Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ И ТЕХНОЛОГИЯ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ'

МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ И ТЕХНОЛОГИЯ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иноязычная подготовка / инженерный вуз / модель / социально-профессиональное само-развитие / технология / foreign language training / engineering university / model / social and professional self-development / technology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перчаткина Вероника Григорьевна

Статья посвящена разработке теоретической модели социально-профессионального саморазвития студен-тов инженерного вуза в процессе иноязычной подготовки, рассматриваемого автором как комплекс последо-вательно-параллельно реализуемых «самопроцессов». Социально-профессиональное саморазвитие студентов инженерного вуза в процессе иноязычной подготовки включает самопознание, самомотивацию, самооргани-зацию, самоконтроль, саморефлексию, самосовершенствование. В соответствии с рядом требований, предъ-являемым к теоретическим педагогическим моделям, описывающим образовательные процессы, автором представлены результаты разработки теоретической модели социально-профессионального саморазвития студентов инженерного вуза в процессе иноязычной подготовки: определена ее структура как совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных и взаимодополняющих блоков (внешняя среда, целевой, теоретико-методологический, организационный, содержательно-технологический, результативно-диагностический), дана их краткая структурно-содержательная характеристика, описана взаимосвязь. Автором представлена поэтапная технология ее реализации: для каждого этапа определены цель, задачи, описаны используемые методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Перчаткина Вероника Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF SOCIAL AND PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF ENGINEERING STUDENTS IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE TRAINING AND THE TECHNOLOGY OF ITS IMPLEMENTATION

The article is devoted to the development of a theoretical model of socio-professional self-development of engineering students in the process of foreign language training, considered by the author as a complex of sequential and parallel self-processes. Socio-professional self-development of engineering students in the process of foreign language training includes self-knowledge, self-motivation, self-organization, self-control, self-reflection, self-improvement. In accordance with a number of requirements for theoretical pedagogical models describing educational processes, the author presents the results of the development of a theoretical model of socio-professional self-development of engineering students in the process of foreign language training. We define the model structure as a set of interrelated, interdependent and complementary blocks (external environment, target, theoretical and methodological, organizational, content-technological, results and diagnostic). The author briefly outlines blocks’ brief structural and substantive characteristics and describes their relationship. A step-by-step technology of its implementation is presented as well: the purpose and tasks are defined for each stage, the methods used are described.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ И ТЕХНОЛОГИЯ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ»

Вестник Нижегородского ун иверситета им. Н.И. Лобачевского. Се рия: Социальные науки, 2023, № 3 (70), с. 219-223 219

УДК 378.026

DOI 10.52452/18115942_2023_3_219

МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ И ТЕХНОЛОГИЯ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

© 2023 г. В.Г. Перчаткина

Перчаткина Вероника Григорьевна, старший преподаватель кафедры иностранных языков

в профессиональной коммуникации Казанского национального исследовательского технологического университета

[email protected]

Статоя поступила в редакцию 18.05.2023 Статоя принята к публикации 19.06.2023

Статья посвящена разработке теоретической модели социально-профессионального саморазвития студентов инженерного вуза в процессе иноязычной подготовки, рассматриваемого автором как комплекс последовательно-параллельно реализуемых «самопроцессов». Социально-профессиональное саморазвитие студентов инженерного вуза в процессе иноязычной подготовки включает самопознание, самомотивацию, самоорганизацию, самоконтроль, саморефлексию, самосовершенствование. В соответствии с рядом требований, предъявляемым к теоретическим педагогическим моделям, описывающим образовательные процессы, автором представлены результаты разработки теоретической модели социально-профессионального саморазвития студентов инженерного вуза в процессе иноязычной подготовки: определена ее структура как совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных и взаимодополняющих блоков (внешняя среда, целевой, теоретико-методологический, организационный, содержательно-технологический, результативно-диагностический), дана их краткая структурно-содержательная характеристика, описана взаимосвязь. Автором представлена поэтапная технология ее реализации: для каждого этапа определены цель, задачи, описаны используемые методики.

Ключевые слчва: иноязычная подготовка, инженерный вуз, модель, социально-профессиональное саморазвитие, технология.

Введение

Одна из современных тенденций в профессиональной подготовке в вузе - формирование готовности обучающихся к постоянному самоизменению личностных особенностей с целью эффективного решения в дальнейшем профессиональных и социальных задач, т.е. социально-профессиональное саморазвитие [1]. Процесс социально-профессионального саморазвития обучающегося в вузе должен быть целенаправленно организован преподавателями и направлен на повышение мотивации и активности обучающегося [2, 3]. Особая роль при этом отводится иноязычной подготовке, главная цель которой -не только формирование способности свободного владения иностранным языком в социально-профессиональной сфере, что обеспечивает профессиональную и социальную мобильность специалистов [4, 5], выпускников инженерного вуза, но и формирование способностей дальнейшего самостоятельного, постоянного повышения уровня знаний иностранного языка, социокультурных особенностей страны изучаемо-

го языка в процессе профессиональной деятельности [6, 7].

Цель нашего исследования - разработка и реализация технологии организации социально-профессионального саморазвития студентов инженерного вуза в процессе иноязычной подготовки. Для достижения поставленной цели нам необходимо разработать теоретическую модель исследуемого процесса, отражающую на концептуальном уровне исследовательскую идею и способствующую проверке гипотезы исследования.

Методы исследования

Для решения обозначенной цели использованы следующие методы исследования: анализ научных, педагогических разработок, позволивший определить структурные блоки проектируемой модели; индукция и дедукция, обеспечивающие проведение всестороннего анализа полученных данных, определение причинно-следственных связей блоков модели; моделирование, позволяющее в исследовательской деятельности замещение реального процесса его моделью.

Теоретическая модель социально-профессионального саморазвития студентов инженерного вуза в процессе иноязычной подготовки

Модель социально-профессионального саморазвития в процессе иноязычной подготовки, рассматриваемого в нашем исследовании как комплекс «самопроцессов» - самопознание, самомотивация, самоорганизация, самоконтроль, саморефлексия и самосовершенствование [8], строилась в соответствии с требованиями, предъявляемыми к педагогическим моделям [9, 10]: включение цели и результата; иерархичность, отражающая ее структурные компоненты, их соотношение и соподчинённость; в определенной степени замещение исследуемого объекта.

В соответствии с указанными требованиями разработанная в исследовании модель социально-профессионального саморазвития студентов инженерного вуза в процессе иноязычной подготовки включает следующие блоки:

- внешняя среда обусловливает необходимость социально-профессионального саморазвития обучающихся в процессе иноязычной подготовки: нормативные документы, Федеральные образовательные стандарты регламентируют процесс иноязычной подготовки; государственный и социальный заказ на специалиста, владеющего иностранным языком, определяет владение иностранным языком для осуществления профессиональной и социальной коммуникации как необходимой составляющей профессиональной готовности специалиста; потребности личности в саморазвитии обусловливают личностный рост; рыночные отношения создают потребность в постоянном профессиональном росте;

- целевой блок представлен единством целей и задач; определенная нами стратегическая цель -социально-профессиональное саморазвитие студентов инженерного вуза в процессе иноязычной подготовки - декомпозируется на практическую цель (владение всеми видами речевой деятельности и способность самостоятельно ее расширять), воспитательную цель (гуманистическая направленность инженерного образования в процессе иноязычной подготовки); социокультурная цель (знания социокультурных особенностей страны изучаемого языка, ее традиций), развивающая цель (формирование способности к саморазвитию в процессе иноязычной подготовки); обозначенные цели определяют задачи в процессе иноязычной подготовки: формирование активности, мотивации, сознательной деятельности, саморегуляции в процес-

се иноязычной подготовки, владение всеми видами речевой деятельности для делового общения [11];

- теоретико-методологический блок составляют педагогические подходы (системный, личностно ориентированный, культурно-антропологический, прогностический, контекстный, гуманистический, синергетический) и общедидактические (технологичности, сознательности и активности, субъектности и субъектного контроля, профессиональной направленности), общеметодические (лингводидактические) (коммуникативной направленности, интернационализации профессиональной подготовки, мобильности, взаимосвязи и взаимодополняемости языкового и культурного обучения, интерактивности), частнометодические (речевой направленности, дифференцированности и взаимосвязи обучения различным видам речевой деятельности, отбора типовых образцов и их использования в обучении) принципы;

- организационный блок отражает структурные единицы, в рамках которых осуществляется социально-профессиональное саморазвитие в инновационной образовательной среде исследовательского университета [12]: профессиональное образование (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), дополнительное профессиональное образование и профессиональная переподготовка, различные научные, образовательные и социальные среды (научные конференции, клубы (клуб общения с носителями английского языка для студентов КНИТУ в рамках КБЬО «Виртуальный преподаватель» (региональный офис английского языка), клубы «Деловой английский», «Специализированный английский» и др.), тренинги («Переводчики для бизнеса», «Бизнес-английский» и др.), волонтёрские движения в составе международных организаций (14-го Международного экономического форума «Россия - Исламский мир: КжапРогиш2023», автономной некоммерческой организации «Дирекция спортивных и социальных проектов»), молодёжных и трудовых лагерей [13]);

- содержательно-технологический блок включает этапы социально-профессионального саморазвития и используемые на каждом этапе педагогические технологии, реализуемые на основе авторских учебно-методических разработок;

- результативно-диагностический блок содержит критерии сформированности компонентов (познавательного, мотивационного, организационного, контролирующего, регулирующего, когнитивно-деятельностного) способности к социально-профессиональному саморазвитию в процессе иноязычной подготовки на низком,

Мчдело счциалоач-прчфессичаалоачгч саморазвития студентов

221

ниже среднего, среднем, высоком уровнях, их показатели, а также диагностический инструментарий (тесты, анкеты, опросники, упражнения).

Все выделенные блоки находятся в тесной взаимосвязи: требования внешней среды определяют цели социально-профессионального саморазвития, обозначенные цели предопределяют задачи этого процесса; исходя из целей и задач на обозначенном теоретико-методологическом базисе строятся организационный и содержательно-технологический блоки; все составляющие модели в конечном итоге нацелены на результативно-диагностический блок. Существует и обратная связь: по результатам, полученным в результативно-диагностическом блоке, при необходимости, вносятся корректировки в содержательно-технологический блок (совершенствуются используемые и включаются новые педагогические технологии, расширяется методическое обеспечение).

Технология социально-профессионального

саморазвития студентов инженерного вуза в процессе иноязычной подготовки

К технологии социально-профессионального саморазвития студентов в процессе иноязычной подготовки, как гарантирующей успех совокупности действий, осуществляемых определенным способом и в определённой последовательности, предъявляется ряд требований [14, 15]: системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость. В нашем исследовании разрабатываемая технология является поэтапной, для каждого этапа определены цели, задачи и механизмы реализации. Каждый из этапов сопровождается и поддерживается авторским учебно-методическим обеспечением.

На первом этапе - этапе самчпчзаааия - основной целью является получение обучающимся объективных знаний о собственном уровне профессионально ориентированной иноязычной подготовки. Обозначенная цель обусловливает задачи этого этапа: определение собственных сильных и слабых сторон в иноязычной подготовке; оценка своих потенциальных возможностей в изучении иностранного языка. При решении указанных задач мы используем тестирование, анкетирование. Затем используются индивидуальные и групповые беседы, в процессе которых студент наблюдает, анализирует, оценивает и сравнивает себя с другими, а также сопоставляет результаты самонаблюдения с мнением других, в результате чего он критически смотрит на себя и начинает меняться.

Целью второго этапа - самчмчтивации -определено побуждение мыслей и собственных

потребностей в изучении иностранного языка. Главные задачи здесь - осознание необходимости постоянно актуализировать иноязычные знания, поиск и поддержка внутренних стимулов к самостоятельному изучению иностранного языка. Особая роль в решении этих задач в нашем исследовании отводится методу моделирования, позволяющему сымитировать реальные профессиональные и социальные ситуации, и методу сценирования, при использовании которого рассматриваются реальные картины профессиональных событий с различными вариантами развития с необходимостью последующего выбора благоприятного решения. Все это способствует пониманию и осознанию необходимости уверенного владения иностранным языком для дальнейшего успешного карьерного роста, повышает мотивацию к привлечению ресурсов иноязычной подготовки для социально-профессионального саморазвития.

На следующем этапе - самччргааизации -цель обозначается как планирование и осуществление собственной деятельности по изучению иностранного языка. Задачи - активизация личностных качеств, волевая регуляция, организация и упорядочение деятельности. Основные методы, используемые на этом этапе, -метод таймбоксинга, предполагающий выделение фиксированного, заранее заданного времени на иноязычную подготовку с достижением определенного результата; метод матрицы приоритетов, использующий группировку изучаемых тем по признакам важности и срочности; метод правила трех, направленный на ежедневное выполнение ограниченного объема заданий.

Основными задачами этапа самчкчатрчля, цель которого - сознательное и самостоятельное регулирование собственной деятельности, мы определили оценку собственных достижений в изучении иностранного языка на основе определенного эталона; выявление упущений и их устранение. Наиболее эффективными методами на этом этапе, на наш взгляд, оказались метод ведение портфолио, языкового портфеля [16, 17], фиксирующий самостоятельно сформированные языковые способности; метод картотеки типичных ошибок, акцентирующий внимание на типичных ошибках и позволяющий разработать собственную систему по их предупреждению.

Цель на этапе самчрефлексии - выработка способности разбираться в себе. Главными задачами определены всесторонний анализ предыдущего опыта изучения иностранного языка, осмысление его результатов, формирование выводов. Используемые на этом этапе методы - это метод опросов, метод тренингов.

Завершающий этап - самосовершенствование. Его цель - постоянное обновление и пополнение профессиональных иноязычных знаний, их актуализация. Задачи - уверенное владение профессионально ориентированными речевыми навыками, социокультурными и социолингвистическими знаниями. Среди многочисленных методов, которые могут быть использованы на этом этапе, наиболее эффективными мы считаем веб-квест, обеспечивающий продуктивность самостоятельной иноязычной подготовки с привлечением интернет-ресурсов, а также кейс-метод, предполагающий активную самостоятельную творческую деятельность по разрешению конкретной проблемной профессиональной или социальной ситуации [18].

Выделенные этапы цикличны и могут выполняться последовательно, последовательно-параллельно в зависимости от уровня иноязычной подготовленности обучающихся.

Учебно-методическая поддержка указанных этапов осуществляется использованием разработанных автором ряда учебных пособий. Так, например, разработаны методические указания к самопознанию уровня иноязычной подготовки студентов факультета пищевой инженерии. В учебный процесс внедрены методические разработки к развитию самомотивации студентов того же факультета. Для организации самоконтроля студентами факультета пищевой инженерии активно используются методические разработки по английскому языку к выполнению самоконтроля студентов. Для организации аудиторной и внеаудиторной работы в процессе самосовершенствования используются методическое пособие по практике речи английского языка, разработанный автором профессионально ориентированный англо-русский словарь (для организации самостоятельной работы студентов факультета пищевой инженерии), а также учебное пособие «English for Food Engeneering».

Выводы и перспективы дальнейших исследований

Представленная теоретическая модель социально-профессионального саморазвития студентов инженерного вуза в процессе иноязычной подготовки является, с одной стороны, познавательной, поскольку она отражает состав и структуру процесса социально-профессионального саморазвития в иноязычной подготовке, а с другой стороны, прагматической, поскольку на ее основе могут быть разработаны и реализованы инновационные технологии и авторские методики, направленные на формирование готовности обучающихся к социально-профессиональному

саморазвитию в процессе иноязычной подготовки. Поэтапность разработанной технологии, содержательная наполненность каждого из ее этапов обеспечивают планомерность ее реализации, с высокой степенью гарантируют достижение целей социально-профессионального саморазвития студентов инженерного вуза в процессе иноязычной подготовки.

Список литературы

1. Осипов П.Н., Зиятдинова Ю.Н. Глобализация как фактор саморазвития студентов // Высшее образование в России. 2015. № 1. С. 140-145.

2. Осипов П.Н. Социальная ответственность, дисциплина и самодисциплина как средства формирования конкурентоспособных специалистов // Образование и саморазвитие. 2010. № 5 (21). С. 10-17.

3. Osipov P.N. Training competitive specialists as the priority of modern education // 2013 International Conference on Interactive Collaborative Learning, ICL 2013. P. 251-254.

4. McKay S.L., Bokhorst-Heng W.D. International English in its sociolinguistic contexts: Towards a socially sensitive EIL Pedagogy. New York: Routledge, 2017. 228 p.

5. Valeeva R., Ziyatdinova J., Osipov P. et al. Development of International Academic Mobility: Success Stories // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2020. Vol. 1135. P. 443-454.

6. Сухристина А.С., Султанова Д.Ш., Эбель А.О. Англоязычные образовательные программы как средство повышения привлекательности отечественных инженерных университетов // Бизнес. Образование. Право. 2022. № 4 (61). С. 485-490.

7. Осипов П.Н., Зиятдинова Ю.Н. Преподаватели и студенты как субъекты интернационализации образования // Социологические исследования. 2017. № 3 (395). С. 64-69

8. Зиятдинова Ю.Н., Перчаткина В.Г. Содержание социально-профессионального саморазвития студентов инженерного вуза в процессе иноязычной подготовки // Бизнес. Образование. Право. 2022. № 4 (61). С. 344-349.

9. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений М.: Издательский центр «Академия», 2003. 192 с.

10. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. Издательская корпорация «Логос», 1999. 272 с.

11. Wang J.X. What every engineer should know about business communication. Boca Raton, FL: CRC Press, Technology & Engineering, 2008. 208 p.

12. Зиятдинова Ю. Н. Инновационная образовательная среда исследовательского университета // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. С. 471.

13. Malinovska L. Development of engineering student skills and competencies through participation at international scientific conferences // Engineering for

Модель социально-профессионального саморазвития студентов

223

Rural Development. 2012. P. 638-643. URL: https:// www.tf.llu.lv/conference/proceedings2012/Papers/114_ Malinovska_L.pdf (дата обращения: 16.06.2023).

14. Понятия «педагогическая технология», «методика», «методы», «средства», «формы»: учебные и информационно-методические материалы в помощь педагогу / Сост. Т.А. Корчак. Екатеринбург: Колледж бизнеса, управления и технологии красоты, 2015. 58 с.

15. Larsen-Freeman D. Techniques and Principles in Language Teaching (Teaching Techniques in English as a Second Language). Oxford University Press, 2000. 208 p.

16. Paulson F.L., Paulson P.R., Meyer C.A. What makes a portfolio a portfolio? // Educational Leadership. 1991. 48 (5). P. 60-63.

17. Chau J., Cheng G. Towards understanding the potential of e-portfolios for independent learning: A qualitative study // Australasian Journal of Educational Technology. 2010. 26 (7). P. 932-950.

18. Горылев А.И., Грудзинская Е.Ю. Организационно-управленческая деятельность преподавателя при проведении занятия в технологии «кейс-стади» при изучении юридических тем // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2012. № 8. С. 54-58.

MODEL OF SOCIAL AND PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF ENGINEERING STUDENTS IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE TRAINING AND THE TECHNOLOGY OF ITS IMPLEMENTATION

V.G. Perchatkina

Kazan National Research Technological University

The article is devoted to the development of a theoretical model of socio-professional self-development of engineering students in the process of foreign language training, considered by the author as a complex of sequential and parallel self-processes. Socio-professional self-development of engineering students in the process of foreign language training includes self-knowledge, self-motivation, self-organization, self-control, self-reflection, self-improvement. In accordance with a number of requirements for theoretical pedagogical models describing educational processes, the author presents the results of the development of a theoretical model of socio-professional self-development of engineering students in the process of foreign language training. We define the model structure as a set of interrelated, interdependent and complementary blocks (external environment, target, theoretical and methodological, organizational, content-technological, results and diagnostic). The author briefly outlines blocks' brief structural and substantive characteristics and describes their relationship. A step-by-step technology of its implementation is presented as well: the purpose and tasks are defined for each stage, the methods used are described.

Keywords: foreign language training, engineering university, model, social and professional self-development, technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.