Научная статья на тему 'Внутригосударственное и международное взаимодействие правоохранительных органов в борьбе с фальшивомонетничеством, совершенным организованными преступными группами'

Внутригосударственное и международное взаимодействие правоохранительных органов в борьбе с фальшивомонетничеством, совершенным организованными преступными группами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
905
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАЛЬШИВОМОНЕТНИЧЕСТВО / ОРГАНИЗОВАННЫЕ ПРЕСТУПНЫЕ ГРУППЫ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / COUNTERFEITING / ORGANIZED CRIMINAL GROUPS / COOPERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Асатрян Хачатур Ашотович

Отмечается, что фальшивомонетничество наносит ущерб экономическим связям как внутри государства, так и во внешнеэкономической деятельности, представляя тем самым серьезную угрозу. В этой связи автор предпринял попытку рассмотреть способы взаимодействия между сотрудниками правоохранительных органов, осуществляющих расследования фальшивомонетничества, совершенных организованными преступными группами, а также поднять проблемы, существующие в международном и внутригосударственном сотрудничестве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

After analysing the qualitative and quantitative characteristics of organized crime that produces and sells forged banknotes and securities, its development, it may be concluded that effective counteraction to this negative phenomenon is possible with cooperation of all nations. It is caused by the fact that organized criminal groups counterfeit money, produce and sell hard currency (US dollars and euro), cooperate closely and broaden their criminal activity outside regions and countries. International Criminal Police Organization (Interpol) plays the main role in cooperation and investigation of money counterfeiting. It is the largest intergovernmental body consisting of 179 member-states. The USSR became a member-state of Interpol on September 27, 1990, at the 59th session of General Assembly of International Criminal Police Organization. Later the Russian Federation became its assignee. The Russian National Central Bureau is the Interpol representative in Russia. It has authority and recognition abroad. In the Ministry of Internal Affairs, in the Central Internal Affairs Directorate, and in the Directorate of Internal Affairs of 59 subjects of the Russian Federation, the branches of Interpol are established that make sufficient contribution in combating international crime. International Centre on combating money counterfeiters and securities forgers is the most important subdivision of Interpol. It directly realizes the objectives in the sphere of combating banknotes counterfeiting. International cooperation in the sphere of combating banknotes and securities counterfeiting is at the high level due to the effective and operative cooperation of law enforcement agencies. At the same time some provisions of the Geneva Convention of 1929 about combating banknotes counterfeiting is outdated, and its text requires revising. Firstly, the concept banknotes should be broadened: but for them, other securities (promissory notes, bills, letters of credit, signs of post payment) are forged.

Текст научной работы на тему «Внутригосударственное и международное взаимодействие правоохранительных органов в борьбе с фальшивомонетничеством, совершенным организованными преступными группами»

ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА № 335 Июнь 2010

ПРАВО

УДК 343.98

Х.А. Асатрян

ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В БОРЬБЕ С ФАЛЬШИВОМОНЕТНИЧЕСТВОМ, СОВЕРШЕННЫМ ОРГАНИЗОВАННЫМИ ПРЕСТУПНЫМИ ГРУППАМИ

Отмечается, что фальшивомонетничество наносит ущерб экономическим связям как внутри государства, так и во внешнеэкономической деятельности, представляя тем самым серьезную угрозу. В этой связи автор предпринял попытку рассмотреть способы взаимодействия между сотрудниками правоохранительных органов, осуществляющих расследования фальшивомонетничества, совершенных организованными преступными группами, а также поднять проблемы, существующие в международном и внутригосударственном сотрудничестве.

Ключевые слова: фальшивомонетничество; организованные преступные группы; взаимодействие.

В органах внутренних дел раскрытие преступления зависит в первую очередь от совместных усилий подразделений трех служб: следствия, оперативно-

розыскной и криминалистической. Особенно важно обеспечение надлежащего, основанного на строгом соблюдении закона взаимодействия по делам о преступлениях в сфере экономики [1. С. 19].

Проблема взаимодействия органов дознания и предварительного следствия активно разрабатывалась видными учёными-процессуалистами и криминалистами: А.Н. Балашовым, Р.С. Белкиным, А.Н. Васильевым, Н.Н. Гапановичем, И.Ф. Герасимовым, И.М. Гуткиным, Н.В. Жоги-ным, Л.М. Карнеевой, В.П. Лавровым, А.М. Лариным,

В.Ф. Статкусом, А.Р. Ратиновым, Н.П. Яблоковым, Н.А. Якубович и др. Они рассматривали различные аспекты взаимодействия органов предварительного следствия и дознания преимущественно в рамках методик расследования конкретных видов преступлений или при исследовании проблем раскрытия преступлений и розыска скрывшихся преступников, а также создания и функционирования следственно-оперативных групп. Их научные работы создали теоретический и методологический фундамент для дальнейших исследований в этой области.

С учетом особого значения проблемы взаимодействия как важного фактора повышения эффективности борьбы с преступностью МВД РФ была утверждена Инструкция по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений, сформулировавшая задачи, нормативно-правовую основу и принципы взаимодействия.

Необходимо отметить, что суть взаимодействия заключается в организации налаженной системы сбора и обмена необходимой информацией на всех этапах раскрытия и расследования преступления, т.к. успешность борьбы с фальшивомонетничеством, совершаемым организованными преступными структурами, включая сообщества, предполагает комплексное участие органов внутренних дел, федеральной службы безопасности (ФСБ) и таможенных органов (ФТС). Одновременно возникает необходимость в том, чтобы эта деятельность не оказалась обезличенной и чтобы соответствующие службы каждого правоохранительного органа решали конкретные задачи и несли за них ответственность. Необходимо нормативное закрепление сфер их

деятельности по борьбе с организованными группами, занимающимися изготовлением и сбытом поддельных денежных знаков и ценных бумаг, и координация этой деятельности. Сегодня основной груз ответственности за состояние борьбы с фальшивомонетничеством несут органы внутренних дел, а ФСБ и ФТС, наделенные правом ведения оперативно-розыскной деятельности, обеспечивают лишь отдельные направления этой борьбы. В то время как немалый вклад в раскрытие и пресечение фальшивомонетничества может внести взаимодействие с таможней, т.к. наиболее качественные подделки валют (долларов США и евро) ввозятся из других государств через границу России. На таможенных пропускных пунктах происходит выявление и задержание фальшивомонетчиков. Что касается деятельности органов ФСБ, то они должны, используя свои специальные силы и средства и взаимодействуя с другими правоохранительными органами, заниматься расследованием самых опасных преступлений этого вида, т.к. фальшивомонетничество используется террористическими организациями в целях подрыва экономической безопасности государства, а также в целях приобретения оружия и оплаты наемных террористов.

Надо сказать, что общая тенденция к обособлению, автономизации, в частности регионов, отражается и на стремлении каждого государственного федерального органа изолироваться от соседа в рамках своей компетенции, закрепленной в отдельных нормативных актах.

Автор поддерживает точку зрения В. А. Образцова, который считает, что «разовые, кратковременные, как и тесные, многоплановые, длящиеся контакты могут осуществляться по вертикали (с представителями вышестоящей организации) и по горизонтали (например, с коллегами из смежных территориальных органов того же уровня). Субъекты следоведения взаимодействуют с официальными и частными лицами, с работниками правоохранительных и иных органов (например, контролирующих органов), с членами своего коллектива и других трудовых коллективов. Взаимодействие осуществляется на внутриведомственном и межведомственном, внутригосударственном и межгосударственном уровнях. Все зависит от того, какие задачи должны быть решены на базе объединения различных сил, средств, возможностей, каковы масштабы и локализация планируемой деятельности, ка-

кое время отведено на решение поставленных задач, и ряды других обстоятельств» [2. С. 47].

Наиболее эффективной формой процессуального взаимодействия следователя с иными участниками служит следственно-оперативная группа. Эту форму характеризуют следующие черты:

- проводимые членами следственно-оперативной группы следственные действия и оперативнорозыскные мероприятия подчинены единым целям;

- все действия членов следственно-оперативной группы обязательно согласуются между собой, в частности путем разработки единого плана;

- каждый из участников следственно-оперативной группы, действуя в пределах своей компетенции, сохраняет функциональную самостоятельность;

- работа в составе следственно-оперативной группы дает следователю возможность незамедлительно использовать данные, полученные оперативным путем, а оперативными сотрудниками - информацию, полученную в ходе проведения следственных действий [3. С. 496].

Понятие, задачи, цели и общая характеристика деятельности следственно-оперативных групп получили определенное освещение в работах Р. С. Белкина, Л.Я. Драпкина, А.И. Михайлова, В. А Образцова,

Н.А. Селиванова и ряда других ученых-криминалистов.

По времени функционирования следственно-оперативные группы подразделяются на постоянно действующие и временно функционирующие. Более эффективные результаты на практике показывают постоянно действующие следственно-оперативные группы. Изученные уголовные дела свидетельствуют, что результативность производства следственных действий и расследования фальшивомонетничества в целом напрямую зависит от состава следственно-оперативной группы. В состав следственно-оперативной группы по расследованию преступлений в сфере изготовления и сбыта поддельных денежных знаков и ценных бумаг, совершенных организованными группами, входят: следователи различных ведомств, сотрудники оперативных подразделений органа дознания (один из оперативных работников назначается старшим), специалисты-криминалисты, в случае необходимости и иные специалисты. Следует отметить, что изменения в составе группы могут быть произведены лишь начальником, издавшим приказ о ее создании, по согласованию с руководителем следственно-оперативной группы, что, на наш взгляд, является целесообразным, позволяющим начальнику контролировать те или иные изменения, которые происходят в группе.

Положительный результат в борьбе с изготовлением и сбытом поддельных денежных знаков и ценных бумаг можно получить только при взаимодействии органов предварительного следствия со специалистами-криминалистами. Как показывает практика, данное взаимодействие осуществляется формально. Следователи в большинстве случаев привлекают специалистов в целях грамотного заполнения протоколов осмотра компьютера, другой техники и поддельных денежных знаков или ценных бумаг. Таким образом, следователи не используют знания специалистов, которые могут позволить повысить эффективность расследования преступлений, предусмотренных ст. 186 УК РФ.

Проанализировав качественные и количественные характеристики организованной преступности, занимающейся изготовлением и сбытом поддельных денежных знаков и ценных бумаг, ее развитие, можно сделать вывод, что эффективное противодействие данному негативному явлению возможно при усилии всех государств. Так как организованные преступные группы, занимающиеся фальшивомонетничеством, изготавливая и сбывая свободноконвертируемую валюту (доллары США и евро), и не только, тесно взаимодействуют и расширяют свою преступную деятельность за пределы региона, государства.

Изготовление и сбыт фальшивых денег приобрели в настоящее время характер транснационального бизнеса. Объективными причинами активизации данного вида преступной деятельности являются:

- экономическое сотрудничество государств и взаимные платежи, осуществляемые между ними;

- интенсивное развитие международного туризма;

- развитие специализации международных преступных организаций разных стран на отдельных стадиях этого преступного бизнеса - изготовлении, накоплении, реализации.

В этой связи требуется организация оптимального взаимодействия правоохранительных органов разных стран на основе и в соответствии с Женевской конвенцией 1929 г. по борьбе с подделкой денежных знаков, к которой СССР присоединился в 1931 г. В послевоенный период еще около 50 стран присоединились к Женевской конвенции, что показывает тенденцию роста фальшивомонетничества по всему миру, его международный характер и желание государств путем взаимного информирования бороться с данным преступлением.

С.Ю. Петряев справедливо отмечает: «Фальшивомонетничество является преступлением, которое носит не региональный, а государственный и международный характер, борьба с этим явлением должна носить централизованный характер: необходима централизация для обеспечения координации на государственном и международном уровнях» [4. С. 70].

Международная Женевская конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков состоит из 28 статей. В них говорится об основных началах международноправового сотрудничества в борьбе с фальшивомонетничеством, закреплены виды преступлений, относящихся к категории фальшивомонетничества (ст. 3), определено положение, закрепляющее принцип международного рецидива фальшивомонетничества (ст. 6).

В соответствии с Женевской конвенцией проводятся международные конференции по координации деятельности государств, крупнейших банков и эмиссионных учреждений в борьбе с подделкой денежных знаков и разрабатываются новые направления противодействия данному явлению.

Особую роль при взаимодействии и расследовании фальшивомонетничества выполняет Международная организация уголовной полиции (Интерпол). Непосредственно реализацией задач в сфере борьбы с подделкой денежных знаков занимается одно из самых главных подразделений Интерпола - Международный центр по борьбе с фальшивомонетчиками и подделывателями ценных бумаг.

Функции Интерпола заключаются в организации взаимодействия полиций государств-членов для борьбы с преступлениями, носящими международный характер. Данный орган обладает огромными информационными ресурсами, доступными правоохранительным органам различных стран. Российская Федерация в силу своей территориальной особенности нуждается в сотрудничестве такого типа. Общеизвестно, что в Россию ввозятся поддельные денежные знаки как из стран Европейского союза, так и из стран СНГ. Поэтому правоохранительные органы РФ должны расследовать и пресекать данный вид преступления путем тесного и взаимного сотрудничества с правоохранительными органами соседних государств.

Интерпол ведет комплексную статистику случаев фальшивомонетничества для распознания новых подделок и оповещения о них стран-членов. Такая обширная информационная база формируется на основе сообщений, исходящих со стороны различных Национальных бюро о фактах совершения фальшивомонетничества.

Согласно приказу МВД РФ, Минюста РФ, ГТК РФ, ФСБ РФ, ФСНП РФ и ФПС РФ от 26 июня 2000 г. «Об утверждении Инструкции об организации информационного обеспечения сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов РФ по линии Интерпола», штаб-квартира Интерпола должна быть информирована о каждом факте обнаружения фальшивой валюты со стороны правоохранительных органов, их обнаруживших, по следующим учетным формам, принятым в международном сообществе.

1. Учетно-регистрационная форма 88-1/Р «О факте изъятия фальшивых денежных знаков» - оформляется при обнаружении поддельных денежных знаков иностранных государств. В течение 3 суток правоохранительные органы направляют данную форму в НЦБ Интерпола на каждый обнаруженный фальшивый денежный знак.

На основании полученных учетно-регистрационных форм НЦБ Интерпола готовит и направляет соответствующее сообщение в Генеральный секретариат, где каждой подделке присваивается индекс (индикатив), состоящий из трех частей, например 12.А.2436. Каждая часть этого индекса расшифровывается следующим образом: 12 - валюта (доллар США); буквой «А» в банке данных Генерального секретариата помечаются подделки всех государств Американского континента; последнее число - порядковый номер, под которым зарегистрирована в картотеке конкретная подделка валюты одного и того же государства (в данном случае США).

2. Учетно-регистрационная форма 88-2/Р «О факте обнаружения нелегальной типографии, печатных и литейных форм». Данная форма также должна быть направлена правоохранительными органами в НЦБ Интерпола в течение 3 суток.

На основе анализа международного опыта борьбы с фальшивомонетничеством Интерпол вырабатывает рекомендации по совершенствованию средств защиты национальных денежных знаков, обобщает опыт работы полиции разных стран по раскрытию фактов подделки денежных знаков и других платежных средств, выявлению типографий и мастерских, где они произво-

дятся, установлению и изобличению изготовителей и сбытчиков, закреплению вещественных доказательств.

Международная организация уголовной полиции издает специальный бюллетень «Подделки и подлоги», а также другие справочные издания, которые способствуют правоохранительным органам и банкам выявлять фальшивые денежные знаки и ценные бумаги.

Особого внимания заслуживает опыт европейского сотрудничества по борьбе с фальшивомонетничеством. В 1992 г. на встрече министров внутренних дел и юстиции государств - членов ЕС в Брюсселе была создана региональная полицейская организация, получившая название «Европол». С 1994 г. центр Европола находится в Страсбурге (Франция). Задачами Европола являются поддержка и усиление деятельности полицейских органов и иных репрессивных служб государств-членов, а также их взаимное сотрудничество в предотвращении и противодействии тяжкой преступности, затрагивающей два или более государств-членов, терроризма и тех форм преступности, которые посягают на общие интересы, выступающие объектом политики Союза [5. С. 27].

Государства ЕС организовали единую систему учета криминальных сведений. Создан центральный банк электронной информации, аккумулирующий данные о лицах, совершивших преступления или представляющих оперативный интерес, в том числе в сфере изготовления и сбыта поддельных денежных знаков и ценных бумаг. Полиция каждого государства - члена ЕС, имея компьютерную связь с центральным банком криминалистически значимой информации, может постоянно получать необходимые сведения.

Исходя из соглашения «О сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией», сотрудничество осуществляется в следующих формах:

1) обмен представляющей взаимный интерес стратегической и технической информацией;

2) обмен опытом работы в правоохранительной сфере, в том числе проведение научно-практических конференций, стажировок, консультаций и семинаров;

3) обмен нормативными правовыми актами, методическими пособиями, научно-технической литературой и другими материалами, касающимися правоохранительной деятельности;

4) подготовка кадров.

Следует отметить, что в ст. 4 данного соглашения не предусматривается взаимодействие по борьбе с фальшивомонетничеством, которое представляет опасность международного характера и должно пресекаться путем взаимодействия правоохранительных органов РФ и Европола. К тому же данный вид преступления входит в перечень приоритетных направлений развития и укрепления отношений партнерства и сотрудничества в правоохранительной сфере между Россией и Европейским Союзом на десятилетие 2000-2010 гг. [6.

С. 35]. На наш взгляд, во взаимодействии по борьбе с фальшивомонетничеством нуждаются обе стороны, как ЕС, так и РФ. В этой связи считаем целесообразным внести изменения в Соглашение «О сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской Полицейской Организацией».

В связи с международным характером фальшивомонетничества борьба с ним может быть успешной только при условии взаимодействия правоохранительных органов различных стран друг с другом. Противодействие фальшивомонетничеству осуществляется путем обмена имеющейся информации, опытом работы и т.д. Все это помогает в раскрытии преступлений, а также способствует предупреждению совершения новых.

В заключение хотелось бы отметить, что международное сотрудничество в области борьбы с подделкой

денежных знаков и ценных бумаг находится на высоком уровне в связи с эффективным и оперативным взаимодействием правоохранительных органов. В то же время ряд положений Женевской конвенцией 1929 г. по борьбе с подделкой денежных знаков устарел, и ее текст требует ревизии. В первую очередь это относится к расширению понятия «денежные знаки», т.к. кроме них подделывается большое количество векселей, чеков, аккредитивов, знаков почтовой оплаты и других ценных бумаг.

ЛИТЕРАТУРА

1. КожевниковИ.Н. Расследование преступлений в сфере экономики: Руководство для следователей. М., 1999. С. 175.

2. Образцов В.А. Выявление и изобличение преступника. М., 1997. С. 347.

3. Белкин Р. С. Учебник криминалистики для вузов. М., 2002. С. 994.

4. Петряев С.Ю. Некоторые возможности борьбы с подделкой и сбытом денежных знаков // Экспертная практика. 1995. № 38. С. 59.

5. Договор, устанавливающий Конституцию для Европы (не вступил в силу). Ст. 111-276. С. 343.

6. Дипломатический вестник. 1999. № 11. Стратегия развития отношений Российской Федерации с Европейским Союзом на среднесрочную

перспективу (2000-2010 гг.). Хельсинки, 22 окт. 1999 г. С. 20-28.

Статья представлена научной редакцией «Право» 1 апреля 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.