Научная статья на тему 'Особенности обучения грамматике английского языка в неязыковых вузах'

Особенности обучения грамматике английского языка в неязыковых вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
579
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Область наук
Ключевые слова
обучение / грамматика / education / grammar

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербакова Ирина Владимировна

B статье описываются особенности обучения грамматике английского языка в неязыковом вузе. Грамматика – это определенный свод правил, который необходимо знать, для того чтобы правильно строить грамматическую речь. При помощи теоретических знаний мы сможем формировать правильное построение речи. Иностранный язык – это средство общения в профессиональной сфере, для развития международных контактов, для обмена опытом, совершенствования профессиональных знаний и умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щербакова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The peculiarities of learning English grammar in non-linguistic universities

The article describes the peculiarities of teaching English grammar in the non-linguistic university. Grammar is a specific set of rules that you need to know in order to properly build grammatical speech. With the help of theoretical knowledge we will be able to form correct speech patterns. Foreign language is a means of communication in the professional sphere, for the development of international contracts for the exchange of experience, improvement of professional knowledge and skills.

Текст научной работы на тему «Особенности обучения грамматике английского языка в неязыковых вузах»

The peculiarities of learning English grammar in non-linguistic universities Shcherbakova I. (Russian Federation)

Особенности обучения грамматике английского языка в неязыковых вузах

Щербакова И. В. (Российская Федерация)

Щербакова Ирина Владимировна / Shcherbakova Irina - преподаватель, кафедра иностранных языков,

Ростовский государственный строительный университет, г. Ростов-на-Дону

Аннотация: в статье описываются особенности обучения грамматике английского языка в неязыковом вузе. Грамматика - это определенный свод правил, который необходимо знать, для того чтобы правильно строить грамматическую речь. При помощи теоретических знаний мы сможем формировать правильное построение речи. Иностранный язык - это средство общения в профессиональной сфере, для развития международных контактов, для обмена опытом, совершенствования профессиональных знаний и умений.

Abstract: the article describes the peculiarities of teaching English grammar in the non-linguistic university. Grammar is a specific set of rules that you need to know in order to properly build grammatical speech. With the help of theoretical knowledge we will be able to form correct speech patterns. Foreign language is a means of communication in the professional sphere, for the development of international contracts for the exchange of experience, improvement of professional knowledge and skills.

Ключевые слова: обучение, грамматика.

Keywords: education, grammar.

УДК 81.22

Дисциплина «иностранный язык» является обязательным программным требованием неязыковых вузов. Иностранный язык - это средство общения в профессиональной сфере, для развития международных контактов, для обмена опытом, совершенствования профессиональных знаний и умений.

Главными причинами невысокого уровня обучения иностранному языку в неязыковом вузе являются: небольшое количество часов, отводимое для изучения данной дисциплины; отсутствие специальной подготовки преподавателей иностранного языка в неязыковых вузах; а также низкий уровень знаний иностранного языка в средней школе.

Преподаватель иностранного языка неязыкового вуза должен обладать знаниями языка на том уровне, на котором он сможет свободно общаться в профессиональной сфере. Обучение грамматике играет важную роль в изучении иностранного языка. Грамматика - это определенный свод правил, который необходимо знать, для того чтобы правильно строить грамматическую речь. При помощи теоретических знаний мы сможем формировать правильное построение речи.

Многие считают, что грамматика представляет свод правил, которые необходимо вызубрить. Однако в настоящее время существует большое количество грамматических упражнений, с помощью которых процесс обучения можно сделать интересным и увлекательным для обучающихся. От знаний грамматики иностранного языка будет зависеть уровень владения иностранным языком.

При обучении грамматике английского языка не нужно ее сопоставлять с грамматикой русского, так как они очень отличаются. У обучающихся вызывает недоумение «знакомство» с артиклем и большим количеством времен. Не стоит искать похожих тем в русском языке. При обучении не стоит приступать к изучению сложных тем и большому количеству материала; нужно знать, что вы имеете «стойкий фундамент» в знаниях. После усвоения теоретических знаний необходимо их закрепить при помощи выполнения грамматических упражнений.

Чтобы лучше запомнить грамматическую теорию, необходимо представить ее с помощью наглядных пособий (для обучающихся в неязыковых вузах для этого лучше всего подойдут мультимедийные кабинеты с определенными программами), главное, чтобы было все представлено на примерах из разговорной речи [5].

Лучшим способом для закрепления грамматики являются не только упражнения, но и диалоги, соревнования и, конечно, разнообразные игры [3]. Примером, где можно почерпнуть все вышеперечисленное, могут быть книги Peter Watcyn-Jones - «Grammar Games and Activities» и «More Grammar Games and Activities». Учебник предназначен как для обучающихся, которые только начинают изучать язык, так и для обучающихся с продвинутым уровнем знания языка. Учебник содержит в себе 120 игр, которые направлены на тренировку и закрепление знаний и навыков грамматики английского языка [5].

Следует отметить, что на изучение иностранного языка в неязыковых вузах выделяется малое количество часов, обучающиеся, имеющие разные уровни владения языком, не всегда могут освоить программу и, как следствие, у них снижается мотивация в обучении иностранному языку [3].

Овладение знаниями грамматики английского языка - самое сложное в обучении иностранному языку. Грамматика английского языка представлена 12 временами глагола (что представляет трудность по сравнению с русским языком), пассивным и активным залогом, модальными глаголами и т. д. [6].

Большее количество грамматических правил английского языка воспринимается легче, если примеры можно привести из разговорной речи, опираясь на ту область, в которой обучающийся наиболее компетентен. Рассмотрим примеры, как научить распознавать такие времена, как Present Simple, Present Continuous и Present Perfect. Если студент обучается на факультете информационных технологий, то при изучении такой темы, как Present Simple, следует приводить такие примеры: «Я играю в компьютерные игры каждый день». Если же мы начнем повторять о том, что это время обозначает регулярно совершаемое действие, это окажется бесполезной тратой времени. Это вызовет недоумение в глазах обучающихся и их потерянность во времени и пространстве, поскольку они не всегда понимают то, что «солнце встает на востоке» - это неоспоримый факт.

При изучении времени Present Continuous не нужно твердить, что действие происходит в данный момент, иначе студентов можно ввести в депрессию и заставить сомневаться. А лучше всего привести такие примеры: «В этом году я играю в «Game of War», а в следующем я буду играть в «The Tanks».

Изучение Present Perfect подразумевает понятие такой формулировки, как «действие произошло в прошлом, но его результат актуален в настоящий момент». И без примеров не всегда удается понять этой темы: «Сегодня я сломал системный блок и не могу написать новый алгоритм». Студенты начнут вести дискуссию по этому поводу, но вас, как преподавателя, не должно это волновать, главное -правильно построить предложение [6].

Все особенности обучения грамматике английского языка необходимо учесть при обучении какой -либо грамматической теме. Сам процесс обучения можно сделать интересным и увлекательным, и обучение грамматике не будет казаться чем-то «невыполнимым».

Литература

1. Лукьяненко С. И. Изучение грамматики в целях развития навыков говорения (на материале немецкого языка). // Вопросы методики обучения иностранным языкам в школе и ВУЗе. - Ростов-на-Дону: РПИ, 1977. С. 91.

2. Машкина Ю. В. Методика формирования иноязычных грамматических навыков у студентов -бакалавров лингвистического вуза посредством мультимедийной программы. // Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова. - Нижний Новгород, 2012, С. 188.

3. Самсонова Н. И. Особенности обучения грамматике немецкого языка в неязыковых ВУЗах.

4. Спичко Н. А. Использование дифференцированных программ при обучении грамматике английского языка на 1 курсе языкового педагогического вуза. // Вестник московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2008, № 1, С. 88-96.

5. Спичко Н. А. Основные направления повышения эффективности образовательной среды при обучении грамматике английского языка в педагогическом вузе. // Иностранные языки в школе. 2009, № 7, С. 2-8.

6. Чермокина Р. Ш. Грамматика в обучении иноязычной речи на неязыковых факультетах вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.