УДК 81; 371.3
ИГРА КАК СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Е.А. Лобузова, О.В. Афанасьева
Аннотация. В наше время изучение иностранного языка занимает одно из главных мест в нашей жизни. Знание иностранного языка способно открыть множество дверей и дать преимущество в некоторых сферах. Именно по этой причине сегодня уделяется большое внимание для создания различных методик обучению иностранному языку. Существует множество методик преподавания иностранных языков. Каждая из методик по-своему эффективна. Разнообразные методы преподавания позволяют преподавателям вести грамотное, рациональное и эффективное обучение школьников. Методика преподавания - это очень важный компонент в обучение. Без определенных методик и приемов, преподаватель не сможет реализовать поставленные цели, сделать процесс обучения качественным и содержательным. Одним из эффективных и увлекательных методов преподавания для младших и средних школьников является игровой метод в обучении иностранного языка. В его основе лежит мотивация. Данная тема является актуальной потому, что для повышения мотивации школьников к изучению иностранного языка нередко используется игра. Игровые методы стимулируют познавательный интерес у школьников на уроке иностранного языка. В игре все равны, и она доступна даже самым слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность детям преодолеть стеснительность и боязнь, которые мешают свободно употреблять в речи иностранный язык, и хорошо сказывается на результатах обучения. Материал усваивается незаметно. В данной статье мы исследовали игру как один из важных факторов при организации процесса обучения иностранному языку. Мы рассмотрели то, как игры помогают при обучении иностранному языку, какие функции они выполняют и какие игры можно использовать на уроках иностранного языка, чтобы добиться большего успеха на уроках.
Ключевые слова: методология, игры, образование, иностранный язык, мотивация.
GAME AS A WAY OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE
E.A. Lobuzova, O.V. Afanasyeva
Abstract. Nowadays, learning a foreign language plays one of the main roles in our social life. Knowledge of a foreign language can open many doors and give an advantage in some areas. It is for this reason that much attention is paid today to creating various methods of teaching a foreign language. There are many methods of teaching foreign languages. Each of the techniques is effective in its own way. A variety of teaching methods enable teachers to teach students intelligently, efficiently and effectively. The teaching methodology is a very important component of teaching. Without certain methods and techniques, the teacher will not be able to realize the goals, make the learning process high-quality and meaningful. One of the most effective and fun teaching methods for primary and secondary school children is teaching a foreign language through games. It is based on motivation. This topic is relevant because to increase the motivation of schoolchildren to learn a foreign language is a game. Game methods stimulate the cognitive interest of schoolchildren in a foreign language lesson. In the game, everyone is equal and it is available even to the weakest students. A sense of equality, an atmosphere of enthusiasm and joy, a sense of the feasibility of assignments - all this makes it possible for children to overcome shyness and fear that prevent them from freely using a foreign language in speech, and has a good effect on learning outcomes. The material is absorbed unconsciously. In this article, we have investigated the game as one of the important factors in organizing the process of teaching a foreign language. We looked at how games help in learning a foreign language, what functions they perform and what games can be used in foreign language lessons to be more successful in class.
Keywords: methodology, games, education, foreign language, motivation.
Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, в том числе А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Д.Б. Эльконин и др., которые
специализировались на изучении методики обучения иностранным языкам, обращали свое внимание на то, что игровая деятельность на уроке иностранного языка способна не только организовать процесс общения на этом языке, но и максимально приблизить его к естественной коммуникации. Игра развивает умственную и волевую активность. Являясь сложным, но одновременно увлекательным и интересным занятием, она требует огромной концентрации внимания, тренирует память, развивает речь. Игровые упражнения увлекают и привлекают даже самых неактивных и слабых учеников, что хорошо сказывается на их успеваемости. Игру как метод обучения, для передачи опыта старших поколений к младшим, используют уже много столетий. В современной школе, где одной из главных целей является активизация и интенсификация учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
1. В качестве самостоятельного метода для освоения определенной темы.
2. Как элемент (иногда весьма существенный) какого-то другого метода.
3. В качестве целого урока или его части (введения, объяснения, закрепления, контроля или упражнения).
4. При организации внеклассного мероприятия.
Используя игровой метод обучения, учителю необходимо, прежде всего, организовать познавательную деятельность учеников, в процессе которой дети могли бы развивать свои способности, в особенности творческие. Игра должна быть полезной и ни в коем случае не переходить в бесконтрольное баловство.
Игра - это всегда активизация эмоциональных и умственных сил, а также умение принимать решения (как поступить, что сказать, как выиграть?). Желание ученика решить различные вопросы, с которыми они сталкиваются, активизируют мыслительную деятельность играющих. Основным плюсом является то, что ученик при этом взаимодействии еще и говорит на иностранном языке.
Игра - это некие развлечение и отдых, которые способны перерасти в обучение, в имитацию реальных человеческих отношений.
Время, отведенное на игру на уроке, и ее место зависит от нескольких факторов: от подготовки учеников, от целей урока, от изучаемого материала и т.д.
Например, если преподаватель использует игру как тренировочное упражнение для закрепления первичного материла, то в таком случае можно отвести игре 15-20 минут урока, но в дальнейшем эта же игра будет занимать всего 3-5 минут и быть неким повторением уже пройденного материала или разрядкой на уроке, что хорошо влияет на психическое состояние учеников. Либо если преподаватель использует игровую речевую разминку на уроках иностранного языка, то ей будет отводиться не больше 5-10 минут. Такая разминка будет помогать учащимся с легкостью входить в языковую среду после изучения других предметов, настроиться на общение на английском языке и дать ученикам положительный настрой на весь урок.
Игры могут быть самыми разными, например лексическими («This is my nose», «My aunt went to town»), грамматическими («Guessing mimes», «What I do», «Proverbs»), фонетическими («Sound off», «Sit for sound», «Tongue twisters»), орфографическими («The best», «Add consonants», «World composers»). Все эти виды игр способствуют формированию речевых, грамматических, орфографических и фонетических навыков.
По мнению А.В. Конышевой [12, с. 41-42], применение игровых форм обучения делает учебно-воспитательный процесс более содержательным и более качественным, так как: - игра способна втянуть в активную познавательную деятельность каждого учащегося в отдельности и всех вместе, благодаря этому она является эффективным средством управления учебным процессом;
- обучение в игре осуществляется посредством собственной деятельности учащихся, это особый вид практики, в процессе которой усваивается 90% информации;
- игра - свободная деятельность, дающая возможность выбора, самовыражения, самоопределения и саморазвития для ее участников;
- игра имеет определенный результат и стимулирует учащегося к достижению цели, то есть к победе, и осознанию пути достижения цели;
- в игре все ученики равны (нет плохих или хороших учеников)
- результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера;
- обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностное значение; состязательность - притягивает учащихся;
- удовольствие, которое ученики получают от игры, создает чувство удовлетворения на уроках иностранного языка и усиливает желание к изучению предмета;
- в игре всегда есть некое таинство - неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа;
- игра выполняет особую роль в системе активного обучения: она синтетична, так как является одновременно и методом, и формой организации обучения, синтезируя в себе практически все методы активного обучения.
Игровой метод обучения решает важные методические задачи, такие как:
- создание психологической готовности учащихся к речевому общению;
- обеспечение необходимости многократно повторять весь языковой материал;
- тренировка учеников при выборе нужного речевого варианта, что проявляется как подготовка к ситуативной спонтанности речи.
Игровая модель обучения формируется на уроке при помощи игровых приемов и ситуаций, которые, в свою очередь, выступают как средство побуждения и стимулирования учащихся. Ситуация может напоминать какое-нибудь произведение со своим сюжетом и действующими лицами [1, с. 22]. В процессе игрового занятия ситуация может проигрываться несколько раз и при этом каждый раз в новом варианте. Но проигрываемая ситуация игры - это ситуация реальной жизни, которая имеет место быть. Реальность ее определяется соревнованием. Стремление и желание принять участие в такой игре мобилизует мысль и энергию играющих, создает атмосферу эмоциональной напряженности. Несмотря на то, что игровая ситуация имеет четкие условия и ограниченность использования игрового материала, в ней обязательно есть элемент неожиданности. Поэтому для игры в определенных пределах характерна спонтанность речи. Речевое общение, включающее в себя не только речь, но и жесты, мимику и др., имеет ярко выраженную целенаправленность.
В процессе применения игровых приемов и ситуаций урок проходит по основным принципам:
- дидактическая цель ставится перед учениками в виде игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- в учебную деятельность вводят элементы соревнования, которые приводят дидактическую задачу в игровую.
Существуют определенные классификации функций игровой деятельности: 1. Обучающая функция - развивает память, внимание, восприятия информации, развитии навыков, также способствует развитию навыков иностранного языка. Такой вид игры требует задействования умственных и эмоциональных сил, способности решать вопросы самостоятельно.
2. Воспитательная функция - воспитывает такие качества, как внимательное и уважительное отношение к партнеру по игре, также развивает чувство взаимопомощи. В процессе урока ученикам даются клише речевого этикета для импровизации либо имитации речевого общения друг с другом на иностранном языке.
3. Развлекательная функция - создает благоприятную атмосферу на уроке, превращая урок в необычное и интересное событие. Помогает ученикам расслабиться и снять напряжение.
4. Коммуникативная функция - создает атмосферу общения на иностранном языке, объединяет учащихся, устанавливает новые эмоционально-коммуникативные отношения, которые основаны на взаимодействии на иностранном языке.
5. Релаксационная функция - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку
6. Психологическая функция - формирует навыки подготовки физиологического состояния для более эффективной деятельности и перестройки психики для усвоения большого объема новой информации.
7. Развивающая функция - направлена на развитие личностных качеств для пробуждения резервных возможностей личности.
Все эти функции игры помогают не только изучать иностранный язык, но и развивают личностные качества школьника [12, с. 39-41]
Специфику игрового метода обучения определяет игровая среда: различаются такие игры, как игры с предметами или без предметов, настольно-комнатные, на местности, компьютерные и д.р.
Существует определенная классификация игр:
1. Дидактическая - расширяет кругозор и познавательную деятельность, формирует определенные умения и навыки, которые будут необходимы для практической деятельности.
2. Воспитывающая - воспитывает самостоятельность, сотрудничество, работу в коллективе, общительность.
3. Развивающая - развивает мотивацию учебной деятельности, внимание, память, речь, мышление, воображение, творческие способности, умение сравнивать и сопоставлять, находить аналоги или оптимальные решения.
4. Социализирующая - приобщает к нормам и ценностям общества, адаптирующие к условиям определенной среды.
Существует несколько классификаций игр, но все они условны. Чаще всего игры разделяют на лексические, грамматические, фонетические и орфографические. Рассмотрим классификацию на примере игр на английском языке:
1. Лексические игры - направлены исключительно на лексический материал, имеют целью помочь учащимся в приобретении и увеличении словарного запаса, проиллюстрировать и отработать употребление слов в конкретных ситуациях. Например: «Find the stranger» (найти лишне слово и объяснить, почему оно не подходит в ту или иную группу), «Кроссворд» (подходит для любого уровня и возраста), «Викторина» (пробуждает у учащихся соревновательный интерес).
2. Грамматические игры - направлены на то, чтобы учащиеся научились применять грамматические знания на практике, способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся, которая направлена на употребление грамматических конструкций в естественных ситуациях. Например: «Physical line-up» (Ученики делятся на группы, им даются карточки. Задача игры - составить короткое предложение. Остальная часть класса проверяет, правильно ли сделано и понято задание), «Отгадай вопрос» (Вызывается 2-3 ученика
к доске. Ученики стоят к доске спиной. Учитель пишет на доске вопрос, а остальные дети придумывают предложения - ответы на вопрос учителя).
3. Фонетические игры - направлены на формирование фонетического слуха, формируют навык установления адекватных звукобуквенных соответствий и навык произношения иностранных звуков, слов, текстов. Например: «Какой звук я задумал?» (учитель называет цепочку слов, где встречается один и тот же звук; тот, кто отгадывает, первый получает возможность загадать свою цепочку), «Кто быстрее?» (Кто быстрее вспомнит слова, начинающиеся со звука...).
4. Орфографические игры - направлены на тренировку написания английских слов, формирование словообразовательных и орфографических навыков, на усвоение орфографии в пределах изученного материала. Например: «Невидимые слова» (Выбирается ведущий, который выходит к доске. Он берет ручку и пишет слово в воздухе, остальные ученики пишут это слово в своих тетрадях; побеждает тот, кто записал больше слов верно), «Рассыпавшиеся слова» (Учитель выдает учащимся набор карточек с буквами. На карточках написаны буквы, и из этих букв ученики должны составить слово; кто первый справиться с задачей, получает 1 балл).
Одними из самых популярных видов игр в настоящее время являются ролевые игры. Их главное преимущество заключается в том, что преподаватель может смоделировать реальную ситуацию для общения.
Такой вид игр используется в методике преподавания уже очень давно. Такие упражнения как, например, «прочитайте по ролям», «инсценируйте диалог» (Role-play the Dialogue), прочно сидят в арсенале методических приемов.
Подобные задания встречаются практически во всех учебниках английского языка.
Ролевая игра используется для усвоения нового материала, развития творческих способностей и решения комплексных задач.
Виды ролевых игр можно описать следующим образом:
1. Контролируемая. Игра на основе образца. Это может быть текст или диалог. Материал подробно прорабатывают, затем учащиеся читают по ролям, и после этого пытаются воспроизвести диалог. Затем учащиеся пытаются создать свой диалог на примере восприиз-веденного диалога и работают по образцу. Если на уроке используется текст, то возможно разыгрывание сценки, которая передает содержание текста. Этот вид игр отличается тем, что задания выполняются по образцу, присутствует заданная учителем лексика, модель фраз. В таком виде ролевых игр учитель полностью контролирует и планирует поведение и диалоги учащихся.
2. Умеренно-контролируемая. Каждый участник получает общее описание сюжета и своей роли. У каждого участника есть своя линия поведения. Этот вид игры более сложный потому, что ученики должны действовать в рамках заданных им параметров, но в то же время они должны быстро отвечать другим участникам, не выходя из своего образа.
3. Свободная. В такой игре учащиеся сами выбирают лексику, форму общения и то, как будут развиваться действия. Также учащиеся сами распределяют роли. Учитель только называет тему, кратко объясняет ситуации и обсуждает результат игры, который ожидает от учеников.
4. Длительная. В течение длительного периода разыгрывается серия эпизодов (например, из жизни класса). Время игры будет зависеть от целей и задач, поставленных на уроке.
5. Эпизодическая. Учащимися разыгрывается отдельный эпизод. Чаще всего такой вид игры используется для отработки той или иной конструкции и т.п.
Такие игры помогают открыть широкие возможности для раскрытия творческого потенциала учеников, развить их социальные умения, улучшить усвоение новой лексики и нового материала в целом.
Также стоит отметить, что подготовка ролевой игры на уроке делиться на три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
В подготовительном этапе преподаватель подбирает обучающий материал, который будет соответствовать учебному плану, выбирает и прорабатывает ситуацию и создание диалога.
В основном этапе вводятся и разучиваются новые лексические единицы, затем идет практика и изменение ситуации.
В последнем заключительном этапе происходит проверка и оценка знаний. Стоит отметить, что любой вид игровой деятельности должен быть дополнением к занятию, а не просто пустым развлечением. Преподаваемый материал должен иметь логическую последовательность изложения. Преподаватель должен держать ситуации под контролем и не давать ей превращаться в бесконтрольное баловство.
На основе вышесказанного мы можем сделать вывод, что игра во время урока оказывает положительное влияние на учеников, повышает их успеваемость и усвоение нового материала. На таких уроках дети проявляют больше активности, желания работать и взаимодействовать с другими учащимися. Также можно подчеркнуть тот факт, что игры можно использовать на любом этапе обучения, например, для изучения нового материала или закрепления уже пройденной темы.
В современной педагогике нет какой-то определенной классификации такого понятия, как игры. Самая распространенная, на сегодняшний день, классификация выглядит так: лексические, грамматические, фонетические и орфографические игры.
На наш взгляд, из всех ученых, которые занимались такой проблемой, как классификации игровой деятельности, наиболее распространённую классификацию разработал Е.И. Пассов. В своих работах он дает следующую классификацию: игры направлены на формирование определенных навыков; на формирование речевых умений; на обучение умению общаться; на развитие необходимых способностей и психологических функций.
Стоит помнить о том, что игра требует от каждого ученик активности и включения в совместную деятельность. Ученики должны получать удовлетворение от понимания того, что они могут общаться на иностранном языке и не боятся ошибок. К сожалению, некоторые ученики очень переживают за то, что они могут ошибиться, но игра может раскрепостить и расслабить учащегося.
Также игра способна улучшить отношения между учениками или учеником и преподавателем. В игре ученики сближаются, обстановка в классе становится более теплой и дружелюбной, улучшается коммуникативная функция.
Библиографический список
1. Артемьев О.А. Система учебно-ролевых игр профессиональной направленности. Тамбов, 2007.
2. Бочарникова А.Ю. Роль сотрудничества преподавателя и обучающегося на уроке иностранного языка. Наука, Образование, Общество: современные вызовы и перспективы. М., 2013.
3. Верещагина И.Н., Рогова Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. М., 1998.
4. Китайгородская Г.А. Методичка интенсивного обучения иностранным языкам. М., 1982.
5. Николенко Л.А. Игры в педагогическом процессе. Методические рекомендации. Псков, 1997.
6. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. М., 1988.
7. СамоукинаН.В. Игры в школе и дома. М., 1993.
8. Смирнова Е.О. Лучшие развивающие игры. М., 2010.
9. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971.
10. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999.
Е.А. Лобузова
Студент
Московский информационно-технический университет -Московский архитектурно строительный институт E-mail: [email protected]
О.В. Афанасьева
Кандидат философских наук Доцент кафедры иностранных языков Московский информационно-технический университет -Московский архитектурно строительный институт E-mail: [email protected]