УДК 378. 6
Т.А. Казакова,
Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний
Роль иностранного языка в профессиональной подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы
Качественная подготовка сотрудников уголовно-исполнительной системы является одной из приоритетных задач современного периода. Необходимо подготовить специалиста, обладающего знаниями, навыками и умениями, отвечающими образовательному стандарту специальности.
Особенно важно учитывать специфику будущей служебной деятельности сотрудника уголовно-исполнительной системы. В частности, существенным компонентом его будущей профессиональной деятельности становится иноязычное общение. В связи с этим значительно возрастает роль дисциплины «Иностранный язык» в вузах Федеральной службы исполнения наказаний России. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования требует учета профессиональной специфики при изучении иностранного языка, его нацеленности на реализацию задач будущей профессиональной деятельности выпускников. Особую актуальность приобретает профессионально ориентированный подход к обучению иностранному языку на неязыковых факультетах вузов, который предусматривает способности иноязычного общения в конкретных профессиональных, деловых, научных сферах и ситуациях с учетом особенностей профессионального мышления [2]. В последние годы иностранный язык становится одной из про-
Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний
фильных дисциплин, стоящей на одном уровне с общегуманитарными и даже специальными дисциплинами. Не нужно доказывать необходимость знания иностранного языка специалисту с высшим образованием. В условиях активного развития международных контактов уголовно-исполнительной системы ценность выпускника вуза Федеральной службы исполнения наказаний России во многом определяется уровнем языковой подготовки молодого специалиста.
Профессионально ориентированное обучение иностранному языку потребовало по-новому взглянуть на процесс обучения вообще и на обучение иностранному языку в частности. Мы убедились, что обучение иностранному язы-
ку в вузах Федеральной службы исполнения наказаний России не должно сводиться только к изучению языка для специальных целей. Оно заключается в интеграции со специальными дисциплинами с целью получения дополнительных профессиональных знаний и формирования профессионально значимых качеств личности.
Подготовка специалистов вузов Федеральной службы исполнения наказаний России заключается в формировании коммуникативных умений будущих специалистов, которые позволять осуществлять профессиональные контакты на иностранном языке в различных сферах и ситуациях, в развитии стремлений и способностей будущего специалиста функциониро-
© Казакова Т.А., 2016
ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА КАЗАКОВА
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний. Сфера научных интересов: особенности воспитательной работы с подростками-делинквентами, теория и практика обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Автор 60 публикаций
Рассматривается роль иностранного языка в профессиональной подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы. Показано, что дисциплина «Иностранный язык» занимает престижное место среди гуманитарных дисциплин, преподаваемых в вузах Федеральной службы исполнения наказаний России, так как является средством формирования профессионально-коммуникативных умений курсантов и слушателей. Делается вывод о том, что современная концепция языкового образования в неязыковом специализированном вузе предполагает создание такой системы подготовки специалиста, которая позволит ему легко адаптироваться к динамично меняющимся условиям профессиональной деятельности.
Ключевые слова: иностранный язык, профессионально-коммуникативные умения, образовательные учреждения Федеральной службы исполнения наказаний России, профессионально ориентированное обучение, курсанты, слушатели, профессиональная подготовка, уголовно-исполнительная система.
The article examines the role of foreign languages in the professional training of employees of criminally-Executive system. It is shown that the discipline «Foreign language» occupies a prestigious place among the Humanities disciplines taught in the universities of the Federal service of execution of punishments of Russia, as a means of forming professional-communicative abilities of cadets and listeners. The conclusion is that the modern concept of language education in a specialized non-linguistic university involves the creation of a system of training that will allow him to easily adapt to the rapidly changing conditions of professional activity.
Key words: foreign language, professional and communicative abilities, educational institutions of Federal service of execution of punishments of Russia, the professional focused training cadets, listeners, vocational training, criminal and executive system.
вать в качестве сильной языковой личности, обладающей высокой лингвистической компетенцией в области не только русского, но и иностранного языка, в профессионально значимых речевых событиях разных типов, различ-
ных режимах, регистрах, формах, стилях, типах и жанрах профессионально ориентированной рече-мыслительной деятельности.
Под профессионально ориентированным обучением понимают обучение, основанное на учете
Курсанты Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний на занятиях
потребностей обучающихся в изучении иностранного языка, диктуемых особенностями будущей профессии или специальности, которые, в свою очередь, требуют его изучения. Термин «профессионально ориентированное обучение» употребляется для обозначения процесса преподавания иностранного языка в неязыковом вузе, ориентированного на чтение литературы по специальности, изучение профессиональной лексики и терминологии, а также на общение в сфере профессиональной деятельности [4].
Но профессионально ориентированное обучение иностранному языку связано с целым рядом трудностей как для курсантов, так и для преподавателей иностранных языков. Большинство курсантов отождествляют понятие «высшее образование» с процессом получения знаний только по специальным дисциплинам, что приводит к превалированию одних дисциплин над другими, где в число второстепенных и ненужных попадает иностранный язык. Кроме того, необходимо учитывать и отсутствие преемственности между школой и вузом и низкий уровень подготовки абитуриентов. Преподавателям вуза не всегда удается решить задачу по выравниванию иноязычной подготовки курсантов и доведению ее до уровня, необходимого для продолжения обучения. Поэтому значительную часть учебного времени приходится тратить на повторение, систематизацию, а иногда даже и на изучение материала, предусмотренного школьной программой. Преподавателям иностранного языка приходится направлять свои усилия на оптимизацию процесса обучения, корректировку его целей и задач, поиск новых путей организации своей профессиональной деятельности и использование наиболее эффективных методик и приемов преподавания.
Многообразие методов и способов овладения иностранным
языком в вузе приводит к необходимости оптимального выбора одного из них или оптимального сочетания взаимодополняющих методов и технологий, из чего следует необходимость обобщения знаний о методах, способах и приемах организации иноязычного общения в коммуникативном контексте профессиональной деятельности вуза. Учебное время, отпущенное обучающемуся для аудиторной и самостоятельной работы, часто сочетается с отсутствием сформированных умений управления и самоуправления самостоятельной деятельностью у курсантов. Из этого следует необходимость разработки проблемы автономности обучения и обеспечения оптимального минимума достаточных знаний, сознательных умений и автоматизированных навыков [3]. При корректировке целей и задач обучения иностранным языкам следует исходить из требований к уровню языковой подготовки специалиста, предъявляемых социальными изменениями в обществе.
Качество обучения профессионально ориентированному опос-
редованному общению требует совершенствования. Это зачастую обусловлено низкой востребованностью иностранного языка в профессиональной деятельности выпускников вузов Федеральной службы исполнения наказаний России, отсутствием современных средств обучения, практической неразработанностью методик обучения иностранному языку в контексте реализации профессиональной деятельности в условиях современной информационной среды.
Стремление к тому, чтобы обучающийся воспринял определенный массив учебной информации, отнюдь не гарантирует овладения им целостной профессиональной деятельностью, в том числе средствами иностранного языка. Поэтому, чтобы стать компетентным специалистом, выпускнику вуза нужно пройти достаточно длительный период адаптации - профессионально-предметной и социальной, поскольку, чтобы получить статус профессионального знания, информация с самого начала должна усваиваться студен-
тами в контексте их собственных практических действий и поступков. При этом одним из существенных психологических регуляторов профессионального становления обучающегося являются самоанализ и самооценка, которые рассматриваются в отечественной и зарубежной литературе в качестве основных инструментов развития профессионализма обучающихся [1].
В заключение отметим, что содержание обучения иностранному языку в вузах Федеральной службы исполнения наказаний России правомерно рассматривать как совокупность того, что обучающиеся должны усвоить в процессе обучения, чтобы качество и уровень владения иностранным языком соответствовали их запросам и целям, а также целям и задачам федеральных государственных образовательных стандартов. Отбор содержания обучения должен способствовать разностороннему и целостному формированию сотрудника уголовно-исполнительной системы при подготовке его к будущей профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку: пособие для учителя. М: АРКТИ-Глосса, 2000.
2. Образцов П.И., Иванова О.Ю. Профессионально ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов. Орел: ОГУ, 2005. 114 с.
3. Рыбкина А.А. Педагогические условия формирования профессиональных умений курсантов учебных заведений МВД в процессе обучения иностранному языку. Саратов:
Саратовский юридический институт МВД России, 2005.
4. Сорокин А.В. Формирование профессионально-коммуникативных умений в процессе профессиональной подготовки слушателей в вузах ФСИН России как педагогическая проблема // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г Санкт-Петербург, февраль 2012 года). СПб.: Реноме, 2012. С. 364-367.
LITERATURA_
1. Gal'skova N.D. Sovremennaja metodika obuchenija inostrannomu jazyku: posobie dlja uchitelja. M: ARKTI-Glossa, 2000.
2. ObrazcovP.I., IvanovaO.Yu. Professional'no orientirovannoe obuchenie inostrannomu jazyku na nejazykovyh fakul'tetah vuzov. Orel: OGU, 2005. 114 s.
3. Rybkina A.A. Pedagogicheskie uslovija formirovanija professional'nyh umenij kursantov uchebnyh zavedenij
MVD v processe obuchenija inostrannomu jazyku. Saratov: Saratovskij yuridicheskij institute MVD Rossii, 2005.
4. SorokinA.V. Formirovanie professional'no-kommunikativnyh umenij v processe professional'noj podgotovki slushatelej v vuzah FSIN Rossii kak pedagogicheskaja problema // Teorija i praktika obrazovanija v sovremennom mire: materialy mezhdunar. nauch. konf. (g. Sankt-Peterburg, fevral' 2012 goda). SPb.: Renome, 2012. S. 364-367.