Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ОТ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ДО ПОСТАНОВКИ ЗАДАЧ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ОТ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ДО ПОСТАНОВКИ ЗАДАЧ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание обучающихся СПО / создание условий воспитания / постановка задач воспитания / организационно-методическое сопровождение воспитания / education of secondary vocational education students / creation of conditions for education / setting educational goals / organizational and methodological support of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корчак Татьяна Андреевна

В статье обобщен региональный опыт организационно-методического сопровождения воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях Свердловской области за 2019–2023 гг., в течение которых произошли существенные изменения в нормативно-правовой базе государственной политики Российской Федерации в области воспитания, ставшие основой качественных изменений в выстраивании организационно-методического сопровождения воспитания обучающихся среднего профессионального образования. Выявленные в ходе исследования особенности, уровень и механизмы формирования общих компетенций обучающихся в условиях реализации ФГОС СПО разных поколений стали основой разработки рабочих программ воспитания и планов воспитательных мероприятий в региональных профессиональных образовательных организациях. Результаты мониторинга качества рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы позволили определить уровень качества создаваемых в профессиональных образовательных организациях требуемых условий воспитания и актуализировали потребность формирования у педагогов умений ставить и решать воспитательные задачи на уроках и во внеурочной деятельности. Необходимость создания педагогических условий воспитания, направленных на развитие у обучающихся общих компетенций, требует формирования максимально эффективной профессионально направленной воспитательной среды в каждой профессиональной образовательной организации. Поэтому постановка и реализация задач воспитания обучающихся конкретной профессиональной образовательной организации должна быть направлена на осознанную готовность каждого из них стать высококвалифицированным специалистом в выбранной профессиональной деятельности и трудиться на благо государства и общества, а качественное организационно-методическое сопровождение воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях региона должно обеспечивать формирование в каждой из них эффективной профессионально направленной воспитательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корчак Татьяна Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF EDUCATIONAL ACTIVITIES IN PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE SVERDLOVSK REGION: FROM CREATION OF CONDITIONS TO SETTING TASKS

The article summarizes the regional experience of organizational and methodological support of educational activities in professional educational organizations of the Sverdlovsk region for 2019–2023, during which there were significant changes in the regulatory framework of the state policy of the Russian Federation in the field of education, which became the basis for qualitative changes in building organizational-methodological support for the education of students of secondary vocational education. The features, level and mechanisms for the formation of general competencies of students in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard for secondary vocational education of different generations, identified during the study, became the basis for the development of work education programs and plans for educational activities in regional professional educational organizations. The results of monitoring the quality of educational work programs and calendar plans for educational work made it possible to determine the level of quality of the required educational conditions created in professional educational organizations and updated the need for teachers to develop the skills to set and solve educational tasks in the classroom and in extracurricular activities. The need to create pedagogical conditions for education aimed at developing students’ general competencies requires the formation of the most effective professionally oriented educational environment in each professional educational organization. Therefore, setting and implementing the tasks of educating students of a specific professional educational organization should be aimed at the conscious readiness of each of them to become a highly qualified specialist in their chosen professional activity and work for the benefit of the state and society, and high-quality organizational and methodological support of educational activities in professional educational organizations of the region should provide formation in each of them of an effective professionally oriented educational environment.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ОТ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ДО ПОСТАНОВКИ ЗАДАЧ»

Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 2 (42). С. 132-141. ISSN 2304-2818

Innovative Development of Vocational Education. 2024;(2(42):132-141. ISSN 2304-2818

Научная статья УДК 377.5

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ОТ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ДО ПОСТАНОВКИ ЗАДАЧ

Татьяна Андреевна Корчак, kortchak@mail.ru

Институт развития образования, Екатеринбург, Россия

Аннотация. В статье обобщен региональный опыт организационно-методического сопровождения воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях Свердловской области за 2019-2023 гг., в течение которых произошли существенные изменения в нормативно-правовой базе государственной политики Российской Федерации в области воспитания, ставшие основой качественных изменений в выстраивании организационно-методического сопровождения воспитания обучающихся среднего профессионального образования. Выявленные в ходе исследования особенности, уровень и механизмы формирования общих компетенций обучающихся в условиях реализации ФГОС СПО разных поколений стали основой разработки рабочих программ воспитания и планов воспитательных мероприятий в региональных профессиональных образовательных организациях. Результаты мониторинга качества рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы позволили определить уровень качества создаваемых в профессиональных образовательных организациях требуемых условий воспитания и актуализировали потребность формирования у педагогов умений ставить и решать воспитательные задачи на уроках и во внеурочной деятельности. Необходимость создания педагогических условий воспитания, направленных на развитие у обучающихся общих компетенций, требует формирования максимально эффективной профессионально направленной воспитательной среды в каждой профессиональной образовательной организации. Поэтому постановка и реализация задач воспитания обучающихся конкретной профессиональной образовательной организации должна быть направлена на осознанную готовность каждого из них стать высококвалифицированным специалистом в выбранной профессиональной деятельности и трудиться на благо государства и общества, а качественное организационно-методическое сопровождение воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях региона должно обеспечивать формирование в каждой из них эффективной профессионально направленной воспитательной среды.

Ключевые слова: воспитание обучающихся СПО, создание условий воспитания, постановка задач воспитания, организационно-методическое сопровождение воспитания

Для цитирования: Корчак Т. А. Организационно-методическое сопровождение воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях Свердловской области: от создания условий до постановки задач // Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 2 (42). С. 132-141.

© Корчак Т. А., 2024

Original article

ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF EDUCATIONAL ACTIVITIES IN PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE SVERDLOVSK REGION: FROM CREATION OF CONDITIONS TO SETTING TASKS

Tatyana A. Korchak, kortchak@mail.ru

Institute for Educational Development, Ekaterinburg, Russia

Abstract. The article summarizes the regional experience of organizational and methodological support of educational activities in professional educational organizations of the Sverdlovsk region for 2019-2023, during which there were significant changes in the regulatory framework of the state policy of the Russian Federation in the field of education, which became the basis for qualitative changes in building organizational-methodological support for the education of students of secondary vocational education. The features, level and mechanisms for the formation of general competencies of students in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard for secondary vocational education of different generations, identified during the study, became the basis for the development of work education programs and plans for educational activities in regional professional educational organizations. The results of monitoring the quality of educational work programs and calendar plans for educational work made it possible to determine the level of quality of the required educational conditions created in professional educational organizations and updated the need for teachers to develop the skills to set and solve educational tasks in the classroom and in extracurricular activities. The need to create pedagogical conditions for education aimed at developing students' general competencies requires the formation of the most effective professionally oriented educational environment in each professional educational organization. Therefore, setting and implementing the tasks of educating students of a specific professional educational organization should be aimed at the conscious readiness of each of them to become a highly qualified specialist in their chosen professional activity and work for the benefit of the state and society, and high-quality organizational and methodological support of educational activities in professional educational organizations of the region should provide formation in each of them of an effective professionally oriented educational environment.

Keywords: education of secondary vocational education students, creation of conditions for education, setting educational goals, organizational and methodological support of education

For citation: Korchak TA. Organizational and methodological support of educational activities in professional educational organizations of the Sverdlovsk region: from creation of conditions to setting tasks. Innovative development of vocational education. 2024;(2(42):132-141. (In Russ.).

Введение

Воспитание обучающихся «как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях» и «обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций»1 как одно из основных направлений развития воспитания в условиях среднего профессионального образования имеют свои особенности.

1 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р // Информационно-правовая система «Гарант». URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70957260/ (дата обращения: 30.03.2024).

Воспитательный процесс профессиональных образовательных организаций (далее — ПОО) потенциально способен как обеспечить достойное вхождение личности во взрослую жизнь, ее полноценную социализацию и успешную профессиональную адаптацию, так и удовлетворить возрастающие потребности общества и экономики в воспитании достойных граждан и подготовке высококвалифицированных специалистов. А в условиях современного производства предъявляются достаточно высокие требования к уровню не только профессиональных компетенций будущих выпускников, но и их общей культуры и воспитанности. Потому формируемые в каждой ПОО педагогические условия воспитания, направленные на развитие у обучающихся общих компетенций (далее — ОК) с целью обеспечения функциональной

готовности будущего специалиста к наращиванию и переструктурированию своих внутренних ресурсов в соответствии с новыми для него задачами, определяются необходимостью удовлетворения государственного заказа на подготовку конкурентоспособного специалиста среднего звена в соответствии с конкретными федеральными государственными образовательными стандартами.

За 2019-2023 гг. в области воспитания в государственной политике Российской Федерации произошли существенные нормативно-правовые изменения:

- приняты правовые нормы о воспитании1;

- определен единый перечень общих компетенций в федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования (далее — ФГОС СПО)2;

- обеспечена преемственность и непрерывность воспитательного процесса на всех уровнях образования;

- актуализирована примерная рабочая программа воспитания для образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования (далее — СПО) в части соотношения целевых ориентиров воспитания с ОК и учета специфики образовательных программ СПО [1].

Соотношение нормативно-правовых изменений, вводимых в процесс воспитания обучающихся конкретных ПОО, и необходимость приведения в соответствие с их требованиями качества воспитательной деятельности актуализировали потребность выстраивания системного организационно-методического сопровождения воспитания обучающихся СПО на уровне региона: от создания условий до постановки задач.

Материалы и методы исследования

Статья стала результатом исследований, проведенных в ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования» (далее — Институт), и формируемого опыта организационно-методического сопровождения воспитательной деятельности

1 О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся: Федеральный Закон от 31 июля 2020 г. № 304-Ф3 // Информационно-правовая система «Гарант». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/74351950/ (дата обращения: 30.03.2024).

2 О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования: Приказ Минпросвещения России от 01.09.2022 № 796 // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. URL: https://legalacts. ru/doc/prikaz-minprosveshchenija-rossii-ot-01092022-n-796-o-vnesenii/ (дата обращения: 30.03.2024).

профессиональных образовательных организаций Свердловской области (далее — ПОО СО) за 2019-2023 гг., в ходе которого использовались следующие методы: изучение опыта по исследуемой проблеме; функциональный и системный методы; беседа, опрос, наблюдение, моделирование, интерпретация результатов.

Результаты исследования и их обсуждение

С целью оказания методической помощи руководящим работникам, курирующим воспитательную работу среди обучающихся ПОО СО, с 2019 г. на кафедре профессионального образования Института (далее — Кафедре) началась целенаправленная деятельность по определению педагогических условий повышения эффективности профессионального воспитания [2], в ходе которой:

- проведен анализ понятия и содержания профессионального воспитания;

- рассмотрены особенности формирования общих компетенций и профессиональной социализации обучающихся в воспитательной деятельности профессиональных образовательных организаций;

- предложена ориентировочная основа разработки и внедрения программ профессионального воспитания и социализации обучающихся, с учетом которой было рекомендовано выстраивать в ПОО СО систему профессионального воспитания;

- представлены схема системы и содержание процесса профессионального воспитания и профессиональной социализации обучающихся;

- утверждены методические рекомендации по созданию в ПОО СО педагогических условий профессионального воспитания для успешной социализации и эффективной профессиональной самореализации обучающихся, формирования у них профессиональных и личностных качеств будущего профессионала, способного к успешной социальной и профессиональной адаптации в существующих производственных условиях современного социума.

В результате проведенных мероприятий было установлено, что создание в каждой ПОО СО требуемых педагогических условий предполагает:

- учет потенциального уровня сформиро-ванности профессионально важных качеств обучающихся;

- организацию воспитательной среды, способствующей формированию качеств, составляющих профессиональную воспитанность обучающихся;

- применение активных и интерактивных практико-ориентированных форм и методов профессионального образования, направленных на формирование профессионально важных качеств обучающихся;

- мониторинг уровня сформированности качеств обучающихся, составляющих их профессиональную воспитанность.

Поскольку достижение качественного результата подразумевает совместную системную деятельность представителей всего педагогического сообщества области, ее формирование и развитие стало целевой установкой реализуемого Кафедрой организационно-методического сопровождения воспитательной деятельности ПОО СО, направленного на повышение социального статуса воспитания в целом и достижение качественно новых результатов в частности:

- повышение профессионального уровня воспитательной деятельности,

- укрепление кадрового потенциала,

- обеспечение непрерывности развития профессиональной компетентности специалистов в области воспитания.

Всего за 2019-2023 гг. образовательными и организационно-методическими мероприятиями Кафедры по вопросам разработки и внедрения программ воспитания было охвачено более 1500 педагогических и руководящих работников ПОО СО.

Основная сложность последних лет, заключающаяся в отсутствии единых подходов к понятиям, постановке целей и определению результатов воспитания обучающихся СПО и происходящих в связи с этим изменениях в особенностях разработки и реализации программ воспитания, требовала конкретизации осуществляемого организационно-методического сопровождения воспитательной деятельности педагогов и позволила Кафедре предложить его универсальную поэтапную схему:

I этап — постановка цели/результата, в основе достижения которых — реализация основных закономерностей воспитания (единство воспитания, обучения и развития личности, воспитание с опорой на положительное, связь воспитания с жизнью и трудом, единство воспитания и общения);

II этап — выстраивание процесса воспитания посредством деятельности, общения, игры, учения в обучении и т. д.;

III этап — создание условий и использование инструментов, направленных на достижение целей-результатов воспитания обучающихся на уровне ПОО в целом, на уровне реализуе-

мых в ней образовательных программ среднего профессионального образования (далее — ОП СПО), на уровне каждой структурной единицы ОП СПО — учебных дисциплин, практики, междисциплинарных курсов, модулей и т. д.

IVэтап — анализ достижения цели/результата, качество которых зависит от умений педагога ставить и решать воспитательные задачи на уроках и во внеурочной деятельности.

В рамках реализации проекта Министерства просвещения Российской Федерации «Проведение информационно-аналитического мониторинга деятельности профессиональных образовательных организаций по развитию системы воспитания и социализации обучающихся» в 2020 г [3] было предложено обновленное понятие содержания процесса воспитания и проектный подход к формированию и реализации программ воспитания.

На программе повышения квалификации «Проектирование развития системы воспитания и социализации обучающихся профессиональных образовательных организаций» (ФГБОУ ДПО «Межрегиональный институт повышения квалификации специалистов профессионального образования») для сотрудников, ответственных за развитие воспитательных систем в субъектах Российской Федерации, была обучена региональная управленческая команда. По результатам обучения с целью корректировки программ воспитания и социализации обучающихся ПОО СО в течение года обучение прошли команды 58 ПОО СО, коллективы 21 ПОО СО, заместители руководителей 28 ПОО СО. В ходе реализации программы подготовлены паспорта и презентации проектов 56 ПОО СО и проанализированы программы воспитания и социализации 89 ПОО СО.

Согласно изменениям в Федеральном законе от 31.07.2020 № 304-ФЗ1 и Плану мероприятий по реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации2, каждая ПОО до первого сентября 2021 г. по всем реализуемым основным профессиональным образовательным

1 О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся: Федеральный Закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ // Информационно-правовая система «Гарант». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/74351950/ (дата обращения: 30.03.2024).

2 План мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение правительство Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. № 2945-р // Информационно-правовая система «Гарант». URL: https:// base.garant.ru/74900152/ (дата обращения 30.03.2024).

программам должна была разработать рабочие программы воспитания и календарные планы воспитательных мероприятий.

Для разработки эффективных программ воспитания и результирующих планов воспитательных мероприятий требовалось получение комплексной информации об уровне, особенностях и механизмах формирования ОК обучающихся в условиях реализации ФГОС СПО. С этой целью в январе — феврале 2021 г. в Институте проведено исследование «Диагностика уровня сформированности общих компетенций у обучающихся профессиональных образовательных организаций» [4], в ходе которых были использованы диагностические опросники для трех групп обучающихся по стандартам разных поколений (ФГОС СПО — 4 / ТОП-50 / актуализированные ФГОС СПО / ФГОС СПО — 3).

Поскольку комплексный характер проявления компетенций возможен только в практическом воплощении, а именно — в деятельности в рамках конкретного ее вида (т. е. вида профессиональной деятельности), выполнение заданий каждого диагностического опросника позволило провести оценивание не целостной структуры компетенции, а ее отдельных элементов. Отбор проверяемых элементов содержания и конструирования тестовых заданий был определен с учетом заданного соответствующими ФГОС СПО и примерными основными образовательными программами (далее — ПООП) подхода к дескриптивному описанию ОК — в понятиях «обучающийся должен уметь» и «обучающийся должен знать». Также основанием для отбора показателей к результатам освоения ОК при освоении программ СПО стал предложенный научно-исследовательским университетом «Высшая школа экономики» подход, согласно которому система общих компетенций (или компетентностная рамка) включает три группы компетенций [5]:

- компетентность мышления,

- компетентность взаимодействия человека с другими,

- компетентность взаимодействия человека с собой;

и два вида грамотности:

- универсальную инструментальную грамотность,

- предметную грамотность.

Всего в исследовании приняли участие 16 013 респондентов, среди них:

- 4 628 обучающихся по профессиям/специальностям ФГОС СПО — 4 / ТОП-50 / акту-

ализированные ФГОС СПО (первая группа — диагностический опросник 1);

- 2 576 обучающихся по профессиям ФГОС СПО — 3 программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС) (вторая группа — диагностический опросник 2);

- 8 809 обучающихся по специальностям ФГОС СПО — 3 программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) (третья группа — диагностический опросник 3).

В ходе проведенного исследования направленности учебных и внеучебных мероприятий, которые обучающиеся посещали в школе, их преемственности с мероприятиями общераз-вивающей и воспитательной направленности в ПОО и степени удовлетворенности их количеством и качеством выявлено, что после поступления в профессиональную образовательную организацию продолжают участвовать в мероприятиях выбранной в школе направленности только:

- 1 639 (35,4 %) обучающихся по профессиям/специальностям ФГОС СПО — 4 / ТОП-50 / актуализированные ФГОС СПО;

- 954 (37 %) обучающихся по профессиям ФГОС СПО — 3;

- 3 238 (36,8 %) обучающихся по специальностям ФГОС СПО — 3.

Среди основных причин указаны отсутствие мотивации, нехватка свободного времени и личные причины и обстоятельства — 5 699 человек, т. е. 35 % от общего числа респондентов. При этом самих мероприятий общеразвиваю-щей и воспитательной направленности, проводимых в профессиональных образовательных организациях, со слов опрошенных достаточно — 8 040 (50,02 %) опрошенных.

При оценке уровня сформированности общих компетенций респондентов:

- обучающимися первой группы все ОК были продемонстрированы на повышенном уровне (наибольшее количество баллов показала работа в коллективе и команде, эффективное взаимодействие с коллегами, руководством, клиентами);

- обучающимися второй и третьей групп все общие компетенции были продемонстрированы на базовом уровне (наибольшее количество баллов показали принятие решений в стандартных и нестандартных ситуациях, осознание и принятие ответственности за них и оценивание рисков).

Сумма средних баллов по всем ОК составила:

- 32,29 балла (высокий уровень сформиро-ванности) у обучающихся по профессиям/спе-

циальностям ФГОС СПО — 4 / ТОП-50 / актуализированные ФГОС СПО;

- 23,21 балла (средний уровень сформи-рованности) у обучающихся по профессиям ФГОС СПО — 3;

- 30,09 балла (средний уровень сформиро-ванности) у обучающихся по специальностям ФГОС СПО — 3.

При оценке уровня освоения ОК по компонентам компетентностной рамки у обучающихся:

- первой группы — все компетентности и грамотности демонстрируются на среднем уровне,

- второй группы — на низком уровне, за исключением компетентности мышления (познания), по которой обучающиеся продемонстрировали средний уровень сформированности;

- третьей группы — на высоком уровне продемонстрированы компетентность мышления (познания) и компетентность взаимодействия с собой, в то время как компетентность взаимодействия с другими людьми и универсальная инструментальная и предметная грамотности показаны опрошенными на низком уровне.

По результатам оценки уровня сформиро-ванности ОК у всех опрошенных обучающихся по направлениям в системе воспитания наибольшие показатели результативности продемонстрированы по профессионально ориентирующему направлению (развитие карьеры), что можно объяснить целевой направленностью основных профессиональных образовательных программ СПО. Отрадно, что на высоком уровне находятся показатели спортивного (здоровьеориентиру-ющего) и экологического направлений. Низкий уровень показан по культурно-творческому направлению, что актуализирует необходимость усиления мероприятий по нему. Согласно рейтингу мероприятий по частоте их проведения в разрезе направлений системы воспитания, наиболее актуальное для обучающихся всех групп воспитательное взаимодействие осуществляется в рамках часов, проводимых куратором конкретной группы и посвященных вопросам конкретного направления, а также в рамках учебных занятий по дисциплинам соответствующего направлению содержания. В число мероприятий, получивших наибольший отклик обучающихся, также вошли:

- выставки, стенды, информационные доски, посвященные вопросам каждого из направлений воспитания;

- учебные проекты обучающихся, посвященные различным аспектам конкретного направления воспитания;

- предметные олимпиады по дисциплинам соответствующего направлению содержания;

- специальные лекции и семинары с участием специалистов или экспертов соответствующей области, работающих в профессиональной образовательной организации;

- образовательные события, отражающие тематику конкретного направления воспитания.

Отсутствие каких-либо мероприятий развивающей направленности оценивается обучающимися негативно, однако и необоснованное расширение спектра «неинтересных» или «неактуальных» для них мероприятий также может повлечь за собой обратный эффект («лучше бы этих мероприятий не было»). Таким образом, главным в выстраивании системы воспитательной работы с обучающимися всех курсов в каждой ПОО должно стать создание максимально эффективной профессионально направленной воспитательной среды.

Результаты проведенного исследования легли в основу методических рекомендаций для региональных профессиональных образовательных организаций, в которых был определен алгоритм разработки и структура рабочей программы воспитания в ПОО СО, в том числе указано рекомендуемое содержание и мониторинг эффективности реализации рабочей программы воспитания. По актуальным направлениям профессионального воспитания предложены выявленные в ходе и по результатам диагностики эффективные механизмы формирования общих компетенций обучающихся и рекомендуемый перечень мероприятий и направленности методического сопровождения формирования и оценки ОК для каждой группы обучающихся по ФГОС СПО разных поколений.

Основным нововведением внедряемых с 1 сентября 2021 г. рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы в ПОО1 стало включение в планируемые результаты освоения образовательной программы СПО наряду с общими и профессиональными компетенциями личностных результатов обучающихся. Обсуждение особенностей внедрения рабочих программ воспитания и управления системой воспитательной работы в ПОО СО с 01.09.2021 состоялось в ходе семинара-совещания, проведенного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 О направлении примерной рабочей программы воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования: Письмо Министерства просвещения РФ от 27 июля 2021 г. № НН-62/06 // Информационно-правовая система «Гарант». URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/402676714/ (дата обращения: 30.03.2024).

в августе 2021 г. в рамках мероприятий по реализации в Свердловской области Стратегии развития воспитания на период до 2025 г.1 Целью каждой рабочей программы воспитания было определено личностное развитие обучающихся и их социализация, проявляющиеся в формировании их позитивного отношения к общественным ценностям, приобретении опыта поведения и применения сформированных общих компетенций квалифицированных рабочих, служащих/специалистов среднего звена на практике, а основной задачей каждой ПОО в достижении этой цели — создание условий, способствующих личностному развитию обучающихся в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы (далее — ОПОП) по профессии/специальности [6, с. 46].

Следующим плановым мероприятием2 стал мониторинг качества рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы в ПОО СО [7], подготовленный и проведенный в ноябре — декабре 2021 г.

Результаты качественного анализа кадрового, материально-технического, информационного обеспечения, а также содержания календарных планов воспитания позволили определить уровень создаваемых в ПОО СО условий следующим образом:

1) качество кадрового и материально-технического обеспечения воспитательной работы находится на высоком уровне развития и может в полной мере обеспечить формирование требуемых блоков личностных результатов обучающихся;

2) качество информационного обеспечения воспитательной работы находится на среднем уровне развития и требует качественной доработки дистанционного взаимодействия с организациями социальной сферы, информационной и методической поддержки воспитательной работы, информационного обеспечения мониторинга воспитательной работы;

3) качество содержания календарного плана воспитательной работы находится на среднем уровне развития (77,4 %), а для полного обеспечения формирования личностных результатов обучающихся требуется увеличить количество профильных мероприятий отраслевой направленности [6].

1 Об утверждении Плана основных мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Свердловской области на период до 2025 года: Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 16.08.2021 № 811-Д. С. 9.

2 Там же, с. 4.

Изменения ФГОС СПО 2022 г.3 определили единый перечень общих компетенций как совокупности социально-личностных качеств выпускника, обеспечивающих способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности, которые:

- обеспечивают готовность обучающегося продуктивно действовать в различных жизненных и профессиональных ситуациях;

- формируются только через деятельност-ный подход;

- являются самостоятельным результатом освоения основных образовательных программ СПО;

- обеспечивают интеграцию выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда.

Соотношение указанных особенностей формирования общих компетенций в рамках деятельности, направленной на достижение результатов обучения, подтвердило правильный выбор и жизнеспособность реализуемой Кафедрой поэтапной схемы организационно-методического сопровождения воспитательной деятельности педагогов.

С целью обеспечения преемственности и непрерывности воспитательного процесса на всех уровнях образования в 2023 г. для профессиональных образовательных организаций актуализирована примерная рабочая программа воспитания, в том числе внесены изменения в части соотношения целевых ориентиров воспитания с общими компетенциями и учета специфики образовательных программ СПО [1]. Особенность воспитательной деятельности определяется ФГОС СПО и отражается в приложениях к рабочей программе, количество которых определяется количеством реализуемых образовательных программ по профессиям/специальностям в конкретной профессиональной образовательной организации.

Необходимость внедрения вышеуказанных изменений и эффективность организации воспитательной работы с обучающимися, напрямую зависящая не только от того, насколько прогностичны ее целеполагание и планирова-

3 О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования: Приказ Минпросвещения России от 01.09.2022 № 796 // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. URL: https://legalacts. ru/doc/prikaz-minprosveshchenija-rossii-ot-01092022-n-796-o-vnesenii/ (дата обращения: 30.03.2024).

ние, но и от того, насколько грамотно осуществляют постановку задач воспитания педагоги и как анализируют результаты их реализации, актуализируют вопросы создания в ПОО требуемых условий воспитания.

С целью обеспечения готовности педагогов ПОО СО качественно формулировать и решать воспитательные задачи в единстве учебной и воспитательной деятельности Кафедрой разработано учебно-методическое пособие, в котором предложено пошаговое рассмотрение особенностей разработки актуализированной рабочей программы воспитания [8] и возможные алгоритмы и схемы постановки задач воспитания по основным и дополнительным воспитательным модулям [Там же], на учебном занятии и воспитательном мероприятии [Там же].

Качество осуществляемого Кафедрой организационно-методического сопровождения воспитательной деятельности ПОО СО, участие региональных ПОО в реализуемой совместной деятельности, формируемый у них опыт и результаты обновления трудового воспитания и профессионального самоопределения обучающихся ежегодно представляются и обсуждаются на реализуемых Кафедрой с 2021 г. семинарах-совещаниях1, в ходе которых были освещены результаты работы по следующим направлениям:

- инновационные практики воспитания в современной профессиональной образовательной организации: от ключевых проблем к примерной рабочей программе воспитания;

- инновационные практики воспитательной работы на уровне муниципального взаимодействия;

- инновационные практики воспитательной работы с детьми-инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;

- инновационные практики реализации воспитательного потенциала основных профессиональных образовательных программ (в том числе «Разговоры о важном»);

- инновационные практики воспитательной работы в условиях реализации федерального проекта «Профессионалитет» (в том числе про-фориентационная деятельность);

- инновационные практики проектной деятельности в сфере воспитания профессиональ-

1 Об утверждении Плана основных мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Свердловской области на период до 2025 года: Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 16.08.2021 № 811-Д. С. 18.

ных образовательных организаций (в том числе в деятельности советника по воспитанию СПО).

В 2024 г. планируется обсуждение сложившихся инновационных практик в ПОО СО, вошедших в состав Инновационных площадок федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания» [9], по тематическим направлениям их работы и результатам участия всех ПОО СО в мероприятиях Кафедры по вопросам качества организационно-методического сопровождения воспитания обучающихся СПО — от создания условий до постановки задач.

Заключение

Подводя итог, можно сделать вывод, что целенаправленная пятилетняя работа Кафедры позволила выстроить универсальную поэтапную схему и обеспечить своевременное качественное содержание организационно-методического сопровождения воспитательной деятельности в ПОО СО в соответствии с происходящими нормативно-правовыми изменениями. В числе основных достигнутых результатов, способствующих обеспечению качества воспитания в региональных ПОО, можно выделить следующие:

- в 2019 г. определены педагогические условия воспитания обучающихся ПОО СО для их успешной социализации и эффективной профессиональной самореализации;

- в 2020 г. обучены представители всех подведомственных ПОО СО, проанализированы их программы воспитания и социализации, подготовлены паспорта и проекты по основным направлениям воспитания;

- в 2021 г. проведена диагностика уровня сформированности общих компетенций у обучающихся ПОО СО по стандартам разных поколений, результаты которой стали основой разработки содержания и мониторинга эффективности реализации рабочих программ воспитания; проведен мониторинг качества рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы в ПОО СО;

- в 2022 г. предложены методические рекомендации по созданию в ПОО СО условий для формирования и развития личностных результатов обучающихся;

- в 2023 г. для педагогов ПОО СО разработано учебно-методическое пособие по постановке и реализация задач воспитания в профессиональной образовательной организации.

Кроме того, для систематизации деятельности по обеспечению требуемых условий сопровождения педагогических и руководящих

работников системы образования Свердловской области в целом и региональной системы профессионального образования в частности в части вопросов воспитания детей и подростков в Институте создан Центр воспитания и дополнительного образования, в рамках которого:

- ежегодно проводятся информационно-методические дни «Организация воспитания и социализации обучающихся» и фестивали «Успешные практики воспитательной работы в образовательной организации»1;

- организована деятельность стажировоч-ных площадок по направлению «Реализация

программы воспитания», в состав которых вошли также и ПОО СО2;

- осуществляется координационное сопровождение направления работы региональных инновационных площадок «Новые формы практики воспитания и социализации, обеспечивающие устойчивое развитие личности обучающегося»3.

Организация на уровне региона качественного системного взаимодействия по направлениям воспитания позволит достичь существенных результатов на уровне каждого обучающегося ПОО СО.

Список источников

1. Примерная рабочая программа воспитания для образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования // Институт изучения детства, семьи и воспитания : офиц. сайт. URL: https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/programmy-vospitaniya/spo/programma-vospitaniya/ (дата обращения: 30.03.2024).

2. Корчак Т. А. Особенности профессионального воспитания в современных условиях // Управление качеством среднего профессионального образования : материалы Региональной научно-практической конференции. Екатеринбург : ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2020. С. 50-57. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44729622 (дата обращения: 30.03.2024).

3. Проведение информационно-аналитического мониторинга деятельности профессиональных образовательных организаций по развитию системы воспитания и социализации обучающихся // ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования» : офиц. сайт. URL: https://mipkspokazan.wixsite.com/vospitanie (дата обращения: 31.03.2024).

4. Диагностика уровня сформированности общих компетенций у обучающихся профессиональных образовательных организаций : отчет по итогам исследования. Екатеринбург : ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2021. 128 с.

5. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности. Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. URL: https://ioe.hse.ru/mirror/pubs/share/385631158. pdf (дата обращения: 31.03.2024).

6. Корчак Т. А. О результатах мониторинга качества рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы в профессиональных образовательных организациях Свердловской области // Уральский вестник образования : науч.-метод. сб. Екатеринбург : ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2022. С. 45-52.

7. Подготовка и проведение мониторинга качества рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы в профессиональных образовательных организациях Свердловской области : отчет по итогам исследования. Екатеринбург : ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2021. 42 с.

8. Корчак Т. А., Петрова С. Д. Постановка и реализация задач воспитания в профессиональной образовательной организации : учеб.-метод. пособие для педагогических и руководящих работников профессиональных образовательных организаций. Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2023. 47 с.

9. Список Инновационных площадок федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания» : приложение к приказу ФГБНУ «ИИДСВ» от 28 марта 2023 г. № 22 // ФГБНУ «ИИДСВ» : офиц. сайт. URL: https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/upload/iblock/760/kp00sc3knp645nosqwyqo1va13vpylt9.pdf (дата обращения: 30.03.2024).

1 Об утверждении Плана основных мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Свердловской области на период до 2025 года: Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 16.08.2021 № 811-Д. С. 10.

2 Там же.

3 Там же. С. 13.

References

1. Approximate working educational program for educational organizations implementing secondary vocational education programs. URL: https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/pro-grammy-vospitaniya/spo/programma-vospitaniya/. (In Russ.).

2. Korchak TA. Features of professional education in modern conditions. In: Upravlenie kachest-vom srednego professional'nogo obrazovaniya = Quality management of secondary vocational education. Ekaterinburg: GAOU DPO SO "IRO"; 2020. Pp. 50-57. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=44729622. (In Russ.).

3. Conducting information and analytical monitoring of the activities of professional educational organizations for the development of the system of education and socialization of students. URL: https://mipkspokazan.wixsite.com/vospitanie. (In Russ.).

4. Diagnostika urovnya sformirovannosti obshchikh kompetentsiy u obuchayushchikhsya professional'nykh obrazovatel'nykh organizatsiy: otchet po itogam issledovaniya = Diagnostics of the level of development of general competencies among students of professional educational organizations: report on the results of the study. Ekaterinburg: GAOU DPO SO "IRO"; 2021. 128 p. (In Russ.).

5. Universal competencies and new literacy: from slogans to reality. Moscow: Publishing house of the Higher School of Economics; 2020. URL: https://ioe.hse.ru/mirror/pubs/share/385631158.pdf. (In Russ.).

6. Korchak TA. On the results of monitoring the quality of educational work programs and calendar plans of educational work in professional educational organizations of the Sverdlovsk region. Ural'skiy vestnik obrazovaniya = Ural Bulletin of Education. Ekaterinburg: GAOU DPO SO "IRO"; 2022. Pp. 45-52. (In Russ.).

7. Podgotovka i provedenie monitoringa kachestva rabochikh programm vospitaniya i kalen-darnykh planov vospitatel'noy raboty v professional'nykh obrazovatel'nykh organizatsiyakh Sverdlovs-koy oblasti: otchet po itogam issledovaniya = Preparation and monitoring of the quality of educational work programs and calendar plans for educational work in professional educational organizations of the Sverdlovsk region: report on the results of the study. Ekaterinburg: GAOU DPO SO "IRO"; 2021. 42 p. (In Russ.).

8. Korchak TA, Petrova SD. Postanovka i realizatsiya zadach vospitaniya v professional'noy obrazovatel'noy organizatsii: ucheb.-metod. posobie dlya pedagogicheskikh i rukovodyashchikh rabotnikov professional'nykh obrazovatel'nykh organizatsiy = Statement and implementation of educational tasks in a professional educational organization: educational and methodical manual for teaching and management staff of professional educational organizations. Ekaterinburg: GAOU DPO SO "IRO"; 2023. 47 p. (In Russ.).

9. List of Innovation Sites of the federal state budgetary scientific institution "Institute for the Study of Childhood, Family and Education": appendix to the order of the FGBNU "IIDSV" dated March 28, 2023 No. 22. URL: https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/upload/iblock/760/kp-00sc3knp645nosqwyqo1va13vpylt9.pdf. (In Russ.).

Информация об авторе

Т. А. Корчак — заведующая кафедрой профессионального образования, кандидат педагогических

Information about the author

T. A. Korchak — Head of the Department of Vocational education, Candidate of Pedagogical Sciences.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 24.04.2024 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 13.05.2024 Принята к публикации / Accepted for publication: 03.06.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.