Научная статья на тему 'Современные образовательные технологии в преподавании русского языка как неродного: концепция программы повышения квалификации учителей общеобразовательной школы'

Современные образовательные технологии в преподавании русского языка как неродного: концепция программы повышения квалификации учителей общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2602
380
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК НЕРОДНОЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ / ТЮРКОЯЗЫЧНАЯ ШКОЛА / RUSSIAN AS A NON-NATIVE LANGUAGE / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS / TURKIC SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бочина Татьяна Геннадьевна, Хабибуллина Елена Викторовна

В статье представлена программа повышения квалификации учителей русского языка как неродного общеобразовательной школы. Обосновывается актуальность программы, ее цель, тематическое наполнение вариативных модулей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бочина Татьяна Геннадьевна, Хабибуллина Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Educational Technologies in Teaching Russian as a Non-native Language: the Concept of the Development Programme for Teachers of Comprehensive Schools

The paper deals with the programme of professional development for teachers of Russian at non-native comprehensive schools. The article presents the basic principles of the Programme, its aims, the content of the parallel modules.

Текст научной работы на тему «Современные образовательные технологии в преподавании русского языка как неродного: концепция программы повышения квалификации учителей общеобразовательной школы»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2012. №2(28)

УДК 372.8:811.161.1

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НЕРОДНОГО: КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

© Т.Г.Бочина, Е.В.Хабибуллина

В статье представлена программа повышения квалификации учителей русского языка как неродного общеобразовательной школы. Обосновывается актуальность программы, ее цель, тематическое наполнение вариативных модулей.

Ключевые слова: русский язык как неродной, образовательные технологии, повышение квалификации учителей, тюркоязычная школа.

В ХХ1 веке значительно изменились социально-педагогические условия преподавания русского языка в России: во-первых, значительно увеличилось количество школ с родным (нерусским) языком преподавания, а в школах с русским языком обучения растет число поликуль-турных классов, что настоятельно требует от учителя владения методикой преподавания русского языка как неродного, которая значительно отличается от методики преподавания родного языка; во-вторых, вводятся новые федеральные государственные образовательные стандарты для школ, новые формы итоговой аттестации и средства оценивания качества обучения, успешное внедрение которых зависит от скорейшей адаптации к ним учителей; в-третьих, бурное развитие новых информационных технологий, повышенный интерес к ним школьников открывают большие перспективы использования ИКТ в образовательном процессе, однако многие учителя еще не готовы к активному их включению в практику преподавания.

Сказанное определяет актуальность проведения повышения квалификации, целью которой является совершенствование профессиональной компетенции учителей русского языка как неродного в области применения современных образовательных технологий.

Предлагается реализовать программу в дистантной (48 часов) и очной (24 часа) форме обучения. Данная форма организации, с одной стороны, способствует интенсификации процесса повышения квалификации, с другой - содействует формированию (совершенствованию) у школьных учителей навыков использования интернета в целях образования, самообразования и обмена опытом с коллегами. Лекционные и практические занятия, принадлежащие к одной теме, формируются в вариативный модуль, который состоит из инвариантной части, обязатель-

ной для изучения всеми слушателями, и вариативной, учитывающей ступень общеобразовательной школы.

В первом модуле «Эффективные педагогические технологии обучения русскому языку как неродному в школе» ставятся следующие задачи:

- ознакомить слушателей с теоретическими основами концепции коммуникативного русскоязычного образования как концепции развития индивидуальности в диалоге культур;

- показать роль русскоязычного образования в духовном, культурном развитии личности учащихся;

- представить систему средств коммуникативной технологии;

- сформировать практические навыки и умения по организации условно-речевых и речевых упражнений.

Еще одной технологией, которая обрела особую актуальность в современной педагогике, является технология интерактивного обучения, предполагающая использование групповых и коллективных видов работы учащихся, ролевых и деловых игр. Немыслимо современное образование и без применения в учебно-воспитательном процессе метода проектов. В числе вопросов, изучаемых в рамках данной темы, - содержание и типология ученических проектов, этапы работы над проектом, критерии эффективного применения метода проектов и его ограничения, создание учебных проектов, презентация и защита проектов, организация проектного обучения в школе.

Таким образом, все предлагаемые темы первого модуля взаимосвязаны: коммуникативная технология предполагает взаимодействие учащихся друг с другом, т.е. интерактивность, а обучение в сотрудничестве является условием успешной реализации проектного метода. Каждая из инвариантных тем находит свое развитие

в вариативной части. Например, для учителей начальной школы предлагается изучение следующих вопросов:

- обучение видам речевой деятельности на начальном этапе;

- дидактические игры как средство обучения русскому языку;

- технология работы с текстом в начальной школе (технология формирования правильной читательской деятельности, диалог с автором, комментированное чтение);

- метод проектов в начальных классах.

Выбор темы второго модуля «Новые информационные технологии в обучении русскому языку как неродному» и включение его в программу повышения квалификации учителей обусловлен тем, что возросло воздействие интеллектуальных систем на все стороны жизни человека, а информатизация стала объективным процессом в развитии общества. Использование возможностей персонального компьютера способно в значительной мере ускорить развитие системы образования. Важным требованием к учителю становится умение спроектировать свою педагогическую деятельность, а также деятельность учащихся таким образом, чтобы полученная информация стала источником новых знаний. В связи с этим возникает противоречие между необходимостью усвоения большого объема информации, перехода информации в прочные знания и ограниченными возможностями традиционной организации процесса обучения. Существенную роль в разрешении данного противоречия может сыграть эффективное использование возможностей персонального компьютера.

Несмотря на проводимые исследования и многолетний опыт внедрения персонального компьютера в образовательный процесс, несмотря на наличие определенного опыта в использовании разнообразных типов электронных образовательных средств, потенциальные возможности персонального компьютера в образовании до сих пор остаются использованными не в полном объеме. Как показывает практика, особую трудность при внедрении электронных средств обучения испытывают учителя гуманитарных предметов.

Основная цель модуля - оказание методической помощи практикующим учителям русского языка как неродного в разработке собственных электронных средств обучения на базе использования информационных, телекоммуникационных и аудиовизуальных технологий. Достижению данной цели должно способствовать решение следующих задач:

- обобщить результаты современных исследований в области изучения образовательного потенциала новых информационных технологий в сфере преподавания русского языка как неродного;

- сформировать умения и навыки, необходимые преподавателю русского языка для решения образовательных задач средствами информационно-коммуникационных технологий общего назначения, а также специализированных технологий и ресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию школьного предмета «русский язык».

Данный модуль содержит следующие темы: «Информационное общество. Информатизация образования. Пути внедрения НИТ в образовательный процесс» и «Аппаратные и программные средства персональных компьютеров». Особое место в курсе отведено теме «Информационные технологии. Пакет MS OFFICE». Пакет MS Office в значительной мере облегчает работу учителя, поскольку обладает очень широкими возможностями. Чаще всего учитель не в полной мере использует эти возможности. Задача данной темы дать краткий вводный обзор этих незаменимых для учителя программных средств. В основу изучения положены примеры создания реальных типичных документов. Большое внимание уделено оформлению табличных данных, построению графиков и диаграмм, обмену данными между приложениями пакета Microsoft Office; даются рекомендации по грамотной организации работы с документами на компьютере. Достаточно много времени в модуле уделяется презентациям как линейной, так и сложной структуры. Microsoft PowerPoint - это хорошо знакомый учителям инструмент, который поможет сделать урок интереснее. Также данный модуль раскрывает перед педагогом возможности Интернета и его образовательных ресурсов.

Таким образом, модуль «Новые информационные технологии в обучении русскому языку как неродному» направлен на формирование базовой ИКТ-компетентности учителей русского языка как неродного, под которой понимается инвариант знаний, умений и опыта, необходимый учителю для решения образовательных задач прежде всего средствами информационнокомпьютерных технологий общего назначения.

Модуль «Современные средства оценивания в преподавании русского языка как неродного» разрабатывался в соответствии с современным компетентностным подходом к оцениванию качества образования. По итогам изучения модуля учителя русского языка как неродного должны знать основные направления модернизации сис-

РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА В ТЮРКОЯЗЫЧНОМ МИРЕ:

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ

темы оценивания результатов обучения, иметь четкое представление о том, что объективная педагогическая диагностика и обращение к новым методам оценивания требуют:

- определенной теоретической подготовки от самого преподавателя;

- умения создать условия, благоприятные для внедрения инноваций в этой сфере деятельности;

- знания плюсов и минусов внедряемых методов оценивания.

Инвариантные темы, включенные в модуль «Современные средства оценивания в преподавании русского языка как неродного», обеспечивают соответствие курса актуальным тенденциям в области оценивания и контроля. Компетентно-стный подход к преподаванию требует, чтобы понятие «качество образования» рассматривалось в разных аспектах, поэтому необходимо осветить вопросы качества учебного процесса, переподготовки научно-педагогических кадров, вопросы создания ресурсов и вопросы управления и т.д. Немаловажно рассмотреть стратегии и тактики совершенствования традиционных средств контроля и оценки знаний учащихся, прежде всего применительно к изложению и сочинению, так как эти виды работы - составляющие государственной итоговой аттестации.

Подготовка к написанию части С Единого государственного экзамена включена в инвариантные темы модуля, ведь для выпускников школ, которые изучают русский язык как неродной, особенную трудность составляет продуцирование сочинения-рассуждения по прочитанному тексту, так как оно требует высокого уровня сформированности комплекса компетенций. Здесь подробно рассматриваются и критерии оценивания, действующие в рамках ЕГЭ.

В модуле предусмотрено изучение основных инновационных тенденций в области контроля и оценки. Современная ситуация ставит перед преподавателем много вопросов: выбор шкалы оценивания, возможности внедрения накопительной оценки в преподавании русского языка как неродного, выстраивание учебной деятельности с применением рейтинг-системы, особенности безотметочного обучения. В этом тематическом разделе внимание учителей обращается и на такой метод оценивания, как портфолио. Чтобы портфолио был действительно содержательным и фиксировал неуклонный рост знаний, умений и навыков каждого ученика, нужна система разнообразных контрольно-оценочных мероприятий, которые позволят ученикам максимально реализовать свои возможности. Одним из таких мероприятий является, например, олимпиада по русскому языку. И, наконец, не может быть обойден

при изучении современных средств оценивания еще один важный аспект измерения учебных достижений - самооценка (т.е. самоконтроль ученика, его саморегуляция, самоэкспертиза и самостимуляция), в частности использование дневников и таблиц самооценки школьников.

В отдельную тему модуля вынесены вопросы, связанные с тестовыми технологиями. Это связано не только со спецификой итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11 классах. Преподаватели должны уметь грамотно использовать разные виды тестирования (входное, корректирующее, обучающее, диагностическое и др.), уметь разрабатывать тесты и задания в тестовой форме, анализировать результаты тестирования, разрабатывать критерии и контрольноизмерительные материалы для оценки учебных достижений учащихся. В рамках этого тематического раздела рассматриваются классификация тестовых заданий, их формы, структура и композиция, надежность, валидность тестов, а также ошибки при составлении тестов, особенности тестирования по аспектам языка и речи.

Модуль «Современные средства оценивания в преподавании русского языка как неродного» направлен на то, чтобы использование новых способов контроля и оценки не становилось формальностью, чтобы преподаватель выбирал из разнообразия этих способов именно те, которые позволят достичь оптимальных результатов в данном коллективе учащихся.

В рамках предложенной программы повышения квалификации учителей русского языка был разработан вариативный модуль, который предполагает учет специфики преподавания русского языка в той или иной языковой аудитории. В качестве примера обозначим вариант модуля «Лингводидактический аспект обучения русскому языку в тюркоязычных школах».

Специфика преподавания русского языка в тюркоязычной школе заключается в том, что она «существенно отличается от методики преподавания языка в русской школе, где учитель работает со школьниками, практически владеющими языком. Задача его состоит в том, чтобы помочь школьникам осознать законы родного языка и на этой основе совершенствовать и развивать культуру речи (устной и письменной). В национальной школе перед учителем стоит иная задача: он должен помочь учащимся практически овладеть языком, законы которого нередко противоречат привычным для них нормам родного языка» [1: 22]. Поэтому в модуле были представлены лингвометодические выводы, сделанные на основе результатов сопоставительно-типологического

анализа русского и тюркских языков. В центре

внимания методистов становятся транспозиция и интерференция как результат взаимосвязи родного языка учащихся с русским языком в процессе обучения. Учет особенностей родного языка учащихся - один из важнейших лингвометодических принципов в обучении русскому языку как неродному. Современные исследования по сопоставительной типологии русского и тюркских языков проводятся не только на уровне языковых систем, но и на уровне культуры разных народов. В связи с этим современный период развития методики преподавания русского языка как неродного характеризуется особым интересом к диалогу языков и культур в содержании обучения, в рамках которого происходит обучение языку не только как средству общения, познания мира, но и как средству приобщения к национальным культурам, к духовным ценностям контактирующих народов. Диалог языков и культур отражается в современных учебниках и учебных пособиях по русскому языку, осуществляется при изучении разных разделов курса русского языка. Через язык происходит приобщение к национально-культурным ценностям, к достижениям мировой науки и культуры. «Русский язык должен формировать коммуникативную культуру современной личности. Это является важнейшим фактором не только сохранения единого образовательного пространства, но и гармонизации национальных отношений, формирования терпимости, толерантности личности ХХ1 века» [2: 18].

В методику преподавания русского языка как неродного огромный вклад внесли такие известные лингвометодисты, как Л.З.Шакирова, Г.А.Жданова, Р.Б.Гарифьянова, Н.М.Хасанов, А.Ш.Асадуллин и др. (татарская школа),

Л.Г.Саяхова, К.З.Закирьянов, Р.В.Альмухаметов и др. (башкирская школа), Г.А.Анисимов (чувашская школа), В.В.Решетов и др. (узбекская школа), Н.Б.Экба (кабардинская школа), Р.А.Абузяров (казахская школа), К.Ф.Федоров (якутская школа) и др. Современный этап развития методики преподавания русского языка как неродного характеризуется личностно-ориентированным, коммуникативно-деятельностным, текстоориентированным, компетентностным подходами, которые реализуются в содержании и средствах обучения русскому языку.

В программе повышения квалификации особое значение отводится организации самостоятельной работы, взаимоконтролю и самоанализу, использованию профессиональной рефлексии. В качестве итоговой аттестации слушатели защищают проектную работу.

1. Шакирова Л.З., Сабаткоев Р.Б. Методика преподавания русского языка (на материале национальных школ). - СПб.: Просвещение; Казань: Мага-риф, 2003. - 376 с.

2. Быстрова Е.А. Проблемы и перспективы преподавания русского языка в школе // Русский язык в школе: опыт, проблемы, перспективы: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. - Казань, 2001. - Ч.2. - С. 13 - 18.

MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN TEACHING RUSSIAN AS A NON-NATIVE LANGUAGE: THE CONCEPT OF THE DEVELOPMENT PROGRAMME FOR TEACHERS OF COMPREHENSIVE

SCHOOLS

T.G.Bochina, E.V.Habibullina

The paper deals with the programme of professional development for teachers of Russian at non-native comprehensive schools. The article presents the basic principles of the Programme, its aims, the content of the parallel modules.

Key words: Russian as a non-native language, Educational Technologies, professional development of teachers, Turkic school.

Бочина Татьяна Геннадьевна - доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка как иностранного Института филологии и искусств Казанского федерального университета.

E-mail: tbochina@yandex.ru

______________РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА В ТЮРКОЯЗЫЧНОМ МИРЕ:______________________________

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ Хабибуллина Елена Викторовна - кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного Института филологии и искусств Казанского федерального университета.

E-mail: elvikh@mail.ru

Поступила в редакцию 01.06.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.