Обучение иностранному языку будущих сотрудников полиции: профессионально
ориентированный подход
Марина Александровна Арская
доцент кафедры иностранных и русского языков Сибирский юридический институт МВД России Красноярск, Россия [email protected] 0000-0002-9448-1129
Поступила в редакцию 14.07.2022 Принята 21.08.2022 Опубликована 15.09.2022
С> 10.25726Л8004-5674-7479-п
Аннотация
Сегодня российское общество стремительно меняется: оно становится более открытым и активным как в политической сфере, так и в защите прав и свобод каждого гражданина. Однако, современное российское общество, которое стремится присоединиться к сообществу стран с развитой экономикой и государственными институтами, с эффективной демократической политической системой, которая защищает права и свободы всех граждан, требует кардинальных изменений не только в политической сфере, но и в правоохранительной деятельности. Ведь именно на органы полиции возлагается задача по оказанию услуг в сфере обеспечения публичного порядка и безопасности; охраны прав и свобод гражданина, а также интересов общества и государства; противодействия преступности; оказание в пределах, определенных законом, услуг по помощи лицам, которые из личных, экономических, социальных причин или вследствие чрезвычайных ситуаций нуждаются в такой помощи. Аналогичные положения наблюдаются и в Федеральном Законе «О полиции». Интеграция нашего государства в евразийское пространство усиливает необходимость эффективного изучения иностранных языков. Стремление к мировому уровню подготовки будущих правоохранителей обуславливает потребность отвечать определенным критериям относительно свойств данного уровня. Поэтому, в первую очередь, возникает потребность в совершенном изучении и достаточном владении иностранным языком. Здесь мы считаем, что основным из направлений совершенствования системы полиции является процесс изменения приоритетов в обучении и профессиональной подготовке будущих сотрудников правоохранительных органов иностранному языку.
Ключевые слова
неязыковой вуз, английский язык, образовательные организации системы МВД России, курсант.
Введение
Результаты исследований свидетельствуют, что невозможно достичь эффективности владения иностранным языком только путем традиционной системы обучения. Однако, на наш взгляд, вопросу внедрения инновационно-технологических систем в учебный процесс для улучшения коммуникативных навыков и умений владения иностранным языком будущих полицейских достаточного внимания со стороны ученых не уделялось.
В соответствии с нестабильной экономической ситуацией и реформированием системы МВД Российской Федерации, повышаются и соответствующие требования к квалифицированности сотрудников полиции. Внедряются новые формы и методы применительно к профессиональной подготовке будущих полицейских с непосредственным привлечением информационных технологий, и новые методы повышения коммуникативного в сфере ведения диалогов между сотрудниками
правоохранительных органов и населением. Поэтому система подготовки будущих сотрудников правоохранительных органов должна подойти к данному вопросу более глубоко и направить желание будущих полицейских на добросовестное изучение не только русского, но и иностранного языка. Иностранный язык представляет собой значительную часть вербального метода ведения переговоров с населением, что необходимо мотивированно развивать среди сотрудников полиции.
Цель статьи заключается в выделении основных теоретических подходов относительно методики совершенствования коммуникативных навыков в процессе изучения иностранного языка будущими сотрудниками полиции.
Для сотрудника полиции, работа которого направлена на достижение двух главных задач: служить людям и защищать их, - знание иностранного языка является неотъемлемым условием профессионального выполнения задач. Нередко встречаются случаи, когда сотрудники полиции, при выполнении своих профессиональных задач и обязанностей, должны коммуницировать с носителями иностранного языка. Одни могут совершать правонарушения или преступления, а другие могут быть жертвами соответствующих противоправных деяний. Однако, в обоих случаях есть необходимость в умении качественно и четко предоставить ответ и задать вопросы на иностранном языке. Ведь время может выступать ключевым фактором в раскрытии уголовного преступления или непосредственного спасения жизни человека. Не всегда есть возможность ждать переводчика. В то же время, человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность определяются в России наивысшей социальной ценностью (ст. 2 Конституции РФ). Поэтому, мы считаем, что в системе подготовки сотрудников правоохранительных органов необходимо подойти к данному вопросу более глубоко и направить желание будущих полицейских на добросовестное изучение не только русского, но и иностранного языка (Гончарова, 2017).
Материалы и методы исследования
По нашему мнению, для эффективного обучения будущих правоохранителей необходимо привлекать инновационные технологии в учебный процесс. Такие методики широко используется в различных университетах мира, и считаются одними из самых эффективных. В частности, следует более широко использовать методику профессионально направленного обучения.
Технология смешанного обучения придает гибкости учебному процессу, учитывает потребности курсантов вузов МВД России, темп обучения, способствует увеличению мотивации, самостоятельности и рефлексии курсантов вузов МВД России, что является предпосылкой для успешного образовательного процесса в целом. Смешанное обучение способствует достижению большего результата с меньшими затратами и относится к любому сочетанию традиционного и дистанционного обучения, где студент лучше контролируется и реализует индивидуальный стиль обучения.
Технология смешанного обучения позволяет эффективно сочетать преимущества традиционного обучения с преимуществами дистанционных технологий, когда большая часть материала усваивается студентами самостоятельно в дистанционном компоненте программы или курса, а очные занятия становятся более насыщенными и эффективно организованными. Смешанное обучение является системой обучения (преподавания), которая сочетает наиболее эффективные аспекты и преимущества преподавания в аудитории и интерактивного или дистанционного обучения и является системой, состоящей из равных частей, которые функционируют в постоянной взаимосвязи, образуя определенное целое (Евдокимова, 2020).
Смешанное обучение - это целенаправленный процесс получения знаний, умений и навыков в условиях интеграции аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности субъектов образовательного процесса на основе взаимного дополнения технологий традиционного, электронного, дистанционного и мобильного обучения. В этом определении подчеркнута промежуточная роль смешанного обучения между традиционным (преимущественно аудиторным) и дистанционным (преимущественно внеаудиторным). Здесь уместным является наблюдение о том, что смешанное обучение наследует преимущества дистанционного и исключает его недостатки. Суть образовательной концепции смешанного обучения заключается в сочетании самостоятельного (онлайн) и очного (с преподавателем)
обучения, что дает возможность контролировать субъектам учебы время, место, темп и стратегию изучения материала (Баева, 2021).
Иностранные специалисты также посвящали свои научные исследования вопросам улучшения образования благодаря применению инновационных технологий, в частности технологии смешанного обучения. Исследователи обращают внимание на личностно ориентированную направленность технологии смешанного обучения, поскольку она обеспечивает активное взаимодействие студентов и преподавателей во время очного обучения и использования технических возможностей сети, что способствует приобщению студента к учебному процессу, который, в свою очередь, приобретает черты интерактивности.
Если обратиться к зарубежной научной литературе, где распространена практика применения технологии смешанного обучения в образовании, то стоит отметить, что обычно иностранные ученые рассматривают технологию смешанного обучения как сочетание традиционного обучения (лекции, семинары, уроки) с электронным обучением, самообучением с уменьшением времени на аудиторную работу и без отрыва от производства.
В свою очередь, иностранные военные специалисты, специалисты сектора безопасности и обороны стран-членов ЕАЭС, поддерживают и принимают активное участие в тех учебных программах, которые предоставляют возможность определять свой собственный темп обучения и возможность вернуться к учебному материалу в любой момент во время прохождения курса. Поэтому ведущие страны мира начали обращаться к электронному, дистанционному и смешанным формам обучения, чтобы удовлетворить потребности современного общества (Ермякина, 2018).
Считаем целесообразным отметить, что во время изучения научно-педагогической литературы, посвященной теории и методике применения технологии смешанного обучения, мы заметили, что российские исследователи переводят иностранный термин «blended learning» как «смешанное обучение», «комбинированное обучение», «гибридное обучение», «гибкое обучение». В научных трудах российских авторов вышеупомянутые термины употребляются как синонимы. Мы же разграничиваем эти понятия и употребляем термин «профессионально направленное обучение», определяя его как инновационную технологию, которая сочетает элементы очного, электронного и веб-обучения, технологии подачи и поддержки обучения и реализуется через детально спланированную и теоретически обоснованную учебную деятельность, не нарушая существующего режима обучения в высшем учебном заведении, дает возможность интегрировать современные инновационные технологии и средства обучения в традиционный учебный процесс и с их помощью превратить аудиторную, самостоятельную и индивидуальную работу студента в единый цикл взаимосвязанных этапов, которые формируют его как будущего специалиста». Мы отождествляем смешанное обучение с профессионально ориентированным, которое сочетает очную и дистанционную составляющие.
Термин «blended learning» выступает в исследованиях в основном как общий и не рассматривается как единый общепринятый подход в системах высшего образования. Технология профессионально направленного обучения воспринимается больше как обобщающая для различных инновационных подходов к обучению, которые сочетают традиционные занятия с технологиями дистанционного обучения. Такая неопределенность привела к тому, что в отечественной педагогической литературе нельзя найти ответы на вопросы, какие именно составляющие объединяет эта технология. Таким образом, несмотря на свою популярность среди российских и зарубежных ученых, технология профессионально направленного обучения в педагогике России является относительно новой и развивающейся (Килина, 2018).
Результаты и обсуждение
Сегодня среди ученых проходит дискуссия относительно основных составляющих технологии профессионально направленного обучения, однако наша позиция по этому вопросу заключается в том, что в смешанных средах обучения в образовательном процессе вуза в системе МВД России должно сочетаться традиционное очное обучение и обучение с помощью информационно-коммуникационных технологий, которые являются посредниками в ходе обучения и взаимодействия, не требуя присутствия
студентов и преподавателей в одном месте. Анализ научной литературы показал, что основное различие во взглядах ученых состоит в разном понимании определения заочного компонента профессионально направленного обучения, который может рассматриваться как дистанционное обучение, как электронное обучение, как применение компьютерных технологий с возможностью выхода в сеть Интернет для общения он-лайн или же как использование компьютера и электронных баз во время самостоятельной подготовки к занятиям. Понятно, что, рассматривая каждый подход, необходимо учитывать, с какой целью ученый определяет компоненты технологии, в какой сфере деятельности он задействован, и какие проблемы исследователь пытался решить при помощи сочетания выбранных компонентов технологии профессионально направленного обучения.
Отсюда следует, что подходы к пониманию сущности технологии профессионально направленного обучения сосредотачиваются в диапазоне от традиционного обучения, что требует личного присутствия студента, до дистанционного, то есть без прямого межличностного контакта с преподавателем, а профессионально направленное обучение условно находится между этими двумя противоположными формами обучения, поскольку оно объединяет элементы каждого из них.
В нашем случае технология профессионально направленного обучения является формальной программой образования, в которой будущий полицейский обучается с помощью дистанционного контента (то есть через преподавание, которое предоставляет будущему полицейскому определенные элементы контроля по выбору времени, места, способов, темпа обучения) и под руководством преподавателя в вузах МВД России. Первый компонент технологии профессионально направленного обучения - дистанционный контент - охватывает суть и характеристики, которые касаются технологии дистанционного обучения, где содержание образования и преподавания дисциплин обеспечиваются преимущественно через Интернет или внутреннюю сеть. Второй компонент определения обращает внимание на то, что обучение должно быть контролируемым, чтобы отличить профессионально направленное обучение от дистанционного (Лыскова, 2020).
Анализ научных работ позволил нам выделить следующие преимущества профессионально направленного подхода к обучению в вузах системы МВД России (Малюгина, 2019):
- увеличение мотивации будущих полицейских;
- повышение эффективности обучения через расширенный доступ будущих полицейских к учебной информации;
- высокая гибкость в управлении имеющимися ресурсами: временем, местом, темпом проработка учебного материала и др;
- овладение практическими навыками самостоятельной работы, что в свою очередь, способствует развитию критического мышления будущих полицейских;
- повышение интерактивности и углубление социального взаимодействия;
- возможность неоднократного обращения к учебному материалу, который расположен в сети Интернет или в локальной сети;
- возможность постоянного и своевременного контроля достижений будущих полицейских.
Учитывая вышесказанное, можно утверждать, что технология профессионально направленного
обучения в вузе МВД России предоставляет возможность совместить преимущества интерактивного обучения на основе дистанционных технологий и преимущества традиционного обучения (Ма11упоуа, 2019). Благодаря этой технологии будущие полицейские имеют возможность воспользоваться частично индивидуальной программой, которая удовлетворяет их личные потребности к обучению, получению образования и последующему профессиональному и личностному развитию. Будущие полицейские могут общаться с преподавателями лично или в системе дистанционного обучения, что дает возможность преподавателям и будущим полицейским отслеживать прогресс по формированию профессиональных компетенций и анализировать достижения в учебе.
Учитывая рекомендации специалистов в области образования, занимающихся изучением вопросы внедрения технологий дистанционного и профессионально направленного обучения, мы делаем вывод, что эффективность внедрения профессионально ориентированной модели обучения с
использованием технологии профессионально направленного обучения в вузе МВД России зависит от определенных психолого-педагогических и организационных условий, а именно:
- институциональных - готовность и способность вуза МВД России к применению технологии профессионально направленного обучения и наличие необходимых средств для надлежащего выполнения этой задачи;
- психолого-педагогических - сочетание содержания, потребностей будущих полицейских и цели обучения;
- разработка методов, моделей и учебно-методического обеспечения образовательного процесса в дистанционной среде обучения;
- разработка контента учебного курса средствами информационных технологий с учетом индивидуальных особенностей участников учебного процесса;
- технических - работа сервера на высоком уровне; возможность постоянного доступа к учебным материалам; применение современных мультимедийных средств, технологий коммуникации и поддержки обучения;
- мониторинга - способность программы оценивать выполнение задач будущими полицейскими и измерять результаты дистанционного обучения;
- предоставление информации о прогрессе обучения будущих полицейских;
- управление - организация обучения через комплексную систему управления учебной деятельностью в синхронном и асинхронном режимах;
- личностных качеств участников обучения - присутствие мотивации и устойчивого интереса будущих полицейских, способность эффективно управлять временем;
- наличие самодисциплины; готовность преподавателя и будущего полицейского к использованию компьютерных технологий в учебном процессе.
На основе теоретического анализа отечественной и зарубежной научной литературы по затронутому вопросу, законодательной базы России мы определили профессионально ориентированное обучение в вузе системы МВД России как сочетание эффективных элементов и преимуществ очного (в аудитории под руководством преподавателя) и дистанционного обучения (электронное самообучение), которые функционируют постоянно и согласованно и образуют одно целое при условии учета психолого-педагогических и организационных условий ее формирования (Хайрутдинова, 2017).
Внедрение технологии профессионально направленного обучения в образовательный процесс вуза МВД России дает возможность при минимальных затратах времени и средств на оборудование и повысить качество иноязычной подготовки будущих полицейских, способствует развитию самостоятельной творческой деятельности будущих полицейских, стимулирует получение дополнительных знаний по иностранному языку и их закрепление. Применение технологии профессионально направленного обучения позволяет готовить в системе высшего образования конкурентоспособных специалистов МВД России, способных использовать иностранный язык во время своей профессиональной деятельности (О формировании, 2016).
Анализ овладения основами информационных технологий в процессе изучения иностранных языков в высших учебных заведениях показывает, что уровень знаний и практических навыков соискателей высшего образования, их самостоятельная готовности к дальнейшему самообразованию в значительной мере не отвечает требованиям сегодняшнего дня. Поэтому основной проблемой является поиск и разработка системы организации учебного процесса, основанной на индивидуализации механизмов развития личности. По нашему мнению, использование на практике инновационных информационных технологий (мультимедийный формат, гипертекст, гипермедиа, виртуальная реальность, Интернет-технологии) позволит реализовать индивидуально-ориентированный подход к обучению иностранному языку в высших учебных заведениях со специфическими условиями обучения. Данный подход позволит будущим сотрудникам полиции лучше погрузиться в обстоятельства ситуативной задачи, связанной с потребностью понимания и владения коммуникативными навыками
иностранного языка, что в свою очередь приблизит учебный процесс к реальным условиям, с которыми полицейский мог бы встретиться в будущем.
Таким образом, одним из самых эффективных направлений в сфере обучения иностранным языкам является развитие образовательной системы на основе информационных технологий. С помощью сочетания звуковых, графических, анимационных и текстовых эффектов можно успешно моделировать эффект погружения будущих правоохранителей в активную языковую среду и внедрять современные лингвистические, технологические, методические и педагогические технологии. Кроме того, при изучении иностранного языка такие программы прорабатывают все аспекты речи: фонетическую, грамматическую, лексическую и коммуникативную, что позволит лучше и быстрее усваивать речевой материал, а также приобретать речевых привычек и навыков. Важную роль в этом играют мультимедийные средства, которые предоставляют возможность постоянно обновлять учебные материалы по профессиональной подготовке полицейских. Мультимедийные интенсивные программы для изучения иностранного языка должны быть разработаны по новейшим звуковым, текстовым и графическим технологиям.
Мы считаем, что глубоко продуманные методики, специально разработанные для компьютерного изучения иностранного языка, большое количество удачно подобранного учебного материала, высокое качество звучания лингвистического материала, озвученный дикторами-носителями языка или отобранного из оригинальных источников, создадут идеальное, современное пособие для досконального изучения иностранного языка. Примером может служить коммуникативное обучение в вузах системы МВД России.
Принцип коммуникативности является ведущим методическим приемом, который способствует успешному достижению цели - научить будущих сотрудников полиции осуществлять иноязычное речевое общение в рамках усвоенного учебного материала. Вместе с этим обучение иностранному языку будущих специалистов должно рассматриваться сквозь призму их дальнейшей профессиональной деятельности. Целью обучения иностранному языку по профессиональному направлению является формирование специализированной компетенции в сферах профессионального и ситуативного общения, овладение новейшей профессиональной информацией через иностранные источники. Широкие перспективы научной и деловой активности требуют от студентов не только навыков владения устной иноязычной речью, но в равной мере и компетентных навыков владения компьютерами. Работа над лексикой в современных условиях рассматривается в свете задач развития речевых умений, и вопросам обучения лексике уделяется большое внимание. При этом следует иметь в виду, что владение любым языком осуществляется на двух основных уровнях: на уровне производства и на уровне понимания. В процессе овладения иностранным языком разница между умением в области понимания и в области речи постепенно возрастает, взаимоотношения между активным и пассивным словарем приобретают совершенно иной характер. Связь между активной и пассивной частью словаря заключается в том, что активный словарь представляет собой ядро лексического запаса студентов. Эту связь следует понимать так, что весь словарь следует усвоить рецептивно, а его ядро, активную лексику, также продуктивно. Такой дифференцированный подход к отбору лексики, что вытекает из наличия и особенностей активного и пассивного словаря, соответствует реальным условиям обучения иностранному языку. Для того, чтобы достаточно свободно оперировать нормативно-правовой базой и читать юридически направленную литературу, а также уметь объясниться со специалистами, в первую очередь нужна количественная и качественная конкретизация желаемых результатов обучения, то есть установление конкретных критериев владения языком на фонетическом, лексическом, грамматическом уровнях. С этой целью в свою очередь необходимо отобрать:
- фонетический,
- лексический общенаучный, общенаучный и терминологический,
- морфолого-синтаксический минимум в соответствии с рецептивной и продуктивной сторонами поставленной цели обучения.
Подобное возможно только при активном участии преподавателя. Главной задачей преподавателя является непосредственное осуществление общего контроля за работой будущих
стражей порядка, а также понимание того, что курсант является активным фактором учебного процесса. Развитие творческих способностей курсантов способствует успешному усвоению ими новых знаний.
Современные педагогические издания отмечают, что традиционная (некомпьютеризированная) образовательная система не создает условий для эффективного развития умственных способностей соискателей высшего образования и нивелирует их творческий потенциал. Как правило, большинство преподавателей стараются дать будущим правоохранителям как можно больше информации по своей учебной дисциплине. При этом репродуктивные методы ее передачи требуют минимума познавательной и творческой активности. В результате общество получает неквалифицированного сотрудника правоохранительных органов. Традиционный процесс подготовки сотрудников полиции имеет ряд классических противоречий, которые можно сформулировать так:
- активность преподавателя и пассивность курсанта;
- недостаточность индивидуального подхода;
- изложение информации в абстрактно-логической форме;
- ограниченность во времени и тому подобное.
Эти противоречия являются серьезной проблемой для всего учебного процесса. По нашему мнению, использование информационных технологий в учебном процессе потянуло бы за собой деформацию традиционной формы взаимодействия «преподаватель-курсант», поскольку, во-первых, внедряются новейшие методы обучения, которые становятся частью учебного процесса «ученик-компьютер-преподаватель», во-вторых, курсант превращается из объекта обучения в субъект. Это возможно благодаря активной позиции будущего правоохранителя; переходу познавательного процесса из категории «учить» в категорию «изучать» иностранный язык сознательно и самостоятельно; интерактивном общении с различными образовательными ресурсами (библиотеками, словарями, энциклопедиями) и окружающими (коллегами, преподавателями,); информационной насыщенности и гибкости методов обучения за счет использования информационных технологий; «погружении» в особую информационную среду, которая как нельзя лучше мотивирует и стимулирует процесс обучения.
Заключение
Из вышеизложенного следует, что современная система образования уделяет слишком мало внимания сочетанию традиционных и информационных форм обучения. Поэтому мы считаем, что для повышения качества обучения иностранному языку будущих правоохранителей путем использования информационных технологий необходимо учитывать психолого-педагогические и методические особенности.
Как итог можем выделить то, что целесообразным по формированию в сознании будущего сотрудника полиции стремление к изучению иностранного языка и последующего внедрения ее в своей профессиональной деятельности для решения практических вопросов путем взаимопонимания с членами всех сообществ мира - выступает непосредственное внедрение новых методов с использованием инновационно-технологических систем. На сегодняшний день традиционный процесс обучения иностранному языку происходит в рамках общепринятой социокультурной модели обучения, которая рассматривается как основа осуществления профессиональной межкультурной коммуникации. С учетом вышеизложенного, можем отметить, что сотруднику полиции необходимо не только правильно формулировать мысли, но и придерживаться культурной нормы, принятой в языковых носителей. Новейший метод подготовки будущих сотрудников полиции с использованием инновационно-технологических систем способствовал бы лучшему закреплению лексического материала курсантами, например, с описания внешности определенного лица, формировать навыки взаимодействия с программными обеспечениями с иноязычным интерфейсом, совершенствовать умения составления фотоработу за словесным портретом и корректировкой изменений в соответствии с указаниями пострадавшего лица. Мы уверены, что подходящие ситуативные подходы с использованием инновационно-технологических систем предоставляют возможность будущим полицейским смоделировать и качественно проработать целостный контекст реального общения с пострадавшей
лицом, а также способствовать решению типовых ситуаций, которые возникают во время деятельности сотрудников полиции с иностранными гражданами.
Список литературы
1. Баева Е.В. Структурно-функциональная модель развития иноязычной коммуникативной компетентности сотрудников ОВД в системе дополнительного профессионального образования // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. Т. 26. № 3(86). С. 307-314.
2. Гончарова Д.А. Особенности обучения английскому языку курсантов образовательных организаций системы МВД (на примере ВА МВД России) // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. № Т19. С. 17-19.
3. Евдокимова М.Г. Проектная методика обучения иностранному языку как способ формирования профессиональной компетенции // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-1. С. 85-87.
4. Ермякина Н.А. К вопросу об организации самостоятельной работы обучающихся в условиях профессионально ориентированного обучения иностранному языку в вузах МВД России // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2018. № 3(32). С. 70-75.
5. Килина О.А., Арский А.А., Рогозин А.Ю. Система дистанционных образовательных технологий в аспекте обучения иностранному языку в образовательных организациях МВД России // Отчет НИР. Министерство внутренних дел РФ, 2018. 3бс. Номер государственной регистрации: 07194502.
6. Лыскова М.И. Организационно-методические основы обучения иностранному языку адъюнктов Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2020. № 1(14). С. 123-128.
7. Малюгина А.В. От теории к практике: о повышении практической направленности обучения иностранному языку курсантов вузов МВД // Проблемы современного образования. 2019. № 6. С. 201-210.
8. О формировании лингвопрофессиональных умений специалиста при подготовке научно-педагогических кадров для органов внутренних дел / Л.С. Кравчук, В.Д. Земляков, Т.А. Землякова] // 2016. № 1. С. 209-214.
9. Хайрутдинова И.В. Специфика формирования иноязычной коммуникативной компетенции руководителей органов внутренних дел // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2017. № 5. С. 86-90. - EDN OTPXDZ.
10. Martynova N.A. Specificities of teaching English in non-specialized educational organizations: analysis of students' opinions / N. A. Martynova, V. N. Shashkova, K. A. Wlassow // Perspectives of Science and Education. 2019. No 6(42). P. 142-157.
Teaching a foreign language to future police officers: a professionally oriented approach Marina A. Arskaya
Associate Professor of Department of Foreign and Russian Languages Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation Krasnoyarsk, Russia [email protected] 0000-0002-9448-1129
Received 14.07.2022 Accepted 21.08.2022 Published 15.09.2022
© 10.25726/t8004-5674-7479-n
Abstract
Today, the Russian society is changing rapidly: it is becoming more open and active both in the political sphere and in protecting the rights and freedoms of every citizen. However, the modern Russian society, which seeks to join the community of countries with developed economies and state institutions, with an effective democratic political system that protects the rights and freedoms of all citizens, requires fundamental changes not only in the political sphere, but also in law enforcement. After all, it is the police bodies that are entrusted with the task of providing services in the field of public order and security; protecting the rights and freedoms of citizens, as well as the interests of society and the state; countering crime; providing, within the limits defined by law, assistance services to persons who, for personal, economic, social reasons or as a result of emergency situations, need such help. Similar provisions are observed in the Federal Law "On Police". The integration of our state into the Eurasian space reinforces the need for effective learning of foreign languages. Striving for the world level of training of future law enforcement officers causes the need to meet certain criteria regarding the properties of this level. Therefore, first of all, there is a need for perfect study and sufficient command of a foreign language. Here we believe that the main direction of improving the police system is the process of changing priorities in the training and professional training of future law enforcement officers in a foreign language.
Keywords
non-linguistic higher educational institution, English, educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, cadets.
References
1. Baeva E.V. Strukturno-funkcional'naja model' razvitija inojazychnoj kommunikativnoj kompetentnosti sotrudnikov OVD v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 2021. T. 26. № 3(86). S. 307-314.
2. Goncharova D.A. Osobennosti obuchenija anglijskomu jazyku kursantov obrazovatel'nyh organizacij sistemy MVD (na primere VA MVD Rossii) // Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal Koncept. 2017. № T19. S. 17-19.
3. Evdokimova M.G. Proektnaja metodika obuchenija inostrannomu jazyku kak sposob formirovanija professional'noj kompetencii // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija. 2020. № 67-1. S. 85-87.
4. Ermjakina N.A. K voprosu ob organizacii samostojatel'noj raboty obuchajushhihsja v uslovijah professional'no orientirovannogo obuchenija inostrannomu jazyku v vuzah MVD Rossii // Vestnik Sibirskogo juridicheskogo instituta MVD Rossii. 2018. № 3(32). S. 70-75.
5. Kilina O.A., Arskij A.A., Rogozin A.Ju. Sistema distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij v aspekte obuchenija inostrannomu jazyku v obrazovatel'nyh organizacijah MVD Rossii // Otchet NIR. Ministerstvo vnutrennih del RF, 2018. 36s. Nomer gosudarstvennoj registracii: 07194502.
6. Lyskova M.I. Organizacionno-metodicheskie osnovy obuchenija inostrannomu jazyku ad#junktov Tjumenskogo instituta povyshenija kvalifikacii sotrudnikov MVD Rossii // Vestnik Tjumenskogo instituta povyshenija kvalifikacii sotrudnikov MVD Rossii. 2020. № 1(14). S. 123-128.
7. Maljugina A.V. Ot teorii k praktike: o povyshenii prakticheskoj napravlennosti obuchenija inostrannomu jazyku kursantov vuzov MVD // Problemy sovremennogo obrazovanija. 2019. № 6. S. 201-210.
8. O formirovanii lingvoprofessional'nyh umenij specialista pri podgotovke nauchno-pedagogicheskih kadrov dlja organov vnutrennih del / L.S. Kravchuk, V.D. Zemljakov, T.A. Zemljakova] // 2016. № 1. S. 209-214.
9. Hajrutdinova I.V. Specifika formirovanija inojazychnoj kommunikativnoj kompetencii rukovoditelej organov vnutrennih del // Sovremennaja nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Serija: Gumanitarnye nauki. 2017. № 5. S. 86-90. - EDN OTPXDZ.
10. Martynova N.A. Specificities of teaching English in non-specialized educational organizations: analysis of students' opinions / N. A. Martynova, V. N. Shashkova, K. A. Wlassow // Perspectives of Science and Education. 2019. No 6(42). P. 142-157.