МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА
ПО ЛИНИИ ИНТЕРПОЛА
THE INTERNATIONAL LEGAL FRAMEWORK FOR COOPERATION
THROUGH INTERPOL
В статье проанализированы основные направления совершенствования правового регулирования международного сотрудничества в борьбе с преступностью в рамках Международной организации уголовной полиции. Особое внимание уделено международному сотрудничеству российских правоохранительных органов.
The article analyzes the basic directions of improving legal regulation of international cooperation in combating crime under the International criminal police organization. The main attention is paid to the international cooperation of the Russian law enforcement bodies.
Современное развитие мирового сообщества последовательно демонстрирует отчетливую тенденцию к постоянному расширению международных контактов не только на официальном межправительственном уровне, но между представителями общественности двух и более стран по самым разнообразным вопросам. Немаловажную роль в этих процессах играет формирование глобального информационного пространства, существенно расширяющего границы международных отношений. К сожалению, не всегда развитие трансграничных связей приводит к положительному эффекту. Особенно это касается интернационализации преступности, которая превратилась в одну из глобальных проблем современности, угрожающих цивилизации.
В настоящее время многие преступники совершают преступления, связанные с какими-либо формами противозаконной де -ятельности на территории нескольких стран. Совершение такого рода преступлений за -трудняет установление личности преступников, их арест и в конечном счете — экстради-
цию. Помочь полицейским органам различных стран в такой ситуации могут только непосредственное взаимодействие и обмен оперативной информацией, которые основываются на четко разработанной и унифицированной законодательной базе.
Одной из попыток решения этой проблемы стало формирование современного облика Международной организации уголовной полиции, более известной как Интерпол. Эта организация является мировым центром по выработке совместной стратегии и тактики борьбы с преступностью. Президент России В.В. Путин, поздравляя представителей организации с 85-летним юбилеем, который отмечался 7 октября 2012 г., назвал «колоссальной» работу сотрудников Интерпола. Как отметил российский президент, в настоящее время Интерпол «может похвастаться самыми передовыми технологиями, развитой правовой базой, агентурной сетью, охватывающей практически все страны мира. Это все позволяет эффективно пресекать преступную деятельность, разоблачать организованные бандит-
ские группировки, раскрывать международные преступления»[1].
Вопросы, относящиеся к деятельности Интерпола, приобретают все большую актуальность для нашей страны, расположенной на пересечении многих торговых и миграционных путей. При этом Российская Федерация на современном этапе планирует существенно усилить внимание к сотрудничеству с зарубежными правоохранительными органами в области противодействия преступности. Так, министр внутренних дел России В.А. Колокольцев на встрече с Генеральным секретарем Интерпола Рональдом Ноублом в марте 2013 г. заявил, что Россия «намерена и в дальнейшем укреплять свои позиции в Организации и определенные шаги в этом направлении уже сделаны»[2].
Исторической точкой отсчета существования современного Интерпола является 1956 г., когда на 25-й сессии Международной комиссии уголовной полиции, проходившей в Вене, был принят Устав организации. В 1971 г. ООН признала Интерпол полноценной межправительственной организацией. В 1989 г. штаб-квартира Организации была перенесена в г. Лион (Франция)[3. — С. 20].
90-е годы стали периодом существенного расширения состава Интерпола за счет новых членов — государств Центральной и Восточной Европы, препятствиями для вступления которых до этого служили в основном политические причины. 7 апреля 1990 г. было принято Постановление Совета Министров СССР № 338 «О вступлении СССР в Международную организацию уголовной полиции — Ин-терпол»[4], и 27 сентября того же года СССР стал полноправным членом этой организации. Его правопреемницей в настоящее время является Российская Федерация.
Основными направлениями развития Интерпола как универсальной межправительственной организации в последние два десятилетия стали: во-первых количественное расширение состава (на 1 мая 2014 г. членами Организации являются 190 стран мира); во -вторых, внедрение инновационных разработок (например, с 2002 г. — веб-коммуникационной системы I-24/7, с 2005 г. — технологии MIND / FIND, обеспечивающей оперативным сотрудникам прямое подключение к базе данных Интерпола); в-третьих, совершенствование организационной структуры Интерпола (например, создание в 1995 г. региональных бюро Интерпола, открытие в 2003 г. при Генеральном Cекретариате функционирующего круглосуточно без перерывов Центра командования и координации) [5].
Интерпол является классической межправительственной организацией со специальной компетенцией, поэтому в его правовом положении различаются три группы юридических норм:
• нормы, составляющие «внутреннее право» международных организаций;
• нормы, составляющие «внешнее право» международных организаций;
• законодательство государств — членов Интерпола.
Нормы «внутреннего права» Интерпола определяют структуру, компетенцию органов, их функции, а также деятельность в международных вопросах, связанных с режимом и трудовыми отношениями различных категорий персонала, разрешением имущественных, финансовых и иных проблем. Условно можно выделить следующие уровни «внутреннего права» Интерпола:
первый — Устав и Генеральный регламент, регулирующие основы правового положения Организации[6] и ее структуру (к ним вплотную примыкают некоторые Правила, определяющие статус главных органов, например, Правила, касающиеся организации сессии Генеральной Ассамблеи, утвержденные Резолюцией Генеральной Ассамблеи ИнтерполаAG-2004-RES-12[7];
второй — резолюции Генеральной Ассамблеи Интерпола: обязательного характера — по вопросам функционирования Организации, рекомендательного характера — по вопросам, касающимся отдельных направлений международного сотрудничества (например, Draft Cooperation Agreement between the International Criminal Police Organization — INTERPOL and Crime Stoppers International.ResolutionAG-2010-RES-01);
третий — Служебные стандарты Интерпола, определяющие статус и деятельность должностных лиц в системе Организации (например, Служебные стандарты Национальных центральных бюро Интерпола (утверждены на 73 сессии Генеральной Ассамблеи (г. Канкун, Мексика 2004));
четвертый — Правила Интерпола, которые регламентируют наиболее важные аспекты деятельности Организации и ее Национальных центральных бюро (особую значимость, к примеру, имеют Правила организации контроля за информацией и обеспечения доступа к архивам Интерпола (Rulesonthecontrolofinfor-mationandaccesstoINTERPOL'sfiles), утвержденные Резолюцией Генеральной Ассамблеи Интерпола AG-2004-RES-08).
«Внешнее право» Интерпола обозначает арсенал правовых средств, с помощью которых Организация обеспечивает свой статус в конкретных условиях местопребывания, свои свя-
зи с государствами или другими (в том числе и неправительственными) организациями. Примером может служить Договор между Международной организацией уголовной полиции (Интерпол) и Правительством Французской Республики в отношении штаб-квартиры во Франции, который, с одной стороны, регулирует признание этим государством право -субъектности Интерпола по вопросам заключения контрактов, приобретения и распоряжения движимым и недвижимым имуществом, связанных с его деятельностью, а также участия в судебных разбирательствах; с другой — гарантирует Интерполу и его должностным лицам иммунитеты от французской юрисдикции [8]. Помимо этого Интерпол заключает международные договоры о сотрудничестве с другими субъектами международного права, например, с Советом Европы (1960), ООН (1997), Организацией американских государств
(2000), Организацией африканского единства (Африканским Союзом) (2001), Международной торговой палатой (2001), Европолом
(2001), Центром Восточно-Европейской Инициативы по противодействию трансграничной преступности — SECI Center for combating transbordercrime (2002), Европейским центральным банком (2004), Международной морской организацией (2006), Управлением ООН по наркотикам (2008) и др.
Специфика Интерпола, имеющего в странах — членах этой организации в лице Национальных центральных бюро своих «агентов», обусловила целесообразность рассмотрения в качестве одной из составляющих его правовых основ внутригосударственного права. В Российской Федерации подобного рода источники представлены следующими группами:
1. Акты, непосредственно ориентированные на адаптацию организационного механизма Интерпола к российской правоохранительной системе. К ним относятся, прежде всего, Указ Президента РФ от 30 июля 1996 г. № 1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции — Интерпола»[9] в редакции Указа Президента РФ от 27 октября 2011 г. № 1434[10], а также Приказ МВД России, Минюста России, ФСБ России, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной таможенной службы от 6 октября 2006 г. № 786/310/470/454/333/971 «Об утверждении Инструкции по организации ин -формационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола»[11]. В настоящее время в связи с изменением нормативно-правовой базы
МВД России после вступления в силу Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» идет процесс создания нового Положения о НЦБ Интерпола в России. Старый документ, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г. № 1190 [12], с 1 января 2012 г. утратил силу [13]. В то же время, как справедливо отмечают некоторые ученые [14. — С. 95], так как НЦБ Интерпола является структурным подразделением МВД Российской Федерации, именно на это ведомство ложится груз ответственности за организацию и координацию сотрудничества российских правоохранительных органов с Интерполом, прежде всего по созданию и функционированию всех информационных ресурсов этой организации.
2. Акты, регулирующие вопросы, по которым возможно сотрудничество российских правоохранительных органов по линии Интерпола. Примерами могут служить федеральные законы от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», от 28 декабря 2010 г. № 403-Ф3 «О Следственном комитете Российской Федерации», Приказ Министра внутренних дел от 19 июня 2012 г. № 608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России», Приказ Министерства культуры РФ от 25 июня 2012 г. № 630 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Министерством культуры Российской Федерации государственной услуги «Регистрация фактов пропажи, утраты, хищения культурных ценностей, организация и обеспечение оповещения государственных органов и общественности в Российской Федерации и за ее пределами об этих фактах» и др. Потребность в детализации регулирования международного сотрудничества российских правоохранительных органов с Интерполом и создания соответствующего надежного методического сопровождения отмечают многие исследователи [15, 16, 17, 18, 19].
Внутриорганизационные нормы устанавливаются на основе Устава и представляют собой начальную ступень в иерархии норм права Интерпола. Он содержит принципиальные положения, регламентирующие компетенцию Интерпола, его цели и задачи, а также направления участия в борьбе с международной уголовной преступностью. В Уставе содержатся нормы, регулирующие структуру организации и статус ее главных органов. В целом этот документ по своим юридико-техническим характеристикам мало чем отличается от учредительных договоров, определяющих статус универсальных межправительственных организаций [20. — С. 49].
Первые четыре статьи составляют Общие положения. В ст. 1 Устава [21] закреплено официальное название Организации: «Международная организация уголовной полиции (Интерпол)» и официальное место пребывания — Франция.
Основными целями Интерпола, согласно ст. 2 Устава, являются: 1) обеспечение и развитие наиболее широкого взаимодействия между всеми заинтересованными органами уголовной полиции в рамках действующего в странах — участницах Интерпола законодательства и в духе Всеобщей декларации прав человека; 2) учреждение и развитие всех необходимых органов, которые будут эффективны в борьбе с преступностью. Узконаправленная специализация Интерпола раскрывается в ст. 3 Устава, которая запрещает Организации вмешательство или деятельность политического, военного, религиозного или расового характера.
В ст. 4 устанавливается порядок присоединения к Уставу и вступления в Интерпол. Любое государство независимо от регионального расположения имеет право уполномочить любой свой официальный полицейский орган выступать в качестве члена Организации. Просьба о вступлении в Организацию направляется Генеральному секретарю для последующего рассмотрения на Генеральной Ассамблее, которая утверждает решение о вступлении 2/3 голосов.
Ст. ст. 5—37 Устава регламентируют структуру Интерпола, организацию органов и их полномочия. Положения данных статей дополняются процедурными нормами ст. ст. 2—50 Регламента Международной организации уголовной полиции (принят одновременно с Уставом) в отношении Генеральной Ассамблеи, Исполнительного комитета, Генерального Секретариата и Советников. В случае расхождения положений Регламента с Уставом Организации действует последний [6].
В ст. ст. 38—40 Устава и 51—52 Регламента Интерпола урегулированы финансовые вопросы. Бюджет Интерпола составляют ежегодные взносы членов, а также добровольные пожертвования и другие источники, одобренные Исполнительным комитетом. Взносы выражаются в так называемых бюджетных единицах. Каждая страна при вступлении в Организацию заявляет, сколько бюджетных единиц она желала бы платить (от 2 до 100), исходя из размера своего населения и валового внутреннего продукта. Затем данное заявление должно быть утверждено на сессии Генеральной Ассамблеи.
Страна, не выполнившая по каким-либо причинам своих финансовых обязательств перед Организацией в предшествовавшем финан-
совом году, лишается некоторых из своих прав: права голоса на сессиях Генеральной Ассамблеи по большинству вопросов, права присутствовать на конференциях и иных мероприятиях, проводимых в рамках Интерпола, права проводить на своей территории подобные мероприятия, права направлять работников в Генеральный Секретариат и иных прав, не предусмотренных в Уставе [6].
Бюджетные вопросы и вопросы бухгалтерского учета в Организации урегулированы ст. 40 Устава и ст. 51 Регламента, а также Финансовыми правилами, принятыми Генеральной Ассамблеей Интерпола в 1990 г. (вступили в силу 1 января 1991 г., с изменениями на 2009 г.)[22]. В соответствии с ними проект бюджета составляется Генеральным секретарем и представляется на утверждение Исполнительному комитету. Бюджет вступает в силу после его принятия Генеральной Ассамблеей. За исполнение бюджета ответствен Генеральный секретарь, которому помогает финансовый инспектор. Его управление счетами контролируется аудиторами, назначаемыми Генеральной Ассамблеей на 3 года.
Статья 41 Устава позволяет Организации во всех случаях, когда это станет целесообразным, с учетом ее целей устанавливать отношения и сотрудничать с другими организациями, что эффективно применяется на практике. В соответствии с этой статьей Интерпол смог установить отношения с Комиссией ООН по наркотическим средствам, Экономическим и Социальным Советом ООН и другими международными организациями.
Международное полицейское взаимодействие в рамках Интерпола, исходя из его важнейших документов, строится на определенных основополагающих принципах, которые можно разделить на общие и специальные.
Общие принципы:
1. Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека, заложенный в Уставе Интерпола, где указано, что взаимодействие учреждений уголовной полиции осуществляется не только в рамках национальных законодательств, но и «в духе Всеобщей декларации прав человека», которая была принята 10 декабря 1948 г. в рамках Организации Объединенных Наций [23]. В сфере уголовно-процессуальных правоотношений прежде всего это означает неукоснительное соблюдение права на личную неприкосновенность. Именно поэтому лицо может разыскиваться по каналам Интерпола с целью экстрадиции (что, в свою очередь, повлечет его задержание и арест) только при наличии акта компетентного органа запрашивающего государства, позволяющего
ограничить свободу человека. Помимо этого развитие информационных систем создает не только позитивные, но и негативные последствия. В связи с этим еще в 1974 г. была принята резолюция «О конфиденциальности сведений», которая потребовала от Национальных центральных бюро и Генерального секретаря учитывать при обмене информацией принцип охраны личных прав граждан. На основе этой резолюции в дальнейшем неоднократно обновлялись Правила по доступу и управлению информацией в Организации.
2. Принцип равенства всех стран-участниц, который предполагает, что все страны, входящие в Интерпол, наделены равными правами, независимо от размера их финансовых взносов в бюджет Интерпола. Это проявляется прежде всего в том, что все делегации, присутствующие на Генеральной Ассамблее, имеют при голосовании по одному голосу. Даже если страна-участница не сможет уплатить взнос в бюджет Организации, она не будет лишена права голоса по наиболее важным вопросам повестки дня Генеральной Ассамблеи Интерпола (например, изменение Устава Организации).
3. Принцип уважения государственного суверенитета стран — членов Интерпола. В соответствии с данным принципом решения органов Международной организации уголовной полиции носят для ее участников рекомендательный характер. Тем не менее Национальные центральные бюро обязаны для оптимизации международного полицейского сотрудничества предпринимать в рамках своих национальных полномочий все возможные меры, содействующие проведению в жизнь решений Организации на территории их стран. Сотрудники Интерпола или иностранные полицейские не могут осуществлять свою деятельность на территории суверенного государства, если они не получили на это разрешения соответствующих властей.
4. Принцип обеспечения неотвратимости ответственности за совершенное противоправное деяние, который означает, что полиция любого государства — члена Интерпола обязана гарантировать, что любое лицо, независимо от своего служебного или материального положения, иных обстоятельств, в том числе своего местонахождения, понесет заслуженное наказание за совершенное им противоправное деяние.
Среди специальных принципов необходимо выделить следующие:
1. Принцип противодействия только общеуголовным преступлениям, что должно гарантировать нейтралитет Организации и уважение суверенитета государств в соответствии со ст. 3 Устава. Общеуголовными преступлениями мож-
но считать виновные общественно опасные деяния, которые подлежат наказанию в соответствии с уголовным законодательством большинства стран — участниц Организации и не носят политического характера. Полицейские органы при совместных действиях должны обращать внимание только на ту классификацию преступлений, относительно которой имеется согласованность.
2. Принцип всеобщности полицейского сотрудничества, который означает, что любое государство — член Интерпола может взаимодействовать с другим и это взаимодействие не должно быть затруднено географическими или языковыми факторами.
3. Функциональный принцип сотрудничества, который предполагает, что любой орган может извлечь пользу из международного сотрудничества полиции независимо от своего официального названия. В этом смысле под уголовной полицией понимаются функции, а не сама система органов. Интерпол через Национальные центральные бюро соответствующих стран взаимодействует со всеми государственными органами своей страны, в функции которых входит предупреждение, раскрытие и расследование уголовных преступлений, а также розыск преступников и без вести пропавших лиц.
4. Принцип гибкости и оперативности методов работы, что означает использование Интерполом в своей деятельности методов, учитывающих наличие большого разнообразия социальных и политических структур, а также ситуаций, возникающих в различных странах мира [24. — С. 35].
5. Принцип законности, требующий от сотрудников Интерпола и Национальных центральных бюро строгого следования и точного исполнения норм как национального законодательства, так и международного права.
6. Принцип гуманизма, раскрывающийся в признании ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей.
Таким образом, к настоящему времени Интерпол представляет собой самую крупную международную структуру, координирующую международное сотрудничество по борьбе с преступностью, обладающую достойными традициями и развитой правовой базой. Тем не менее одной из главных насущных задач совершенствования правового регулирования международного сотрудничества российских правоохранительных органов с зарубежными партнерами в рамках Интерпола является дальнейшее расширение ведомственной нормативной базы, ее
адаптация к практическим аспектам борьбы с преступностью.
ЛИТЕРАТУРА
1. Интерпол уже не лидер борьбы с преступностью // Pravda.ru [Электронный ресурс]. — URL: http://www.pravda.ru/accidents/factor/crime/ 11-11-2012/1134129-interpol-0/ (дата обращения: 12.05.2014).
2. Владимир Колокольцев в Москве встретился с Генеральным секретарем Интерпола Рональдом Ноублом // Министерство внутренних дел Российской Федерации. Официальный сайт [Электронный ресурс]. — URL: http://mvd.ru/ news /item/890929/ (дата обращения: 14.05.2014).
3. Овчинский В. С. Интерпол (в вопросах и ответах). — М.: Инфа-М, 2008. — 368 с.
4. О вступлении СССР в Международную организацию уголовной полиции — Интерпол: Постановление Совета Министров СССР от 7 апреля 1990 г. № 338 // Семерка. Российский правовой портал [Электронный ресурс]. — URL: http://www.law7.ru/base29/part2/d29ru2445.htm (дата обращения: 23.05.2014).
5. INTERPOL. History [Электронный ресурс]. — URL: http://www.interpol.com/ (дата обращения: 23.05.2014).
6. Constitution and General Regulations // INTERPOL [Электронный ресурс]. — URL: http://www.interpol.com/ (дата обращения: 23.05.2014).
7. Rules concerning the organization of General Assembly sessions, were adopted by the Organization's General Assembly at its 73rd session in Can-cùn, Mexico, in 2004 (Resolution AG-2004-RES-12) // INTERPOL [Электронный ресурс]. — URL: http://www.interpol.com (дата обращения: 22.05.2014).
8. Agreement between the International Criminal Police Organization - INTERPOL and the Government of the French Republic regarding INTER-POL's headquarters in France // INTERPOL [Электронный ресурс]. — URL: http:// www.inter-pol.com (дата обращения: 23.05.2014).
9. Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции — Интерпола: Указ Президента РФ от 30 июля 1996 г. № 1113 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 32. — Ст. 3895.
10. Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 27 октября 2011 г. № 1434 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2011. — № 44. — Ст. 6240.
11. Об утверждении Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола: Приказ МВД РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной таможенной службы от 6 октября 2006 г. № 786/310/470/454/333/971 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2006. — 20 ноября. — № 47.
12. Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола: Постановление Правительства РФ от 14 октября 1996 г. № 1190 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 43. — Ст. 4916.
13. Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О полиции»: Постановление Правительства РФ от 6 октября 2011 г. № 824 // Собрание законодательства Российской Федерации. —
2011. — № 42. — Ст. 5922.
14. Хозикова Е.С. Правовые основы взаимодействия правоохранительных органов Российской Федерации и Интерпола // Законность и правопорядок в современном обществе. —
2012. — № 11. — С. 91—96.
15. Бабушкин А.А. Некоторые правовые вопросы осуществления оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками Национального центрального бюро Интерпола в Российской Федерации // Вестник Казанского юридического института МВД России. — 2011. — № 3. — С. 76— 79.
16. Водянов А.В. Международно-правовая значимость включенности Интерпола в противодействие преступлениям, связанным с легализацией доходов, полученных преступным путем // Государство и право. — 2012. — № 11. — С. 114—119.
17. Митин М.А. Национальное центральное бюро Интерпола в России: некоторые аспекты правового регулирования // Закон. — 2009. — № 1. — С. 84—87.
18. Смолина А.О. О некоторых аспектах международной коммуникации с Интерполом // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. — 2014. — Т. 3. — № 2. — С. 49—52.
19. Ткачук П.А. Роль МОУП — Интерпол в борьбе с преступлениями, связанными с посягательством на культурные ценности // Вопросы современной юриспруденции. — 2013. — № 31. — С. 111—115.
20. Родионов К.С. Интерпол в фас и профиль // Российская юстиция. — 1996. — № 1. — С. 49—50.
21. Устав Международной организации уголовной полиции (Интерпол) (вступил в силу 13 июня 1956 г., с изменениями по состоянию на 1 января 1986 г.) // Информационный вестник НЦБ ИНТЕРПОЛА в РФ. — 1992. — №1. — С. 6.
22. Financial regulations of the ICPO-INTERPOL // INTERPOL [Электронный ресурс].
— URL: http://www.interpol.com/ (дата обращения: 24.05.2014).
23. Всеобщая декларация прав человека. Утверждена и провозглашена Ген. Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Российская газета. — 1995. — 10 апреля.
24. Самарин В.И. Интерпол. Международная организация уголовной полиции. — СПб.: Питер, 2004. — 201 с.
REFERENCES
1. Interpol uzhe ne lider borbyi s prestupnostyu // Pravda.ru [Elektronnyiy resurs]. — URL: http://www.pravda.ru/accidents/factor/crime/11-11-2012/1134129-interpol-0/ (data obrascheniya: 12.05.2014).
2. Vladimir Kolokoltsev v Moskve vstretilsya s Generalnyim sekretarem Interpola Ronaldom Nou-blom // Ministerstvo vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii. Ofitsialnyiy sayt [Elektronnyiy resurs].
— URL: http://mvd.ru/news/item/890929/ (data obrascheniya: 14.05.2014).
3. Ovchinskiy V. S. Interpol (v voprosah i otve-tah). — M.: Infa-M, 2008. — 368 s.
4. O vstuplenii SSSR v Mezhdunarodnuyu or-ganizatsiyu ugolovnoy politsii — Interpol: Post-anovlenie Soveta Ministrov SSSR ot 7 aprelya 1990 g. № 338 // Semerka. Rossiyskiy pravovoy portal [Elektronnyiy resurs]. — URL: http://www. law7.ru/base29/part2/d29ru2445.htm (data obrascheniya: 23.05.2014).
5. INTERPOL. History [Elektronnyiy resurs].
— URL: http://www.interpol.com (data obrascheniya: 23.05.2014).
6. Constitution and General Regulations // INTERPOL [Elektronnyiy resurs]. — URL: http://www.interpol.com/ (data obrascheniya: 23.05.2014).
7. Rules concerning the organization of General Assembly sessions, were adopted by the Organization's General Assembly at its 73rd session in Can-cun, Mexico, in 2004 (Resolution AG-2004-RES-12) // INTERPOL [Elektronnyiy resurs]. — URL: http://www.interpol.com (data obrascheniya: 22.05.2014).
8. Agreement between the International Criminal Police Organization - INTERPOL and the Government of the French Republic regarding INTER-POL's headquarters in France // INTERPOL [El-
ektronnyiy resurs]. — URL:
http://www.interpol.com/ (data obrascheniya: 23.05.2014).
9. Ob uchastii Rossiyskoy Federatsii v deyatelnosti Mezhdunarodnoy organizatsii ugolov-noy politsii — Interpola: Ukaz Prezidenta RF ot 30 iyulya 1996 g. № 1113 // Sobranie zakonodatelstva Rossiyskoy Federatsii. — 1996. — № 32. — St. 3895.
10. Ob izmenenii i priznanii utrativshimi silu nekotoryih aktov Prezidenta Rossiyskoy Federatsii: Ukaz Prezidenta RF ot 27 oktyabrya 2011 g. № 1434 // Sobranie zakonodatelstva Rossiyskoy Federatsii. — 2011. — № 44. — St. 6240.
11. Ob utverzhdenii Instruktsii po organizatsii informatsionnogo obespecheniya sotrudnichestva po linii Interpola: Prikaz MVD RF, Minyusta RF, FSB RF, Federalnoy sluzhbyi ohranyi RF, Federalnoy sluzhbyi RF po kontrolyu za oborotom narkotikov i Federalnoy tamozhennoy sluzhbyi ot 6 oktyabrya 2006 g. № 786/310/470/454/333/971 // Byulleten normativnyih aktov federalnyih organov ispolnitelnoy vlasti. — 2006. — 20 noyabrya. — № 47.
12. Ob utverzhdenii Polozheniya o Natsional-nom tsentralnom byuro Interpola: Postanovlenie Pravitelstva RF ot 14 oktyabrya 1996 g. № 1190 // Sobranie zakonodatelstva Rossiyskoy Federatsii. — 1996. — № 43. — St. 4916.
13. Ob izmenenii i priznanii utrativshimi silu nekotoryih aktov Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii v svyazi s prinyatiem Federalnogo zakona «O politsii»: Postanovlenie Pravitelstva RF ot 6 oktyabrya 2011 g. № 824 // Sobranie zakonodatelstva Rossiyskoy Federatsii. — 2011. — № 42. — St. 5922.
14. Hozikova E.S. Pravovyie osnovyi vzai-modeystviya pravoohranitelnyih organov Rossiyskoy Federatsii i Interpola // Zakonnost i pravoporyadok v sovremennom obschestve. — 2012. — № 11. — S. 91—96.
15. Babushkin A.A. Nekotoryie pravovyie vo-prosyi osuschestvleniya operativno-rozyisknyih meropriyatiy sotrudnikami Natsionalnogo tsentral-nogo byuro Interpola v Rossiyskoy Federatsii // Vestnik Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. — 2011. — № 3. — S. 76—79.
16. Vodyanov A.V. Mezhdunarodno-pravovaya znachimost vklyuchennosti Interpola v pro-tivodeystvie prestupleniyam, svyazannyim s legali-zatsiey dohodov, poluchennyih prestupnyim putem // Gosudarstvo i pravo. — 2012. — № 11. — S. 114—119.
17. Mitin M.A. Natsionalnoe tsentralnoe byuro Interpola v Rossii: nekotoryie aspektyi pravovogo regulirovaniya // Zakon. — 2009. — № 1. — S. 84—87.
18. Smolina A.O. O nekotoryih aspektah mezhdunarodnoy kommunikatsii s Interpolom // Nauchnyie issledovaniya i razrabotki. Sovremenna-ya kommunikativistika. — 2014. — T. 3. — № 2. — S. 49—52.
19. Tkachuk P.A. Rol MOUP — Interpol v borbe s prestupleniyami, svyazannyimi s po-syagatelstvom na kulturnyie tsennosti // Voprosyi sovremennoy yurisprudentsii. — 2013. — № 31. — S. 111—115.
20. Rodionov K.S. Interpol v fas i profil // Ros-siyskaya yustitsiya. — 1996. — № 1. — S. 49—50.
21. Ustav Mezhdunarodnoy organizatsii ugolovnoy politsii (Interpol) (vstupil v silu 13
iyunya 1956 g., s izmeneniyami po sostoyaniyu na 1 yanvarya 1986 g.) // Informatsionnyiy vestnik NTsB INTERPOLA v RF. — 1992. — № 1. — S. 6.
22. Financial regulations of the ICPO-INTERPOL // INTERPOL [Elektronnyiy resurs]. — URL: http://www.interpol.com/ (data obrascheniya: 24.05.2014).
23. Vseobschaya deklaratsiya prav cheloveka. Utverzhdena i provozglashena Gen. Assambleey OON 10 dekabrya 1948 g. // Rossiyskaya gazeta. — 1995. — 10 aprelya.
24. Samarin V.I. Interpol. Mezhdunarodnaya organizatsiya ugolovnoy politsii. — SPb.: Piter, 2004. — 201 s.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Колесников Владимир Александрович. Профессор кафедры теории и истории государства и права. Кандидат политических наук, доцент.
Воронежский институт МВД России. E-mail: [email protected].
Россия, 394065, Воронеж, просп. Патриотов, 53. Тел. 8(473)200-53-53.
Kolesnikov Vladimir Alexandrovich. Professor of the chair of Theory and History of State and Law. Candidate of Political Sciences. Assistant Professor.
Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia.
Work address: Russia, 394065, Prospect Patriotov, 53. Tel. 8(473)200-53-53.
Ключевые слова: международная борьба с преступностью; Интерпол; международное сотрудничество полиции.
Key words: the international legal struggle against crime; Interpol; international police cooperation. УДК 341.45