Научная статья на тему 'Формирование компетенции обновления при обучении грамматике английского языка студентов технического вуза'

Формирование компетенции обновления при обучении грамматике английского языка студентов технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
382
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАММАТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ / ОБНОВЛЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ / GRAMMATICAL COMPETENCE / COMMUNICATION / INTERACTIVE GAMES / UPDATING COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шайкина Ольга Игоревна

Обосновывается необходимость обновления компетенций при обучении грамматике английского языка. Установлено, что формирование компетенции обновления грамматической компетенции является эффективным подходом к повышению мотивации студентов и рассматривается с позиции предложенных интерактивных упражнений, обеспечивающих актуализацию знаний грамматики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To Develop the Competence Upgrade for Teaching English Grammar Students of Technical University

The study provides the foundation for the need to upgrade competence in English grammar teaching. It is established that competence formation of grammatical competence updates is an effective approach to increase student motivation and is considered from a standpoint of the proposed interactive exercises to ensure the actualization of grammar knowledge.

Текст научной работы на тему «Формирование компетенции обновления при обучении грамматике английского языка студентов технического вуза»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 13 (342). Образование и здравоохранение. Вып. 4. С. 106-109.

УдК 811.111'36:378.147 ББК 74.5

формирование компетенции обновления при обучении грамматике английского языка студентов технического вуза

О. И. Шайкина

ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», Томск, Россия

Обосновывается необходимость обновления компетенций при обучении грамматике английского языка. Установлено, что формирование компетенции обновления грамматической компетенции является эффективным подходом к повышению мотивации студентов и рассматривается с позиции предложенных интерактивных упражнений, обеспечивающих актуализацию знаний грамматики.

Ключевые слова: грамматическая компетенция, коммуникация, интерактивные игры, обновление компетенций.

Обучение иностранным языкам в целом и английскому языку в частности претерпело множество изменений в методике преподавания, особенно в последние десятилетия, что является причиной разработки разнообразных инновационных подходов и методов. Преподавание языка — это динамичный, постоянно меняющийся процесс, в котором отсутствуют фиксированные стандарты в сравнении с другими предметами.

Современные информационные технологии проникли во все сферы жизни людей, и преподаватели должны учитывать и использовать их возможности в своей работе. Безусловно, роль преподавателя в настоящее время меняется, границы между ним и студентом становятся прозрачными, что способствует сотрудничеству. Возрастает роль и самого студента, который участвует не только в получении знаний, но и в их поиске, развитии, трансформации в практические умения и навыки [7].

Основные теории, события, тенденции и технологии, охватившие процесс обучения иностранному языку в последнее десятилетие, предполагают методику больше как «продукт» текущего времени, нежели как образовательную систему. Преподаватели по всему миру используют в практике различные направления, отвечающие ситуациям, нуждам и возможностям имеющихся ресурсов и знаний. Одним из приоритетных направлений образовательной политики государства в настоящее время является переход от знаниевой парадигмы к компетентностному подходу. Согласно Концепции модернизации российского образования, целью современного профессионального образования является подготовка

конкурентноспособных специалистов, обладающих навыками системно мыслить и действовать, наделённых творческой активностью, лидерскими качествами, отличающихся инициативностью и самостоятельностью, то есть обладающих ключевыми компетенциями, которые позволяют обучающемуся успешно осуществлять учебную деятельность, а в будущем и трудовую [2].

Ключевым понятием в словосочетании «ком-петентностный подход» является термин «компетенция/компетентность». Существует огромное количество работ, посвященных изучению данного явления, а также его определению. И. А. Зимняя трактует понятие компетенции с позиции внутренних, потенциальных, сокрытых знаний, представлений, системы ценностей, которые впоследствии проявляются в компетентности человека. А. В. Хуторский определяет компетенцию как «социальное требование (норму) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определённой сфере» [1; 5].

Таким образом, компетентность — это более глобальное, структурированное понятие, представляющее собой совокупность взаимосвязанных компетенций. Основной целью обучения иностранным языкам в вузе является развитие коммуникативной компетенции. Приобретение студентами коммуникативной компетенции ориентировано на формирование такого уровня владения иностранным языком, который позволит использовать его для удовлетворения профессиональных потребностей, реализации личных и деловых качеств и дальнейшего самообразования. В процессе формирования коммуникатив-

ной компетенции студенты пользуются средствами языка — его словарём и грамматикой — для построения высказываний, которые были бы понятны адресату. Однако знания только словаря и грамматики недостаточно для того, чтобы общение на данном языке было успешным: надо знать ещё условия употребления тех или иных языковых единиц и их сочетаний.

В рамках компетентностного подхода грамматические явления, с точки зрения коммуникации, изучаются и усваиваются не как отдельно взятые структуры, а как средства выражения определённых мыслей, отношений, коммуникативных намерений. Грамматическая компетенция в рамках коммуникативного подхода рассматривается как способность к пониманию и выражению мысли в процессе общения и распознаванию грамотно сформулированных фраз и предложений в соответствии с принципами, аккумулирующими лексические элементы в значимые фразы и предложения.

Основываясь на выделяемых отечественными и зарубежными исследователями этапах формирования грамматического навыка, Л. И. Карпова предлагает алгоритм формирования грамматической коммуникативной компетенции:

1. Презентация — демонстрация какого-либо речевого образца (грамматической структуры) в контексте коммуникативной ситуации.

2. Языковая практика — практическая часть формирования грамматических навыков. На этом этапе акцентируется форма изучаемого грамматического явления. Новое грамматическое явление, представляемое обучающимся, требует работы над формой в процессе целенаправленной практики; в процессе имитации, подстановки и трансформации.

3. Коммуникативная практика. На данном этапе осуществляется развитие и совершенствование коммуникативных грамматических навыков и речевых умений в процессе коммуникативной практики; стадий репродукции и комбинирования.

4. Обратная связь. На данном этапе оценивается степень усвоения введённого грамматического материала.

Из вышеперечисленных этапов в рамках нашего исследования наиболее важным представляется коммуникативная практика, в ходе которой эффективный результат напрямую зависит от умения использовать изучаемое грамматическое явление непроизвольно в любых коммуникативных ситуациях.

Согласно рабочей программе по дисциплине «Иностранный язык», составленной на основе Стандарта ООП ТПУ, в соответствии с требованиями ФГОС ВПО студенты первого цикла обучения (1-2-й курс) иностранному языку в техническом вузе должны:

— знать основы грамматической системы ИЯ;

— уметь вести диалог/полилог, строить монологическое высказывание в пределах тем, соответствующих направлению подготовки;

— владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией.

Также необходимо отметить, что программы и учебно-методические комплексы по дисциплинам в вузе составляют сами преподаватели, исходя прежде всего из своих потенциальных возможностей и компетентностей. Они же решают, какие вопросы актуализировать, что наиболее и наименее важно в осваиваемой деятельности. И наконец, они сами выбирают технологии обучения, как правило, традиционные — практические занятия и лабораторные или интенсивные — анализ ситуаций, интерактивные игры, тренинги.

С учётом требований, предъявляемых студентам 1-2-го курса технического вуза и из необходимости расширения границ роли преподавателя, для успешного осуществления развития и совершенствования коммуникативных грамматических навыков и речевых умений в процессе коммуникативной практики мы выделяем приоритетный аспект грамматической коммуникативной компетенции, нацеленный на формирование компетенции обновления компетенций [3].

Поскольку объектом нашего исследования выступает обучение грамматике английского языка посредством обновления компетенций, необходимо отметить, что формирование компетенции обновления грамматической компетенции является эффективным подходом, в основе которого лежит интерактивная форма работы, а именно презентация грамматических игр, развивающих, совершенствующих и непосредственно контролирующих использование грамматических структур в процессе коммуникативной практики.

Анализ научно-методической литературы показал, что интерактивные формы работы являются малоиспользуемым резервом в обучении студентов грамматике английского языка. Они позволяют овладеть образованием, значением и функцией грамматического явления на основе

108

О. И. Шайкина

применения возможностей непроизвольной памяти и внимания.

На сайте www.englishmedialab.com представлены интерактивные игры различных уровней сложности по всем аспектам языка, в том числе и по грамматике. Процесс знакомства студентов с представленными на сайте играми проводится на этапе совершенствования грамматической компетенции в аудитории, оснащённой компьютерами для каждого студента. Так, например, online игра Snakes andLadders на определение времён английского языка Present Simple и Present Continuous (Progressive) нацелена не только на распознавание структур данных времён, но и на активизацию их запоминания в разных контекстных формах. Также можно представить игру Basketball Game на отличие действительного залога от страдательного (Passive or Active Voice). Суть игры состоит в том, что при неправильном ответе у студента снижаются шансы попасть мячом в кольцо. Выигрыш сопровождается соответствующими аудиовозгласами выбранного игрока, что вызывает положительные эмоции, активизируя мыслительный процесс на правильность ответов. При завершении игры студентам предлагается выполнить работу над ошибками при их наличии с возможными комментариями преподавателя.

Запоминание употребления различных грамматических структур происходит гораздо эффективнее, чем в процессе традиционной отработки, при использовании грамматических упражнений. Установлено, что студенты на этапе обратной связи, где оценивается степень усвоения вве-

дённого грамматического материала, визуализируют похожие структуры, с которыми у них были трудности при завершении той или иной игры. Привлечение студентов к интерактивным формам работы развивает их интерес к изучению английского языка, творческие способности. Они осознают, что в условиях нынешнего инновационного развития необходимо быть конкурентно-способными специалистами, вследствие чего целенаправленно ищут пути для самообразования, а именно обновления своих компетенций.

Исходя из вышесказанного следует отметить, что информационная составляющая обновления грамматической компетенции может быть представлена в виде следующих умений:

— умения самостоятельного поиска студентами путей и вариантов решения поставленной учебной задачи;

— умения осваивать постоянно меняющиеся информационные технологии;

— умения достигать уровня осознанной компетентности.

Таким образом, процесс формирования компетенции обновления грамматических компетенций у студентов технического вуза способствует повышению мотивации к усвоению материала и совершенствованию навыков грамматической компетенции при интерактивной форме работы. Очевидно, что роль преподавателя, понимающего и принимающего динамику инновационного развития, меняется, развивая у будущих специалистов способности к выработке принципиально новых компетенций, адекватных современной меняющейся реальности.

Список литературы

1. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. М. : Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 132 с.

2. Кострова, Ю. С. Генезис понятий «компетенция» и «компетентность» / Ю. С. Кострова // Молодой учёный. 2011. № 12. С. 102-104.

3. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение : учеб. пособие / А. П. Панфилова. М. : Академия, 2009. С. 19-22.

4. Собинова, Л. А. Компоненты коммуникативной компетенции при обучении профессионально-ориентированному иноязычному чтению студентов технического вуза / Л. А. Собинова // Изв. Самар. науч. центра РАН. 2013. № 15. С. 2-3.

5. Хуторский, А. В. Современная дидактика / А. В. Хуторский. М., 2007.

6. Чермокина, Р. Ш. Интерактивные формы работы в обучении студентов вуза грамматической стороне речи : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Чермокина Регина Шамиловна. Н. Новгород, 2012.

7. Shaykina, O. I. Information technology in English language teaching. Podcasting in higher education / O. I. Shaykina // Молодой учёный. 2012. № 6. С. 287-289.

8. URL: http://englishmedialab.com/GrammarGames/present%20tenses/present%20tenses%20snakes%20 and%20ladders.html

9. URL:http://englishmedialab.com/GrammarGames/basketball/active%20vs.%20passive%20voice/ac-tive%20vs.%20passive%20voice.html

Сведения об авторе

Шайкина Ольга игоревна — аспирант заочной формы обучения, преподаватель кафедры иностранных языков Физико-технического института Национального исследовательского Томского политехнического университета, Томск, Россия. [email protected]

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2014. № 13 (342). Education and Healthcare. Issue 4. P. 106-109.

to develop the competence upgrade for teaching english grammar students of technical university

O. I. Shaykina

Graduate Student of Tuition by Correspondence, Teacher of Department of Foreign Languages of Physics and Technology Institute of National Research Tomsk Polytechnical University, Tomsk, Russia. [email protected]

The study provides the foundation for the need to upgrade competence in English grammar teaching. It is

established that competence formation of grammatical competence updates is an effective approach to increase

student motivation and is considered from a standpoint of the proposed interactive exercises to ensure the actualization of grammar knowledge.

Keywords: grammatical competence, communication, interactive games, updating competencies.

References

1. Zimnyaya, I. A. Klyuchevihe kompetentnosti kak rezuljtativno-celevaya osnova kompetentnostnogo pod-khoda v obrazovanii [Key competence as a productive and target basis of competence-based approach in education] / I. A. Zimnyaya. M. : Issledovateljskiyj centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2004. 132 s.

2. Kostrova, Yu. S. Genezis ponyatiyj «kompetenciya» i «kompetentnostj» [Genesis of the concepts "competence" and "competence"] / Yu. S. Kostrova // Molodoyj uchenihyj. 2011. № 12. S. 102-104.

3. Panfilova, A. P. Innovacionnihe pedagogicheskie tekhnologii. Aktivnoe obuchenie [Innovative pedagogical technologies. Active training] : ucheb. Posobie / A. P. Panfilova. M. : Akademiya, 2009. S. 19-22.

4. Sobinova, L. A. Komponentih kommunikativnoyj kompetencii pri obuchenii professionaljno-orien-tirovannomu inoyazihchnomu chteniyu studentov tekhnicheskogo vuza [Components of communicative competence when training professional to the focused foreign-language reading students of technical college] / L. A. Sobinova // Izv. Samarskogo nauch. Centra RAN. 2013. № 15. S. 2-3.

5. Khutorskiyj, A. V. Sovremennaya didaktika [Modern didactics] / A. V. Khutorskiyj. M., 2007.

6. Chermokina, R. Sh. Interaktivnihe formih rabotih v obuchenii studentov vuza grammaticheskoyj storone rechi [Interactive forms of work in training of students of higher education institution in the grammatical party of the speech] : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.02 / Chermokina Regina Shamilovna. N. Novgorod, 2012.

7. Shaykina O. I. Information technology in English language teaching. Podcasting in higher education / O. I. Shaykina // Young scientist. 2012 . № 6. P. 287-289.

8. URL: http://englishmedialab.com/GrammarGames/present%20tenses/present%20tenses%20snakes%20 and%20ladders.html

9. URL:http://englishmedialab.com/GrammarGames/basketball/active%20vs.%20passive%20voice/ac-tive%20vs.%20passive%20voice.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.