В ходе такого рода занятий курсанты проявляют неподдельный интерес и активно участвуют в ходе занятия. Кроме заинтересованности в предмете, у курсантов неязыкового вуза также происходит повышение усвоения лексического материала по пройденным на занятиях темам.
Таким образом, использование современных технологий на занятиях по английскому языку позволяет разнообразить образовательный процесс, активизировать учебно-познавательную деятельность, перевести её в некоторых случаях из решения очередной рабочей задачи в игру. Такие задания могут быть не только индивидуальными, но и интерактивными.
Заключение
Применение современных технологий обучения способствует повышению результативности обучения, что проявляется в более
успешном запоминании материала ввиду его усвоения. Особенно эффективно может быть использование сценариев для актуализации имеющихся знаний перед проведением проверочных работ, промежуточной или итоговой аттестации, а также перед изучением нового материала. Очевидно, что преимуществ использования средств медиаобразования гораздо больше, чем недостатков, связанных с ним. Современные реалии диктуют педагогу важность и необходимость эффективного применения современных средств обучения в образовательной среде.
Современные технологии необходимо использовать совместно с традиционными формами обучения в целях раскрытия их педагогического потенциала и повышения интереса обучающихся к тому виду деятельности, которому они посвятили или планируют посвятить свою карьеру и жизнь.
Литература:
1. Галиева Д.А. Английский язык для сотрудников правоохранительных органов, обеспечивающих охрану общественного порядка во время Олимпийских игр: учебное пособие / Д.А. Галиева, Ф.Р. Имамутдинова. М осква: ЦОКР МВД России, 2010. 96 с.
2. Клар К., О'Коннор П. Цифровые доказательства в правоохранительных органах: обзор учебных и образовательных программ. Полицейская деятельность// Международный журнал полицейских стратегий и управления, № 41 (4), 2017. 529-543. URL: https://doi.org/10.1108/PIJPSM-05-2017-0076 Клар К. Цифровые доказательства в правоохранительных органах: обзор учебных и образовательных программ / К. Клар, П. О'Коннор // Полицейская деятельность. (дата обращения: 13.01.2024).
3. Коломийцев С.Д. Практическая направленность при обучении английскому языку как средство повышения качества образования в обучении иностранному языку / С. Д. Коломийцев, Т. А. Полькина // Вестник научных конференций. 2020. № 11-4(63). С. 61-62. EDN PIXOCT.
4. Коряковцева Н.Ф. Теория обучения иностранным языкам: продуктивные образовательные технологии: учеб. пособие для студ. лингв. фак. высш. учеб. заведений. М осква: Академия, 2010. 192 с.
5. Лоури Р., Бреннер В. Обучение виртуальной реальности для полицейских: предварительный обзор.// Международный журнал полицейской науки и управления, № 19 (2), 2017. С. 105-117. URL: https://doi.org/10.1177/1461355717701979 (дата обращения: 13.01.2024).
6. Огнева Н.В. Английский язык для юристов. Грамматические трудности перевода: учебное пособие. М осква: Проспект, 2019. 160 с. ISBN 978-5-392-23331-1.
7. Пронина О.П. Особенности обучения профессионально-направленному диалогическому общению // Ярославский педагогический вестник. 2004. № 3. С. 162-164.
8. Ресслер Р., Швердтфегер Р. Цифровые доказательства и криминалистическое образование в полиции: обзор литературы.// Журнал полиции и криминальной психологии, № 34 (3), 2019. С. 239-250. URL: https://doi.org/10.1007/sll896-019-09321-6. (дата обращения: 13.01.2024).
References:
1. Galieva D.A. Anglijskij jazyk dlja sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov, obespechivajushhih ohranu obshhestvennogo porjadka vo vremja Olimpijskih igr: uchebnoe posobie / D.A. Galieva, F.R. Imamutdinova. Moskva: COKR MVD Rossii, 2010. 96 s.
2. Klar К., O'Konnor P. Cifrovye dokazatel'stva v pravoohranitel'nyh organah: obzor uchebnyh i obrazovatel'nyh programm. Policejskaja dejatel'nost'// Mezhdunarodnyj zhurnal policejskih strategij i upravlenija, № 41 (4), 2017. 529-543. URL: https://doi.org/10.1108/PIJPSM-05-2017-0076 Klar К. Cifrovye dokazatel'stva v pravoohranitel'nyh organah: obzor uchebnyh i obrazovatel'nyh programm / K. Klar, P. O'Konnor // Policejskaja dejatel'nost'. (data obrashhenija: 13.01.2024].
3. Kolomijcev S.D. Prakticheskaja napravlennost' pri obuchenii anglijskomu jazyku kak sredstvo povyshenija kachestva obrazovanija v obuchenii inostrannomu jazyku / S. D. Kolomijcev, T. A. Pol'kina // Vestnik nauchnyh konferencij. 2020. № 11-4(63]. S. 61-62. EDN PIXOCT.
4. Korjakovceva N.F. Teorija obuchenija inostrannym jazykam: produktivnye obrazovatel'nye tehnologii: ucheb. posobie dlja stud, lingv. fak. vyssh. ucheb. zavedenij. Moskva: Akademija, 2010.192 s.
5. Louri R., Brenner V. Obuchenie virtual'noj real'nosti dlja policejskih: predvaritel'nyj obzor.// Mezhdunarodnyj zhurnal policejskoj nauki i upravlenija, № 19 (2), 2017. S. 105-117. URL: https://doi.org/10.1177/1461355717701979 (data obrashhenija: 13.01.2024].
6. Ogneva N.V. Anglijskij jazyk dlja juristov. Grammaticheskie trudnosti perevoda: uchebnoe posobie. Moskva: Prospekt, 2019.160 s. ISBN 978-5-392-23331-1.
7. Pronina О.Р. Osobennosti obuchenija professional'no-napravlennomu dialogicheskomu obshheniju // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2004. № 3. S. 162-164.
8. Ressler R., Shverdtfeger R. Cifrovye dokazatel'stva i kriminalisticheskoe obrazovanie v policii: obzor literatury.// Zhurnal policii i kriminal'noj psihologii, № 34 (3), 2019. S. 239-250. URL: https://doi.org/10.1007/sll896-019-09321-6. (data obrashhenija: 13.01.2024].
УДК 378.14
В.Г. Перчаткина
РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ М ОДЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМ ОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ
Актуальность статьи обусловлена необходимостью разработки и реализации модели социально-профессионального саморазвития студентов инженерного вуза в процессе иноязычной подготовки. Цель статьи: провести апробацию предложенной модели, доказать ее эффективность с использованием разработанного критериально-диагностического аппарата. Автором обоснован и разработан критериально-диагностический аппарат (критерии, показатели эффективности модели, диагностический инструментарий оценки сформированности способности студентов инженерного вуза к социально-профессиональному саморазвитию в процессе иноязычной подготовки), описаны этапы экспериментальной работы по проверке эффективности модели социально-профессионального саморазвития студентов инженерного вуза в процессе иноязычной подготовки, проведена экспериментальная проверка ее успешности. Представленные результаты доказывают эффективность разработанной модели. Статья предназначена для аспирантов, соискателей, исследователей, интересующихся проблемами организации, проведения опытно-экспериментальной работы в процессе диссертационного исследования, разработки и применения количественных и качественных методов оценки его эффективности.
Ключевые слова: иноязычная подготовка, модель, результаты экспериментальной работы, социально-профессиональное саморазвитие, технический вуз
Для цитирования: Перчаткина В.Г. Результаты апробации модели социально-профессионального саморазвития студентов инженерного вуза в процессе иноязычной подготовки // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 1. С.96-101.
Veronlka G. Perchatklna RESULTS OF APPROBATION OF THE MODEL OF SOCIAL AND PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF ENGINEERING STUDENTS IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE TRAINING
The relevance of the article is conditioned by the necessity to develop and implement the model of socio-professional self-development of engineering students in the process of foreign language training. The aim of the article is to validate the proposed model and prove its effectiveness using the developed criterion-diagnostic apparatus. The author has substantiated and developed the criterion-diagnostic apparatus (criteria, indicators of model effectiveness, diagnostic tools for assessing the formation of engineering students' ability to socio-professional self-development in the process of foreign language training], described the stages of experimental work to verify the effectiveness of the model of socio-professional self-development of engineering students in the process of foreign language training, conducted an experimental test of its success. The presented results prove the effectiveness of the developed model. The article is intended for graduate students, applicants, researchers interested in the problems of organization, conducting experimental work in the process of dissertation research, development and application of quantitative and qualitative methods of assessing its effectiveness.
Key words: foreign language training, model, results of experimental work, social and professional self-development, technical university
For citation: Perchatkina V.G. Results of approbation ofthe model of social and professional self-development of engineering students in the process of foreign language training // Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 1. С.96-101.
Введение
Под социально-профессиональным саморазвитием студентов инженерного вуза в процессе иноязычной подготовки автор понимает совокупность самопроцессов (самопознание, самомотивация, самоорганизация, самоконтроль, саморефлексия и самосовершенствование), результатом которой является сформирован-ность способности студентов инженерного вуза в процессе иноязычной подготовки к социально-профессиональному саморазвитию, включающая познавательный компонент, характеризующий результат сапопознания; мо-тивационный компонент, отражающий результат самомотивации; организационный компо-
нент, соответствующий результату самоорганизации; контролирующий компонент, отражающий результат самоконтроля; регулирующий компонент, характеризующий результат саморефлексии, и когнитивно-деятельностный компонент, соответствующий результату самосовершенствования [3,8]. В рамках данного исследования автором построена теоретическая модель социально-профессионального саморазвития студентов инженерного вуза в процессе иноязычной подготовки, разработана технология ее реализации [7]. Посредством данной модели можно апробировать процесс социально-профессионального саморазвития
студентов инженерного вуза в ходе иноязычной подготовки.
Материалы и методы
База научного исследования и опытно-экспериментальной работы - Казанский национальный исследовательский технологический университет. Объем выборки - 52 человека в экспериментальной (ЭГ) и 50 человек в контрольной (КГ) группе. Успешность опытно-экспериментальной работы обеспечивалась соблюдением установленной последовательности ее этапов: подготовительный, практический (констатирующая, формирующая и контрольно-измерительная стадии), обобщающий. Использованы общелогические методы исследования: анализ полученных результатов, позволивший доказать эффективность разработанной модели; индукция, обеспечившая сравнение полученных результатов и вывод обобщающего утверждения об эффективности разработанной модели); теоретические методы исследования: абстрагирование и обобщение, позволившие рассмотреть взаимосвязь полученных результатов на отдельных этапах опытно-экспериментальной работы и сконцентрироваться на обобщенных результатах этой работы), эмпирические методы исследования: анкетирование, создающее условия для регистрации ответов обучающихся; наблюдение, позволившее улавливать закономерности процесса социально-профессионального саморазвития; сравнение, обусловливающее установление сходства и различий в ЭГ и КГ.
Литературный обзор
При планировании, организации и проведении опытно-экспериментальной работы по доказательству эффективности разработанной
модели социально-профессионального саморазвития студентов инженерного вуза в процессе иноязычной подготовки мы опирались на методологические, научно-методические основы, раскрытые в работах ряда ученых и исследователей. Исчерпывающая характеристика методов обработки данных педагогического эксперимента представлена в работах С.И. Архангельского [1]. Вопросам методологии педагогического эксперимента посвящены работы В.И. Загвязинского [2]. М етодические рекомендации по применению различных критериев доказательности педагогических исследований содержатся в работах В.М . Филиппова [5]. Организации и проведению экспериментальной работы от идеи и до воплощения посвящены работы А.С. Сиденко [9]. Способы представления опытно-экспериментальной работы педагогического исследования отражены в работах Е.В. Яковлева [10].
Результаты
Опытно-экспериментальная работа проводилась в течение трех семестров (осенний и весенний семестры 2022-2023 уч.гг., осенний семестр 2023-2024 уч.гг.) на одной и той же выборке, чем обеспечивалась ее непрерывность. Определены этапы опытно-экспериментальной работы, представлены полученные результаты.
1. Подготовительный этап; разработаны критерии, показатели и уровни оценки сформированности каждого компонента способности студентов инженерного вуза к социально-профессиональному саморазвитию в процессе иноязычной подготовки (Таблица !)■
Таблица 1
Критерии, показатели и уровни сформированности способности студентов инженерного вуза
Показатели Уровни (в баллах)
низкий ниже среднего средний высокий
(25-35) (36-50) (51-75) (76-100)
Познавательный компонент
познание смыслов ино- не видит смысла имеет слабое имеет достаточно имеет системное
язычной подготовки в и необходимости представление. полное представ- представление,
процессе инженерного ление, осознает осознает необхо-
образования необходимость димость
осознание роли ино- имеется элемен- ценностное зна- понимание ценно- глубокое осозна-
язычной подготовки в тарное осознание чение мало осо- сти иноязычной ние ценности
системе ценностей (соб- знано, имеется подготовки, ее иноязычнои под-
ственных, социальных и фрагментарное важности готовки, ее зна-
профессиональн.) понимание чимости
Мотивационный компонент
постоянная потребность отсутствие по- слабая в достаточной ме- в полной мере
в совершенствовании требности ре
иноязычного потенциала
потребность во внешнем стимулировании процесса требует непрерывного внешнего стимулирования требует периодического внешнего стимулирования требует незначительного внешнего стимулирования самостоятелен и не требует внешнего стимулирования
Организационный компонент
осознанная деятельность по самоорганизации в изучении иностранного языка осознанная деятельность минимальна или отсутствует отдельные виды осознанной деятельности достаточный объем умений осознанной деятельности полный объем умений для всех видов осознанной деятельности
осуществление самообразовательных действий почти отсутствуют слабая, периодическая относительно постоянная уверенная, регулярная
Контролирующий компонент
регулярная собственная деятельность по обнаружению грамматических, речевых ошибок и их коррекции минимальная, стихийная незначительная; ситуативная в целом осуществляется, иногда не упорядочена и не всегда регулярна постоянная, регулярная систематическая.
регулирование собственной деятельности
Регулирующийкомпонент
осмысление собственной роли в системе познавательной деятельности иноязычной подготовки нет либо оно минимальное частичное, фрагментарное в целом полное, глубокое
анализ своего имеющегося опыта изучения иностранного языка, выявление своих скрытых потенциалов саморефлексия отсутствует или элементарная частичная саморефлексия достаточная саморефлексия высокая саморефлексия
Когнитивно-деятельностный компонент
владение знаниями (фонетическими, лексическими, грамматическими) и речевой деятельностью (аудирование, говорение, чтение, письмо) элементарное владение стандартное владение ограниченно самостоятельное самостоятельное свободное
осознанная постоянная активизация самостоятельной деятельности по актуализации и расширению, рациональному использованию знаний ситуативно, стихийно изредка, осознана частично; действия нерегулярные в целом осознанная, в основном самостоятельная, достаточно упорядоченная и регулярная. осознанная самостоятельная, упорядоченная, постоянная
На этом этапе также разработан следующий диагностический инструментарий для оценки сформированности способности студентов инженерного вуза к социально-профессиональному саморазвитию в процессе иноязычной подготовки:
- авторские анкеты для оценки сформированности познавательного,
мотивационного, контролирующего компонентов;
- адаптированный под данное исследование «Опросник самоорганизации
деятельности (ОСД)», разработанный Е.Ю.
М андриковой [4], для оценки
сформированности организационного компонента;
- разработанная на основе опросника А.К. Осницкого «Саморегуляция» [6] и адаптированная под иноязычную подготовку в вузе анкета для оценки регулирующего компонента;
- авторские тесты, упражнения и задания для оценки когнитивно-деятельностного компонента.
Разработанный диагностический инструментарий проверен на содержательную и внешнюю валидность, на надежность-устойчивость.
2. Практический этап:
- констатирующая использованием диагностического инструментария проведен входной контроль исходного уровня сформированности компонентов способности к
стадия: с
разработанного
социально-профессиональному саморазвитию в процессе иноязычной подготовки студентов первого курса инженерного вуза в ЭК и КГ. Применяя статистический метод ^критерий Стьюдента, мы доказали однородность этих групп относительно исходного уровня сформированности каждого компонента, что дает основания для проведения опытно-экспериментальной работы по доказательству эффективности разработанной модели.
- формирующая стадия: проведены промежуточный контроль по итогам первого семестра, сравнение полученных показателей с показателями входного контроля;
промежуточный контроль по итогам второго семестра (рис. 1), сравнение полученных показателей с показателями первого семестра.
................1.......
мчало конец чачало конец начало коней начало конец начало конец начало конец
ПО)Н*ЫТСЛЬИЫЙ МОТиЫииОнный ОрМНИЫЦИОЧИЫЙ Контролирующий Регулирующий коомгивно-деятельностный
■мишй ЭГ го 1« К 13 20 14 гя 18 33 23 15 12
инжнйКГ 21 16 18 14 22 16 32 22 36 27 18 16
ниже среднего ЭГ и 15 19 12 гг 14 гг и 25 17 17 14
ниже среднею КГ 18 1« го 16 г* 18 21 17 27 го 18 16
средний }Г 40 36 40 35 28 32 23 26 26 30 за 32
средний КГ 41 37 3« 35 г„ 34 22 29 24 78 38 36
ВЫСОКИЙ ЭГ 23 33 26 40 30 40 27 <2 16 30 30 42
высо<мА КГ 20 29 26 35 32 25 32 13 25 26 32
Рис. 1. Промежуточные опытно-экспериментальные данные(сравнение данных на начало и конец второго семестра)
- контрольно-измерительная стадия: проведены итоговый контроль по итогам третьего семестра, сравнение полученных показателей с показателями последних промежуточных результатов формирующей стадии.
3. Обобщающий этап: получены итоговые результаты, проводилось сравнение их показателей с показателями данных входного контроля (рис.2).
Обсуждение
Анализ полученных результатов показал, что динамика изменения показателей, наблю-
даемая в ЭГ группе выше, чем в КГ по всем компонентам на всех этапах проведения опытно-экспериментальной работы. Для доказательства неслучайности полученных результатов, статистической значимости различий в ЭГ и КГ по всем компонентам использован статистический метод ^критерий Стьюдента, который показал, что по всем компонентам ЭГ и КГ не однородны, различия в них статистически значимы.
И
исходные итоговые Познавательный 1 исходные итоговые Мотивационный исходные итоговые Организационный исходные итоговые Контролирующий исходные итоговые 1 Регулирующий Ко исходные итоговые гн ити в н о-деятел ьностн ь
низкий ЭГ 25 5 19 3 29 4 31 7 39 10 17 5
низкий КГ 24 5 20 8 28 4 34 10 40 15 18 16
ниже среднего ЭГ 19 13 23 8 25 8 27 7 31 12 19 10
ниже среднего КГ 18 20 24 12 28 12 26 11 30 15 20 14
средний ЭГ 44 30 39 30 25 36 21 28 23 36 41 23
средний КГ 46 35 36 35 24 42 20 35 24 34 40 32
высокий ЭГ 12 52 19 59 21 52 21 58 7 42 23 62
высокий КГ 12 40 20 45 20 42 20 44 6 36 22 38
ниже среднего ЭГ
Уровни
I ниже среднего КГ ■ средний ЭГ средний КГ ■ высокий ЭГ
высокии КГ
Рис. 2. Итоговые опытно-экспериментальные данные (сравнение данных входного контроля и итоговых данных)
Заключение
Полученные результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают, что социально-профессиональное саморазвитие студентов инженерного вуза в процессе иноязычной подготовки происходило более успешно в ЭГ, в которой внедрялась авторская модель. Это дает основания для заключения о том, что задачи опытно-экспериментальной работы решены, цель эксперимента - определение эффективности модели социально-профессионального саморазвития студентов инженерного вуза в процессе иноязычной подготовки - достигнута.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная модель социально-профессионального саморазвития студентов инженерного вуза в процессе ино-
язычной подготовки масштабируема, при соответствующих доработках может быть адаптирована под другие дисциплины профессионального образования в вузе с целью организации и педагогического сопровождения процесса саморазвития студентов, в целом, и социально-профессионального, в частности.
Полученные результаты могут быть использованы всеми заинтересованными лицами (аспирантами, соискателями, начинающими исследователями) при планировании, организации и проведении опытно-экспериментальной работы в процессе диссертационного исследования, а также методистами и специалистами образовательных учреждений, занимающимися контрольно-оценочными процессами и педагогическими измерениями.
Литература:
1. Архангельский, С.И. О моделировании и методике обработки данных педагогического эксперимента / С.И. Архангельский. М осква : Знание, 1974. 48 с.
2. Загвязинский В.И. М етодология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. М осква: Академия, 2001. 208 с.
3. Зиятдинова Ю.Н. Содержание социально-профессионального саморазвития студентов инженерного вуза в процессе иноязычной подготовки / Ю.Н. Зиятдинова, В.Г. Перчаткина // Бизнес. Образование. Право. 2022. №4 (61). С. 344-349.
4. Мандрикова Е.Ю. «Опросник самоорганизации деятельности (ОСД)» [Электронный ресурс] / Е.Ю. М андрикова // Режим доступа: https://studme.org/174463/ (дата обращения 20.11.2022).
5. Методические рекомендации «Применение критериев доказательности диссертационных исследований в области наук об образовании». Под науч.ред. В. М .Филиппова. М осква: РАО. 2023. 22 с.
6. Осницкий, А.К. Опросник «Саморегуляция» [Электронный ресурс] / А.К.Осницкий // Режим доступа: https://multiurok.ru/ (дата обращения 20.09.2022).
7. Перчаткина В.Г. М одель социально-профессионального саморазвития студентов инженерного вуза в процессе иноязычной подготовки и технология ее реализации / В.Г.Перчаткина // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. 2023. №3. С. 219-223.
8. Перчаткина, В.Г. Социально-профессиональное саморазвитие: анализ аналогий в терминологии / В.Г. Перчаткина // В сборнике: Интеграция, эволюция, модернизация: пути развития науки и образования. Сборник статей М еждународной научно-практической конференции. Уфа, 2023. С. 206-210.
ВЕСТНИК КАЗГУКИ №1 2024
9. Сиденко, А.С. Педагогический эксперимент: от идеи до разработки: Учебно-методическое пособие. - Изд. 3-е, испр. и доп. Ярославль-М осква: Канцлер, 2020. 256 с.
10. Яковлев, Е.В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. Челябинск.: Изд-во РБИУ, 2010. 317 с.
References:
1. Arhangel'skij, S.I. О modelirovanii i metodike obrabotki dannyh pedagogicheskogo jeksperimenta / S.I. Ar-hangel'skij.- Moskva : Znanie, 1974.- 48 s.
2. Zagvjazinskij, V.I. Metodologija i metody psihologo-pedagogicheskogo issledovanija: uchebnoe posobie / V.I.Zagvjazinskij, R.Atahanov. Moskva: Akademija, 2001.208 s.
3. Zijatdinova, Ju.N. Soderzhanie social'no-professional'nogo samorazvitija studentov inzhenernogo vuza v processe inojazychnoj podgotovki / Ju.N. Zijatdinova, V.G.Perchatkina // Biznes. Obrazovanie. Pravo. 2022. №4 (61). S. 344-349.
4. Mandrikova, E.Ju. «Oprosnik samoorganizacii dejatel'nosti (OSD)» [Jelektronnyj resurs] / E.Ju.Mandrikova // Rezhim dostupa: https://studme.org/174463/ (data obrashhenija 20.11.2022].
5. Metodicheskie rekomendacii «Primenenie kriteriev dokazatel'nosti dissertacionnyh issledovanij v oblasti nauk ob obrazovanii». Pod nauch.red. V.M.Filippova. M.: RAO. 2023.22 s.
6. Osnickij, A.K. Oprosnik «Samoreguljacija» [Jelektronnyj resurs] / A.K.Osnickij // Rezhim dostupa: https://multiurok.ru/(data obrashhenija 20.09.2022].
7. Perchatkina, V.G. Model' social'no-professional'nogo samorazvitija studentov inzhenernogo vuza v processe inojazychnoj podgotovki i tehnologija ее realizacii / V.G.Perchatkina // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I.Lobachevskogo. 2023. №3. S. 219-223.
8. Perchatkina, V.G. Social'no-professional'noe samorazvitie: analiz analogij v terminologii / V.G.Perchatkina // V sbornike: Integracija, jevoljucija, modernizacija: puti razvitija nauki i obrazovanija. Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ufa, 2023. S. 206-210.
9. Sidenko, A.S. Pedagogicheskij jeksperiment: ot idei do razrabotki: Uchebno-metodicheskoe posobie. Izd. 3-е, ispr. i dop. - Jaroslavl'-Moskva: Kancler, 2020. 256 s.
10. Jakovlev, E.V. Pedagogicheskoe issledovanie: soderzhanie i predstavlenie rezul'tatov / E.V.Jakovlev, N.O.Jakovleva. Cheljabinsk.: Izd-vo RBIU, 2010. 317 s.
УДК 372.8
E.C. Королеба
ПРОБЛЕ M Ы ИНЖЕНЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ M ЧС РОССИИ
Активная деятельность человека всё больше стирает границы между биосферой и техносферой. На сегодняшний день в окружающей нас среде всё меньше остаётся пространства, не преобразованного человеком, и всё чаще общество возвращается к вопросам безопасности, достигнуть которую можно путем адекватной и грамотной профессиональной деятельности специалистов - сотрудников ведомств и структур по обеспечению безопасной жизнедеятельности населения. На сегодняшний день таких специалистов готовит немало высших учебных заведений. Однако следует актуализировать учебные планы, конкретно по направлению 20.03.01 «Техносферная безопасность», что связано с необходимостью включения в учебный процесс изучения такого понятия, как «культура техносферной безопасности», так необходимой для профессионалов в области обеспечения безопасности. Цель исследования -выявить необходимость введения самостоятельной дисциплины «Культура техносферной безопасности». Ведущим методом исследования является создание основных необходимых разделов рабочей программы дисциплины. Результаты статьи открывают дополнительные возможности для дальнейших исследований в области теории и методики высшего профессионального образования и могут быть использованы при определении педагогических условий формирования культуры техносферной безопасности как профессиональной ценности.
Ключевые слова: Культура, техносферная безопасность, общество, профессиональная деятельность, структура М ЧС, ценность, формирование
Для цитирования: Королева Е.С. Проблемы инженерной подготовки кадров МЧС России // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 1. С.101-106.
Elena S. Koroleva PROBLEMS OF ENGINEERING TRAINING OF PERSONNEL OF THE RUSSIAN MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS
Active human activity is increasingly blurring the boundaries between the biosphere and the technosphere. Today, there is less space left in our environment that has not been transformed by humans. However, it is necessary to update the curricula, specifically in the direction of 20.03.01 "Technosphere Safety", which is due to the need to include in the educational process the study of such a concept as "culture of technosphere safety", which is so necessary for professionals in the field of security. The purpose of the study is to identify the need to introduce an independent discipline "Technosphere Safety Culture". The leading research method is the development of the main necessary sections of the discipline's work program. The results of the article open up additional opportunities for further research in the field of theory and methodology of higher professional education and can be used in determining the pedagogical conditions for the formation of a culture of technosphere safety as a professional value.
Key words: Culture, technosphere safety, society, professional activity, structure of the Ministry of Emergency Situations, value, formation