Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ МОЛОДОГО ВОЗРАСТА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ МОЛОДОГО ВОЗРАСТА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНВАЛИД МОЛОДОГО ВОЗРАСТА / АССИСТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НАСЫЩЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА / РАЗДЕЛ ИНТЕРНЕТ-САЙТА ДЛЯ ИНВАЛИДОВ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каменкова Наталья Владимировна, Шадчин Игорь Владимирович

Одним из магистральных направлений государственной политики в области профессионального образования является выстраивание индивидуального образовательного маршрута для инвалидов различных нозологий, в котором учитывается разнообразие их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В статье рассмотрен широкий круг вопросов, связанных с проблемой формирования условий доступности профессионального образования для обучающихся с инвалидностью в условиях его цифровизации. Анализируются результаты мониторинга информационной открытости профессиональных образовательных организаций Челябинской области по вопросам профессионального образования инвалидов, который проводился Центром инклюзивного образования ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования» в 2016-2020 годах. Рассмотрены особенности организации комплексного сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования. В статье эксплицировано содержание понятия «ассистивные технологии». Представлен опыт ГБПОУ «Миасский педагогический колледж» по созданию насыщенной образовательной среды, обеспечивающей получение профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, и подготовке будущего педагога к осуществлению профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каменкова Наталья Владимировна, Шадчин Игорь Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING THE ACCESSIBILITY OF VOCATIONAL EDUCATION FOR YOUNG PEOPLE WITH DISABILITIES IN THE CHELYABINSK REGION

One of the main directions of state policy in the field of vocational education is building an individual educational route for people with disabilities of various nosologies, which takes into account the diversity of their special educational needs and individual capabilities. The article discusses issues related to the problem of creating conditions for the accessibility of vocational education for students with disabilities in the context of its digitalization. The article analyzes the results of monitoring the informational openness of professional educational organizations of the Chelyabinsk region on the issues of vocational education of disabled people, which was carried out by the Center for Inclusive Education Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development in 2016-2020. The features of the organization of complex support for young people with disabilities when they receive professional education are considered. The article explicates the content of the concept of “assistive technologies”. The experience of the Miass Pedagogical College in creating a rich educational environment, providing professional education for disabled people and persons with disabilities, and preparing a future teacher for professional activities in an inclusive education is presented.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ МОЛОДОГО ВОЗРАСТА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ»

Сведения для цитирования: Каменкова, Н. В. Обеспечение доступности профессионального образования для инвалидов молодого возраста в Челябинской области / Н. В. Каменкова, И. В. Шадчин // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 2 (30). — С. 83-89.

УДК 376 ББК 74.05:74.3

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ МОЛОДОГО ВОЗРАСТА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Н. В. Каменкова, И. В. Шадчин

Одним из магистральных направлений государственной политики в области профессионального образования является выстраивание индивидуального образовательного маршрута для инвалидов различных нозологий, в котором учитывается разнообразие их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

В статье рассмотрен широкий круг вопросов, связанных с проблемой формирования условий доступности профессионального образования для обучающихся с инвалидностью в условиях его цифровизации.

Анализируются результаты мониторинга информационной открытости профессиональных образовательных организаций Челябинской области по вопросам профессионального образования инвалидов, который проводился Центром инклюзивного образования ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования» в 2016-2020 годах. Рассмотрены особенности организации комплексного сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования. В статье эксплицировано содержание понятия «ассистивные технологии».

Представлен опыт ГБПОУ «Миасский педагогический колледж» по созданию насыщенной образовательной среды, обеспечивающей получение профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, и подготовке будущего педагога к осуществлению профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования.

Ключевые слова: инклюзивное образование, инвалид молодого возраста, ассистивные технологии, насыщенная образовательная среда, подготовка будущего педагога, раздел интернет-сайта для инвалидов, повышение квалификации, цифровизация образования, информационно-образовательная среда.

Отношение к инвалидам выступает одним из базовых индикативов зрелости общества, его консолидации и жизнеспособности. Здоровое общество не допустит пренебрежительного отношения к гражданам с инвалидностью.

В настоящее время система образования для студентов с особыми образовательными потребностями находится на пороге изменений. В нашей стране образовательная интеграция реализуется методом экстраполяции, то есть переносом и опытной адаптацией к отечественным условиям, модификацией форм образовательной интеграции, которые положительно зарекомендовали себя за рубежом.

В Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» введен термин «инклюзивное образование», который трактуется как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия

особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [1].

При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в образовательных организациях должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные и образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

В структуре информационно-образовательной среды профессиональной образовательной организации, обучающей инвалидов, должны

быть представлены три группы информационных и коммуникационных технологий:

- общедидактические средства;

- адаптивные технические и программные средства;

- дистанционные образовательные технологии.

Экспансия цифрового образования диктует необходимость глубокого осмысления концепции индивидуализированного обучения в виртуальной среде, требований к предоставляемому для обучения контенту и оценочным материалам, анализа средств стимулирования, разработки средств интерактивного взаимодействия с преподавателем, дополнительных справочных материалов [2].

В основе практики инклюзивного обучения и воспитания лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного обучающегося, и следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого члена социума [3].

В наши дни ежегодно происходит увеличение контингента обучающихся инвалидов и увеличение доли профессиональных образовательных организаций, обучающих инвалидов, однако недостаточно развиты формы индивидуализации обучения, в том числе с разработкой индивидуального учебного плана, адаптацией образовательных программ, использованием дистанционных образовательных технологий [4].

Согласно данным Федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов» (далее — ФГИС ФРИ) по состоянию на 1 марта 2021 г общая численность инвалидов в Челябинской области составила 213 346 человек, из них: 114 187 — женщины, 99 159 — мужчины (табл. 1).

Общая численность детей-инвалидов в Челябинской области по состоянию на 1 марта 2021 г., по данным ФГИС ФРИ, составила 15 805 человек (табл. 2).

Таблица 1

Количество инвалидов в Челябинской области по возрастным группам по состоянию на 1 марта 2021 г. (по данным Федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов»)

^--- 18-30 лет 31-40 лет 41-50 лет 51-60 лет Свыше 60 лет

Количество инвалидов (чел.) 10 638 15 926 19 746 31 981 135 055

Таблица 2

Количество детей-инвалидов в Челябинской области по возрастным группам по состоянию на 1 марта 2021 г. (по данным ФГИС ФРИ)

............ 0-3 лет 4-7 лет 8-14 лет 15-17 лет

Количество детей-инвалидов (чел.) 1462 3406 7797 3140

Центром инклюзивного образования ГБУ ДНО «Челябинский институт развития профессионального образования» (далее — Институт) в рамках исполнения поручения Министерства образования и науки Челябинской области проводится ежеквартальный мониторинг сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве

в профессиональных образовательных организациях Челябинской области (далее — мониторинг).

Согласно данным мониторинга в 2020 г. в 39 профессиональных образовательных организациях Челябинской области, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляются Министерством образования и науки Челябинской области, обучается 555 инвалидов (табл. 3).

Таблица 3

Обучение инвалидов молодого возраста в профессиональных образовательных организациях Челябинской области в 2018-2020 гг.

.............................. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Количество обучающихся-инвалидов (чел.) 385 438 555

Количество НОО, в которых обучаются инвалиды молодого возраста 29 35 39

Анализ данных, представленных в таблице, позволяет сделать вывод об ощутимом увеличении числа обучающихся с инвалидностью (по сравнению с 2019 г. — на 117 человек, с 2018 г. — на 170 человек). Вместе с тем нельзя не отметить стабильный рост числа ПОО, в которых обучаются студенты с различными видами нарушений здоровья (по сравнению с 2018 г. — на 10 ПОО).

Информатизация всех сторон жизни общества невозможна без информатизации образования, что означает создание информационно-образовательной среды в каждой образовательной организации.

Центром инклюзивного образования проводится ежеквартальный мониторинг инфор-

Справочная информация (нормативный срок обучения, требования к абитуриенту и др.) о профессиях и специальностях, по которым могут обучаться инвалиды и лица с ОВЗ, размещена на официальных интернет-сайтах 64 профессиональных образовательных организаций — 100 % от общего числа ПОО Челябинской области (наблюдается повышение значения показателя на 49 % по сравнению с IV кварталом 2016 г.).

Доступность для инвалидов цифровых сервисов является одним из значимых компонентов государственной политики в сфере повышения доступности среды и цифровизации экономики.

Одним из инструментов виртуальной профессиональной навигации в образовательных организациях выступает интернет-ресурс «Атлас профессий и специальностей, по которым ведется подготовка в организациях СПО региона», созданный Институтом в рамках исполнения поручения Министерства образования и науки Челябинской области.

Доступ к интернет-источнику «Атлас профессий и специальностей» осуществляется с сайта Института, сайта Министерства образования и науки Челябинской области и сайтов

мационной открытости 64 профессиональных образовательных организаций Челябинской области по вопросам профессионального образования инвалидов (табл. 4).

Анализ официальных интернет-сайтов профессиональных образовательных организаций в IV квартале 2020 г. позволяет сделать вывод о том, что специальный раздел, отражающий наличие в образовательной организации условий для получения образования инвалидами, сформирован 64 профессиональными образовательными организациями — 100 % от общего числа ПОО Челябинской области.

Таким образом, наблюдается повышение значения показателя на 46 % по сравнению с IV кварталом 2016 г. (табл. 4).

образовательных организаций региона через баннер, использующий gif-анимацию с иллюстрациями фрагментов профессиональной деятельности.

В 2020 г. в специальных подразделах интернет-ресурса «Атлас профессий и специальностей» актуализирована информация по 5 профессиям и 17 специальностям СПО, в рамках которых осуществляется обучение инвалидов с различными видами нарушений здоровья и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ПОО Челябинской области (режим доступа: http://www.chirpo.ru/atlas-professij).

Инклюзивное профессиональное обучение предполагает, что разнообразию потребностей обучающихся-инвалидов должен соответствовать континуум сервисов, в первую очередь образовательной среды, которая является наиболее благоприятной для таких студентов.

Центром инклюзивного образования организовано выявление, распространение и обсуждение опыта деятельности региональных ПОО по проблеме внедрения инклюзивного подхода в педагогическую практику образовательных организаций в рамках областных и межрегиональных научно-практических семинаров [5].

Таблица 4

Результаты мониторинга информационной открытости в IV квартале 2020 г. (в сравнении с результатами 2016 г.)

——.................................. IV кв. 2016 г. IV кв. 2017 г. IV кв. 2018 г. IV кв. 2019 г. IV кв. 2020 г.

Доля ПОО, которые создали специализированный раздел для инвалидов (% от общего числа ПОО) 54 % 75 % 86 % 97 % 100 %

Доля ПОО, которые разместили справочную информацию о профессиях (% от общего числа ПОО) 51 % 63 % 73 % 95 % 100 %

На интернет-странице Центра инклюзивного образования консолидируются информационно-методические материалы по широкому спектру вопросов, связанных с развитием безбарьерной образовательной среды, презентационные материалы и тезисы выступлений представителей региональных НОО по проблеме формирования условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере среднего профессионального образования.

Интересен опыт ГБНОУ «Миасский педагогический колледж», который, рассматривая вопросы создания доступной образовательной среды для инвалидов, преследует цель формирования ресурсами данной среды необходимых компетенций будущих педагогов, которым в своей профессиональной деятельности придется осуществлять обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

На базе педагогического колледжа созданы три лаборатории инклюзивного образования: для слабовидящих, слабослышащих и лиц, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата.

Все три лаборатории оборудованы устройствами, предназначенными для получения информации различного вида; устройствами для передачи информации во внешнюю среду; устройствами, позволяющими обрабатывать информацию с учетом специфики затруднений обучающегося.

Девайсы и технологии, предназначенные для получения и передачи информации слабослышащими обучающимися, представлены акустическими системами звукового поля (беспроводными системами линейного акустического излучения, которые состоят из динамика и микрофона). Данные системы позволяют слабослышащим ученикам беспрепятственно воспринимать речь преподавателя в условиях классной комнаты. Нереносной радиокласс на пять слушателей ^М-система), включающий передатчик/микрофон для педагога и приемники для обучающихся, позволяет ученикам понимать речь учителя в шумной обстановке, отсекая все лишние звуки. Класс может использоваться за пределами учебного кабинета.

Устройства и технологии, предназначенные для получения и передачи информации слабовидящим обучающимся, представлены портативными увеличителями, обладающими возможностью многократного увеличения изображения с учетом цветового поля, программным обеспечением звукового сопровождения текста, дублирующего информацию экрана.

Девайсы, предназначенные для получения и передачи информации лицами с нарушениями опорно-двигательного аппарата, представлены компьютерами, оснащенными периферийными устройствами (джойстиками, мышками, клавиатурами), обладающими специфическими функциями — увеличенный размер, ограничение и специфика движения и т. д. Мебель в кабинете лаборатории имеет ряд конструктивных особенностей, позволяющих подстраиваться под потребности обучающегося (автоматическая регулировка мебели по высоте и наклону).

Для создания комфортного пространства образовательной организации, позволяющего инвалидам беспрепятственно пользоваться окружающей средой, все кабинеты лабораторий оснащены мультимедийными средствами для демонстрации учебного материала; фойе колледжа — интерактивной информационной панелью, отображающей информацию с учетом специфики пользователя (увеличение размера изображения, дублирование звуком, использование индукционной петли при передаче звука и т. д.); иные помещения — табличками и знаками, дублирующими информацию в различной знаково-символической форме (свето-звуковые сигналы обозначения входов/ выходов, санитарных комнат, кабинетов, библиотеки). Санитарная комната оборудована в соответствии с нормативными требованиями для пользования инвалидами и лицами с ОВЗ.

Образовательное пространство колледжа с необходимой доступной средой, наполнение образовательного процесса информационными технологиями позволяют будущему педагогу на практике освоить ассистивные технологии. К ассистивным технологиям мы относим устройства, программные и иные средства, использование которых позволяет расширить возможности лиц с особыми образовательными потребностями в процессе приема информации, их адаптации к условиям жизни и социальной интеграции [6].

Будущему педагогу важно не только видеть и уметь использовать ресурсы вспомогательной среды, но и овладевать необходимыми педагогическими технологиями. С этой целью в образовательную программу подготовки будущих педагогов Миасского педагогического колледжа включены профессиональные модули и дисциплины соответствующей тематики: для специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» — «Нрактикум по работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья»; для специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных

классах» — «Психофизиологические особенности детей, в том числе детей с ОВЗ», «Особенности психолого-педагогической диагностики детей с ОВЗ», «Теоретические основы организации обучения младших школьников в условиях инклюзивного образования»; для специальности 44.02.03 «Педагогика дополнительного образования» — «Недагогика и психология инклюзивного образования». В рамках изучаемых дисциплин будущие педагоги осваивают технологии коммуникации с лицами, имеющими различные нозологии; коррекционные технологии по работе с лицами с ОВЗ различных возрастных групп; информационно-коммуникативные технологии и др. Базой практики подготовки будущих педагогов выступают образовательные организации Миасского городского округа, имеющие соответствующую специфику деятельности (коррек-ционной и компенсирующей направленности), а также некоммерческие организации и фонды, работающие с инвалидами и детьми с ОВЗ.

Построение насыщенного и доступного образовательного пространства не только обеспечивает благоприятные условия для получения инвалидами и лицами с ОВЗ профессионального образования, но и позволяет будущим педа-

гогам понять и освоить специфику вспомогательной среды, обеспечивающей условия для пребывания в образовательной организации лиц с ограниченными возможностями здоровья, осознать необходимость информационного обеспечения доступности образования и обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья, получить навык использования образовательных технологий по работе с лицами, имеющими ограничения по здоровью с учетом специфики различных нозологий.

Таким образом, получение инвалидами качественного профессионального образования выступает одним из базовых условий их успешной социализации и самореализации в различных видах профессиональной деятельности.

В наши дни приоритетными направлениями деятельности системы инклюзивного образования являются нивелирование социальной эксклюзии граждан с инвалидностью, формирование социально-психологических детерминант для дестигматизации инвалидности, формирование диспозиций толерантного отношения в социуме к студентам с различными видами нарушений здоровья.

Библиографический список

1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : Федер. закон № 273-Ф3 [принят Государственной думой 21.12.2012 : одобрен Советом Федерации 26.12.2012] // КонсультантПлюс : правовая база : [сайт]. — 2021. — URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 27.02.2021).

2. Ахметова, Д. З. Цифровизация и инклюзивное образование: точки соприкосновения / Д. З. Ахметова, Т. С. Артюхина, М. Р. Бикбаева, И. А. Сахнова [и др.] // Высшее образование в России. — 2020. — Т. 29. — № 2. — С. 141-150.

3. Романенкова, Д. Ф. Реализация мероприятий по обеспечению доступности среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в Российской Федерации / Д. Ф. Романенкова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 3 (11). — С. 25-30.

4. Шадчин, И. В. Информационная поддержка инвалидов молодого возраста в системе среднего профессионального образования Челябинской области: проблемы и перспективы / И. В. Шадчин // Среднее профессиональное образование в информационном обществе : материалы V Международ. науч.-практ. конф. (г. Копейск, 31 января 2020 г.). — Челябинск : Изд-во ГБУ ДПО ЧИРПО, 2020. — С. 75-79.

5. Инклюзивное профессиональное образование в условиях его цифровизации / И. В. Шадчин // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 4 (28). — С.115-145.

6. Карпов, А. А. Ассистивные информационные технологии на основе аудиовизуальных речевых интерфейсов / А. А. Карпов // Труды СПИИРАН. — 2013. — Вып. 4 (27). — С.114-129.

For citation: Kamenkova, N. V Ensuring the accessibility of vocational education for young people with disabilities in the Chelyabinsk region / N. V. Kamenkova, I. V. Shadchin // Innovative development of vocational education. — 2021. — № 2 (30). — P. 83-89.

ENSURING THE ACCESSIBILITY OF VOCATIONAL EDUCATION FOR YOUNG PEOPLE WITH DISABILITIES IN THE CHELYABINSK REGION

N. V. Kamenkova, I. V. Shadchin

One of the main directions of state policy in the field of vocational education is building an individual educational route for people with disabilities of various nosologies, which takes into account the diversity of their special educational needs and individual capabilities.

The article discusses issues related to the problem of creating conditions for the accessibility of vocational education for students with disabilities in the context of its digitalization. The article analyzes the results of monitoring the informational openness of professional educational organizations of the Chelyabinsk region on the issues of vocational education of disabled people, which was carried out by the Center for Inclusive Education Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development in 2016-2020. The features of the organization of complex support for young people with disabilities when they receive professional education are considered. The article explicates the content of the concept of "assistive technologies". The experience of the Miass Pedagogical College in creating a rich educational environment, providing professional education for disabled people and persons with disabilities, and preparing a future teacher for professional activities in an inclusive education is presented.

Key words: inclusive education, young disabled person, assistive technologies, rich educational environment, training of a future teacher, website section for disabled people, advanced training, digitalization of education, information and educational environment.

References

1. Rossijskaja Federacija. Zakony. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii : Feder. zakon № 273-FZ [prinjat Gosudarstvennoj dumoj 21.12.2012 : odobren Sovetom Federacii 26.12.2012]. Konsul'tantPljus, 2021, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed: 27.02.2021) (In Russian)

2. Ahmetova D. Z., Artjuhina T. S., Bikbaeva M. R., Sahnova I. A. [et al.] Cifrovizacija i inkljuzivnoe obrazovanie: tochki soprikosnovenija [Digitalization and inclusive education: points of contact], Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2020, vol. 29, no. 2, pp. 141-150. (In Russian)

3. Romanenkova D. F. Realizacija meroprijatij po obespecheniju dostupnosti srednego professional'nogo obrazovanija dlja invalidov i lic s ogranichennymi vozmozhnostjami v Rossijskoj Federacii [Implementation of measures to ensure the availability of secondary vocational education for the disabled and persons with disabilities in the Russian Federation], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2016, no. 3 (11), pp. 25-30. (In Russian)

4. Shadchin I. V. Informacionnaja podderzhka invalidov molodogo vozrasta v sisteme srednego professional'nogo obrazovanija Cheljabinskoj oblasti: problemy i perspektivy [Information support of young people with disabilities in the system of secondary vocational education of the Chelyabinsk region: problems and prospects], Materialy VMezhdunarod. nauch.-prakt. konf. "Srednee professional'noe obrazovanie v informacionnom obshhestve" (g. Kopejsk, 31 janvarja 2020 g.). [Materials of the V International. scientific-practical conf. "Secondary vocational education in the information society" (Kopeysk, January 31, 2020)], Cheljabinsk, Izd-vo GBU DPO ChIRPO, 2020, pp. 75-79. (In Russian)

5. Shadchin I. V. Inkljuzivnoe professional'noe obrazovanie v uslovijah ego cifrovizacii [Inclusive vocational education in the context of its digitalization], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2020, no. 4 (28), pp. 115-145. (In Russian)

6. Karpov A. A. Assistivnye informacionnye tehnologii na osnove audiovizual'nyh rechevyh inter-fejsov [Assistive information technologies based on audiovisual speech interfaces], Trudy SPIIRAN [Proceedings of SPIIRAS], 2013, Issue 4 (27), pp. 114-129. (In Russian)

Каменкова Наталья Владимировна, директор ГБПОУ «Миасский педагогический колледж», Российская Федерация, Челябинская область, г. Миасс, e-mail: nat_kamenkova@mail.ru

Kamenkova Natalya Vladimirovna, Director of the Miass Pedagogical College, Russian Federation, Chelyabinsk Region, Miass, e-mail: nat_kamenkova@ mail.ru

Шадчин Игорь Владимирович, начальник Центра инклюзивного образования ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования»; преподаватель кафедры общей и профессиональной педагогики Института развития образования и практической психологии ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет», Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: inclusive.chirpo@mail.ru

Shadchin Igor Vladimirovich, Head of the Center for Inclusive Education, Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development; Lecturer at the Department of General and Professional Pedagogy, Institute for the Development of Education and Practical Psychology, Chelyabinsk State University, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: inclusive.chirpo @ mail.ru

Сведения для цитирования: Лымарев, В. Н. Особенности формирования профессиональной мотивации в системе непрерывного военного образования в условиях перехода на дистанционное обучение / В. Н. Лымарев // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 2 (30). — С. 89-94.

УДК 378/371 ББК 74.05:74.58

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В. Н. Лымарев

В статье рассматривается проблема формирования профессиональной мотивации курсантов военного вуза в условиях дистанционного обучения. Обосновывается идея о том, что ограничения, вызванные новой коронавирусной инфекцией, стимулировали введение дистанционных технологий в образовательный процесс. Данные инновации подготовки военного специалиста вызвали определенные сложности в усвоении учебного материала. В статье определены причины снижения качества усвоения образовательного контента. С целью повышения уровня профессиональной мотивации обучающихся в условиях перехода на дистанционное обучение целесообразно использование инновационных технологий. Автор выдвигает гипотезу о том, что профессиональная мотивация в системе непрерывного военного образования в условиях перехода на дистанционное обучение повышается при использовании иммерсивных технологий, учебных игровых технологий, технологий «перевернутого класса». В статье анализируются инновационные технологии, используемые при изучении специальных дисциплин в военном вузе. Подводятся некоторые итоги применения инновационных технологий, которые не противоречат современным исследованиям, являются дополнением в исследовании формирования профессиональной мотивации курсантов военного вуза. Внедрение дистанционного обучения в систему непрерывного военного образования требует учета специфики педагогического взаимодействия, опосредованного применением онлайн-технологий.

Ключевые слова: мотивация, профессиональная мотивация, дистанционное обучение, инновационные технологии, образовательные технологии, виртуальная среда, обучение, курсанты.

Обстоятельства, связанные с современным серьезным вызовом — пандемией новой коро-навирусной инфекции, спровоцировали толчок в развитии технологии дистанционного обучения. Традиционная система образования, и в частности военного образования, ядром которой является консервативная практическая

направленность, также частично была переведена на дистанционный формат обучения. В инновационных условиях важной является педагогическая и содержательная направленность процесса обучения, заключающаяся в тщательном отборе содержания и структуризации учебного материала. Опыт первых месяцев пандемии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.