УДК 341.45
ЕВГЕНИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ КИРИЧЁК,
доктор юридических наук, доцент, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин ФГОУ ВО «Академия управления МВД России»
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛИЦИИ РОССИИ С ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ И МЕЖДУНАРОДНЫМИ ПОЛИЦЕЙСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА1
Рассматриваются понятие и формы международного полицейского взаимодействия, а также основные направления взаимодействия полиции России с правоохранительными органами иностранных государств и международными полицейскими организациями, формулируется ряд мер, направленных на дальнейшее развитие международного сотрудничества в области борьбы с преступностью, обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Ключевые слова: полиция, правоохранительные органы, международные полицейские организации, взаимодействие, права, свободы, человек, гражданин, меры, направления, формы.
E.V. Kirichek, Dsc (Law), Assistant Professor, Assistant Professor of the Department of State and Law Disciplines, Russia Ml Academy of Management; e-mail: [email protected], tel.: 8 (499) 745-82-55.
The interaction of the police with the law enforcement bodies of foreign states and international police organizations to ensure constitutional the rights and freedoms of man and citizen.
The article discusses the concept and forms of international police cooperation, as well as the main directions of interaction of police with the law enforcement bodies of foreign States and international police organizations, formulated a series of measures aimed at further development of international cooperation in the field of combating crime, ensuring the constitutional rights and freedoms of man and citizen.
Key words: police, law enforcement, international police organization, interaction, law, freedom, people, citizen, action, direction, shape.
Интеграция России в мировое сообщество, развитие экономических, политических, гуманитарных, культурных и иных отношений, утверждение приоритета общечеловеческих ценностей, идей справедливости и солидарности способствовали расширению и углублению международного взаимодействия в разных областях правоохранительной деятельности. Очень важно, чтобы этот процесс осуществлялся в режиме строгого соблюдения международной законности, «всесторонней защиты прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом, отстаивания в различных международных форматах российских подходов по теме защиты прав человека» [8].
Преступность, особенно в ее наиболее опас-
1 Эмпирический материал, использованный в статье, предоставлен Управлением международного полицейского сотрудничества ДДО МВД России по состоянию на 2015 г.
ных (организованных) формах, в виде международных преступлений (колониализм, геноцид, апартеид, экоцид, агрессия и др.) и преступлений международного характера (терроризм, незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, захват заложников, пиратство, незаконные акты, направленные против безопасности гражданской авиации и морского судоходства, и др.), во всем мире представляет реальную опасность для развития человека, общества и государства. Этим объясняется вовлеченность всего мирового сообщества в процесс совместного поиска наиболее действенных путей и средств решения данной проблемы. Достижение результата в деле борьбы с такого рода преступлениями возможно только посредством проведения согласованной политики подавляющего большинства государств мира и рационального использования внутригосударственных и международных средств.
Российская Федерация в качестве одной из основных задач своей государственной политики в сфере содействия международному развитию на региональном уровне определяет «формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами, содействие устранению имеющихся потенциальных очагов напряженности и конфликтов, источников незаконного оборота наркотиков, международного терроризма и организованной преступности прежде всего в прилегающих к Российской Федерации регионах и предотвращению их возникновения» [9].
Становление международного сотрудничества связывают с учредительным заседанием Международного союза уголовного права (1899 г.), когда впервые было заявлено о необходимости его осуществления на постоянной основе. Вопросы же координации деятельности полицейских органов различных государств в борьбе с преступностью масштабно были озвучены на I Международном конгрессе уголовной полиции (1914 г.), на котором присутствовали представители 14 стран, в том числе Российской Империи. На II Международном конгрессе уголовной полиции (1923 г.) была создана постоянно действующая организация -Международная комиссия уголовной полиции (The International Criminal Police Commission (ICPC)), которая с принятием ее Устава в 1956 г. на 25-й сессии Международной комиссии уголовной полиции единогласно была переименована в Международную организацию уголовной полиции - Интерпол (The International Criminal Police Organization - INTERPOL) [4]. Сегодня ее членами являются 190 государств, включая Российскую Федерацию. Эта организация призвана «обеспечивать широкое взаимодействие всех органов (учреждений) уголовной полиции в рамках существующего законодательства страны и в духе Всеобщей Декларации прав человека; создавать и развивать учреждения, которые могут успешно способствовать предупреждению уголовной преступности и борьбе с ней». При осуществлении своей деятельности ей «категорически запрещается осуществлять какое-либо вмешательство или деятельность политического, военного, религиозного или расового характера» [14, с. 17-30].
Основными направлениями межгосударственного взаимодействия в правоохранительной сфере являются: обмен информацией и опытом правоохранительной работы; исполнение запросов, решений; оказание правовой, материальной, технической, экспертной и иной помощи; экстрадиция лиц, совершивших преступление; разработка, заключение и реализация международных договоров; проведение совместных на-
учных исследований по проблемам борьбы с преступностью и т.д.
Международное полицейское взаимодействие развивается в рамках этих направлений и представляет собой, как видится, совместную исторически обусловленную, универсальную, целенаправленную и общественно необходимую деятельность подразделений полиции различных государств мира, осуществляемую в целях выработки комплексной стратегии и тактики предупреждения, пресечения и расследования правонарушений, совершенствования международно-правового, кадрового, материально-технического и научно-методического обеспечения полицейской работы.
В целом такое взаимодействие носит субсидиарный характер, поскольку борьба с правонарушениями - явление преимущественно национальное, входящее во внутреннюю компетенцию государств. Вместе с тем, оно (взаимодействие) совершенно оправданно рассматривается в качестве одного из важных средств снижения криминальной активности, в том числе транснациональной [18, р. 13]. Главное, отмечает А.В. Губанов, чтобы «деятельность полицейских любого государства четко регламентировалась правовыми актами страны пребывания. В ином случае неизбежно возникнет угроза или реально нарушится принцип государственного суверенитета» [5, с. 278]. В западно-европейских и некоторых других странах, указывают В.П. Зимин и И.Н. Зубов, где преступность носит интернационализированный характер, общеупотребительным является суждение, что концепция государственного суверенитета должна быть подчинена общей цели эффективной борьбы с преступностью [7, с. 21].
В настоящее время определенная система международного полицейского взаимодействия уже сложилась. В масштабах мирового сообщества оно осуществляется под эгидой Организации Объединенных Наций (ООН), основными целями которой согласно ст. 1 ее Устава являются: «поддержание международного мира и безопасности ...; осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии» [15, с. 14]. Немалый вклад в обеспечение международного полицейского взаимодействия вносят и другие международные организации (Совет Европы, ОДКБ, ШОС и др.).
С созданием в 1992 г. Европейского союза (ЕС) появился новый субъект по борьбе с пре-
ступностью - Европейская полицейская организация (Европол) - правоохранительное агентство Европейского союза, образованное в целях оказания информационной поддержки и практического содействия правоохранительным органам стран - членов ЕС в борьбе с транснациональной организованной преступностью, международным терроризмом и другими преступлениями. Такой статус Европол приобрел с 1 января 2010 г. [12].
Взаимодействие полиции России с Европейской полицейской организацией осуществляется на основе Соглашения о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией от 6 ноября 2003 г. [2] (с изм. от 17 ноября 2004 г. [10]) в целях борьбы с опасными формами транснациональной преступной деятельности.
Кроме того, в структуре НЦБ Интерпола МВД России создан Российский национальный контактный пункт по взаимодействию с Европо-лом (РНКП) (приказ МВД России от 23 декабря 2004 г. № 859), обеспечивающий обмен информацией между компетентными органами Российской Федерации (МВД России, ФСБ России, ФТС России, Росфинмониторинг) и Европолом и разработку мер, направленных на модернизацию механизма такого взаимодействия [3].
В рамках сотрудничества России с Европейским союзом одним из приоритетных вопросов является заключение Соглашения между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией о стратегическом и оперативном сотрудничестве. В настоящее время завершена процедура межведомственного согласования проекта Соглашения.
Более того, ЕС оказывает содействие в подготовке российских полицейских в сфере борьбы с организованной преступностью, в частности наркоторговлей, развитии российского миграционного законодательства и законодательства в области профилактики преступлений, связанных с отмыванием денег [6, с. 77-78].
В отношениях с Европейским союзом Российская Федерация «выступает за достижение стратегической цели - создание единого человеческого пространства от Атлантического до Тихого океана; стремится отстаивать принципы равноправия и взаимной выгоды в работе над новым базовым соглашением между Российской Федерацией и Европейским союзом о стратегическом партнерстве» [11]. Как верно отмечает П.Н. Астапенко, «Российская Федерация не только является полноправным участником европейских структур, но и старается всячески усилить и ускорить процессы дальнейшей интеграции» [1, с. 5].
Такое сотрудничество России и ЕС особенно выгодно в условиях активизации организованной преступности. Так, например, «в Чехии, Дании, Литве, Ирландии (накануне расширения Европейского союза на восток) насчитывалось до 100 организованных преступных групп, в Греции и Латвии - 200, в Германии, Италии, Румынии, Великобритании - более 500» [16, с. 3].
Важную роль в области предупреждения преступности и уголовного правосудия играет «Декларация принципов и программа действий программы Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия». Ее основная задача - «оказание помощи в удовлетворении настоятельных потребностей международного сообщества в области предупреждения преступности и уголовного правосудия и оказание своевременной и практической помощи странам в решении проблем как национальной, так и транснациональной преступности» [13]. Существуют и многие другие международные документы в данной сфере.
Сегодня в МВД России многие подразделен ия в той или ин ой степени сталкиваются с осуществлением отдельных функций по взаимодействию с зарубежными партнерами, однако среди них особо следует выделить:
1) НЦБ Интерпола при МВД России, осуществляющее функции в сфере взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации с правоохранительными органами иностранных государств - членов Международной организации уголовной полиции - Интерпола, Генеральным секретариатом и иными органами Интерпола, а также с Европейской полицейской организацией;
2) Управление международного полицейского сотрудничества Департамента делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций МВД России, осуществляющее в пределах своей компетенции функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере международного сотрудничества подразделений и учреждений МВД России, органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России, а также выполняющее иные функции в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации. В тесном взаимодействии с Управлением международного полицейского сотрудничества работает и Управление международного протокола ДДО МВД России. Это подразделение отвечает за организацию всех протокольных мероприятий.
Анализ участия полиции России в процессе
международного полицейского взаимодействия позволяет выделить две его основные формы:
1. Договорно-правовая (конвенционная), основанная на заключении и реализации двусторонних или многосторонних договоров.
Сегодня международно-правовое участие России в межгосударственном сотрудничестве государств в правоохранительной сфере регламентируется более 700 международными конвенциями, двусторонними и многосторонними договорами различного уровня (межгосударственного, межправительственного и межведомственного). Например, в 2012-2015 гг. заключены соглашения о сотрудничестве МВД России с МВД Республики Молдова (11 сентября 2012 г.), МВД Республики Никарагуа (4 октября 2012 г.), МВД Республики Хорватия (23 ноября 2012 г.), МВД Исламской Республики Иран (22 января 2013 г.), МВД Государства Палестина (24 января 2014 г.), МВД Словацкой Республики (28 февраля 2014 г.), МВД Сирийской Арабской Республики (27 апреля 2015 г.); Декларации о намерениях: между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Украины по вопросам обеспечения безопасности во время проведения турнира чемпионата Европы по футболу «ЕиЯО-2012» (6 июня 2012 г.), между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Главным Комендантом полиции Республики Польша по вопросам обеспечения безопасности во время проведения финального турнира чемпионата Европы по футболу «ЕиЯО-2012» (3 мая 2012 г.); Протокол о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Республики Хорватии на 2013-2015 гг. (27 июня 2013 г.); План действий по сотрудничеству между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Итальянской Республики в борьбе с преступностью (26 ноября 2013 г.); Протоколы о взаимодействии между МВД России и МОБ КНР на 2015-2016 гг. и МВД России и Национальной полиции Никарагуа на 2016-2018 гг. и т.д.
2. Институциональная - взаимодействие в рамках международных организаций, в формате совместных коллегий и т.д.
Можно выделить следующие основные направления взаимодействия полиции России с правоохранительными органами иностранных государств и международными полицейскими организациями в области обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина:
1. Взаимодействие Министерства внутренних дел Российской Федерации с правоохрани-
тельными органами Содружества Независимых Государств.
Сотрудничество Министерства внутренних дел Российской Федерации с правоохранительными органами на пространстве Содружества Независимых Государств охватывает практически все направления оперативно-служебной деятельности: расследование конкретных уголовных дел, исполнение международных следственных поручений, обмен оперативно значимой информацией, подготовку, переподготовку и повышение профессиональной квалификации кадров, поставку техники, вооружения и спецсредств.
На многостороннем уровне взаимодействие с правоохранительными органами Содружества Независимых Государств осуществляется в следующих форматах: Совет министров внутренних дел государств - участников СНГ (СМВД); Координационный совет руководителей органов налоговых (финансовых) расследований государств -участников Содружества Независимых Государств (КСОНР); Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ); участие в совместных оперативно-профилактических операциях; участие в международных тактико-специальных учениях; Шанхайская организация сотрудничества (ШОС).
На двустороннем уровне взаимодействие МВД России с зарубежными партнерами осуществляется в формате совместных коллегий МВД России с МВД (полицией) государств -участников СНГ (республики: Армения, Азербайджан, Беларусь, Таджикистан).
Более того, как следует из «Концепции внешней политики Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 12 февраля 2013 г., «Россия будет наращивать сотрудничество с государствами - участниками СНГ в сфере обеспечения взаимной безопасности, включая совместное противодействие общим вызовам и угрозам, прежде всего международному терроризму, экстремизму, незаконному обороту наркотиков, транснациональной преступности, незаконной миграции. Первостепенными задачами являются нейтрализация указанных угроз, исходящих с территории Афганистана, недопущение дестабилизации обстановки в Центральной Азии и Закавказье»[8].
Кроме всего прочего, МВД России ведется активное взаимодействие с органами внутренних дел Республики Абхазия и Республики Южная Осетия, направленное на оказание практического содействия этим республикам в правоохранительной сфере.
2. Взаимодействие Министерства внутренних дел Российской Федерации с правоохрани-
тельными органами государств Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
Международные отношения МВД России в рамках Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) строятся в соответствии с внешнеполитическим курсом Российской Федерации как активной участницы региональных интеграционных процессов.
Основное отраслевое сотрудничество МВД России с иностранными партнерами в АТР осуществляется в различных многосторонних субрегиональных форматах.
Так, приоритетным направлением является развитие и укрепление взаимодействия МВД России с правоохранительными органами стран, входящих в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). Здесь первоочередное внимание уделяется борьбе с угрозами терроризма и наркотрафика, исходящими с территории Афганистана.
МВД России активно работает по линиям Региональной антитеррористической структуры ШОС и Антинаркотической стратегии ШОС на 2011-2016 гг. Кроме того, эксперты МВД России участвуют в отраслевых мероприятиях форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) в формате рабочих органов АТЭС по борьбе с коррупцией и обеспечению транспарентности, борьбе с терроризмом, по правам интеллектуальной собственности.
Наблюдается прогресс во взаимодействии Российской Федерации с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), так называемой юго-восточной «десяткой», где МВД России имеет широкие возможности для осуществления экспертной работы с партнерами из стран, входящих в АСЕАН.
В феврале 2013 г. МВД России было наделено статусом наблюдателя на ежегодных встречах АСЕАНАПОЛ (Совещание руководителей правоохранительных органов стран - членов АСЕАН). В мае 2014 г. в ходе 34-й конференции АСЕАНАПОЛ при непосредственном участии Министра внутренних дел Российской Федерации генерал-полковника полиции В.А. Колокольцева было принято решение о повышении статуса Российской Федерации до партнера по диалогу, что открывает дополнительные возможности для развития взаимодействия Россия - АСЕАН на антикриминальном направлении и укрепляет позиции России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В реализации договоренностей, достигнутых в ходе названной конференции, Управлением во взаимодействии с ДГСК МВД России в июне 2015 г. на базе ВИПК МВД России была организована серия
специализированных курсов для представителей правоохранительных органов стран - участниц АСЕАН.
Важным направлением взаимодействия является деятельность по организации обучения и повышению квалификации полицейских кадров из Юго-Восточной Азии (ЮВА) на базе учебных заведений системы МВД России, а также деятельность правоохранителей ЮВА и МВД России в рамках Регионального форума АСЕАН по безопасности (АРФ) по вопросам борьбы с киберпре-ступностью и кибертерроризмом.
Одним из основных партнеров МВД России в правоохранительной сфере был и остается Китай. Взаимодействие МВД России и Министерства общественной безопасности Китая (МОБ КНР) характеризуется устойчивой, традиционно высокой динамикой развития. На постоянной основе действует российско-китайская рабочая группа по сотрудничеству МВД России и МОБ КНР в области подготовки кадров. Кроме этого, МВД России осуществляет регулярное взаимодействие с правоохранительными органами Монголии и Вьетнама, в том числе в сфере кадровой подготовки.
Все сказанное позволяет заключить, что МВД России прилагает активные усилия по активизации взаимодействия с правоохранительными органами ряда стран АТР, особенно в рамках расширения противодействия незаконному обороту наркотиков, организованной преступности, преступлениям в сфере высоких технологий.
3. Евроатлантическое направление взаимодействия.
Основным показателем сотрудничества МВД России на евроатлантическом направлении является его активное участие в подготовке специалистов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков правоохранительных органов Афганистана, Пакистана и стран Центральной Азии на базе ВИПК МВД России в рамках работы Совета «Россия-НАТО», выполняя соответствующие поручения Президента Российской Федерации.
Так, с 2006 г. по настоящее время прошли подготовку более тысячи специалистов антинаркотических структур Афганистана, Пакистана и стран Центральной Азии (Афганистан - 377 чел.; Пакистан - 56 чел.; Кыргызстан - 135 чел.; Таджикистан - 141 чел.; Туркменистан - 120 чел.; Казахстан - 110 чел.; Узбекистан - 132 чел.).
Несмотря на решение Североатлантического совета от 5 марта 2014 г. «О приостановке взаимодействия в рамках «Россия-НАТО»», Президентом Российской Федерации было поручено продолжить обучение специалистов антинаркотических структур Афганистана, Пакистана и стран Цен-
тральной Азии в рамках проекта Совета «Россия-НАТО» (поручение Президента Российской Федерации от 4 июня 2014 г. № К 388 «О дальнейшей линии в связи с решением НАТО приостановить сотрудничество»).
4. Взаимодействие Министерства внутренних дел Российской Федерации с международными, в том числе полицейскими, организациями.
Работа МВД России по линии многостороннего взаимодействия в последние годы была направлена на обеспечение его сотрудничества с международными организациями и другими международными структурами (объединениями и ассоциациями), в том числе региональными, продвижение и закрепление позиций Министерства внутренних дел Российской Федерации по вопросам антикриминального сотрудничества с зарубежными партнерами, прежде всего, в рамках ООН, Россия-ЕС, «Группы двадцати», Совета государств Балтийского моря (СГБМ), Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Интерпола, Европола, АТЭС, Организации черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС) и других (всего более 30-ти организаций и структур).
На регулярной основе МВД России направляет сотрудников в миротворческие миссии ООН. По состоянию на 27 июня 2014 г. 46 сотрудников МВД России проходили службу в 4 миротворческих миссиях ООН (Гаити - 10, Косово - 1, Либерия - 12, Южный Судан - 18) и в Полицейской консультативной группе ОБСЕ в Киргизии (5 чел.).
Кроме того, представители МВД России принимают участие в совещаниях экспертов по вопросам, связанным с обнаружением, конфискацией и возвращением активов (2-4 апреля 2014 г., Италия), сессиях Комиссии ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию (23 сессия, 12-16 мая 2014 г., Австрия), сессиях группы по обзору хода выполнения Конвенции ООН против коррупции (ГРОВ) (5 сессия, 2-6 июня 2014 г., Австрия).
Укрепляется сотрудничество МВД России с Интерполом. В настоящее время Интерполом реализуется проект по созданию Международного центра Интерпола по инновациям в Сингапуре. Осуществляется многостороннее взаимодействие с Ассоциацией иностранных офицеров связи полиции и таможни, аккредитованных при зарубежных дипломатических миссиях в Москве (<^ОС»).
Важно также отметить деятельность 16 представителей МВД России за рубежом, которые взаимодействуют с местными правоохранительными структурами в сфере борьбы с преступностью, розыска лиц, совершивших преступления
и скрывающихся в других странах, изучают зарубежный опыт, тактику деятельности их правоохранителей, а также выполняют административные функции: сбор статистических данных, обработка запросов, информационных и других материалов, поступающих из России. Руководители полицейских миссий также уполномочены участвовать в разработке международных договоров в сфере борьбы с преступностью2.
В целях последовательного снижения роли фактора силы в международных отношениях при одновременном укреплении стратегической и региональной стабильности Российская Федерация, как следует из Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 12 февраля 2013 г., «целенаправленно противодействует незаконному обороту наркотиков и организованной преступности, сотрудничая с другими государствами в многостороннем формате, прежде всего в рамках специализированных международных органов, и на двусторонней основе».
Таким образом, развитие дальнейшего международного сотрудничества в области борьбы с преступностью, обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в целом отвечает интересам взаимодействующих сторон, в том числе и Российской Федерации. Вместе с тем для его эффективной организации, как представляется, надлежит предпринять ряд мер. В частности, необходимо:
способствовать активизации совместных международных усилий по противодействию организованной преступности, распространению оружия массового уничтожения и наркотиков, международному терроризму и т.д.;
отстаивать безальтернативность в деле борьбы с трансграничной преступностью, принципы прагматизма, транспарентности, многовекторно-сти, равноправия и уважения партнеров в процессе работы над соглашениями о взаимодействии;
осуществлять обстоятельную, целенаправленную работу по обмену опытом, оказанию взаимной помощи, международно-правовому оформлению совместной полицейской деятель-
2 В Австрийской Республике; Азербайджанской Республике; Республике Армения; Республике Беларусь; Федеративной Республике Германия; Государстве Израиль; Королевстве Испания; Китайской Народной Республике; при Палестинской национальной администрации; Республике Таджикистан; Финляндской Республике; Швейцарской конфедерации и по совместительству в Княжестве Лихтенштейн; Французской Республике; Республике Южная Осетия; Республике Никарагуа и по совместительству в Республике Гондурас и в Республике Эль-Сальвадор; Соединенных Штатах Америки.
ности, в частности ускорить принятие соглашения между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией о стратегическом и оперативном взаимодействии;
активно проводить конструктивную линию на укрепление разноформатного международного полицейского взаимодействия, совершенствовать его информационное сопровождение;
в целях повышения результативности борьбы с преступностью использовать потенциал гражданского общества, укреплять взаимодействие с его институтами.
Список использованной литературы
1. Астапенко П.Н. Конституционно-правовые основы деятельности полиции (милиции) стран Европейского союза и Российской Федерации: дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2009.
2. Бюллетень международных договоров. 2004. № 3; О подписании Соглашения о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией: постановление Правительства Рос. Федерации от 3 нояб. 2003 г. № 655 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 45, ст. 4393.
3. Взаимодействие с Европолом // Официальный сайт МВД России. URL: https://mvd. ru/mvd/structure1/Upravlenija/Nacionalnoe_ centralnoe_bjuro_Interpola/ Vzaimodejstvie_s_ Evropolom (дата обращения: 16.07.2015).
4. Волеводз А.Г. Международная организация уголовной полиции - Интерпол: правовые основы организации и деятельности // Viperson.ru. 2011. 31 окт. URL: http://viperson.ru/ wind.php?ID=644215&soch=1 (дата обращения: 16.04.2016).
5. Губанов А.В. Основы организации и функционирования полиции зарубежных государств и использование их опыта для совершенствования органов внутренних дел России: дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 1997.
6. Дамирчиев Э.И. Сотрудничество государств - членов Европейского союза в сфере уголовного судопроизводства. Теоретические и практические аспекты: дис. . канд. юрид. наук. - М., 2011.
7. Зимин В.П., Зубов И.Н. Международное сотрудничество в области борьбы с преступностью и охраны общественного порядка. - М., 1993.
8. Концепция внешней политики Российской Федерации от 12 февраля 2013 г. // СПС Консуль-тантПлюс. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/
online.cgi?req=doc;base=LAW;n=142236 (дата обращения: 16.04.2016).
9. Об утверждении Концепции государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию: Указ Президента Рос. Федерации от 20 апр. 2014 г. № 259 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 17, ст. 2036.
10. О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с переименованием Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков: постановление Правительства Рос. Федерации от 17 нояб. 2004 г. № 648: в ред. от 16 февр. 2013 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 47, ст. 4666.
11. О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации: Указ Президента Рос. Федерации от 7 мая 2012 г. № 605 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 19, ст. 2342.
12. О создании Европейского полицейского ведомства (Европол): Решение № 2009/371/ ПВД Совета Европейского союза (Люксембург, 6 апреля 2009 г.) // СПС КонсультантПлюс. URL: http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online. cgi?base=INT&n=46962&req=doc (дата обращения: 16.04.2016).
13. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 46/152 от 18 декабря 1991 г. // Официальный сайт Организации Объединенных наций. URL: http:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/ crime91.shtml (дата обращения: 16.04.2016).
14. Устав Международной организации уголовной полиции (Интерпол): вступил в силу 13 июня 1956 г.: с изм. и доп. от 1 янв. 1986 г. / Национальное центральное бюро Интерпола в Российской Федерации. - М., 1994.
15. Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. - М., 1956. Вып. XII.
16. Шамсутдинова Р.Р. Пространство свободы, безопасности и правосудия Европейского союза: становление, развитие и основные формы сотрудничества государств-членов: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Казань, 2009.
17. Mauro S. La Polizia Contemporanea. - R., 1993.