajnully Rasuleva (1833-1917) gg. Ufa, Uchaly i Troick, 4-8 iyulya 2018 g. / Nauchnyj redaktor: A. V. Psyanchin. Redakcionnaya kollegiya: G. B. Azamatov, A. YA. Il'yasova, S. A. Iskandarova, M. H. Nadergulov, A. G. Salihov, M. N. Farhsha-tov, N. A. Hubbitdinova, S. M. Husainov, G. R. Husainova, R. I. Yaku-pov. Sostaviteli: I. I. Bulyakov, K. A. Mu-hamed"yarova. - Ufa: IIYAL UFIC RAN, 2018 - S. 167-169.

13. Habibennadzhar bin Muhammetkyafi bin Kutluzaman Satlyk Utyaki (1861-1921) - religioznyj deyatel'.

14. Hazhi Dusmail Kachkymbaj ugyly. SHagyjr' Akmulla hakynda // Vakyt. - 1913. - № 42. Aprel'.

15. Shihabetdin Mardzhani (Bagautdinov) (1818-1889) - izvestnyj tatarskij bogoslov, istorik, prosvetitel'.

УДК 7.036

К.Х.Карамова, И.З.Раузеев, Г.Р.Ахметшина

СОВРЕМЕННЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ И СОХРАНЕНИЯ ТРАДИЦИИ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

В статье говорится о важности сохранения народного декоративно-прикладного искусства; о проблемах, связанных с недостатком заинтересованности сохранения достояния предков в области народного творчества среди подрастающего поколения. Пути решения данной задачи возможны через погружение в исследовательскую и творческую деятельность, вызывая интерес к сохранению достояния предков в области народного творчества, тем самым приобщая к нему молодежь.

Ключевые слова: народное наследие, декоративно-прикладное искусство, традиция, проблемы народного искусства, мастерство.

Klara R.Akhmetshina, Iskander Z.Rauzeev, Gulnaz R.Akhmetshina MODERN FOUNDATIONS FOR THE DEVELOPMENT AND PRESERVATION OF TRADITIONS OF FOLK DECORATIVE ART. The article deals with the importance of preserving folk arts and crafts, the problems and shortcomings of interest in preserving the heritage of ancestors in the field of folk art among the younger generation. Ways of solving through immersion in research and creative activities, arousing interest in preserving the heritage of ancestors in the field of folk art, thus returning to the origins of tradition in the field of folk art.

Keywords: the people's heritage, arts and crafts, tradition, the problems of folk art, skill.

На сегодняшний день в области народного искусства наблюдаются острые проблемы, на первый взгляд, казалось бы, не существенные, но оказывающие влияние на перспективы его развития, а именно: недостаток заинтересованности сохранения достояния предков и традиций в области народного творчества среди подрастающего поколения в связи с другими приоритетами в обществе. Это результат культивирования иных ценностей в окружающей действительности: негативное влияние массовой культуры, засилье интернет, кино и телевидения, а также и общей обстановка в социуме с ее ориентацией на домашний пассивный досуг. Перечисленные явления перекрывают собой прикладное искусство как основу полноценного развития личности, ее ценностных ориентаций. Сегодня молодёжь утратила интерес к изучению богатейшего народного наследия, что беспокоит культурологов, педагогов, социологов культуры и др.

Эти проблемы волнуют и мастеров в области декоративного-прикладного искусства, при этом они видят выход из сложившейся ситуации. Чтобы вызвать интерес у молодежи к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.