Историко-культурная специфика башкирского декоративноприкладного искусства
Мавлютова З.А.,
преподаватель ГОУ «Средняя школа № 458», г. Москва [email protected]
Народное декоративно-прикладное искусство исторически создавалось в основном крестьянами и кустарями, которые занимались сельским хозяйством . Народные традиции и обычаи, характерные для каждой национальности, как достояние традиционной культуры, сегодня получают новый импульс к возрождению и развитию . Особую актуальность имеет привлечение детей и молодежи к непосредственному участию в этом процессе .
Ключевые слова: национальная культура, традиции, народное искусство, декоративноприкладное искусство
Folk decorative and applied art was developed mostly by peasants and handicraftsmen who work in agriculture . Folk traditions and customs typical of every nation as traditional culture assets are given a new momentum to revive and develop . Drawing children and youths to the participation in this process is particularly compelling
Key words: national culture, traditions, folk art, decorative and applied art.
Поступательное развитие народов России опирается на многовековой социальноисторический опыт и культурный потен-
циал. При этом этнокультурный облик каждого народа, сохраняя свои фундаментальные свойства, в то же время постоянно обогащается за счет творческого сотрудничества и обмена достижениями с другими народами. Это наглядно подтверждает история развития башкирского декоративно-прикладного искусства. В Волго-Уральском регионе издавна взаимодействовали финно-угорские, восточно-славянские, тюркские этнические группы, сложилась уникальная социальная и конфессионально-культурная ситуация. Политические перемены в социально-экономической сфере с XVI в., когда регион вошел в состав России, обусловили ряд особенностей материальной и духовной культуры, исторической памяти и этнического самосознания народов.
Декоративное искусство каждого этноса тесно связано с его духовной культурой, так как оно участвует в формировании среды, в которой протекает жизнь народа. Народное искусство обогащает мировоззрение людей через наиболее масштабные представления, отражает модель мира, которая воплощается в определенных композициях и мотивах, сюжетах и формах. В настоящее время происходит интенсивное возрождение традиционных ремесел и видов
декоративно-прикладного искусства — как в профессиональной сфере, так и непосредственно в повседневной бытовой практике людей.
Так, пути развития башкирского народного искусства и формирование его предметной среды зависели от природноклиматических условий и сложившейся историко-культурной обстановки. Природное окружение обусловило особые формы и принципы обустройства жилого пространства, костюма и предметов, необходимых в быту. Вместе с тем историческое развитие вносило коррективы в отдельные компоненты народного искусства. Под влиянием развития производства, изменений социальной структуры населения, условий жизни появлялись новые виды изделий и техники их исполнения, новые особенности в оформлении одежды и жилища.
Активные контакты между башкирским населением и соседними народами сказались на введении новых форм и элементов во всех областях традиционного искусства. С принятием ислама в народном искусстве появляются новые элементы религиозного характера, органично вписавшиеся в привычные структуры (молитвенные коврики, тюбетейки, чалмы, изречения из Корана в интерьере). Сравнительная редкость сюжетных мотивов в башкирском декоративно-прикладном искусстве также связана с влиянием ислама, запрещавшим изображать человека и живые существа.
Принципы формирования состава башкирской одежды и особенности функционирования соотносили ее с жилищем и предметами декоративно-прикладного искусства. Пространство жилища, предметы служили для нее фоном, на котором одежда выделялась за счет концентрации всех декоративных средств. Использование природных материалов, которые находились под рукой, помогало вписать костюм в определенную обстановку и сблизить с остальными изделиями. Пространственное окруже-
ние формировало и всевозможные бытовые изделия. Например, наличие лесных массивов, устойчивые традиции хозяйственной деятельности обеспечили развитие деревообработки и применение для этого растущих на территории пород деревьев. Отсюда разнообразие деревянной посуды и утвари у башкир.
Традиционный башкирский дом — круглая решетчатая юрта, конструкция и убранство интерьера которой отвечали требованиям полукочевого уклада жизни. Юрта имела складную основу, состоящую из решеток и купола, которые скреплялись между собой кожаными ремешками и покрывались сверху войлоком белого цвета. Входной проем закрывался двустворчатой деревянной дверью. Под отверстием в куполе устраивалось место для очага.
Внутреннее пространство юрты разделялось занавесью — шаршау на две половины — мужскую, где находилось почетное гостевое место, и женскую. Каждая из них определенным образом декорировалась.
Шаршау ткались из льняной или из хлопчатобумажной пряжи. Узоры на них выполнялись цветной шерстью, гарусом, применялись также и хлопчатобумажные нитки. В центральной части в районе гостевого места размещались самые ценные в быту кочевников предметы — сундуки с имуществом и постельные принадлежности, кошмы и паласы, а также наиболее яркие предметы одежды. Сбоку, слева от входа, на женской половине находилась утварь и посуда, украшенная орнаментом. На мужской половине по стенам развешивались декорированные узором и серебряными накладками конская упряжь и вооружение — луки, колчаны, охотничьи сумки. Своим расположением они организовывали внутреннее пространство жилища, вместе с тем являясь средствами художественного оформления. Юрты перестали использовать в начале XX в., поэтому увидеть своеобразное убранство башкирского кочевого жилища сегодня можно лишь в местных музеях.
Декоративная отделка дома, украшение его резными наличниками, подзорами и фризами, оформление фасадных фронтонов получили широкое распространение лишь в XIX — начале XX в. в связи с переходом башкир к прочной оседлости. Мотивы и образы декора, приемы композиции и способы их исполнения складывались из нескольких источников. Важнейшими из них, явились устоявшиеся традиции народной орнаментики, посредством которой передавались уже давно сложившиеся декоративно-эстетические воззрения башкирского народа. Однако народное искусство взаимно обогащалось. Так, у русских и татарских крестьян башкиры заимствовали многое из строительной техники, принципы застройки деревень и планировки усадьбы, способы украшения домов.
Многие резные украшения на башкирских домах повторяют узоры на наличниках, фризах, фронтонах русских крестьянских домов. В значительной мере — это результат заимствования или влияния. Однако необходимо подчеркнуть, что башкирские мастера-резчики перенимали не все узоры, а преимущественно те элементы декора, к восприятию которых были подготовлены внутренним развитием своей культуры. В башкирскую орнаментику органически включались в первую очередь те узоры, которые совпадали с тенденциями развития изобразительного творчества башкирского народа.
В частности, художественное оформление наличников у башкир в значительной мере опиралось, особенно в более отдаленном прошлом, на традиционную народную орнаментику и на сложившуюся технику нанесения узора на деревянные предметы. Узор, нанесенной краской, часто повторял орнамент, распростра-
ненный на предметах вышивки, тканях, аппликации.
По всей восточной Башкирии и в Зауралье встречаются наличники, выполненные старинной врезной техникой. С этой техникой связан обычно один узор — полукруг с отходящими веером лучами, изображающий восходящее солнце. Иногда в центре надоконной доски помещается полный солнечный круг в окружении розеток меньшего размера, свободно разбросанных на всей площади доски. Основную декоративную нагрузку нес широкий верх наличника, на котором сосредоточивался весь «космогонический» орнамент. Солярные узоры, исполненные трехгранно или лунчато-выемчатой техникой, применялись и в оформлении башкирских ворот.
Солярный орнамент — одна из широко распространенных тем в искусстве многих народов. Им декорировались наличники или деревянные предметы быта у удмуртов, коми, обских угров, народов Алтая. Наличники хорошо известны в средней полосе России и часто украшают дома русского населения Южного Урала. Этот узор с глубокой древности бытует и в башкирском искусстве, украшая главным образом традиционные предметы домашней утвари. Наличники с солярным узором башкиры часто раскра-
шивали, причем в раскраске, как и деревянной утвари, преобладал зеленый цвет.
Образцом башкирского народного творчества является также кухонная деревянная утварь и прежде всего посуда, служившая для приема гостей и праздничных трапез. Искусство декоративного ваяния коснулось башкирской деревянной утвари несколько своеобразно. Традиционный набор столовой посуды у башкир, как вообще у кочевников, был предельно экономичным. Основное место в нем занимали различных размеров цельнодолбленые чаши. В них подавали мясное угощение, выносили кумыс, хмельную бузу или медовуху; в небольших деревянных пиалах выставляли мед, масло и сладости к чаю. Силуэт чаш и их конструктивное особенности (форма стенок, устройство поддона, рисунок ручки и пр.) могли лишь отчасти воплотить богатство фантазии народных художников. Глубина их таланта проявилась в декорировании посуды иных форм. Так появились и стали атрибутом скотоводческого быта своеобразные кумысные комплекты — долбленые резные бочонки (тэпэн, керэгэ) для выноса напитка гостям и деревянные ковши (ижау) для разливания его по чашам. В узкий круг резной посуды были включены также батманы — со-
суды для сбора и хранения меда диких пчел и кадочки для медовки. Не случайно объектом особых забот мастеров по обработке дерева стала посуда, предназначенная для кумыса и меда — продуктов, заключающих в себе живительную силу. С украшением этих сосудов у башкир были связаны древние языческие представления: узоры по их краю и на крышке первоначально являлись охранительными символами — средством защиты от злых сил природы.
Основной областью производства художественной посуды являлись горно-лесные районы Урала. Здесь, на стыке массивов березовых и липовых лесов — главного сырья для выделки посуды — было создано большинство сохранившихся в собраниях музеев Башкортостана тонкостенных ковшей и нарядных тэпэнов, удивляющих наших современников сложностью рисунка и тщательностью выделки.
Излюбленной темой башкирских резчиков стало изображение птичьей головки, в одних случаях напоминающее тетерева или глухаря, утку. Возможно, некогда существовал обряд поклонения птице. Женщины летом собирались у реки, пили чай, пели песни, плясали. Зооморфные изображения наиболее отчетливо просматриваются в изделиях башкирских мастеров в районе верхнего течения реки Белой. Для ковшей этих мест свойственна полушаровидная форма, конец ручки глядит как хохолок на голове сказочной птицы.
У южно-башкирских мастеров ковши украшены прямолинейным или зигзагообразным бордюром. В Оренбургском областном музее сохранились ковши и кумысная чаша, украшенная с двух сторон витыми ручками, соединенными деревянной цепью. Стиль резьбы говорит о том, что она вышла из тех же мастерских, что
и ковши. Чаши для меда резьбой украшались редко, если же орнамент применялся, он был неброским и состоял из узкой полосы неглубоко врезанных треугольников или расположенных один над другим уголков.
Особое место среди деревянных изделий, выпущенных на западном Урале, занимают цепи, насчитывающие до 100 звеньев, украшенные кольцом с вписанной фигурой бегущего зверя. В одних случаях зверь напоминает куницу или лису, в других — волка, медведя. Фигурки зверей переданы четко, с большим мастерством подчеркнута динамика их движения.
Деревянные изделия, выполненные в традиционной технике, несомненно, составили особый пласт духовной культуры и прикладного искусства башкирского народа.
В этой связи важным событием в освоении народных традиций и использовании их при изготовлении художественных изделий и сувениров явилось основание в 1963 г. производственного объединения «Агидель».
В ее состав вошли разрозненные предприятия художественной промышленности: ковроткацкая фабрика, вышиваль-
ный и вязальные цеха в г. Уфе, Бирская фабрика деревянных сувениров и игрушек. Художники экспериментальной мастерской «Агидель» в своем творчестве по-прежнему опираются на традиции башкирского декоративно-прикладного искусства и искусства других народов России. Они используют народный орнамент, традиционную форму изделий, характерные цветовые сочетания.
К своему творческому взлету «Агидель» пришла через годы поисков больших и малых находок. Эти годы можно назвать своеобразным прологом в истории «Агидель».
В 1974—1975 гг. развернулась огромная перестройка производства, творческий энтузиазм приверженцев возрождения этнокультурного направления в декоративноприкладном искусстве развивался на фоне далеко не лестных разговоров его противников на разных уровнях. Но в Москве на выставке «Агидель-76» Башкирское художе-
ственное объединение обрело свой почерк и официа льное признание.
В 1974—1977 гг. в объединении «Агидель» были созданы новые отрасли росписи по дереву. Из известной еще в XVII в. хохломской росписи позаимствовали только технологию самой росписи. Хохломская роспись, как известно, отличается характерным сочетанием золотого цвета с черным, красным, зеленым, иногда коричневым и оранжевым. Изображения растений и ягод, плодов, птиц и рыб образуют прихотливый узорный орнамент. Все это присуще подлинно народному пониманию красоты и восходит своими корнями к богатой художественной культуре Древней Руси.
Башкирские мастера, опираясь на уже разработанные технологические приемы, сами разработали формы изделий и их декоративной строй, колорит, композицию, орнамент. Достаточно разнообразен и ассортимент изделий — это различные комплекты посуды для кумыса, меда, биш-бармака, катыка, а также множество отдельных предметов: ложки, бокалы, блюда утилитарно-декоративного назначения.
Прикладное искусство, оставаясь сферой проявления яркой индивидуальности художника, превращается в коллективное творчество. Это выразилось в возрождении многочисленных художественных промыслов, которые передают красоту и гармонию народного искусства через утилитарные предметы и сувениры.
Развитие башкирского декоративноприкладного искусства в настоящее время осуществляется разными, но, к сожалению, сложными путями. В сельских условиях продолжает совершенствоваться индивидуальное творчество местных мастериц. На базе народных традиций развиваются художественные промыслы. Национальное искусство получает отражение в творчестве башкирских архитекторов и художников. Каждое из этих направлений имеет собственную историю и трудное развитие.
Так, в современных условиях не находят место трудоемкие производства. Утрачены
навыки тиснения по коже и художественная обработке металла, необходимые прежде в изготовлении конской сбруи и вооружения, забыты выделка узорных подседельников и кошм, плетение разноцветной тесьмы для юрт. Редко встречаются резные и раскрашенные подставки для сундука и постельных принадлежностей. Давно не ткут больших занавесей — шаршау, не изготовляют бранных холстов на одежду. В то же время продолжают развиваться вышивка (тамбурная и гладевая), паласное ковроделие, узорная вязка, браное ткачество.
В последнее время в башкирском творчестве, основываясь на технологии Федоскинской миниатюрной живописи, разработана самобытная лаковая миниатюрная живопись. Внедрение этой отрасли в Башкирии оправдано тем, что культура изобразительного искусства, своя школа станковой живописи уже сложились. Сочетание ее лучших черт с традициями декоративного искусства дало интересный художественный результат.
Итак, важнейшая задача современных художников-прикладников — не только изучать и бережно хранить фольклорные элементы в искусстве, но и развивать его дальше. Можно просто повторять народные традиции в узорах и формах, а можно создать совершенно новые. Традиции прикладного искусства башкир, зародившиеся много веков назад, бережно хранят художники — мастера, работающие сегодня в ГУП «Аги-дель». Их изделия сочетают в себе красоту и функциональность, неповторимой колорит фольклора и применимость в быту.
Работая в условиях рыночной экономики, коллективу потребовалось произвести масштабные изменения и мобилизовать силы на дальнейшее развитие всех видов
Литература
1. Власов И.В. Русские: народная культура (история и современность) . Т. 5 . Духовная культура . Народные знания . М. , 2002 . С.376.
многоотраслевой деятельности предприятия, для чего проведено реформирование с сохранением всех направлений производственной деятельности, основными видами которого являются производство изделий с вышивкой столового и постельного белья, предметов домашнего убранства, а также группа одежды; производство токарных изделий с росписью в национальной орнаментальной традиции; изделия из папье-маше и токарные изделия с лаковой миниатюрной живописью; ручная роспись по ткани, горячий и холодный батик; резьба по дереву (объемная и плоскостная); национальные музыкальные инструменты: саз, думбра, кыл-кубыз, курай. Особым промыслом остается изготовление башкирских юрт — деревянных конструкций — каркасов, интерьер которых по желанию заказчика оформляется традиционными предметами домашнего убранства, выпускающимися на предприятии.
Предприятие принимает участие на выставках, проводимых в республике и за ее пределами (Алма-Ата, Москва, Лондон, Измир (Турецкая Республика) и др.). На ярмарке народных художественных промыслов России «Ладья—2006» объединение «Агидель» удостоено Диплома за сохранение национальных традиций. Образцы изделий хранятся в музее предприятия, соседствуя с произведениями старых башкирских мастеров, привезенных художниками из этнографических экспедиций. Экспонаты музея повествуют об истории и путях развития ГУП БХП «Агидель».
Художникам и мастерам при неустанном трудолюбии и профессиональном мастерстве удалось сохранить дух предков и национальные традиции башкирского декоративно-прикладного искусства.
2 . Соловьева Н.М. Русский сувенир . Пасхальные
яйца . М . , 1997. С . 7.
3 . Бикбулатов Н.В. Башкирский аул . Уфа, 1969.
С 69