Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ'

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ / СЦЕНАРИЙ / ВИДЕООБУЧЕНИЕ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INTERACTIVE TECHNOLOGIES / PEDAGOGICAL SITUATIONS / SCRIPT / VIDEO TRAINING / LAW ENFORCEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баринова Ольга Юрьевна

В статье представлены наиболее актуальные образовательные инновации в сфере языковой подготовки сотрудников полиции. Автором предложено и обосновано средство реализации практической направленности занятий по английскому языку у сотрудников полиции сценарий. Статья посвящена анализу педагогического потенциала мультимедийных технологий обучения сотрудников полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баринова Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN THE TRAINING OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS

The article presents the most relevant educational innovations in the field of language training of police officers. The author proposed and substantiated a means of implementing the practical orientation of English language classes among police officers a scenario. The article is devoted to the analysis of the pedagogical potential of multimedia technologies for training police officers.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ»

профессионального образования" : дис... кандидата педагогических наук / Одинокая Мария Александровна, 2014. 252 с.

5. Прудникова, Н.Н. Педагогическая технология формирования иноязычной компетенции студентов неязыковых вузов : специальность 13.00.01 "Общая педагогика, история педагогики и образования" : дис. кандидата педагогических наук / Прудникова Надежда Николаевна, 2007. 231 с.

6. Трегубова, Т. М . М одели профессионального развития педагогов в условиях цифровизации: бенчмаркинг успешных практик / Т. М. Трегубова // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 3(56). С. 348-352. DOI 10.25683/VOLBI.2021.56.325. EDN EIBZLF.

7. Тукаева, Р. Н. Роль цифровых образовательных ресурсов в процессе овладения иностранным языком / Р. Н. Ту-каева, А. А. Катекина // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72 -2. С. 267-269.

8. Чермокина, Р.Ш. Интерактивные формы работы в обучении студентов вуза грамматической стороне речи : специальность 13.00.02 "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)" : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Чермокина Регина Шамиловна, 2012. 231 с.

References:

1. Valeeva, R. Z. Didakticheskaya igra kak tekhnologiya razvitiya rechevoj deyatel'nosti / R. Z. Valeeva // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2008. № 7(61). S. 31-37. EDN KUGJCR.

2. Il'duganova, G. M. Gejmifikaciya processa obucheniya inostrannym yazykam v vuze / G. M. Il'duganova // Mnogourovnevaya yazykovaya podgotovka v usloviyah polikul'turnogo obshchestva : Materialy VIII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Kazan', 11 iyunya 2021 goda. Kazan': Kazanskij gosudarstvennyj institut kul'tury, 2021. S. 471-475. EDN KMBRDF.

3. Obskov, A.V. Pedagogicheskie usloviya i formy realizacii interaktivnogo obucheniya inostrannomu yazyku studentov tekhnicheskogo vuza : special'nost' 13.00.08 "Teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya": dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata pedagogicheskih nauk / Obskov Aleksandr Vladimirovich, 2017.160 s.

4. Odinokaya, M.A. Tekhnologiya interaktivnogo obucheniya kak sredstvo organizacii samostoyatel'noj raboty studentov tekhnicheskogo vuza: na baze discipliny "Inostrannyj yazyk" : special'nost' 13.00.08 "Teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya" : dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata pedagogicheskih nauk / Odinokaya Mariya Aleksandrovna, 2014. 252 s.

5. Prudnikova, N.N. Pedagogicheskaya tekhnologiya formirovaniya inoyazychnoj kompetencii studentov neyazykovyh vuzov : special'nost' 13.00.01 "Obshchaya pedagogika, istoriya pedagogiki i obrazovaniya": dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata pedagogicheskih nauk / Prudnikova Nadezhda Nikolaevna, 2007.231 s.

6. Tregubova, Т. M. Modeli professional'nogo razvitiya pedagogov v usloviyah cifrovizacii: benchmarking uspeshnyh praktik / Т. M. Tregubova // Biznes. Obrazovanie. Pravo. 2021. № 3(56). S. 348-352. DOI 10.25683/VOLBI.2021.56.325. EDN EIBZLF.

7. Tukaeva, R. N. Rol' cifrovyh obrazovatel'nyh resursov v processe ovladeniya inostrannym yazykom / R. N. Tukaeva, A. A. Katekina // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021. № 72-2. S. 267-269.

8. Chermokina, R.SH. Interaktivnye formy raboty v obuchenii studentov vuza grammaticheskoj storone rechi: special'nost' 13.00.02 "Teoriya i metodika obucheniya i vospitaniya (po oblastyam i urovnyam obrazovaniya]": dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata pedagogicheskih nauk / Chermokina Regina SHamilovna, 2012.231 s.

УДК 372.8

О.Ю. Бариноба

СОВРЕ M ЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННО МУ ЯЗЫКУ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

В статье представлены наиболее актуальные образовательные инновации в сфере языковой подготовки сотрудников полиции. Автором предложено и обосновано средство реализации практической направленности занятий по английскому языку у сотрудников полиции - сценарий. Статья посвящена анализу педагогического потенциала мультимедийных технологий обучения сотрудников полиции.

Ключевые слова: Интерактивные технологии, педагогические ситуации, сценарий, видеообучение, правоохранительная деятельность

Для цитирования: Баринова О.Ю. Современные образовательные технологии в обучении иностранному языку при подготовке сотрудников правоохранительных органов // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 1. С.92-96.

Olga J.Barinova MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN THE TRAINING OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS

The article presents the most relevant educational innovations in the field of language training of police officers. The author proposed and substantiated a means of implementing the practical orientation of English language classes among police officers - a scenario. The article is devoted to the analysis of the pedagogical potential of multimedia technologies for training police officers.

Key words: Interactive technologies, pedagogical situations, script, video training, law enforcement

For citation: Barinova O.Y. Modern educational technologies in teaching a foreign language in the training of law enforcement officers // Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 1. С.92-96.

Современные интерактивные и мультимедийные технологии играют особую роль в профессиональном обучении полицейских, так как они обеспечивают интерактивную учебную среду и улучшают результаты обучения. Мультимедийные технологии можно использовать для создания педагогических ситуаций и сценариев, которые позволяют курсантам практиковаться в принятии решений, ситуационной осведомленности. Анализ некоторых источников, имеющихся в открытом доступе, позволил нам выделить особенности и педагогический потенциал наиболее используемых из них.

В современном научном сообществе идут активные дискуссии о том, что обучение английскому языку в профессиональных учебных заведениях, в том числе юридических вузах, должно быть нацелено на получение не общих, а специальных языковых знаний по будущей узкоспециализированной профессии. Актуальность поставленной в данной статье проблемы подтверждают научные работы, в которых подчеркивается значимость практической направленности процесса обучения в различных сферах и на разных преподаваемых дисциплинах.

В результате формирования новых подходов к образованию, внедрения информационных технологий и новейших способов передачи знаний, как никогда остро встает вопрос о том, как и в каких формах должен функционировать учебный процесс. Совершенно очевидно, что в качестве основного инструмента, стимулирующего познавательную деятельность курсантов, выступает мотивация, зависящая от благоприятной образовательной среды, созданной преподавателем, выбора разнообразных опытов, упражнений и в целом формата проведения учебных занятий. Поскольку иностранный язык является важным средством повышения коммуникативных навыков, творческих и аналитических способностей человека, в связи с этим вопрос о правильной организации обучения выходит на первый план. Преподаватели иностранных языков понимают, что коммуникативная компетентность играет важную роль.

Материалы и методы

Формы проведения интерактивных занятий с помощью современных технологий различны. Их выбор осуществляется с учетом способностей и уровня знаний курсантов.

Внедрение современных методов обучения в учебные занятия дисциплины «Иностранный язык» зависит от возможностей и имеющихся трудностей обучающихся. Нарушение правильности речи нередко может привести к недопониманию и недоразумениям со стороны собеседника. Важно придерживаться классического произношения, не приспосабливать язык для себя, тем самым пользоваться базовой характеристикой речи.

Закрепление навыков коммуникативной компетенции возможно посредством многочисленных тренировок: необходимо знать интонационное и грамматическое оформление высказываний, уметь слушать и слышать речь на иностранном языке, правильно и автоматично разъясняться отдельно и в потоке речи. В связи с этим несовершенство коммуникативной компетентности значительно затягивает процесс понимания обращенной к человеку речи. Продолжительность беседы может быть продлена, поскольку неточное и неверное понимание информации порождает ряд дополнительных вопросов.

Коммуникативные навыки позволяют курсантам научиться общаться на иностранном языке для профессионального общения, например, в период несения службы, проведения мероприятий с участием иностранных представителей.

Развитие профессионально направленных интерактивных коммуникативных навыков и компетенций является важнейшим направлением подготовки курсантов. Использование информационных технологий предполагает работу с информацией: поиск, сбор, хранение, анализ и синтез. В ходе занятий по английскому языку возможно выполнение разнообразных заданий, связанных с обработкой информации при помощи электронных ресурсов.

Обсуждение

Применение многообразия форм и методов обучения сотрудников полиции иностранному языку показало, что наиболее эффективными техниками являются создание, изучение и разыгрывания сценариев, приближенных к условиям реальных ситуаций служебных задач.

Результаты

В ходе проведения эксперимента с курсантами первого и второго курсов Казанского юридического института М ВД России приме-

нение практических сценариев способствовало:

- отработке фраз и лексических единиц в форме диалога;

- развитию мотивации к изучению языка;

- обучению, соответствующему реалиям;

- интерактивности проведения практического занятия;

- подготовке обучаемых к коммуникации с иностранными гражданами для служебных целей.

В ходе проведения занятий по английскому языку с сотрудниками полиции были разработаны сценарии, включающие в себя такие пункты, как:

1. М есто проведения.

2. Цель.

3. Сюжет.

4. Задание.

Основным этапом проведения практического занятия по сценарию ситуации профессиональной направленности является определение и постановка четких целей обучающимся.

естом проведения практических сценариев может быть как учебная аудитория, так и учебный полигон.

Сюжет определяется в соответствии с рабочей программой дисциплины и в основном направлен на развитие коммуникативной компетенции обучающихся. Курсанты делятся на подгруппы, одни из которых являются сотрудниками полиции, а другие - условными нарушителями правопорядка или потерпевшими. Разыгрывается сценка, в ходе которой курсанты применяют всю изученную ранее на занятиях лексику.

Задания определяются в зависимости от темы сценария, например, сотрудник полиции просит предъявить документы правонарушителя; сказать о том, что нарушается общественный порядок; запрещено курить или распивать спиртные напитки; просить описать внешность подозреваемого и т.д.

По окончанию эксперимента, мы можем сделать вывод, что почти у всех курсантов сформировались навыки и компетенции профессионального общения. Диалог является высокоэффективным средством развития навыков иноязычного общения курсантов благодаря широкому спектру возможностей, минимальным затратам времени и эффективным результатам.

Интеллектуальные игры, разыгрывание сценок и многое другое возможно использовать как отдельные задания для того, чтобы разнообразить учебный процесс.

Приведем пример проведения интерактивного занятия по английскому языку. В ходе занятия курсанты делятся на две группы, одни из которых выступают в роли сотрудников полиции, а другие - в роли иностранных граждан. Курсантам предлагается разыграть сценки по предложенным темам:

1. Иностранный гражданин нарушает общестбенный порядок. Курение 6 общестбенном месте запрещено. Необходимо указать на нарушение праби? победения 6 общестбенном месте.

2. Иностранный гражданин нарушает общестбенный порядок. Запрещено фотографиробать б музее. Необходимо указать на нарушение праби? победения б общестбенном месте.

3. Иностранный гражданин нарушает общестбенный порядок. Запрещено переходить у?ицу б непо?оженном месте. Необходимо указать на нарушение праби? дорожного дбижения.

4. Иностранный гражданин нарушает общестбенный порядок. Запрещено распибать а?кого?ьные напитки на стадионе. Необходимо указать на нарушение праби? победения б общестбенном месте.

5. Иностранный гражданин нарушает общестбенный порядок. Запрещено проносить оружие б метро. Необходимо указать на нарушение праби? победения б общестбенном месте.

6. Попросите иностранного гражданина предъябить документы. Спросите откуда он, с какой це?ью прибы? б Россию.

7. Попросите иностранного гражданина прос?едобать с бами б отде?ение по?иции д?я устаноб?ения ?ичности.

8. Попросите иностранного гражданина показать содержимое сумки.

Используйте следующую информацию:

• Джон Фаб?, гражданин США, 1980, оте?ь Москба.

• Генри Ворд, гражданин Торонто, 1987, по работе, оте?ь Хи?тон.

• Роберт Энтони, гражданин Ве?икобритании, 1959, б путешестбии.

• Томас Эдгар, без паспорта.

• Хэ?ен Хо?ьтс, гражданка Германии, 1993, прибы?а на спортибное мероприятие.

В ходе такого рода занятий курсанты проявляют неподдельный интерес и активно участвуют в ходе занятия. Кроме заинтересованности в предмете, у курсантов неязыкового вуза также происходит повышение усвоения лексического материала по пройденным на занятиях темам.

Таким образом, использование современных технологий на занятиях по английскому языку позволяет разнообразить образовательный процесс, активизировать учебно-познавательную деятельность, перевести её в некоторых случаях из решения очередной рабочей задачи в игру. Такие задания могут быть не только индивидуальными, но и интерактивными.

Заключение

Применение современных технологий обучения способствует повышению результативности обучения, что проявляется в более

успешном запоминании материала ввиду его усвоения. Особенно эффективно может быть использование сценариев для актуализации имеющихся знаний перед проведением проверочных работ, промежуточной или итоговой аттестации, а также перед изучением нового материала. Очевидно, что преимуществ использования средств медиаобразования гораздо больше, чем недостатков, связанных с ним. Современные реалии диктуют педагогу важность и необходимость эффективного применения современных средств обучения в образовательной среде.

Современные технологии необходимо использовать совместно с традиционными формами обучения в целях раскрытия их педагогического потенциала и повышения интереса обучающихся к тому виду деятельности, которому они посвятили или планируют посвятить свою карьеру и жизнь.

Литература:

1. Галиева Д.А. Английский язык для сотрудников правоохранительных органов, обеспечивающих охрану общественного порядка во время Олимпийских игр: учебное пособие / Д.А. Галиева, Ф.Р. Имамутдинова. М осква: ЦОКР МВД России, 2010. 96 с.

2. Клар К., О'Коннор П. Цифровые доказательства в правоохранительных органах: обзор учебных и образовательных программ. Полицейская деятельность// Международный журнал полицейских стратегий и управления, № 41 (4), 2017. 529-543. URL: https://doi.org/10.1108/PIJPSM-05-2017-0076 Клар К. Цифровые доказательства в правоохранительных органах: обзор учебных и образовательных программ / К. Клар, П. О'Коннор // Полицейская деятельность. (дата обращения: 13.01.2024).

3. Коломийцев С.Д. Практическая направленность при обучении английскому языку как средство повышения качества образования в обучении иностранному языку / С. Д. Коломийцев, Т. А. Полькина // Вестник научных конференций. 2020. № 11-4(63). С. 61-62. EDN PIXOCT.

4. Коряковцева Н.Ф. Теория обучения иностранным языкам: продуктивные образовательные технологии: учеб. пособие для студ. лингв. фак. высш. учеб. заведений. М осква: Академия, 2010. 192 с.

5. Лоури Р., Бреннер В. Обучение виртуальной реальности для полицейских: предварительный обзор.// Международный журнал полицейской науки и управления, № 19 (2), 2017. С. 105-117. URL: https://doi.org/10.1177/1461355717701979 (дата обращения: 13.01.2024).

6. Огнева Н.В. Английский язык для юристов. Грамматические трудности перевода: учебное пособие. М осква: Проспект, 2019. 160 с. ISBN 978-5-392-23331-1.

7. Пронина О.П. Особенности обучения профессионально-направленному диалогическому общению // Ярославский педагогический вестник. 2004. № 3. С. 162-164.

8. Ресслер Р., Швердтфегер Р. Цифровые доказательства и криминалистическое образование в полиции: обзор литературы.// Журнал полиции и криминальной психологии, № 34 (3), 2019. С. 239-250. URL: https://doi.org/10.1007/sll896-019-09321-6. (дата обращения: 13.01.2024).

References:

1. Galieva D.A. Anglijskij jazyk dlja sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov, obespechivajushhih ohranu obshhestvennogo porjadka vo vremja Olimpijskih igr: uchebnoe posobie / D.A. Galieva, F.R. Imamutdinova. Moskva: COKR MVD Rossii, 2010. 96 s.

2. Klar К., O'Konnor P. Cifrovye dokazatel'stva v pravoohranitel'nyh organah: obzor uchebnyh i obrazovatel'nyh programm. Policejskaja dejatel'nost'// Mezhdunarodnyj zhurnal policejskih strategij i upravlenija, № 41 (4), 2017. 529-543. URL: https://doi.org/10.1108/PIJPSM-05-2017-0076 Klar К. Cifrovye dokazatel'stva v pravoohranitel'nyh organah: obzor uchebnyh i obrazovatel'nyh programm / K. Klar, P. O'Konnor // Policejskaja dejatel'nost'. (data obrashhenija: 13.01.2024].

3. Kolomijcev S.D. Prakticheskaja napravlennost' pri obuchenii anglijskomu jazyku kak sredstvo povyshenija kachestva obrazovanija v obuchenii inostrannomu jazyku / S. D. Kolomijcev, T. A. Pol'kina // Vestnik nauchnyh konferencij. 2020. № 11-4(63]. S. 61-62. EDN PIXOCT.

4. Korjakovceva N.F. Teorija obuchenija inostrannym jazykam: produktivnye obrazovatel'nye tehnologii: ucheb. posobie dlja stud, lingv. fak. vyssh. ucheb. zavedenij. Moskva: Akademija, 2010.192 s.

5. Louri R., Brenner V. Obuchenie virtual'noj real'nosti dlja policejskih: predvaritel'nyj obzor.// Mezhdunarodnyj zhurnal policejskoj nauki i upravlenija, № 19 (2), 2017. S. 105-117. URL: https://doi.org/10.1177/1461355717701979 (data obrashhenija: 13.01.2024].

6. Ogneva N.V. Anglijskij jazyk dlja juristov. Grammaticheskie trudnosti perevoda: uchebnoe posobie. Moskva: Prospekt, 2019.160 s. ISBN 978-5-392-23331-1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.