Шайкина Ольга Игоревна
ОТКРЫТЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ НА ОСНОВЕ ..
педагогические науки
УДК 811.111'36:378.147
ОТКРЫТЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ НА ОСНОВЕ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ТОМСКОМ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
© 2016
Шайкина Ольга Игоревна, соикатель
Национальный Исследовательский Томский Политехнический Университет, г.Томск (Россия)
Аннотация. Исследование описывает смешанное обучения как инновационный метод, который сочетает в себе различные подходы, поддерживаемые с помощью гибких интерактивных платформ и открытых образовательных ресурсов. Дано определение понятиям «смешанное обучение» и «открытые образовательные ресурсы». Использование метода смешанного обучения предполагает, что в эпоху информационных технологий современные методики образовательной системы традиционной формы передачи знаний могут оптимально сочетаться с преимуществами дистанционных технологий. Проведены теоретические исследования и анализ открытых образовательных ресурсов и электронных платформ, которые предлагают новые среды для повышения квалификации и совершенствования компетенций преподавателей. Определены компоненты смешанного обучения. Установлено, что методически грамотная организация применения всех компонентов смешанного обучения является эффективным подходом к совершенствованию педагогической деятельности и рассматривается с позиции предложенных интерактивных репозиториев, обеспечивающих актуализацию знаний в области информационных и коммуникационных технологий. Представленные выводы в данном исследовании могут быть использованы в педагогической деятельности преподавателей, понимающих и принимающих динамику инновационных модификаций, что является результатом развития способности к выработке у будущих специалистов принципиально новых компетенций, адекватных новой конкурентной среде.
Ключевые слова: смешанное обучение; онлайн ресурсы; иностранный язык; электронная платформа; информационные технологии; репозиторий; образовательная система.
OPEN EDUCATIONAL RESOURCES ON THE BASIS OF BLENDED LEARNING IN TOMSK POLYTECHNIC UNIVERSITY
© 2016
Shaykina Olga Igorevna, applicant
National Research Tomsk Polytechnic University, Tomsk (Russia)
Abstract. The study describes an innovative blended learning method that combines a variety of approaches, supported by a flexible interactive platforms and open educational resources. The definition of the concepts of "blended learning" and "open educational resources" is given. The use of blended learning suggests that in the age of information technology modern methods of traditional forms in educational system can be optimally combined with the advantages of remote sensing technologies. The theoretical study and analysis of open educational resources and electronic platforms offer new environment for teacher's training and competence improvement. The components of blended learning are defined. It is found that methodically competent organization of the use of all components of blended learning is an effective approach to improve teaching activities and is singled out from the perspective of the proposed interactive repositories that provide the actualization of knowledge in the field of information and communication technologies. The findings of the study can be used in the teaching activities of researchers who understand and accept the dynamics of innovative modifications as a result of the capacity development of future specialists skills of fundamentally new competences which are considered to be as adequate to new competitive environment.
Keywords: blended learning; online resources; foreign language; electron platform; information technology; repository; educational system.
Роль образования как основы социально-духовного, экономического и политического развития любого социума определяется тем, насколько значимыми и востребованными для общественного развития являются знания людей, их опыт, совершенствование профессионально-личностных качеств. Эта роль постоянно меняется с позиции необходимости обновления компетенций, которые порождают новые представления об инновационном развитии обучения [1, с. 19].
Обучение иностранным языкам в целом, и английскому языку в частности, претерпело множество изменений в методике преподавания, особенно в последние десятилетия, что является причиной разработки разнообразных инновационных подходов и методов. Основные теории, события, тенденции и технологии, охватившие процесс обучения иностранному языку в последнее десятилетие, предполагают методику больше как «продукт» текущего времени, нежели как образовательную систему [2].
Традиционная система не адаптирована к быстрым технологическим изменениям в современном информационно-ориентированном обществе. Таким образом, постоянное совершенствование контента, методов и приемов необходимы для обучения студентов, которые готовы стать конкурентноспособными специалистами, обладающие навыками системно мыслить и действовать, наделенные творческой активностью, лидерскими качествами, отличающиеся инициативностью и самостоятельностью.
Без сомнения, роль преподавателя в настоящее время меняется, границы между ним и студентом стираются, что облегчает коллаборацию. Роль студента, который участвует не только в получении знаний, но и в их поиске, развитии и трансформации в практические навыки, также растет.
Вовлечение студентов в интерактивные формы работы развивает их интерес и творческий подход к обучению [3-11]. Студенты понимают, что в непрерывном потоке инновационного развития необходимо иметь преимущество, чтобы искать пути к самообразованию целенаправленно.
Можно говорить о том, что новая образовательная среда, основанная на использовании информационных технологий, не может быть полностью реализована только в рамках традиционного очного обучения. Соответственно, одним из путей решения текущей проблемы заключается в использовании в форме смешанного обучения [12, с. 319].
Термин «смешанное обучение» впервые появился в конце 90-х годов и в то время часто ассоциировался с «дополнением к традиционному обучению наряду с электронным обучением». Чарльз Грэхэм описывает историческое появление смешанного обучения как конвергенцию между средой face-to-face и компьютером [13, с. 7]. Педагогическая ценность возможностей смешанного обучения весьма значительна для того, чтобы охватить гораздо более широкий спектр методов и подходов в рамках инновационного метода. По словам
педагогические науки
Шайкина Ольга Игоревна ОТКРЫТЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ НА ОСНОВЕ ...
Дэбры Марш, сегодня смешанное обучение может быть реализовано в упрощенной модели традиционных занятий и «инструментов», то есть средств обучения для достижения оптимальной обучающей среды. Эллиот Месси также подчеркивает, что эффективное обучение - это «смешанное» получение знаний, имея в виду, безусловно, использование e-learning как приоритетное направление преподавательской деятельности [14, с. 12]. К исследованию данного метода обращаются и отечественные ученые Е.С. Полат, А.В. Хуторский, А.П. Панфилова, Р.Ш. Чермокина [15; 16; 17, с. 48-52].
Исходя из вышеперечисленных определений, можно обозначить смешанное обучение как инновационный метод преподавания, сочетающий гибкие интерактивные платформы и ресурсы, которые предлагают новые подходы в совершенствовании навыков и обновления компетенций.
Основываясь на определении, выделяем 4 компонента смешанного обучения:
1. Аудиторные занятия в режиме face-to-face под руководством преподавателя или инструктора. Данный формат представляет собой традиционную форму обучения с использованием интерактивных технологий в компьютерном классе.
2. Онлайн обучение. Сочетает различные виды деятельности в контексте информационных технологий, такие как поиск информации в Интернете, сбор и последующий анализ. Как правило, данный вид обучения студенты осваивают самостоятельно на основе полученных инструкций от преподавателя.
3. Совместная учебная деятельность - это взаимодействие студентов во всемирной сети в синхронном или асинхронном режиме. Работа ведется совместно с преподавателем, организованная в формате вэбинара, с помощью онлайн-мессенджера Скайп (Skype), форумах для дискуссий на различных образовательных платформах.
4. Независимое обучение. Студент занимается поиском информации самостоятельно, получает ее дозиро-ванно в рамках тех знаний, которые приобрел на аудиторных занятиях.
Таким образом, из вышеперечисленных компонентов в рамках исследования метод смешанного обучения может повысить эффективность образовательного процесса в условиях меняющейся парадигмы современного преподавания, если компоненты применяются в методически правильно организованном, логическом порядке [18].
Н.В. Сидакова отмечает, что разнообразие информационно-коммуникационных технологий отображает, как результат, приобретение знаний студентами в дозированном объеме. Большое внимание завоевывает освоение метода дистанционного обучения, который может быть как альтернативой, так и дополнением к традиционному аудиторному занятию [19, с. 149]. Безусловно, результативным дополнением можно назвать процесс грамотного выбора эффективного «блэнда» - образовательного онлайн ресурса, правильная подборка которого и обеспечивает продуктивную работу преподавателя в рамках смешанного обучения.
Элеонора Голдберг утверждает, что понятие «открытые образовательные ресурсы» (ООР) впервые появилось в конце 90-х годов по инициативе группы исследователей из Массачусетского Института Высоких Технологий, которые определили данное направление как цифровой объект обучения, позволяющий преподавателям, открыто использовать, копировать и делиться вспомогательными обучающими материалами [20, с. 334]. Ричард Ларсон, определяя ООР как значительную часть мирового человеческого наследия, подчеркивает, что использование образовательных онлайн ресурсов должно быть бесплатным и открытым [21].
В результате, открытые образовательные ресурсы -это Интернет материалы, используемые для поддержки
обучения, находящиеся в свободном доступе для загрузки на любые носители в том числе, могут быть повторно использованы, модифицированы и распространены в образовательных целях любым пользователем. Наиболее значительным преимуществом ООР является разнообразие материалов, которое позволяет значительно сэкономить время для преподавателей при подготовке к проведению занятия и обозначить способ реализации новых методов и подходов к обучению. Открытые образовательные ресурсы, как правило, публикуются и распространяются через Интернет, соответствуя авторской лицензии, которая разрешает свободный и неограниченный доступ к повторному использованию.
Изучение иностранных языков составляет значительную часть образовательной программы в Томском Политехническом Университете. Преподаватели прилагают немало усилий для вариативности и гибкости процесса обучения, чтобы студенты были в состоянии аккумулировать максимум предлагаемой информации в условиях ограниченного количества аудиторных часов. Зачастую, преподаватели обладают недостаточным количеством информации по поиску и анализу эффективных ресурсов просто потому, что доступ к ним не анонсируется в глобальных масштабах.
В данной работе проведено теоретическое исследование открытых образовательных ресурсов и Интернет-репозиториев, использующиеся в академических целях, созданные для обеспечения продуктивности работы преподавателя в рамках смешанного обучения.
www.goconqr.com
GoConqr представляет собой интернет-платформу для создания и совместного использования контента в различных форматах, таким образом, что студенты могут осуществлять свою учебную деятельность. Использование инструментов GoConqr внутри аудитории направлено на совместную работу как групповую под руководством преподавателя, так и самостоятельно с домашнего компьютера. Данный ресурс подходит для проведения дискуссий онлайн и тестирования знаний в целом. Студенты могут провести коллективное обсуждение и практиковать знание вокабуляра путем создания карточек-перевертышей (Flashcard) или интеллектуальных карт (Mind-map), тестов (quize) в различных вариациях, затем обмениваться ими через клик «поделиться» (share). Что касается преподавателей, то они находятся в роли админа группы, создавая соответствующий контент задач, который может быть опубликован или распространен среди других пользователей веб-сайта, которые имеют схожие направления тематических задач. Например, администратор может создать несколько групп для студентов различных специальностей и уровней владения иностранным языком, и студенты, в этом случае, работают только в рамках созданного контента. Процесс регистрации очень прост и осуществляется с помощью аккаунтов в Google или Facebook, также по электронной почте.
www.thinglink.com
ThingLink представляет собой интерактивную медиа платформу, которая позволяет преподавателям создавать привлекательный контент путем добавления мультимедийных ссылок на отдельные элементы фотографий и видеофайлов. К примеру, подбирается картинка или видео по заданной теме, на отдельные объекты ставится метка, которую в специальном окне сайта можно обозначить как просто определением этого объекта, так и дополнить ссылкой на более детальную информацию в Интернете. Также, есть возможность отслеживать взаимодействие с вашим контентом другими пользователями, просматривать способы распространения созданных интерактивных иллюстраций через сеть Интернет. По опыту, можно сказать, что студенты с огромным удовольствием используют этот ресурс в академических целях на иностранном языке, а также делятся созданными интерактивными фото в рамках других дисциплин своей
Шайкина Ольга Игоревна педагогические
ОТКРЫТЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ НА ОСНОВЕ ... науки
специализации. Регистрация на сайте происходит с помощью аккаунта Google или самостоятельной регистрации с помощью логина и пароля.
http://presentme-edu. com
Present.me - это интерактивный ресурс, с помощью которого можно создавать, добавлять и загружать свои авторские видео и аудио файлы. Весь необходимый контент для быстрого создания видеозаписи располагается в свободном доступе на данном сайте. Это приложение отличается своей простотой и многофункциональностью. Помимо этого, нет необходимости в специальных знаниях и умениях в технической области, чтобы использовать предлагаемые онлайн-инструменты. В качестве образовательной платформы, Present.me предоставляет возможность записать занятие целиком или отдельную тему, чтобы студенты смогли просмотреть его в любое удобное для них время. Созданным продуктом на базе данного сайта легко поделиться: необходимо нажать «publish», затем «share», после этого будет предложено отправить свою видеозапись по электронной почте, через известные социальные сети или разместить в рамках собственного блога.
Все перечисленные выше Интернет платформы и ресурсы призваны обеспечить эффективное взаимодействие преподавателей и студентов в динамично-развивающихся условиях смешанного обучения. Они завоевали популярность среди студентов Томского политехнического университета своей простотой в использовании, не требуют дополнительного обучения или специальных навыков владения техническими средствами.
Данное исследование о внедрении открытых образовательных ресурсов, с нашей точки зрения, является научной новизной. Тенденция к поиску и анализу новых репозиториев, призванных осуществлять педагогическую деятельность преподавателей иностранного языка для создания продуктивной смешанной среды обучения, продолжится. Было также определено, что информационная поддержка преподавателей составляет значительную часть в поиске контента, что дает возможность интегрировать инновационные и технологические достижения различных образовательных Интернет-ресурсов. Дальнейшее исследование практических решений в области смешанного обучения является перспективным направлением, которое взаимодополняет лучшие инновационные теоретические основы и практические ресурсы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение: учеб. пособие. М.: Академия, 2009. 19 с.
2. Шайкина О.И. Формирование компетенции обновления при обучении грамматике английского языка студентов технического ВУЗа // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Образование и здравоохранение. 2014. № 4. С. 106-109.
3. Саглам Ф.А. Интерактивные методы изучения практикоориентированных разделов психолого-педагогических дисциплин // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1. С. 65-68.
4. Томина Е.И. Возможности применения интерактивной доски при проведении занятий по теории функции комплексного переменного // Самарский научный вестник. 2014. № 2 (7). С. 124-129.
5. Новикова А.В. Опыт использования информационных интерактивных образовательных технологий в техническом вузе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 6 (22). С. 239-242.
6. Тимирясова Л.Б. Использование интерактивных мультимедийных проектов в обучении иностранным языкам // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 109-111.
7. Рахметова А.Т. Использование интерактивных методов обучения на занятиях по русскому и иностран-136
ному языку как средство активизации познавательной деятельности студентов // Самарский научный вестник. 2015. № 1 (10). С. 107-110.
8. Сидакова Н.В. Презентация как одна из форм интерактивного обучения // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 143-145.
9. Рябухина Е.В., Нуждина М.В. Активные и интерактивные образовательные технологии в вузе // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 26-29.
10. Смирнова Е.В. Использование средств информационных и коммуникационных мультимедиа-технологий в обучении иностранному языку на ранних этапах возрастного развития // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 114-116.
11. Андрюхина Т.Н. Опыт применения образовательных технологий в вузе // Самарский научный вестник. 2015. № 2 (11). С. 136-138.
12. Bersin J. [The Blended Learning Book]. San Fransisco, CA: John Wiley & Sons, 2004, 319 p.
13. Marsh D. [Blended Learning. Creating learning opportunities for language learners]. New York, Cambridge University Press, 2012, 7 p.
14. Bonk C.J., Graham C.R. [Handbook of blended learning: Global Perspectives, local designs]. San Francisco, CA: Pfeiffer, an imprint of Wiley, 2004, 12 p.
15. Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения: учеб. пособие. М.: Академия, 2004. 416 с.
16. Хуторской A.B. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению. М.: ИОСО РАО, 2000. 304 с.
17. Чермокина Р.Ш. Интерактивные формы работы в обучении студентов вуза грамматической стороне речи: диссертация кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2012. С. 48-52.
18. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие. М.: Академия, 2007. 368с.
19. Сидакова Н.В. Иностранный язык дистанционно: «pro» и «contra» // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 3. С. 149-152.
20. Goldberg E.J., LaMagna M. Open educational resources in higher education. College and research libraries, 2012, vol. 73, no. 6, pp. 334-337.
21. Larson R.C., Murray E.M. Open educational resources for blended learning in high schools: overcoming impediments in developing countries. Journal of Asynchronous Learning Networks, 2008, vol. 12, no. 1, pp. 85-103.