Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 1 (41). С. 121-128. ISSN 2304-2818 Innovative Development of Vocational Education. 2024;(1(41):121-128. ISSN 2304-2818
Научная статья УДК 377
КАЧЕСТВО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО: РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ И УСЛОВИЯ ДОСТИЖЕНИЯ I
Светлана Юрьевна Тренихина1, [email protected] Татьяна Андреевна Корчак2, [email protected]
12 Институт развития образования, Екатеринбург, Россия
Аннотация. Актуальность исследования задается приоритетными направлениями Стратегии развития среднего профессионального образования в Российской Федерации до 2030 г., в которой особое место отводится внедрению механизмов интегрированной со средним профессиональным образованием общеобразовательной подготовки обучающихся и обновлению методик и технологий преподавания общеобразовательных дисциплин, с учетом профессиональной направленности реализуемых профессий и специальностей. В статье представлена региональная модель управления качеством общеобразовательной подготовки обучающихся профессиональных образовательных организаций, созданная и реализуемая в Свердловской области на основе результатов проведенных исследований и опыта участия в федеральных мероприятиях по апробации и внедрению методик преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования. Выявленное в ходе исследования отсутствие системности в обеспечении преемственности содержания среднего общего и среднего профессионального образования в пределах основных профессиональных образовательных программ потребовало выстраивания на уровне региона целенаправленной адресной помощи педагогам по вопросам качества общеобразовательной подготовки обучающихся в условиях среднего профессионального образования. Устранение показанных педагогами региона предметных и методических дефицитов стало одним из направлений апробации модели единой управляемой системы сетевого организационно-методического сопровождения процесса профессионального развития педагогических и руководящих работников профессиональных образовательных организаций Свердловской области. Реализация предложенной модели потребовала выстраивания системного взаимодействия представителей органов исполнительной власти, института развития образования и профессиональных образовательных организаций. Полученный опыт и результаты региональной практики позволили обеспечить качественное методическое сопровождение профессиональных образовательных организаций области по подготовке и внедрению с 1 сентября 2023 г. в их деятельность методик преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и профессиональной направленности программ среднего профессионального образования.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, качество общеобразовательной подготовки, модель управления, условия достижения
Для цитирования: Тренихина С. Ю., Корчак Т. А. Качество общеобразовательной подготовки обучающихся СПО: региональная модель управления и условия достижения // Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 1 (41). С. 121-128.
© Тренихина С. Ю., Корчак Т. А., 2024
Original article
THE QUALITY OF GENERAL EDUCATION TRAINING FOR SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION STUDENTS: REGIONAL MANAGEMENT MODEL AND CONDITIONS FOR ACHIEVEMENT
Svetlana Yu. Trenikhina1, [email protected]
Tatyana A. Korchak2, [email protected]
12 Institute for Educational Development, Ekaterinburg, Russia
Abstract. The relevance of the study is determined by the priority directions of the Strategy for the Development of Secondary Vocational Education in the Russian Federation until 2030, in which a special place is given to the introduction of mechanisms for general education training of students integrated with secondary vocational education and the updating of methods and technologies for teaching general education disciplines, taking into account the professional orientation of the professions and specialties being implemented. The article presents a regional model for managing the quality of general education training of students in professional educational organizations, created and implemented in the Sverdlovsk region based on the results of research and experience of participation in federal events to test and implement methods of teaching general education disciplines, taking into account the professional orientation of secondary vocational education programs. The lack of consistency in ensuring the continuity of the content of secondary general and secondary vocational education within the framework of the main professional educational programs, revealed during the study, required building targeted targeted assistance to teachers at the regional level on issues of the quality of general education training for students in the context of secondary vocational education. The elimination of subject and methodological deficiencies shown by teachers in the region has become one of the areas of testing the model of a unified managed system of networked organizational and methodological support for the process of professional development of pedagogical and managerial employees of professional educational organizations in the Sverdlovsk region. The implementation of the proposed model required building a systematic interaction between representatives of executive authorities, the Institute for Educational Development and professional educational organizations. The experience gained and the results of regional practice made it possible to provide high-quality methodological support to professional educational organizations of the region in the preparation and implementation of methods of teaching general education disciplines in their activities from September 1, 2023, taking into account the requirements of the federal state educational standard of secondary general education and the professional orientation of secondary vocational education programs.
Keywords: secondary vocational education, quality of general education training, management model, conditions for achievement
For citation: Trenikhina SYu, Korchak TA. The quality of general education training for secondary vocational education students: regional management model and conditions for achievement. Innovative development of vocational education. 2024;(1(41):121-128. (In Russ.).
Введение
Качество общеобразовательной подготовки обучающихся профессиональных образовательных организаций (далее — ПОО) как одно из приоритетных направлений [1] развития современной системы среднего профессионального образования (далее — СПО) предполагает внедрение методик и технологий преподавания общеобразовательных дисциплин, способствующих эффективному формированию готовности обучающихся к будущей профессиональной деятельности.
Основные направления совершенствования подходов к реализации среднего общего обра-
зования (далее — СОО) в пределах освоения основных образовательных программ СПО зафиксированы в показателях федерального проекта «Современная школа» и конкретизированы в Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ СПО, реализуемых на базе основного общего образования (далее — Концепция) [2]. Механизмы реализации обозначенных направлений указаны в Концепции как требующая комплексного организационно-методического сопровождения «система взаимосвязанных между собой компонентов» для создания условий и управления процессом
достижения заявленного качества общеобразовательной подготовки обучающихся СПО на уровне региона и на уровне каждой ПОО.
Эффективность управления качеством общеобразовательной подготовки обучающихся СПО зависит от применяемых механизмов управления качеством образовательных результатов и качеством образовательной деятельности, каждый из которых, применительно к данной теме, с 2019 г ежегодно актуализируется. Так, для достижения в процессе СПО качества общеобразовательных результатов обучающихся, заданного в 2022 г изменениями в федеральный государственный образовательный стандарт [3], под руководством Института развития профессионального образования осуществляется федеральный проект «Разработка и внедрение методик преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ СПО, реализуемых на базе основного общего образования». В рамках проекта в 2023 г. по всем общеобразовательным дисциплинам разработаны и предложены к реализации методические системы преподавания с учетом профессиональной направленности программ СПО [4]. Содержание указанных разработок унифицировано на уровне укрупненных групп профессий и специальностей (далее — УГПС), а самостоятельный выбор вариантов их реализации предусмотрен на уровне каждой ПОО за счет перераспределения часов общеобразовательных дисциплин с учетом специфики реализуемых профессий и специальностей. Качество формирования профессионально ориентированного содержания по всем реализуемым программам СПО — обязанность и ответственность каждого преподавателя, реализующего конкретную общеобразовательную дисциплину.
Материалы и методы исследования
Статья является результатом ряда исследований, проведенных в ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования» (далее — Институт) в несколько этапов в период с 2019 по 2023 г., и участия представителей региональных ПОО в федеральных мероприятиях по апробации и внедрению методик преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ СПО. На каждом этапе решались конкретные задачи и использовались характерные методы: изучение опыта по исследуемой проблеме, функциональный и системный методы, беседа, опрос, наблюдение, моделирование, интерпретация результатов.
Результаты исследования и их обсуждение
Первое исследование с целью определения качества общеобразовательной подготовки обучающихся в ПОО Свердловской области (далее — ПОО СО) «Преемственность содержания среднего общего и среднего профессионального образования в пределах основных профессиональных образовательных программ» проведено кафедрой профессионального образования Института (далее — кафедра) в 2019 г. [5]. В исследовании приняли участие 6354 респондента, из них 768 преподавателей общеобразовательных дисциплин и 5586 обучающихся на базе основного общего образования студентов первого курса ПОО СО. География исследования была представлена ПОО г. Екатеринбурга и пяти управленческих округов Свердловской области, выборкой охвачены педагоги и обучающиеся по образовательным программам 33 профессий и 87 специальностей семи направлений 28 УГПС.
Анализ ответов респондентов показал наличие недопонимания у отдельных педагогов особенностей преподавания общеобразовательных дисциплин в условиях СПО, таких как:
1) отличия в содержании базовых и углубленных, автономных и интегрированных, одноименных общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин учебного плана;
2) разница в преподавании своей учебной дисциплины для обучающихся разных профессий и специальностей;
3) механизмы соотношения содержания своей учебной дисциплины с планируемыми результатами обучения в соответствии с требованиями ФГОС СОО и ФГОС СПО;
4) необходимость формирования на своих дисциплинах не только умений, связанных со спецификой конкретного предмета, но также других значимых для будущей профессии или специальности обучающихся умений;
5) важность согласования программ общеобразовательных дисциплин с преподавателями, реализующими профессиональные модули по профессии или специальности.
По результатам исследования были сделаны выводы об отсутствии системности в обеспечении преемственности при реализации требований реализуемых стандартов и все преподаватели общеобразовательных дисциплин были условно разделены на четыре целевые группы, с каждой из которых в дальнейшем выстраивалась целенаправленная работа в части повышения качества их образовательной деятельности (табл. 1).
Таблица 1
Целевые группы преподавателей общеобразовательных дисциплин ПОО СО
Преподаватели общеобразовательных дисциплин, которые: не испытывают трудностей с преподаванием на углубленном уровне (79,9 %) испытывают трудности с преподаванием на углубленном уровне (20,1 %)
вносят изменения в организацию обучения для программ разных профилей (81 %) «педагоги — носители передового педагогического опыта», требующие его описания и тиражирования «педагоги-испытатели», требующие сопровождения коллег или методической службы в своих «опытах»
не вносят изменений в организацию обучения для программ разных профилей (19 %) «пассивные педагоги», требующие мотивации и просветительской работы со стороны методистов «педагоги-ученики», требующие четких советов, алгоритмов и наставничества в работе
Итоги первого исследования стали основой при выборе и обосновании условий профессионального развития педагогических и руководящих работников ПОО СО и предложенной модели его сопровождения в условиях непрерывного профессионального образования (рис. 1) [6, с. 73]. Жизнеспособность предлагаемой модели подтвердилась результатами второго исследования «Профессиональное развитие педагогов СПО: особенности модели и методического сопровождения» [7], проведенного в 2020 г. с участием 1130 респондентов — 83 руководящих работника, 89 сотрудников методических служб и 958 педагогических работников ПОО СО семи основных отраслевых направлений. Реализация предлагаемой модели предполагала в том числе и устранение выявленных в ходе первого исследования предметных и методических дефицитов преподавателей общеобразовательных дисциплин [6, с. 97-103; прил. 2-3], на кафедре началась адресная подготовка педагогов по вопросам качества общего образования в пределах программ СПО [8].
Для выявления перспективных задач по организации получения и качеству среднего общего образования в ПОО региона, поиска и обсуждения способов их решения в конкретных профессиональных образовательных организациях проводились ежегодные семинары-совещания, в рамках которых определялись необходимые направления развития содержания и технологий преподавания общеобразовательных дисциплин.
Представители профессиональных образовательных организаций области в 2021 г. приняли участие в разработке методик преподавания общеобразовательных дисциплин по математике, иностранному языку, астрономии и основам безопасности жизнедеятельности. В том же году были приняты региональные подходы к реализации профильных учебных планов с учетом получаемых профессий или специальностей [9], к реализации которых подключились и участники проекта «Профессионалитет», что стало основой
выстраивания практико-ориентированной общеобразовательной подготовки в ПОО СО металлургического и машиностроительного профилей и апробации учебных планов других направлений в деятельности стажировочных площадок кафедры по сопровождению качества подготовки обучающихся в соответствии с ФГОС СПО. Достижения и сложности вышеназванных мероприятий и результаты всероссийских проверочных работ обучающихся ПОО СО [10] стали основой для разработки коллективной монографии «Общеобразовательная подготовка в профессиональных образовательных организациях: практические технологии, оценка качества» [11]. В работе систематизированы и обобщены авторские взгляды профессорско-преподавательского состава кафедры и специалистов-практиков на проблему общеобразовательной подготовки в ПОО в целом и предложены практические технологии совершенствования и оценки качества обучения дисциплинам общеобразовательного цикла.
Двенадцать колледжей и четыре техникума Свердловской области в 2022 г. вошли в состав федеральных пилотных площадок (далее — ФПП) по апробации методик по 12 общеобразовательным (по выбору из обязательных предметных областей) дисциплинам и внедрению методических продуктов по восьми общеобразовательным (обязательным) дисциплинам [12]. Итогом деятельности стали 47 образовательных программ СПО, разработанных с использованием методик общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ СПО, и результаты участия в федеральном конкурсе «Лучшие образовательные модели реализации общеобразовательной подготовки». По направлению «Отбор лучших образовательных моделей по УГПС» получены диплом II степени и 13 дипломов Ш степени, по направлению «Отбор лучших образовательных моделей по общеобразовательной дисциплине» три педагога получили дипломы I степени и четыре — дипломы Ш степени.
Ведущие ПОО па направлениям:
1
- управление программой развития ПОО
- выстраивание системы социального
партнерства в управлении ПОО
- обеспечений качества и развитие содержания управленческой! педагогической! методической! предметной деятельности руководителя / педагога ПОО I учителя технологии
- профессиональное становление и развитие педагогов ПОО СО металлургического I машиностроительного профиля...
Стаж кров очные площадки кафедры профессионального образования
Факторы успешности создания и реализации психо лого-педагогических и организационно-методических условий развития педагога ПОО (1-2):
1. В ПОО СПО обеспечена преемственность компонентов системы непрерывного профессионального образования (в том числе самообразования педагога, методической работы, повышения квалификации) 2. В условиях региональной информацнонно-мего- днческон среды организована деятельность по сетевому взаимодействию педагогов в целях научно- методического и экспертнп-консу льтацнонного сопровождения их профессиональной деятельности
Организационно-методические условия развития педагога ПОО (а-д):
а) дидактические ко>тлексы для обеспечения процесса сое ершенствования профессиональных компетенций _педагогов_
в) мотивация к развитию компетенции (и конкурсах мастерства, процессе подготовки к аттестации, группах подготовки резерва руководителей)
Пени лого-педагогические условии развития педагога ПОО:
- мотивация непрерывного профессионального развития
- создание пространства для интенсивного профессионального взаимодействия
- создание атмосферы взаимного доверия
и уважения для поддержки личностного роста
т г т
Основание: мед ель профессионального развития педагога профессиональной образовательной организации
6) построение индивидуальных программ по совершенствованию профессиональных компетенции работающих педагогов
г) механизмы
выявления н привлечения ресурсов ПОО, необходимых для
реализации н н дн дигтуялъ пых образовательных программ
д) определение научно-методическими службами ПОО перечня и содержания необходимых дополнительных профессиональных компетенций педагогов, сопоставление их наличного уровня и требований ФГОС для выполнения современного государственного и социального заказа
Деятельность виртуального методического центра при кафедре профессионального образования ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования» (н под ее координацией):
- проведение сернн вейинаров методической тематики
- организация и сопровождение конкурсных мероприятий
- сетевое взаимодействие в рамках деятельности групп педагогов по созданию методических продуктов
- сетевое взаимодействие в рамках специализированных форумов педагогических работников
- работа методических сайтов, методических блогов и подобных ресурсов для методистов и преподавателей
Управленческие «круга:
1
Екатеринбург +
Восточный
управленческий округ +
Южный
управленческий округ +
Горнозаводский
управленческий округ +
Западный
управленческий округ +
Северный управленческий округ
Учебно-методические объединения заместителей директора ПОО по направлениям,.,
Рис. 1. Модель единой управляемой системы сетевого организационно-методического сопровождения процесса профессионального развития педагогических и руководящих работников профессиональной образовательной организации [6, с. 73]
Еще 48 профессиональных образовательных организаций присоединились к работе ФПП в 2023 г., и по результатам их участия в федеральном конкурсе «Лучшая модель профессионально-ориентированного содержания дисциплин общеобразовательного блока с учетом профессиональной направленности ОП СПО» получены 2 диплома I степени, 6 дипломов II степени и 18 — III степени.
В этом же году в рамках реализации региональных мероприятий кафедрой обеспечено методическое сопровождение профессиональных образовательных организаций по внедрению в деятельность ПОО СО с 1 сентября 2023 г. методик преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и профессиональной направленности программ СПО:
- проведена серия интенсив-вебинаров;
- разработана и реализована модульная дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Внедрение методической системы преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ СПО», в рамках которой обучено 405 человек из числа руководящих и педагогических работников, работников методических служб профессиональных образовательных организаций Свердловской области;
- подготовлено учебно-методическое пособие по методике разработки методических продуктов по общеобразовательным дисциплинам программ СПО с учетом профессиональной направленности [13];
- проведен мониторинг готовности ПОО СО к внедрению методической системы преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ СПО, в котором приняли участие 90 руководи-
телей, 108 методистов и сотрудников методических служб, 1014 преподавателей общеобразовательных дисциплин ПОО.
По результатам мониторинга определены кураторы для каждой укрупненной группы профессий и специальностей и запланированы региональные мероприятия по обеспечению качества содержания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ СПО в 2024 г.
Заключение
Подводя итог на начало 2024 г., можно сделать вывод об эффективности сложившегося и формируемого опыта организации и проведения региональных мероприятий по обеспечению качества содержания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ СПО.
Региональная модель управления, будучи единой управляемой системой сетевого организационно-методического сопровождения процесса профессионального развития педагогических и руководящих работников ПОО СО, направлена на решение возникающих и прогнозирование возможных проблемных вопросов на уровне как региона, так и конкретных профессиональных образовательных организаций.
Для создания требуемых условий качества общеобразовательной подготовки обучающихся СПО осуществляется целенаправленное и системное взаимодействие отдела профессионального образования Министерства образования и молодежной политики Свердловской области и кафедры Института.
Только системное взаимодействие на уровне региона всех заинтересованных сторон и активное участие в реализуемых мероприятиях представителей каждой профессиональной образовательной организации позволит обеспечить требуемое качество общеобразовательной подготовки обучающихся СПО.
Список источников
1. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования : Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 08.12.2023) // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_286474/.
2. Об утверждении Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования : Распоряжение Минпросвещения России от 30.04.2021 № Р-98 // ЮИС Легалакт. URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-minprosveshchenija-rossii-ot-30042021-n-r-98-ob-utverzhdenii/.
3. О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 // Справ.-правовая система «Контур.Норматив». URL: https:// normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=431499.
4. Разработка и внедрение методик преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования : материалы проекта // ФГБОУ ДПО ИРПО : офиц. сайт. URL: https://firpo.ru/activities/projects/razrabotka-i-vnedreniye-metodik-prepodavaniya/.
5. Преемственность содержания среднего общего и среднего профессионального образования в пределах основных профессиональных образовательных программ : отчет по итогам исследования. Екатеринбург : ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», 2019. 100 с.
6. Профессиональное развитие педагога в профессиональной образовательной организации : монография / Т. А. Корчак [и др.]. Екатеринбург : ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», 2019.113 с.
7. Профессиональное развитие педагогов СПО: особенности модели и методического сопровождения : отчет по итогам исследования. Екатеринбург : ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», 2020. 128 с.
8. Обеспечение качества общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ : методические рекомендации. Екатеринбург : гАоУ ДПО СО «Институт развития образования», 2020. 88 с.
9. Практико-ориентированный подход в преподавании общеобразовательных дисциплин в профессиональных образовательных организациях (Основные положения Концепции 2021 года) : методические рекомендации. Екатеринбург : ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», 2021. 96 с.
10. Корчак Т. А. Всероссийские проверочные работы 2021 года в сфере среднего профессионального образования: результаты, проблемы, перспективы // Уральский вестник образования : научно-методический сборник. Екатеринбург : ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», 2022. С. 21-27.
11. Общеобразовательная подготовка в профессиональных образовательных организациях: практические технологии, оценка качества : коллективная монография / Т. А. Корчак [и др.]. Екатеринбург : ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», 2021. 95 с.
12. О присвоении статуса федеральной пилотной площадки федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития профессионального образования» : Приказ ФГБОУ ДПО ИРПО от 26.07.2022 № П-252 // ФГБОУ ДПО ИРПО : офиц. сайт. URL: https://firpo.ru/netcat_files/353/665/ h_8d4f47a7316dd1a3496f2ab9e0de6a82.
13. Методика разработки методических продуктов по общеобразовательным дисциплинам программ СПО с учетом профессиональной направленности : учебно-методическое пособие для преподавателей общеобразовательных дисциплин профессиональных образовательных организаций / Т. А. Корчак [и др.]. Екатеринбург : ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», 2023. 68 с.
References
1. On approval of the state program of the Russian Federation "Development of Education: Decree of the Government of the Russian Federation dated December 26, 2017 No. 1642 (as amended on December 8, 2023). Reference and legal system "ConsultantPlus". URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_286474/. (In Russ.).
2. On approval of the Concept of teaching general education disciplines, taking into account the professional orientation of secondary vocational education programs implemented on the basis of basic general education: Order of the Ministry of Education of Russia dated April 30, 2021 No. R-98. YulS Legalakt. URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-minprosveshchenija-rossii-ot-30042021-n-r-98-ob-utverzhdenii/. (In Russ.).
3. On amendments to the federal state educational standard of secondary general education: order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated May 17, 2012 No. 413. Reference and legal system "Kontur.Normativ". URL: https://normativ.kontur.ru/document7moduleld =1&documentld=431499. (In Russ.).
4. Development and implementation of methods for teaching general education disciplines, taking into account the professional orientation of secondary vocational education programs implemented on the basis of basic general education: project materials. FGBOU DPO IRPO: official. website. URL: https://firpo.ru/activities/projects/razrabotka-i-vnedreniye-metodik-prepodavaniya/. (In Russ.).
5. Preemstvennost' soderzhaniya srednego obshchego i srednego professional'nogo obra-zovaniya v predelakh osnovnykh professional'nykh obrazovatel'nykh programm: otchet po ito-gam issledovaniya = Continuity of the content of secondary general and secondary vocational education within the framework of basic professional educational programs: report on the results
of the study. Ekaterinburg: State Autonomous Educational Institution of Further Professional Education SO "Institute for Educational Development"; 2019. 100 p. (In Russ.).
6. Korczak TA, et al. Professional'noe razvitie pedagoga v professional'noy obrazovatel'noy or-ganizatsii = Professional development of a teacher in a professional educational organization. Ekaterinburg: State Autonomous Educational Institution of Further Professional Education SO "Institute for Educational Development"; 2019. 113 p. (In Russ.).
7. Professional'noe razvitie pedagogov SPO: osobennosti modeli i metodicheskogo soprovozh-deniya: otchet po itogam issledovaniya = Professional development of secondary vocational education teachers: features of the model and methodological support: report on the results of the study. Ekaterinburg: Institute for Educational Development; 2020. 128 p. (In Russ.).
8. Obespechenie kachestva obshchego obrazovaniya v predelakh osnovnykh professional'nykh obrazovatel'nykh programm: metodicheskie rekomendatsii = Ensuring the quality of general education within the framework of basic professional educational programs: methodological recommendations. Ekaterinburg: Institute for Educational Development; 2020. 88 p. (In Russ.).
9. Praktiko-orientirovannyy podkhod v prepodavanii obshcheobrazovatel'nykh distsiplin v professional'nykh obrazovatel'nykh organizatsiyakh (Osnovnye polozheniya Kontseptsii 2021 goda): metodicheskie rekomendatsii = Practice-oriented approach to teaching general education disciplines in professional educational organizations (Main provisions of the 2021 Concept): methodological recommendations. Ekaterinburg: Institute for Educational Development; 2021. 96 p. (In Russ.).
10. Korchak TA. All-Russian testing works 2021 in the field of secondary vocational education: results, problems, prospects. In: Ural'skiy vestnik obrazovaniya = Ural Bulletin of Education. Ekaterinburg: Institute for Educational Development: 2022. Pp. 21-27. (In Russ.).
11. Korchak TA, et al. Obshcheobrazovatel'naya podgotovka v professional'nykh obrazovatel'nykh organizatsiyakh: prakticheskie tekhnologii, otsenka kachestva = General educational training in professional educational organizations: practical technologies, quality assessment. Ekaterinburg: Institute for Educational Development; 2021. 95 p. (In Russ.).
12. On assigning the status of a federal pilot site to the federal state budgetary educational institution of additional professional education "Institute for the Development of Vocational Education": Order of the Federal State Budgetary Educational Institution of Additional Professional Education IrPO dated July 26, 2022 No. P-252. Federal State Budgetary Educational Institution of Additional Professional Education IrPO: official. website. URL: https://firpo.ru/netcat_files/353/665/ h_8d4f47a7316dd1a3496f2ab9e0de6a82. (In Russ.).
13. Korchak TA, et al. Metodika razrabotki metodicheskikh produktov po obshcheobrazovatel'nym distsiplinam programm SPO s uchetom professional'noy napravlennosti: uchebno-metodicheskoe posobie dlya prepodavateley obshcheobrazovatel'nykh distsiplin professional'nykh obrazovatel'nykh organizatsiy = Methodology for developing methodological products for general education disciplines of secondary vocational education programs, taking into account professional orientation: educational and methodological manual for teachers of general education disciplines of professional educational organizations. Ekaterinburg: Institute for Educational Development; 2023. 68 p. (In Russ.).
Информация об авторах
С. Ю. Тренихина — ректор, кандидат социологических наук.
Т. А. Корчак—заведующая кафедрой профессионального образования, кандидат педагогических наук.
Information about the authors
S. Yu. Trenikhina — Rector, Candidate of Sociological Sciences.
T. A. Korchak — Head of the Department of Vocational Education, Candidate of Pedagogical Sciences.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 19.02.2024 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 05.03.2024 Принята к публикации / Accepted for publication: 07.03.2024