Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки 2021. Т. 26. № 193 http://journals.tsutmb.ru/series-humanities-about.html
Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities 2021, vol. 26, no. 193 http://journals.tsutmb.ru/series-humanities-about-eng.htm
ISSN 1810-0201
Перечень ВАК, РИНЦ, Ulrich's Periodicals Directory, EBSCO, SciLIT, CrossRef
ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ISSUES OF SOCIAL PEDAGOGY AND SOCIAL WORK
Научная статья
УДК 36+378
DOI 10.20310/1810-0201-2021-26-193-134-140
Включение студентов вуза в социальные проекты по гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи
Наталья Владимировна ГАРАШКИНА1, Анастасия Александровна ДРУЖИНИНА2*
:ОЧУВО «Московский инновационный университет» 119017, Российская Федерация, г. Москва, ул. Малая Ордынка, 7 2ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 *Адрес для переписки: [email protected]
Аннотация. Рассмотрена актуальная педагогическая проблема - проблема включения студентов вуза в социальные проекты по гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи. Представлен анализ концепций, междисциплинарных подходов (политологических, социологических, психологических, педагогических), правовых документов (стратегии, концепции, программы), лучших практик организации воспитательной работы в высшей школе по гражданско-патриотическому направлению. Определены группы технологий гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи: традиционные, смешанные, инновационные. Выделена ведущая технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи - включения в социальные проекты. Показаны кейсы и результаты качественной оценки деятельности студентов как реализаторов собственных проектов гражданско-патриотического воспитания. Тестирование достижений студентов, экспертная оценка работодателями показали результативность проектной деятельности студентов с учетом их интересов, взаимосвязь с их будущей профессией, эффективность применения воспитательно-образовательного потенциала социального партнерства в практике граждан-ско-патриотического воспитания, а также возможности интенсификации и перспективы развития процесса гражданско-патриотического воспитания студентов в контексте применения инновационных технологий и форматов.
Ключевые слова: социальные проекты, гражданско-патриотическое воспитание, воспитание студенческой молодежи, технологии гражданско-патриотического воспитания, гражданственность, патриотизм
Для цитирования: Гарашкина Н.В., Дружинина А.А. Включение студентов вуза в социальные проекты по гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2021. Т. 26, № 193. С. 134140. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-193-134-140
Original article
DOI 10.20310/1810-0201-2021-26-193-134-140
Inclusion of university students in social projects on civil and patriotic education of children and youth
Natalia V. GARASHKINA1, Anastasia A. DRUZHININA2*
Moscow Innovative University 7 Malaya Ordynka St., Moscow 119017, Russian Federation 2Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation Corresponding author: [email protected]
Материалы статьи доступны по лицензии Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0 Всемирная Content of the journal is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License © Гарашкина Н.В., Дружинина А.А., 2021
(cc)
Abstract. An urgent pedagogical problem is considered - the problem of including university students in social projects for the civil and patriotic education of children and youth. An analysis of concepts, interdisciplinary approaches (political science, sociological, psychological, pedagogical), legal documents (strategies, concepts, programs), best practices of organizing educational work in higher education in the civil and patriotic direction is presented. The groups of technologies of civil and patriotic education of student youth are determined: traditional, mixed, innovative. We highlight the leading technology of civil and patriotic education of student youth - inclusion in social projects. Cases and results of a qualitative assessment of students' activities as implementers of their own projects of civil and patriotic education are shown. Testing of students' achievements, expert assessment by employers showed the effectiveness of the project activities of students, taking into account their interests, the relationship with their future profession, the effectiveness of using the upbringing and educational potential of social partnership in the practice of civil and patriotic education, as well as the possibilities of intensification and prospects for the development of the process of civil and patriotic education students in the context of the application of innovative technologies and formats.
Keywords: social projects, civil and patriotic education, education of students, technologies of civil and patriotic education, citizenship, patriotism
For citation: Garashkina N.V., Druzhinina A.A. Vklyucheniye studentov vuza v sotsial'nyye proyekty po grazhdansko-patrioticheskomu vospitaniyu detey i molodezhi [Inclusion of university students in social projects on civil and patriotic education of children and youth]. Vestnik Tam-bovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2021, vol. 26, no. 193, pp. 134-140. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-193-134-140 (In Russian, Abstr. in Engl.)
Проблема гражданско-патриотического воспитания по социальной значимости и научной исследованности является актуальной проблемой прошлого, настоящего и будущего.
В ходе проводимого исследования осуществлен анализ концепций, междисциплинарных подходов, правовых документов, моделей, лучших практик систем организации воспитательной работы в высшей школе,
колледжах по направлению гражданско-пат-риотического воспитания студентов, обобщены результаты экспертной оценки, тестирования и интервьюирования студентов образовательных организаций разного уровня.
В современных условиях воспитание патриотизма и гражданственности является ведущим ориентиром стратегии воспитания детей и молодежи. В.В. Путин в Послании
Федеральному Собранию в 2016 г. подчеркнул, что «граждане объединились вокруг патриотических ценностей..., готовность работать ради России, сердечная, искренняя забота о ней»1.
В ФЗ «Об образовании», Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 г., Концепции патриотического воспитания граждан РФ, Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы» определены приоритеты образования, включая усиление воспитательного потенциала образовательного процесса и организации технологий гражданско-пат-риотического воспитания.
Г.М. Коджаспирова определяет гражданское воспитание как формирование гражданской позиции, гражданского самоопределения, осознание внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор, а также патриотическое воспитание - как формирование национального сознания: патриотические чувства, настроения, мотивы [1].
Для понимания сущности гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи важно уточнить базовое понятие «воспитание». Важными для исследования явился подход В.И. Андреева, рассматривающего воспитание как вид человеческой деятельности, осуществляемой в ситуации педагогического взаимодействия [2].
Современный воспитательный процесс в вузе определяем как многогранный процесс, включающий формирование сознания и поведения, гуманистических ценностей, личностных качеств студентов, позволяющих самореализоваться в профессиональной деятельности и быть конкурентоспособным на современном рынке труда.
Гражданско-патриотическое воспитание, как область исследования педагогики и соци-
1 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства) от 01.12.2016. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/ 41550 (дата обращения: 11.05.2021).
альный феномен, проектируется на основе междисциплинарных подходов.
В политологии его рассматривают в контексте развития демократического процесса, становления гражданского общества, формирования гражданской активности, гражданской идентичности как способности и готовности выполнять обязанности гражданина, пользоваться правами, принимать активное участие в жизни государства.
С позиции психологии к результатам гражданско-патриотического воспитания относится гражданская активность, она связана с высоким уровнем просоциальной деятельности.
Рассматривая образование в высшей школе, И.А. Зимняя с соавт. вводят понятие «компетентность гражданственности», включающее знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина, свободу и ответственность, уверенность в себе, гражданский долг; знание истории государства, опыт проявления гражданственности в общественной практике [3, с. 5].
Определено, что гражданско-патриоти-ческое воспитание студенческой молодежи -это процесс, обеспечивающий формирование гуманистических ценностей, компетентности гражданственности, сознания и поведения, личностных качеств студентов.
Идея формирования гражданских качеств, включая патриотизм, связана с актуализацией в системе воспитания вузов современных форм работы по становлению правовой культуры, развития студенческого самоуправления, введения новых практик. Например, в ходе организации студенческой практики в Московском инновационном университете (МИУ) применяются индивидуальные задания по разработке и реализации социально-правового проекта. Бакалавры и магистранты МИУ являются активными участниками «круглых столов» и электронного клуба юристов, в том числе они включены в дискуссии по проблемам гражданской активности, гражданской идентичности и патриотизма. В вузе применяются инноваци-
онные технологии воспитания, основанные на сетевой концепции развития личности [4].
31 июля 2020 г. в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» был внесен ряд изменений по вопросам воспитания обучающихся.
Традиционные воспитательные технологии, применяемые в вузах, содержательно ориентированы на гражданское, патриотическое, правовое, трудовое, экологическое направление воспитательной работы. В исследовании определены традиционные средства воспитания гражданских качеств студенческой молодежи, ими являются: воспитательный потенциал учебного процесса и традиции вуза; НИРС, производственная практика; спортивно-оздоровительная работа, социокультурная, волонтерская деятельность.
В 2021 г. подготовлен проект федерального закона «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации», где определены основные базовые принципы, методы и направления патриотического воспитания с молодежью.
Проведенный мониторинг деятельности субъектов Российской Федерации по граж-данско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию включал анализ вовлеченности граждан в систему патриотического воспитания, внедрение в деятельность организаторов патриотического воспитания современных форм и технологий воспитательной работы (ИКТ, цифровые, сетевые), систем и моделей патриотического воспитания2.
Современная педагогическая повестка активизирует диалог о понятиях «гражданское воспитание» и «патриотическое воспитание», инновационных технологиях граж-данско-патриотического воспитания.
Важной для нашего исследования является позиция социолога В.А. Касамара, которая отмечает, что гражданское воспитание связано с «ценностью гражданского участия,
2 О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016— 2020 годы»: постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493. URL: http://static.government.ru/ media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf (дата обращения: 11.05.2021).
ответственности и самоорганизации на локальном уровне». Гражданин - это человек, который, прежде всего, неравнодушен к тому, что происходит в его родной стране, в его городе, территории, здесь и сейчас. Это человек, который готов свое время потратить на свою страну. Это человек, который готов «малыми делами» улучшать мир вокруг себя. «Деятельный патриотизм» начинается с личного примера воспитателей - родителей, педагогов, наставников, а «патриотическое воспитание» связано с «воспитанием гражданина». Патриотическое воспитание - это «систематическая и целенаправленная деятельность, основанная на социокультурных, духовно-нравственных ценностях и принятых в обществе правилах и нормах поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, которая направлена на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации граждан, формирование у них патриотического сознания, чувства верности России, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Отечества» [5].
Гражданско-патриотическое воспитание можно осуществлять разными технологиями и способами. Ключевые из них, согласно законопроекту, - это «развитие исторической памяти на всех уровнях образовательного пространства: поддержка памятников воинской славы, в том числе могил неизвестного солдата и воинских захоронений как на территории России, так и за рубежом». Инициаторы законопроекта предлагают в рамках патриотической работы готовить молодежь в том числе «к сдаче нормативов испытаний (тестов) всероссийского физкультурно-спор-тивного комплекса «Готов к труду и обороне» в соответствии с действующим законодательством» [5].
Исследователями отмечаются воспитательные возможности социально направленной проектной деятельности молодежи в формировании гражданственности и патриотизма у студентов как организаторов и участников проектов.
Л.С. Пастухова подчеркивает, что социально-проектная деятельность при разработ-
ке молодежных социально ориентированных проектов усиливается, когда в качестве их целей выступают воспитательные задачи, включая формирование гражданской идентичности как свойства личности молодого человека [6].
В нашем исследовании учитывалось, что субъектами социально-проектной деятельности являются студенты, в том числе ведущие волонтерскую и общественную работу, а также реализующие проектные задания в ходе производственной практики. В ходе студенческой практики появляется возможность проявить инициативу и организовать самостоятельно или в команде социальные проекты.
В подготовке студентов вуза возросла потребность в применении метода проектов, позволяющем развивать умения применять теорию для решения практических задач, касающихся будущей профессиональной деятельности.
Важным в нашем исследовании являлся культурологический подход к воспитанию гражданско-патриотических качеств в подготовке специалистов социальной и образовательных сфер в вузе, как ориентирующий на создание модели и культуронасыщенной образовательно-воспитательной среды, проектирование и реализацию личностно-ориенти-рованных образовательных и воспитательных технологий [7; 8].
Выделены три группы технологий граж-данско-патриотического воспитания студенческой молодежи: традиционные (организация массовых, групповых мероприятий патриотической направленности), смешанные (проекты с применением цифровых технологий, ИКТ), инновационные (квесты, дебаты, сторителлинг). Ведущая технология граж-данско-патриотического воспитания студенческой молодежи - включение в социальные проекты. Воспитательная работа в ходе опытно-экспериментальной работы реализо-вывалась через самостоятельные проекты студентов и включение в проекты социальных партнеров кафедры в процессе практики и волонтерской деятельности. Обучение, воспитательная работа и саморазвитие ин-
тегрируются в процессе формирования профессиональных компетенций, включая компетентность гражданственности студента. Этот процесс предполагает следующие этапы технологии: воспроизводящие действия ^ применение знаний в учебно-профессиональной деятельности под руководством педагога ^ самостоятельная творческая и/или проектная деятельность.
Разработанная модель и технология были реализованы на базе Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, социальным партнером которого является Тамбовская областная общественная организация «Молодежные инициативы». Бакалавры направления «Педагогическое образование» являлись волонтерами и участниками социальных проектов на базе этой организации, цель совместных проектов -развитие у детей и молодежи патриотизма, гражданственности. Участие в данных проектах позитивно влияло на формирование профессиональных качеств студентов, воспитание профессиональной культуры, гражданской позиции. Экспертиза социальных проектов, тестирование и интервьюирование участников, рефлексивный анализ после проектной деятельности студентов показывает рост параметров компетенции гражданственности и проективных способностей. Технология предполагала самостоятельную разработку и реализацию студентами проектов, направленных на гражданское воспитание дошкольников, младших школьников, а также на методическое сопровождение педагогов для проведения гражданско-патриоти-ческих мероприятий.
Например, проект Валерии А. «Отечественные мультфильмы как средство нравственного воспитания младших школьников». Автором проекта были разработаны чек-листы для родителей и учителей. Созданные студенткой чек-листы по правильному выбору мультфильмов для формирования нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста включают в себя 5 основных критериев: познавательность, наличие положительного главного героя, отсутствие аг-
рессии и жестокости, зло должно быть наказуемо, умеренный темп обстановки сюжета мультфильма. Чек-лист со списком мультфильмов, рекомендованных для просмотра. Представлены и советские мультфильмы, и современные. Мультфильмы разделены на основных 4 блока: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Проект Анастасии Л. «Формирование у учащихся начальных классов гражданской позиции посредством экологического воспитания». Продуктом проекта является книжка-малышка, экологический сборник «Экоф-рендли». Такой продукт проекта дает ответ на вопрос «Как я могу сделать мир лучше?». Сборник состоит из двух разделов. Первый раздел включает в себя различные задания на тему экологии. Второй раздел называется «Узнай больше» и состоит из важной и полезной информации, необходимой для совершенствования экологической культуры. Также сборник включает в себя советы и привычки, которые помогут принести пользу не только окружающей среде, но и самим людям. В сборнике встречаются литературные отступления в виде стихотворений, которые мотивируют на бережное отношение к природе. На протяжении всего сборника встречаются иллюстрации, которые напоминают юному другу экологии о том, как прекрасна наша природа.
Таким образом, рассмотренные междисциплинарные подходы (политологические, правовые, социологические, психологиче-
ские, педагогические) и модели (сетевого развития личности, культурологическая модель, включения в волонтерские молодежные социальные проекты) являются основой для современных технологий гражданско-пат-риотического воспитания (включение в социальные проекты, участие в клубной и дискуссионной деятельности, дебаты, квесты, применение цифровых технологий, творческих кейсов и др.). Определены группы технологий гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи: традиционные, смешанные, инновационные. Выделена ведущая технология гражданско-патриоти-ческого воспитания студенческой молодежи -включения в социальные проекты. Представленные кейсы отражают результативность и качество социально-проектной деятельности, а также уровень сформированности граждан-ско-патриотической компетентности студентов как реализаторов собственных проектов гражданско-патриотического воспитания для детей. Тестирование достижений студентов, экспертная оценка работодателями показали результативность проектной деятельности студентов с учетом их интересов, взаимосвязь с их будущей профессией, эффективность применения воспитательно-образовательного потенциала социального партнерства в практике гражданско-патриотического воспитания, а также возможности интенсификации и перспективы развития процесса гражданско-патриотического воспитания студентов в контексте применения инновационных технологий и форматов.
Список литературы
1. Педагогика высшей школы / отв. ред. Г.М. Коджаспирова. М.: Проспект, 2021. 512 с.
2. Андреев В.И. Педагогика. Казань: Центр инновационных технологий, 2003. 608 с.
3. Зимняя И.А., Алексеева О.Ф., Жуковская М.Э. и др. Осваиваем социальные компетентности. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011. 592 с.
4. Берулава Г.А., Берулава М.Н. Методологические основы новой сетевой теории развития личности // Гуманизация образования. 2012. № 1. С. 8-23.
5. Касамара В.А., Сорокина А.А. С чего начинается Родина: патриотизм в представлениях студенческой молодежи // Общественные науки и современность. 2016. № 6. С. 99-110.
6. Пастухова Л.С. Социально-проектная деятельность как открытое воспитательное пространство: к созданию современной концепции гражданского воспитания // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. № 5 (62). С. 67-81.
7. Гарашкина Н.В. Дидактическое проектирование подготовки специалистов социальной работы в вузе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Тамбов, 2004. 42 с.
8. Дружинина А.А. Концептуализация формирования управленческой культуры социально-педагогической деятельности у студентов вуза: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Тамбов, 2021. 46 с.
References
1. Kodzhaspirova G.M. (executive ed.). Pedagogika vysshey shkoly [Pedagogy of Higher Education]. Moscow, Prospekt Publ., 2021, 512 p. (In Russian).
2. Andreyev V.I. Pedagogika [Pedagogy]. Kazan, Center for Innovative Technologies Publ., 2003, 608 p. (In Russian).
3. Zimnyaya I.A., Alekseyeva O.F., Zhukovskaya M.E. et al. Osvaivayem sotsial'nyye kompetentnosti [Mastering Social Competencies]. Moscow, Voronezh, Moscow Psychological and Social University, MODEK Publ., 2011, 592 p. (In Russian).
4. Berulava G.A., Berulava M.N. Metodologicheskiye osnovy novoy setevoy teorii razvitiya lichnosti [Methodological foundations of the new network theory of personality development]. Gumanizatsiya obrazovaniya Humanization of Education], 2012, no. 1, pp. 8-23. (In Russian).
5. Kasamara V.A., Sorokina A.A. S chego nachinayetsya Rodina: patriotizm v predstavleniyakh studen-cheskoy molodezhi [Where does the Motherland begin: patriotism in the ideas of student youth]. Obsh-chestvennyye nauki i sovremennost' [Social Sciences and Modernity], 2016, no. 6, pp. 99-110. (In Russian).
6. Pastukhova L.S. Sotsial'no-proyektnaya deyatel'nost' kak otkrytoye vospitatel'noye prostranstvo: k sozda-niyu sovremennoy kontseptsii grazhdanskogo vospitaniya [Socio-project activity as an open educational space: towards the creation of a modern concept of civic education]. Otechestvennaya i zarubezhnayapedagogika [Domestic and Foreign Pedagogy], 2019, no. 5 (62), pp. 67-81. (In Russian).
7. Garashkina N.V. Didakticheskoye proyektirovaniye podgotovki spetsialistov sotsial'noy raboty v vuze: avto-ref. dis. ... d-ra ped. nauk [Didactic Design of the Training of Social Work Specialists at the University. Dr. ped. sci. diss. abstr.]. Tambov, 2004, 42 p. (In Russian).
8. Druzhinina A.A. Kontseptualizatsiya formirovaniya upravlencheskoy kul'tury sotsial'no-pedagogicheskoy deyatel'nosti u studentov vuza: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk [Conceptualization of the Development of Managerial Culture of social and Pedagogical Activity among University Students. Dr. ped. sci. diss. abstr.]. Tambov, 2021, 46 p. (In Russian).
Информация об авторах
Гарашкина Наталья Владимировна, доктор педагогических наук, профессор, зам. зав. кафедрой юридических дисциплин, Московский инновационный университет, г. Москва, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-9212-4235
Дружинина Анастасия Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1146-0374
Информация о конфликте интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Статья поступила в редакцию 04.06.2021
Одобрена после рецензирования 02.07.2021
Принята к публикации 03.09.2021
Information about the authors
Natalia V. Garashkina, Doctor of Pedagogy, Professor, Deputy Head of Legal Disciplines Department, Moscow Innovation University, Moscow, Russian Federation, [email protected], https://orcid. org/0000-0001-9212-4235
Anastasia A. Druzhinina, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of Theory and Methods of Preschool and Primary Education Department, Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1146-0374
Information on the conflict of interests: authors declare no conflict of interests.
The article was submitted 04.06.2021 Approved after reviewing 02.07.2021 Accepted for publication 03.09.2021