Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА АГРАРНОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА АГРАРНОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сопегина Вера Терентьевна, Кузнецова Ирина Юрьевна

Введение. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что организация методической работы в условиях цифровизации образования переходит на новый уровень, требующий оперативного формирования новых компетенций для педагогических работников образовательных организаций и работников агропромышленного комплекса, привлекаемых к образовательной деятельности, за счет качественного изменения традиционных форм обучения как по основным образовательным программам, так и по программам дополнительного профессионального образования. Методология. Ведущим методом исследования данной проблемы является метод проектирования, позволяющий рассмотреть данную проблему как процесс применения новых вариативных форм непрерывного развития педагогов и методической работы в условиях цифровизации, в том числе и адресность повышения квалификации и переподготовки педагогов, на примере агропромышленного вуза. Результаты. Разработан проект «Формирование методических компетенций педагога аграрного вуза в условиях цифровизации». Данный проект направлен на выявление уровня сформированности методических компетенций педагогов аграрного вуза, в том числе привлекаемых из среды работодателей, путем различных диагностических инструментов (опрос, анкетирование, тестирование); на коррекцию методических компетенций и организацию творческих, проблемных групп для осуществления научно-методической деятельности. Современное состояние по владению методическими компетенциями в условиях цифровизации образования требует решения проблемы модернизации программ повышения квалификации, переподготовки и стажировки педагогических работников аграрного вуза. Структура проекта включает в себя следующие этапы: констатирующий, основной, контрольный, обобщающий. В основу проекта заложена теоретическая модель инновационного развития сегмента образовательной системы аграрного вуза «Цифровая трансформация методических компетенций педагогов аграрного вуза», позволяющая успешно формировать профессиональные качества педагога, проектировать перспективу его карьерного роста, саморазвития и самосовершенствования в области методической подготовки с учетом информатизации образования. Заключение. Материалы статьи имеют практическую ценность в части повышения методической компетенции педагогов профессионального образования в условиях аграрного вуза. Модель «Цифровая трансформация методических компетенций педагогов аграрного вуза», реализуемая в рамках проекта, позволяет распространить опыт внедрения в практику новых вариативных форм непрерывного развития педагогов образовательных организаций в условиях цифровизации в пределах вуза и его структурных подразделениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF METHODOLOGICAL COMPETENCIES OF AN AGRARIAN UNIVERSITY TEACHER IN CONDITIONS OF DIGITALIZATION

Introduction. The relevance of the problem under study is due to the fact that the organization of methodological work in conditions of digitalization of education is taken to the next level, requiring a rapid formation of new competencies for teaching staff of educational organizations and employees of an agro-industrial complex involved in educational activities, due to qualitative changes in traditional forms of training both in basic educational programs and in programs of additional professional education. Methodology. The leading method of studying the problem is a calculation method, which allows us to consider the problem as a process of applying new variable forms of sustainable development of teachers and methodological work in conditions of digitalization, including targeting advanced training and retraining of teachers, based on the example of an agro-industrial university. Results. The project “Formation of methodological competencies of an agrarian university teacher in conditions of digitalization” has been developed. This project is aimed at identifying development levels of agricultural university teachers’ methodological competencies, including engaging employers, through various diagnostic tools (survey, questionnaire, testing); correction of methodological competencies and the organization of creative, problem groups for the implementation of scientific and methodological activities. The current state of proficiency in methodological competencies in the context of digitalization of education requires solving the problem of modernization of advanced training programs, retraining and internship of teaching staff of an agricultural university. The structure of the project includes the following stages: stating stage, the main one, control stage, and generalizing one. The project is based on a theoretical model called “Digital transformation of methodological competencies of teachers of an agricultural university”, which implies innovative development of an educational system segment of an agricultural university. It allows forming teachers’ professional skills successfully, designing the prospect of one’s career growth, self-development and self-improvement in the field of methodological training, taking into account the computerization of education. Conclusion. The content of the article has a practical value in terms of improving methodological competencies of teachers of vocational education in an agricultural university. The model “Digital transformation of methodological competencies of agricultural university teachers”, implemented within the framework of the project, allows us to spread the experience of introducing into practice new variable forms of teachers’ continuous development in educational organizations in conditions of digitalization within a university and its structural divisions.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА АГРАРНОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

УДК/UDC 378 EDN NQOAPD

Сопегина Вера Терентьевна

кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета среднего профессионального образования, Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург

Кузнецова Ирина Юрьевна

кандидат педагогических наук, доцент, начальник центра диагностики компетенций и планирования карьеры, Кузбасская государственная сельскохозяйственная академия, г. Кемерово

Sopegina Vera T.

Candidate of Pedagogical Sciences, Docent,

Dean of the Faculty of Secondary Vocational Education,

Ural State Agrarian University, Yekaterinburg

Kuznetsova Irina Yu.

Candidate of Pedagogical Sciences, Docent,

Head of Competence Diagnostics and Career Management

Center, Kuzbass State Agricultural Academy,

Kemerovo

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА АГРАРНОГО ВУЗА

В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

FORMATION OF METHODOLOGICAL COMPETENCIES OF AN AGRARIAN UNIVERSITY TEACHER IN CONDITIONS OF DIGITALIZATION

Введение. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что организация методической работы в условиях цифровизации образования переходит на новый уровень, требующий оперативного формирования новых компетенций для педагогических работников образовательных организаций и работников агропромышленного комплекса, привлекаемых к образовательной деятельности, за счет качественного изменения традиционных форм обучения как по основным образовательным программам, так и по программам дополнительного профессионального образования.

Методология. Ведущим методом исследования данной проблемы является метод проектирования, позволяющий рассмотреть данную проблему как процесс применения новых вариативных форм непрерывного развития педагогов и методической работы в условиях цифровизации, в том числе и адресность повышения квалификации и переподготовки педагогов, на примере агропромышленного вуза.

Результаты. Разработан проект «Формирование методических компетенций педагога аграрного вуза в условиях цифровизации». Данный проект направлен на выявление уровня сформированности методических компетенций педагогов аграрного вуза, в том числе привлекаемых из среды работодателей, путем различных диагностических инструментов (опрос, анкетирование, тестирование); на коррекцию методических компетенций и организацию твор-

ческих, проблемных групп для осуществления научно-методической деятельности. Современное состояние по владению методическими компетенциями в условиях цифровизации образования требует решения проблемы модернизации программ повышения квалификации, переподготовки и стажировки педагогических работников аграрного вуза. Структура проекта включает в себя следующие этапы: констатирующий, основной, контрольный, обобщающий. В основу проекта заложена теоретическая модель инновационного развития сегмента образовательной системы аграрного вуза «Цифровая трансформация методических компетенций педагогов аграрного вуза», позволяющая успешно формировать профессиональные качества педагога, проектировать перспективу его карьерного роста, саморазвития и самосовершенствования в области методической подготовки с учетом информатизации образования.

Заключение. Материалы статьи имеют практическую ценность в части повышения методической компетенции педагогов профессионального образования в условиях аграрного вуза. Модель «Цифровая трансформация методических компетенций педагогов аграрного вуза», реализуемая в рамках проекта, позволяет распространить опыт внедрения в практику новых вариативных форм непрерывного развития педагогов образовательных организаций в условиях цифровизации в пределах вуза и его структурных подразделениях.

Introduction. The relevance of the problem under study is due to the fact that the organization of methodological work in conditions of digitalization of education is taken to the next level, requiring a rapid formation of new competencies for teaching staff of educational organizations and employees of an agro-industrial complex involved in educational activities, due to qualitative changes in traditional forms of training both in basic educational programs and in programs of additional professional education.

Methodology. The leading method of studying the problem is a calculation method, which allows us to consider the problem as a process of applying new variable forms of sustainable development of teachers and methodological work in conditions of digitalization, including targeting advanced training and retraining of teachers, based on the example of an agro-industrial university.

Results. The project "Formation of methodological competencies of an agrarian university teacher in conditions of digitalization" has been developed. This project is aimed at identifying development levels of agricultural university teachers' methodological competencies, including engaging employers, through various diagnostic tools (survey, questionnaire, testing); correction of methodological competencies and the organization of creative, problem groups for the implementation of scientific and methodological activities. The current state of proficiency in methodological competencies in the context of digitalization of education requires solving the problem of modernization of advanced training programs, retraining and internship of teaching staff of an agricultural university. The structure of the project includes the following stages: stating stage, the main one, control stage, and generalizing one. The project is based on a theoretical model called "Digital transformation of methodological competencies of teachers of an agricultural university", which implies innovative development of an educational system segment of an agricultural university. It allows forming teachers' professional skills successfully, designing the prospect of one's career growth, self-development and self-improvement in the field of methodological training, taking into account the computerization of education.

Conclusion. The content of the article has a practical value in terms of improving methodological competencies of teachers of vocational education in an agricultural university. The model "Digital transformation of methodological competencies of agricultural university teachers", implemented within the framework of the project, allows us to spread the experience of introducing into practice new variable forms of teachers' continuous development in educational organizations in conditions of digitalization within a university and its structural divisions.

Ключевые слова: цифровизация образования, методическая компетентность, проектирование, непрерывное образование, вариативные формы образования.

Keywords: education digitalization, methodological competence, projection, continuous education, variable forms of education.

Введение

В новых экономических условиях (дистанционное обучение, онлайн-обучение, цифровые платформы) не все педагоги профессионального образования оказались методически готовы к работе. Сложившаяся профессиональная компетентность у большинства педагогов, особенно имеющих большой профессиональный стаж, уже не соответствует требованиям базового образования. Неготовность педагогов к достижению высокого качества образования во многом обусловлена «сциентистской направленностью личных профессиональных установок», устаревшими психолого-педагогическими знаниями, переходом от «монопрофессионализма к полипрофессионализму» [4]. Вместе с тем ведущим фактором профессионального развития личности является комплекс объективных требований к ней и педагогической деятельности, в процессе выполнения которой и возникают «новые свойства и качества» [16].

Сложившаяся практика повышения квалификации педагогических работников системы профессионального образования сегодня практически не способна удовлетворить потребности самой системы образования и личности педагога. Преодолеть сложившуюся ситуацию, обеспечить большую восприимчивость образовательной среды к индивидуальным запросам потребителей образовательных услуг и изменяющимся требованиям со стороны работодателей к качеству современного образования позволит система непрерывного развития педагога и методической работы в условиях цифровизации. Непрерывное развитие педагогов - это прежде всего современная система взглядов на образовательную практику, которая провозглашает деятельность субъекта неотъемлемой составляющей его жизни в любом возрасте.

В научно-методической деятельности среди организационных форм наряду с активными и пассивными формами работы приобретают все большую значимость интерактивные формы, предполагающие «создание (выращивание) нового образовательного продукта в процессе взаимодействия вовлеченных в образовательный процесс субъектов» [22].

Непрерывное развитие педагогов предполагает, в том числе, и качественное изменение традиционных форм повышения квалификации в соответствии с целями и задачами современной системы образования.

Одна из современных форм обмена информацией - социальные сети, которые не всегда используют в своей работе педагоги. Тем не менее исследования ученых показывают, что она лучше подходит для распространения информации, чем инновации и сотрудничество [8].

Для организации методической работы в профессиональном образовании появляются онлайн-и офлайн-наставники, электронные наставники [6]. Это преподаватели, в совершенстве владеющие информационными, коммуникационными технологиями. В образовательном процессе появляется потребность в так называемых перевернутых наставниках, обучающих стажистов-профессионалов работать в информационном пространстве. «Информационный профессионал» - человек, который может предложить поддержку в экономике знания, определяет информационные компетенции, которые важны для научной коммуникации, в том числе и на международном уровне [10].

Организация методической работы в цифровом формате требует в регионах создания образовательных центров, являющихся «маршрутом для дальнейшего профессионального пути». Эту проблему исследуют также и зарубежные ученые [1]. Данные центры необходимы в регионах Российской Федерации. Они могут играть роль интегратора образования и рынка труда, функцию организации сетевого взаимодействия в регионе для решения образовательных вопросов.

Методическая помощь в данных центрах позволяет как диагностировать уровень сформированно-сти, так и формировать методические компетенции и трансформировать их к условиям цифровой среды, разрабатывать собственные методические приемы, которые позволят организовать и управлять процессом образования. Сегодня методические приемы интегрируются с цифровыми знаниями.

Методология

Проблема современного практико-ориентиро-ванного профессионального образования - как не только сформировать методические компетенции, но и трансформировать их в цифровую среду?

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что организация методической работы в условиях цифровизации образования переходит на новый уро-

вень, требующий оперативного формирования новых компетенций у педагогических работников образовательных организаций и работников агропромышленного комплекса, привлекаемых к образовательной деятельности, за счет качественного изменения традиционных форм обучения как по основным образовательным программам, так и по программам дополнительного профессионального образования.

В процессе исследования были использованы теоретические методы (анализ, синтез, обобщение); диагностические (анкетирование), эмпирические (изучение российского и международного опыта образовательных организаций, изучение нормативной и учебно-методической документации).

Исследование проблемы основывается на методе анализа источников по развитию регионального образования; знаковом моделировании для схематичного описания процессов функционирования образовательных центров в условиях регионального взаимодействия; словесном моделировании для описания процессов.

Есть ограничения для проведения исследования, связанные с отсутствием нормативно-правовой базы по функционированию структурных подразделений для формирования компетенций работников, не имеющих базового педагогического образования.

Опытно-экспериментальной базой исследования являются Уральский государственный аграрный университет и Кузбасская государственная сельскохозяйственная академия. Исследовать проблему предполагается в три этапа.

На первом этапе проводятся теоретический анализ существующих методологических подходов в педагогической и психологической литературе, анализ теории и методики отечественных и зарубежных педагогических исследований, диссертационных работ по проблеме, особенности организации образовательного процесса в аграрном вузе; выделение проблемы, цели, методов исследования, составление плана экспериментального исследования.

На втором этапе - разработка модели системы непрерывного адресного повышения квалификации педагогов, включающей в себя блоки компетенций, необходимых для методической деятельности в условиях цифровизации.

На третьем этапе реализуется проект создания региональных образовательных центров, выполняющих функции стажировочных площадок по формированию и изменению, коррекции востребованных на современном этапе методических компетенций, в том числе и их трансформацию в цифровой среде.

Результаты

В основе проекта лежит модель «Цифровая трансформация методических компетенций педагогов аграрного вуза». При создании модели были обозначены следующие вопросы: каков уровень доступности для регионов Российской Федерации в диагностике и коррекции профессиональных компетенций, существует ли дефицит в преподавательских и управленческих кадрах, какова востребованность на рынках труда и образовательных услуг в повышении квалификации и профессиональной переподготовке? На наш взгляд, сегодня используются не все ресурсы для создания и развития образовательной среды в регионах. Теоретическую подготовку возможно получить в современных условиях с применением цифровых технологий. А как быть с практической подготовкой? Каждый ли преподаватель может сформировать у обучающихся умения и навыки с учетом потребности экономики региона? Организация сетевого взаимодействия путем создания инновационных структурных подразделений, таких как центры образовательных проектов, центры компетенций, стажировочные площадки, возможно, одно из решений данной проблемы.

Цель создания модели - мониторинг и коррекция уровня сформированности профессиональных компетенций педагогов образовательных организаций агропромышленного комплекса с учетом современных тенденций цифровизации образования.

Внедрение данной модели предполагает следующие этапы:

- постоянный мониторинг социального заказа на наличие профессиональных компетенций: мето-

дических, информационных, коммуникационных, -у педагогов при системе взаимодействия образовательных организаций агропромышленного комплекса, возможен путем создания мониторингового центра. Любой преподаватель, имеющий доступ к информационной базе данного центра, мог определить умения и навыки, необходимые для его профессиональной деятельности. Это возможно через анкетирование. По результатам анкетирования осуществляется дифференциация сформированности компетенций. Затем специалистами центра осуществляется подбор форм и методов для формирования компетенций. Это могут быть курсы повышения квалификации, профессиональной переподготовки, участие в вебинарах, онлайн-конференциях, мастер-классах. Все эти формы размещаются в банке методической продукции. В результате преподаватель выходит на определенный уровень: 1-й уровень (базовый), 2-й уровень (продвинутый) и 3-й уровень (творческий). Характеристика данных уровней представлена на рисунке 1. Каждый педагог на определенном уровне формирует свою индивидуальную траекторию развития, через методическую поддержку образовательного центра может проводить корректировку и диагностику уровня сформиро-ванности методических компетенций.

Разработка проекта «Цифровая трансформация методических компетенций педагогов аграрного вуза» включает 4 этапа: констатирующий, основной, контрольный, обобщающий.

I этап - констатирующий. Определение состава рабочей группы проекта из числа ведущих преподавателей. Привлечение в рабочую группу представи-

Мониторинг социального заказа на сформированность методических компетенций у педагогов аграрного вуза

Анкетирование преподавателей на определение уровня сформированности методических компетенций

Дифференциация сформированности методических компетенций (у педагога и работодателя, привлеченного к образовательной деятельности)

3-й уровень - трансформация методических компетенций в цифровую среду, умение работать в качестве онлайн-наставника

2-й уровень - владение методическими приемами, позволяющими работать в информационном пространстве сети Интернет(работать через социальные сети, онлайн-платформы, уверенный пользователь ПК)

»

1-й уровень - сформированность методической компетенции, владение методическими приемами, позволяющими работать с обучающимися

Банк «методической помощи» (курсы, профпереподготовка, конференции, мастер-классы, стажировки)

Результат - формирование индивидуальной траекториии

непрерывного развития методических компетенций педагога/участника образовательного процесса аграрного вуза

Рис. 1. Цифровая трансформация методических компетенций педагогов аграрного вуза

телей от работодателей агропромышленного комплекса Свердловской области и Кемеровской области - Кузбасса. Определение территорий и образовательных организаций для участия в проекте. Проведение маркетингового исследования и аудита территорий с целью определения потребности территории в мастерах и наставниках; разработка концептуальных основ региональной системы непрерывного развития педагогов и методической работы в условиях цифровизации, анализ отечественного и регионального опыта повышения квалификации, переподготовки и стажировки в системе профессионального образования; разработка модели непрерывного развития педагогов и методической работы; разработка локальной нормативной базы.

Методы: анкетирование, опрос, круглый стол, конференция.

II этап - основной. Анкетирование преподавателей - участников инновационного проекта. Организация консультаций для педагогов аграрных вузов. Организация мастер-классов, вебинаров для работодателей.

Модель «Цифровая трансформация методических компетенций педагогов аграрного вуза» направлена на непрерывное развитие педагогов и методическую работу на основе цифрового сетевого взаимодействия, разработку содержания учебно-методического обеспечения.

Методы: сбор и анализ статистической информации, круглые столы, конференции, опрос, анкетирование, обучение через интернет-ресурсы.

III этап - контрольный. Анализ результатов внедрения модели непрерывного развития педагогов и методической работы в условиях цифровизации, содержания учебно-методического обеспечения проекта, а также анализ результатов внедрения программ повышения квалификации, переподготовки и стажировки педагогических работников аграрного вуза.

Методы: статистическая обработка данных, обсуждение актуальных проблем на конференциях, круглых столах.

IV этап - обобщающий. Разработка методических материалов в целях тиражирования опыта. Предъявление результатов проекта «Формирование методических компетенций в условиях цифровиза-ции» педагогическому сообществу.

Прогнозируемые результаты по каждому этапу

I этап - констатирующий. Определен состав рабочей группы. Сформирован отчет по результатам маркетингового исследования и аудита территорий с целью определения потребности территории в педа-

гогических кадрах и квалифицированных кадрах для формирования методических компетенций у участников образовательного процесса и привлеченных к участию, в частности к практической подготовке. Разработан пакет локальных нормативных актов: Положение о инновационном проекте, Соглашение о совместной деятельности УрГАУ, КузГСХА и ведущих предприятий агропромышленного комплекса, Положение о стажировке, Положение о стажиро-вочной площадке. Разработана концепция региональной системы непрерывного развития педагогов и методической работы в условиях цифровизации. Разработаны программы повышения квалификации, переподготовки и стажировки педагогов.

II этап - основной. Разработана и внедрена модель цифровой трансформации методической компетенции педагогов аграрного вуза. Разработано и внедрено учебно-методическое обеспечение программ повышения квалификации, переподготовки и стажировки педагогов и мастеров производственного обучения системы среднего профессионального образования.

III этап - контрольный. Создана и организована работа на базе УрГАУ стажировочной площадки. Организована система повышения квалификации, переподготовки и стажировки педагогических работников образовательных организаций агропромышленного комплекса в части формирования методических компетенций.

Анализ эффективности стажировочной площадки в качестве образовательного центра.

IV этап - обобщающий. Организация творческих, проблемных групп для осуществления научно-методической деятельности по проблеме модернизации программ повышения квалификации, переподготовки и стажировки педагогических работников аграрного вуза в условиях цифровизации.

Проведение конференций, научно-практических форумов по проблемам регионального опыта повышения квалификации, переподготовки и стажировки педагогических работников аграрных вузов региона, страны. Издание учебно-методических материалов в рамках проблематики. Публикация научных статей и тезисов в российских и зарубежных изданиях.

Организуется консультативная работа для педагогических работников в контексте применения цифровых технологий в организации образовательного процесса. Методическая работа в образовательных организациях - один из самых сложных и недостаточно организованных процессов. Она требует достаточного внимания со стороны не столько управленческого персонала, сколько самих педагогов путем постоян-

ного самосовершенствования, проявления субъект-ности: способности к самоопределению, самоуправлению, нормотворчеству, стремление к постоянному поиску новых приемов и методов работы.

Вопросы организации методической работы в профессиональных образовательных организациях изучались Ф. Ш. Мухаметзяновой (2014). Исследователь в статье «Концепция учебно-методического обеспечения подготовки педагога для профессиональной образовательной организации» отмечает необходимость «непрерывного проектирования» педагогом своей методической деятельности. О. А. Тюлина (2016) освещает вопросы нормативно-правового обеспечения в вузе методической работы, О. Ю. Исакова, М. Ю. Перминова, Н. В. Хомякова (2016) изучают практическую часть методической подготовки, в частности технологии разработки учебно-методических комплексов при дистанционном обучении при подготовке инженерных кадров.

Хотя опыт организации методической работы в форме виртуального методического объединения транслировался еще в 2008 г., где отмечалась важность такого фактора, как самомотивация - «учитель, заинтересованный в повышении личной и профессиональной компетентности, сможет создать условия для формирования компетентной личности учащегося на всех ступенях образования, независимо от его направленности» [23].

Опытом формирования банка современной методической продукции поделились И. Гордиенко, Т. Тугуз [13]. Механизм создания методических объединений на региональном уровне освещали исследователи К. А. Ротобыльский и Л. А. Ротобыльская [19]. Цель данных объединений - включение профессионального сообщества педагогов региональной системы СПО в обновление содержания и технологий обучения через работу регионального методического объединения.

Одна из наиболее продвинутых систем зарубежного профессионального образования - немецкая, ориентированная прежде всего на промышленное развитие регионов и трудоустройство выпускников. Основное учебное время имеет производственную направленность. Совместная деятельность правительства, работодателей и профсоюзов помогает реагировать на возникающие новые вызовы, например Интернет вещей.

Опыт применения технологий в зарубежном образовании познакомил с технологией «перевернутого обучения» ^е Не). Данная технология эффективно стимулирует интерес учащихся, что доказывает исследователь экспериментально на примере изучения английского языка [3].

Ученые университете Ньюкалса (Австралия) изучали отношения и студентов, и преподавателей, заинтересованных в совершенствовании разработок и обучении устному общению в режиме онлайн (OOCL). В исследованиях сравнивалось отношение студентов и преподавателей к технологиям обучения. Результаты показали, что студенты проявляют более высокий интерес к технологической самоэффективности и более позитивное отношению к обучению онлайн, нежели преподаватели [2].

Канадские ученые N. Marceau, S. Lakhal, A. Seguin исследуют практическую подготовку через проектную деятельность для непрерывного образования педагогов [7]. Ученые Финляндии пишут об устойчивом образовании, «чтобы найти путь вперед». Полная реорганизация педагогического образования имеет решающее значение в работе по обеспечению устойчивости. Важными участниками перемен являются органы власти [5].

Наступает эра постоянного проектирования и моделирования образовательных сред. «Следующим шагом исследования должна быть конкретизация рассмотренных координат, выделение критериев и показателей их реализации на практике для моделирования и типологизации нового типа образовательных сред - опережающей направленности», - отмечает Е. Н. Дзятковская [14].

Kari Smith описывает три модели норвежского партнерства. В основу моделирования заложено формирование партнерских отношений между различными участниками педагогического образования -политиками, родителями, обществом, провайдерами образования за пределами национальных границ [9].

Специалисты Российского государственного профессионально-педагогического университета отмечают важным этапом современной трансформации образования - «формирование кластера, обеспечивающего взаимодействие образовательных организаций системы СПО с предприятиями реального сектора экономики» [15].

Вопросами развития системы профессионального образования и ее взаимодействия с рынком труда занимались исследователи Федерального института развития образования РАНХИГС. Результаты проведенного ими компаративного и ретроспективного анализа статистических данных российских и международных исследований, анкетного опроса и контент-анализа сайтов профессиональных образовательных организаций из 29 субъектов РФ показали участие работодателей в образовательном процессе [12]. Такая схема взаимодействия «образовательная организация - работо-

датель» способствует применению таких форм, как стажировка, производственная практика, то есть наблюдается трансформация методических компетенций, в том числе и в производственном процессе [20].

Заключение

В статье представлен механизм конструирования индивидуальных образовательных траекторий педагогов аграрного вуза посредством работы инновационных структурных подразделений - центров, выполняющих функцию интегратора образования и рынка труда. Реализация модели цифровой трансформации методических компетенций педагогов аграрного вуза позволит повысить уровень своей методической компетентности, снизить дефицит методических знаний преподавательских кадров региона, удовлетворить потребность в повышении квалификации и профессиональной переподготовке педагогов аграрного вуза.

Авторами определена специфика организации сетевого взаимодействия в регионах с партнерами образовательных организаций, в частности в системе «вуз - колледж», в части профессионально-педагогического образования.

Выявлена и обоснована необходимость создания в регионах Российской Федерации данных структурных подразделений, направленных на формирование методических компетенций, повышение уровня профессионализма, решение социальных вопросов в малых городах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К сожалению, проблема методической компетентности и дальнейшая работа по методическому сопровождению в образовательных организациях недостаточно проработаны в научной среде. Решение данной проблемы поможет привести в соответствие требования федеральных государственных образовательных стандартов с учетом состояния материально-технической базы предприятий и организаций.

Научная значимость результатов исследования заключается в разработке теоретической модели цифровой трансформации методической компетентности педагогов аграрного вуза, что способствует инновационному развитию сегмента системы образовательных организаций агропромышленного комплекса, позволяющей успешно формировать профессиональные качества педагога, проектировать перспективу своего карьерного роста, саморазвития и самосовершенствования.

Сделанные авторами выводы вносят вклад в развитие теории и организации управления образовательными системами в Российской Федерации в современных условиях ее функционирования.

Литература

1. Alvarado М. Economía de la educación y el comportamiento del profesorado en el mercado laboral Latinoamericano [Электронный ресурс] // Revista Caribena De Ciencias Sociales.

2019. Noviembre. URL: https://www.researchgate.net/publica-tion/338412826_Economia_deJa_educacion_y_el_comportami-ento_del_profesorado_en_el_mercado_laboral_Latinoamericano.

2. Harris. K. M., Mcbain B., Phelan L., Archer J. Attitudes toward learning oral communication skills online: the importance of intrinsic interest and student-instructor differences // Educational Technology Research and Development. 2016. № 3. URL: https://www. researchgate.net/publication/296624344_Attitudes_toward_learn-ing_oral_communication_skills_online_the_importance_of_intrin-sic_interest_and_student-instructor_differences.

3. Jie He. Research and practice of flipped classroom teaching mode based on guidance case // Education and Information Technologies. 2020. № 25. P. 2337-2352.

4. Khasanova I. I., Kotova S. S. Psychological readiness of SPE teachers to master new types of activity in the context of professional reorientation [Электронный ресурс] // The Education and science journal. 2018. № 20 (7). P. 147-167. URL: https://doi. org/10.17853/1994-5639-2018-7-147-167.

5. Khofman-Bergkhol'm Mariya. Changes in Thoughts and Actions as Requirements for a Sustainable Future: A Review of Recent Research on the Finnish // Journal of Teacher Education for Sus-tainability. 2018. № 20/2. P. 19-30.

6. Levine J. Communication and Relationships: A Key to Telecommuting Success // Pereyaslav Linguistic Convention. 2019. P. 178-179.

7. Marceau N., Lakhal, S., Seguin, A. Design of a Private Online Course (SPOC) on Hybrid Training for College Teaching Staff Based on the Universal Concept of Learning: Case Studyand Practical Considerations // Canadian journal of learning and technology. 2019. № 45 (3). URL: https://www.cjlt.ca/index.php/cjlt.

8. Murthy D., Lewis J. Social Media, Collaboration, and Scientific Organizations // Behavioural Scientist. 2015. № 59 (1). P. 149-171. URL: http://dx.doi.org/10.1177/0002764214540504.

9. Smith K. Partnerships in Teacher Education - Going Beyond the Rhetoric, with Reference to the Norwegian Context // Center for Educational Policy Studies Journal. 2016. № 6/3. P. 17-36.

10. Tarango Javier, Machin-Mastromatteo Juan. Skills, profile and model of support for scientific production and communication. Chandos Publishing, 2017. 148 p.

11. The German Vocational Training system [Электронный ресурс] // Federal Ministry of Education and Research. URL: https://www. bmbf.de/en/the-german-vocational-training-system-2129.html.

12. Блинов В. И., Сатдыков А. И., Селиверстова И. В. Актуальное состояние взаимодействия профессиональных образовательных организаций и предприятий // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 7. С 41-70. URL: https://doi. org/10.17853/1994-5639-2021-7-41-70.

13. Гордиенко И. В., Тугуз Т. Р. Особенности управления методической работой в профессиональной образовательной организации // Среднее профессиональное образование. 2019. № 4. С. 57-59.

14. Дзятковская Е. Н., Суркова Н. Е. Методологические вопросы проектирования образовательных сред // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 6 (63). С. 133-142.

15. Мастер производственного обучения 2.0: кадровый потенциал проекта «Профессионалитет» / В. В. Дубицкий, А. А. Коновалов, А. И. Лыжин, А. В. Феоктистов, В. С. Неумы-вакин // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 1. С. 67-100. URL: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-1-67-100.

16. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования. М.,

2020. 395 p.

17. Исакова О. Ю., Перминова М. Ю., Хомякова Н. В. Организация методической работы с преподавателем, разрабатывающем учебно-методический комплекс дисциплин для студентов,

обучающихся дистанционно // Современное образование: проблемы взаимосвязи образовательных и профессиональных стандартов : материалы междунар. науч.-практ. конф. Томск, 2016. С. 95-96.

18. Мухаметзянова Ф. Ш., Шайхутдинова Г А. Концепция учебно-методического обеспечения подготовки педагога профессиональной образовательной организации // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 2 (14). С. 64-69.

19. Ротобыльский К. А., Ротобыльская Л. А. Деятельность профессиональных сообщества педагогов как ресурс модернизации содержания и технологий обучения // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 1. С. 47-49.

20. Сопегина В. Т. Проблемные вопросы организации практикоо-риентированного обучения в регионах // Непрерывное образование: теория и практика реализации : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2020. С. 131-133.

21. Тюлина О. А. Организация методической работы в современном вузе // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 2 (57). С. 173-176.

22. Шайхутдинова Г. А., Мухаметзянова Ф. Ш. Введение в профессиональную педагогику. Казань, 2014. 152 с.

23. Шаяхметова В. Т. Из опыта организации методической работы в форме виртуального методического объединения учителей // Дистанционное и виртуальное обучение. 2008. № 7. С. 79-82.

References

1. Alvarado М. Economía de la educación y el comportamiento del profesorado en el mercado laboral Latinoamericano. Revista Caribena De Ciencias Sociales, 2019, Noviembre. Available at: https://www.researchgate.net/publication/338412826_Econo-mia_de_la_educacion_y_el_comportamiento_del_profesorado_ en_el_mercado_laboral_Latinoamericano. (In Spanish).

2. Harris. K. M., Mcbain B., Phelan L., Archer J. Attitudes toward learning oral communication skills online: the importance of intrinsic interest and student-instructor differences. Educational Technology Research and Development, 2016, no. 3. Available at: https:// www.researchgate.net/publication/296624344_Attitudes_toward_ learning_oral_communication_skills_online_the_importance_of_ intrinsic_interest_and_student-instructor_differences. (In English).

3. Jie He. Research and practice of flipped classroom teaching mode based on guidance case. Education and Information Technologies, 2020, no. 25, pp. 2337-2352. (In English).

4. Khasanova I. I., Kotova S. S. Psychological readiness of SPE teachers to master new types of activity in the context of professional reorientation. The Education and science journal, 2018, no. 20 (7), pp. 147-167. Available at: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-7-147-167. (In English).

5. Khofman-Bergkhol'm Mariya. Changes in Thoughts and Actions as Requirements for a Sustainable Future: A Review of Recent Research on the Finnish. Journal of Teacher Education for Sus-tainability, 2018, no. 20/2, pp. 19-30. (In English).

6. Levine J. Communication and Relationships: A Key to Telecommuting Success. Pereyaslav Linguistic Convention, 2019, pp. 178-179. (In English).

7. Marceau N., Lakhal, S., Seguin, A. Design of a Private Online Course (SPOC) on Hybrid Training for College Teaching Staff Based on the Universal Concept of Learning: Case Studyand Practical Considerations. Canadian journal of learning and technology, 2019, no. 45 (3), Available at: https://www.cjlt.ca/index.php/cjlt. (In English).

8. Murthy D., Lewis J. Social Media, Collaboration, and Scientific Organizations. Behavioural Scientist, 2015, no. 59 (1), pp. 149-171. Available at: http://dx.doi.org/10.1177/0002764214540504. (In English).

9. Smith K. Partnerships in Teacher Education - Going Beyond the Rhetoric, with Reference to the Norwegian Context. Center for Educational Policy Studies Journal, 2016, no. 6/3, pp. 17-36. (In English).

10. Tarango Javier, Machin-Mastromatteo Juan. Skills, profile and model of support for scientific production and communication. Chandos Publishing, 2017, 148 p. (In English).

11. The German Vocational Training system. Federal Ministry of Education and Research. Available at: https://www.bmbf.de/en/the-german-vocational-training-system-2129.html. (In English).

12. Blinov V. I., Satdykov A. I., Seliverstova I. V. Aktual'noe sostoyanie vzaimodejstviya professional'nyh obrazovatel'nyh organizacij i predpriyatij [CURRENT STATUS OF INTERACTION BETWEEN VET INSTITUTIONS AND ENTERPRISES]. The Education and Science Journal, 2021, vol. 23, no. 7, pp. 41-70. Available at: https://doi. org/10.17853/1994-5639-2021-7-41-70. (In Russian).

13. Gordienko I. V., Tuguz T. Features of the management of methodological work in a professional educational organization [Peculiarities of managing methodical work in vocational educational institutions]. Secondary Vocational Education, 2019, no. 4, pp. 57-59. (In Russian).

14. Dzyatkovskaya E. N., Surkova N. E. Metodologicheskie voprosy proektirovaniya obrazovatel'nyh sred [Methodological issues of designing educational environments]. Domestic and Foreign Pedagogy, 2019, vol. 1, no. 6 (63), pp. 133-142. (In Russian).

15. Dubitsky V. V., Konovalov A. A., Lyzhin A. I., Feoktistov A. V., Neumyvakin V. S. Master proizvodstvennogo obucheniya 2.0: kadrovyj potencial proekta «Professionalitet» [Master of industrial training 2.0.: human resources capacity of the project "Professionalitat"]. The Education and Science Journal, 2022, vol. 24, no. 1, pp. 67-100. Available at: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-1-67-100. (In Russian).

16. Zeer E. F. Psihologiya professional'nogo obrazovaniya [Psychology of Professional Education]. Moscow, 2020, 395 p. (In Russian).

17. Isakova O. Perminova M., Khomyakova N. V. Organizaciya metodicheskoj raboty s prepodavatelem, razrabatyvayushchem uchebno-metodicheskij kompleks disciplin dlya studentov, obu-chayushchihsya distancionno [Organization of methodological work with a teacher who develops educational and methodical complex of disciplines for students studying remotely]. Modern education: the problems of interconnection of educational and professional standards. Proceedings of the international scientific-practical conference. Tomsk, 2016, pp. 95-96. (In Russian).

18. Mukhametzyanova F. Sh., Shayhutdinova G. A. Koncepciya uchebno-metodicheskogo obespecheniya podgotovki pedagoga professional'noj obrazovatel'noj organizacii [The concept of academic support of the teacher training for the professional educational organization]. Professional Education in Russia and Abroad, 2014, no. 2 (14), pp. 64-69. (In Russian).

19. Rotobylsky K. A., Rotobylskaya L. A. Deyatel'nost' professional'nyh soobshchestva pedagogov kak resurs modernizacii soderzhaniya i tekhnologij obucheniya [Activity of professional communities of teachers as a resource for modernization of the content and technologies of training]. Professional Education and Labor Market, 2019, no. 1, pp. 47-49. (In Russian).

20. Sopegina V. T. Problemnye voprosy organizacii praktikoorientiro-vannogo obucheniya v regionah [Problems of organizing practice-oriented learning in the regions]. Continuous education: theory and practice of implementation. Proceedings of III International Scientific-Practical Conference. Ekaterinburg, 2020, pp. 131-133. (In Russian).

21. Tyulina O. A. Organizaciya metodicheskoj raboty v sovremennom vuze [Organization of methodical work in a modern university]. The World of Science, Culture and Education, 2016, no. 2 (57), pp. 173-176. (In Russian).

22. Shaikhutdinova G. A., Mukhametzyanova F. Sh. Vvedenie v professional'nuyu pedagogiku [Introduction to Professional Pedagogy]. Kazan, 2014, 152 p. (In Russian).

23. Shayakhmetova V. T. Iz opyta organizacii metodicheskoj raboty v forme virtual'nogo metodicheskogo ob"edineniya uchitelej [From the experience of organizing methodical work in the form of virtual methodical association of teachers]. Distance and Virtual Learning, 2008, no. 7, pp. 79-82. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.