ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА № 335 Июнь 2010
ПРАВО
УДК 343.98
Х.А. Асатрян
ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В БОРЬБЕ С ФАЛЬШИВОМОНЕТНИЧЕСТВОМ, СОВЕРШЕННЫМ ОРГАНИЗОВАННЫМИ ПРЕСТУПНЫМИ ГРУППАМИ
Отмечается, что фальшивомонетничество наносит ущерб экономическим связям как внутри государства, так и во внешнеэкономической деятельности, представляя тем самым серьезную угрозу. В этой связи автор предпринял попытку рассмотреть способы взаимодействия между сотрудниками правоохранительных органов, осуществляющих расследования фальшивомонетничества, совершенных организованными преступными группами, а также поднять проблемы, существующие в международном и внутригосударственном сотрудничестве.
Ключевые слова: фальшивомонетничество; организованные преступные группы; взаимодействие.
В органах внутренних дел раскрытие преступления зависит в первую очередь от совместных усилий подразделений трех служб: следствия, оперативно-
розыскной и криминалистической. Особенно важно обеспечение надлежащего, основанного на строгом соблюдении закона взаимодействия по делам о преступлениях в сфере экономики [1. С. 19].
Проблема взаимодействия органов дознания и предварительного следствия активно разрабатывалась видными учёными-процессуалистами и криминалистами: А.Н. Балашовым, Р.С. Белкиным, А.Н. Васильевым, Н.Н. Гапановичем, И.Ф. Герасимовым, И.М. Гуткиным, Н.В. Жоги-ным, Л.М. Карнеевой, В.П. Лавровым, А.М. Лариным,
В.Ф. Статкусом, А.Р. Ратиновым, Н.П. Яблоковым, Н.А. Якубович и др. Они рассматривали различные аспекты взаимодействия органов предварительного следствия и дознания преимущественно в рамках методик расследования конкретных видов преступлений или при исследовании проблем раскрытия преступлений и розыска скрывшихся преступников, а также создания и функционирования следственно-оперативных групп. Их научные работы создали теоретический и методологический фундамент для дальнейших исследований в этой области.
С учетом особого значения проблемы взаимодействия как важного фактора повышения эффективности борьбы с преступностью МВД РФ была утверждена Инструкция по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений, сформулировавшая задачи, нормативно-правовую основу и принципы взаимодействия.
Необходимо отметить, что суть взаимодействия заключается в организации налаженной системы сбора и обмена необходимой информацией на всех этапах раскрытия и расследования преступления, т.к. успешность борьбы с фальшивомонетничеством, совершаемым организованными преступными структурами, включая сообщества, предполагает комплексное участие органов внутренних дел, федеральной службы безопасности (ФСБ) и таможенных органов (ФТС). Одновременно возникает необходимость в том, чтобы эта деятельность не оказалась обезличенной и чтобы соответствующие службы каждого правоохранительного органа решали конкретные задачи и несли за них ответственность. Необходимо нормативное закрепление сфер их
деятельности по борьбе с организованными группами, занимающимися изготовлением и сбытом поддельных денежных знаков и ценных бумаг, и координация этой деятельности. Сегодня основной груз ответственности за состояние борьбы с фальшивомонетничеством несут органы внутренних дел, а ФСБ и ФТС, наделенные правом ведения оперативно-розыскной деятельности, обеспечивают лишь отдельные направления этой борьбы. В то время как немалый вклад в раскрытие и пресечение фальшивомонетничества может внести взаимодействие с таможней, т.к. наиболее качественные подделки валют (долларов США и евро) ввозятся из других государств через границу России. На таможенных пропускных пунктах происходит выявление и задержание фальшивомонетчиков. Что касается деятельности органов ФСБ, то они должны, используя свои специальные силы и средства и взаимодействуя с другими правоохранительными органами, заниматься расследованием самых опасных преступлений этого вида, т.к. фальшивомонетничество используется террористическими организациями в целях подрыва экономической безопасности государства, а также в целях приобретения оружия и оплаты наемных террористов.
Надо сказать, что общая тенденция к обособлению, автономизации, в частности регионов, отражается и на стремлении каждого государственного федерального органа изолироваться от соседа в рамках своей компетенции, закрепленной в отдельных нормативных актах.
Автор поддерживает точку зрения В. А. Образцова, который считает, что «разовые, кратковременные, как и тесные, многоплановые, длящиеся контакты могут осуществляться по вертикали (с представителями вышестоящей организации) и по горизонтали (например, с коллегами из смежных территориальных органов того же уровня). Субъекты следоведения взаимодействуют с официальными и частными лицами, с работниками правоохранительных и иных органов (например, контролирующих органов), с членами своего коллектива и других трудовых коллективов. Взаимодействие осуществляется на внутриведомственном и межведомственном, внутригосударственном и межгосударственном уровнях. Все зависит от того, какие задачи должны быть решены на базе объединения различных сил, средств, возможностей, каковы масштабы и локализация планируемой деятельности, ка-
кое время отведено на решение поставленных задач, и ряды других обстоятельств» [2. С. 47].
Наиболее эффективной формой процессуального взаимодействия следователя с иными участниками служит следственно-оперативная группа. Эту форму характеризуют следующие черты:
- проводимые членами следственно-оперативной группы следственные действия и оперативнорозыскные мероприятия подчинены единым целям;
- все действия членов следственно-оперативной группы обязательно согласуются между собой, в частности путем разработки единого плана;
- каждый из участников следственно-оперативной группы, действуя в пределах своей компетенции, сохраняет функциональную самостоятельность;
- работа в составе следственно-оперативной группы дает следователю возможность незамедлительно использовать данные, полученные оперативным путем, а оперативными сотрудниками - информацию, полученную в ходе проведения следственных действий [3. С. 496].
Понятие, задачи, цели и общая характеристика деятельности следственно-оперативных групп получили определенное освещение в работах Р. С. Белкина, Л.Я. Драпкина, А.И. Михайлова, В. А Образцова,
Н.А. Селиванова и ряда других ученых-криминалистов.
По времени функционирования следственно-оперативные группы подразделяются на постоянно действующие и временно функционирующие. Более эффективные результаты на практике показывают постоянно действующие следственно-оперативные группы. Изученные уголовные дела свидетельствуют, что результативность производства следственных действий и расследования фальшивомонетничества в целом напрямую зависит от состава следственно-оперативной группы. В состав следственно-оперативной группы по расследованию преступлений в сфере изготовления и сбыта поддельных денежных знаков и ценных бумаг, совершенных организованными группами, входят: следователи различных ведомств, сотрудники оперативных подразделений органа дознания (один из оперативных работников назначается старшим), специалисты-криминалисты, в случае необходимости и иные специалисты. Следует отметить, что изменения в составе группы могут быть произведены лишь начальником, издавшим приказ о ее создании, по согласованию с руководителем следственно-оперативной группы, что, на наш взгляд, является целесообразным, позволяющим начальнику контролировать те или иные изменения, которые происходят в группе.
Положительный результат в борьбе с изготовлением и сбытом поддельных денежных знаков и ценных бумаг можно получить только при взаимодействии органов предварительного следствия со специалистами-криминалистами. Как показывает практика, данное взаимодействие осуществляется формально. Следователи в большинстве случаев привлекают специалистов в целях грамотного заполнения протоколов осмотра компьютера, другой техники и поддельных денежных знаков или ценных бумаг. Таким образом, следователи не используют знания специалистов, которые могут позволить повысить эффективность расследования преступлений, предусмотренных ст. 186 УК РФ.
Проанализировав качественные и количественные характеристики организованной преступности, занимающейся изготовлением и сбытом поддельных денежных знаков и ценных бумаг, ее развитие, можно сделать вывод, что эффективное противодействие данному негативному явлению возможно при усилии всех государств. Так как организованные преступные группы, занимающиеся фальшивомонетничеством, изготавливая и сбывая свободноконвертируемую валюту (доллары США и евро), и не только, тесно взаимодействуют и расширяют свою преступную деятельность за пределы региона, государства.
Изготовление и сбыт фальшивых денег приобрели в настоящее время характер транснационального бизнеса. Объективными причинами активизации данного вида преступной деятельности являются:
- экономическое сотрудничество государств и взаимные платежи, осуществляемые между ними;
- интенсивное развитие международного туризма;
- развитие специализации международных преступных организаций разных стран на отдельных стадиях этого преступного бизнеса - изготовлении, накоплении, реализации.
В этой связи требуется организация оптимального взаимодействия правоохранительных органов разных стран на основе и в соответствии с Женевской конвенцией 1929 г. по борьбе с подделкой денежных знаков, к которой СССР присоединился в 1931 г. В послевоенный период еще около 50 стран присоединились к Женевской конвенции, что показывает тенденцию роста фальшивомонетничества по всему миру, его международный характер и желание государств путем взаимного информирования бороться с данным преступлением.
С.Ю. Петряев справедливо отмечает: «Фальшивомонетничество является преступлением, которое носит не региональный, а государственный и международный характер, борьба с этим явлением должна носить централизованный характер: необходима централизация для обеспечения координации на государственном и международном уровнях» [4. С. 70].
Международная Женевская конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков состоит из 28 статей. В них говорится об основных началах международноправового сотрудничества в борьбе с фальшивомонетничеством, закреплены виды преступлений, относящихся к категории фальшивомонетничества (ст. 3), определено положение, закрепляющее принцип международного рецидива фальшивомонетничества (ст. 6).
В соответствии с Женевской конвенцией проводятся международные конференции по координации деятельности государств, крупнейших банков и эмиссионных учреждений в борьбе с подделкой денежных знаков и разрабатываются новые направления противодействия данному явлению.
Особую роль при взаимодействии и расследовании фальшивомонетничества выполняет Международная организация уголовной полиции (Интерпол). Непосредственно реализацией задач в сфере борьбы с подделкой денежных знаков занимается одно из самых главных подразделений Интерпола - Международный центр по борьбе с фальшивомонетчиками и подделывателями ценных бумаг.
Функции Интерпола заключаются в организации взаимодействия полиций государств-членов для борьбы с преступлениями, носящими международный характер. Данный орган обладает огромными информационными ресурсами, доступными правоохранительным органам различных стран. Российская Федерация в силу своей территориальной особенности нуждается в сотрудничестве такого типа. Общеизвестно, что в Россию ввозятся поддельные денежные знаки как из стран Европейского союза, так и из стран СНГ. Поэтому правоохранительные органы РФ должны расследовать и пресекать данный вид преступления путем тесного и взаимного сотрудничества с правоохранительными органами соседних государств.
Интерпол ведет комплексную статистику случаев фальшивомонетничества для распознания новых подделок и оповещения о них стран-членов. Такая обширная информационная база формируется на основе сообщений, исходящих со стороны различных Национальных бюро о фактах совершения фальшивомонетничества.
Согласно приказу МВД РФ, Минюста РФ, ГТК РФ, ФСБ РФ, ФСНП РФ и ФПС РФ от 26 июня 2000 г. «Об утверждении Инструкции об организации информационного обеспечения сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов РФ по линии Интерпола», штаб-квартира Интерпола должна быть информирована о каждом факте обнаружения фальшивой валюты со стороны правоохранительных органов, их обнаруживших, по следующим учетным формам, принятым в международном сообществе.
1. Учетно-регистрационная форма 88-1/Р «О факте изъятия фальшивых денежных знаков» - оформляется при обнаружении поддельных денежных знаков иностранных государств. В течение 3 суток правоохранительные органы направляют данную форму в НЦБ Интерпола на каждый обнаруженный фальшивый денежный знак.
На основании полученных учетно-регистрационных форм НЦБ Интерпола готовит и направляет соответствующее сообщение в Генеральный секретариат, где каждой подделке присваивается индекс (индикатив), состоящий из трех частей, например 12.А.2436. Каждая часть этого индекса расшифровывается следующим образом: 12 - валюта (доллар США); буквой «А» в банке данных Генерального секретариата помечаются подделки всех государств Американского континента; последнее число - порядковый номер, под которым зарегистрирована в картотеке конкретная подделка валюты одного и того же государства (в данном случае США).
2. Учетно-регистрационная форма 88-2/Р «О факте обнаружения нелегальной типографии, печатных и литейных форм». Данная форма также должна быть направлена правоохранительными органами в НЦБ Интерпола в течение 3 суток.
На основе анализа международного опыта борьбы с фальшивомонетничеством Интерпол вырабатывает рекомендации по совершенствованию средств защиты национальных денежных знаков, обобщает опыт работы полиции разных стран по раскрытию фактов подделки денежных знаков и других платежных средств, выявлению типографий и мастерских, где они произво-
дятся, установлению и изобличению изготовителей и сбытчиков, закреплению вещественных доказательств.
Международная организация уголовной полиции издает специальный бюллетень «Подделки и подлоги», а также другие справочные издания, которые способствуют правоохранительным органам и банкам выявлять фальшивые денежные знаки и ценные бумаги.
Особого внимания заслуживает опыт европейского сотрудничества по борьбе с фальшивомонетничеством. В 1992 г. на встрече министров внутренних дел и юстиции государств - членов ЕС в Брюсселе была создана региональная полицейская организация, получившая название «Европол». С 1994 г. центр Европола находится в Страсбурге (Франция). Задачами Европола являются поддержка и усиление деятельности полицейских органов и иных репрессивных служб государств-членов, а также их взаимное сотрудничество в предотвращении и противодействии тяжкой преступности, затрагивающей два или более государств-членов, терроризма и тех форм преступности, которые посягают на общие интересы, выступающие объектом политики Союза [5. С. 27].
Государства ЕС организовали единую систему учета криминальных сведений. Создан центральный банк электронной информации, аккумулирующий данные о лицах, совершивших преступления или представляющих оперативный интерес, в том числе в сфере изготовления и сбыта поддельных денежных знаков и ценных бумаг. Полиция каждого государства - члена ЕС, имея компьютерную связь с центральным банком криминалистически значимой информации, может постоянно получать необходимые сведения.
Исходя из соглашения «О сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией», сотрудничество осуществляется в следующих формах:
1) обмен представляющей взаимный интерес стратегической и технической информацией;
2) обмен опытом работы в правоохранительной сфере, в том числе проведение научно-практических конференций, стажировок, консультаций и семинаров;
3) обмен нормативными правовыми актами, методическими пособиями, научно-технической литературой и другими материалами, касающимися правоохранительной деятельности;
4) подготовка кадров.
Следует отметить, что в ст. 4 данного соглашения не предусматривается взаимодействие по борьбе с фальшивомонетничеством, которое представляет опасность международного характера и должно пресекаться путем взаимодействия правоохранительных органов РФ и Европола. К тому же данный вид преступления входит в перечень приоритетных направлений развития и укрепления отношений партнерства и сотрудничества в правоохранительной сфере между Россией и Европейским Союзом на десятилетие 2000-2010 гг. [6.
С. 35]. На наш взгляд, во взаимодействии по борьбе с фальшивомонетничеством нуждаются обе стороны, как ЕС, так и РФ. В этой связи считаем целесообразным внести изменения в Соглашение «О сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской Полицейской Организацией».
В связи с международным характером фальшивомонетничества борьба с ним может быть успешной только при условии взаимодействия правоохранительных органов различных стран друг с другом. Противодействие фальшивомонетничеству осуществляется путем обмена имеющейся информации, опытом работы и т.д. Все это помогает в раскрытии преступлений, а также способствует предупреждению совершения новых.
В заключение хотелось бы отметить, что международное сотрудничество в области борьбы с подделкой
денежных знаков и ценных бумаг находится на высоком уровне в связи с эффективным и оперативным взаимодействием правоохранительных органов. В то же время ряд положений Женевской конвенцией 1929 г. по борьбе с подделкой денежных знаков устарел, и ее текст требует ревизии. В первую очередь это относится к расширению понятия «денежные знаки», т.к. кроме них подделывается большое количество векселей, чеков, аккредитивов, знаков почтовой оплаты и других ценных бумаг.
ЛИТЕРАТУРА
1. КожевниковИ.Н. Расследование преступлений в сфере экономики: Руководство для следователей. М., 1999. С. 175.
2. Образцов В.А. Выявление и изобличение преступника. М., 1997. С. 347.
3. Белкин Р. С. Учебник криминалистики для вузов. М., 2002. С. 994.
4. Петряев С.Ю. Некоторые возможности борьбы с подделкой и сбытом денежных знаков // Экспертная практика. 1995. № 38. С. 59.
5. Договор, устанавливающий Конституцию для Европы (не вступил в силу). Ст. 111-276. С. 343.
6. Дипломатический вестник. 1999. № 11. Стратегия развития отношений Российской Федерации с Европейским Союзом на среднесрочную
перспективу (2000-2010 гг.). Хельсинки, 22 окт. 1999 г. С. 20-28.
Статья представлена научной редакцией «Право» 1 апреля 2010 г.