Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МВД РОССИИ С ЕВРОПЕЙСКОЙ ПОЛИЦЕЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО СОТРУДНИЧЕСТВА'

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МВД РОССИИ С ЕВРОПЕЙСКОЙ ПОЛИЦЕЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО СОТРУДНИЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
287
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНТАКТНЫЙ ПУНКТ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ЕВРОПОЛОМ / ЕВРОПОЛ / СОТРУДНИЧЕСТВО В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никитина Ирина Эдуардовна, Сечкин Сергей Валерьевич

Анализируются практика сотрудничества МВД России с Европейской полицейской организацией в сфере борьбы с преступностью и перспективы развития указанного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL LEGAL FORMS OF THE INTERACTION OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR OF RUSSIA AND THE EUROPEAN POLICE OFFICE AND PROSPECTS FOR DEVELOPING FURTHER COOPERATION

Practice of the cooperation between the Ministry of the Interior of Russia and the European Police Office in the sphere of combating crime and prospects for developing the mentioned interaction are analyzed.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МВД РОССИИ С ЕВРОПЕЙСКОЙ ПОЛИЦЕЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО СОТРУДНИЧЕСТВА»

_ _

зарубежный опыт

ИРИНА ЭДУАРДОВНА НИКИТИНА,

кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник ФГКУ «ВНИИ МВД России»;

СЕРГЕЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ СЕЧКИН,

заместитель начальника НЦБ Интерпола МВД России

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МВД РОССИИ С ЕВРОПЕЙСКОЙ ПОЛИЦЕЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Анализируются практика сотрудничества МВД России с Европейской полицейской организацией в сфере борьбы с преступностью и перспективы развития указанного взаимодействия.

Ключевые слова: Российский национальный контактный пункт по взаимодействию с Европолом, Европол, сотрудничество в борьбе с преступностью, обеспечение взаимодействия.

I.E. Nikitina, PhD (Law), Leading Researcher, Russia MI FPOI National Research Institute; e-mail: [email protected], tel.: 8 (495) 667-15-46;

S.V. Sechkin, Deputy Head, Russia MI Interpol National Central Bureau; e-mail: [email protected], tel.: 8 (495) 667-62-79.

International legal forms of the interaction of the Ministry of the Interior of Russia and the European Police Office and prospects for developing further cooperation.

Practice of the cooperation between the Ministry of the Interior of Russia and the European Police Office in the sphere of combating crime and prospects for developing the mentioned interaction are analyzed.

Key words: Russian National Contact Point for Europol, Europol, cooperation in combating crime, supporting the interaction.

H 2 С

О

®s 2 X

и

РЭ

a

а

В целях организации и осуществления сотрудничества компетентных правоохранительных органов Российской Федерации, а именно: МВД России, ФСБ России, ФСКН России, ФТС России, Федеральной службы по финансовому мониторингу, с одной стороны, и Европейской полицейской организации, с другой стороны, в 2004 г. приказом МВД России от 23 декабря 2004 г № 859 «Вопросы Национального центрального бюро Интерпола при Министерстве внутренних дел Российской Федерации» был создан Российский национальный контактный пункт по взаимодействию с Европолом (далее - РНКП).

К одной из основных задач РНКП отнесено обеспечение взаимодействия российских правоохранительных органов с Европолом и полицейскими службами стран - членов ЕС. В ходе совместной аналитической работы, а также рабочих встреч с представителями структурных подразделений МВД России, ФСБ России, ФСКН России, ФТС России, полицейскими атташе, аккредито-

ванными при посольствах в г. Москве, были определены основные направления взаимодействия на экспертном уровне в области борьбы с отдельными видами трансграничных преступлений, а именно:

с преступлениями в сфере информационных технологий;

организованной преступностью; терроризмом и экстремизмом; фальшивомонетничеством и преступлениями в сфере интеллектуальной собственности;

легализацией доходов, приобретенных преступным способом;

незаконным оборотом наркотиков; в сфере защиты участников уголовного судопроизводства.

В настоящее время сотрудничество Российской Федерации с европейскими правоохранительными органами имеет положительную динамику развития. Вместе с тем, в порядке достижения полноценного информационного обме-

на по предупреждению, пресечению, выявлению и раскрытию преступлений на концептуальном и практическом уровнях выявлена востребованность дальнейшего совершенствования всего массива межгосударственных договоренностей в формате соответствующих международно-правовых инструментов.

Постановочно, предметное международно-правовое значение несет в себе акт ратификации Российской Федерацией в 2005 г Конвенции Совета Европы от 28 января 1981 г «О защите личности в связи с автоматической обработкой персональных данных»1 (для Российской Федерации документ вступил в силу в 2013 г). В соответствии со ст. 2 Конвенции «персональные данные» включают информацию, касающуюся конкретного или предполагаемого лица (субъекта данных). Персональные данные, проходящие автоматическую обработку, «должны быть получены и обработаны добросовестным и законным образом, должны накапливаться для точно определенных и законных целей и не использоваться в противоречии с этими целями, должны быть адекватными, относящимися к делу и не быть избыточными применительно к целям, для которых они накапливаются, должны быть точными и в случае необходимости обновляться, должны храниться в такой форме, которая позволяет идентифицировать субъектов данных не дольше, чем этого требует цель, для которой эти данные накапливаются»2.

В параметрах конституционно-правового пространства Российской Федерации в 2006 г. в рамках реализации положений указанной Конвенции приняты два знаковых законодательных акта, а именно: Федеральный закон «О персональных данных»3 и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации»4. В июле 2011 г. был подписан Федеральный закон № 261-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О персональных данных"», который предметно содействует в юридическом плане организации взаимодействия правоохранительных органов России и ЕС по таким вопросам, как доступ к базам данных, аналитическим учетам Европола и обмен персональными данными по уголовным делам5. В результате принятия указанных нормативных правовых актов была создана надлежащая юридическая основа в порядке реализации переговорного процесса Российской Федерации и Ев-ропола по заключению Оперативного соглашения.

МВД России на основании поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации принимает активное участие в подготовке подписания Соглашения о стратегическом и оперативном сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицей-

ской организацией (далее - Соглашение), которое позволит сторонам в полном объеме обмениваться персональными данными, сведениями по уголовным делам, иной оперативно значимой информацией, что в целом поднимет партнерство на качественно новый уровень.

В результате предпринятых шагов в 2013 г. проект Соглашения был одобрен всеми заинтересованными российскими министерствами и ведомствами (МИД России, ФСБ России, ФСКН России, ФТС России, Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Федеральной службой по финансовому мониторингу, Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Следственным комитетом Российской Федерации), а в ходе визита делегации МВД России в штаб-квартиру Европола текст Соглашения был окончательно согласован. Российская Федерация и Европол обменялись соответствующими официальными письмами и теперь сторонам предстоит обеспечить выполнение внутреннего регламента по подготовке документа к подписанию.

В параметрах выработки Соглашения в качестве стратегической задачи сотрудничества по предупреждению, пресечению, выявлению и раскрытию преступлений обозначена востребованность необходимости проведения совместных скоординированных мероприятий, направленных на противодействие трансграничной преступности.

По обстоятельствам достигнутого международно-правового позитива взаимодействия между Российской Федерацией и Европолом корпусом сотрудников РНКП налажен регулярный обмен информацией с Европолом в области борьбы с фальшивомонетничеством, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, легализацией доходов, полученных преступным способом, преступлениями в сфере информационных технологий, а также в целом о состоянии и тенденциях развития преступности. Для направления информации, содержащей персональные данные, используются каналы Интерпола и возможности офицеров связи посольств государств - членов Евросоюза.

Борьба с трансграничной организованной преступностью.

Позитив международно-правового взаимодействия Российской Федерации и Европейского союза по линии противодействия преступности в его целостном варианте предметно проявляет себя по такому значимому (с точки зрения поддержания международной законности и порядка)

направлению, как борьба с лидерами криминальных группировок, в том числе с «авторитетами преступной среды». Так, Европол при участии Российской Федерации работает над созданием Европейской базы данных о подобных лицах, регулярно проводится специальная операция («Bad Boys»), направленная на пресечение деятельности главарей трансграничных организованных преступных групп. В 2013 г. по обстоятельствам совместного взаимодействия Российской Федерации и Европейского союза задержаны 18 подозреваемых, 13 из которых являются авторитетами преступной среды.

В рамках сотрудничества Российской Федерации и Европейского союза по линии противодействия международной преступности по конкретному запросу Европола Российским национальным контактным пунктом осуществлены проверочные мероприятия в отношении российских организованных преступных групп, специализирующихся на совершении преступлений трансграничного характера, в целях выявления криминальных связей с организованной преступной группой байкеров, действующей в ЕС. Было, в частности, установлено, что в июне и декабре 2012 г. штаб-квартиру организованной преступной группы байкеров в Нидерландах посещали участники мотоклубов Санкт-Петербурга и Самары. Данная информация направлена в Европол.

Масштабы современных проявлений террористической и экстремистской деятельности и их трансграничный характер ставят в порядке востребованности задачу консолидации взаимодействия Российской Федерации и Европейского союза в рамках противодействия международной преступности. Поэтому особое международно-правовое значение придается скоординированным действиям правоохранительных органов всех европейских государств. С этой целью МВД России на постоянной основе осуществляет рассылку поступивших из Европейской полицейской организации информационно-аналитических материалов о выявленных зарубежными правоохранительными органами фактах пересылки бомб, похищенных радиоактивных веществ, связанных с террористическими атаками, а также сведений о технических характеристиках взрывчатых веществ и взрывных устройств. Одновременно проводится комплекс мероприятий по обстоятельствам включенности российских антитеррористических подразделений в специализированную информационную платформу Европола. Для реализации данной задачи и создания устойчивого канала связи выделен электронный почтовый адрес в домене «mvd.gov.ru».

По обстоятельствам предметного взаимо-

действия Российской Федерации и Европейского союза по линии противодействия международной преступности в формате сотрудничества МВД России и правоохранительных органов в части совместной оперативно-розыскной работы обозначен позитив реального действия. Так, во взаимодействии с ФТС России при содействии норвежской таможни проводилась проверка финансово-хозяйственной деятельности российской компании по подозрению в совершении мошенничества и уклонения от уплаты налогов. В ходе оперативных мероприятий было установлено, что в августе 2007 г компанией заключен договор с норвежской фирмой Norway Pelagic AS о поставке в Российскую Федерацию морепродук-ции на сумму свыше 5 млн долларов США. Однако по результатам проведенного норвежской таможней сравнительного исследования представленных российской фирмой таможенных деклараций и сведений в официальных регистрах было установлено занижение стоимости товаров более чем в 2 раза. Также при содействии Управления уголовной таможни Службы государственных доходов Латвии производилось документирование преступной деятельности группы лиц, осуществляющей на территории Российской Федерации производство контрафактных сигарет «L&M» и их дальнейший сбыт на территории стран Евросоюза транзитом через Латвию.

В рамках мероприятий по линии консолидации международного сотрудничества Российской Федерации и Европейского союза с целью обеспечения международной законности и правопорядка предметную юридическую значимость имеет позиция поддержки инициативы Европола в открытии нового регионального аналитического файла (AWF) по организованной преступности в Балтийском регионе «EREBUS».

Многоформатный характер консолидированного взаимодействия Российской Федерации и Европейского союза по линии противодействия международной преступности качественно установлен в режиме включенности в этот процесс Европола. Включенность МВД России в режим взаимодействия с Европолом подтверждена на примере выработки (2010 г.) совместных проверочных действий МВД России, ФТС России и правоохранительных органов Норвегии в области борьбы с контрабандой биоресурсов. Качественность взаимодействия МВД России и Европола юридически обозначена в формате определенных мер по линии законности и правопорядка. Соответственно по результатам проведенной работы уже по линии ФТС России возбуждено несколько резонансных уголовных дел.

Всесторонний режим взаимодействия Рос-

H S С

о

®s s

X

Й и

РЭ

а

Я

сийской Федерации и Европейского союза в плане поддержания законности и правопорядка проявляет себя в параметрах целостного (юридически) и завершенного (практически) поведения субъектов правоотношений. Будучи таковым, поведение субъектов международного взаимодействия по линии противодействия преступности уже в конкретном варианте покрывает собой конкретную проблематику предмета. Предметно - это реальная практика их уголовных дел, складывающаяся по всему спектру преступлений международного характера. Режим «выдай или накажи» («aut dedere, aut punier»), равно как и режим «выдай или суди судом» («aut dedere, aut judicare»), представляется здесь общим принципом права.

Первый пример. При координации РНКП совместно с правоохранительными органами Германии, Финляндии и Швеции были успешно осуществлены оперативные мероприятия в рамках проекта «OPERATION BLUE» по борьбе с распространением через сеть Интернет контрафактной медицинской продукции. Удалось достичь значительных результатов.

Пример второй. В октябре 2010 г. Следственным комитетом при МВД России возбуждено уголовное дело в отношении руководителя компании Д. и владельца сайта GLAVMED.COM гражданина И., который считается одним из крупнейших спамеров в мире. Оборот указанной компании за последние 3 года приблизительно составил 120 млн долларов США.

В целях обеспечения совместных скоординированных действий, направленных на противодействие трансграничной преступности, работа по линии взаимодействия МВД России и Европо-ла строится сразу по нескольким направлениям. Одним из них следует признать разработку механизма совместных действий, направленных на борьбу с экономическими преступлениями.

Многообразие практики содействует предметной завершенности судебного производства с целями отправления правосудия. Примеры здесь таковы. При содействии РНКП по взаимодействию с Европолом в рамках операции «ЗЕВС» были проведены специальные мероприятия по пресечению деятельности международной организованной преступной группы, занимающейся производством и сбытом фальшивых евро. Результативность специальной полицейской операции (24 июня 2009 г., г. Пловдив, Болгария) обозначена задержанием 17 подозреваемых, осуществлением 20 обысков. Было изъято около 4 тыс. поддельных банкнот номиналом 100, 200 и 500 евро на общую сумму более 500 тыс. евро. Кроме того, изъяты заготовки для производства защитных лент и офсетный принтер. Проведенная

операция является успешным показателем совместного сотрудничества правоохранительных органов Российской Федерации и стран - членов ЕС, в которой впервые отработан механизм проведения совместных оперативно-розыскных мероприятий с оперативными подразделениями правоохранительных органов государств - членов ЕС при координирующей роли и финансировании Европола. Еще одно мероприятие при содействии РНКП по взаимодействию с Европо-лом с участием ДЭБ МВД России и правоохранительных органов Греции и Литвы проводилось в рамках операции «СИБИРЯКИ» по пресечению деятельности международной организованной преступной группы, занимающейся производством и сбытом фальшивых евро. Совместными усилиями российских, германских и литовских властей при координирующей роли Европола были задержаны трое подозреваемых и изъято 1164 поддельных банкноты евро.

Кроме этого, МВД России совместно с полициями Греции и Болгарии принимало участие в специальных мероприятиях в рамках операции «САЛОНИКИ». Благодаря информации, полученной в ходе совместных оперативно-розыскных мероприятий сотрудников МВД России, полиции Греции и Болгарии, в феврале 2010 г. в г. Салоники (Греция) были задержаны 5 лидеров международной организованной преступной группы фальшивомонетчиков, действовавшей на территории Российской Федерации и стран ЕС. Им были предъявлены обвинения в преступном сговоре, создании организованной преступной группы, распространении поддельной валюты и незаконной перевозке через границу иностранных граждан. В то же время ДЭБ МВД России совместно с Европолом начали операцию «Желтый мост» по пресечению деятельности международной организованной преступной группы, занимающейся изготовлением и сбытом поддельных евро. В ходе оперативно-розыскных мероприятий изъяты из оборота образцы поддельных купюр номиналом 200 евро.

При обстоятельствах, когда фальшивомонетничество признано в качестве преступления международного характера, на первый план взаимодействия Российской Федерации с Европо-лом выходит международное сотрудничество по линии проведения экспертных исследований поддельных денежных знаков. В рамках информационного обмена поступающие из Европола стратегические обзоры практики борьбы с фальшивомонетничеством в ЕС, а также материалы с новыми техническими характеристиками банкнот евро различного достоинства направляются в соответствующие подразделения МВД России.

В развитие достигнутых со специалистами Европейской полицейской организации договоренностей проведен комплекс мероприятий, в результате которых к системе Euro Check WebSite (ECWS), позволяющей осуществлять проверку банкнот евро на предмет их подлинности в режиме «онлайн», подключено подразделение МВД России.

Одной из приоритетных задач РНКП является завершение переговорного процесса с Европо-лом и Интерполом по внедрению в практическую деятельность ЭКЦ МВД России и экспертно-криминалистических подразделений территориальных органов МВД России специального программного обеспечения Bitmap System, позволяющего выявлять и декодировать скрытые метки печатающих устройств.

Использование Bitmap System в практической деятельности органов внутренних дел существенно повысит эффективность исследований и учета поддельных денежных знаков.

Следует отметить, что взаимодействие с европейскими партнерами по данному направлению уже принесло конкретные результаты. Так, в марте 2013 г. по каналам Европола получены материалы проверки «скрытых меток» на проектах служебных документов Главной военной прокуратуры, обнаруженных в ходе обыска у одного из фигурантов по уголовному делу в отношении должностных лиц ОАО «Оборонсервис». Информация направлена в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

В рамках противодействия «отмыванию» денежных средств РНКП осуществляет мероприятия по информационному сопровождению проекта «КАРИН» в сфере борьбы с легализацией преступно нажитых доходов. По запросам территориальных подразделений НЦБ Интерпола регулярно проводятся проверки на предмет наличия у российских граждан за рубежом объектов движимого/недвижимого имущества и активов, предположительно добытых преступным способом, и оказывается содействие правоохранительным органам зарубежных стран в получении аналогичных сведений об их гражданах. За 9 месяцев 2014 г. в рамках проекта организовано более 20 проверок. В отношении нескольких фигурантов удалось получить оперативно значимую информацию, которая была передана инициаторам запросов по каналам Интерпола.

Получен доступ к платформе Европола по борьбе с финансовыми преступлениями (FCIC).

В целях обеспечения противодействия преступности в сфере информационных технологий РНКП и ЭКЦ МВД России подключены к информационной платформе Европола «EC3 Space»,

включающей в себя раздел «Pay Safe». Данный электронный ресурс содержит сведения обо всех видах скимминговых устройств, включая их описание и технические характеристики, а также инструментах, применяемых для декодирования данных банковских платежных карт. Платформа позволяет в режиме «онлайн» обмениваться опытом работы, получать экспертные консультации и использовать в работе справочные и аналитические материалы из информационной системы Европола. Присоединение к «EC3 Space» российских экспертов стало возможным после открытия в начале 2013 г в Европоле Европейского центра по борьбе с ки-берпреступностью (ЕЦБК).

В ситуации предметной заинтересованности мирового сообщества в пресечении такого преступления мирового характера, как незаконная эксплуатация женщин и детей, общий позитив предметного взаимодействия Российской Федерации и Европола обозначен в формате обмена информацией в области противодействия сексуальной эксплуатации несовершеннолетних (в том числе распространению «детской» порнографии) в сети Интернет, онлайн-мошенничеству, неправомерному доступу к компьютерной информации. В частности, в Европол направлены статистические сведения о закрытых и приостановленных интернет-сайтах, физически расположенных в сегментах сети Интернет государств - членов Европейского союза, содержавших порнографические изображения несовершеннолетних, а также выявленных пользователях пиринговых сетей из числа граждан ЕС, распространявших материалы подобного рода.

Позиционирование мирового сообщества по линии обеспечения юридической безопасности (совокупность субъективных прав и законных интересов) в области интеллектуальных правоотношений получило свое качественное проявление во взаимодействии МВД России и институционных структур Европола. Отправной юридической установкой здесь является признание, осуществленное в универсальном режиме своего существа, согласно которому преступления в сфере интеллектуальной собственности определены в качестве преступлений международного характера. Качественный прорыв в направлении поддержания международной законности и правопорядка в рамках противодействия преступлениям в сфере интеллектуальной собственности предметно зафиксирован в 2013 г., когда через РНКП к закрытому интернет-сайту Европола, посвященному борьбе с указанным видом преступлений, были подключены эксперты ФТС России, которые приступили к работе по содержательному наполнению и практическому использованию данного ресурса.

Н 2 С

О

®s 2 X

Й и

РЭ

а

я

Режим конкретного международного сотрудничества в формате интеллектуальной безопасности переведен в параметры всестороннего взаимодействия МВД России и институционных структур Европола по линии международной законности и правопорядка. И здесь подтверждающим примером установлен факт сотрудничества на уровне экспертов в области интеллектуальной безопасности. И далее уже конкретно. Формат юридического позитива реального действия установлен по обстоятельствам проведения в октябре 2009 г в штаб-квартире Европола в г Гааге заседания экспертной рабочей группы по борьбе с преступлениями в сфере интеллектуальной собственности, в котором принимали участие члены российской делегации, эксперты Европола, представители Евроюста, Интерпола, Всемирной таможенной организации, Еврокомиссии, правоохранительных органов девяти стран - членов ЕС, а также трех стран, имеющих стратегические и оперативные соглашения о сотрудничестве с Европо-лом. По результатам соглашения на международно-правовом уровне достигнута договоренность о проведении совместных оперативно-розыскных мероприятий по пресечению деятельности организованной преступной группировки, занимающейся копированием художественных фильмов дорелизного выпуска. Обустроенная в международно-правовом плане договоренность об оперативном взаимодействии позиционирована, как это логично было предположить, в параметрах института офицеров связи.

Включенность МВД России и Европола (в порядке собственного представительства Российской Федерации и государств - членов Европейского союза) в процесс межгосударственного взаимодействия по линии международной законности и правопорядка находит свое воплощение по всему кругу преступлений международного характера. И преступления в сфере экономической безопасности государств составляют конститутивную часть целого. В конкретном плане здесь фигурирует следующий юридический факт. В 2010 г. РНКП в рамках своих институционно-правовых правомочий и в предметном режиме позитива юридического действия осуществил координацию по участию сотрудников ДЭБ МВД России и ФТС России в международной операции «Flashpoint/ Overlord», проводимой Европолом, по линии международных экономических преступлений в формате пресечения производства и транспортировки контрафактной пестицидной продукции.

Позиционирование режима верховенства права в качестве институционной основы взаимодействия Российской Федерации и стран Европейского союза показывает себя в рамках

обеспечения международного правосудия как целостного процесса правоприменения. И здесь юридически значимым представляется сотрудничество с Европолом по вопросам обеспечения государственной защиты участников уголовного судопроизводства.

В развитие достигнутых с руководством Европейской полицейской организации договоренностей РНКП был проведен комплекс мероприятий, в результате которых к интернет-сайту европейской платформы по защите свидетелей были подключены сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, непосредственно занимающиеся вопросами защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. Данный сетевой ресурс представляет собой закрытую электронную базу данных справочного, методического характера с возможностью общения сотрудников из различных стран в режиме «онлайн». Обеспечиваемый на постоянной основе режим обмена информацией между российскими правоохранительными органами и Европейской полицейской организацией с использованием данной платформы (в том числе) в предметно-объективном плане ориентирован на поддержание законности и правопорядка на всем пространственном протяжении Европейского континента.

Так, Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 432-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве» введены положения о заключении защищаемым лицом с органом, осуществляющим меры безопасности, договора об условиях их применения в части юридического закрепления прав и обязанностей защищаемых лиц и ответственности за нарушение предъявляемых требований. Этим же Законом предусмотрена возможность получения защищаемыми лицами психологической помощи. Таким образом, Российское государство (с учетом уже имеющихся общемировых стандартов) в порядке осуществления своего сотрудничества со странами Европейского союза проводит комплекс мероприятий по обеспечению юридической безопасности (совокупность субъективных прав и законных интересов) всех потенциально заинтересованных субъектов процесса отправления международного правосудия.

По обстоятельствам включенности Российской Федерации в созидательный процесс по обеспечению международной законности и правопорядка взаимодействие Российской Федерации и государств - членов Европейского союза по линии противодействия международной пре-

ступности предметно обозначило тот юридический позитив, который получил свое воплощение и дальнейшее развитие в параметрах правоприменительной практики Российского государства. И здесь этот юридический позитив взаимодействия России и ЕС формализован в рамках выработанной в параметрах ЕС единой позиции о порядке переселения защищаемых лиц на новое место жительства. Соответственно Управлением по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите (УОГЗ МВД России), разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил применения меры безопасности в виде переселения защищаемого лица на другое место жительства в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Указанный документ уже в плане действующего юридического акта принят Правительством Российской Федерации в 2012 г.

Сотрудничество в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Всесторонний характер взаимодействия Российской Федерации и ЕС (соответственно между МВД России и Европолом) по линии противодействия международной преступности нашел свое конкретное воплощение применительно к такому преступлению международного характера, как незаконный оборот наркотических средств. Показательным примером здесь является выработка соответствующих юридических актов по упорядочению поведения контрагентов в формате правил должного поведения. Так, МВД России совместно с Европолом разработали стратегический план «Об установлении и пресечении каналов поставки героина через страны Средней Азии». За период 2007-2009 гг. в результате проведенных комплексных оперативно-розыскных мероприятий правоохранительными органами Российской Федерации и Республики Азербайджан была пресечена деятельность международной организованной преступной группы, занимавшейся перевозкой крупных партий наркотического средства (гашиш) из Ирана транзитом через Азербайджан на территорию Российской Федерации. Таким образом, был перекрыт международный канал поступления наркотика растительного происхождения. С целью оказания правовой помощи правоохранительным органам Российской Федерации в раскрытии и расследовании преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков Европол проводил специальные оперативные мероприятия по имеющимся фактам изъятия наркотиков с обнаруженной маркировкой иранского производства. Впоследствии в марте 2009 г. МВД России был получен материал из Европейской полицей-

ской организации о выявленном в порту г Баррак-вилла (Колумбия) факте перевозки 740 кг кокаина в мешках с доминантной известью.

Многосторонний формат включенности Российской Федерации в режим поддержания международной законности и правопорядка предопределяет широкий круг потенциальных сторон, вовлеченных в процесс по содействию противодействию международной преступности. Так, МВД России инициировало создание совместно с Европолом и сотрудниками правоохранительных ведомств Польши рабочей группы по борьбе с распространением синтетических наркотиков и наладило регулярный обмен справочной информацией по данному направлению.

Международно-правовая включенность Российской Федерации в формат межгосударственного сотрудничества по противодействию такому преступлению международного характера, как незаконный оборот наркотиков, показала всю свою значимость по линии взаимодействия с государствами - членами мирового сообщества, также предметно заинтересованными в пресечении данного вида преступления. Конкретные примеры здесь таковы. В рамках осуществляемых на постоянной основе оперативных мероприятий и в соответствии с обращением ГУУР МВД России проводилась проверка в отношении участников международной преступной группы, организовавшей канал контрабанды кокаина из Эквадора в Россию морским транспортом. Результаты проверки направлены инициатору запроса. Проблема в международно-правовом аспекте урегулирована в режиме международного правосудия в параметрах принципа «выдай или накажи» («aut dedere, aut punire»).

Другой пример эффективного международно-правового взаимодействия Российской Федерации с государствами - членами мирового сообщества по противодействию международным преступлениям по линии пресечения незаконного оборота наркотиков подтвердил свое качественное юридическое существо, когда в 2008 г. с участием УВД по Белгородской области был перекрыт канал транспортировки на территорию Российской Федерации из Англии наркотического средства «опий». В результате операции была ликвидирована преступная группировка, члены которой с 2006 г. занимались торговлей обработанными семенами мака и одновременно являлись пособниками в организации наркопритонов на территории Белгородской области. При проведении оперативно-розыскных мероприятий при попытке сбыть наркотическое вещество участники преступной группы были задержаны. Изъято 1,5 т семян мака. Проведенной экспертизой установлено, что на поверхности семян име-

Е—

2 с

о

®s s

X

Й и

РЭ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а

Я

лось наркотическое средство - опий, общая масса которого составила 17,2 кг. Была получена информация, что экспортером мака является компания Landroute Limited, зарегистрированная в г Лондоне (Англия). Для сокрытия преступного умысла использовались санитарно-эпидемиологическое заключение и фитосанитарные сертификаты Литвы.

Позиционно значимый пример многостороннего сотрудничества Российской Федерации с государствами - членами мирового сообщества в направлении пресечения незаконного оборота наркотиков показал всю свою международно-правовую значимость в формате показательной операции, когда в 2010 г. в результате специальных мероприятий был ликвидирован канал поставки кокаина из Колумбии через Нидерланды в Россию (в Москву и Санкт-Петербург). Наркотические средства транспортировались в коробках с цветами. Было изъято более 70 кг наркотических средств. С целью сбора дополнительной информации в заинтересованные государства Европейского союза и третьи страны были направлены соответствующие запросы о предоставлении российским правоохранительным органам имеющихся сведений по данной проблематике. И здесь позитив международного права проявил себя в должных параметрах обеспечения международного правосудия.

Заметим, режим включенности Российской Федерации в формат международного сотрудничества по пресечению незаконного оборота наркотиков обозначен в целостном варианте: от сбыта наркотиков независимо от места их происхождения и способов доставки в конкретную страну до позиции противодействия легализации доходов по обстоятельствам незаконного оборота наркотиков. Основными целями совместных усилий правоохранительных органов Российской Федерации и государств - членов ЕС в борьбе с незаконным оборотом наркотиков являются перекрытие каналов контрабанды афганских опиатов на территорию государств Евразийского региона, в том числе по акваториям Каспийского и Черного морей; пресечение незаконного поступления прекурсоров в Афганистан, синтетических наркотиков - из Европы, кокаина - из Латинской Америки; осуществление комплексных мероприятий по противодействию легализации наркодоходов, изъятию из незаконного оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.

Субъектный состав государств, вовлеченных совместно с Российской Федерацией в процесс противодействия преступлениям международного характера в формате пресечения незаконного оборота наркотиков, покрывает собой фактически универсальный корпус участников. Соответ-

ственно в проводимых операциях, кроме компетентных органов государств - членов ОДКБ, принимают участие представители правоохранительных органов Азербайджана, Афганистана, Болгарии, Венесуэлы, Италии, Ирана, Китая, Латвии, Литвы, Польши, Сирии, США, Турции, Украины, Эстонии. Сюда же, помимо самих государств, непосредственно осуществляющих совместно с Российской Федерацией операции по противодействию незаконному обороту наркотиков, входят международные институты и компетентные международные организации. Конкретно речь идет о подразделениях финансовых разведок государств - членов Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, подразделениях таможенных служб Комитета глав правоохранительных подразделений Совета руководителей таможенных служб государств - участников СНГ По итогам операции выявлено 8149 преступлений, возбуждено 35 931 уголовное дело, изъято около 8 т наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, 1349 ед. огнестрельного оружия, 19 366 боеприпасов.

Будучи одним из направлений последовательной борьбы мирового сообщества (в лице ООН) с незаконным оборотом наркотиков, международное сотрудничество Российской Федерации с государствами мира по линии противодействия международной преступности показательно содействует поддержанию общего режима международной законности и правопорядка.

Взаимодействие по вопросам борьбы с торговлей людьми и нелегальной миграцией.

Международно-правовое позиционирование преступления в формате незаконной эксплуатации женщин и детей в качестве преступления международного характера ставит его в логическом порядке в режим предметной включенности по линии международного сотрудничества Российской Федерации в деле обеспечения международной законности и правопорядка. Предметная включенность Российского государства в режим противодействия незаконной эксплуатации женщин и детей проявилась в 2010 г., когда РНКП по взаимодействию с Европолом координировал мероприятия, проводимые ДепУР МВД России, ФМС России совместно с Европолом, по установлению местонахождения женщин, вывезенных (предположительно обманным путем) с территории Российской Федерации в Испанию с целью принуждения к занятию проституцией. Европейским партнерам были направлены установочные сведения для проверки по базам данных Европола и организации проведения совместных оперативных мероприятий. Информация была проверена и занесена в

оперативную базу данных координационного центра Европола. Результаты проверки направлены в правоохранительные органы Испании с рекомендацией установления двусторонних контактов с Российской Федерацией для проведения дальнейших мероприятий. Одновременно информация была учтена в базах данных Интерпола.

Многоплановость межгосударственного сотрудничества Российской Федерации со странами - членами мирового сообщества по линии противодействия международной преступности включает такое значимое (в юридическом плане) направление взаимодействия, как аналитическая проработка всего комплекса уголовно-правовых и фактологических материалов в рамках процесса по оказанию взаимной правовой помощи по уголовным делам. В порядке своей международно-правовой значимости Российская Федерация в рамках аналитической деятельности МВД России оказывает содействие Европолу в подготовке стратегических докладов. В 2013 г. непосредственно в Европол в порядке установленных процедур взаимной помощи по уголовным делам была направлена информация для включения в доклад «Об организованных преступных группах, действующих в странах Европейского союза».

Аналитические доклады, направляемые от имени Российской Федерации МВД России в Ев-ропол, включают в себя в обычном варианте перечень конкретных мер, осуществленных МВД России по всему спектру преступлений в рамках достигнутых договорных обязательств о взаимной помощи по уголовным делам. В порядке проявления взаимной заинтересованности в обеспечении международного правосудия по линии противодействия преступности во всех ее форматах Российская Федерация и страны Европейского Союза осуществляют взаимный обмен юридическими актами по предмету взаимодействия: материалами в отношении технических характеристик фальшивых банкнот евро; информационными бюллетенями о борьбе с фальшивомонетничеством и контрафактной табачной продукцией, торговлей людьми и сексуальной эксплуатацией детей; о незаконном распространении радиоактивных, биологических и химических материалов; незаконной миграции; о способах подделки банковских платежных карт, мошенничестве с использованием сети Интернет; о фактах изъятия, способах транспортировки и сокрытии наркотических средств, о подпольных лабораториях по производству наркотиков.

В порядке подтверждения заявленной приверженности верховенству права (Декларация тысячелетия 2000 г., Итоговый документ Всемирного саммита 2005 г.) Российская Федерация проводит последовательный курс на поддержание

законности и правопорядка на всем пространственном протяжении Российского государства. В рамках готовности осуществлять весь комплекс мер в этом направлении Российская Федерация ежеквартально направляет в Европол статистические сведения о состоянии организованной преступности в Российской Федерации.

В формате международно-правовой включенности Российской Федерации в процесс международного сотрудничества с государствами - членами ЕС в направлении противодействия международной преступности следует в объективном порядке констатировать позитив общего взаимодействия в параметрах консолидированного вклада в активизацию межгосударственного сотрудничества европейских государств по решению проблемы личной безопасности субъектов правоотношений (защиты персональных данных) и борьбы с трансграничной организованной преступностью, в частности в создание благоприятных условий для оперативного и эффективного обмена криминалистической и иной информацией в ходе предупреждения, пресечения, выявления и раскрытия преступлений.

Таким образом, информационные системы играют стержневую роль в исполнении основных форм сотрудничества Российской Федерации и государств - членов Европейского союза, в частности в области защиты информации и обмена ею по уголовным делам, являющихся важными направлениями осуществления взаимодействия европейских государств в сфере реализации уголовного судопроизводства.

Всестороннее взаимодействие Российской Федерации и государств - членов Европейского союза в рамках пресечения международной преступности не просто содействует поддержанию международной законности, но и вносит в показательном плане предметный международно-правовой вклад в дело построения миропорядка на основе верховенства права.

Е—

2 С

О

X

Й и

РЭ

а

г!

1 Защита прав человека и борьба с преступностью: Сборник документов Совета Европы. 2-е изд., доп. - М.: Вердикт 1М, 2005.

2 Статья 5 Конвенции о защите личности в связи с автоматической обработкой персональных данных // СПС Кон-сультантПлюс.

3 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (ред. от 23.07.2013 г.) // СПС Кон-сультантПлюс.

4 Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (Ч. 1). Ст. 3448.

5 Волеводз А. Г. Новая редакция Федерального закона «О персональных данных» открывает для России доступ к базам данных Европола. и^: М1:р//то8куа/ЬеЕ1:огта1:а.ги/ listnews/personalnih-dannih-otkrivaet-dlya/996300

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.