Применение технологий интерактивного обучения иностранному языку в начальной школе
Саглам Фируза Альбертовна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии, практической психологии и педагогики, ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова (ИЭУП)»
E-mail: firuzasaglam@mail.ru
Ситдикова Гульназ Ринатовна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки в профессиональной коммуникации», ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова (ИЭУП)» E-mail: SitdikovaGR@ieml.ru
Статья рассматривает вопрос об эффективных методах преподавания иностранного языка в начальной школе. Для лучшего усвоения учениками занятий по лексике, фонетике, грамматике и т.д. учителя обращаются к различным методикам преподавания иностранного языка. Эффективной при этом является игровая методика обучения языку, когда обучающиеся вовлекаются в интерактивные занятия, лучше усваивают английский, иногда не осознавая, что учатся. Учитывая положительное влияние игровой технологии, их следует включить в процесс обучения детей. Это позволит обучающимся учиться самостоятельно, а преподаватели будут лишь проводниками в процессе обучения. Когда они учатся с помощью игры, обучающиеся обдумывают информацию, которую они сохраняют в своей памяти, это делает их создателями знаний, а не просто повторителями информации.
Ключевые слова: начальная школа, методика преподавания, преподавание иностранного языка, иностранный язык.
Введение
На учителе начальной школы находится огромная ответственность, он должен привить юному ученику желание открывать для себя мир, повышать мотивацию к изучению иностранного языка, который открывает двери в новую культуру, новый стиль жизни и новые социальные взаимоотношения. Важно научить детей воспринимать информацию на уроке как полезную и необходимую для успешного будущего, возможно, будущей профессии.
Несомненно, целью урока является не только изучение грамматики и пополнение словарного запаса. Ученик должен осознать важность изучения иностранных языков и культурных особенностей других стран.
Для преподавания иностранного языка используются различные методы. Использование правильной методики обучения поможет мотивировать как учителей, так и обучающихся. По мере того, как учителя видят, что их ученики совершенствуются, они сами вдохновляются своими педагогическими идеями. Как только учителя становятся более мотивированными и с энтузиазмом относятся к обучению своих учеников, для обучающихся изучение иностранного языка становится намного проще и естественнее.
Выбор подходящей методики обучения иностранного языка в начальной школе является важной задачей. Популярная методика может быть совершенно не эффективной и, наоборот - совсем не популярная методика позволит заинтересовать конкретную аудиторию.
Изучение английского языка в начальной школе предполагает не только изучение грамматического правила с пояснениями на русском языке и закреплением на письме и устно в виде упражнений из учебника. Учителю необходимо активно работать с детьми, выбирая разные виды деятельности: письмо,аудирование,чтение, пересказ.
Материалы и методы: компаративное исследование и анализ теории и различных методик преподавания иностранного языка в начальной школе, обобщение результатов.
Литературный обзор
Особенности интерактивного обучения изучают Ал-мазова Н.И., Колесникова И.Л. и др.
Геймификации в образовании посвящены научные труды Кильпеляйнен Е.С., Аверьянова С.В. и др.
Особенности преподавания иностранного языка в начальной школе рассматривают Водне-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
ва О.П., Зиброва Н.Г., Марухно Е.Д., Недосеко-ва Е.В., Оськина А.А., Полунина Л.Н., Пыхтуно-ва А.Ю., Эльканова Б.Д. и др.
Использованию аудиовизуальных технологий в формировании англоязычной компетенции младших школьников посвящены исследования Саглам Н.Ю.
Савченко Т.Б., Фатеева Л.М., Носкова М.В., Адаева О.М., Малахова Е.Д. и др. исследуют использование лэпбуков на уроках иностранного языка в начальной школе.
Результаты
В начальных классах обучение иностранному языку часто реализуется в виде чтения адаптированной литературы, выполнения письменных упражнений в тетради, аудирования, работы с картинками, карточками, иллюстрациями. Для комплексной оценки обычно используются однообразные тесты, контрольная работа.
Стоит отметить, что использование такой методики практически не дает развиться у ученика устной речи: даже при осознанном понимании и запоминании основ грамматики и письма возможны трудности при попытке применить имеющиеся знания в свободной беседе на иностранном языке.
Для того, чтобы добиться эффективности на уроках можно сочетать такую методику, например, с коммуникативным методом. Основной идеей является не простое заучивание правил грамматики, а погружение ученика в языковую среду при помощи изучения литературы в оригинальном написании, просмотра оригинальных мультипликационных фильмов, активной работы в парах и мини-группах, большое количество разговорной практики [3].
Аудирование является одной из важных составляющих при изучении иностранного языка. Уроки грамматики английского заиграют новыми красками при включении на занятиях аудиокниг, подка-стов. Сосредоточиться на уроках ученикам позволяет также использование песен - петь вслух, слушать грамматические примеры очень весело и полезно. Песни запоминаются легче, чем обычные тексты.
Существует большое количество веселых, образовательных игр для изучения английского языка -филворды, кроссворды, головоломки, ребусы, анаграммы и т.д. Эти занятия помогают с грамматикой, улучшают лексические и языковые навыки [16].
Для мотивации учеников учителя используют актуальный, привлекательный контент, темы, формируют активный словарный запас. Таким образом, в классе, несомненно, поддерживается здоровая, дружелюбная атмосфера, которая способствует выполнению творческих заданий, вза-° имодействию друг с другом и с учителем. Дети " ответственно выполняют предлагаемые задания, g у них исчезает языковой барьер и страхи, связанные с общением на английском языке. Однако
сч
Л упор на коммуникативную сторону урока не озна-
чает, что грамматика не рассматривается и не усваивается, наоборот, ученики начинают активно общаться, развивают социальные и творческие особенности, применяя и закрепляя предлагаемые грамматические конструкции в режиме свободной беседы, общения.
Использование интерактива на занятиях иностранного языка обеспечивает дополнительную мотивацию изучения иностранного языка; позволяет детям практиковаться со своими сверстниками; уроки становятся менее ориентированными на учителя и направленными на обучающихся. Преимущество состоит в том, что они увлекательные и эффективные: ученики хотят узнать больше, чтобы попробовать новые игры [2].
Игровое обучение - это метод, при котором обучающиеся учатся, играя, при этом следуя различным инструкциям [8]. Эти мероприятия не просто развлекают детей, когда они могут получать удовольствие, но есть конкретная цель, которую необходимо достичь, в данном случае это изучение иностранного языка во время игры.
Игровое обучение в начальных классах достаточно эффективно. Ученики прекрасно воспринимают материал при демонстрации всевозможных картинок, рисунков, плакатов, предметов; аудиовизуальном контенте; повторении стишков, потешек, скороговорок, песенок; возможно, практических действиях [4]. Стоит отметить, что излишняя анимация, большое количество звуков, слайдов, много текста тоже могут утомить данный возраст. Ученики начальной школы довольно быстро устают, но на занятиях иностранного языка уместно вводить активность с мячом, игрушками, физическими элементами, такими как прыжки, приседания, хлопки в ладоши - дети такую методику оценят положительно.
Выполнение заданий на практическое повторение могут не требовать предварительной подготовки:
- учитель произносит слово (возможно, по конкретной изучаемой тематике), каждый последующий ученик повторяет предыдущие названные слова, добавляя свое новое (усложнением такого задания может быть произнесение части грамматического правила);
- учитель бросает ученикам мяч, произнося слово; ученик возвращает (или передает далее) его, переводя предложенное ранее слово на русский язык;
- мяч передается от ученика к ученику, вместо перевода необходимо поставить называемые существительные в форму множественного числа;
- завязать глаза ученику и попросить его описывать вручаемые в руки предметы по-английски;
- спрятать предмет в коробку и говорить о нем, не называя - класс угадывает, что внутри;
- ученики составляют много слов из большого и др.
При игровом обучении важен отклик у учеников. Если не происходит ожидаемый эффект, учи-
телю можно попробовать выяснить, кто является их любимым мультипликационным героем, например, и использовать эту информацию для подготовки следующего урока. Лучший способ найти быстрый отклик у учеников начальной школы на уроках иностранного языка - провести беседу и выяснить их любимые игры [7].
Обсуждение
Наиболее эффективным является обучение, при котором на уроке совмещаются, комбинируются все виды деятельности. При таком смешанном подходе подходит всё: создание проектов, разучивание песен, чтение комиксов (либо другой актуальной литературы), постановка пьес, творческие выступления, экскурсии и многое другое [5, 6].
Несмотря на такое разнообразие и насыщенную программу учитель следует программе, которая включает обязательные этапы, оценку и ожидаемый результат в конце учебного года.
Для того, чтобы заинтересовать ученика начальной школы в изучении грамматики английского языка, необходимо подойти к этому вопросу творчески и привнести инновационные, интерактивные элементы в процесс обучения.
В современном образовании особое внимание уделяется разработке эффективных методов преподавания иностранных языков в начальной школе. Исследования Саглам Н.Ю. включают в себя анализ использования интерактивных методов, активного взаимодействия и аудиовизуальных технологий в обучении английскому языку [10]; [12]; [13]; [14]. Автор рассматривает различные аспекты формирования языковой компетенции у младших школьников с помощью инновационных подходов, что актуализирует тему эффективных методов преподавания иностранного языка в начальной школе.
В работе Саглам Н.Ю. также обосновывается необходимость использования аудиовизуальных методов, направленных на формирование англоязычной лексической компетенции младших школьников в инклюзивном образовательном пространстве [11].
Интересным способом в данном контексте могут стать создание имитации переписки в каком-нибудь мессенджере. Скриншоты таких переписок вполне заинтересуют учеников при визуальном оформлении текстов, диалогов для изучения. Для этого нужно всего лишь в любом текстовом редакторе набрать требуемый текст, используя при необходимости смайлы, стикеры, эмоджи (по вашему сценарию) и воспользоваться специальными Интернет-сервисами. Такие упражнения, несомненно, заинтересуют детей.
Письменные навыки отрабатываются на школьной доске, в тетради, на предложенных активити листах или лэпбуках [1 ].
Лэпбуки и интерактивные тетради на занятиях являются увлекательным способом изучения иностранного языка и многих других дисциплин.
Использование лэпбуков при обучении иностранному языку в начальной школе (Lapbooking) - достаточно эффективный инновационный метод изучения языка, в результате которого ученики получают уникальный проект, который остается у них в памяти и на память.
Это учебное пособие идеально подходит для подведения итогов по любой теме. Обычно весь лэпбук посвящен одной теме. Так, это может быть информация о стране, кухне народов мира, морских животных, о чем угодно. Для внутренней части можно использовать шаблоны для лэпбука из Интернета или вырезать их самостоятельно. Элементы такой тетради можно создавать на нескольких уроках, а не все сразу, например, в младших классах можно заполнить только один шаблон на урок [9].
Лэпбуком может служить папка, тетрадь, коллаж как трехмерная подборка сочинений, рисунков и устойчивых словосочетаний и выражений, и другие различные учебные материалы, выступая в роли некоторого уникального сокровища для учителя и учеников, которые гордятся своей индивидуальной работой.
Идея создания лэпбуков состоит в том, чтобы придать творческий элемент обучению. Можно начать с простого рассказа про себя (About myself) или про свою семью (My family), составив список элементов, которые предлагается включить в тетрадь (описание каждого из членов семьи, слова из словарного запаса, фотографии или картинки) или добавить несколько дополнительных элементов по выбору ученика. Такой открытый вариант позволяет ученику выбрать то, что имеет для него значение.
Разница между этим проектом и обычной работой с бумагой и карандашом заключается в обязательной креативности. Итак, вместо того, чтобы просто записывать список персонажей и описание каждого на листе бумаги, ваш ученик, что гораздо интереснее для ученика и очень увлекательно и интерактивно для изучающего готовый лэпбук [15].
Заключение
Методология обучения иностранному языку учеников в начальной школе должна основываться на некоторых принципах: обучение через коммуникацию и общение с людьми; максимально индивидуальный подход к ученикам; интересная, полезная, актуальная информация как основа урока; повышение мотивации изучения языка; интеграция иностранного языка с другими предметами.
Дети младшего школьного возраста хорошо реагируют на интерактивные занятия, которые стимулируют воображение и творческие способности: они готовы пробовать что-то новое и хотят получать удовольствие от своего обучения в знакомой обстановке, где им удобно говорить. Эта возрастная группа готова и способна овладеть новыми языками, и преимуществ изучения ино-
сэ о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о
m О
от
З
ы о со
о с
и
см о см
странного языка в начальной школе достаточно (английский язык открывает для всех возможности для лучшего образования и возможностей трудоустройства).
Для того, чтобы заинтересовать учеников данного возраста в изучении иностранного языка учитель использует разные методики обучения, включая игровые элементы: ролевые игры (пьесы, диалоги), импровизационные (творческие проекты), соревновательные (кроссворды, бинго, филвор-ды, ребусы), ритмическая и музыкальная (танцы, физические игры с мячом), творческая (сказка, раскрашивание, лепка).
Использование в учебных целях конкретных увлечений учеников помогает учителям обучить базовой грамматике и тематической лексике. Важнее и интереснее изучать фрагменты тех мультипликационных фильмов, которые они знают и любят смотреть.
При обучении иностранному языку следует помнить о главном - о последовательности в работе с учениками начальной школы. Последовательность и согласованность в обучении позволяет знать, что нормально, а что не идет по плану.
Обучающиеся начальной школы с большой вероятностью научатся работать в группе и налаживать дружеские отношения со своими сверстниками. Следовательно, учителю иностранного языка следует начать внедрять больше групповой работы, что в дальнейшем научит обучающихся работать сообща, т.к. в начальной школе социальные отношения ребенка приобретают большое значение.
Литература
1. Адаева, О.М. Использование лэпбука на уроке английского языка в начальной школе как средство формирования коммуникативной компетенции / О.М. Адаева, Е.Д. Малахова // Поволжский педагогический вестник. - 2020. -Т. 8, № 4(29). - С. 34-43.
2. Воднева, О.П. Личностно-ориентированный подход к обучению иностранному языку в начальной школе / О.П. Воднева // Теоретические и прикладные проблемы науки и образования в 21 веке: сборник научных трудов по материалам Международной заочной научно-практической конференции: в 10 частях, Тамбов, 31 января 2012 года. Том Часть 6. - Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2012. - С. 36-38.
3. Зиброва, Н.Г. Особенности преподавания английского языка в начальной школе / Н.Г. Зиброва, А.Г. Зиброва // Инновационные процессы в информационно-коммуникационной сфере: сборник материалов V Всероссийской научно-практической конференции, Краснодар, 22 марта 2022 года. - Краснодар: Краснодарский государственный институт культуры, 2022. - С. 196-200.
4. Марухно, Е.Д. Особенности обучения иностранному языку в начальной школе / Е.Д. Марухно, Л.А. Саенко // Вести научных достижений. Психология и педагогика. - 2022. - № 11. - С. 9094. - DOI 10.36616/2686-9144_2022_11_90.
5. Недосекова, Е.В. Преподавание иностранного языка в условиях реализации ФГОС в начальной школе / Е.В. Недосекова // Совершенствование методологии и организации научных исследований в целях развития общества: Сборник статей Международной научно-практической конференции, Уфа, 24 марта 2020 года. - Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «ОМЕГА САЙНС», 2020. -С.168-170.
6. Оськина, А.А. Сказка как оптимальный методический прием обучения английскому языку обучающихся начальной школы / А.А. Оськина // Язык. Культура. Личность: Материалы международной научной конференции студентов и аспирантов, Самара, 14 декабря 2017 года / Ответственный редактор Т.Е. Баженова. Том Выпуск 4. - Самара: Самарский государственный социально-педагогический университет, 2018. - С. 29-34.
7. Полунина, Л.Н. Подготовка будущих учителей к иммерсивному обучению иностранному языку в начальной школе / Л.Н. Полунина // Университет XXI века: научное измерение: Материалы научной конференции научно-педагогических работников, аспирантов, магистрантов ТГПУ им. Л.Н. Толстого, Тула, 14-30 ноября 2022 года. - Тула: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, 2022.- С. 353-355.
8. Пыхтунова, А.Ю. Психологические проблемы обучения младших школьников английскому языку / А.Ю. Пыхтунова, О.С. Ваганова, С.Н. Степанищева // Психология и педагогика: методологические и методические проблемы и пути их решения: сборник статей Международной научно-практической конференции, Воронеж, 15 ноября 2021 года. - Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Аэ-терна», 2021. - С. 258-260.
9. Савченко, Т.Б. Использование метода «лэ-пбукинг» при обучении иностранному языку на уровне начального общего образования / Т.Б. Савченко // Учитель и время. - 2019. -№ 14. - С. 112-117.
10. Саглам, Н.Ю. Аудиовизуальные методы в формировании англоязычной лексической компетенции младших школьников / Н.Ю. Саглам // Современные вызовы психологии и педагогики: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 25-летию факультета психологии и педагогики Нижнекамского филиала Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясо-ва, Нижнекамск, 01 января - 31 2023 года. -Казань: Издательство «Познание», 2023. -С. 211-212. - EDN WRLYCQ.
11. Саглам, Н.Ю. Аудиовизуальные технологии на уроках английского языка в инклюзивном образовательном пространстве / Н.Ю. Саглам // Преемственная система инклюзивного образования: современные вызовы: Материалы XII Международной научно-практической конференции, Казань, 15-17 марта 2023 года. - Казань: Издательство «Познание»,
2023. - С. 163-167. - EDN EJJXYZ.
12. Саглам, Н.Ю. Интерактивные методы в преподавании английского языка в системе начального общего образования / Н.Ю. Саглам // Актуальные вопросы науки 2024: сборник статей Международной научно-практической конференции, Пенза, 25 января 2024 года. - Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.),
2024. - С. 130-132.
13. Саглам, Н.Ю. Методы активного взаимодействия при обучении английскому языку в начальной школе / Н.Ю. Саглам // Педагогика, образование, инновации: сборник статей II Международной научно-практической конференции, Пенза, 25 января 2024 года. - Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2024. - С. 38-40.
14. Саглам, Н.Ю. Формирование англоязычной компетенции младших школьников на основе применения аудиовизуальных технологий / Н.Ю. Саглам // Наука и инновации: актуальные вопросы теории и практики: сборник статей Международной научно-практической конференции, Пенза, 23 января 2024 года. - Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2024. - С. 157-159.
15. Фатеева, Л.М. Обучение лексике английского языка младших школьников посредством технологии «Lapbook» / Л.М. Фатеева, М.В. Но-скова // Профессионал года 2021: Сборник статей II Международного профессионально-исследовательского конкурса, Петрозаводск, 23 декабря 2021 года. - Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2021. - С. 3945.
16. Эльканова, Б.Д. Специфика обучения иностранному языку в младших классах / Б.Д. Эльканова // Антропологический аспект начального образования в условиях трансформационных процессов (к 200-летию К.Д. Ушинского): Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Краснодар, 14 октября 2023 года. - Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2023.- С. 121-123.
APPLICATION OF INTERACTIVE FOREIGN LANGUAGE
TEACHING TECHNOLOGIES IN PRIMARY SCHOOL
Saglam F.A., Sitdikova G.R.
Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasov (IEML)
This article examines the issue of effective methods of teaching
a foreign language in primary school. For the better assimilation by
students of classes in vocabulary, phonetics, grammar, etc., teach-
ers turn to various methods of teaching a foreign language. The game method of language teaching is effective, when students are involved in interactive classes, learn English better, sometimes without realizing that they are learning. Given the positive impact of gaming technology, they should be included in the learning process of children. This will allow students to study independently, and teachers will only be guides in the learning process. When they learn through play, students reflect on the information they store in their memory, which makes them knowledge creators, not just repeaters of information.
Keywords: primary school, teaching methods, teaching a foreign language, a foreign language.
References
1. Adaeva, O. M. Using a laptop in an English lesson in elementary school as a means of developing communicative competence / O.M. Adaeva, E.D. Malakhova // Volga Pedagogical Bulletin. -2020. - T. 8, No. 4(29). - P. 34-43.
2. Vodneva, O.P. Personality-oriented approach to teaching a foreign language in primary school / O.P. Vodneva // Theoretical and applied problems of science and education in the 21st century: a collection of scientific papers based on the materials of the International Correspondence Scientific and Practical Conference: in 10 parts, Tambov, January 31, 2012. Volume Part 6. - Tambov: LLC "Consulting Company Ucom", 2012. - P. 3638.
3. Zibrova, N.G. Features of teaching English in elementary school / N.G. Zibrova, A.G. Zibrova // Innovation processes in the information and communication sphere: collection of materials of the V All-Russian Scientific and Practical Conference, Krasnodar, March 22 2022. - Krasnodar: Krasnodar State Institute of Culture, 2022. - P. 196-200.
4. Marukhno, E.D. Features of teaching a foreign language in elementary school / E.D. Marukhno, L.A. Saenko // News of scientific achievements. Psychology and pedagogy. - 2022. -No. 11. - P. 90-94. - DOI 10.36616/2686-9144_2022_11_90.
5. Nedosekova, E.V. Teaching a foreign language in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard in primary school / E.V. Nedosekova // Improving the methodology and organization of scientific research for the development of society: Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference, Ufa, March 24, 2020 of the year. -Ufa: Limited Liability Company "OMEGA SCIENCE", 2020. -pp. 168-170.
6. Oskina, A. A. A fairy tale as an optimal methodological method for teaching English to primary school students / A.A. Oskina // Language. Culture. Personality: Proceedings of the international scientific conference of undergraduate and graduate students, Samara, December 14, 2017 / Executive editor T.E. Bazheno-va. Volume Issue 4. - Samara: Samara State Social and Pedagogical University, 2018. - P. 29-34.
7. Polunina, L.N. Preparation of future teachers for immersive teaching of a foreign language in primary school / L.N. Polunina // University of the XXI century: scientific dimension: Materials of the scientific conference of scientific and pedagogical workers, graduate students, undergraduates of the TSPU named after. L.N. Tolstoy, Tula, November 14-30, 2022. - Tula: Tula State Pedagogical University named after. L.N. Tolstoy, 2022. - pp. 353-355.
8. Pykhtunova, A. Yu. Psychological problems of teaching English to junior schoolchildren / A. Yu. Pykhtunova, O.S. Vaganova, S.N. Stepanishcheva // Psychology and pedagogy: methodological and methodological problems and ways to solve them: collection of articles International scientific and practical conference, Voronezh, November 15, 2021. - Ufa: Limited Liability Company "Aeterna", 2021. - P. 258-260.
9. Savchenko, T.B. Using the lapbooking method in teaching a foreign language at the level of primary general education / T.B. Savchenko // Teacher and time. - 2019. - No. 14. - P. 112117.
10. Saglam, N.Y. Audiovisual methods in the formation of English-language lexical competence of junior schoolchildren / N. Yu. Saglam // Modern challenges of psychology and pedagogy: Materials of the II All-Russian scientific and practical conference dedicated to the 25th anniversary of the Faculty of Psychology and Pedagogy of the Nizhnekamsk branch of Ka-
C3
о
CO "O
1=1 А
—I
о
C3 t; о
m О
от
З
ы о со
zan Innovation University named after V.G. Timiryasov, Nizhnekamsk, January 01-31, 2023. - Kazan: Publishing House "Poznanie", 2023. - P. 211-212. - EDN WRLYCQ.
11. Saglam, N.Y. Audiovisual technologies in English lessons in an inclusive educational space / N. Yu. Saglam // Successive system of inclusive education: modern challenges: Proceedings of the XII International Scientific and Practical Conference, Kazan, March 15-17, 2023. - Kazan: Publishing House "Poznanie", 2023. - P. 163-167. - EDN EJJXYZ.
12. Saglam, N.Y. Interactive methods in teaching English in the system of primary general education / N. Yu. Saglam // Current issues of science 2024: collection of articles of the International Scientific and Practical Conference, Penza, January 25, 2024. -Penza: Science and Enlightenment (IP Gulyaev G.Y.), 2024. -P. 130-132.
13. Saglam, N.Y. Methods of active interaction in teaching English in primary school / N. Yu. Saglam // Pedagogy, education, innovation: collection of articles of the II International Scientific and Practical Conference, Penza, January 25, 2024. - Penza: Science and Enlightenment (IP Gulyaev G.Y.), 2024. - P. 38-40.
14. Saglam, N.Y. Formation of English-language competence of junior schoolchildren based on the use of audiovisual technologies / N. Yu. Saglam // Science and innovation: current issues of theory and practice: collection of articles of the International Scientific and Practical Conference, Penza, January 23, 2024. -Penza: Science and Enlightenment (IP Gulyaev G.Y.), 2024. -P. 157-159.
15. Fateeva, L.M. Teaching English vocabulary to junior schoolchildren using the "Lapbook" technology / L.M. Fateeva, M.V. Nosk-ova // Professional of the Year 2021: Collection of articles of the II International Professional Research Competition, Petrozavodsk, December 23 2021. - Petrozavodsk: International Center for Scientific Partnership "New Science" (IP Ivanovskaya I.I.), 2021. - P. 39-45.
16. Elkanova, B.D. Specifics of teaching a foreign language in primary school / B.D. Elkanova // Anthropological aspect of primary education in the conditions of transformation processes (to the 200th anniversary of K.D. Ushinsky): Collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference, Krasnodar, October 14, 2023. - Kirov: Interregional Center for Innovative Technologies in Education, 2023. - P. 121-123.
o d
u
CM
o
CM