19. Sokolova N. A., Bisembaeva A. K. Formirovanie konfliktologicheskoy gotovnosti bu-dushchikh pedagogov-psikhologov: monogr. [Formation of conflictological readiness of future teachers-psychologists: monograph.]. Chelyabinsk, YuUrGGPU, YuUrTs RAO, 2021, 229 p., ISBN 978-5-907284-87-6. (In Russian)
Соколова Надежда Анатольевна, заведующая кафедрой социальной работы, педагогики, психологии ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», доктор педагогических наук, профессор, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Черникова Елена Геннадьевна, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», кандидат социологических наук, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Sokolova Nadezhda Anatolyevna, Head of the Department of Social Work, Pedagogy, Psychology, South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: sokolovana-2011@ mail.ru
Chernikova Elena Gennadievna, Associate Professor of the Department of Social Work, Pedagogy and Psychology, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Candidate of Sociological Sciences, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Для цитирования: Федосеева, З. А. Мониторинг качества методической работы как инструмент оценки научно-методического сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических работников в системе СПО / З. А. Федосеева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 3 (35). — С. 88-96.
УДК 377/378 ББК 74.47
мониторинг качества методической работы как инструмент оценки научно-методического сопровождения
непрерывного профессионального развития
педагогических работников в системе спо
З. А. Федосеева
Научно-методическое сопровождение профессионального развития педагогических работников находится в плоскости стратегических задач развития образования. Практика обеспечения профессионального развития педагогических работников системы СПО, выстроенная как триединый процесс формального, неформального и информального образования, требует внедрения новых механизмов, среди которых выделяются: оказание действенной методической помощи педагогам с учетом выявленных профессиональных дефицитов и создание в образовательной среде точек роста; организация повышения квалификации педагогических работников в рамках реализации приоритетных федеральных проектов и программ; адресные рекомендации по повышению качества методической работы и выстраивание индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогов. Повышению уровня методической работы в профессиональной образовательной организации способствуют управленческие механизмы оценки качества образования, в которых мониторинг выступает одним из инструментов управленческого цикла. В статье рассматривается результат мониторинга методической работы в профессиональной образовательной организации как инструмент оценки научно-методического сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических работников в системе СПО.
Ключевые слова: методическая работа, модель методической работы, мониторинг качества методической работы, критерии и показатели методической работы, система научно-методического сопровождения профессионального развития педагогических работников.
Актуальные направления совершенствования профессионального развития педагогических работников определены в национальном проекте «Образование» и направлены на формирование системы научно-методического сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических и управленческих кадров.
Система научно-методического сопровождения профессионального развития педагогических работников включает определение целей развития педагогических работников в соответствии со значимостью профессиональной деятельности педагогов в достижении приоритетных национальных задач и обеспечении повышения качества образования; мониторинг образовательной ситуации посредством проводимой диагностики профессиональных дефицитов педагогов, анализа ее результатов и соотнесения целей и задач развития образования в Российской Федерации и регионе с целями и задачами системы профессионального развития педагогов конкретной профессиональной образовательной организации [1].
Централизация научно-методического сопровождения профессионального развития педагогических работников и ее упорядочение обозначены на федеральном уровне (Академия Минпросвещения России — федеральный координатор, выполняющий функцию научно-методического сопровождения непрерывного профессионального роста педагогических работников; единый федеральный портал дополнительного профессионального педагогического образования, обеспечивающий размещение прошедших экспертизу программ повышения квалификации для педагогических работников; фонд новых форм развития, оказывающий организационную, информационную и методическую поддержку педагогических инициатив в рамках реализации национального проекта «Образование»).
На региональном уровне управленческие идеи федерального уровня переходят в такие механизмы управления процессами профессионального развития педагогических работников, как: создание региональных сетей — центров непрерывного профессионального мастерства педагогических работников; трансформация деятельности региональных институтов разви-
тия образования в тесной связи с федеральным порталом ДНО, региональными кванториумами и 1Т-кубами как новыми структурами, имеющими новые возможности в повышении квалификации и переподготовки педагогов.
Нри выстраивании данной системы педагогические работники системы среднего профессионального образования оказалась не охвачены научно-методическим сопровождением непрерывного профессионального развития. Эта система предусматривает научно-методическое сопровождение непрерывного профессионального развития только для педагогов, реализующих общеобразовательные дисциплины.
Ноэтому научно-методическое сопровождение педагогических работников системы СНО, реализующих общепрофессиональные дисциплины, профессиональные модули, традиционно обеспечивается через сложившуюся в регионе практику дополнительного профессионального образования в совокупности с организацией методической деятельности в образовательной организации.
На территории Челябинской области практика непрерывного профессионального развития педагогических работников системы СНО выстроена как триединый процесс формального, неформального и информального образования. Эта система представлена многообразием форм, направлений и содержания методической работы. В основе формального образования лежит традиционная система повышения квалификации по реализации дополнительных профессиональных программ. В основу неформального образования положена организация методической деятельности педагогических работников через включение их в различные объединения. Информальное образование представляет собой работу в форме самообразования с научно-методическими изданиями, материалами, лучшими педагогическими практиками и т. д. [2].
В новых задачах, сформулированных в национальном проекте «Образование», акцент делается на оказание действенной методической помощи конкретному педагогу с учетом выявленных профессиональных дефицитов и создание в образовательной среде точек роста, в том числе через программы поддержки молодых педагогов, формирование сетевых сообществ, развитие инновационной сети и распространение
лучших практик подготовки кадров в системе СПО, соответственно, они влекут за собой определение новых направлений методической деятельности [3].
В рамках современных треков по обеспечению профессионального развития педагогических работников в региональной системе ДПО осуществляется разработка и апробация методики выявления профессиональных дефицитов у педагогических кадров; организуется повышение квалификации педагогических работников в рамках реализации приоритетных федеральных проектов; особое внимание уделяется повышению качества методической работы в профессиональной образовательной организации.
В настоящее время именно методическая работа в образовательной организации становится одним из базовых показателей оценки качества образования и включена в показатели оценки механизмов управления качеством образования [4].
Соответственно, уровень методической работы характеризует качество образовательной деятельности как в отдельной профессиональной образовательной организации, так и в регионе в целом.
Оценка эффективности механизмов управления качеством образования проводится на основе методики, разработанной Федеральным институтом оценки качества образования, и осуществляется ежегодно начиная с 2019 г. [5] с учетом разработанной в рамках региональной системы оценки качества образования (РСОКО) модели методической работы в образовательных организациях Челябинской области [6].
Именно реализация модели методической работы позволяет решать следующие задачи:
- формирование системы непрерывного профессионального образования, обеспечивающее достижение качества образования;
- выявление и ликвидация профессиональных дефицитов у педагогических работников и оказание адресной помощи;
- создание условий для профессионального роста молодых педагогов и системы наставничества;
- развитие сетевых профессиональных сообществ;
- проведение мониторинговых исследований.
Результативность функционирования модели методической работы и показатель качества образовательной деятельности определяются на основе данных мониторинга эффективности.
Цель мониторинга — получение объективной и достоверной информации об эффективно-
сти модели методической работы и ее влиянии на качество образовательной деятельности.
В качестве критериев эффективности рассматриваются следующие:
1) системность методической работы;
2) поддержка и обновление профессиональных компетенций у педагогических работников;
3) результативность методической работы.
Для выявления уровня качества методической работы в системе среднего профессионального образования Челябинской области в течение двух лет (в 2021 и 2022 гг.) проводился мониторинг; параллельно осуществлялась целенаправленная работа ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования» с методическими службами профессиональных образовательных организаций.
Информация по каждому критерию детализировалась по 31 показателю. Основными измерителями были: отношение числового значения показателя к общему числу педагогических работников в ПОО (в процентах); наличие или отсутствие конкретного показателя (1-0 баллов).
В мониторинге приняли участие 100 % профессиональных образовательных организаций Челябинской области. По результатам мониторинга выявлены уровни обеспечения профессионального развития педагогических работников и оценки качества образовательной деятельности в профессиональной образовательной организации.
Проиллюстрируем результаты мониторинга, полученные в 2022 г.
Критерий 1 «Системность методической работы» составил 93,1 % и был представлен следующими показателями (рис. 1).
1.1. Наличие действующей системы методического сопровождения образовательного процесса:
1.1.1. Разработаны информационные ресурсы методической службы образовательной организации — 98 %.
1.1.2. Разработаны регламенты методического сопровождения деятельности ПЦК, ПК — 95 %.
1.2. Наличие действующей системы взаимодействия с методическими объединениями педагогов различного уровня. Разработаны регламенты методического сопровождения — 91 %.
1.3. Наличие действующей системы взаимодействия с организациями дополнительного профессионального образования. Разработаны регламенты методического сопровождения — 70 %.
1.4. Наличие действующей системы методической поддержки наставничества. Разработаны регламенты методического сопровождения — 98 %.
1.5. Наличие действующей системы методической поддержки молодых педагогов. Разработаны регламенты методического сопровождения — 100 %.
1.6. Наличие системы анализа деятельности методических служб в НОО и ее результатов — 100 %.
Нолученные данные свидетельствуют о том, что в большинстве профессиональных образовательных организаций Челябинской области создана система методической работы, способствующая развитию профессиональных компетенций педагогов, оказывающая, в частности, направленную методическую поддержку молодым педагогам и движению наставничества. На высоком уровне организованы и работают информационные ресурсы методической службы организаций; предметно-цикловым и предметным комиссиям педагогов профессиональных
образовательных организаций обеспечено качественное методическое сопровождение.
Деятельность методических служб профессиональных образовательных организаций и ее результаты систематически анализируются на уровне образовательной организации.
Системность методической работы была достигнута благодаря целенаправленной разработке локальных нормативных документов и проведению областного конкурса внутренних систем оценки качества образования (ВСОКО).
«Западающим» является показатель 1.3 «Наличие действующей системы взаимодействия с организациями дополнительного профессионального образования». Но данному показателю по результатам проводимого мониторинга НОО получили адресные рекомендации. Это обстоятельство связано с тем, что многие профессиональные образовательные организации не имеют достаточно опыта взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, реализующими федеральные проекты и программы.
Рис. 1. Системность методической работы
Критерий 2 «Поддержка обновления профессиональных компетенций педагогических работников» оценивался по 12 показателям и составил в совокупности 58,8 % (рис. 2).
2.1. Наличие практик:
2.1.1. Повышения квалификации и профессионального развития педагогов — 93 %.
2.1.2. Выявления и обобщения результатов развития мотивов профессионального роста педагогов НОО — 77 %.
2.2. Наличие индивидуальных планов профессионального развития у педагогов — 98 %.
2.3. Наличие мероприятий по диагностике (участие в диагностике) профессиональных дефицитов педагогов — 80 %.
2.4. Методическое сопровождение участия педагогов НОО в неформальных и информаль-ных формах повышения квалификации. Динамика участия педагогов НОО в неформальных и информальных формах повышения квалификации (в процентах от общего количества педагогов) — 78 %.
2.5. Методическое сопровождение участия педагогов НОО в подготовке и издании пособий,
информационно-аналитических и других материалов по вопросам методической поддержки педагогов ПОО. Динамика участия педагогов ПОО в подготовке и издании пособий, информационно-аналитических и других материалов по вопросам методической поддержки педагогов ПОО (в процентах от общего количества педагогов) — 31 %.
2.6. Наличие системы методической поддержки участия педагогов в конкурсных мероприятиях различного уровня (разработаны регламенты) — 65 %.
2.7. Методическое сопровождение участия педагогов в конкурсных мероприятиях различного уровня. Динамика количества педагогов, участвующих в конкурсных мероприятиях различного уровня (в процентах от общего количества педагогов) — 42 %.
2.8. Методическое сопровождение аттестации педагогов на первую квалификационную категорию. Динамика количества педагогов, аттестованных на первую квалификационную категорию (в процентах от общего количества педагогов), — 24 %.
2.9. Методическое сопровождение аттестации педагогов на высшую квалификационную категорию. Динамика количества педагогов, аттестованных на высшую квалификационную категорию (в процентах от общего количества педагогов), — 34 %
2.10. Методическое сопровождение развития квалификации педагогов в соответствии с требованиями профессиональных стандартов, квалификационных требований ФГОС СПО — 69 %.
2.11. Методическое сопровождение обучения педагогов по ДПП по вопросам подготовки кадров по наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям, работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидами.
2.11.1. Динамика количества педагогов, прошедших обучение по ДПП по вопросам подготовки кадров по 50 наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям (в процентах от общего количества педагогов) — 34 %.
2.11.2. Динамика количества педагогов, прошедших обучение по ДПП по вопросам подготовки кадров к работе с обучающимися с ОВЗ и инвалидами (в процентах от общего количества педагогов) — 29 %.
2.12. Методическое сопровождение подготовки педагогов к деятельности в качестве экспертов демонстрационного экзамена и чемпионатов «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)». Динамика количества педагогов, прошедших подготовку к деятельности в качестве экспертов демонстрационного экзамена и чемпионатов «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» (в процентах от общего количества педагогов) — 31 %.
Рис. 2. Поддержка обновления профессиональных компетенций педагогических работников
Ноддержка обновления профессиональных компетенций педагогических работников является основным направлением деятельности методических служб профессиональных образовательных организаций. Нрактически во всех образовательных организациях на должном уровне осуществляется методическое сопровождение развития квалификации педагогов в соответствии с требованиями профессиональных стандартов; практически все педагоги имеют индивидуальные планы профессионального развития; в образовательных организациях разрабатываются программы повышения квалификации и профессионального развития педагогов.
В образовательных организациях методические службы уделяют должное внимание практикам выявления и обобщения результатов развития мотивов профессионального роста педагогов, организации участия педагогов в диагностике профессиональных дефицитов, организации участия педагогов в неформальных и информаль-ных формах повышения квалификации.
Однако на достаточно низком уровне реализованы такие виды методической деятельности, как:
- методическое сопровождение участия педагогов в подготовке и издании методических, информационно-аналитических и других материалов;
- методическое сопровождение участия педагогов в конкурсных мероприятиях различного уровня;
- методическое сопровождение обучения педагогов по ДНН по вопросам подготовки кадров по перспективным и востребованным профессиям и специальностям, организации работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидами;
- методическое сопровождение подготовки педагогов к деятельности в качестве экспертов демонстрационного экзамена и чемпионатов «Молодые профессионалы».
Отсутствие в открытом доступе фактических, методических, аналитических материалов, характеризующих методическую деятельность профессиональных образовательных организаций по поддержке обновления профессиональных компетенций педагогических работников.
Критерий 3 «Результативность методической работы» оценивался по семи показателям и составил 93,1 % (рис. 3).
3.1. Обеспеченность образовательного процесса:
3.1.1. Методическими материалами, в том числе в электронном формате, — 89 %.
3.1.2. Обеспеченность всех реализуемых образовательных программ требуемой методической документацией — 95 %.
3.2. Наличие дополнительных образовательных программ, в том числе для незанятого населения — 98 %.
3.3. Наличие банка данных:
3.3.1. Об инновационной деятельности педагогов НОО — 82 %.
3.3.2. Об исследовательской деятельности педагогов НОО — 89 %.
3.3.3. О проектной деятельности педагогов НОО — 86 %.
3.4. Наличие аналитических материалов по результатам и эффективности деятельности методических служб в НОО — 93 %.
3.5. Наличие управленческих решений по результатам анализа деятельности методических служб в НОО — 95 %.
3.6. Наличие анализа эффективности принятых мер по совершенствованию и развитию методической работы в НОО — 89 %.
3.7. Наличие адресных рекомендаций педагогам — 80 %.
В течение двух лет ГБУ ДНО «Челябинский институт развития профессионального образования» была организована целенаправленная работа с заместителями руководителей и методистами профессиональных образовательных организаций по вопросам непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов через организацию методической работы.
Графическое сравнение результатов качества методической работы в НОО Челябинской области по итогам мониторинга (2021-2022 гг.) представлено на рисунке 4.
На основании проведенных мониторингов можно констатировать, что результаты деятельности методических служб профессиональных образовательных организаций являются достаточно высокими. Наблюдается увеличение роста каждого критерия в 2022 г., что говорит об эффективности проводимой работы.
Будучи ограниченными рамками одной журнальной статьи, мы не ставили перед собой задачу подробного анализа состояния качества методической работы в каждой профессиональной организации области и даже в группах организаций, объединенных в рейтинге разными уровнями (высокий, средний, низкий). Такой анализ проводится в соответствии с представленными нами материалами мониторинга на инструктивно-методических совещаниях, семинарах с заместителями директора
по научно-методической работе. Мы же толь- методической работы в целом. Это поможет
ко выделили проблемы, характерные для сис- нам оказать методическую помощь, полезную
темы непрерывного профессионального раз- в том или ином аспекте, каждой профессио-
вития педагогов и реализуемой в ней модели нальной образовательной организации.
Рис. 3. Результативность методической работы
Рис. 4. Результаты качества методической работы в ПОО Челябинской области по итогам мониторинга 2021-2022 гг.
Каждый педагогический работник имеет право на дополнительное профессиональное образование, связанное с профессиональной деятельностью (минимум один раз в три года). В свою очередь, плановое повышение профессионального мастерства педагогов станет эффективным только в том случае, если после выявления профессиональных дефицитов будет выстраиваться на их основе индивидуальный маршрут непрерывного развития профессионального мастерст-
ва педагогических работников. Высокий уровень методической деятельности в профессиональной образовательной организации в данном случае будет играть ведущую роль.
Выстраивание индивидуальных маршрутов непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников является очередной задачей по повышению качества методической работы в системе среднего профессионального образования.
Библиографический список
1. Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников (вместе с «Концепцией создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров») : [распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 № Р-76] // КонсультантПлюс : правовая база : [сайт]. — 2022. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_401683/ d475d8e9529575f14d90efa1693c832978ec77ca/ (дата обращения: 02.04.2022).
2. Сичинский, Е. П. О системе непрерывного повышения квалификации работников среднего профессионального образования Челябинской области / Е. П. Сичинский, И. Р. Сташке-вич, З. А. Федосеева // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. — Сер. Гуманитарные науки. — 2018. — № 8. — С. 72-75.
3. Паспорт национального проекта «Образование» : [утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.20l8 № 16)] // Правовая система «Гарант» : [сайт]. — 2022. — URL: https://base.garant.ru/72192486/ (дата обращения: 12.04.2022).
4. Об осуществлении мониторинга системы образования (вместе с «Правилами осуществления мониторинга системы образования»): постановл. Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 (ред. от 12.03.2020) // КонсультантПлюс: правовая база : [сайт]. — 2022. — URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_150568/ (дата обращения: 12.04.2022).
5. Методические рекомендации по подготовке к проведению оценки механизмов управления качеством образования в субъектах Российской Федерации // Федеральный институт оценки качества образования : [сайт]. — 2022. — URL: https://fioco.ru/Media/Default/Методики/ Методические%20рекомендации%20по%20проведению%20оценки%20механизмов%20управ-ления%202020_^ (дата обращения: 12.04.2022).
6. Об утверждении модели методической работы в системе образования Челябинской области и мониторинга ее эффективности : [приказ Минобрнауки Челябинской области от 29.01.2021 № 01/249] // Министерство образования и науки Челябинской области : [офиц. сайт]. — 2022. — URL: https://minobr74.ru/documents/doc/11689 (дата обращения: 12.04.2022).
For citation: Fedoseeva, Z. A. Monitoring the quality of methodological work as a tool for assessing the scientific and methodological support of continuous professional development of teachers in the system of secondary vocational education / Z. A. Fedoseeva // Innovative development of vocational education. — 2022. — № 3 (35). — P. 88-96.
monitoring the quality of methodological work as a tool for assessing the scientific and methodological support of continuous professional development of teachers in the system of secondary vocational education
Z. A. Fedoseeva
Scientific and methodological support for the professional development of teachers is one of the strategic objectives of the development of education. The practice of ensuring the professional development of teachers in the vocational education system, built as a triune process of formal, non-formal and informal education, requires the introduction of new mechanisms, among which are: the provision of effective methodological assistance to teachers, taking into account the identified professional deficiencies and the creation of points of growth in the educational environment; organization of advanced training of teaching staff in the framework of the implementation of priority federal projects and programs; targeted recommendations for improving the quality of methodological work and building individual educational routes for continuous professional development of teachers. An increase in the level of methodological work in a professional educational organization is facilitated by management mechanisms for assessing the quality of education, in which monitoring is one of the tools of the management cycle. The article discusses the result of monitoring methodological work in a professional educational organization as a tool for assessing the scientific and methodological support of continuous professional development of teachers in the vocational education system.
Key words: methodical work, model of methodical work, monitoring of the quality of methodical work, criteria and indicators of methodical work, system of scientific and methodological support of professional development of teachers.
References
1. Ob utverzhdenii Kontseptsii sozdaniya edinoy federal'noy sistemy nauchno-metodicheskogo so-provozhdeniya pedagogicheskikh rabotnikov (vmeste s «Kontseptsiey sozdaniya edinoy federal'noy sistemy nauchno-metodicheskogo soprovozhdeniya pedagogicheskikh rabotnikov i upravlencheskikh kadrov»): [rasporyazhenie Minprosveshcheniya Rossii ot 06.08.2020 № R-76], Konsul'tantPlyus, 2022, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_401683/d475d8e9529575f14d90e-fa1693c832978ec77ca/ (accessed: 02.04.2022). (In Russian)
2. Sichinskiy E. P., Stashkevich I. R., Fedoseeva Z. A. O sisteme nepreryvnogo povysheniya kvalifikatsii rabotnikov srednego professional'nogo obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti [On the system of continuous professional development of workers of secondary vocational education in the Chelyabinsk region], Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. — Ser. Gumanitarnye nauki [Modern Science: Actual Problems of Theory and Practice. — Ser. Humanitarian sciences], 2018, no. 8, pp. 72-75. (In Russian)
3. Pasport natsional'nogo proekta «Obrazovanie»: [utv. prezidiumom Soveta pri Prezidente RF po strategicheskomu razvitiyu i natsional'nym proektam, protokol ot 24.12.2018 № 16)], Pravovaya sistema «Garant», 2022, available at: https://base.garant.ru/72192486/ (accessed: 12.04.2022). (In Russian)
4. Ob osushchestvlenii monitoringa sistemy obrazovaniya (vmeste s «Pravilami osushchestv-leniya monitoringa sistemy obrazovaniya»): postanovl. Pravitel'stva RF ot 05.08.2013 № 662 (red. ot 12.03.2020), Konsul'tantPlyus: pravovaya baza, 2022, available at: http:// www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_150568/ (accessed: 12.04.2022). (In Russian)
5. Metodicheskie rekomendatsii po podgotovke k provedeniyu otsenki mekhanizmov upravleniya kachestvom obrazovaniya v sub"ektakh Rossiyskoy Federatsii, Federal'nyy institut otsenki kachest-va obrazovaniya, 2022, available at: https://fioco.ru/Media/Default/Metodiki/Metodicheskie%20reko-mendatsii%20po%20provedeniyu%20otsenki%20mekhanizmov%20upravleniya%202020_.pdf (accessed: 12.04.2022). (In Russian)
6. Ob utverzhdenii modeli metodicheskoy raboty v sisteme obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti i monitoringa ee effektivnosti: [prikaz Minobrnauki Chelyabinskoy oblasti ot 29.01.2021 № 01/249], Ministerstvo obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti, 2022, available at: https://minobr74.ru/do-cuments/doc/11689 (accessed: 12.04.2022). (In Russian)
Федосеева Зинаида Александровна, проректор по учебно-методической работе ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», кандидат педагогических наук, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Fedoseeva Zinaida Aleksandrovna, Vice-Rector for Educational and Methodological Work, Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development, Candidate of Pedagogical Sciences, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: fedoseeva.zinaida@ mail.ru
Для цитирования: Худякова, А. П. К вопросу об обучении английскому языку студентов пожилого возраста в аспекте lifelong learning / А. П. Худякова, О. В. Павлова, А. А. Набокова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 3 (35). — С. 96-104.
УДК 376 ББК 74.3
к вопросу об обучении английскому языку студентов пожилого возраста в аспекте lifelong learning
А. П. Худякова, О. В. Павлова, А. А. Набокова
Статья посвящена анализу вопроса об обучении английскому языку людей пожилого возраста. В работе раскрываются основные преимущества изучения глобального языка пожилыми людьми как в контексте отдельного человека и реализации его потенциала, так и в мировом контексте в сравнении уровня владения английским языком и уровня жизни. Особое внимание уделено демографической ситуации в Российской Федерации и определению потенциальной