Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОТИВАЦИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ / INTERACTIVE TRAINING / ENGLISH FOR SPECIAL PURPOSES / COMPUTER TECHNOLOGY / MOTIVATION OF POLICE OFFICERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баринова Ольга Юрьевна, Мингазизова Гульнара Гумяровна

Важнейшей целью обучения иностранному языку сотрудников полиции становится не просто овладение коммуникативными умениями речевой деятельности на иностранном языке, а развитие готовности и способности взаимодействовать с представителями международного сообщества, используя в качестве средства коммуникации иностранный язык.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баринова Ольга Юрьевна, Мингазизова Гульнара Гумяровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INTERACTIVE METHODS OF TRAINING TO DEVELOP COMMUNICATIVE COMPETENCE IN ENGLISH CLASSES AT THE LAW INSTITUTE

The most important aim of teaching foreign language to police officers is not just to master the communicative skills of speech in foreign language, but also to develop readiness and the ability to interact with representatives of the international community, using a foreign language as a means of communication.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

Литература:

1. Артюхина А.И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен (на материале проектирования образовательной среды медицинского университета) : автореферат дис.... док. пед. наук. Волгоград, 2007. 40 с.

2. Журавлева С.В. Исторический обзор становления понятия «образовательная среда» в педагогической науке // Научное обозрение. Педагогические науки. 2016. №3. С. 48-56.

3. Новиков В.Н. Образовательная среда вуза как профессионально «личностно-стимулирующий фактор» // Психологическая наука и образование. 2012. №1. С. 1-10.

4. Пучков М.В. Принципы проектирования научно-образовательных центров нового поколения // Academia. Архитектура и строительство. 2011. №2. С. 48-51.

5. Современные образовательные технологии: учебное пособие /под ред. Н.В. Бордовской. 2-е изд., стер. Москва : КНОРУС, 2011. 432 с.

6. Шенцова О.М . Функционализм предметно-пространственной среды как способ оптимизации учебных площадей высших образовательных учреждений // Новые идеи нового века. 2019. №3. С. 207-214.

7. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. Москва : Смысл, 2001. 365 с.

8. Ellstrom E., Ekhoim B., Ellstrom P.-E. Two Types of Learning Environment: Enabling and Constraining // Work-place Learning. 2008. № 20. P. 84-97.

9. El Sawy O.A., Eriksson I., Raven A., Carlsson S. Understanding shared knowledge creation spaces around business processes: precursors to process innovation implementation // International Journal of Technology Management. 2001. Vol. 22, № 13. P. 149-173.

10. Illeris K. A model for learning in working life // Work-place Learning. 2004. №16 (8). P. 432-341.

11. Juceviciene P., Gintare G. Triangle of competences" as one of the basic characteristics of the university library learning environment: paper presented at the European Conference on Educational Research, University of Lisbon, Portugal, 2002.1114 September. P. 45-51.

12. Salomon G. Studying novel learning environments as patterns of change // Vosniadou S., De Corte E., Glaser R., Mandl H. (Eds.] International Perspectives on the Design of Technology-Supported Learning Environments. Mahwah, NJ, Lawrence Erbaum Associates, 1996. Р. 324-329.

References:

1. Artjuhina A.I. Obrazovatel'naja sreda vysshego uchebnogo zavedenija kak pedagogicheskij fenomen (na materiale proektirovanija obrazovatel'noj sredy medicinskogo universiteta) : avtoreferat dis&. dok. ped. nauk. Volgograd, 2007. 40 s.

2. Zhuravleva S.V. Istoricheskij obzor stanovlenija ponjatija «obrazovatel'naja sreda» v pedagogicheskoj nauke // Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki. - 2016. №3. S. 48-56.

3. Novikov V.N. Obrazovatel'naja sreda vuza kak professional'no «lichnostno-stimulirujushhij faktor» // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. 2012. №1. S. 1-10.

4. Puchkov M.V. Principy proektirovanija nauchno-obrazovatel'nyh centrov novogo pokolenija // Academia. Arhitektura i stroitel'stvo. 2011. №2. S. 48-51.

5. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii: uchebnoe posobie /pod red. N.V. Bordovskoj. 2-е izd., ster. Moskva : KNORUS, 2011.432 s.

6. Shencova O.M. Funkcionalizm predmetno-prostranstvennoj sredy kak sposob optimizacii uchebnyh ploshhadej vysshih obrazovatel'nyh uchrezhdenij // Novye idei novogo veka. 2019. №3. S. 207-214.

7. Jasvin V.A. Obrazovatel'naja sreda: ot modelirovanija k proektirovaniju. Moskva : Smysl, 2001. 365 s.

8. Ellstrom E., Ekhoim B., Ellstrom P.-E. Two Types of Learning Environment: Enabling and Constraining // Work-place Learning. 2008. № 20. P. 84-97.

9. El Sawy O.A., Eriksson I., Raven A., Carlsson S. Understanding shared knowledge creation spaces around business processes: precursors to process innovation implementation // International Journal of Technology Management. 2001. Vol. 22, № 1-3. P. 149-173.

10. Illeris K. A model for learning in working life // Work-place Learning. 2004. №16 (8). P. 432-341.

11. Juceviciene P., Gintare G. Triangle of competences" as one of the basic characteristics of the university library learning environment: paper presented at the European Conference on Educational Research, University of Lisbon, Portugal, 2002.1114 September. P. 45-51.

12. Salomon G. Studying novel learning environments as patterns of change // Vosniadou S., De Corte E., Glaser R., Mandl H. (Eds.] International Perspectives on the Design of Technology-Supported Learning Environments. Mahwah, NJ, Lawrence Erbaum Associates, 1996. P. 324-329.

УДК 372.8

О.Ю. Бариноба, Г.Г. Мингазизоба ИСПОЛЬЗОВАНИЕ М УЛЬТИ М ЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КО М М УНИКАТИВНОЙ КОМ ПЕТЕНЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКО МУ ЯЗЫКУ

В ЮРИДИЧЕСКО М ВУЗЕ

Важнейшей целью обучения иностранному языку сотрудников полиции становится не просто овладение коммуникативными умениями речевой деятельности на иностранном языке, а развитие готовности и способности взаи-

модействовать с представителями международного сообщества, используя в качестве средства коммуникации иностранный язык.

Ключевые слова: интерактивное обучение, английский язык для специальных целей, компьютерные технологии, мотивация сотрудников полиции

Для цитирования: Баринова О.Ю., М ингазизова Г.Г. Использование мультимедийных технологий для развития коммуникативной компетенции на занятиях по английскому языку в юридическом вузе // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 1. С.84-87.

Olga Yu. Barlnova, Gulnara G. Mlngazlzova THE USE OF INTERACTIVE METHODS OF TRAINING TO DEVELOP COMMUNICATIVE COMPETENCE IN ENGLISH CLASSES AT THE LAW INSTITUTE

The most important aim of teaching foreign language to police officers is not just to master the communicative skills of speech in foreign language, but also to develop readiness and the ability to interact with representatives of the international community, using a foreign language as a means of communication.

Key words: interactive training, English for special purposes, computer technology, motivation of police officers For citation: Barinova O.Y., Mingazizova G.G. The use of interactive methods of training to develop communicative competence in English classes at the Law Institute // Bulletin ofKazan State University ofCulture and Arts. 2024. № 1. С.84-87.

Введение

В обучении иностранному языку в юридическом вузе важным аспектом является формирование компетенций профессионального общения. Для будущих юристов особое значение имеет взаимодействие с иностранными гражданами в период несения службы, например, во время проведения международных мероприятий.

Образовательный процесс не может не прибегать к использованию современных информационных технологий. Поэтому в системе высшего образования необходимо активно применять новейшие информационно-коммуникационные технологии и электронные средства обучения.

В современном мире интернет помогает сделать процесс изучения более удобным: например, обучающиеся могут сами выбирать скорость и траекторию своего обучения. Но для сохранения фундаментальности образования такой процесс необходимо контролировать преподавателям. В связи с этим преподаватель может разработать электронный учебный курс, согласно тематическому плану изучаемой дисциплины. В рамках такого курса преподаватель может использовать различные информационные технологии и ресурсы.

Материалы и методы

При разработке такого рода курса необходимо учитывать, что обязательными будут занятия с использованием разнообразных методических и демонстрационных материалов: слайды, презентации, аудио- и видеоматериалы (научных видеофильмов). Применение подобных методик на занятиях позволяет заинтересовать обучающихся.

Основной задачей занятий по английскому языку в неязыковом вузе является обучение курсантов осуществлять коммуникацию на

английском языке. Основной целью коммуникативных методик является обучение английскому языку как средству общения. И, конечно, для развития коммуникативной компетентности преподаватель может использовать компьютер, с его помощью многие традиционные методики можно трансформировать в новые формы.

В результате формирования новых подходов к образованию, внедрения информационных технологий и новейших способов передачи знаний, как никогда остро встает вопрос о том, как и в каких формах должен функционировать учебный процесс. Совершенно очевидно, что в качестве основного инструмента, стимулирующего познавательную деятельность курсантов, выступает мотивация, зависящая от благоприятной образовательной среды, созданной преподавателем, выбора разнообразных опытов, упражнений и в целом формата проведения учебных занятий.

Литературный обзор

Главное преимущество практического занятия состоит в легком, тем не менее, прочном расширении лексического запаса. Курсант без особого труда усваивает необходимые для общения фразы. Формирование коммуникативной компетенции достигается за счет многократного выполнения предложенных преподавателем упражнений. Поскольку использование рифмованного материала на занятиях по иностранному языку представляет собой одну из общедоступных форм развития языковых навыков, то целесообразность ее внедрения в учебный процесс будет выступать гарантом развития мотивации, стимула и потенциала курсанта.

Целью обучения иностранным языкам в системе юридического образования является развитие иноязычных коммуникативных навыков для использования иностранных

языков в профессиональном общении будущих сотрудников полиции.

Коммуникативные навыки позволяют курсантами научиться общаться на иностранном языке для профессионального общения, например, в период несения службы, проведения международных мероприятий.

Развитие профессионально направленных интерактивных коммуникативных навыков и компетенций является важнейшим направлением подготовки курсантов. Знание иностранных языков необходимо будущим юристам для улучшения знаний в области международного права, а также международных правоприменительных процедур.

Использование информационных технологий предполагает работу с информацией: поиск, сбор, хранение, анализ и синтез. В ходе проведения занятий по английскому языку возможно выполнение разнообразных заданий, связанных с обработкой информации при помощи электронных ресурсов.

В целом все образовательные технологии можно разделить на демонстрационные материалы, тренажеры, тесты, электронные учебники и создание какого-либо продукта, который может быть представлен в разных формах: базы данных, электронные таблицы, графические проекты и прочее. В ходе занятий предлагается выполнение заданий с использованием электронных словарей и справочников; работа с сайтами-тренажерами, наполненными материалами по английскому языку; выполнение заданий с аудио- и видеоматериалами; тестирование.

Виды работ:

- создание обучающимися компьютерных презентаций;

- создание инфографики;

- создание базы данных;

- конструирование диалога в определенной речевой ситуации или отработка речевых навыков с носителями языка.

Рассмотрим электронные ресурсы, связанные с использованием, поиском, хранением и анализом информации.

Результаты

Курсанты могут по любой изучаемой теме подбирать научные статьи на английском языке, названия которых вносят в общую работу, или ссылки на электронные словари, или публиковать свои труды. Базы данных, как правило, можно создавать на платформе электронного учебного курса, если она по-

строена на основе программного обеспечения «Google». Доступ к этой базе получают все обучающиеся, они могут видеть работы других, комментировать и оценивать их. Это бесплатный онлайн-редактор, доступ к которому открыт без специальной регистрации. На такой электронной площадке можно коллективно создавать документы, таблицы, презентации, опросы. Особенно это актуально в ситуации дистанционного обучения, когда на расстоянии необходимо создать интерактивную работу.

Усвоение информации, её синтез проводится в ходе выполнения практических заданий. К таким можно отнести разного рода тренажеры и грамматические тесты. Так, например, в электронной информационно-образовательной среде «ЭИОС» (на базе Казанского юридического института М ВД России) на странице своего курса преподаватель может создавать элементы под названием «Интерактивное занятие» и «Тестирование». Первый элемент разумно использовать при изучении нового материала, второй - при закреплении или итоговом контроле. Здесь можно разместить разнообразный материал (текст, аудиоконтент), а также предложить обучающимся несколько заданий на закрепление. «Тестирование» можно предложить как тренировочное упражнение, когда курсант может его пройти несколько раз, решая грамматические задания не только на выбор правильного ответа, но и на поиск соответствия, восстановление пропущенных фрагментов и т.д.

Интеллектуальные игры, викторины и многое другое возможно использовать как отдельные задания для того, чтобы разнообразить учебный процесс. Удобными электронными ресурсами для этого могут стать «iSpringSuite» и «LearningApps.org».

«iSpringSuite» - это инструмент для создания электронных учебных курсов, с помощью которого можно создать видеоурок, тесты, диалоговые тренажеры. Диалоговые тренажеры используют для отработки речевых навыков в определенных ситуациях: вы как будто беседуете с человеком, программа предлагает варианты ответов на его реплики,

по ходу общения давая оценку вашему выбору.

«LearningApps.org» - это известный он-лайн-сервис, позволяющий создавать упражнения для проверки знаний. Он предлагает

несколько шаблонов (упражнения на классификацию, хронологическая линейка, заполнение пропусков, викторины и т.д.). Данные шаблоны наполняются содержанием и могут быть интегрированы в ваш курс. Так, в качестве дополнительного задания курсантам предлагается короткий видеоролик с рассказом о предыстории и истории образования английского языка, после просмотра которого они выполняют задание на расстановку в хронологической последовательности этапов развития языка.

Обсуждение

В современной педагогической системе широко используются современные технологии обучения, позволяющие максимально доступно донести до обучающихся необходи-

мый учебный материал. Особенно эффективно применение мультимедиа при преподавании практических дисциплин, которые требуют наглядной демонстрации методик и тактик выполнения определенных действий, рассмотрения распространенных ошибок, допускаемых сотрудниками полиции.

Заключение

В заключение, мы можем сделать вывод о том, что использование интерактивных ресурсов в ходе занятий по английскому языку позволяет разнообразить образовательный процесс, активизировать учебно-

познавательную деятельность, перевести её в некоторых случаях из решения очередной рабочей задачи в игру.

Литература:

1. Дмитренко Т.А. Методика преподавания иностранного языка в вузе: учебное пособие. М осква : МЭЛИ, 2009. 92 с.

2. Колкер Я. М ., Устинова Е.С,, Еналиева Т. М. Практическая методика обучения иностранному языку: учеб. Пособие. М осква : Академия, 2000. 264 с.

3. Лыскова М . И.Английский язык в ситуациях профессионального общения сотрудников органов внутренних дел: учебное пособие / Тюменский институт повышения квалификации сотрудников М ВД России. Тюмень, 2012. 96 с.

4. Малыхина Н.И., Шишкина Н. М. Дистанционные образовательные технологии в организации самостоятельной работы студентов // Английский язык для нефилологов. Проблемы ESP. 2015. Вып. 6. Воронеж : Истоки, 2015. С. 3235.

5. Образцов П.И., Иванова О.Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов. Орел : Изд-во Орл. гос. ун-та ОГУ, 2005. С. 49-52.

6. Скрипникова Т. И. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам : учебно-методическое пособие / Дальневосточный федеральный университет, Школа педагогики. Электрон. дан. Владивосток: Дальневосточный Федеральный университет, 2017. Режим доступа: http://uss.dvfu.ru (дата обращения: 16.01.2024).

7. Ткаченко Т. А. Формирование межкультурной компетенции как фактора профессионального самоопределения будущего специалиста : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. Саратов, 2005. 23 с.

8. Is police brutality getting worse? // RT: Autonomous Nonprofit Organization «TV-Novosti». URL: https://www.rt.com/usa/police-brutality-department-weekley-163/ (дата обращения: 15.01.2024).

References:

1. Dmitrenko T.A. Metodika prepodavanija inostrannogo jazyka v vuze: uchebnoe posobie. Moskva : MJeLI, 2009. 92 s.

2. Kolker Ja.M., Ustinova E.S,, Enalieva T.M. Prakticheskaja metodika obuchenija inostrannomu jazyku: ucheb. Posobie. Moskva : Akademija, 2000. 264 s.

3. Lyskova M. I.Anglijskij jazyk v situacijah professional'nogo obshhenija sotrudnikov organov vnutrennih del: uchebnoe posobie / Tjumenskij institut povyshenija kvalifikacii sotrudnikov MVD Rossii. Tjumen', 2012. 96 s.

4. Malyhina N.I., Shishkina N.M. Distancionnye obrazovatel'nye tehnologii v organizacii samostojatel'noj raboty studentov // Anglijskij jazyk dlja nefilologov. Problemy ESP. 2015. Vyp. 6. Voronezh : Istoki, 2015. S. 32-35.

5. Obrazcov P.I., Ivanova O.Ju. Professional'no-orientirovannoe obuchenie inostrannomu jazyku na nejazykovyh fakul'te-tah vuzov. Orel: Izd-vo Orl. gos. un-ta OGU, 2005. S. 49-52.

6. Skripnikova Т. I. Teoreticheskie osnovy metodiki obuchenija inostrannym jazykam : uchebno-metodicheskoe posobie / Dal'nevostochnyj federal'nyj universitet, Shkola pedagogiki. Jelektron. dan. Vladivostok: Dal'nevostochnyj Federal'nyj univer-sitet, 2017. Rezhim dostupa: http://uss.dvfu.ru (data obrashhenija: 16.01.2024].

7. Tkachenko T. A. Formirovanie mezhkul'turnoj kompetencii kak faktora professional'nogo samoopredelenija budush-hego specialista : avtoref. dis. & kand. ped. nauk : 13.00.08. Saratov, 2005. 23 s.

8. Is police brutality getting worse? // RT: Autonomous Nonprofit Organization «TV-Novosti». URL: https://www.rt.com/usa/police-brutality-department-weekley-163/ (data obrashhenija: 15.01.2024].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.