Научная статья на тему 'Традиции и современные аспекты ручного узорного ткачества'

Традиции и современные аспекты ручного узорного ткачества Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
834
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
художественное образование в вузе / народные традиции / основы женских ремесел / народное декоративно-прикладное искусство / ручное узорное ткачество в образовательном пространстве. / art education in high school / folk traditions / basics of women’s crafts / folk arts and crafts / handmade patterned weaving in the educational space.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Корнеева Елена Николаевна

В статье раскрывается роль народного творчества в образовательном пространстве как одного из главных источников приобщения к национальной культуре. Рассматривается декоративно-прикладное искусство, народное декоративноприкладное искусство и ремесла (женские) как средство сохранения и развития ценностей народных традиций в художественном образовании. Определяется значение компетенций по осмыслению и применению ручного ткачества в современном материальном и культурном пространстве с позиции самоидентификации человека в современных условиях образовательного пространства как средства сохранения и развития ценностей народных традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Корнеева Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONS AND MODERN ASPECTS OF HANDMADE PATTERNED WEAVING

The article identifies the role of folk art in the educational space, as one of the main sources of familiarizing with the national culture. Decorative and applied art, folk arts and crafts (women’s) are considered as a means of preserving and developing the values of folk traditions in art education. The article defines the importance of competence in understanding and applying hand weaving in modern material and cultural space from the standpoint of human identity in modern conditions of educational space, as a means of preserving and developing the values of folk traditions.

Текст научной работы на тему «Традиции и современные аспекты ручного узорного ткачества»

УДК 378 ББК 74.48

ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ РУЧНОГО УЗОРНОГО ТКАЧЕСТВА

Е. Н. Корнеева

Аннотация. В статье раскрывается роль народного творчества в образовательном пространстве как одного из главных источников приобщения к национальной культуре. Рассматривается декоративно-прикладное искусство, народное декоративно-прикладное искусство и ремесла (женские) как средство сохранения и развития ценностей народных традиций в художественном образовании. Определяется значение компетенций по осмыслению и применению ручного ткачества в современном материальном и культурном пространстве с позиции самоидентификации человека в современных условиях образовательного пространства как средства сохранения и развития ценностей народных традиций.

Ключевые слова: художественное образование в вузе, народные традиции, основы женских ремесел, народное декоративно-прикладное искусство, ручное узорное ткачество в образовательном пространстве.

TRADITIONS AND MODERN ASPECTS OF HANDMADE PATTERNED WEAVING

E. N. Korneeva

Abstract. The article identifies the role of folk art in the educational space, as one of the main sources of familiarizing with the national culture. Decorative and applied art, folk arts and crafts (women's) are considered as a means of preserving and developing the values of folk traditions in art education. The article defines the importance of competence in understanding and applying hand weaving in modern material and cultural space from the standpoint of human identity in modern conditions of educational space, as a means of preserving and developing the values of folk traditions.

Keywords: art education in high school, folk traditions, basics of women's crafts, folk arts and crafts, handmade patterned weaving in the educational space.

Народное искусство как первый опыт в области изобразительного творчества изучается в системе художественного образования. Исследование и изучение основных понятий, таких как народное искусство, народное творчество, народные промыслы, объединены одним смыслом и традиционными подходами к созданию объектов материальной и традиционной культуры. Слово «народное» сегодня становится синонимом регионального, соприкасается с определением малой родины, но все данные понятия имеют разное значение в декоративно-прикладном искусстве.

Условия создания объектов материальной культуры и выработанных технологий в прикладном искусстве осмысливаются как общая тенденция, выражающая вид деятельности -художественное ремесло, которое, в свою очередь, опирается на подходы, существующие в народном декоративном и прикладном искусстве, что по широте охвата приравнивается к постоянному процессу народного, национального и регионального творчества.

Если рассматривать подготовку к массовому созданию объектов традиционной материальной культуры, а также сувенирной продукции, то под понятием «промыслы» следует иметь в виду как изделия художественной промышленности, так и индивидуальное творчество, а также работу народного мастера. Наиболее актуальной становится презен-тативная, визуализированная область, которая затрагивает широко применяемые в сфере образования и культуры так называемые «мастер-классы» и приобщает к зрительной оценке, открывает путь к стремлению получать профессиональное образование и владеть одной из форм сознания - культурой.

При создании произведений декоративно-прикладного искусства обучающимся необходимо знакомиться с историей вопроса, явлением культуры как областью проявления способностей к самому древнему виду искусства с сохраняемыми видами изделий и выработанными технологиями, что в целом можно приравнивать к феномену проявления постоянного творчества в ручном и механическом варианте изготовления художественных изделий.

В изучении основ женских ремесел, истоков народного искусства постоянно имеется существенный компонент, выражающийся в этническом сознании людей и связанный с ним, что отражает их культурно-психологические структуры, определяется как национальное самосознание и национальные традиции, колорит в искусстве. Это все непосредственно связанно с этнографическим проявлением людей в прикладной деятельности и непременно базируется на коллективном типе творчества и художественного мастерства.

В современной парадигме высшей школы обучение декоративно-прикладному искусству проводится в едином образовательном контенте, сложившемся в профессиональном и народном искусстве - в соответствии с материалами и технологиями их обработки, техникой создания определенного вида изделий при учете их типичности и классификации. Это в полной мере относится и к ручному узорному ткачеству и находит реальное направление по ФГОС 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».

В настоящее время при подготовке студентов в бакалавриате огромное внимание уделяется формам народного творчества женских ремесел, русским и национальным традициям народных художественных промыслов, зародившихся много веков назад, в которых отчетливо прослеживаются традиционные нравы. Изделия русских промыслов сочетают в себе неповторимость русской традиционной культуры.

Рассматривая этнографические материалы, исторические национальные особенности изделий в технике ручного узорного ткачества русского народного творчества, орнаментальные композиции, использовавшиеся в декорировании костюмов и предметов быта, важно выделить необходимость изучения орнамента как источника этнографических и исторических знаний. Не случайно в народном творчестве основное место занимает орнамент.

Во многих статьях рассматривается значение декоративно-прикладного и орнаментального искусства и его связь с художественным опытом многих поколений мастеров народно-

го прикладного творчества России. Подчеркивается важность сохранения традиций и основ народной культуры. Дан краткий исторический обзор развития народных художественных промыслов и его теоретического осмысления. Показаны особенности народного и профессионального прикладного искусства [1].

Изучение традиционных мотивов в ручном ткачестве, вышивке, кружевоплетении и использования изученных материалов в современном образовательном пространстве играют важную роль в современной жизни.

Архаичные орнаментальные композиции можно сравнить с застывшими письменами, пришедшими к нам из глубин веков, как часть материального опыта, который необходимо использовать в художественном образовании (рис. 1, рис. 2).

Изучение древнейшей символики имеет большие традиции. Давно уже знакомы значения таких символов, как крест, круг, треугольник или свастика, которые распространены по всему миру и имеют одно и то же значение: солнце, огонь, жизнь, вода, земля [2]. Такие мотивы, как «ромбы с крючками», украшают изделия узорного ткачества (см. рис. 1).

Народное узорное ткачество базируется на преемственности, которая обеспечивает устойчивость в текстильном искусстве. В узорных тканых полотенцах непременно присутствуют мотивы (конь, птица, цветок, дерево, солнце), что подчеркивает особенность художественной технологической структуры (см. рис. 2).

Необходимо отметить следующее: узорное ткачество позволяет раскрыть и познать

Рис. 1. Фрагмент полотенца из этнографической коллекции. Браное ткачество

Рис. 2. Полотенце в технике выборного ткачества из коллекции Л. А. Кожевниковой «Птица радость», кайма «уточки и вазы»

некоторые особенности народного мировоззрения. Произведения браного, выборного, закладного и ажурного ткачества отражают в себе этническую основу художественной культуры, национальные художественные традиции, мировоззрение народа и являются носителями исторической памяти.

Вопросы методики преподавания декоративной текстильной композиции, и в том числе композиции ручного ткачества, в рамках художественной профессиональной подготовки освещены в исследованиях В. В. Козлова, А. Хворостова, В. Фаворовского. В них раскрываются различные аспекты обучения декоративной композиции с точки зрения профессионального развития студента, формирования его компетенций по применению соответствующих средств декоративной композиции с учетом конструктивных, изобразительных и художественных возможностей различных материалов, приведены уникальные примеры и образцы народного искусства.

Переживания и переосмысления традиционного искусства не только способствуют его изучению, но и помогают расшифровке смысла и символики.

И так как этот опыт накапливался веками, передавался из поколения в поколение, нам просто необходимо продолжить изучение орнаментальных композиционных приемов декорирования, текстильных традиций разных регионов России.

Изучая историю развития ручного ткачества, особенности русского народного

орнамента, который используется в декорировании костюмов и предметов быта, хотелось бы обратить внимание на важность изучения орнамента не только как источника этнографических и исторических знаний, но и как первооснову декоративно-прикладного искусства в целом.

Ручное узорное ткачество, зародившееся в далеком прошлом, продолжает существовать и развиваться в современном пространстве. Не случайно в прошлом по художественному ремеслу судили о благосостоянии страны и общем уровне ее культуры.

Художественные текстильные ремесла - это, прежде всего, культура профессиональных навыков и технических приемов художественной обработки различных текстильных материалов, возникающая в процессе постепенного накопления творческого художественного опыта народных мастеров, создающих художественные изделия с применением различных техник: браного, выборного, ажурного, закладного ручного ткачества в одном изделии.

Эти этнографические и современные художественные изделия, выполненные мастерами, уникальны по своей сути. Каждая техника имеет свою технологическую трудоемкость в выполнении и имеет свою особенность. Один и тот же орнамент, выполненный в разных техниках, выглядит по-разному. В основе каждого из них прослеживается своя система проборки нитей основы и утка.

Выработанная многовековая технология узорного ручного ткачества не перестает удивлять нас своими сюжетными мотивами, которую зачастую можно перепутать с вышивкой (рис. 3).

Современный мир стремительно развивается, традиционные технологические особенности ручного творчества имеют свойства утрачиваться. Обучение узорному ручному ткачеству на основе народного искусства в вузе является одним из важных этапов при обучении бакалавров декоративно-прикладного искусства и художественных ремесел. Ознакомление с традициями ручного ткачества, с технологией художественного мастерства при построении геометри-

ческого орнамента в браном, выборном, закладном и ажурном ткачестве поможет создавать проекты современных текстильных изделий, используя определенные региональные особенности узорного ткачества.

На сегодня художник декоративно-прикладного искусства - одна из наиболее актуальнейших и многогранных профессий в современном дизайне. В системе высшего художественного образования в сфере декоративно-прикладного искусства обучение текстильному проектированию на основе ручного ткачества с использованием традиций при подготовке бакалавров необходимо обеспечение высокого качества учебного материала с использованием компьютерных технологий, которые помогут создавать интересные визуальные проекты с использованием различных техник в одном изделии до применения самого эффектного проекта в материале.

Это обусловлено растущим сегодня спросом на использование компьютерных технологий в дизайне текстильных изделий с применением традиционных орнаментальных мотивов. Современные художники готовы

Рис. 3. Полотенце в технике браного, выборного ткачества Л. А. Кожевниковой «Снежный барс»

принимать творческие креативные решения в поиске новых художественных идей в стремительно меняющихся условиях современности. Художнику необходимо уметь применять нестандартные подходы при создании новых текстильных изделий. Создавая вещи на основе традиционного узорного ткачества, будь то традиционные скатерти, полотенца, декоративные салфетки, настенные панно или одежда и аксессуары к ней, используя новые фактурные решения, художник тем самым демонстрирует свою индивидуальность. Поэтому возникает необходимость в обучении проектной деятельности на примере ручного узорного ткачества (рис. 4).

Обучить ручному узорному ткачеству без качественного знания традиционных основ невозможно. Также невозможно педагогу, как специалисту, совмещающему профессиональное творчество с педагогической деятельностью, обойтись без практико-ориентирован-ных теоретических знаний основ текстильных переплетений и их технологических особенностей. Именно обладание традиционными знаниями технологий ручного ткачества, опыт приобщения к национальной культуре дают новые современные возможности создания материальных и духовно-нравственных ценностей.

Выпускник бакалавриата по направлению 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», освоивший программу «Художественное узорное ткачество», должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

• знать основы декоративно-прикладного искусства и художественного ремесла;

• уметь создавать художественные проекты традиционных и современных изделий индивидуального и интерьерного значения и воплощать их в материале;

• владеть элементарными профессиональными навыками работы с различными текстильными материалами и приемами работы в разных техниках в проектировании текстильных изделий;

• владеть современной шрифтовой культурой и компьютерными технологиями, применяемыми в проектной деятельности;

• владеть педагогическими навыками в проведении мастер-классов и преподавании художественных и проектных дисциплин.

По мнению И. В. Алексеевой, в процессе профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов преподавание декоративно-прикладного искусства имеет определенное значение для развития таких качеств, как потребности в творческой активности студентов, в формировании специальных художественных и практических навыков, художественного мышления. Обогащение специальным опытом художественного ремесла в декоративно-прикладном искусстве ведет к формированию профессионально-педагогической направленности.

Исходя из того, что динамика современной жизни требует изменения условий работы в сфере любой творческой деятельности, к уровню художественного профессионализма выпускников вузов, которые воспитаны в традициях русской национальной культуры, предъявляются высокие требования.

В обучении текстильному проектированию на основе ручного узорного ткачества достигается основная цель - представить технологии ручного ткачества с раз-

Рис. 4. Дизайн современного костюма с элементами браного ткачества. А. Ю. Корнеева «Вечерний силуэт»

личных точек зрения, сформировать целостную картину художественного текстильного проектирования как важнейшую составную часть традиционной культуры в дизайне современных изделий.

В настоящее время отмечается активный интерес к возрождению традиций ручного ткачества, к поиску новых художественных форм. В самостоятельной работе студентов по художественному текстильному проектированию рассматриваются исторические, семантические, художественные, технологические аспекты ручного ткачества, которые в современной ситуации

играют роль организаций дополнительного образования.

Относительная свобода в реализации образовательных программ по координации учебной работы в рамках определенной сферы приводит к высоким результатам, поэтому очень важно сочетать различные технологии в дизайне современных текстильных изделий. Сохранение традиций ручного узорного ткачества в профессиональной подготовке студентов и в программах системы дополнительного образования - одно из приоритетных направлений развития современного художественного образования.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вагнер Г. К. О природе народного искусства // Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций. - М., 1991. - С. 32-38.

2. Цветкова Н. Н. Искусство ручного ткачества. - СПб.: СПбКО, 2014. - 218 с.: ил.

3. Цветкова Н. Н. Семантические аспекты ручного ткачества в России (конец XIX -начало XX в.) // Вестник РГГУ Сер.: Философия. Социология. Искусствоведение. - 2012. - № 11. - С. 180-188.

4. Архангельский С. И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. - М.: Просвещение, 1980. - 198 с.

5. Королева Н. С., Кожевникова Л. А. Современное узорное ткачество. - М., 1970. - 112 с.

REFERENCES

1. Vagner G. K. O prirode narodnogo iskusstva. In: Narodnoe iskusstvo i sovremennaya kultura. Problemy sokhraneniya i razvitiya traditsiy. Moscow, 1991. Pp. 32-38.

2. Tsvetkova N. N. Iskusstvo ruchnogo tkachestva. St. Petersburg: SPbKO, 2014. 218 p.: il.

3. Tsvetkova N. N. Semanticheskie aspekty ruchnogo tkachestva v Rossii (konets XIX - nachalo XX v.). VestnikRGGU. Ser.: Filosofya. Sotsiologiya. Iskusstvovedenie. 2012, No. 11, pp. 180-188.

4. Arkhangelskiy S. I. Lektsii po nauchnoy organizatsii uchebnogo protsessa v vysshey shkole. Moscow: Prosveshchenie, 1980. 198 p.

5. Koroleva N. S., Kozhevnikova L. A. Sovremennoe uzornoe tkachestvo. Moscow, 1970. 112 p.

Корнеева Елена Николаевна, доцент Кафедры декоративного искусства и художественных ремесел Художественно-графического факультета Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета

e-mail: [email protected]

Korneeva Elena N., Associate Professor, Decorative and Applied Arts Department, Art and Graphic Faculty, Institute of Arts, Moscow Pedagogical State University

e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 11.12.2018 The article was received on 11.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.