ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК: 341 ББК: 67.412.1
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОТРУДНИЧЕСТВА МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ПОЛИЦЕЙСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
АРИНА АНДРЕЕВНА ГУБЕРНСКАЯ,
адъюнкт кафедры прав человека и международного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.10 — международное право; европейское право Научный руководитель: доктор юридических наук И.И. Котляров Рецензент: кандидат юридических наук С.А. Грицаев
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Анализируются актуальные направления сотрудничества МВД России с международными полицейскими организациями регионального характера. Рассмотрены специальные формы, направления и особенности взаимодействия МВД России с Европолом, Асеанополом, африканскими полицейскими организациями и Америполом.
Ключевые слова: МВД России, транснациональные преступления, международное полицейское сотрудничество, международные полицейские организации, АСЕАН, Асеанопол, Европейский Союз, Европол, Америтпол.
Annotation. The article is devoted to topical areas of cooperation the Ministry of internal Affairs of Russia with the international police organizations of a regional nature. In work the attention is paid to special forms, directions and peculiarities of interaction of the Ministry of internal Affairs of Russia with Europol, ASEANAPOL, the African police organizations and Ameripol.
Keywords: Ministry of Internal Affairs of Russia, transnational crimes, international police cooperation, international police organization, ASEAN, Aseanapol, the European Union, Europol, Ameripol.
Международное сотрудничество в борьбе с преступностью подразумевает под собой скоординированную деятельность государств в лице их компетентных органов, международных организаций, направленную на предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, привлечение лиц, виновных в их совершении, к ответственности1.
Современный транснациональный характер преступности не позволяет ни одному государству абстрагироваться от данного направления межгосударственного взаимодействия. Этим обуславливается активное участие России в борьбе с международной преступностью на основе двустороннего и многостороннего сотрудничества с зарубежными государствами и международными полицейскими организациями.
Если в вопросе межгосударственного противодействия преступности выработаны четкие организационные и правовые механизмы взаимодействия, то изучение направлений сотрудничества компетентных ведомств государств с международными полицейскими организациями представляет теоретический и практический интерес.
В науке международного права и в международно — правовых актах термин «международная полицейская организация» не определен. Вместе с тем, как нам представляется, в современном мире четко обозначился специфический субъект международных отношений, деятельность которого направленна на пресечение, предупреждение, раскрытие, расследование преступлений, затрагивающих интересы двух и более государств, — международ-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ные организации, создаваемые на основании различных договоров между государствами со специальными узкими целями, присущими, как правило, полицейским или правоохранительным органам в целом, — противодействие транснациональной организованной преступности.
К таковым организациям универсального характера следует отнести Международную организацию уголовной полиции — Интерпол. Интерпол сегодня — это полицейская организация универсального характера вторая по численности после ООН, объединяющая 190 государств и сотрудничающая на постоянной основе более чем с 50 международными организациями3. Согласно Уставу Интерпола, данная международная организация была создана в целях обеспечения широкого взаимодействия всех органов (учреждений) уголовной полиции в рамках существующего законодательства стран и в духе Всеобщей декларации прав человека, а также создания и развития учреждений, которые могут успешно способствовать предупреждению уголовной преступности и борьбе с ней4.
Вместе с тем, тенденции регионализации преступности привели к появлению международных полицейских организаций регионального типа:
• Европол (Europol) — агентство (учреждение)5 Европейского союза (далее ЕС), предназначенное для оказания информационной поддержки и практического содействия правоохранительным органам государств — членов ЕС в борьбе с транснациональной организованной преступностью, международным терроризмом и другими тяжкими формами преступности международного характера6;
• Асеанопол (Aseanapol — Association of National Police Forces of the Asian Region) — полицейская организация, созданная в рамках АСЕАН (Ассоциация государств стран Юго-Восточной Азии) и объединяющая представителей глав правоохранительных органов государств—членов';
• Америпол (Ameripol — Police Community of the Americas — Сообщество полицейских Америки) — региональная полицейская организация, созданная в целях сотрудничества государств Латинской Америки и государств Карибского бассейна в сфере борьбы с международной преступностью, осуществления эффективного
обмена информацией о преступлениях и лицах, причастных к ним, оказания правовой помощи по уголовным делам транснационального характера8;
• САРПККО (SARPCCO — Southern African Regional Police Chiefs Cooperation Organisation) — южноафриканская региональная полицейская организация, объединяющая усилия полицейских органов государств— участников по противодействию транснациональной организованной преступности как в регионе, так и за его пределами9;
• иные международные полицейские организации.
Российская Федерация в лице профильного ведомства — Министерства внутренних дел России (далее МВД России) — участвует в выполнении своих обязательств по всем основным направлениям межгосударственного сотрудничества в борьбе с преступностью и обеспечении общественной безопасности. Безусловно, такая работа осуществляется в тесном взаимодействии с другими правоохранительными органами (Федеральной службой безопасности России, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации, Федеральной таможенной службой Российской Федерации и др.).
МВД России в сфере противодействия преступности активно сотрудничает с различными международными полицейскими организациями: Интерполом, Европолом, Асеанаполом и др. Поскольку исследованию вопросов взаимоотношений Российской Федерации и Интерпола посвящено достаточно обширное количество работ10, в данной статье рассмотрим актуальные вопросы международного сотрудничества Российской Федерации с международными региональными полицейскими организациями.
В первую очередь речь пойдет о Европоле, отношения с которым базируются на международном договоре, — Соглашении о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией (6 ноября 2003 г.)11, подписанном на саммите «Россия — ЕС» в г. Риме в целях «расширения сотрудничества между Российской Федерацией и государствами — членами ЕС, действующими через Европол в борьбе с опасными транснациональными преступлениями». Четкий
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
перечень таких преступлений определен в ст. 4 Соглашения 2003 г. и расширительному толкованию не подлежит. Анализируемый договор регулирует три основные группы вопросов: формы сотрудничества Европола с правоохранительными органами Российской Федерации; порядок и условия взаимодействия правоохранительных органов при обмене представляющей взаимный интерес стратегической и оперативной информацией, обмене опытом работы в правоохранительной сфере и др.; обеспечение конфиденциальности информации, передаваемой по каналам информационных систем России и Европола.
В соответствии с указанным соглашением Российская Федерация определила ответственные за выполнение договора органы, в компетенцию которых входит предотвращение преступлений и борьба с ними. Такими органами в соответствии с приложением № 1 к рассматриваемому соглашению являются:
• Министерство внутренних дел Российской Федерации (курсив авторский) — головной компетентный орган;
• Федеральная служба безопасности Российской Федерации;
• Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков;
• Федеральная таможенная служба Российской Федерации;
• Федеральная служба по финансовому мониторингу Российской Федерации.
Выделение МВД России как головного компетентного органа, ответственного за контакты с Ев-рополом, определило необходимость создания в 2004 г. в структуре Национального центрального бюро Интерпола МВД России Российского национального контактного пункта по взаимодействию с Европолом (РНКП), основными функциями которого являются:
• обеспечение приема, обработки и направления в подразделения МВД России запросов, ответов на запросы компетентных органов РФ и иной информации, поступающей из Европола;
• направление запросов, ответов на запросы Ев-ропола, иной информации, полученных в установленном порядке от компетентных органов Российской Федерации, подразделений МВД России, в Европол;
• обеспечение соблюдения установленного порядка обращения с конфиденциальной информацией, содержащейся в поступающих из Евро-пола и компетентных органов Российской Федерации, подразделений МВД России документах; принятие мер, исключающих возможность несанкционированной передачи этой информации юридическим и физическим лицам, которым она не предназначена;
• формирование в установленном порядке документальных и информационно-справочных массивов, в том числе, собственных баз данных, по вопросам, касающимся сотрудничества с Ев-рополом; а так же иные функции12. Интенсивное развитие отношений между Евро-
полом и Российской Федерацией предопределило необходимость совершенствования договорно-правовой базы сотрудничества. В первую очередь это связано с тем, что Соглашение 2003 г. является по совей сути стратегическим соглашением13, а характер взаимоотношений партнеров Россия — Европол требует полноценного информационного обмена оперативной информацией. В этой связи между сторонами начались переговоры о заключении нового соглашения, регламентирующего вопросы не только стратегического, но и оперативного сотрудничества, которые состоялись 21—22 октября 2010 г. в Гааге. К сожалению, последние официальные контакты и встречи на переговорах о заключении нового оперативного соглашения датированы 2013 г.14, что позволяет констатировать факт о «замораживании» переговорного процесса по тем же причинам, что и в иных сферах между некогда стратегическими партнерами Россия — ЕС15.
Недостаточно эффективная правовая база для современного сотрудничества России и Европола, совмещенная с ограничительными мерами Европейского Союза в отношении России, привели к минимизации контактов некогда стратегических партнеров. Перспективы изменения динамики таких отношений спрогнозировать достаточно сложно.
В последние годы активировалось сотрудничество между МВД России и Асеанополом. Данная тенденция напрямую связана с эффективным развитием разносторонних направлений взаимодействия с АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, далее — Ассоциация)16. Отметим, что разви-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
тие диалогового партнерства с Ассоциацией, установленного в 1996 г., является одним из основных направлений внешней политики России в АТР17. Обоюдная готовность наращивать отношения в области политики, безопасности, энергетики, промышленности, транспорта, противодействия преступности и т.д.18 и эффективно взаимодействовать на международной арене была подтверждена в ходе двух саммитов — в Малайзии в 2005 г. и во Вьетнаме в 2010 г. Этим целям служит солидная договорно-правовая база и эффективно функционирующая структура российско-асеановских рабочих механизмов, включающая регулярные встречи по экономике, энергетике, противодействию транснациональной преступности, туризму и др.
Активное участие в региональных интеграционных процессах, продвижение российских подходов к формированию в Азиатско-Тихоокеанском регионе транспарентной и равноправной архитектуры безопасности и сотрудничества на коллективных началах, развитие диалогового партнерства с АСЕАН, отметил в одном из своих заявлений официальный представитель МВД России. Примечательно, что важное место в нашем диалоге с «десяткой» занимают вопросы обеспечения региональной безопасности, противодействия новым вызовам и угрозам19.
Сотрудничество в области противодействия терроризму и транснациональной преступности реализуется посредством проведения ежегодных совещаний старших должностных лиц Российской Федерации и АСЕАН по транснациональной преступности (ССДЛ-ТНП), а также посредством функционирования созданной в 2009 г. Рабочей группы Российской Федерации и АСЕАН по противодействию терроризму и транснациональной преступности9. Немаловажную роль в данном направлении сотрудничества играют установившиеся контакты по каналам МВД России и Асеанопола. Отметим, что данное взаимодействие базируется на созданной в 1996 г. общей нормативно-правовой базе сотрудничества Россия — АСЕАН и не имеет под собой отдельного правового документа. Полагаем, это вопрос времени. Вместе с тем, накопившийся опыт взаимодействия Российской Федерации и Ассоциации между МВД России и Асеанопола позволяет выделить следующие направления сотрудничества:
содействие в подготовке и повышении квалификации кадров; оказание материально-технической и консультативной помощи; обмен опытом работы полицейских структур; проведение научных исследований проблем, представляющих взаимный интерес и др.
22 февраля 2013 г. в Бангкоке состоялась 33-я Конференция Асеанапол (механизм совещаний руководителей правоохранительных органов государств—членов Ассоциации), на которой было принято решение о предоставлении МВД России статуса наблюдателя при этой организации. В мае 2014 г. МВД России получило статус полномасштабного диалогового партнера Асеанопола. Безусловно, тенденции последних лет предоставляют дополнительные возможности для расширения контактов данных партнеров.
Современные перспективы диалогового сотрудничества «полицейского профиля» России и АСЕАН определил Министр внутренних дел России В.А. Колокольцев, выступая на 35-й конференции Асеанопо-ла в августе 2015 г.20. В первую очередь, это касается постоянного обучения в образовательных учреждениях системы МВД России сотрудников полицейских ведомств государств—членов АСЕАН с целями активного укрепления международного сотрудничества в борьбе с приоритетными угрозами: терроризмом и экстремизмом, трансграничной организованной преступностью и незаконным оборотом наркотиков и обменом передовым опытом21.
Не менее важным направлением сотрудничества, определенным министром МВД России на конференции в Джакарте, является обмен опытом теоретического и практического характера в сфере обеспечения безопасности крупных международных мероприятий и противодействия возможным угрозам в ходе их проведения: «Наработанным нами информационным пластом и практическими аспектами его реализации мы готовы поделиться со странами—участницами АСЕАН для возможного использования при обеспечении безопасности массовых мероприятий на уровне стандартов наивыс-
22
шей степени защищенности»22.
Полагаем, что эти перспективы приведут к наращиванию имеющегося потенциала взаимодействия МВД России с правоохранительными органами государств—членов Асеанопола посредством обмена
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
новым опытом и знаниями, а также заключения со- полицейского взаимодействия. К сожалению, это ответствующих соглашений. Эти направления со- не всегда имеет положительный эффект. Поэтому
трудничества представляются важными с учетом того, что в мае 2015 г. Президентом Российской Федерации В. Путиным и Председателем КНР Си Цзиньпинем было подписано совместное заявление о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути. Реализация этих договоренностей требует от государств создаваемого «евроазиатского коридора», по чьим территориям будут проходить магистрали доставки товаров, ресурсов, энергоносителей, объемных грузопотоков, обеспечить мощную защиту от различных угроз со стороны транснациональных преступных группировок.
В отношении сотрудничества Российской Федерации по каналам МВД России с международными полицейскими организациями африканского континента (полицейские организации государств Западной Африки, Южной Африки, Восточной Африки), а также с Америполом следует отметить, что оно проходит либо в рамках исключительного направления сотрудничества — подготовка/переподготовка полицейских кадров, либо в случаях конкретных расследований уголовных дел, поиска пропавших лиц, похищенного антиквариата посредством привлечения отработанных каналов Интерпола.
Таким образом, международная деятельность МВД России весьма многогранна и многоаспектна. Министерство участвует в выполнении обязательств Российской Федерации по всем основным направлениям межгосударственного сотрудничества в борьбе с транснациональной преступностью и в обеспечении безопасности как на универсальном, так и на региональном уровнях. Проведенный анализ актуальных направлений сотрудничества МВД России с международными полицейскими организациями позволяет констатировать, что самые продвинутые формы и направления сотрудничества развиты с такими полицейскими организациями, как Европол и Асеанопол. Обусловлено это, в первую очередь, тем, что и Европейской Союз и АСЕАН являются для Российской Федерации ключевыми партнерами во внешней политике. Характер и динамика развития отношений России с данными организациями отражается и на эффективности международного
полагаем, что накопленный опыт взаимодействия МВД России с Европолом и Асеанополом может быть использован при организации сотрудничества с другими региональными полицейскими организациями в рамках общего внешнеполитического вектора развития Российской Федерации.
1 Международное право: учебник / отв. ред. А.Н. Вылегжани-на. М., 2015. С. 736.
2 About INTERPOL // Interpol. URL: http://www.interpol.int/ About-INTERPOL/Overview (дата обращения 5 декабря 2015 г.).
3 The Constitution of the ICPO-INTERPOL adopted by the General Assembly at its 25th session (Vienna — 1956) // Interpol. URL: http://www.interpol.int/About-INTERPOL/Legal-materials/ The-Constitution (дата обращения: 5 декабря 2015 г.).
4 Или как в отдельных источниках указывается «организация».
5 Решение № 2009/371/ПВД Совета Европейского Союза «О создании Европейского полицейского ведомства (Европол)» [рус., англ.] (Принято в г. Люксембурге 6 апреля 2009 г.) // Справочная правовая система КонсультантПлюс. URL: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=INT&n=46962&req=doc (дата обращения: 3 декабря 2015 г.).
6 About ASEANAPOL. Official Website. URL: http://www. aseanapol.org/about-aseanapol (дата обращения 5 декабря 2015 г.). В настоящее время в состав данной организации входит 10 участников: Королевская Брунейская Полиция, Национальная Полиция Камбоджи, Индонезийская Национальная Полиция, Лаосский Департамент Полиции, Королевская Полиция Малайзии, Полиция Мьянмы, Филлипинская Национальная Полиция, Тайская Королевская Полиция, Полицейские Силы Сингапура, Полиция Вьетнама. Штаб-квартира находится в Куала-Лумпур, Малайзия.
7 Устав американского полицейского сообщества «Америпол» [Текст] // Библиотека криминалиста. 2011. № 1. С. 374—381. В настоящее время в состав данной организации входит 30 участников - полицейских органов из 21 государства, если не считать Пуэрто-Рико, практически всех государств Америки, за исключением Канады, Венесуэлы, Суринама и некоторых др. небольших стран Карибского региона. Штаб-квартира находится в Ба-готе, Колумбия.
8 SARPCCO — Southern African Regional Police Chiefs Cooperation Organisation. Official Website. URL: http://sarpcco.org (дата обращения 5 декабря 2015 г.).
9 Антропов А.Г. Место и роль Национального Центрального Бюро Интерпола в системе правоохранительных органов России: теоретико-правовые аспекты: диссертация ... кандидата юридических наук: 12.00.01. М., 1996. 167 с., Родионов К.С. Интерпол: вчера, сегодня, завтра. М., 1990. 222 с.; Бельсон Я.М., Карпец И.И. Международная организация уголовной полиции: учебное пособие. М., 1981. 76 с.; Бельсон Я.М., КарпецИ.И. Интерпол в борьбе с уголовной преступностью. М., 1989. 236 с.; Антропов А.Г. Интерпол в России: учебное пособие. М., 1998. 58 с.; СтронскийД.Д. Организационно-правовое и развитие Национального центрального бюро Интерпола в России: монография. Краснодар, 2003. 234 с.; ОвчинскийВ.С. Интерпол в вопросах и ответах: учебное пособие. М., 2014. 367 с. и др.
10 Соглашение о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией, 2003 г. // Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http:// www.kremlin.ru/supplement/3836 (дата обращения 5 декабря 2015 г.).
11 Приказ МВД России от 23 декабря 2004 г. № 859 «О созда-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
нии в структуре Национального центрального бюро Интерпола при МВД России Российского национального контактного пункта по взаимодействию с Европолом» // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. URL: https:// mvd.ru/mvd/structure1/Upravlenija/Nacionalnoe_centralnoe_bjuro_ Interpola/Vzaimodejstvie_s_Evropolom (дата обращения 5 декабря 2015 г.).
12 В современной практике заключения Европолом международных соглашений с третьими странами прослеживается два типа договоров: договоры стратегического характера и договоры оперативного характера. И те, и другие обладают равной юридической силой, однако регулируют различные аспекты сотрудничества. Договоры стратегического характера определяют общие принципы, формы сотрудничества, наделяют полномочиями по координации взаимодействия конкретные правоохранительные органы. Договоры оперативного характера, как правило, заключаются уже после подписания стратегических договоров с целями реализации такого договора в рамках отдельных направлений сотрудничества и его форм. См. подробнее: Кондрат Е.Н. Международная финансовая безопасность и правоохранительное сотрудничество в эпоху глобализации: монография / Е.Н. Кондрат. М., 2010. С. 182.
13 https://www.europol.europa.eu/
14 Переломным моментом в отношениях Европейского Союза и России явился «украинский кризис», начавшийся в ноябре 2013 г. и продолжающийся до сих пор, его европейско-американский сценарий, в котором Российская Федерация позиционируется как государство, посягнувшее на суверенитет и территориальную целостность Украины, незаконно присоединившее Крым, поддерживающее сепаратистов и террористов на территориях юго-востока Украины. См. подробнее: Пузырева Ю.В. Россия — Европейский Союз: влияние ограничительных мер на развитие двусторонних отношений // Московский журнал международного права. 2015. № 2 (98). С. 150—168.
15 Непосредственно образующими государствами АСЕАН являлись Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины.
Позже присоединились Бруней-Даруссалам (7 января 1984 г.), Вьетнам (28 июля 1995 г.), Лаос и Мьянма (23 июля 1997 г.), Камбоджа (30 апреля 1999 г.). На данный момент статус наблюдателя имеют Папуа — Новая Гвинея и Восточный Тимор.
16 Россия и АСЕАН: (темат. сб.) / Дипломат. акад. МИД России, Ин-т актуал. междунар. проблем; [редкол.: Е.П. Бажанов и др.]. М., 2007. 234 с.
17 См. подробнее: Комплексная программа действий по развитию сотрудничества Российской Федерации и Ассоциации государств Юго-Восточной Азиина 2005—2015 гг. // Центр АСЕАН при МГИМО(У) МИД России. URL: http://asean.mgimo.ru/ru/ partnerstvo (дата обращения 5 декабря 2015 г.).
18 Лукашевич: участие в интеграционных процессах АСЕАН укрепит позиции Российской Федерации // МГИМО(У) МИД России. URL: http://old.mgimo.ru/news/press/document225909. phtml (дата обращения 5 декабря 2015 г.).
19 Рабочая группа Российская Федерация — АСЕАН по противодействию терроризму и транснациональной преступности // Диалоговое партнерство Россия — АСЕАН. Центр АСЕАН при МГИМО(У) МИД России. URL: http://asean.mgimo.ru/ru/ partnerstvo (дата обращения 5 декабря 2015 г.).
20 The 35th ASEANAPOL Conference at Borubudur Hotel, Jakarta, Indonesia. 3-7 August 2015 // ASEANAPOL. URL: http://www. aseanapol.org/display/2015/08/13/the-35th-aseanapol-conference-at-borubudur-hotel-jakarta-indonesia (дата обращения 5 декабря 2015 г.).
21 В.А. Колокольцев выступил на расширенном заседании АСЕАНАПОЛ в Республике Индонезия. 4 августа 2015 г. // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. URL: https://mvd.ru/news/item/6281823 (дата обращения 5 декабря 2015 г.).
22 В.А. Колокольцев выступил на расширенном заседании АСЕАНАПОЛ в Республике Индонезия. 4 августа 2015 г. // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. URL: https://mvd.ru/news/item/6281823 (дата обращения 5 декабря 2015 г.).
УДК 34 ББК 67
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИМЫЕ ПОЛИЦЕЙСКИМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ, ПО ПРЕСЕЧЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ БОГДАНОВ,
доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя кандидат юридических наук, доцент; БОРИС НИКОЛАЕВИЧ КОМАХИН, доцент кафедры ОРД Московского Университета МВД России имени В.Я. Кикотя доктор юридических наук;
ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ ХАЗОВ,
начальник кафедры Конституционного и муниципального права Московского Университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
доктор юридических наук, профессор E-mail: [email protected]
Научная специальность 12.00.12 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН