РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА СООТВЕТСТВИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБЛАСТИ ТРЕБОВАНИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
Т. Е. Прихода
В статье анализируются результаты мониторинга соответствия квалификации педагогических работников профессиональных образовательных организаций Челябинской области требованиям профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», проведенного Центром мониторинга и научно-методического обеспечения качества профессионального образования ГБУ ДПО ЧИРПО в 2016-2018 годах.
Ключевые слова: оценка соответствия квалификации педагогических работников ПОО требованиям профессионального стандарта, критерии и показатели оценки, результаты оценивания соответствия квалификации педагогических работников ПОО требованиям профессионального стандарта по критериям (показателям).
Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», введенный в действие с 1 января 2017 г., призван повысить мотивацию педагогических работников к труду. Он устанавливает единые требования к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, является своеобразным эталоном, объективным измерителем содержания квалификации педагогов — ключевых фигур профессионального образования. Требования, предъявляемые профессиональным стандартом к педагогам, условия и процесс его внедрения в деятельность профессиональных образовательных организаций обсуждаются на разных уровнях: от федерального и регионального министерств образования и науки до профессиональных образовательных организаций. Челябинский институт развития профессионального образования также принял участие в этих дискуссиях. С целью координации действий ГБУ ДПО ЧИРПО и ПОО области в данном направлении Центром мониторинга и научно-методического обеспечения качества профессионального образования института была разработана программа мониторинга соответствия квалификации педагогических работников ПОО области требованиям профессионального стандарта, рассчитанная на три года: с 2016 по 2018-й.
Задачами мониторинга являлись сбор, обобщение и анализ информации об уровне соответствия квалификации педагогических работников ПОО области требованиям про-
фессионального стандарта. Анализ результатов позволяет выявить проблемы в развитии профессиональной компетентности педагогов и пути их разрешения, такие как своевременное корректирование программы дополнительного профессионального образования, принятие обо снованных управленческих решений для достижения требуемого уровня качества педагогических кадров. Мониторингу, сутью процедуры которого является цикличность и непрерывность, подлежало содержание квалификации педагогических работников и ее соответствие требованиям профессионального стандарта к педагогам, выполняющим обобщенные трудовые функции (ОТФ):
- ОТФ 3.1. Преподавание по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (СПО) и дополнительным профессиональным программам (ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации (должность: преподаватель);
- ОТФ 3.2. Организация и проведение учебно-производственного процесса при реализации образовательных программ различного уровня и направленности (должность: мастер производственного обучения).
На первом этапе (2016 г.) в мониторинге приняли участие:
* 47 ПОО Челябинской области.
Исследование проводилось на основе анализа деятельности:
* 2200 педагогов, из них:
• 1705 преподавателей;
• 495 мастеров производственного обучения.
На втором этапе (2018 год) были задействованы:
• 19 ПОО Челябинской области.
Исследование проводилось на основе анализа деятельности:
• 1230 педагогов, из них:
• 971 преподаватель;
• 259 мастеров производственного обучения.
Для мониторинга были определены три критерия:
- критерий 1 — уровень образования и квалификации педагогов;
- критерий 2 — объем профессионально-педагогических умений педагогов;
- критерий 3 — объем профессионально-педагогических знаний педагогов.
Критерии имели от 2 до 23 показателей, раскрывающих его содержание.
Был разработан инструментарий (анкеты оценивания), скорректированный к моменту проведения второго этапа мониторинга. Анкеты оценивания заполнялись в образовательных организациях методом самооценивания на основе общедоступных данных по 7-балльной шкале, которая выглядела следующим образом:
7 — качество проявляется в полной мере у всех педагогов («высокий»);
6 — качество проявляется в значительной степени у всех педагогов («выше среднего»);
5 — качество проявляется на достаточном уровне у всех педагогов («средний»);
4 — качество проявляется на достаточном уровне не у всех педагогов («ниже среднего»);
3 — качество проявляется на достаточном уровне у отдельных педагогов («низкий»);
2 — качество проявляется в незначительной степени («низкий»);
1 — качество практически не проявляется («низкий»).
Таким образом, наиболее высокий уровень выраженности качества составлял 7 баллов, низкий — 1 балл.
Обобщение и анализ информации о соответствии компетентности педагогических работников требованиям профессионального стандарта проводились на основании:
• 94 (на первом этапе) и 38 (на втором этапе) анкет оценивания соответствия компетентности педагогических работников требованиям профессионального стандарта;
• информации, собранной по более чем ста параметрам (критерии и показатели соответствия компетентности педагогических работников требованиям профессионального стандарта).
По результатам мониторинга соответствие компетентности педагогических работников требованиям профессионального стандарта по критериям и показателям мониторинга находится в основном на среднем (на первом этапе) и среднем — выше среднего (на втором этапе) уровнях, что характеризуется индикаторами: «качество проявляется на достаточном уровне у всех педагогов», «качество проявляется в значительной степени у всех педагогов».
Анкетирование первого этапа мониторинга имело задачей сбор исходной информации об уровне квалификации педагогических работников ПОО в соответствии с требованиями профессионального стандарта. Анализ полученных сведений позволил ГБУ ДПО ЧИРПО сформировать программы повышения квалификации и переобучения педагогов, соответствующие конкретным запросам и способные оказать существенную помощь преподавателям и мастерам производственного обучения.
Таким образом, анализ результатов первого этапа мониторинга показал, что соответствие компетентности педагогических работников требованиям профессионального стандарта по критериям и показателям мониторинга находится в основном на среднем уровне (5 баллов), что соответствует индикатору «качество проявляется на достаточном уровне у всех педагогов».
Критерий 1. Уровень квалификации.
Имеют среднее профессиональное или высшее образование [направленность (профиль) которого соответствует преподаваемому МДК, УД/области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися]:
- ОТФ 3.1 (преподаватели) — 82 % ПОО;
- ОТФ 3.2 (мастера производственного обучения) — 65 % ПОО.
Критерий 2. Объем профессионально-педагогических умений.
Умеют выполнять деятельность и (или) демонстрировать элементы деятельности, осваиваемой обучающимися, и (или) выполнять задания, предусмотренные программой учебного предмета, курса, дисциплины (модуля):
- ОТФ 3.1 (преподаватели) — 85 % ПОО;
- ОТФ 3.2 (мастера производственного обучения) — 78 % ПОО.
Умеют разрабатывать и обновлять рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей):
- ОТФ 3.1 (преподаватели) — 80 % ПОО.
Умеют планировать занятия по учебным
предметам, курсам, дисциплинам (модулям):
- ОТФ 3.1 (преподаватели) — 76 % ПОО.
Критерий 3. Объем профессионально-педагогических знаний.
Знают требования ФГОС СПО к практической подготовке по профессии, содержание примерных или типовых образовательных программ, учебников, учебных пособий [в зависимости от реализуемой образовательной программы, преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)]:
- ОТФ 3.1 (преподаватели) — 78 % ПОО;
- ОТФ 3.2 (мастера производственного обучения) — 76 % ПОО.
Знают требования к программно-методическому обеспечению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ СПО, методические основы его разработки:
- ОТФ 3.1 (преподаватели) — 74 % ПОО.
Знают меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством:
- ОТФ 3.1 (преподаватели) — 91 % ПОО;
- ОТФ 3.2 (мастера производственного обучения) — 97 % ПОО.
Однако анализ информации показал также недостаточно высокий уровень (в основном 4 балла, что соответствует уровню «ниже среднего» — «качество проявляется на достаточном уровне не у всех педагогов») оценивания соответствия компетентности педагогических работников требованиям профессионального стандарта по представленным ниже показателям.
Критерий 1. Уровень образования и квалификации.
При отсутствии педагогического образования имеют дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения:
- ОТФ 3.1 (преподаватели) — 51 % ПОО;
- ОТФ 3.2 (мастера производственного обучения) — 42 % ПОО.
Критерий 2. Объем профессионально-педагогических умений.
Умеют использовать педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации деятельности обучающихся, применять современные технические средства обучения и образовательные технологии:
- ОТФ 3.1 (преподаватели) — 45 % ПОО;
- ОТФ 3.2 (мастера производственного обучения) — 42 % ПОО.
Умеют контролировать и оценивать работу обучающихся на учебных занятиях и самостоятельную работу:
- ОТФ 3.1 (преподаватели) — 59 % ПОО;
- ОТФ 3.2 (мастера производственного обучения) — 39 % ПОО.
Умеют анализировать проведение учебных занятий и организацию самостоятельной работы обучающихся, вносить коррективы в рабочую программу:
- ОТФ 3.1 (преподаватели) — 48 % ПОО;
- ОТФ 3.2 (мастера производственного обучения) — 50 % ПОО.
Критерий 3. Объем профессионально-педагогических знаний.
Знают электронные образовательные и информационные ресурсы, необходимые для организации учебной (учебно-профессиональной), исследовательской, проектной и иной деятельности обучающихся:
- ОТФ 3.1 (преподаватели) — 46 % ПОО.
Знают требования к программно-методическому обеспечению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ СПО, методические основы его разработки:
- ОТФ 3.1 (преподаватели) — 74 % ПОО.
Знают основы организации и методики профессионального обучения, современные технологии практического (профессионального) обучения:
- ОТФ 3.2 (мастера производственного обучения) — 42 % ПОО.
Знают методику разработки и применения оценочных средств, интерпретации результатов контроля и оценивания освоения профессии (квалификации):
- ОТФ 3.2 (мастера производственного обучения) — 39 % ПОО.
Анализ результатов первого этапа мониторинга позволил выявить ряд проблем, в частности: отсутствие четкой модели дополнительного профессионального образования у института, которая позволяла бы выстроить целостную систему непрерывного профессионального роста педагогов ПОО; неполное соответствие содержания программ повышения квалификации и переобучения педагогических работников содержанию обобщенных трудовых функций, заявленных в профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» и др.
В результате обсуждения на заседаниях кафедры развития образовательной системы была принята и внедрена в практику модель дополнительного профессионального образования, организационно и содержательно включающая формы и средства реализации требований профессионального стандарта к уровню квалифи-
кации педагогов, предполагающая изменения в качестве и содержании образовательных программ дополнительного профессионального образования [1].
В 2018 г. был организован второй этап мониторинга. Для участия в нем были отобраны
19 ПОО области по признаку наиболее активного участия в программах повышения квалификации и переподготовки педагогов Челябинского института развития профессионального образования. Сравнение результатов первого и второго этапов приводится ниже.
№ п/п Обобщенная трудовая функция Должность Кол-во ПОО Кол-во педагогов Оценка в баллах уровня квалификации по 7-балльной шкале
2016 г. 2018 г.
К-1 К-2 К-3 К-1 К-2 К-3
1 ОТФ 3.1 Преподавание по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (СПО) и дополнительным профессиональным программам (ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации Преподаватель 47/19 1705/971 5,68 5,81 5,77 6,18 5,93 5,97
Итого по ОТФ 3.1 5,75 6,03
2 ОТФ 3.2 Организация и проведение учебно-производственного процесса при реализации образовательных программ различного уровня и направленности Мастер произ-водст-венного обучения 47/19 495/259 5,43 5,75 5,75 5,85 5,87 5,88
Итого по ОТФ 3.2 5,64 5,87
Итого 47/19 2200/1230
Или в графическом выражении:
Итоги мониторинга по ОТФ 3.1 (преподаватель)
эталон критерий 1 критерий 2 критерий 3
Рис. 1. Итоги мониторинга соответствия квалификации педагогических работников требованиям профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», ОТФ 3.1 (преподаватель)
Статистические данные мониторинга соответствия квалификации педагогических работников требованиям профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»
Таблица 1
Итоги мониторинга по ОТФ 3.2 (мастер производственного
обучения)
8
7 -
6 -
5
4
3
2
1 -I о
12016 Ш 2018 □ эталон
эталон
критерий 1 критерий 2
критерий 3
Рис. 2. Итоги мониторинга соответствия квалификации педагогических работников требованиям профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», ОТФ 3.2 (мастер производственного обучения)
Оценивание квалификации педагогов по всем трем критериям мониторинга прочно удерживается в районе отметки 6 баллов, что соответствует уровню «выше среднего» — «качество проявляется в значительной степени у всех педагогов». При сравнении результатов обоих этапов мониторинга по всем критериям и ряду показателей наблюдается положительная динамика. Рассмотрим подробнее по категориям педагогов.
ОТФ 3.1. Преподавание по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (СПО) и дополнительным профессиональным программам (ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации (должность: преподаватель). Положительная динамика наблюдается в представленных ниже показателях.
Критерий 1. Уровень образования и квалификации:
- показатель П-1 — «При отсутствии педагогического образования имеют дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения» — в 2018 г оценили в 6-7 баллов 53 % ПОО, что на 2 % больше, чем на первом этапе; исчезли оценки в 1-3 балла. Средний балл по данному показателю вырос с 5,42 до 5,53.
Критерий 2. Объем профессионально-педагогических умений:
- показатель П-2 — «Умеют разрабатывать и обновлять учебно-методическое обеспечение учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), в том числе оценочные средства для проверки результатов их освоения» — оценивается в 5,82 балла по сравнению с 5,72 балла в 2016 г.;
- показатель П-3 — «Умеют планировать занятия по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям)» оценен в среднем в 6,39 балла по сравнению с 6,17 в 2016 г.
Критерий 3. Объем профессионально-педагогических знаний:
- показатель П-4—«Знают электронные образовательные и информационные ресурсы, необходимые для организации учебной (учебно-профессиональной), исследовательской, проектной и иной деятельности обучающихся, написания выпускных квалификационных работ» — 5,71 балла к 5,48 на первом этапе мониторинга;
- показатель П-5 — «Знают педагогические, психологические и методические основы развития мотивации, организации и контроля учебной деятельности на занятиях различного вида» — 5,66 балла к 5,44 в 2016 г;
- показатель П-6 — «Знают психолого-педагогические основы и методику применения технических средств обучения, информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных и информационных ресурсов, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения» — 5,21 балла к 5,14 на первом этапе.
В графическом выражении полученные результаты представлены на рисунке 3.
Практически «нулевую» динамику имеют такие показатели, как:
- «Умеют использовать педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации деятельности обучающихся, применять овременные технические средства обучения и образовательные технологии, в том числе при необходимости осуществлять электрон-
Положительная динамика развития показателей мониторинга (ОТФ 3.1)
7 -|
П-1 П-2 П-3 П-4 П-5 П-6
□ 2016 □ 2018
Рис. 3. Положительная динамика развития показателей мониторинга (ОТФ 3.1, преподаватель)
ное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии, информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные и информационные ресурсы, с учетом специфики образовательных программ, требований ФГОС; особенностей преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля); задач занятия (цикла занятий), вида занятия» — 5,51 балла как на первом, так и на втором этапе мониторинга;
- «Умеют контролировать и оценивать работу обучающихся на учебных занятиях и самостоятельную работу, успехи и затруднения в освоении программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), определять их причины, индивидуализировать и корректировать процесс обучения и воспитания» — 5,76 балла на первом этапе и 5,77 балла на втором этапе мониторинга;
- «Умеют анализировать проведение учебных занятий и организацию самостоятельной работы обучающихся, вносить коррективы в рабочую программу, план изучения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), образовательные технологии, задания для самостоятельной работы, собственную профессиональную деятельность» — 5,55 балла на первом этапе и 5,60 балла на втором этапе мониторинга.
ОТФ 3.2 Организация и проведение учебно-производственного процесса при реализации образовательных программ различного уровня и направленности (должность: мастер производственного обучения). Положительная динамика наблюдается в развитии следующих показателей.
Критерий 1. Уровень образования и квалификации:
- показатель П-1 — «При отсутствии педагогического образования имеют дополнитель-
ное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения» — показатель вырос с 5,07 балла на первом этапе мониторинга до 5,61 балла на втором.
Критерий 2. Объем профессионально-педагогических умений:
- показатель П-2 — «Умеют проводить проверку исправности технологического оборудования, количественную и качественную проверку поступающих материальных ресурсов (сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий), составлять заявки на техническое обслуживание и ремонт учебно-производственного оборудования, контролировать качество выполнения работ» — рост с 5,84 балла на первом этапе мониторинга до 6,56 на втором;
- показатель П-3 — «Умеют разрабатывать задания, участвовать в работе оценочных комиссий, готовить обучающихся по программам профессионального образования к участию в конкурсах профессионального мастерства и аналогичных мероприятиях [в зависимости от преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)]» — рост с 5,39 балла до 5,55;
- показатель П-4 — «Умеют организовывать выполнение работ (услуг) и контроль их качества в соответствии с требованиями технической документации и нормами времени на выполнение соответствующих работ» — рост с 5,84 балла на первом этапе мониторинга до 6,08 на втором.
Критерий 3. Объем профессионально-педагогических знаний:
- показатель П-5 — «Знают основы организации и методики профессионального обучения,
современные технологии практического обучения» — рост с 5,28 балла до 5,45 балла;
- показатель П-6 — «Знают методику разработки и применения оценочных средств, интер-
претации результатов контроля и оценивания освоения профессии (квалификации)» — рост с 5,18 балла до 5,55 балла на втором этапе мониторинга.
Положительная динамика развития показателей мониторинга (ОТФ 3.2, мастер производственного обучения)
7 -| 6 -5 4
3 -2 -1 -0
2016 2018
П-1
П-2
П-3
П-4
П-5
П-6
Рис. 4. Положительная динамика развития показателей мониторинга (ОТФ 3.2, мастер производственного обучения)
Практически «нулевую» динамику имеют такие показатели, как:
- «Умеют использовать педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации практического обучения, применять современные технические средства обучения и образовательные технологии с учетом: специфики осваиваемой профессии; задач занятия (цикла занятий)» — оценка 5,47 балла на первом этапе мониторинга и 5,51 на втором его этапе;
- «Умеют контролировать и оценивать готовность обучающихся к занятию, работу, выполняемую ими, оценивать динамику подготовленности и мотивации обучающихся, успехи и затруднения в освоении профессии, определять их причины, индивидуализировать и корректировать процесс обучения и воспитания» — 5,71 балла на первом этапе и 5,73 балла на втором этапе мониторинга;
- «Умеют оценивать успехи и затруднения в освоении профессии, определять их причины, индивидуализировать и корректировать процесс обучения и воспитания» — 5,71 балла на первом этапе и 5,70 на втором этапе мониторинга;
- «Умеют анализировать проведение занятий на учебной практике, организацию производственной практики (практического обучения), вносить коррективы в рабочую программу, план практической подготовки, образовательные технологии, собственную профессиональную деятельность» — 5,42 балла на первом и 5,45 балла на втором этапе мониторинга.
Анализ результатов мониторинга позволяет нам сделать следующие выводы.
Модель дополнительного профессионального образования, внедренная в деятельность института, в значительной степени доказала свою эффективность: показатели содержания квалификации педагогических работников ПОО, прошедших в последние годы в той или иной форме повышение квалификации в ЧИРПО, имеют положительную динамику и тенденцию к росту.
Анализ результатов двух этапов мониторинга помог увидеть проблемы, существующие у педагогов ПОО в части имеющихся профессионально-педагогических умений и знаний: недостаточный уровень умений проектировать учебные занятия, проектировать современные средства обучения и контроля и применять их, умений индивидуализировать и корректировать образовательный процесс, низкий уровень умений взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса, недостаточный уровень знаний педагогами возрастных особенностей обучающихся, особенностей обучения одаренных обучающихся и обучающихся с проблемами в развитии и трудностями в обучении и др. В этой части содержательные аспекты модели требуют доработки: более качественного отбора образовательных программ, ориентированных, в первую очередь, на требования профессионального стандарта педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования.
Библиографический список
1. Федосеева, З. А. Профессиональный стандарт как инструмент проектирования профессионального развития педагогов [Текст] / З. А. Федосеева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 4. — С. 32-38.
2. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. — М. : Эксмо, 2013. — 208 с.
3. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [Электронный ресурс] : [приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н]. // КонсультантПлюс.
4. О государственной программе Челябинской области «Развитие профессионального образования в Челябинской области» на 2014-2019 годы [Электронный ресурс] : [Постановление правительства Челябинской области от 22.10.2013 №340-П : с изменениями на 28.12.2017]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/460210249.
5. Прихода, Т. Е. Мониторинг как инструмент оценки качества профессионального образования [Текст] / Т. Е. Прихода // Все для администратора школы. — 2017. — № 7-8. — С. 35-37.
For citation: Prikhoda, T. E. Results of monitoring of VET teachers' competence correspondence to the requirements of the professional standard [Text] / T. E. Prikhoda // Innovative development of vocational education. — 2018. — № 2 (18). — P. 74-82.
RESULTS OF MONITORING OF VET TEACHERS' COMPETENCE CORRESPONDENCE TO THE REQUIREMENTS OF THE PROFESSIONAL STANDARD
T. E. Prikhoda
The paper analyses the results of monitoring of the Chelyabinsk region VET teachers' qualification correspondence to the requirements of the professional standard 'Pedagogue of the vocational training, vocational education and additional vocational education', which was conducted by the Centre for monitoring and VET quality scientific and methodological provision in the Chelyabinsk institute of the vocational education development.
Key words: assessment of correspondence of VET teachers' qualification to the requirements of the professional standard, assessment criteria and indices, results of the assessment of the correspondence of the VET teachers' qualification to the requirements of the professional standard in accordance with the criteria (indices).
References
1. Fedoseeva Z. A. Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya, 2016, no. 4, pp. 32-38. (In Russian)
2. Federal'nyi zakon «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii», Moscow : Eksmo, 2013, 208 p. (In Russian)
3. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog professional'nogo obucheniya, professional'nogo obrazovaniya i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya», available at: Konsul'tantPlyus.
4. O gosudarstvennoi programme Chelyabinskoi oblasti «Razvitie professional'nogo obrazovaniya v Chelyabinskoi oblasti» na 2014-2019 gody, available at: http://docs.cntd.ru/document/460210249.
5. Prikhoda T. E. Vse dlya administratora shkoly, 2017, no. 7-8, pp. 35-37. (In Russian)
Прихода Татьяна Егоровна, начальник Центра мониторинга и научно-методического обеспечения качества профессионального образования ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Prikhoda T. E., head of the centre, Chelyabinsk institute of the vocational education development, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]