Научная статья на тему 'Современные ориентиры концептуализации воспитания в высшей школе'

Современные ориентиры концептуализации воспитания в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / вуз / социокультурные вызовы / концептуализация в воспитании / концепты / education / university / socio-cultural challenges / conceptualization in education / constructs

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селиванова Наталия Леонидовна, Шакурова Марина Викторовна

Актуальность исследования определяется необходимостью концептуализации воспитания в образовательных организациях высшего образования в новых социокультурных условиях с их вызовами отечественному образованию. При разработке программно-методических материалов вне системы ключевых теоретических установок существует риск снижения уровня обоснованности, соответствия закономерностям современного воспитания, согласованности, целостного видения. Цель: на основании материалов работы группы исследователей Центра воспитания и развития личности РАО под руководством доктора педагогических наук, профессора, академика РАО Н.Л. Селивановой в рамках выполнения государственного задания по разработке темы «Разработка теоретических и методических основ проведения воспитательной работы в высших учебных заведениях в современных условиях» выделить основные теоретические положения, на основе которых может быть разработана концепция воспитания в образовательных организациях высшего образования. Методы: анализ, обобщение, концептуализация. Результаты: благодаря анализу динамики разработки регулирующих оснований для практик воспитания студентов высшей школы последних десятилетий обоснована необходимость разработки концепции воспитания; представлено понимание сущности концептуализации в воспитании; выделены ведущие социокультурные вызовы (неустойчивые и нечеткие социокультурные установки современного образования, сетевая среда и сетевые субкультуры, молодежные субкультуры, отсутствие или неустойчивость социальных и моральных императивов и правил у молодежи, разрыв межпоколенческих связей, дефицит значимых для молодых людей примеров и значимых Других, гипериндивидуализация, коммуникативные дефициты), реагирование на которые задает векторы концептуализации воспитания в вузе; представлены базовые концепты для разработки концепции воспитания в образовательных организациях высшего образования. В их числе единая для всех вузов цель воспитания, системообразующая роль приоритетных в Российской Федерации традиционных ценностей, интеграция общего и профессионального воспитания, стимулирование самовоспитания, самодеятельности, самоорганизации и самоуправления, субъектность в воспитании преподавателей, полисубъектность воспитания и др. Практическая значимость: выделенные концепты позволяют определить ядро проектируемых концепций воспитания, обеспечить направленность воспитательной работы в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Селиванова Наталия Леонидовна, Шакурова Марина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern guidelines for the conceptualization of personal development and upbringing in higher education

The relevance of the research is determined by the necessity to conceptualize the educational process at universities in new social and cultural conditions that are accompanied by challenges to Russian education. The development of programs and methodological materials outside the system of key theoretical directions has a risk of reducing the level of validity, compliance with the laws of modern education, consistency, and holistic vision. Purpose: based on the materials of the research group of the Center for Education and Personal Development of the Russian Academy of Education (RAO) under the guidance of Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, RAO Academician N.L. Selivanova, within the framework of the state assignment on the development of the topic "Development of theoretical and methodological foundations for educational work in higher educational institutions in modern conditions", the purpose of the research is to identify the main theoretical provisions that can be used in order to develop the concept of personal development and upbringing in educational institutions of higher education. Methods: analysis, generalization, conceptualization. Results: on the basis of the dynamics analysis of the development of regulatory bases for the educational practices at universities in recent decades, the article justifies the necessity to develop a concept of personal development and upbringing; it presents understanding of the essence of conceptualization in education; it highlights the leading social and cultural challenges (unstable and unclear socio-cultural directions in modern education, the network environment and network subcultures, youth subcultures, the absence or instability of social and moral imperatives and rules among young people, gaps in intergenerational ties, a shortage of examples significant for young people and significant Others, hyper-individualization, communicative deficits), the response to which sets the vectors of educational conceptualization at the university. The study also presents the basic constructs for the development of the concept of personal development and upbringing in educational institutions of higher education such as the common educational goal for all universities; the system-forming role of traditional values that are prioritized in the Russian Federation, integration of general and professional education, stimulation of self-education, self-activity, self-organization and self-government; subjectivity in the education of teachers, polysubjectivity of upbringing, etc. Practical significance: the highlighted constructs make it possible to determine the core of the projected educational concepts and to ensure the orientation of educational work at the university.

Текст научной работы на тему «Современные ориентиры концептуализации воспитания в высшей школе»

ПЕДАГОГИКА РАЗВИТИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2024. Т. 13, вып. 2 (50). С. 169-177

Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2024, vol. 13, iss. 2 (50), рр. 169-177

https://akmepsy.sgu.ru https://doi.org/10.18500/2304-9790-2024-13-2-169-177

EDN: BIUEFO

Научная статья УДК 37

Современные ориентиры концептуализации воспитания в высшей школе

■2 К

Н. Л. Селиванова1, М. В. Шакурова

1 Институт стратегии развития образования Российской академии образования, Россия, 101000, г. Москва, ул. Жуковского, д. 16

2Воронежский государственный педагогический университет, Россия, 394043, г. Воронеж, ул. Ленина, д. 86

Селиванова Наталия Леонидовна, доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования, лаборатория развития личности в системе образования, nselivanova2000@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6654-5992 Шакурова Марина Викторовна, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, кафедра социальной педагогики, shakurova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4757-8750

Аннотация. Актуальность исследования определяется необходимостью концептуализации воспитания в образовательных организациях высшего образования в новых социокультурных условиях с их вызовами отечественному образованию. При разработке программно-методических материалов вне системы ключевых теоретических установок существует риск снижения уровня обоснованности, соответствия закономерностям современного воспитания, согласованности, целостного видения. Цель: на основании материалов работы группы исследователей Центра воспитания и развития личности РАО под руководством доктора педагогических наук, профессора, академика РАО Н. Л. Селивановой в рамках выполнения государственного задания по разработке темы «Разработка теоретических и методических основ проведения воспитательной работы в высших учебных заведениях в современных условиях» выделить основные теоретические положения, на основе которых может быть разработана концепция воспитания в образовательных организациях высшего образования. Методы: анализ, обобщение, концептуализация. Результаты: благодаря анализу динамики разработки регулирующих оснований для практик воспитания студентов высшей школы последних десятилетий обоснована необходимость разработки концепции воспитания; представлено понимание сущности концептуализации в воспитании; выделены ведущие социокультурные вызовы (неустойчивые и нечеткие социокультурные установки современного образования, сетевая среда и сетевые субкультуры, молодежные субкультуры, отсутствие или неустойчивость социальных и моральных императивов и правил у молодежи, разрыв межпоколен-ческих связей, дефицит значимых для молодых людей примеров и значимых Других, гипериндивидуализация, коммуникативные дефициты), реагирование на которые задает векторы концептуализации воспитания в вузе; представлены базовые концепты

НАУЧНЫЙ ОТДЕЛ

для разработки концепции воспитания в образовательных организациях высшего образования. В их числе единая для всех вузов цель воспитания, системообразующая роль приоритетных в Российской Федерации традиционных ценностей, интеграция общего и профессионального воспитания, стимулирование самовоспитания, самодеятельности, самоорганизации и самоуправления, субъектность в воспитании преподавателей, полисубъектность воспитания и др. Практическая значимость: выделенные концепты позволяют определить ядро проектируемых концепций воспитания, обеспечить направленность воспитательной работы в вузе. Ключевые слова: воспитание, вуз, социокультурные вызовы, концептуализация в воспитании, концепты

Благодарности и финансирование. Исследование выполнено в рамках выполнения государственного задания по разработке темы «Разработка теоретических и методических основ проведения воспитательной работы в высших учебных заведениях в современных условиях» № 075-01476-22-00.

Информация о вкладе каждого автора. Оба автора сделали эквивалентный вклад в подготовку статьи. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Селиванова Н. Л., Шакурова М. В. Современные ориентиры концептуализации воспитания в высшей школе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2024. Т. 13, вып. 2 (50). С. 169-177. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2024-13-2-169-177, EDN: BIUEFO Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)

Article

Modern guidelines for the conceptualization of personal development and upbringing in higher education N. L. Selivanova1, M. V. Shakurova2 ■

11nstitute for Strategy of Education Development, 16 Zhukovsky St., Moscow 101000, Russia 2Voronezh State Pedagogical University, 86 Lenina St., Voronezh 394043, Russia

Natalia L. Selivanova, nselivanova2000@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6654-5992 Marina V. Shakurova, shakurova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4757-8750

Abstract. The relevance of the research is determined by the necessity to conceptualize the educational process at universities in new social and cultural conditions that are accompanied by challenges to Russian education. The development of programs and methodological materials outside the system of key theoretical directions has a risk of reducing the level of validity, compliance with the laws of modern education, consistency, and holistic vision. Purpose: based on the materials of the research group of the Center for Education and Personal Development of the Russian Academy of Education (RAO) under the guidance of Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, RAO Academician N. L. Selivanova, within the framework of the state assignment on the development of the topic "Development of theoretical and methodological foundations for educational work in higher educational institutions in modern conditions", the purpose of the research is to identify the main theoretical provisions that can be used in order to develop the concept of personal development and upbringing in educational institutions of higher education. Methods: analysis, generalization, conceptualization. Results: on the basis of the dynamics analysis of the development of regulatory bases for the educational practices at universities in recent decades, the article justifies the necessity to develop a concept of personal development and upbringing; it presents understanding of the essence of conceptualization in education; it highlights the leading social and cultural challenges (unstable and unclear socio-cultural directions in modern education, the network environment and network subcultures, youth subcultures, the absence or instability of social and moral imperatives and rules among young people, gaps in intergene-rational ties, a shortage of examples significant for young people and significant Others, hyper-individualization, communicative deficits), the response to which sets the vectors of educational conceptualization at the university. The study also presents the basic constructs for the development of the concept of personal development and upbringing in educational institutions of higher education such as the common educational goal for all universities; the system-forming role of traditional values that are prioritized in the Russian Federation, integration of general and professional education, stimulation of self-education, self-activity, self-organization and self-government; subjectivity in the education of teachers, polysubjectivity of upbringing, etc. Practical significance: the highlighted constructs make it possible to determine the core of the projected educational concepts and to ensure the orientation of educational work at the university. Keywords: education, university, socio-cultural challenges, conceptualization in education, constructs

Acknowledgements and Funding. The research was carried out within the framework of the state assignment on the development of the topic "Development of theoretical and methodological foundations for educational work in higher educational institutions in modern conditions" No. 075-01476-22-00.

Information on the authors' contribution. Both authors have made equivalent contributions to the preparation of the article. The authors declare that there is no conflict of interest.

For citation: Selivanova N. L., Shakurova M. V. Modern guidelines for the conceptualization of personal development and upbringing in higher education. Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2024, vol. 13, iss. 2 (50), рр. 169-177 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2304-9790-2024-13-2-169-177, EDN: BIUEFO

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

Введение

Общественно-государственный запрос на актуализацию и интенсификацию практик воспитания в современной России в последнее время приобрел особое звучание. Началом периода можно считать принятие Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся» [1]. Одним из направлений деятельности по реализации положений данного нормативного акта стала разработка программных и методических материалов для высшей школы, которые в том числе позволили бы удерживать и обеспечивать приоритеты воспитания студенческой молодежи, укрепить востребованность, реалистичность и результативность воспитания в вузе [2-5].

Обратим внимание на то, что с конца ХХ века воспитание в России воспринималось скорее как фоновое явление, не относящееся к приоритетным векторам развития образования. В начале XXI века в центре внимания отечественных теоретиков и практиков находился процесс социализации, что в тот период было обусловлено прежде всего глубинными социокультурными изменениями в обществе, затрагивающими проблемы ценностных оснований жизнедеятельности, меры востребованности социальности в соотношении с активным распространением индивидуализации и прагматизма, переоценкой целесообразности управления личностным становлением молодых людей на фоне очевидного преобладания в социальной среде стихийных процессов над организованными (А. Н. Тесленко, О. Ю. Астахов [6], А. И. Ковалева [7]). В числе причин смены приоритетов называлось и завершение проекта «коммунистического воспитания», что было связано со сменой идеологических установок, ростом негативных оценок его результативности.

Сложившаяся ситуация потребовала от вузовского сообщества самоопределения в отношении общей направленности работы с молодежью, поскольку в условиях модернизации профессионального образования под требования Болон-ского процесса более уместной была тематика социализации с ведущими идеями самоорганизации и самоуправления (в контексте управления собой). Упор делался на то, что в пространстве вуза ежедневно решаются многочисленные задачи смыслообразования, естественным образом

складываются ситуации принятия и реализации студентами общественных норм и правил [8].

В этот же период в психологии и педагогике разрабатывался ряд концепций социализации (например, [9, 10]), в отдельных из них акцентируется сущностная взаимосвязь социализации и воспитания (А. В. Мудрик [11]). Концептуализация в тот период была необходима в силу многообразия смыслового наполнения понятия «социализация», сужения смыслов понятия «воспитание», нечеткости позиции относительно соотношения данных явлений, активное использование понятий «профессиональное воспитание» и «профессиональная социализация». При этом активно используемая на уровне общего образования Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [12] в высшем образовании широкого распространения не получила.

На практике противоречие между невостребованностью воспитания, на котором держались многие традиции жизнедеятельности конкретных образовательных организаций, и установками на социализацию студентов в вузе (включая профессиональную социализацию) приводило как к поддержке или отрицанию воспитания, так и к попытке интегрировать соответствующие практики. Однако общая тенденция была связана с хотя и очень медленным, но переформатированием воспитательной функции высшего образования, чему способствовало естественное обновление профессорско-преподавательского состава вузов. Так, например, в исследованиях 2006, 2011, 2016 годов группы ученых Центра социально-политических исследований Южного Федерального университета зафиксировано, что устойчиво около 60% экспертов из числа преподавателей вузов осознают свою воспитательную функцию (ее необходимость определяется незавершенностью к периоду вузовского обучения процесса личностного развития молодых людей, профессиональной социализацией). Вместе с тем в исследовании 2016 года очевидна тенденция укрепления данной позиции с возрастом преподавателей: если среди экспертов в возрасте до 25 лет эту точку зрения разделяли 49% опрошенных, то среди экспертов старше 55 лет этот показатель составил уже 67% [13, с. 50]. На этом фоне с целью противостояния ряду тенденций многие вузы страны разрабатывали собственные концепции профессионального воспитания (например, [14]), воспитательной работы и молодежной политики (например, [15]), воспитательной деятельности (например, [16]), воспитания [17,

18], воспитательной работы [19] и т. п. Многие вузы страны сохраняли воспитательные традиции и поддерживали оригинальные воспитательные системы [20].

С 2021 года началась активная разработка вузами концепций воспитательной деятельности (например, [21]) или воспитательной работы (например, [22]) в соответствии с рекомендациями вышестоящих органов управления образованием. Вместе с тем единой концепции воспитания в вузах, которая прошла бы все необходимые этапы разработки и легитимизации, до настоящего времени нет. В этой связи актуальна систематизация положений, которые могут составить основу подобной концепции.

Цель исследования, представленного в статье, - на основании материалов работы группы исследователей Центра воспитания и развития личности РАО под руководством доктора педагогических наук, профессора, академика РАО Н. Л. Селивановой в рамках выполнения государственного задания по разработке темы «Разработка теоретических и методических основ проведения воспитательной работы в высших учебных заведениях в современных условиях» выделить основные теоретические положения, на базе которых может быть разработана концепция воспитания в образовательных организациях высшего образования.

Концептуализация в воспитании

Традиционно под концептуализацией понимают рациональную форму освоения действительности, этап исследовательской деятельности, на котором в результате применения теоретических методов исследования выстраивается непротиворечивое, системное, обоснованное научное представление о предмете изучения (идеальная конструкция, абстрактное видение и т. п.). Метод концептуализации активно используется в современной педагогике.

По мнению Д. Ф. Ильясова, метод концептуализации в основе имеет переход к теоретическим обобщениям, раскрывающим и объясняющим отдельные явления и закономерности. «Его сутью является "схватывание" главного в представлениях об исследуемом объекте. Подобным образом возникают инновационные идеи, которые еще не стали доказанными теоретическими положениями, но уже могут объяснить их эффективность» [23]. С процессуальной точки зрения Ю. Н. Синицын и Е. Г. Гончаренко видят в концептуализации выход из теоретизирования

«на уровень конкретных прикладных решений» [24]. В педагогике (В. А. Ахтямова, Э. А. Ефанова, А. М. Ахтямов [25], В. В. Громова [26], А. Ф. За-кирова [27] и др.), как и в науковедении в целом, в качестве сущностной характеристики концептуализации рассматривают выделение ведущих идей (концептов), отражающих актуальное понимание смыслов, закладываемых в концепцию.

Концепция как результат концептуализации в итоге есть совокупность «концептов и связывающих отношений» [28], утверждающих определенную совокупность систематизированных смыслов, определяющих очередной этап развития исследований отдельных объектов воспитательной реальности и соответствующей воспитательной практики.

Вызовы

Миссия концепции воспитания в образовательных организациях высшего образования - очертить единую платформу, на основе которой каждый вуз сможет, учитывая собственные особенности и возможности, выработать собственную позицию в отношении воспитания обучающихся. Единая платформа формируется как ответ на вызовы, совместное направляемое реагирование на которые позволит избежать случайного набора идей. Разнообразие и многочисленность вызовов отмечаются в исследованиях Т. С. Борисовой, Е. Е. Сартаковой [29], Л. И. Кемаловой [30], Н. Н. Киселева [31], М. Р. Мирошкиной [32, 33], Т. М. Резер [34] и др. В последние годы в России был проведен ряд научных конференций, поднимающих данную проблему [35, 36].

В результате обобщения и систематизации результатов исследований были выделены вызовы в отношении воспитания молодых людей, требующие четко определенной позиции коллективов вузов:

- неустойчивые и нечеткие социокультурные установки современного общества;

- сетевая среда и сетевые субкультуры;

- молодежные субкультуры;

- отсутствие или неустойчивость социальных и моральных императивов и правил среди молодежи, регулирующих отношения между индивидами и обществом;

- разрыв межпоколенческих связей;

- дефицит значимых для молодых людей примеров и значимых Других;

- гипериндивидуализация;

- коммуникационные дефициты.

Ведущие концепты

1. Воспитание в образовательной деятельности вуза должно носить системный, плановый и непрерывный характер. Основным средством осуществления такой деятельности являются воспитательная система и соответствующие ей рабочая программа воспитания и план воспитательной работы.

Необходимо обратить внимание на разное содержательное наполнение понятий «воспитательная система», «система воспитания» и «система воспитательной работы». В данном случае принципиальна установка именно на развитие воспитательного пространства и воспитательной системы вуза [37, 38].

2. Единая для всех вузов цель (развитие личности обучающихся вузов на основе базовых национальных ценностей, каждая из которых раскрывается в системе нравственных представлений, отношений, мотивов деятельности). Не ставится задача достижения единого уровня воспитанности, важно обеспечить позитивную динамику личностно-профессионального развития каждого.

Ведущие задачи воспитания в вузе, в отличие от цели, должны учитывать специфику традиций воспитания и воспитательного потенциала конкретного образовательного учреждения. Как следствие, допускается их вариативность. Кроме того, композиция задач может строиться на различных основаниях, например исходя из ключевых аспектов содержания воспитания [3] или опираясь на этапность и психолого-педагогические механизмы воспитания личности [4].

3. Сочетание государственной регламентации, общественного участия и автономии вузов в организации воспитательной работы.

4. Содержательно-смысловую основу воспитания составляют ценности, к которым приобщаются студенты. В качестве структурно-деятельного начала уместно использовать модули, фиксирующие воспитательный потенциал и организационно-методические решения той или иной сферы совместной или самостоятельной деятельности студентов.

5. Интеграция общего и профессионального воспитания в вузе, учет в воспитательной работе профиля и воспитательных традиций конкретного вуза. Профессиональное воспитание [39-41] в данном случае становится интегрирующим основанием как для уточнения содержательных установок, так в выборе методических решений.

6. Стимулирование в вузе самовоспитания, самодеятельности, самоорганизации, самоуправления. При этом студенческое самоуправление не должно подменяться студенческой самодеятельностью. Вуз совместно со студенческим активом выделяет направления деятельности и взаимодействия, в рамках которых студенчеству будут делегированы реальные полномочия по моделированию, проектированию, планированию, организации, реализации, оценке результативности активностей. Мера ответственности для студентов должна быть либо полной, либо частично разделенной с курирующими органами и должностными лицами.

7. Преподаватели - субъекты воспитательной работы, самоопределяющиеся в данном качестве. Консолидация воспитательных установок основных субъектов воспитательной работы в вузе.

8. Приоритетность культивирования воспитательных отношений над мероприятийностью.

9. Усиление через воспитательную работу общественных установок молодых людей, чувства сопричастности, стремления к совместным формам активности, направленности этой активности на других, а не на себя.

10. Постепенное переключение с внешнего контроля воспитательной работы на внутренний, сопровождаемый оперативной корректировкой воспитательных практик.

Заключение

Современное воспитание под влиянием активного государственно-общественного запроса развивается достаточно интенсивно. Вместе с тем анализ позволяет выделить несколько неоднозначных тенденций, в числе которых отсутствие четко обозначенных концептов, принятых за основу в российской системе образования при разработке программно-методических материалов и организационно-управленческих решений. Как следствие, есть риск породить активность, не поддержанную современным научными представлениями как об особенностях личностного развития и ценностного самоопределения современного молодого человека в подвижной социокультурной среде, так и о сущности воспитания в контексте социализации и профессионализации. Предложенные в данной статье концепты являются результатом длительного анализа научного коллектива, многие десятилетия изучающего вопросы воспитания. Предлагаемая совокупность может положить начало разговору о тех

ключевых идеях и позициях, которые должны

быть положены в основу воспитания молодых

людей в отечественной высшей школе.

Библиографический список

1. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся: Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-Ф3. URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001202007310075 (дата обращения: 24.01.2024).

2. Примерная рабочая программа воспитания в образовательной организации высшего образования. URL: https://minobrnauki.gov.ru/about/deps/dgmpispvsvo/ education (дата обращения: 24.01.2024).

3. Методические рекомендации по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы образовательной организации высшего образования. URL: https://minobrnauki.gov. ru/about/deps/dgmpispvsvo/education (дата обращения: 24.01.2024).

4. Васильева О. Ю., Басюк В. С., Селиванова Н. Л., Ромм Т. А., Степанов П. В., Шакурова М. В., Шустова И. Ю., Щелина Т. Т., Круглов В. В., Степанова И. В., Парфенова И. С. Примерная программа воспитания в образовательной организации высшего образования. Воронеж : Воронежский государственный педагогический университет, 2023. 36 с. EDN: MNGUOH

5. Селиванова Н. Л., Ромм Т. А., Степанов П. В., Шакурова М. В., Шустова И. Ю., Щелина Т. Т., Круг-лов В. В., Степанова И. В. Методические рекомендации по разработке рабочих программ воспитания на основе примерной программы воспитания в образовательной организации высшего образования. Воронеж : Воронежский государственный педагогический университет, 2023. 84 с.

6. Тесленко А. Н., Астахов О. Ю. Проблемы социализации молодежи в образовательном контексте вуза // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2007. № 3. С. 69-73. EDN: MUSTSR

7. Ковалева А. И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социальные траектории // СО-ЦИС. 2003. № 1. С. 110-114. EDN: OOMWYX

8. Бондырева С. К., Савруцкая Е. П., Вологдина И. В. Социализация студента в пространстве вуза // Мир психологии. 2021. № 3 (106). С. 63-71. https://doi. org/10.51944/2073-8528_2021_3_64, EDN: WKRWKP

9. Концепция социализации и индивидуализации в современной психологии / под ред. Т. Д. Марцин-ковской. М. ; Обнинск : Иг-Социн, 2010. 284 с. EDN: QYAPJZ

10. Практики социализации в образовательной среде в условиях современного общества: теоретико-методологические подходы и эмпирические исследования / ред. М. В. Рыбакова. М. : Перо, 2017. 243 с. EDN: YVLUVO

11. Мудрик А. В. Социально-педагогические проблемы социализации. М. : МПГУ, 2016. 256 с. EDN: CGZPJE

12. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. : Просвещение, 2009. 24 с. EDN: QXTZAB

13. Филоненко В. И., Филоненко Ю. В., Скачкова Л. С., По-неделков А. В. Социализация и воспитание студентов вузов в оценках преподавателей // Власть. 2017. Т. 25, № 7. С. 49-59. EDN: ZBLRSR

14. Концепция профессионального воспитания. Екатеринбург : Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2009. 24 с. URL: https://elar.rsvpu.rU/bitstream/123456789/22282/1/ Koncep_prof_vospitan_2009.pdf (дата обращения: 24.01.2024).

15. Концепция воспитательной работы и молодежной политики на 2015-2020 гг. Москва : Первый МГМУ имени И. М. Сеченова, 2015. 9 с. URL: https://www. sechenov.ru/upload/iblock/866/8669af489f3c79db90b8 bf6447412b45.pdf (дата обращения: 24.01.2024).

16. Концепция воспитательной деятельности в ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко» «Один вуз - тысячи возможностей». Глазов : Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко, 2016. 12 с. URL: http://www.ggpi. org/files/koncepciya_vr_1vuz_1000vozm.pdf (дата обращения: 24.01.2024).

17. Концепция воспитания обучающихся в Нижегородском государственном лингвистическом университете им. Н. А. Добролюбова. Н. Новгород : Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова, 2014. 31 с. URL: https://lunn.ru/media/vosp_rab/norm_doc/ koncepciya_vospitaniya_obuchayushchihsya.pdf (дата обращения: 24.01.2024).

18. Концепция воспитания студентов в СГУ. Саратов : СГУ имени Н. Г. Чернышевского, 2016. 21 с. URL: https://www.sgu.ru/sites/default/files/documents/2020/ koncepciya_vospitaniya_studentov.pdf (дата обращения: 24.01.2024).

19. Концепция воспитательной работы СПбГЭТУ «ЛЭТИ». Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ», 2013. 4 с. URL: https://etu.ru/assets/files/ soc-vosp/doc/prilozhenie-k-prikazu-1248-o-koncepcii-vospitatelnoj-raboty.pdf (дата обращения: 24.01.2024).

20. Воспитание в высшей школе: от теории к практике / под общ. ред. Л. С. Пастуховой, Н. Л. Селивановой. М. : РГГУ, 2021. 502 с. EDN: YKXRBV

21. Концепция воспитательной деятельности в СевероВосточном федеральном университете им. М. К. Ам-мосова. Якутск, 2021. 22 с. URL: https://www.s-vfu.ru/ (дата обращения: 24.01.2024).

22. Концепция воспитательной работы с обучающимися Московского государственного университета пищевых производств. Москва : МГУПП, 2021. 46 с. URL: https://mgupp.ru/sveden/document/%D0%BA%D0%BE

%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%BF%D1%86%D0% B8%Dl%8F%D0%92%D0%A0.pdf (дата обращения: 24.01.2024).

23. Ильясов Д. Ф. Концептуализация педагогического опыта как направление научно-методической деятельности педагога общеобразовательной школы // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9, № 4. С. 1-10. URL: https://mir-nauki.com/PDF/31PDMN421. pdf (дата обращения: 24.01.2024).

24. Синицын Ю. Н., Гончаренко Е. Г. Концептуализация как методологический регулятив формирования духовно-нравственной культуры учащихся // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 1. C. 107-109. EDN: VHOBSX

25. Ахтямова В. А., Ефанова Э. А., Ахтямов А. М. Методология концептуализации // Вестник Казанского государственного технического университета. 2012. Т. 15, вып. 2. С. 168-171. EDN: OOYAIT

26. Громова В. В. Концептуализация педагогического опыта как условие профессионального решения педагогических задач // Человек и образование. 2015. № 2 (43). С. 34-38. EDN: UBONLZ

27. Закирова А. Ф. Методологический аппарат научного исследования в аспекте концептуализации педагогического знания // Образование и наука. 2015. № 10. С. 4-19. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-10-4-19, EDN: VCPJAR

28. Ланге-Соболева Т. А. Проблема раскрытия термина «концептуализация» в современной лингвистике // Наука и образование сегодня. 2021. № 6 (65). С. 27-32. EDN: KCVPRB

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Борисова Т. С., Сартакова Е. Е. Жизненное пространство современной российской молодежи: вызовы, проблемы, возможности // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. Вып. 8 (197). С. 224-230. https://doi.org/10.23951/1609-624X-2018-8-224-230

30. Кемалова Л. И. Особенности воспитания студенческой молодежи в условиях глобальных вызовов // Вестник педагогических наук. 2023. № 8. С. 76-81. EDN: VEGQPF

31. Киселев Н. Н. Часть 4. Воспитание молодежи в условиях «текучей современности» как вызов XXI века // Навыки XXI века у студентов как основа сопротивления деструктивным социальным явлениям: педагогические аспекты проблемы. Сборник материалов научной экспедиции / под ред. И. В. Хромовой, Е. В. Киселевой. Новосибирск : Апостроф, 2020. С. 24-31. EDN: KGGOQV

32. Мирошкина М. Р. Культурный код поколений. Основание для взаимодействия. М. : Перо, 2022. 220 с.

33. Мирошкина М. Р. Воспитание детей и молодежи как актуальный ответ на вызовы современности // Просветительская деятельность учреждений социально-культурной сферы по формированию ценностных ориентаций детей и молодежи в контексте современной культурной политики Российского государства: материалы Всерос. науч.-практ. онлайн-конф. / гл. ред. В. В. Матвеев. Орел : Орловский государственный институт культуры, 2021. С. 6-13. EDN: ULBPAZ

34. Резер Т. М. Патриотическое воспитание молодежи в условиях современных вызовов // Педагогический журнал Башкортостана. 2023. № 3 (101). С. 45-56. https://doi.org/10.21510/18173292_2023_101_3_45_56

35. Молодежь и общество: теоретические модели и реальность: тр. Междунар. науч.-практ. конф. / ред. Ю. А. Бубнов. Воронеж : Воронежский государственный университет, 2023. 325 с.

36. Образование и глобальные вызовы современности: научно-педагогический контекст: сб. науч. тр. V Междунар. интернет-конф. / ред. Л. А. Филимо-нюк, Е. А. Фомина, Г. Ю. Герасимова. Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2023. 185 с.

37. Селиванова Н. Л., Баранова Н. А., Шакурова М. В., Баранов А. Е. Воспитательное пространство вуза в личностном и профессиональном становлении студента. М. : ФГБНУ ИСРО РАО, 2017. 190 с.

38. Степанов П. В. Развитие школы как воспитательной системы. М. : Педагогический поиск, 2019. 240 с.

39. Белов В. И. Профессиональное воспитание в системе современных воспитательных концепций // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2006. № 6 (14). С. 163-177. EDN: KVAQLV

40. Тома Ж. В. Анализ подходов к определению понятия «профессиональное воспитание» // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32451 (дата обращения: 26.01.2024).

41. Крылова М. А. Концептуальные подходы к профессиональному воспитанию студентов вуза // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и Психология. 2015. № 4. С. 202-213. EDN: VAVLLZ

References

1. On Amendments to the Federal Law "On Education in the Russian Federation" on the education of students. Federal Law 304-FZ of July 31, 2020. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202007310075 (accessed January 24, 2024) (in Russian).

2. Primernaya rabochaya programma vospitaniya v obrazovatel'noy organizatsii vysshego obrazovaniya [Sample Working Program of Education in an Educational Organization of Higher Education]. Available at: https://minobrnauki.gov.ru/about/deps/dgmpispvsvo/ education (accessed January 24, 2024) (in Russian).

3. Metodicheskie rekomendatsii po razrabotke rabocheypro-grammy vospitaniya i kalendarnogo plana vospitatel'noy raboty obrazovatel'noy organizatsii vysshego obrazovaniya [Methodical Recommendations for the Development of the Working Program of Education and Calendar Plan of Educational Work of the Educational Organization of Higher Education]. Available at: https://minobrnauki.gov. ru/about/deps/dgmpispvsvo/education (accessed January 24, 2024) (in Russian).

4. Vasilieva O. Yu., Basiuk V. S., Selivanova N. L., Romm T. A., Stepanov P. V., Shakurova M. V., Shusto-va I. Yu., Shchelina T. T., Kruglov V. V., Stepanova I. V., Parfenova I. S. Primernaya programma vospitaniya v obrazovatel'noy organizacii vysshego obrazovaniya [Sample Program of Education in an Educational Organization of Higher Education]. Voronezh, Voronezh State Pedagogical University Publ., 2023, 36 p. (in Russian). EDN: MNGUOH

5. Selivanova N. L., Romm T. A., Stepanov P. V., Shakurova M. V., Shustova I. Yu., Shchelina T. T., Kruglov V. V., Stepanova I. V. Metodicheskie rekomen-datsii po razrabotke rabochikh programm vospitaniya na osnove primernoy programmy vospitaniya v obrazovatel'noy organizatsii vysshego obrazovaniya [Methodical Recommendations for the Development of Working Programs of Education on the Basis of an Exemplary Program of Education in an Educational Organization of Higher Education]. Voronezh, Voronezh State Pedagogical University, 2023, 84 p. (in Russian).

6. Teslenko A. N., Astakhov O. Yu. Problems of youth socialization in the educational context of the university. Vestnik of Kemerovo State University of Culture and Arts, 2007, no. 3, pp. 69-73 (in Russian). EDN: MUSTSR

7. Kovaleva A. I. Concept of youth socialization: Norms, deviations, social trajectories. SOCIS, 2003, no. 1, pp. 110-114 (in Russian). EDN: OOMWYX

8. Bondyreva S. K., Savrutskaya E. P., Vologdina I. V. Socialization of the student in the space of the university. The World of Psychology, 2021, no. 3 (106), pp. 63-71 (in Russian). https://doi.org/10.51944/2073-8528_2021_3_64 EDN: WKRWKP

9. Martsinkovskaya T. D., ed. Kontseptsiya sotsializatsii i individualizatsii v sovremennoy psikhologii [The Concept of Socialization and Individualization in Modern Psychology]. Moscow, Obninsk, Ig-Sotsin, 2010. 284 p. (in Russian). EDN: QYAPJZ

10. Rybakova M. V., ed. Praktiki sotsializatsii v obrazo-vatel'noy srede v usloviyakh sovremennogo obshchestva: teoretiko-metodologicheskie podxody' i empiricheskie issledovaniya [Practices of Socialization in the Educational Environment in the Conditions of Modern Society: Theoretical and Methodological Approaches and Empirical Research]. Moscow, Pero, 2017. 243 p. (in Russian). EDN: YVLUVO

11. Mudrik A. V. Sotsial'no-pedagogicheskie problemy sot-sializatsii [Social and Pedagogical Problems of Socialization]. Moscow, Moscow State Pedagogical University Publ., 2016. 256 p. (in Russian). EDN: CGZPJE

12. Danilyuk A. Ya., Kondakov A. M., Tishkov V. A. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii [The Concept of Spiritual and Moral Development and Education of the Personality of the Citizen of Russia]. Moscow, Prosveshchenie, 2009. 24 p. (in Russian). EDN: QXTZAB

13. Filonenko V. I., Filonenko Yu. V., Skachkova L. S., Pone-delkov A. V. Socialization and education of university students in the assessments of teachers. Power, 2017, vol. 25, no. 7, pp. 49-59 (in Russian). EDN: ZBLRSR

14. Kontseptsiya professional'nogo vospitaniya [The Concept of Professional Education]. Ekaterinburg, Russian State Professional and Pedagogical University Publ., 2009. 24 p. (in Russian). Available at: https://elar.rsvpu. ru/bitstream/123456789/22282/1/Koncep_prof_vospi-tan_2009.pdf (accessed January 24, 2024).

15. Kontseptsiya vospitatel'noy raboty i molodezhnoypolitiki na 2015-2020 gg. [Concept of Educational Work and Youth Policy for 2015-2020.]. Moscow, I. M. Sechenov First Moscow State Medical University Publ., 2015. 9 p. (in Russian). Available at: https://www.sechenov. ru/upload/iblock/866/8669af489f3c79db90b8bf644741 2b45.pdf (accessed January 24, 2024).

16. Kontseptsiya vospitatel'noy deyatel'nosti v FGBOU VPO «Glazovskiy gosudarstvennyi pedagogicheskiy institut imeni V. G. Korolenko» «Odin vuz - tysyachi vozmozh-nostey» [Concept of Educational Activities in the Glazov Korolenko State Pedagogical Institute "One university -thousands of opportunities"]. Glazov, The Glazov Ko-rolenko State Pedagogical Institute Publ., 2016. 13 p. (in Russian). Available at: http://www.ggpi.org/files/koncep-ciya_vr_1vuz_1000vozm.pdf (accessed January 24, 2024).

17. Kontseptsiya vospitaniya obuchayushchikhsya v Nizhe-gorodskom gosudarstvennom lingvisticheskom univer-sitete im. N.A. Dobrolyubova [The Concept of Education of Students at Nizhny Novgorod Dobrolyubov State Linguistic University]. Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod Dobrolyubov State Linguistic University Publ., 2014. 31 p. (in Russian). Available at: https://lunn.ru/media/ vosp_rab/norm_doc/koncepciya_vospitaniya_obuchay-ushchihsya.pdf (accessed January 24, 2024).

18. Kontseptsiya vospitaniya studentov v SGU [The Concept of Students' Education in SSU]. Saratov, Saratov State University Publ., 2016. 21 p. (in Russian). Available at: https://www.sgu.ru/sites/default/files/documents/2020/ koncepciya_vospitaniya_studentov.pdf (accessed January 24, 2024).

19. Kontseptsiya vospitatel'noy raboty SPbGETU «LETI» [Concept of Educational Work of LETI SPbGETU], St. Petersburg, Saint Petersburg Electrotechnical University 'LETI' Publ., 2013. 4 p. (in Russian). Available at: https:// etu.ru/assets/files/soc-vosp/doc/prilozhenie-k-prikazu-1248-o-koncepcii-vospitatelnoj-raboty.pdf (accessed January 24, 2024).

20. Pastukhova L. S., Selivanova N. L., total eds. Vospitanie v vysshey shkole: ot teorii kpraktike [Education in Higher Education: From Theory to Practice]. Moscow, Russian State University for the Humanities Publ., 2021. 502 p. (in Russian). EDN: YKXRBV

21. Kontseptsiya vospitatel'noy deyatel'nosti v Severo-Vostochnom federal'nom universitete im. M. K. Ammosova [The Concept of Educational Activities in the M. K. Am-mosov North-Eastern Federal University]. Yakutsk, M. K. Ammosov North-Eastern Federal University Publ., 2021. 22 p. (in Russian). Available at: https://www.s-vfu. ru/ (accessed January 24, 2024).

22. Kontseptsiya vospitatel'noy raboty s obuchayushchim-isya Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta pish-hevykh proizvodstv [The Concept of Educational Work with Students of the Moscow State University of Food Production]. Moscow, Moscow State University of Food

Production Publ., 2021. 46 p. (in Russian). Available at: https://mgupp.ru/sveden/document/%D0%BA%D0%B E%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%BF%D1%86%D0 %B8%D1%8F%D0%92%D0%A0.pdf (accessed January 24, 2024).

23. Ilyasov D. F. Conceptualization of pedagogical experience as a direction of scientific and methodical activity of a general education school teacher. World of Science. Pedagogy and psychology, 2021, vol. 9, no. 4, pp. 1-10 (in Russian). Available at: https://mir-nauki.com/ PDF/31PDMN421.pdf (accessed January 24, 2024).

24. Sinitsyn Yu. N., Goncharenko E. G. Conceptualization as a methodological regulator of students spiritual and moral culture development. Society: Sociology, Psychology, Pedagogy, 2016, no. 1, pp. 107-109 (in Russian). EDN: VHOBSX

25. Akhtyamova V. A., Efanova E. A., Akhtyamov A. M. Methodology of conceptualization. Bulletin of Kazan State Technical University, 2012, vol. 15, iss. 2, pp. 168-171 (in Russian). EDN: OOYAIT

26. Gromova V. V. Conceptualization of pedagogical experience as a condition for professional solution of pedagogical problems. Man and Education, 2015, no. 2 (43), pp. 34-38 (in Russian). EDN: UBONLZ

27. Zakirova A. F. Methodological apparatus of scientific research in the aspect of conceptualization of pedagogical knowledge. Education and Science, 2015, no. 10, pp. 4-19 (in Russian). https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-10-4-19 EDN: VCPJAR

28. Lange-Soboleva T. A. The problem of disclosure of the term "conceptualization" in modern linguistics. Science and Education Today, 2021, no. 6 (65), pp. 27-32 (in Russian). EDN: KCVPRB

29. Borisova T. S., Sartakova E. E. The living space of modern Russian youth: Challenges, problems, opportunities. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2018, iss. 8 (197), pp. 224-230 (in Russian). https://doi. org/10.23951/1609-624X-2018-8-224-230.

30. Kemalova L. I. Features of of student youth education in the context of global challenges. Bulletin of Pedagogical Sciences, 2023, no. 8, pp. 76-81 (in Russian). EDN: VEGQPF

31. Kiselev N. N. Part 4. Education of youth in the conditions of "fluid modernity" as a challenge of the XXI century. In: Khromova I. V., Kiseleva E. V., eds. Navyki XXI veka u studentov kak osnova soprotivleniya destruktivnym sotsial'nym yavleniyam: pedagogicheskie aspekty prob-lemy. Sbornik materialov nauchnoy ekspeditsii [Skills of the 21th Century in Students as a Basis for Resistance to Destructive Social Phenomena: Pedagogical Aspects of the Problem: coll. of materials of sci. expedition]. Novosibirsk, NITs "Apostrof" Publ., 2020, pp. 24-31 (in Russian). EDN: KGGOQV

32. Miroshkina M. R. KuVturnyi kod pokoleniy. Osnovanie dlya vzaimodeystviya [Cultural Code of Generations. The Basis for Interaction]. Moscow, Pero, 2022, 220 p. (in Russian).

33. Miroshkina M. R. Education of children and youth as a relevant response to the challenges of modernity]. In: Matveyev V. V., chief ed. Prosvetitel'skaya deyatel'nost' uchrezhdeniy sotsial'no-kul'turnoy sfery po formi-rovaniyu tsennostnykh orientatsiy detey i molodezhi v kontekste sovremennoy kul'turnoy politiki Rossiyskogo gosudarstva: materialy Vseros. nauch.-prakt. online-konf. [Educational Activities of Institutions of Socio-Cultural Sphere on the Formation of Value Orientations of Children and Youth in the Context of Modern Cultural Policy of the Russian State. Materials of All-Russian Sci. and Pract. Online Conf.]. Orel, Orel State Institute of Culture Publ., 2021, pp. 6-13 (in Russian). EDN: ULBPAZ

34. Reser T. M. Patriotic education of youth in the conditions of modern challenges. Pedagogical Journal of Bashkortostan, 2023, no. 3 (101), pp. 45-56 (in Russian). https:// doi.org/10.21510/18173292_2023_101_3_45_56

35. Bubnov Yu. A., ed. Molodezh i obshchestvo: teoretiches-kie modeli i reaVnosf: tr. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Youth and Society: Theoretical Models and Reality. Proc. Inter. sci. and pract. conf.]. Voronezh, Voronezh State University Publ., 2023. 325 p. (in Russian).

36. Filimoniuk L. A., Fomina E. A., Gerasimova G. Yu., eds. Obrazovanie i globaVnye vyzovy sovremennosti: nauchno-pedagogicheskiy kontekst: sb. nauch. tr. V Mezh-dunar. internet-konf. [Education and Global Challenges of Modernity: Scientific and Pedagogical Context: coll. of sci. papers 5th Int. Internet conf.]. Stavropol, North Caucasian Federal University Publ., 2023. 185 p. (in Russian).

37. Selivanova N. L., Baranova N. A., Shakurova M. V., Baranov A. E. VospitateFnoe prostranstvo vuza v lichnostnom i professional'nom stanovlenii studenta [Educational Space of the University in the Personal and Professional Formation of Student]. Moscow, The Federal State Budget Scientific Institution "Institute for Strategy of Education Development" Publ., 2017. 190 p. (in Russian).

38. Stepanov P. V. Razvitie shkoly kak vospitatel'noy sistemy [Development of the School as an Educational System]. Moscow, Pedagogical search Publ., 2019. 240 p. (in Russian).

39. Belov V. I. Vocational raising in the system of modern educational conceptions. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, 2006, no. 6 (14), pp. 163-177 (in Russian). EDN: KVAQLV

40. Toma J. V. Analysis of approaches to the definition of the concept of "professional education". Modern Problems of Science and Education, 2023, no. 1. Available at: https:// science-education.ru/ru/article/view?id=32451 (accessed January 24, 2024) (in Russian).

41. Krylova M. A. The conceptual approaches to vocational education students university. Herald of Tver State University. Series: Pedagogy and Psychology, 2015, no. 4, pp. 202-213 (in Russian). EDN: VAVLLZ

Поступила в редакцию 28.01.2024; одобрена после рецензирования 17.02.2024; принята к публикации 15.03.2024 The article was submitted 28.01.2024; approved after reviewing 17.02.2024; accepted for publication 15.03.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.