ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Ю. Ю. КОВАЛЕВА
В статье приводятся основные концептуальные положения проектирования системы иноязычной подготовки студентов неязыковых специальностей технического вуза с применением модульного обучения. В рамках статьи автором уточняется определение и описывается структура модульной системы обучения английскому языку; приводятся результаты экспериментальной работы по реализации системы иноязычной подготовки на модульной основе в условиях технического вуза.
Ключевые слова: иноязычная подготовка; модульная система обучения; иноязычная коммуникативно-культурная компетенция.
В Томском политехническом университете вопросам иноязычной подготовки будущих выпускников уделяется достаточно большое внимание. Это обусловлено выходом университета в международное научно-образовательное пространство, увеличением числа зарубежных научных контрактов и грантов, повышением академической мобильности студентов и научно-педагогических работников и т. д.
На современном этапе развития технического вуза по-прежнему стоит задача создавать благоприятные условия и применять новейшие технологии для оптимизации иноязычной подготовки в целом и повышения уровня владения будущими выпускниками нелингвистического профиля иноязычной коммуникативно-культурной компетенцией в частности.
В качестве передовой педагогической технологии проектирования иноязычной подготовки в техническом вузе была выбрана модульная технология, в связи с этим система иноязычной подготовки студентов неязыковых специальностей получила название модульной системы обучения английскому языку.
Выбор модульного обучения в качестве ведущей педагогической технологии обусловлен, прежде всего, тем, что оно позволяет осуществлять отбор, оптимизацию и структурирование содержания иноязычного обучения на деятельност-ной основе, специфическое, порционное предъявление учебного материала и контроль успешности обучения; адаптировать программу обучения к уровню иноязычной подготовки студента; проводить своевременное корректирование и обнов-
ление содержания обучения английскому языку на всех этапах учебного процесса [3; 5].
Процесс проектирования и внедрения в образовательный процесс модульной системы обучения английскому языку - это достаточно трудоемкий процесс, реализующийся в виде нескольких взаимосвязанных этапов:
1) формирование рабочей группы из числа высококвалифицированных преподавателей английского языка - теоретиков и практиков для разработки модульной программы, включая постановку дидактических целей и планируемых результатов обучения английскому языку, а также отбор содержания обучения;
2) построение модульного курса английского языка с учетом обозначенных дидактических целей и планируемых результатов обучения;
3) разработка методических требований и алгоритма формирования учебного модуля по английскому языку;
4) формирование «содержания» каждого учебного модуля в соответствии с методическими требованиями, включая отбор форм и методов обучения;
5) экспериментальная проверка эффективности разработанной модульной программы в целом и созданного на ее основе модульного курса английского языка в частности с целью установления соответствия реальных достижений студентов планируемым результатам и проведения коррекции содержания модулей.
На основании анализа специфики профессиональной деятельности современных специалистов нелингвистического профиля, требований к их
профессиональной компетенции нами была сформулирована общая концепция модульной системы обучения английскому языку, основными положениями которой выступают следующие:
1. Для создания условий, обеспечивающих целенаправленный процесс формирования иноязычной коммуникативно-культурной компетенции (ИККК) будущих специалистов, разработка модульной системы обучения английскому языку должна осуществляться на основе системного подхода, в контексте которого все компоненты образовательного процесса организуются в единую, оптимально действующую и динамично развивающуюся систему, а отбор содержания обучения осуществляется таким образом, чтобы ИККК рассматривалась не как совокупность отдельных ее компонентов, а как целостный объект [1].
2. Основополагающими принципами проектирования модульной системы обучения английскому языку выступают принципы модульности, структуризации содержания обучения на обособленные элементы, контекстности обучения, системности, последовательности и наглядности обучения, осознанной перспективы, диалогично-сти, научности, индивидуализации обучения, приоритета самостоятельного обучения, связи теории с практикой, оптимального сочетания методов, форм и средств обучения, актуализации кросс-культурного компонента, компаративности и коммуникативно-когнитивный принцип.
Названые выше принципы выполняют системообразующую роль, ориентируют иноязычную подготовку в техническом вузе на успешное овладение студентами знаниями и умениями, необходимыми в последующей жизни и профессиональной деятельности.
3. Основными средствами реализации модульной системы обучения английскому языку в пространстве технического вуза выступают модульная программа и созданный на ее основе модульный курс, представленный в виде комплекса учебных модулей по английскому языку разного типа: базового, делового и профессионально ориентированного в зависимости от этапа иноязычной подготовки студентов.
4. Модульная система обучения английскому языку представлена единством обучения и самообразовательной деятельности, в которой студент занимает активную позицию и реализует себя как культурно-языковая личность на трех уровнях развития: нормативно-адаптивном, социально-адаптивном и креативном [4], а преподаватель, в свою очередь, выступает организатором учебного процесса и помощником-консультантом.
5. Процесс формирования ИККК будет эффективным при условии, что модульная система обучения английскому языку реализуется посредством ее структурных компонентов: целевого, содержательного, операционно-деятельностного и результативного.
6. Создание внутриуниверситетской мультия-зыковой поликультурной среды, нацеленной на усвоение системы ценностей, норм поведения, особенностей культуры страны родного и изучаемого языка, является необходимым условием повышения уровня сформированности ИККК студентов, как в аудиторное, так и во внеаудиторное время.
7. Эффективность реализации системы иноязычной подготовки на модульной основе может быть определена с помощью комплекса мониторинговых мероприятий, направленных на выявление уровня сформированности ИККК студентов на всех этапах иноязычной подготовки в вузе.
Далее считаем необходимым привести расширенную трактовку положений, лежащих в основе проектирования рассматриваемой модульной системы обучения английскому языку.
Системный подход к организации образовательного процесса предполагает рассмотрение подготовки специалиста как системы с позиций ее компонентного состава, связей и отношений между ее элементами, предусматривает построение моделей педагогического процесса, позволяющих лучше понять его как педагогическую реальность.
В основе системности обучения и системного подхода к теории и практике обучения находится понятие системы, которое определяет ее как множество взаимосвязанных компонентов, составляющих определенное целое в своем строении и функционировании. Основными компонентами системы образовательного процесса являются содержание обучения, учебная и научная деятельность преподавателей, средства и методы обучения, учебная и исследовательская работа студентов.
Процесс подготовки студентов к иноязычному общению в ходе изучения английского языка представляет собой целостную динамическую систему, организация которой определяется целями и задачами подготовки современного специалиста нелингвистического профиля, деятельностью преподавателя (обучение) и студентов (учение), содержанием иноязычной подготовки, а также методами и организационными формами обучения как процесса.
Модульная система обучения английскому языку детерминируется нами как особая дидактическая система, которая представляет собой совокуп-
ность различных форм и способов совместной деятельности преподавателя и студентов, организованной в особых единицах процесса обучения, а именно - модулях, с целью успешного овладения обучаемыми учебным материалом, повышения качества иноязычной их подготовки и достижения ими более высокого уровня сформированности ИККК.
Типология уровней сформированности ИККК включает элементарный, промежуточный, средний, продвинутый и высокий уровни. Обозначенные выше уровни сориентированы на требования международных стандартов и позволяют организовать систему педагогического контроля, результатом которого является формулирование объективной оценки уровня владения ИККК отдельно взятым студентом на любом отрезке учебного процесса [2].
Начиная с первого учебного семестра, на основании полученных результатов входного контроля студенты распределяются в учебные группы элементарного (А 2.1), промежуточного (В 1.1) и среднего (В 1.2) уровней.
В конце изучения модульной программы применяется система итоговой аттестации уровня владения студентами ИККК. Модульная система обучения английскому языку построена таким образом, что студент с более низким уровнем ИККК (например, А 2.1) вынужден работать более интенсивно на протяжении учебного семестра для перехода на уровень выше (В 1.1) с целью получения отметки «хорошо», или на средний уровень с целью получения отметки «отлично».
Выделение уровней в системе иноязычной подготовки специалистов, построенной с применением модульного обучения, позволяет реализовать технологию «межуровневого перехода» - перехода студентов из группы низкого в группу более высокого уровня по результатам семестровых испытаний и рекомендации ведущего преподавателя английского языка.
Применяемая технология «межуровневого перехода» выражается в следующем. В конце учебного семестра по результатам итогового контроля студент может быть переведен в группу более высокого уровня, если он продемонстрировал более высокие результаты, чем его сокурсники. На наш взгляд, это позволяет студенту объективно судить об уровне сформированности ИККК на любом этапе обучения, самостоятельно планировать дальнейшую учебную деятельность по изучению английского языка и вносить коррективы в личную образовательную траекторию.
Основными структурными компонентами модульной системы обучения английскому языку в техническом вузе, взаимодействие которых
обеспечивает ее функционирование и целостность, выступают целевой, содержательный, операцион-но-деятельностный и результативный компоненты.
Целевой компонент модульной системы обучения английскому языку представлен единством цели и системы задач, комплексное решение которых обеспечивает ее достижение.
Постановка цели является важнейшим этапом проведения любого исследования. Согласно теории систем, цель определяется как желаемое состояние системы или результаты ее деятельности. Именно целевому компоненту принадлежит роль в создании предпосылок для объединения всех других компонентов в целостное единство, их целенаправленного подбора и развития.
Целевой компонент исследуемой системы связан с определением целей модульного обучения, направленных на общее и профессиональное развитие личности, осознание и принятие этих целей студентами, формирование соответствующей мотивации, которая активизирует учебно-познавательную деятельность и обеспечивает эффективное освоение программного материала.
Определим основную цель модульной системы обучения английскому языку будущих специалистов нелингвистического профиля как формирование иноязычной коммуникативно-культурной компетенции, позволяющей будущему специалисту использовать английский язык как средство межкультурного общения на уровне международных требований для продолжения образования и в профессиональной деятельности в условиях глобализации рынка интеллектуального труда.
Разработка модульной системы обучения английскому языку требует конкретизации желаемых результатов этого процесса. В связи с этим результативный компонент представляет собой взаимосвязанные аспекты иноязычной коммуникативно-культурной компетенции специалиста, включающей два компонента: коммуникативную и общекультурную компетенции.
Коммуникативная компонента представлена лингвистической, речевой, информационно-технической коммуникационной, самообразовательной и тестовой субкомпетенциями, в то время как общекультурная компонента - лингвокультурной, социокультурной и межкультурной субкомпетенциями.
Результатом модульной системы обучения английскому языку должен стать минимально возможный уровень сформированности ИККК -промежуточный уровень, соответствующий уровню В 1.1 Европейской языковой шкалы.
Таким образом, целевой и результативный компоненты модульной системы обучения анг-
лийскому языку будущих специалистов нелингвистического профиля выступают в их единстве.
Поставленной целью обучения определяются направления содержательного компонента модульной системы обучения английскому языку, который предполагает отбор содержания учебного материала.
Содержательный компонент, в основу которого положены принципы модульности, структуризации содержания обучения на обособленные элементы, системности, последовательности и наглядности обучения, коммуникативно-когнитивном принципе, актуализации кросс-культурного компонента и компаративности, представлен совокупностью иноязычных коммуникативно-культурных знаний, умений и навыков, которые будут приобретены студентами в процессе изучения английского языка.
Весь процесс обучения английскому языку в ТПУ строится с учетом модульного принципа, согласно которому на протяжении 8 семестров студенты последовательно изучают учебные модули базового, делового и профессионально-ориентированного типа. Тематика и последовательность изучения модулей детерминируется дидактическими целями каждого из циклов иноязычной подготовки, требованиями международных сертификационных экзаменов (Cambridge ESOL), личными интересами и речевым опытом студентов, а сам набор формируется в соответствии с уровнем владения студентами ИККК.
Операционно-деятельностный компонент, в основу которого положены принципы контекст-ности обучения, индивидуализации обучения, осознанной перспективы, диалогичности, научности, приоритета самостоятельного обучения, связи теории с практикой, оптимального сочетания методов, форм и средств обучения, предполагает выделение методов, средств и форм обучения, в своей совокупности обеспечивающие развитие познавательных сил и способностей студентов, формирование их мировоззрения, обеспечивая тем самым необходимую подготовку к осуществлению будущей профессиональной деятельности.
Кроме того, данный компонент предполагает взаимодействие преподавателя и студентов, их сотрудничество, создание условий для свободного выбора студентами уровня сложности заданий, времени изучения учебных элементов модуля и т. д.
Изучение каждого модуля носит целенаправленный характер и происходит на основе использования специально разработанных учебно-методических комплектов, модель построения которых позволяет решать важные задачи обучения
английскому языку, ориентированные на развитие ИККК на основе взаимосвязанного обучения умениям говорения, чтения, аудирования и письменной речи, включая навыки и умения перевода, аннотирования и реферирования, в рамках изучаемых тем и ситуаций социально-бытового, делового и профессионально-ориентированного общения.
Неотъемлемой характеристикой операционно-деятельностного компонента модульной системы обучения английскому языку является самостоятельная работа студентов, ориентированная на решение нескольких задач:
1) углубление иноязычных коммуникативно-культурных знаний, навыков и умений, приобретенных студентами в процессе изучения программного модуля в аудиторное время;
2) обеспечение условий продвижения студента от более низкого к более высокому уровню сформированности ИККК;
3) развитие разносторонних интересов и способностей студентов, мотивации и толерантности в процессе овладения английским языком и культурой.
Помимо того, что самостоятельная работа вызывает активность студентов, она обладает еще одним важным достоинством - носит индивидуализированный характер. Каждый студент использует источник информации в зависимости от своих собственных потребностей и возможностей. В рациональном использовании самостоятельной работы кроются также значительные резервы повышения мотивации.
Приоритетными видами самостоятельной работы студентов являются домашняя работа с материалом модуля; творческая деятельность студентов в рамках изучаемого модуля; лабораторная работа, выполняемая студентами один раз в месяц в учебно-методическом центре языковой подготовки; самостоятельная работа студента с удаленным доступом через платформу Web-CT; самостоятельная работа студента повышенного уровня сложности.
Результативный компонент, определяющий эффективность применения технологии модульного обучения и характеризующийся достигнутыми успехами в реализации поставленной цели, включает поэтапную своевременную диагностику, коррекцию и контроль степени освоения студентами учебного материала и развития их профессиональных и личностных качеств.
Любая педагогическая система, в том числе и модульная система, предполагает установление обратной связи посредством специально организованного и централизованно осуществляемого контроля. В нашем случае, мы имеем дело с педагогическим контролем, сопровождающим модульную систему
на всем этапе обучения студентов английскому языку, и включающим в себя такие виды контроля как входной, текущий, рубежный и итоговый.
Входной контроль определяет индивидуальное владение студентом английским языком перед началом его изучения в вузе, имеет большое значение для успешного обучения студентов, так как результативно можно сроить учебный процесс лишь в том случае, если преподаватель хорошо знает исходный уровень владения студентами английским языком.
Рубежный контроль проводится по завершению изучения учебного модуля. Этого своего рода подведение итогов приращения в области речевых умений студентов. Таким образом, объектами контроля выступают как речевые навыки, так и речевые умения. Итоговый контроль проводится в конце учебного семестра в форме зачета или экзамена, в зависимости от цикла обучения. Как правило, зачет проводится в 1-3, 5-7 семестрах, экзамен - в 4 и 8 семестрах.
Следует отметить, что в основе проведения как входного, рубежного так и итогового контроля лежит устное и письменное тестирование, которое позволяет максимально эффективно определить уровень сформированности ИККК студентов в продуктивных и рецептивных видах речевой деятельности.
С нашей точки зрения, проведение контролирующих мероприятий, последующий сбор и анализ полученных результатов способствуют созданию полной и ясной картины того, как строится учебная деятельность студента на протяжении учебного семестра, позволяет формировать и вести индивидуальный рейтинг отдельно взятого студента, а также группы студентов внутри одного и того же уровня.
На наш взгляд, описанная модель организации системы педагогического контроля характеризуется рядом преимуществ:
- обеспечивает условия для непрерывного мониторинга качества подготовки студентов по английскому языку на любом отрезке учебного процесса;
- позволяет преподавателям получать информацию о качестве учебной деятельности студентов и своевременно вносить коррективы в организацию и проведение занятий с использованием модульных учебно-методических комплектов;
- обеспечивает условия для подготовки студентов к сдаче и получению международного сертификата по английскому языку;
- выступает эффективным инструментом измерения уровня сформированности ИККК выпускников технического вуза.
Эффективность модульной системы обучения английскому языку подтверждается результатами, полученными в ходе проведения опытно-экспериментальной работы в период 2005-2010 гг. на базе Томского политехнического университета.
Используемая технология модульного обучения в системе иноязычной подготовки оказала значительное влияние на повышение уровня развития иноязычной коммуникативно-культурной компетенции студентов неязыковых специальностей технического вуза.
Качественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы, проведенной с использованием модульного курса английского языка, свидетельствует о положительной динамике в развитии ИККК студентов.
Формирование ИККК в экспериментальной группе велось в соответствии с разработанной нами модульной системы обучения английскому языку. Обучение студентов контрольной группы осуществлялось в рамках традиционной системы обучения.
Динамика роста ИККК в ходе проведения эксперимента, на наш взгляд, очевидна. Анализ результатов эксперимента подтвердил, что построение иноязычной подготовки студентов на модульной основе способствовало повышению интереса студентов к изучению английского языка, так как предлагавшиеся организация учебного процесса на основе модульного курса английского языка, система творческих заданий и мероприятий отличались от традиционных своей развивающей направленностью; значительно повысилась посещаемость студентами учебных занятий; активизировалась их творческая деятельность, они стали лучше готовиться к занятиям, предлагая оригинальные варианты выполнения поставленных учебных задач.
Динамика сформированности уровней ИККК студентов неязыковых специальностей технического вуза в экспериментальных группах (ЭГ) и контрольных группах (КГ) в ходе эксперимента (в %) представлена диаграммой на рисунке 1.
Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы, подвергнутые всестороннему качественному анализу и статистической обработке, свидетельствуют о справедливости выдвинутой гипотезы, а также доказывают эффективность реализации иноязычной подготовки с применением технологии модульного обучения, направленной на систематическое повышение уровня владения иноязычной коммуникативно-культурной компетенцией студентами технического вуза и развитие студентов как культурно-языковых личностей.
] 0,5%
КГ
ЭГ
до эксперимента
24,80%
54%
20%
] 0,6%
26,60%
55%
18%
□ Элементарный □ Промежуточный □ Средний □ Продвинутый □ Высокий
КГ
ЭГ
0%
6%
1%
после эксперимента
16%
15%
18%
35% 34%
29%
46%
□ Элементарный □ Промежуточный ПСредний □Продвинутый ПВысокий
Рис. 1. Динамика сформированности ИККК студентов неязыковых специальностей технического вуза - участников ЭГ и КГ
Литература
1. Галимзянова И. И. Педагогическая система формирования иноязычной коммуникативной компетентности будущих инженеров: дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 2009. С. 79.
2. Ковалева Ю. Ю. Требования к уровню владения иностранным языком выпускников неязыковых специальностей ТПУ. Томск, 2005.
3. Поляков О. Г. Цели профильно ориентированного обучения иностранному языку в вузе: опыт формулирования // Иностранные языки в школе. 2008. № 1. С. 2-8.
4. Фурманова В. П. Межкультурная коммуникация и культурно-языковая прагматика в теории и практики преподавания иностранного языка: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1994.
5. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: метод. пособие. М., 1996.
* * *
THE EXPERIENCE OF ENGLISH LANGUAGE TRAINING MODULAR SYSTEM DESIGN AND IMPLEMENTATION IN A HIGH TECHNICAL SCHOOL
Yu. Yu. Kovalyova
The article presents the main conceptual principles of designing a foreign language education for students of non-linguistic specialties of a high technical school on the basis of modular approach. The article also specifies the notion and describes the structure of English language training modular system; introduces results of research work in implementation of a foreign language education on a modular basis in a high technical school.
Key words: foreign language education; modular system; foreign language communicative and cultural competence.