Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНАЯ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ГРАММАТИКИ НА ЗАНЯТИЯХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

ИНТЕРАКТИВНАЯ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ГРАММАТИКИ НА ЗАНЯТИЯХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ГРАММАТИКА / ИНТЕРАКТИВ / ИНТЕРАКТИВНАЯ МЕТОДИКА / TEACHING A FOREIGN LANGUAGE / ENGLISH / GRAMMAR / FOREIGN LANGUAGE CLASSES / INTERACTIVE / INTERACTIVE METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ситдикова Гульназ Ринатовна, Дульмухаметова Гульнара Фаридовна, Крепкогорская Евгения Всеволодовна

Данная статья посвящена рассмотрению интерактивной методики преподавания грамматики на занятиях иностранного языка. В настоящее время существует большое количество методик преподавания грамматики, когда главной целью является обучение успешному и эффективному использованию студентами на практике правил английского языка. Интерактивные методы необходимы преподавателям иностранного языка для того, чтобы избежать механического заучивания материала, что может привести к последующему уменьшению объема закрепленного в памяти материала, некоторых его элементов и исключений. Интерактивный метод полезен для мотивации и вовлечения всех студентов в процесс обучения. Практический опыт визуального, аудиального и, возможно, кинестетического способа изучения иностранного языка, несомненно, является целью такого типа преподавания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ситдикова Гульназ Ринатовна, Дульмухаметова Гульнара Фаридовна, Крепкогорская Евгения Всеволодовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE METHODS OF TEACHING GRAMMAR IN FOREIGN LANGUAGE CLASSES

This article is devoted to the consideration of interactive methods of teaching grammar in foreign language classes. Nowadays, there are many methods of teaching grammar, when the main goal is to teach students the successful and effective use of the rules of the English language in practice. Interactive methods are necessary for teachers of a foreign language in order to avoid mechanical memorization of the material, which can lead to a subsequent decrease in the amount of material fixed in memory, some of its elements and exceptions. The interactive method is useful for motivating and involving all students in the learning process. Practical experience in the visual, auditory, and possibly kinesthetic way of learning a foreign language is undoubtedly the goal of this type of teaching.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНАЯ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ГРАММАТИКИ НА ЗАНЯТИЯХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

УДК 372.881.111.1

Г.Р. Ситдикоба, Г.Ф. Дулъмухаметоба, Е.В. Крепкогорская ИНТЕРАКТИВНАЯ М ЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ГРАМ МАТИКИ НА ЗАНЯТИЯХ

ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Данная статья посвящена рассмотрению интерактивной методики преподавания грамматики на занятиях иностранного языка. В настоящее время существует большое количество методик преподавания грамматики, когда главной целью является обучение успешному и эффективному использованию студентами на практике правил английского языка. Интерактивные методы необходимы преподавателям иностранного языка для того, чтобы избежать механического заучивания материала, что может привести к последующему уменьшению объема закрепленного в памяти материала, некоторых его элементов и исключений. Интерактивный метод полезен для мотивации и вовлечения всех студентов в процесс обучения. Практический опыт визуального, аудиального и, возможно, кинестетического способа изучения иностранного языка, несомненно, является целью такого типа преподавания.

Ключевые слова: преподавание иностранного языка, английский язык, грамматика, интерактив, интерактивная методика

Для цитирования: Ситдикова Г.Р., Дульмухаметова Г.Ф., Крепкогорская Е.В. Интерактивная методика преподавания грамматики на занятиях иностранного языка // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 1. С.88-92.

Gulnaz R. Sltdlkova, Gulnara F. Dulmukhametova, Evgenlya V. Krepkogorskaya INTERACTIVE METHODS OF TEACHING GRAMMAR IN FOREIGN LANGUAGE CLASSES

This article is devoted to the consideration of interactive methods of teaching grammar in foreign language classes. Nowadays, there are many methods of teaching grammar, when the main goal is to teach students the successful and effective use of the rules of the English language in practice. Interactive methods are necessary for teachers of a foreign language in order to avoid mechanical memorization of the material, which can lead to a subsequent decrease in the amount of material fixed in memory, some of its elements and exceptions. The interactive method is useful for motivating and involving all students in the learning process. Practical experience in the visual, auditory, and possibly kinesthetic way of learning a foreign language is undoubtedly the goal of this type of teaching.

Key words: teaching a foreign language, English, grammar, foreign language classes, interactive, interactive methodology

For citation: Sitdikova G.R., Dulmukhametova G.F., Krepkogorskaya E.V. Interactive methods of teaching grammar in foreign language classes // Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 1. С.88-92.

Введение

Английскую грамматику нелегко освоить. В ней существует большое количество исключений, не совсем понятных правил. Без владения грамматикой любое количество лексики теряет большую часть своего значения и большую часть своей ценности. Несомненно, в этой ситуации преподавателям следует использовать множество различных методических приемов, чтобы привить студентам желание изучать грамматику.

Грамматика английского языка очень сложна, и все ее тонкости нельзя выучить наизусть, их нужно действительно понимать, этого легче всего достичь, когда студенты вовлечены в процесс изучения грамматики, они должны быть заинтересованы в освоении материала.

Основные методы изучения грамматики иностранного языка, которые основываются на механическом заучивании и повторении, постепенно уступают место более креативным методам вовлечения студентов в процесс эффективного запоминания материала.

Материалы и методы

Анализ литературных источников по теме статьи, сравнение, обобщение, личный опыт преподавания иностранного языка.

Литературный обзор

Исследованиям в области интерактивного обучения посвящены научные, научно-методические труды таких ученых, как Н.И. Алмазова, И.Л. Колесникова, N. Fleming и

D. Baume и др. Геймификацию в образовании изучают известные исследователи, такие как

E.С. Кильпеляйнен, С.В. Аверьянов, Е.С. Тол-столес и др. Инновационные методы обучения иностранному языку студентов вузов отмечаются в работах Д.Л. Готлиба, Н.Е. Есениной, Т.Я. Квасюк, M .А. Одинокой, Т.М . Трегубо-вой, В.В. Черных и др. Интерактивные формы работы в обучении студентов иностранному языку рассматривают Н.Н. Прудникова, Р.Ш. Чермокина, M .А. Одинокая, А.В. Обсков.

Результаты

Одной из форм преподавания грамматики является построение предложений по схемам. Этот метод основан на том, что студент через зрительную память достигает эффекта запоминания визуального отображения структу-

ры предложения, когда организуются функции предложения таким образом, чтобы иллюстрировать грамматические отношения между словами.

При методе обучения грамматике через письмо предлагается изучать язык с помощью творческого письма и чтения, попутно усваивая правильное использование грамматики. При возникновении каких-либо проблем с конкретными грамматическими правилами, можно провести разбор данного раздела грамматики на занятии.

При индуктивном методе преподавания грамматики языка предполагается изначально представить примеры, иллюстрирующие конкретный раздел грамматики, в результате ожидается, что студенты обратят внимание на грамматическое значение примеров. Грамматика не объясняется заранее, и ожидается, что студенты самостоятельно (но помощь преподавателя тоже не отрицается) научатся распознавать на примерах конкретные грамматические правила элементарным образом. Визуализация того, как эти правила работают в предложении, позволяет легче запомнить раздел грамматики.

Основой дедуктивного метода преподавания грамматики является фокусирование на предварительном изучении перед последующим рассмотрением примеров. Преподаватель начинает занятие с подробного разъяснения грамматического раздела и только потом приводит примеры употребления грамматики. Ожидается, что после занятия студенты смогут автоматически практиковать то, что им только что объяснили. Однако в настоящее время данный метод обучения скорее отталкивает студентов от изучения грамматики.

Другим активным методом преподавания грамматики является включение в занятие интерактивных элементов обучения [7]. Использование геймифицированного обучения грамматике является хорошим решением вовлечения и мотивирования студентов, помогая им лучше запомнить весь материал [2]. Этот метод позволяет преподавателям творчески подойти к объяснению материала, адаптировать свои занятия к различным стилям обучения студентов.

Обсуждение

Вместо того, чтобы рассматривать образование как процесс передачи знаний от преподавателя к студенту, обучение становится

совместным творческим процессом, в котором активное участие принимают как студенты, так и преподаватели. Занятия в большей степени ориентированы на интерактивное обучение, которое требует от студента активного участия, тем самым обеспечивая лучшее и более осмысленное усвоение грамматического материала [4].

Использование интерактивного подхода к преподаванию грамматики английского языка совсем не означает отказ от рабочей программы дисциплины, учебного плана. В данном случае интерактивное обучение подсказывает пересмотр использования этих методов обучения и интеграцию их как части более широкого интерактивного и увлекательного плана занятия [3].

В некоторых случаях есть необходимость разделить занятие иностранного языка на несколько разделов, особенно если предстоит освоить большой объем грамматики. Начать занятие следует с четкого объяснения грамматического материала, используя доску, записать ключевые моменты, которые будут полезны во время следующих разделов. После ознакомления с грамматикой важно убедиться, что студенты поняли основы. По возможности можно попросить каждого студента привести пример использования каждого элемента грамматики, чтобы убедиться, что материал понят, и только после этого идти дальше. Впоследствии можно использовать структурированную интерактивную практику для углубления понимания темы.

Весьма продуктивным методом считается использование при обучении грамматике сцен из фильмов. Необходимо выбрать сцену из фильма, соответствующего возрасту студентов. Если уровень знания иностранного языка не очень продвинутый, следует избегать фильмов с сильным английским акцентом (шотландский, ирландский и даже некоторые британские акценты сделают это упражнение практически невозможным). Выписав сцену, можно убрать слова, относящиеся к изучаемому грамматическому разделу занятия иностранного языка, что будет стимулировать внимательное слушание, что крайне важно при изучении языка. Задание - заполнить пробелы во время просмотра выбранной сцены фильма, в дальнейшем - чтение по ролям. Попросите студентов заполнить пробелы во время

просмотра сцены, а затем распределите роли и попросите их зачитать сцену.

Интерактивная методика обучения - это отказ от традиционных ролей и поведения в аудитории [6]. Перед студентами ставится задача - провести занятие в группах по 2-3 человека или же всей группы. Заданием может служить большое количество примеров и разработка упражнений для остальных студентов. Выполнение упражнений ведет к самостоятельной проработке грамматики, выяснению того, как объяснить его другим, и составлению упражнений - все это требует от студентов применения своих знаний, гарантируя, что они действительно проникнутся предметом и запомнят его намного лучше. При необходимости преподаватель может присутствовать на подготовительном занятии, чтобы убедиться, что они на правильном пути.

Использование музыки на занятии при интерактивном обучении грамматике иностранного языка - еще один полезный инструмент обучения, поскольку мелодия и ритм ведут к запоминанию любого материала. Студенты смогут хорошо запомнить целые предложения, используя тексты песен в качестве учебных пособий [5]. При использовании данного метода следует раздать студентам листы с текстом песни, воспроизвести песню несколько раз, повторяя все грамматические элементы на доске. Следующим этапом может стать раздача другого листа с текстом песни, где пропущены слова или элементы предложений. Это упражнение можно повторять много раз с разными песнями того же грамматического раздела, когда с каждым разом в сознании студентов будет закрепляться все больше структур предложений и грамматических элементов.

Важным элементом интерактивной среды обучения грамматике является предоставление студентам множества возможностей для рассказа, как у них идут дела. Листки с отзывами, обратной связью в конце каждого занятия дадут им возможность обобщить то, что они узнали, и указать на все, с чем у них возникли трудности, что поможет преподавателю спланировать следующее занятие (Что было самым полезным из того, что вы узнали сегодня? Какой элемент грамматики показался вам сложным и почему? Какую часть сегодняшнего занятия вы хотели бы повторить на следующем занятии?).

Использование на занятиях словесных головоломок является полезным интерактивным методом, когда студенты могут изучить все важные разделы грамматики английского языка. Использование на занятиях адаптированных кроссвордов, головоломок, филвордов будет способствовать тому, что студенты смогут лучше понимать различные части предложения и грамматические понятия. Такой интерактив возможно без труда сделать как самостоятельно, так и с помощью всевозможных онлайн-сервисов. Благодаря такому дидактическому материалу преподаватель привносит элемент соревнования в процесс обучения, формируя полное и прочное понимание грамматики английского языка [1].

Использование такого игрового метода, как лото или бинго при изучении лексического материала - весьма интересная тактика. Задание заключается в следующем - распечатать разные игровые поля для участников в виде картинок к изучаемой лексике либо терминам. Суть игры остается прежней: преподаватель зачитывает карточки с описаниями, задача студента - зачеркнуть как можно больше слов на своем игровом поле. Для многоразового использования предлагается за-ламинировать игровые поля и карточки, студенты могут зачеркивать лексику многоразовыми маркерами на водной основе с губкой на колпачке. Изучать грамматику при помощи лото/бинго возможно при использовании частей речи, структуры предложения, синонимов, антонимов, числа существительных, времен, неправильных глаголы и т.д. Студенты могут воспользоваться каким-либо заранее подготовленным или рандомным текстом (даже ежедневная газета сможет помочь), затем попытаться найти правильные примеры этих грамматических элементов быстрее остальных студентов, несомненно, обучаясь в процессе игры. Короткие и интересные грамматические упражнения такого плана можно регулярно включать во время занятий для того, чтобы закрепить грамматику в памяти студентов либо улучшить рассмотрение, изучение грамматических конструкций определенной темы [8].

Еще одной формой изучения английского языка является использование песен. Они представляют большой лингвистический аутентичный материал в естественном контексте, положительно влияя на усвоение материала.

Например, прослушивание песен определенно улучшит понимание языка и навыки аудирования, увеличивая словарный запас. По мере прослушивания текста студенты могут знакомиться с новыми английскими словами, грамматическими конструкциями.

Ритм музыки, а также повторяющиеся части в песне помогают гораздо эффективнее запоминать слова и выражения. Даже студенты, которые не владеют английским языком свободно, часто знают слова популярных песен фонетически, что делает песни идеальным ресурсом для обучения студентов определенным формам грамматики, а также словарному запасу.

На занятиях английского языка преподаватель может использовать даже фрагменты песен. Возможными упражнениями могут быть задания, в которых учащиеся читают и исправляют грамматику, а затем объединяются в группы для принятия окончательного решения об исправлении. Студентам можно предложить прочесть отрывки из текстов песен, исправить их каждому по отдельности, прослушать отрывки для проверки, сравнить ответы в небольших подгруппах и выбрать окончательный исправленный вариант для ответа подгруппы. Это упражнение поможет сфокусироваться, например, на временах глагола, модальных глаголах, существительных множественного числа, местоимениях, притяжательных прилагательных и др.

При изучении грамматики с помощью песен можно ее прослушать, задать несколько вопросов о названии, исполнителе, повторить аудирование еще раз с текстом, сосредоточиться на определенном времени глагола или аспекте грамматики, уделить больше внимания лексике, идиомам и устойчивым выражениям.

Прежде чем включать какую-либо мелодию, можно провести опрос для выяснения

того, какая музыка нравится студентам. Песни можно использовать в качестве разминки и плавного вступления к занятию, для изменения настроя и настроения, уменьшив чувства тревожности и стресса, улучшив концентрацию внимания при выполнении заданий.

Заключение

Огромное количество методик преподавания грамматики нацелены на то, чтобы студенты научились эффективно общаться и понимать, как пользоваться английским языком. Интерактивные методы обучения касаются не столько конкретных техник, сколько самой философии преподавания, лежащей в их основе. Как таковые они могут быть адаптированы для всех уровней и типов образования, включая преподавание языков.

Преподавание грамматики - это сложная задача, однако применение интерактивных методов обучения заинтересует студентов и позволит им более активно вести себя в аудитории, а занятие сделать более продуктивным.

Преподаватели могут использовать различные способы, чтобы сделать свои занятия запоминающимися и полезными для студентов, которые будут уделять больше внимания такой грамматике. Именно поэтому интерактивные занятия важны для всех участников, они помогают рассмотреть грамматику наиболее полным образом.

Интерактивный метод просто необходим преподавателям иностранного языка, когда необходимо вовлечь студентов в процесс обучения, дать им возможность подойти к изучению грамматики с практической стороны без формального заучивания, используя различные методы - групповые и индивидуальные.

Статья выполнена при стипендиальной поддержке Казанского инновационного университета имени В. Г. Тимирясова.

Литература:

1. Валеева, Р. З. Дидактическая игра как технология развития речевой деятельности / Р. З. Валеева // Казанский педагогический журнал. 2008. № 7(61). С. 31-37. ЕОИ К^СР.

2. Ильдуганова, Г. М. Геймификация процесса обучения иностранным языкам в вузе / Г. М . Ильдуганова // Многоуровневая языковая подготовка в условиях поликультурного общества : Материалы VIII международной научно-практической конференции, Казань, 11 июня 2021 года. Казань: Казанский государственный институт культуры, 2021. С. 471-475. ЕОИ КМВЯОР.

3. Обсков, А.В. Педагогические условия и формы реализации интерактивного обучения иностранному языку студентов технического вуза : специальность 13.00.08 "Теория и методика профессионального образования" : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Обсков Александр Владимирович, 2017. 160 с.

4. Одинокая, М .А. Технология интерактивного обучения как средство организации самостоятельной работы студентов технического вуза: на базе дисциплины "Иностранный язык" : специальность 13.00.08 "Теория и методика

профессионального образования" : дис... кандидата педагогических наук / Одинокая Мария Александровна, 2014. 252 с.

5. Прудникова, Н.Н. Педагогическая технология формирования иноязычной компетенции студентов неязыковых вузов : специальность 13.00.01 "Общая педагогика, история педагогики и образования" : дис. кандидата педагогических наук / Прудникова Надежда Николаевна, 2007. 231 с.

6. Трегубова, Т. М . М одели профессионального развития педагогов в условиях цифровизации: бенчмаркинг успешных практик / Т. М. Трегубова // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 3(56). С. 348-352. DOI 10.25683/VOLBI.2021.56.325. EDN EIBZLF.

7. Тукаева, Р. Н. Роль цифровых образовательных ресурсов в процессе овладения иностранным языком / Р. Н. Ту-каева, А. А. Катекина // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72 -2. С. 267-269.

8. Чермокина, Р.Ш. Интерактивные формы работы в обучении студентов вуза грамматической стороне речи : специальность 13.00.02 "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)" : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Чермокина Регина Шамиловна, 2012. 231 с.

References:

1. Valeeva, R. Z. Didakticheskaya igra kak tekhnologiya razvitiya rechevoj deyatel'nosti / R. Z. Valeeva // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2008. № 7(61). S. 31-37. EDN KUGJCR.

2. Il'duganova, G. M. Gejmifikaciya processa obucheniya inostrannym yazykam v vuze / G. M. Il'duganova // Mnogourovnevaya yazykovaya podgotovka v usloviyah polikul'turnogo obshchestva : Materialy VIII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Kazan', 11 iyunya 2021 goda. Kazan': Kazanskij gosudarstvennyj institut kul'tury, 2021. S. 471-475. EDN KMBRDF.

3. Obskov, A.V. Pedagogicheskie usloviya i formy realizacii interaktivnogo obucheniya inostrannomu yazyku studentov tekhnicheskogo vuza : special'nost' 13.00.08 "Teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya": dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata pedagogicheskih nauk / Obskov Aleksandr Vladimirovich, 2017.160 s.

4. Odinokaya, M.A. Tekhnologiya interaktivnogo obucheniya kak sredstvo organizacii samostoyatel'noj raboty studentov tekhnicheskogo vuza: na baze discipliny "Inostrannyj yazyk" : special'nost' 13.00.08 "Teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya" : dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata pedagogicheskih nauk / Odinokaya Mariya Aleksandrovna, 2014. 252 s.

5. Prudnikova, N.N. Pedagogicheskaya tekhnologiya formirovaniya inoyazychnoj kompetencii studentov neyazykovyh vuzov : special'nost' 13.00.01 "Obshchaya pedagogika, istoriya pedagogiki i obrazovaniya": dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata pedagogicheskih nauk / Prudnikova Nadezhda Nikolaevna, 2007.231 s.

6. Tregubova, Т. M. Modeli professional'nogo razvitiya pedagogov v usloviyah cifrovizacii: benchmarking uspeshnyh praktik / Т. M. Tregubova // Biznes. Obrazovanie. Pravo. 2021. № 3(56). S. 348-352. DOI 10.25683/VOLBI.2021.56.325. EDN EIBZLF.

7. Tukaeva, R. N. Rol' cifrovyh obrazovatel'nyh resursov v processe ovladeniya inostrannym yazykom / R. N. Tukaeva, A. A. Katekina // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021. № 72-2. S. 267-269.

8. Chermokina, R.SH. Interaktivnye formy raboty v obuchenii studentov vuza grammaticheskoj storone rechi: special'nost' 13.00.02 "Teoriya i metodika obucheniya i vospitaniya (po oblastyam i urovnyam obrazovaniya]": dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata pedagogicheskih nauk / Chermokina Regina SHamilovna, 2012.231 s.

УДК 372.8

О.Ю. Бариноба

СОВРЕ M ЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННО МУ ЯЗЫКУ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

В статье представлены наиболее актуальные образовательные инновации в сфере языковой подготовки сотрудников полиции. Автором предложено и обосновано средство реализации практической направленности занятий по английскому языку у сотрудников полиции - сценарий. Статья посвящена анализу педагогического потенциала мультимедийных технологий обучения сотрудников полиции.

Ключевые слова: Интерактивные технологии, педагогические ситуации, сценарий, видеообучение, правоохранительная деятельность

Для цитирования: Баринова О.Ю. Современные образовательные технологии в обучении иностранному языку при подготовке сотрудников правоохранительных органов // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 1. С.92-96.

Olga J.Barinova MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN THE TRAINING OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS

The article presents the most relevant educational innovations in the field of language training of police officers. The author proposed and substantiated a means of implementing the practical orientation of English language classes among police officers - a scenario. The article is devoted to the analysis of the pedagogical potential of multimedia technologies for training police officers.

Key words: Interactive technologies, pedagogical situations, script, video training, law enforcement

For citation: Barinova O.Y. Modern educational technologies in teaching a foreign language in the training of law enforcement officers // Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 1. С.92-96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.