Научная статья на тему 'Художественное взаимодействие предметов декоративно-прикладного искусства башкир в историко-культурной среде'

Художественное взаимодействие предметов декоративно-прикладного искусства башкир в историко-культурной среде Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
451
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гостевое место / декоративно-прикладное искусство / орнамент / художественное взаимодействие / цветовые акценты / Форма / фактура / guest place / decorative and applied art / ornament / artistic interrelation / colour accents / Form / Finishing

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Масленникова Т. А.

В статье рассматривается взаимодействие предметов декоративно-прикладного искусства башкир в пространственной среде. Группы изделий проанализированы с точки зрения их художественных качеств и расположения в интерьере. Художественные свойства были выявлены в сравнении изделий по качествам используемого материала (характеру обработки, фактуре, текстуре, изменениям поверхностей в процессе использования и т.п.), форме, цвету, декору, что позволило представить общие закономерности формирования художественного ансамбля в башкирском народном искусстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The interrelation of Bashkir decorative and applied objects of art is considered in the article. The groups of items are analyzed from the point of their artistic quality and position in an interior. Artistic properties were revealed by comparing the items in quality of the used material (character of handling, finishing, texture, change of surfaces in the process of using); in form, colour and decor which enabled to present some general regularities of forming artistic ensemble in Bashkir folklore.

Текст научной работы на тему «Художественное взаимодействие предметов декоративно-прикладного искусства башкир в историко-культурной среде»

УДК 745(470.67)

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТОВ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА БАШКИР В ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ

© Т. А. Масленникова

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

Россия, Республика Башкортостан, 450000 г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а.

Тел.: +7 (347) 272 67 46.

E-mail: maslennikova03@mail.ru

В статье рассматривается взаимодействие предметов декоративно-прикладного искусства башкир в пространственной среде. Группы изделий проанализированы с точки зрения их художественных качеств и расположения в интерьере. Художественные свойства были выявлены в сравнении изделий по качествам используемого материала (характеру обработки, фактуре, текстуре, изменениям поверхностей в процессе использования и т.п.), форме, цвету, декору, что позволило представить общие закономерности формирования художественного ансамбля в башкирском народном искусстве.

Ключевые слова: гостевое место, декоративно-прикладное искусство, орнамент, художественное взаимодействие, цветовые акценты, форма, фактура.

Большая часть предметов быта и пространственные структуры жилища к настоящему времени видоизменились или утрачены, поэтому обращение к теме народного искусства, в частности башкирского, сегодня является своевременным. В настоящей статье предпринята попытка реконструкции историко-культурной среды и традиционного уклада жизни народа. На основе исторических описаний, фольклорных материалов и этнографических исследований воссоздана картина художественного взаимодействия изделий декоративно-прикладного искусства в традиционной среде. Комплексы предметов соотнесены с различными по значению зонами пространства, установлено расположение вещей относительно друг друга и последовательность наполнения ими интерьера жилища.

Художественное своеобразие предметов декоративно-прикладного искусства наиболее полно можно представить только в среде их бытования. Средой, где предметы декоративно-прикладного искусства активно взаимодействовали, было внутреннее пространство дома. Именно здесь вследствие насыщенности интерьера различного вида бытовыми предметами можно получить наиболее полное представление о своеобразии художественного ансамбля.

Самым освещенным и декоративно насыщенным местом являлось гостевое, сюда в первую очередь направлялись хозяева или пришедшие в юрту гости. Сложенные на гостевом месте ковры и кошмы, а также постельные принадлежности и расстеленные на полу паласы воспринимались сразу как декоративный акцент, так как располагались прямо напротив входа за очагом. За счет этого они оказывались в самом освещенном месте в юрте, днем свет попадал через отверстие в куполе и вход, а в ночное время-от очага. С другой стороны их отде-

ляло довольно большое расстояние от входной двери. На расстоянии ведущую роль играли цветовые сочетания в декоре предметов, вблизи можно было разглядеть фактуру поверхностей и особенности орнамента. За счет сочетания на коврах трех или четырех ярких цветов (обычно это черный, красный, зеленый и желтый) они явственно выделялись на фоне неокрашенных стен. Этому помимо цвета способствовало и решение орнамента, который чаще всего воспринимался в виде декоративного многоцветного пятна. Узорность кошм и ковров поддерживали различного рода тканые изделия: полотенца, скатерти, занавеси и проч., располагавшиеся по всему интерьеру.

Когда приходили гости, внутреннее пространство разделялось на две половины. При закрытой занавеси хозяйственная половина являлась самым слабо освещенным участком юрты, в силу этого здесь в первую очередь выявлялись объемы крупно -габаритных предметов и сглаживались цветовые контрасты в декоре находившихся в этой зоне вещей. Недостаточное освещение в определенной степени способствовало объединению между собой разнообразных предметов, наполнявших эту часть интерьера. В гостевой половине при приеме гостей на первый план выступали такие изделия, как скатерти, полотенца, салфетки с их светлыми поверхностями и контрастным орнаментом. В подобной ситуации наиболее ярко проявлялись их художественные достоинства. Занавесь - шаршау становилась главным элементом оформления. Она играла доминирующую роль в художественном образе всего интерьера. Несмотря на то, что различные вещи имели неравнозначные функции, вместе они составляли ансамблевое единство. Занавеси, разгораживающие внутреннее пространство и развешанные по стенам, размерами, характером орнамента, наличием

крупных розеток геометрического узора и цветовым решением (сочетания красного цвета с черным, желтым, зеленым и синим) были близки коврам, лежащим на полу, и прекрасно сочетались с ними. Полотенца, располагавшиеся на решетках стен юрты, имели более мелкий и тщательно вытканный узор, преимущественно геометрический, выполненный с использованием двух или нескольких цветов - красного, синего, желтого, зеленого и черного.

С паласами, узорными кошмами и занавесями активно взаимодействовали вышитые изделия, размещавшиеся поверх других предметов, как отдельные вещи, - например, полотенца, занавеси-подзоры, молитвенные коврики, - или такие, как ленты для постели, салфетки с посудой, дополнявшие сложившиеся комплексы. Названные предметы, рассредоточенные по всему интерьеру жилища, придавали ему завершенность и композиционную цельность. Прямоугольные формы вышитых изделий выявлялись с помощью изящно выполненного орнамента на светлом или цветном фоне, плоскость которого была больше, чем орнаментированная поверхность. В качестве фона в вышитых изделиях преобладал красный цвет. Благодаря небольшим размерам и расположению разреженного декора по краям вышитые предметы дополняли и, в то же время, разбавляли декоративную насыщенность паласов, кошм и узорных тканей. Отдельные вышитые изделия выступали в единстве с малодеко-рированными предметами. Например, цвет салфеток вносил цветовые акценты в комплексы посуды, с которыми они органично взаимодействовали. Вышитые ленты своим вертикальным расположением, подчеркнутым хорошо читаемым узором контрастировали со сложенными горизонтальной стопкой постельными принадлежностями. В целом тканые и вышитые изделия играли важную роль в художественной организации интерьера, образуя наиболее декоративный план его убранства.

Поскольку объемные предметы, в отличие от тканых и вышитых изделий, занимали постоянное место, именно их расположение во внутреннем пространстве дома предопределяло композиционное своеобразие интерьера башкирского народного жилища. Есть возможность установить порядок их размещения. Располагаясь по кругу, вдоль стен, они обозначали качества и особенности оформления различных зон интерьера. В основу его художественного решения положено функциональное деление на две половины. Каждой из половин интерьера было присуще свое назначение, поэтому они имели соответствующее наполнение, содержание и художественный облик.

В мужской половине центром являлось гостевое место, близко к которому располагались наиболее декоративные текстильные бытовые предметы.

Красочно оформленная народная одежда, выделяясь яркими нашивками, орнаментом и цветом, развешивалась на стенах напротив входа, как бы представляя хозяина, и одновременно украшая гостевое место. Помимо плоских изделий, облик этой части дополняли всевозможные мужские принадлежности. Здесь находились конская сбруя: седло, стремена, набор ремней нагрудника, чепрак и уздечка, а также воинское снаряжение всадника, которое включало в себя поясные ремни, колчаны и налу-чья, кожаные щиты, сабельные ножны и рукоятки, а также различные футляры и сумы для дроби и пороха [1, с. 10]. Эти изделия характеризовались использованием в их изготовлении ценных материалов и утонченным сложным декором в виде серебряных накладок и тисненного на коже орнамента. Предметы располагались вдоль стен по кругу, в направлении ко входу. Последовательность наполнения ими пространства установить сложно. Вероятно, здесь не было какой-либо строгой закономерности. Однако материалы, из которых изготавливались названные вещи (металл, кожа и дерево), соотносили их с другими изделиями в интерьере. Композиция строилась по двум уровням: более объемные предметы, такие как седла, расставляли на полу, другие развешивали на решетки юрты согласно круговой конфигурации внутреннего пространства. Гладкие, блестящие или украшенные мелким рельефным орнаментом металлические накладки встречались на разных предметах. Выступая в качестве элемента оформления на седлах, налучьях, ремнях конской упряжи, они создавали ритмические акценты в группе предметов и одновременно перекликались с металлическими частями сбруи, например, со стременами. Деревянные изделия, такие как седла, с их неровной поверхностью, сохранявшей следы ручной обработки, и характерным светлым оттенком дерева, которое со временем от долгого использования темнело, были гармонировали со всем интерьером и такими изделиям, как деревянная посуда. Кожаные сумки, колчаны и налучья, сосуды для дроби и т. д. отличались как гладкой, тщательно обработанной поверхностью, так и поверхностью, заполненной изящным резным узором. За счет материала, его качеств -темно-коричневый цвет, фактура кожи, сложная форма, с выемками и изгибами - они соотносились с кожаной посудой. В целом, тип убранства мужской половины в большей степени определялся яркой декоративностью текстильных изделий. Предметы вооружения и конская упряжь, размещенные здесь, служили лишь дополнением облика гостевой части интерьера. Однако они значительно обогащали художественный образ пространства своей семантикой, указывающей на статус хозяина, подчеркнутой объемностью, пластической выразитель-

ностью форм, естественным цветом материалов и затейливым, тщательно исполненным орнаментом.

Женская половина (меньшая половина справа от входа, отделенная занавесью - шаршау) предназначалась для хозяйственных дел, и здесь размещалась посуда и домашняя утварь, то есть все, что было связано с очагом и приготовлением пищи. Деревянная, кожаная и металлическая посуда постоянно находились на женской половине.

Деревянная посуда занимала ведущее положение по количеству, назначению, формам и особенностям оформления. Изделия из дерева (чаши, ковши, бочонки для кумыса и медовки) находились на виду постоянно и при закрытой занавеси. Их использовали для приема гостей и нередко они составляли своеобразные комплекты. Цельнодолбленые, с неровной поверхностью, светлые по цвету деревянные тарелки, крупные и мелкие, с широкими краями и без, более гладкие по фактуре резные вазочки на ножке с круглым основанием, украшенные декоративными деталями в виде колец по краям сосуда, выставлялись во время трапезы. Для потчевания гостей кумысом предназначались вырезанные вручную, украшенные резьбой бочонки, из которых ковшом наливали напиток в тонкостенные чаши [2, с. 170]. Средний размер бочонков для кумыса был 30 см при диаметре 32 см [3, с. 104], имея такие параметры, они характеризовались устойчивой округлой формой. Основания бочонков были меньше их средней части. Сосуды гармонично сочетались с узорной скатертью, на которой были выставлены. Гладкие поверхности мелких чашек, ковшей и вазочек и шероховатые поверхности больших тарелок и бочонков для напитков, их естественный цвет дерева, а также редкий узор на тэ-пэнах оттенялся ярким декором скатерти. Будучи очень популярными в быту башкир, бочонки для кумыса тэпэны и деревянные чаши упоминаются в башкирском эпосе [4, с 463].

В отличие от посуды для гостей сосуды больших размеров - кадки для меда и муки, сосуды для сбивания масла, ведра для воды, лотки и корыта -были стационарными. Некоторые по высоте достигали середины решеток юрты (примерно 70 - 80 см, в некоторых случаях до 1 м и более). Большинство из них имело цилиндрическую форму, иногда с чуть более широким нижним основанием. Поверхность подобных изделий сохраняла следы резца для обработки дерева. Необходимые для хранения и приготовления пищи, они оставались на хозяйственной половине, были скрыты от глаз и как бы выведенны из художественного ансамбля жилища во время праздничного угощения. В обычной ситуации, в силу своих значительных размеров и своеобразной пластики, они были заметным элементом убранства женской половины.

Являясь основным наполнением хозяйственной части интерьера жилища, посудные изделия не существовали отдельно друг от друга. Большие и маленькие сосуды определенным образом группировались. Комплексы посуды складывались в процессе ее использования. У башкир имелись наборы для кумыса, меда и хмельного напитка медовки, а также комплекты тарелок разной величины для мяса и других продуктов. Наиболее заметную роль играли большие сосуды бочкообразной формы и различных пропорций, дополненные ковшами и чашами. Например, тэпэн для кумыса отличался одинаковым соотношением сторон, кэреге для ме-довки был низеньким, с широким основанием, батманы для хранения меда - высокие цилиндрические с плоской крышкой. Их размеры варьировались. Самые большие достигали полуметра в высоту. Во время угощения такие комплекты выставляли на стол, и именно они формировали образ праздничного застолья в зоне гостевого места. Вероятно, отдельные из них, такие как наборы для медовки, часть тарелок в обыденной жизни хранились на хозяйственной половине вместе с другой посудой. Подобные группы изделий органично смотрелись на общем фоне убранства интерьера. Их формы - округлые, вытянутые, более цилиндрические и приземистые, похожие на бочонки - соотносились с формами различных частей юрты: с цилиндрической формой стен и полукруглой сферической - купола. Все это делало присутствие деревянной посуды органичным во внутреннем пространстве.

Сосуды для кумыса сочетались с деревянными ковшами овальной формы с низкими краями без декора, отличавшимися гладко обработанной поверхностью, с ручкой - крюком для подвешивания за край. Особенно заметным такой комплект был во время праздничного угощения. Когда ковши привешивались за край тэпэна, то его крышка немного сдвигалась, за счет чего создавался усложненный пластический образ из двух предметов. Округлая форма ковша как бы вторила округлой форме кумысной кадки. Разница размеров лишь усиливала единство этих изделий. Форма ручки ковша и декоративная цепь, которой в ряде случаев снабжался ковш, служили своеобразным объемным дополнением геометрического орнамента, нанесенного на бочонок.

По размерам и форме ковшам были близки цельнодолбленые чаши, в которых кумыс и угощение подавалось гостям. Они имели шарообразную форму со срезанным верхом, но без ручки, как у ковша, и низкие стенки. Композиционное расположение предметов посуды данного комплекта можно представить следующим образом. Чаши размещались внизу у основания кумысного сосуда, а ковш находился у верхнего края кадки. Ковши были коричневого цвета и имели более темный тон дерева,

так как изготавливались из березовых наростов по особой технологии. По сведениям С. Н. Шитовой, в процессе обработки их травили в густом настое ольховой коры и пропитывали жиром [3, с. 121]. Чаши тщательно полировали, добиваясь гладкой поверхности, поэтому по фактуре, тону и цвету, они сочетались с ковшами. Чаши и ковши контрастировали с неровной поверхностью охристых бочонков более светлых тонов, которые изготавливались из липовой древесины. Однако небольшие тоновые различия, вносившие определенное разнообразие в комплексы посуды, компенсировались однотипностью материала и схожей фактурой поверхностей. Пропорционально ковши и чаши зависели от доминанты - массивного резного бочонка и в целом смотрелись как его дополнения. И в данном случае ковши оставались заметными благодаря своей скульптурной пластике, усиленной игрой света. Все элементы посуды были связаны между собой функционально, соотношениями размеров, разница которых не достигала таких значений, когда один предмет подавляет другие, однородностью материала, ручной техникой его обработки и естественной фактурой, лаконичной формой, а наиболее заметные их них и рельефным геометрическим орнаментом в виде насечек, полос, треугольников и круглых элементов. На крышках бочонков размещались солярные символы, которые соответствовали форме предмета и как бы повторяли круглую форму кочевого жилища. Материал - дерево - определял их близость с такими компонентами интерьера, как деревянные подставки для постельных принадлежностей, входные двери и деревянные решетки остова юрты.

За занавесью со стороны хозяйственной половины, располагалась посуда, изготовленная из кожи. Она была легкой, удобной в употреблении и необычайно прочной. Поскольку кожа обрабатывалась вручную, все предметы имели неровную поверхность темно-коричневого цвета с мелкими изломами. Стремление использовать все части ценного сырья придавали посуде причудливые формы, соответствующие изгибам шкуры животных. Самый большой объем имели сосуды из кожи туловища лошади - каба - для приготовления и хранения кумыса вместимостью от 6 до 12 ведер. Он изготавливался в форме четырехгранной пирамиды с прямоугольным основанием, его широкое горло прикрывалось кожаной покрышкой [5, с. 152]. Из кожи шеи делали низкие кадушки - кэреге, в которых кумыс подавали. Сосуд, изготовленный из кожи головы лошади - башкунэк, имевший соответствующую форму, употребляли для дойки кобылиц. Устойчивость им придавало широкое нижнее основание и характерная вытянутая по горизонтали форма. Для перевозки жидких продуктов использо-

вались куллык, кулас, ботлок, муртай, домбой -

посуда, изготовленная из задних и передних ног лошади [6., с. 142]. Эти изделия напоминали сосуды с горлышком, большим объемом основной части и маленькими ушками для их переноски. Как писал С. И. Руденко, они были похожи на фляги с широким горлом [6, с. 142].

Большие сосуды (каба, кэреге) занимали самое заметное место в женской половине жилища, так как их чаще всего употребляли. Сюда же можно отнести и башкунэк, хотя он был вдвое меньшие, чем кэреге. Все остальные, те которые предназначались для перевозки продуктов, вероятно, располагались у входа. Собранная вместе на женской половине кожаная посуда, несмотря на отсутствие декора, выигрывала за счет своих габаритов, необычной фактуры материала, его естественного цвета и многообразия форм, выделявшихся на фоне занавеса или решетчатых стен.

Наряду с сосудами из кожи к XIX веку уже широко распространилась чугунная, железная и медная посуда. Вся эта утварь соседствовала с резными деревянными изделиями. Подтверждение этому мы находим в описаниях П. Небольсина, относящихся к середине XIX в. По его словам, на женской половине юрты расставлялись различные кадочки, чайные приборы, кумганы в ярко вычищенных больших медных тазах, ведра и лохани для кумыса, небольшие «турсуки» и огромные «сабо», деревянные чашки и ковши, высокие узенькие кадочки, большие чугунные котлы и прочая утварь [7, с. 249-250]. Из приведенного материала следует, что хозяйственную часть жилища заполняли разно -характерные изделия.

Таким образом, ритмическое построение композиции убранства женской половины выявлялось в повторяющихся формах, размерах, объемах и фактурах различных материалов, из которых была изготовлена утварь (кожа, металл, дерево). Посуда, выполненная из кожи, имела темную матовую поверхность и пластическую выразительность форм, металлическая, как правило, изрядно закопченная, отличалась приглушенным блеском, строгостью силуэта и различными оттенками используемого металла, деревянная отличалась подчеркнутой объемностью, лаконичными формами, причудливым рисунком естественной фактуры дерева и его цветом. Что касается декора, то резным геометрическим орнаментом украшалась только деревянная посуда, поэтому основное внимание уделялось форме. Здесь присутствовали сосуды несколько неправильной округлой формы. Это деревянная посуда - кадочки, тарелки, чашки, посуда из кожи -кэреге и башкунек, медные тазы и котлы. Более четкие геометрические очертания были характерны для цилиндрических деревянных сосудов со встав-

ным дном, больших каба из кожи в форме усеченной пирамиды и т. д. Сложной формой, напоминающей причудливые кувшины, множеством линий и изгибов отличались металлические кумганы с изящными носиками, далеко отстоящей ручкой и резкими различиями в пропорциях нижней и верхней частей. Выразительное пластическое решение было присуще и деревянным ковшам с их округлыми чашами и замысловатыми ручками в виде птичьих головок. Большинство сосудов из кожи также характеризовала усложненная моделировка формы. В целом, некоторая кажущаяся дробность наполнения интерьера и цветовая приглушенность этой части жилища компенсировалось многообразием предметов, в ней находящихся, их осмысленной и гармоничной организацией в комплексы, в свою очередь, связанные между собой.

Таким образом, размещение предметов во внутреннем пространстве определялось исходной формой жилища (юрты). Все изделия, находив-

шиеся в доме, тесно взаимодействовали между собой, образуя единую среду, отражающую гармонию отношения людей с природой и традиционный уклад жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кузеев Р. Г, Бикбулатов Н. В., Шитова С. Н. Декоративное творчество башкирского народа. Уфа: Башк. кн. изд.,

1974. 226 с.

2. Шитова С. Н. Башкирская деревянная утварь / Опыт классификации и типологические характеристики // Хозяйство и культура башкир в Х1Х - начале ХХ в. М.: Наука, 1879. 202 с.

3. Шитова С. Н. Резьба и роспись по дереву у башкир. Уфа: Китап, 2001. 168 с.

4. Башкирское народное творчество. Эпос. / Сост.

М. М. Сагитов. Т.1. Уфа: Башк. кн. изд., 1987. 544 с.

5. Шитова С. Н. Утварь из кожи у башкир // Хозяйство и культура башкир в Х1Х - начале ХХ в. М.: Наука, 1979. С. 146-169.

6. Руденко С. И. Башкиры Историко-этнографические очерки. Л. М.: Наука, 1955. 392 с.

7. Небольсин П. Рассказы проезжего. СПб, 1854. 343 с.

Поступила в редакцию 23.03.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.