Глобальное партнерство
5 (14) - 2007
взаимодействие С ЕВРОПОлОм: вместе против преступности, не знающей границ
Генерал-майор милиции А. В. ПРОКОПЧУК, заместитель начальника нцБ Интерпола при мвд России — начальник Российского национального контактного пункта по взаимодействию с Европейской полицейской организацией
В конце 2004 г. в структуре Национального центрального бюро Интерпола при МВД России был создан Российский национальный контактный пункт по взаимодействию с Европолом (РНКП). В его функции входят организация и осуществление сотрудничества компетентных органов Российской Федерации с Европейской полицейской организацией. 12 мая 2006 г. заместителем начальника НЦБ Интерпола — начальником Российского национального контактного пункта по взаимодействию с Европолом назначен генерал-майор милиции Александр Васильевич Прокопчук. Предлагаем вашему вниманию его интервью, опубликованное в журнале «Банкноты стран мира».
Корр. Александр Васильевич, расскажите, пожалуйста, об истории создания Европола. Какие функции выполняет эта полицейская организация в рамках Европейского Союза?
— Европейская полицейская организация (Ев-ропол) — правоохранительная организация Европейского Союза, основная цель которой заключается в повышении эффективности взаимодействия компетентных органов стран — членов ЕС в сфере борьбы с международной организованной преступностью. Следует отметить, что Европол не является частью Интерпола — международной организации криминальной полиции. Его создание можно рассматривать как своеобразную ответную меру на упразднение внутренних границ в странах Европейского Союза, когда остро встала необходимость координации деятельности правоохранительных органов входящих в него государств. Учреждение Европола как основного правоохранительного органа ЕС было предусмотрено Договором о Европейском Союзе, подписанном 7 февраля 1992 г. в г. Маастрихте.
Первоначально основной задачей Европола являлась борьба с незаконным производством и оборотом наркотических веществ. В этой связи был создан отдел Европола по борьбе с наркоти-
ками, который с 1994 г. начал проводить отдельные операции. В полном объеме к выполнению своих функций новая организация приступила 1 июля 1999 г., после того как в 1998 г. все страны — члены ЕС ратифицировали Конвенцию о Европоле и приняли ряд законодательных актов, связанных с реализацией Конвенции.
Начиная с 2002 г. сфера полномочий Европола была существенно расширена и в нее включили борьбу с такими опасными видами преступлений, как терроризм, незаконный оборот наркотиков, незаконная миграция, фальшивомонетничество, торговля людьми (включая детскую порнографию), угон автотранспорта, отмывание денег. Кроме того, Европол придает большое значение выявлению и предотвращению преступлений против личности, финансовых преступлений, преступлений в сфере высоких технологий.
Основное предназначение Европола — обмен оперативной информацией между правоохранительными органами стран — членов Евросоюза, содействие в проведении на основе анализа этой информации оперативно-розыскных мероприятий, оказание технической и оперативной помощи.
Поскольку сегодня преступность не знает границ и приобретает все больший международный
5 (14) - 2007
Глобальное партнерство
размах, важным направлением деятельности Евро-пола является взаимодействие с международными организациями и с государствами, не входящими в состав Евросоюза. Среди международных организаций можно выделить Интерпол, Всемирную таможенную организацию, Европейский центральный банк, Европейское агентство по борьбе с мошенничеством, Евроюст, Управление по наркотикам и преступлениям ООН.
Корр. На каких принципах строятся отношения между Европолом и Россией? Что дало нашей стране подписание Соглашения о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией?
— Первым шагом в развитии отношений Россия — ЕС стало подписание Соглашения о партнерстве между Российской Федерацией и Европейскими сообществами и их государствами-членами, вступившего в силу 1 декабря 1997 г. и предусматривающего, в частности, сотрудничество в правоохранительной сфере.
В настоящее время правовой основой взаимодействия правоохранительных и иных органов России с Европолом является Соглашение о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией, подписанное 6 ноября 2003 г. на саммите Россия — Евросоюз. Данное соглашение позволило вывести сотрудничество Российской Федерации и Европола на качественно новый уровень.
Соглашение определяет российские компетентные органы, ответственные за его реализацию. Это — МВД России, ФСБ России, ФТС России, ФСКН России, Росфинмониторинг При этом МВД России является головным компетентным органом, отвечающим за взаимодействие с Европолом.
В качестве форм реализации двустороннего сотрудничества действующее Соглашение предусматривает обмен стратегической и технической информацией, в частности о состоянии и развитии преступности; новых формах противодействия ей; методах проведения полицейских расследований и криминалистических экспертиз; новых видах наркотических веществ и технологиях их изготовления; каналах перевода денежных средств, полученных преступным путем. Предусматривается также обмен методическими наработками в области выявления и раскрытия преступлений, проведение совместных семинаров, организация стажировок и научно-практических конференций.
Корр. Какие функции в соответствии с подписанными документами возложены на Российский национальный контактный пункт по взаимодействию с Европолом (РНКП)?
— В функции РНКП входит обеспечение обмена информацией, координация оперативных мероприятий, которые проводятся российскими правоохранительными органами и представителями Европола, участие в осуществляемых Европо-лом аналитических разработках, направленных на выявление угроз и разработку соответствующих мер в области борьбы с терроризмом и организованной преступностью, организация и проведение учебных семинаров и тренингов в сфере предотвращения наиболее опасных видов преступлений.
Корр. Что дает сегодня России и российским правоохранительным органам сотрудничество с Европолом?
— Главный результат в том, что налажен регулярный обмен информацией по незаконному обороту наркотических веществ, фальшивомонетничеству и подделке кредитных карт, незаконному автобизнесу, торговле людьми. Проводятся совместные оперативно-розыскные мероприятия в сфере борьбы с производством и оборотом фальшивых евро, осуществляется взаимодействие в рамках мероприятий, направленных на противодействие преступлениям в сфере высоких технологий.
Российские правоохранительные органы присоединились к проекту «Карин» — международной информационной сети по обмену информацией с целью изъятия и конфискации преступно нажитых активов. Координатором этого проекта выступает Европол.
В настоящее время нами проводится подготовительная работа о начале переговорного процесса с целью разработки и заключения Оперативного соглашения между Российской Федерацией и Европолом, в соответствии с которым будет возможен обмен персональными данными и материалами по конкретным уголовным делам. Это, безусловно, будет способствовать развитию и углублению сотрудничества.
Корр. Как известно, фальшивомонетничество — проблема, затрагивающая все страны мира. Как в Европейском Союзе ведут борьбу с теми кто пытается нажиться на изготовлении поддельных банкнот и монет?
— Действительно, фальшивомонетничество как особый вид криминальной деятельности имеет достаточно широкое распространение на территории всего мира. Обстановка в сфере защиты системы денежного обращения от преступных посягательств остается сложной. Ежегодно отмечается неуклонный рост преступлений, связанных с изготовлением и сбытом поддельных денежных знаков.
- 21
глобальное партнерство
5 (14) - 2007
После введения евро в качестве единой европейской валюты были приняты решения Совета ЕС по вопросам защиты евро от подделки. Решением от 12 июля 2005 г. за Европолом (в рамках Женевской Конвенции 1929 г.) закреплены полномочия центрального органа по борьбе с фальшивыми евро.
В структуре Европола функционирует отдел, занимающийся борьбой с фальшивомонетничеством и подделкой платежных документов. Во многом благодаря его деятельности в течение 2006 г. был проведен ряд успешных операций, в результате которых была приостановлена деятельность 16 подпольных типографий, арестовано 540 подозреваемых, изъято 550 тыс. не поступивших в оборот поддельных банкнот (в 2005 г. было изъято 270 тыс. таких банкнот).
В январе 2007 г. в Боснии и Герцеговине (совместными усилиями оперативников из Боснии и Герцеговины, Австрии, Словении, Германии, Хорватии) была проведена операция, в результате которой приостановлена деятельность крупной подпольной лаборатории, занимавшейся подделкой евро, и предотвращено введение в обращение более 200 тыс. банкнот номиналами в 50, 100 и 200 евро. Фальшивки планировалось реализовать в Словении, где с 2007 г. вместо национальной валюты введены евро. Эта операция — пример эффективного сотрудничества полицейских организаций стран, не входящих в Евросоюз, и Европола.
Корр. Какой вклад вносит Россия в рамках Соглашения о сотрудничестве с Европейской полицейской организацией в дело профилактики борьбы с фальшивомонетничеством?
— Безусловно, в структуре выявленных в Российской Федерации фактов фальшивомонетничества превалируют подделки денежных знаков Банка России. В 2006 г. из оборота изъято более 118 тыс. поддельных купюр Банка России на общую сумму более 104 млн руб., что на 60,8 % больше аналогичного показателя 2005 г. Всего в 2006 г. на территории Российской Федерации зарегистрировано 59 805 преступлений, квалифицированных по ст. 186 Уголовного кодекса РФ (изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг), что на 35,6 % выше показателя 2005 г.
Среди фальшивых денежных знаков зарубежных государств первое место принадлежит, конечно, долларам США. В прошлом году было изъято более 24 тыс. поддельных долларовых купюр на общую сумму 2 млн 648 тыс. 867 долл.
В то же время в последние годы в нашей стране отмечается постепенное снижение количества изымаемых из обращения поддельных долларов США, и отмечается устойчивый рост выявления поддельной европейской валюты. В 2006 г. на территории Российской Федерации изъято 1138 банкнот на общую сумму 106 440 евро (в 2005 г. — 979 банкнот). По данным фактам возбуждено 918 уголовных дел, что в 3 раза превышает показатель 2005 г.
Можно сказать, что Россия становится интересна европейским фальшивомонетчикам как рынок сбыта, поэтому Европол придает особое значение сотрудничеству с правоохранительными органами Российской Федерации в данном направлении. Для нас такое взаимодействие также крайне полезно, поскольку, как я упоминал выше, Евро-пол, являясь головным органом в сфере борьбы с фальшивыми евро, накапливает всю необходимую оперативную и техническую информацию по этой проблеме.
Приведу один пример. В 2006 г. была проведена совместная операция подразделений МВД России и полицейских ведомств нескольких европейских государств. Результатом успешного взаимодействия и скоординированных действий стало задержание в г. Санкт-Петербурге одного из участников международной преступной группы, занимающейся изготовлением и сбытом фальшивых евро-банкнот на территории России, Германии, Литвы и ряда других европейских стран. Подозреваемый был задержан в момент сбыта 118 фальшивых купюр на сумму 23 600 евро.
Практически разрешена имевшая место проблема дефицита систематической информации об источниках, способах изготовления и отличительных признаках поддельной европейской валюты, обнаруженной на территории государств — членов Евросоюза. Сегодня мы на регулярной основе получаем из Европола материалы, касающиеся технических характеристик выявленных фальшивых евробанкнот. Эти материалы направляются в соответствующие правоохранительные органы для дальнейшей обработки и анализа.
Хотел бы отметить, что именно в проведении скоординированных мероприятий и совместных операций, подкрепленных информационным обменом, кроется залог успешных действий в борьбе не только с фальшивомонетничеством, но и другими видами преступлений. На это и нацелена повседневная работа Российского национального контактного пункта по взаимодействию с Европолом.