Научная статья на тему 'Взаимодействие полиции в зонах операций ООН с международными полицейскими организациями'

Взаимодействие полиции в зонах операций ООН с международными полицейскими организациями Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
180
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОКАЛЬНЫЙ ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ / LOCAL ARMED CONFLICT / ОПЕРАЦИЯ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА / PEACEKEEPING OPERATION / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЛИЦИЯ ООН / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОЛИЦЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / INTERNATIONAL POLICE OFFICERS OF THE ORGANIZATION / CIVIL POLICE OF THE UN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воронцова С. В.

Рассматривается современный опыт использования возможностей международных полицейских организаций для повышения эффективности деятельности гражданской полиции в составе международных операций по поддержанию мира, а также даются рекомендации по интенсификации их применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Police interaction in zones of operations of the UN with the international police organizations

In article modern experience of use of opportunities of the international police officers of the organizations for increase of efficiency of activity of civil police as a part of the international peacekeeping operations is considered, and also recommendations about an intensification of their application are made.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие полиции в зонах операций ООН с международными полицейскими организациями»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

^^ Актуальные проблемы уголовного процесса ^^

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛИЦИИ В ЗОНАХ ОПЕРАЦИЙ ООН С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ПОЛИЦЕЙСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

С.В. ВОРОНЦОВА

кандидат юридических наук, доцент Московского института государственного управления и права

Научная специальность: 12.00.09 — Уголовный процесс

E-mail: [email protected]

Аннотация. Рассматривается современный опыт использования возможностей международных полицейских организаций для повышения эффективности деятельности гражданской полиции в составе международных операций по поддержанию мира, а также даются рекомендации по интенсификации их применения.

Ключевые слова: локальный вооруженный конфликт, операция по поддержанию мира, гражданская полиция ООН, международные полицейские организации.

POLICE INTERACTION IN ZONES OF OPERATIONS OF THE UN WITH THE INTERNATIONAL POLICE ORGANIZATIONS

S. V. VORONTSOVA

candidate of jurisprudence, associate professor, Moscow institute of public administration and right

Annotation. In article modern experience of use of opportunities of the international police officers of the organizations for increase of efficiency of activity of civil police as a part of the international peacekeeping operations is considered, and also recommendations about an intensification of their application are made.

Key words: local armed conflict, peacekeeping operation, civil police of the UN, international police officers of the organization.

Признание мировым сообществом губительности локальных вооруженных конфликтов для стран ближайшего окружения, для отдаленных стран, которые являются привлекательным убежищем для беженцев, а также опасности для мира во всем мире отразилось в создании мировой сети международных операций по поддержанию мира. За время после завершения «холодной войны» изменился качественный состав конфликтов: повысилось количество внутренних региональных конфликтов, т.е. таких, которые невозможно прекратить силами международных военных сил. Поэтому по требованию времени в составе международных операций по поддержанию мира растет новая составляющая — Международная гражданская полиция [1]. В течение того же времени, несмотря на все политические и другие усилия, количество указанных конфликтов не только не уменьшается, но наоборот — растет [2]. Все это в начале тысячелетия привело к истощению экономических и человеческих ресурсов мирового сообщества в лице ООН относительно распространения

сети операций по поддержанию мира. Это, в свою очередь, обусловило необходимость сокращения сроков операций при одновременном обеспечении надежности преодоления соответствующих вооруженных конфликтов. Таким образом, возникла необходимость обеспечения высокой эффективности гражданской полиции в составе международных операций по поддержанию мира, причем, начиная непосредственно с момента развертывания каждой из них. Для этого необходимо задействовать все ресурсы. Один из них — это возможности международных полицейских организаций.

В круг значительных международных полицейских организаций входят следующие: 1) Глобальная организация борьбы с международной организованной преступностью — Интерпол (International Criminal Police Office); 2) Региональная (Европейская) организация борьбы с международной организованной преступностью — Европол (European Union Law Enforcement Organization); 3) Международная ассоциация сотрудников поли-

JA,

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного процесса

ции (International Police Association); 4) Международная ассоциация шефов полиции (International Association of Chiefs of Police); 5) Международная ассоциация женщин в полиции (International Association of Women Police).

Самая крупная организация международного сотрудничества полицейских Интерпол имеет 187 государств—членов. Она создана в 1927 г. для повышения эффективности борьбы с международной преступностью. При этом ее деятельность не распространяется на вмешательство в деятельность государств: политического, военного, религиозного и расового характера [6].

Первая попытка взаимодействия Интерпола с ООН отразилась в «Соглашении о сотрудничестве с ООН». Ее подписали 8 июня 1997 г. в Штаб-квартире ООН в Нью-Йорке Президент Интерпола и Генеральный Секретарь ООН. Оно было принято на 66-й сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола в резолюции AGN/66/RES/5 [7]. И хотя пути для дальнейшего взаимодействия были открыты, эта первая попытка не обеспечила немедленных практических результатов. Только в декабре 2006 г. был подписан «Меморандум о взаимопонимании между Международной организацией полиции — Интерпол и Миссией временной администрации ООН в Косово о сотрудничестве в сфере предотвращения преступлений и уголовной юстиции» [8]. Документ преследовал установление сотрудничества с целью обеспечения, в частности, обмена информацией полицейского характера, публикации и циркуляции необходимых сообщений и предупреждений. На пути к этому важным шагом было приравнивание статуса Миссии ООН в Косово — к статусу Национального центрального бюро Интерпола. Хотя данный меморандум предоставил широкие возможности в информационном обмене, однако время осветило его важный недостаток. Предоставляя доступ к информации, информационные службы Интерпола не предусматривали фильтрацию релевантной информации о деятельности Миссии ООН в Косово, поэтому отбор необходимой информации стал заметной проблемой для малочисленного состава информационного подразделения гражданской полиции Миссии ООН. К тому же негативно привлекает внимание факт, что данный Меморандум был создан на 6-м году деятельности Миссии

ООН в Косово (а не на 1-м). На пути совершенствования указанного сотрудничества Интерполом предложено «Дополнительное соглашение между Интерполом и ООН относительно деятельности операций по поддержанию мира и специальных политических миссий». Оно было подписано в октябре 2009 г. [9]. Соглашение содержит предложения по командированию офицеров полиции из 187 государств—членов, осуществлению обучения местной полиции. Также предлагается доступ к средствам и инфраструктуре Интерпола. Так что сотрудничество системы международных операций по поддержанию мира и Интерпола требует дальнейшего совершенствования.

С начала нового тысячелетия активизируется взаимодействие международных операций по поддержанию мира и региональной правоохранительной организации Европы — Европола, назначение которого — повышение эффективности борьбы в Европе и за ее пределами с терроризмом и другими серьезными видами международной организованной преступности [10]. По сути, Европол является центральным офисом полиции государств Евросоюза.

Наиболее ярким вкладом Европола в международные операции по поддержанию мира является «Стратегическое соглашение между бывшей югославской республикой Македонией и Офисом полиции Европы» [11]. Задачей соглашения было налаживание эффективного информационного взаимодействия полиций стран Евросоюза и указанного государства по борьбе с международной преступностью. Для реализации такого взаимодействия в составе министерства внутренних дел Македонии было предусмотрено создать Отдел взаимодействия с международной полицией.

Международная Полицейская Ассоциация (International Police Association) — это независимая организация, членами которой являются работающие и отставные полицейские, без разграничения по званиям, полу, цвету кожи, языку и религии. В составе организации 45 государств [12]. Основная задача ассоциации — оказание помощи ее членам во время их пребывания в других странах — членах ассоциации: предложение недорогого, но достойного жилья, отношение — не как к очередному иностранцу, а как к коллеге — милиционеру. Несмотря на указанные преимущества, мы считаем, что ни

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного процесса

Ассоциация в целом, ни членство в ней сотрудников международной гражданской полиции не могут существенно добавить к успехам последней в зонах операций, поскольку именно там международные полицейские по определению имеют значительные привилегии, которые способствуют выполнению конкретных задач и зафиксированы в их статусе.

Международная ассоциация полицейских начальников (International Association of Chiefs of Police) представляет собой систему региональных организаций.

Ассоциация полицейских начальников островов Тихого океана (Pacific Islands Chiefs of Police Association — PICP) представляет полицейские службы 21 страны из Микронезии, Меланезии и Полинезии с количеством членов — более 35 000 сотрудников полиции. PICP имеет целью развитие потенциала правоохранительных органов в их единстве. PICP обеспечивает изучение тенденций транснациональных преступлений и разработку стратегий для борьбы с ними, разработку инициатив по развитию потенциала правоохранительных органов в регионе, способствует обмену информацией по борьбе с организованной преступностью, обеспечивает подготовку кадров и способствует обмену передовым опытом. Чаще инициативы по подготовке кадров в системе PICP осуществляются на межгосударственном уровне опытными офицерами из Австралии и Новой Зеландии в виде курсов. Что касается участия в системе международных операций по поддержанию мира, преподаватели и тренеры из состава PICP принимают активное участие в подготовке полиции в Восточном Тиморе [13].

В Европе так называемый Европейский полицейский колледж СЕПОЛ (Contributing to European Police Cooperation through Learning), образованный как агентство Евросоюза, направлен на объединение офицеров полиции по всей Европе для поощрения трансграничного сотрудничества в борьбе с преступностью и в обеспечении общественной безопасности и правопорядка [14]. Под эгидой СЕПО-Ла в национальных полицейских учебных заведениях ежегодно организуются десятки учебных курсов и семинаров. К сожалению, СЕПОЛ сегодня не принимает прямого участия в системе международных операций по поддержанию мира. Его участие ограничивается тем, что преподаватели, которые от име-

ни Евросоюза участвуют в обучении местных полицейских в зонах операций по поддержанию мира, используют учебные материалы, которые подготовлены под эгидой СЕПОЛа. Однако, именно начальники полиции государств и международных операций по поддержанию мира являются носителями информации о проблемах, связывающих указанные территории трансграничной преступностью. Именно поэтому для преодоления трансграничной преступности, в частности той, которая имеет источники в зонах операций по поддержанию мира, деловой контакт между начальниками государственных (региональных) полиций крайне необходим.

В странах Юго-восточной Азии с целью организации международного взаимодействия полиции была создана Ассоциация национальных полицейских сил (АСЕАНПОЛ) [15]. В отличие от европейской организации, деятельность АСЕАНПОЛа охватывает также силовые и оперативные составляющие совместной борьбы с транснациональной преступностью. Для этого созданы три специальные комиссии: по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и контрабандой оружия, по борьбе с контрафактной продукцией и экономическими преступлениями, по организации выдачи преступников и беглецов. Безусловно, значительный опыт в данных сферах правоохранительной деятельности, а также фактическая база данных АСЕАНПОЛа могли бы пригодиться для повышения эффективности международных операций по поддержанию мира.

В условиях локальных вооруженных конфликтов, т.е. в условиях криминального беспредела, страдания женщин выступают тотальной бедой. Значительное количество из них замыкается в собственном горе, теряя контакт с обществом. Для решения этой проблемы участие женщин-полицейских в составе международной гражданской полиции является незаменимым средством. Именно поэтому в зонах международных операций по поддержанию мира возникает вопрос о расширении участия женщин в системе международной полиции. Итак, по мнению автора, необходимо укреплять связи гражданской полиции в зонах операций по поддержанию мира с такой организацией, как Международная ассоциация женщин-полицейских (International Association of Women Police — IAWP). Миссией ассоциации в соответствии со ст. III ее конституции является

JA,

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного процесса

«укрепление, объединение и повышение авторитета женщин в системе уголовного правосудия во всем мире» [16], что в значительной степени совпадает с задачами гражданской полиции в зонах операций. Миссия ассоциации осуществляется через систему конференций, тренингов, семинаров. В ассоциацию входят 48 стран, включая США, Австралию и ведущие государства Европы, Азии и Африки.

В условиях урегулирования многочисленных внутренних локальных вооруженных конфликтов насущной проблемой является всемерное повышение эффективности гражданской полиции в составе международных операций по поддержанию мира. Одним из направлений совершенствования ее деятельности выступает всестороннее использование возможностей международных полицейских организаций.

С целью прекращения распространения преступности за пределы поприща вооруженного конфликта, необходимо шире использовать и совершенствовать опыт взаимодействия миссии ООН в Косово с Интерполом — Глобальной организацией борьбы с международной организованной преступностью, в частности предоставление информационному подразделению миссии статуса национального бюро Интерпола. Однако, обеспечивая доступ указанного подразделения к базам данных Интерпола, функции отбора информации для нужд миссии ООН целесообразно возложить на службы Интерпола, освобождая от этого малочисленный состав информационного подразделения миссии. Именно такой режим осуществляется при организации информационного обмена между соответствующими службами Македонии и Европейской организации борьбы с международной организованной преступностью — Европолом.

По нашему мнению, членство представителей гражданской полиции ООН в Международной полицейской ассоциации не предоставит им дополнительные возможности при выполнении ими обязанностей непосредственно на территории миссии, однако может исключить существенные проблемы во время пребывания за пределами миссии: в командировке или на отдыхе.

Региональные ветки Международной ассоциации начальников полиции демонстрируют весьма различный по значимости опыт участия в деятельности международных операций по поддержанию

мира. В этом отношении положительно выделяется Ассоциация полицейских начальников островов Тихого океана, которая во главе с представителями Австралии и Новой Зеландии, обладая значительным информационным и кадровым потенциалом, оказывает значительный вклад в дело укрепления правоохранительных систем региона, а также принимает активное участие в международной операции по поддержанию мира в Восточном Тиморе. Ассоциация национальных полицейских сил Юго-Восточной Азии также обладает значительным потенциалом, который целесообразно использовать в операциях по поддержанию мира. В свою очередь, СЕПОЛу, как организации, которая по своему определению имеет целью обеспечение делового контакта между старшими офицерами полиций стран Европы, целесообразно быть в контакте с руководством полиций международных операций по поддержанию мира, независимо от того, в какой части света указанные операции осуществляют урегулирование вооруженного конфликта, поскольку в первую очередь именно страны Европы получают большие потоки беженцев, и с ними — «бизнес» торговли наркотиками и другие проявления транснациональной преступности.

В условиях локальных вооруженных конфликтов, где имеет место тотальное нарушение прав человека, наиболее сильно страдают женщины. Для возвращения многих из них в социум необходимо не только участие женщин-полицейских, но и вовлечение системы семинаров, тренингов, конференций для продвижения женщин по ступеням общества. Такой опыт имеет Международная ассоциация женщин-полицейских. К тому же настоящее требует нормализации тендерного баланса в полиции, поэтому вовлечение этой организации в деятельность на территории операций по поддержанию мира также является велением времени.

Литература

1. Strengthening the role of police in peacekeepinghttp:// www.cepol.europa.eu/ operations [Електронний ресурс] // The INTERPOL-United Nations Ministerial Meeting: 11—12 October 2009, Singapore (INTERPOL). Режим доступу: http://www.interpol.int/Public/ICPO/IntLiaison/UN/ MinisterialMeeting200910/defau It.asp

2. Джабраилов X.A. Проблемы политического урегулирования локальных конфликтов в современном мире: авто-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного процесса

реф. дисс. на здобуття ступеня канд. полгт. наук / X.A. Джа-браилов. М.: РАЕС, 2003. 20 с.

3. Телiчкiн О.О. Правоохоронна дiяльнiсть у сферi забезпечення мiжнародного миру i безпеки: оргашзацшно-правовi засади: дисс. ... докт. юрид. наук: 12.00.07 / Олексш Олексiйович Телiчкiн — Харкiв. 2004. 428 с.

4. Гридчин А.А. Повышение готовности персонала миротворческих организаций к регулированию региональных конфликтов: автореф. дисс. на соискание ученой степени доктора социолог, наук: 22.00.08 [Електронний ресурс] / Александр Анатольевич Гридчин. Орел, 2009. 43 с. Режим доступу: http://wwwdissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-sotsiologiya/a72.php

5. Заросило В.О. Адмшстративно-правове забезпечення участ працгвникгв органгв внутршшх справ Украши у мiжнароднiй миротворчш дiяльностi: автореф. дисс. на здобуття наук, ступеня доктора юрид. наук: 12.00.07 / Воло-димир Олексшович Заросило. К.: «ДКС Центр» 2009. 40 с.

6. Memorandum of understanding between the International Criminal Police Organization-Interpol and the United Nations Interim Administration mission in Kosovo on Cooperation in crime prevention and criminal justice [Електронний ресурс] // Interpol 8 Dec 2005. Режим доступу: http:// www.interpol.int/Public/ICPQ/LegalMaterials/cooperation/ agreements/UNMIK.asp

7. Supplementary Arrangement on Cooperation between INTERPOL and the United Nations in relation to the Activities of Peacekeeping Operations and Special Political Missions Signed on 11 October 2009 [Електронний ресурс] // Interpol — Режим

доступу: http://www.interpol.int/Public/ICPO/LegalMaterials/ cooperation/agreements/INTERPOL_DPKO.pdf

10. European Law Enforcement Cooperation^ [Електронний ресурс] // Ten Years of Europol: 1999—2009. Europol, the European Police Office. Режим доступу: http://www.europol. europa.eu/

11. Strategic Agreement between the former Yugoslav republic of Macedonia and the European Police Office. [Елек-тронний ресурс] // Режим доступу: http://www.europol. europa.eu/legal/agreements/Agreements/fYROM.pdf

12. International Police Association. [Електронний ресурс] / International Police Association — International Administration Centre. 2012. Режим доступу: http://ipa-iac.org/

13. Working towards «Safe and secure communities for all Pacific Islands countries». [Електронний ресурс] // Pacific Islands Chiefs of Police: Role, Criminal Investigations, Liaison, Training, and Peace Keeping. Режим доступу: http://www. picp.0rg/news/page/2/

14. European Police College. [Електронний ресурс] // Wikipedia, the free encyclopedia. Режим доступу: http:// en.wikipedia.org/wiki/European Police College

15. Association of National Police Forces of the ASEAN Region [Електронний ресурс] // The Policy Laundering Project. — Режим доступу: http://www.policylaundering.oi-g/ keyplavers/ASEAN-aseanapol.html

16. I WAP — International Association of Women Police. [Електронний ресурс] // PoliceOne.com: The one resource for Police and Law enforcement. — Режим доступу: http://www. iawp.org/jomiawp.htm

Правовая мысль: Антология. Учебное пособие. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Науч. ред.-сост. Малахов В.П. Изд-во ЮНИТИ, 2011. 903 с.

Представлены фрагменты из произведений и трудов великих представителей мировой правовой мысли прошлого и мыслителей менее известных, но отличающихся оригинальными и перспективными идеями о различных аспектах правовой жизни общества. Особое внимание уделено проблематике и содержанию правовой мысли XIX—XX вв.

Это не только ученые-правоведы, но и представители философской, этической, социологической, политической, религиозной мысли, что подтверждает богатство правовой жизни и разнообразие правовой мысли. Ряд персоналий впервые фигурирует в работах, посвященных правовой тематике.

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, будет полезна всем интересующимся проблемами юриспруденции, философии права, социологии и политологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.