ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
2023, № 06 (июнь) Раздел 5.8. Педагогика
ART 231050 DOI 10.24412/2304-120X-2023-11050 УДК 372.881.111.1
Эффективные приемы обучения смысловому чтению на английском языке на послетекстовом этапе
Modern strategies for teaching semantic reading at the post-text stage
Авторы статьи
L
Authors of the article
L
Чернякова Юлия Сергеевна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры германо-романских языков и методики их преподавания ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет», г. Коломна, Российская Федерация [email protected] ORCID: 0000-0003-0932-3714
Будашкина Людмила Александровна,
магистрант ГОУ Во МО «Государственный социально-гуманитарный университет», г. Коломна, Российская Федерация
[email protected] ORCID: 0009-0005-7890-1479
Julia S. Chernyakova,
Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, State University of Humanities and Social Studies, Kolomna, Russian Federation [email protected] ORCID: 0000-0003-0932-3714
Lyudmila A. Budashkina,
Graduate Student, State University of Humanities and Social Studies, Kolomna, Russian Federation [email protected] ORCID: 0009-0005-7890-1479
Конфликт интересов
I
Conflict of interest statement
Конфликт интересов не указан Для цитирования
Conflict of interest is not declared
For citation
Чернякова Ю. С., Будашкина Л. А. Эффективные приемы обучения смысловому чтению на английском языке на послетекстовом этапе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 06. - С. 91-103. - URL: https://e-
koncept.ru/2023/231050.htm. DOI 10.24412/2304-120X-2023-11050
J. S. Chernyakova, L. A. Budashkina, Modern strategies for teaching semantic reading at the post-text stage // Scientific-methodological electronic journal "Koncept". -2023. - No. 06. - P. 91-103. - URL: https://e-kon-cept.ru/2023/231050.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11050
Поступила в редакцию Received 25.04.23 Получена положительная рецензия Received a positive review 26.05.23
Принята к публикации Accepted for publication 29.05.23 Опубликована Published 30.06.23
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2023 © Чернякова Ю. С., Будашкина Л. А., 2023
Аннотация
Abstract
Актуальность работы обусловлена тем, что эффективные методы и приемы обучения смысловому чтению могут помочь современным подросткам научиться быстро и качественно воспринимать и обрабатывать большие объемы информации на иностранном языке, что позволит им чувствовать себя более уверенно в постоянно изменяющемся мире. В статье описаны современные методические приемы формирования и развития навыков смыслового чтения на послетекстовом этапе работы с иноязычной текстовой информацией. Согласно ФГОС ООО, в современном информационном обществе важность обучения чтению определяется «метапредметным» или «надпредметным» характером данного вида речевой деятельности. Однако далеко не все УМК рассчитаны на обучение смысловому чтению на иностранном языке в рамках образовательного процесса в школе. Важно отметить, что обучение смысловому чтению должно осуществляться параллельно с обучением и другим видам деятельности - говорению, аудированию и письму. Все эти четыре аспекта тесно взаимосвязаны в процессе обучения. Так, высокие результаты формирования и развития навыков говорения на иностранном языке напрямую зависят от эффективности заданий как для смыслового чтения, так и по говорению, аудированию и письму. Цель нашего исследования - выявить и проанализировать эффективные методические приемы обучения смысловому чтению на английском языке в средней общеобразовательной школе. Объект нашего исследования - процесс формирования иноязычной речевой компетенции на уроках английского языка. Предмет нашего исследования -процесс обучения смысловому чтению на уроках английского языка. Методы нашего исследования включают в себя анализ, компонентный анализ, наблюдение и обобщение педагогического опыта, опытное обучение, синтез и другие. В статье содержится подробная характеристика современных методов и приемов обучения смысловому чтению на уроках английского языка в средней школе, а также раскрываются их преимущества и недостатки. Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации методики обучения смысловому чтению в процессе преподавания английского языка в современной школе. Практическая значимость исследования представляет собой возможность применения описанных методических приемов работы с текстом на послетекстовом этапе в рамках педагогики и методики преподавания иностранных языков.
The relevance of this work lies in the fact that the methods of teaching semantic reading can help modern teenagers to learn quickly and efficiently perceive and process large amounts of information in a foreign language. This will allow them to feel more confident in a constantly changing world. The article is devoted to modern methods aimed at the formation of semantic reading skills at the post-text stage of working with foreign text information. The Federal State Educational Standard of Basic General Education mentions that reading in the modern information society has "meta-subject" or "over-subject" character which determines the importance of this process in learning. However, not all educational and methodical complexes are designed to teach semantic reading in a foreign language as part of the educational process. In addition, it should be noted that teaching semantic reading cannot go separately from teaching other skills, such as speaking, listening and writing. All these four aspects are closely interrelated in the learning process. Therefore, the combination of semantic reading tasks with speaking, listening and writing tasks contributes to higher results in the process of forming reading skills in a foreign language. The purpose of our research is to identify and analyze effective methods of teaching semantic reading in English lessons at secondary school. The object of our research is the process of formation of speech competence in English lessons. The subject of the research is methods and techniques for teaching semantic reading at the post-text stage. The research methods used in the study of empirical material can be reduced to the following: analysis, synthesis, component analysis, observation and generalization of pedagogical experience, experimental learning and others. The article contains a detailed description of modern methods of teaching semantic reading in English lessons at secondary school, and also reveals their essence through the analysis of individual techniques, which allows us to identify the advantages and disadvantages of the described methods. The theoretical significance of the study lies in the systematization of the methodology for teaching semantic reading in English lessons in a modern school. The practical significance of the work is the possibility of applying the presented methods and techniques of working with the text at the final stage within the framework of pedagogy and methods of teaching foreign languages.
Ключевые слова
Key words
L
послетекстовый этап, преподавание иностранных языков, смысловое чтение, приемы обучения смысловому чтению
post-text stage, teaching foreign languages, semantic reading, methods for teaching semantic reading
Благодарности
Acknowledgements
Авторы выражают благодарность руководству МОУ гимназии № 10 г. Егорьевска за предоставление площадки для апробации приемов обучения смысловому чтению на послетекстовом этапе.
The authors express their gratitude to the administration of the Gymnasium No. 10 in Yegoryevsk for providing an opportunity to test the methods of teaching semantic reading at the post-text stage.
Введение / Introduction
В современном мире предъявляются достаточно высокие требования к восприятию и переработке информации, а одним из способов получения информации является чтение. Для формирования полного образа происходящего необходимо обращаться к различным текстовым источникам информации, в том числе и к иноязыч-
ным. Так, в связи с увеличением объема получаемой информации обучение смысловому чтению на английском языке в современных условиях приобретает еще большую значимость.
Актуальность данной работы заключается в том, что эффективные методы и приемы обучения смысловому чтению могут помочь современным подросткам научиться быстро и качественно воспринимать, и обрабатывать большие объемы информации на иностранном языке, что позволит им чувствовать себя более уверенно в постоянно изменяющемся мире.
Проблема исследования заключается в том, что далеко не все УМК рассчитаны на обучение смысловому чтению на иностранном языке в рамках образовательного процесса в школе.
Важно отметить, что обучение смысловому чтению должно осуществляться параллельно с обучением и другим видам речевой деятельности - говорению, аудированию и письму. Все эти четыре аспекта тесно взаимосвязаны в процессе обучения. Так, высокие результаты процесса формирования и развития навыков говорения на иностранном языке напрямую зависят от эффективности заданий как для смыслового чтения, так и по говорению, аудированию и письму.
Цель нашего исследования заключается в выявлении и анализе наиболее эффективных методических приемов обучения смысловому чтению, которые могут быть использованы на послетекстовом этапе работы с англоязычным текстом в средней общеобразовательной школе.
Теоретическая значимость исследования заключается в приращении знаний о задачах, содержании, методах, приемах и средствах развития навыка смыслового чтения у школьников в процессе обучения английскому языку с учетом сущности, структуры, особенностей познавательного интереса и логики целостного педагогического процесса, что способствует обогащению современной дидактики
Практическая значимость исследования представляет собой возможность применения представленных методических приемов работы с иноязычным текстом на уроках английского языка в средних общеобразовательных школах Московской области.
Обзор литературы / Literature review
Проблеме формирования навыков смыслового чтения посвятили свои труды многие ученые, психологи, педагоги и философы как в России, так и за рубежом. Исследователи Дж. Селли [1], Э. Мейман [2] и А. Бине [3] первыми обратили внимание на зависимость развития навыков чтения у школьников от физиологических, психологических и нравственных факторов, подчеркивая целостность психического развития ребенка и тесную взаимосвязь психических функций разных уровней в процессе обучения чтению.
Представители нейропсихологического подхода Дж. Мортон [4] и Б. Конрад [5] разрабатывали когнитивные модели чтения, которыми обучающийся овладевает постепенно при наличии специальных педагогических воздействий, проходя через определенные этапы развития и только после того, как сформируются когнитивные процессы, необходимые для разработки когнитивных репрезентаций [6]. Цель данного направления исследований заключается в объяснении трудностей, возникающих у школьников при обучении смысловому чтению.
Российские ученые считают, что чтение - это сложный процесс, который складывается из технического и смыслового компонентов. В частности, А. Р. Лурия [7],
Л. С. Цветкова [8] и Д. Б. Эльконин [9] разделяют точку зрения, согласно которой технический компонент чтения состоит в зрительном восприятии, воспроизведении звуковой оболочки слова, декодировании текстов и переводе их в устную речь. В свою очередь, смысловой компонент чтения заключается в понимании значения и смысла отдельных слов и целого текста [10].
Деление процесса чтения на два компонента позволяет подобрать наиболее эффективные методы и приемы обучения для каждого из них.
Рассматривая более подробно обучение смысловому чтению, следует отметить, что еще в 1973 году 3. И. Клычникова [11] описала ступенчатый характер понимания иноязычного теста и выделила семь уровней данного процесса: уровень слов, уровень словосочетаний, понимание предложений, понимание текста (неполное, недостаточное), понимание текста (полное, достаточное, точное), понимание различных типов информации, в том числе содержательной, побудительно-волевой и эмоционально-волевой [12]. В результате перечисленных операций читатель способен оценить текст в самом широком социально-культурном контексте.
М. Н. Русецкая [13] отмечает, что у начинающего читателя техническое чтение предшествует смысловому, поскольку анализ и синтез слогов в отдельных словах приводит к пониманию. Однако у опытного читателя смысловая сторона опережает техническую, на что указывает появление в процессе чтения смысловых догадок [14].
Проблема обучения смысловому чтению на иностранном языке остается актуальной и на сегодняшний день, о чем свидетельствуют исследования отечественных и зарубежных ученых. Так, И. Е. Брякова [15] и З. Гавриилиду [16] подчеркивают, что социально-культурные условия оказывают непосредственное влияние на развитие навыков смыслового чтения и формирование читательской грамотности обучающихся.
О. В. Колесова [17] и Ж. А. Леон [18] в своих исследованиях убедительно доказывают, что умение читать грамотно и адекватно воспринимать текстовую информацию является необходимым условием не только академической успеваемости, но и успешной жизни в социуме.
Применение современных методов и приемов обучения смысловому чтению способствует разрешению проблемы низкой мотивации обучающихся к развитию данного вида речевой деятельности, о чем в своих работах говорят Е. И. Елизова [19], А. А. Лозовицкая [20] и Н. А. Мкртычян [21].
Выбор самого текста также играет немаловажную роль при обучении смысловому чтению. Дж. Бэйкер [22], Д. С. Макнамара [23] и Ф. Парима [24] указывают на то, что читаемость текста предопределяется его риторической организацией (например, повествовательной либо объяснительной). Иными словами, организация текста влияет на сложность его восприятия и понимания.
Труды представленных педагогов, психологов, ученых и философов способствовали развитию методики обучения смысловому чтению на иностранном языке. В них были отмечены не только отдельные педагогические стратегии, но и психофизические особенности детей разного возраста, которые, несомненно, необходимо учитывать в процессе обучения.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Данное исследование выполнено в русле коммуникативного подхода к обучению иностранным языкам в школе, главная идея которого состоит в том, чтобы
научить школьников эффективно использовать иностранный язык в реальных ситуациях общения. Коммуникативно ориентированное преподавание языков предполагает развитие у обучающихся всех видов иноязычной речевой деятельности - аудирования, говорения, чтения и письма - через выполнение разнообразных коммуникативных заданий, которые дают обучающимся возможность практического применения изучаемого языка.
В рамках проводимого исследования процесс обучения смысловому чтению на английском языке мы выстраивали в соответствии с определенными дидактическими и методическими принципами. Во-первых, обучение чтению должно быть максимально приближено к реальным условиям межличностной и межкультурной коммуникации. Чтение текста мы рассматриваем в качестве акта коммуникации, в ходе которого читающий решает ряд коммуникативных задач. Познавательная деятельность читающего нацелена на получение информации и понимание текста, что, в свою очередь, позволяет решать разнообразные практические задачи, например, обсудить содержание текста с одноклассниками, выразить собственное мнение о прочитанном и др.
Во-вторых, обучение смысловому чтению на уроках английского языка должно мотивировать школьников к изучению данного предмета и стимулировать их познавательную активность. По этой причине мы учитывали интересы обучающихся при отборе текстового материала, обращали внимание на оформление и легкость чтения текста, а также использовали задания, которые способствуют активизации интеллектуальной деятельности обучающихся.
В-третьих, успешность обучения смысловому чтению зависит от уровня сфор-мированности произносительных навыков у обучающихся, которые важны как для технического аспекта чтения, так и для понимания прочитанного. Чтение на продвинутом этапе характеризуется свернутой формой проговаривания, для чего необходимо наличие у обучающихся хорошо развитых произносительных навыков. Также успешность обучения чтению напрямую зависит от знания учащимися грамматики изучаемого языка. Смысл текста выражается через грамматические структуры, без понимания которых невозможно нормальное протекание когнитивных процессов во время чтения. Следовательно, задания для развития навыков смыслового чтения, которые мы применяли на уроках английского языка, носили как рецептивный, так и репродуктивный характер. Обучение чтению проходило одновременно с изучением английской лексики и грамматики.
И наконец, методы и приемы обучения чтению на иностранном языке были нацелены не только на осмысление текстовой информации, но и на формирование у школьников целого ряда универсальных навыков, среди которых - способность самостоятельно контролировать собственную учебную деятельность, взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса, преодолевать и компенсировать недостаточность знаний и умений.
Методы исследования, применяемые нами в изучении современных методов и приемов обучения смысловому чтению на послетекстовом этапе, включали в себя: анализ и синтез, наблюдение и обобщение педагогического опыта, опытное обучение и другие.
Результаты исследования / Research results
Чтение играет важную роль в жизни человека. Оно активизирует мыслительную деятельность, способствует более глубокому пониманию окружающего мира, духов-
ному обогащению. Чтение является средством получения значительной части информации о мире, который нас окружает. Более того, чтение - это одно из важнейших средств межличностной коммуникации. В современном мире поток информации между странами постоянно усиливается, поэтому в жизни каждого образованного человека чтение на иностранном языке начинает занимать ключевое место. Как следствие, одна из главных задач преподавания иностранного языка в современной школе - это обучение чтению на иностранном языке и пониманию иноязычного текста [25].
Большинство исследователей выделяют в чтении два плана: содержательный, или смысловой, и процессуальный, или технический [26]. Необходимо отметить, что ведущая роль всегда принадлежит содержательному или смысловому плану.
Содержание чтения как вида деятельности включает в себя цель - это результат, на достижение которого она направлена. Цель чтения заключается в раскрытии смысловых связей, другими словами, в понимании текста - продукта письменной речи.
В процессуальном плане чтение - это опосредованный рецептивный вид речевой деятельности, для которого характерна мотивация и цель которого - извлечение информации из письменного текста. Процесс чтения осуществляется во внутреннем плане и взаимосвязан с процессами оптического восприятия, кратковременной произвольной памяти и перекодировки информации [27].
Одним из требований, предъявляемых к современному школьному образованию, является повышение коммуникативной компетентности обучающихся и совершенствование их филологической подготовки, что объясняет растущее значение изучения иностранного языка в качестве средства коммуникации, а также аккумуляции и консолидации духовного наследия стран изучаемого языка. Перед учителем иностранных языков стоит задача формирования личности, которая сможет участвовать в межкультурном общении.
Смысловое чтение - это «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации» [28].
На уроках английского языка цель смыслового чтения - максимально точное и полное понимание содержания текста [29]. Смысловое чтение - это внимательное чтение, которое сопровождается анализом содержания. Вдумчивое чтение активизирует работу воображения, и человек активно взаимодействует со своими внутренними образами. Читатель самостоятельно устанавливает связи между собой, письменным текстом и внешним миром. Формирование смыслового чтения является обязательным условием развития у ребенка сначала устной речи, а позднее письменной речи. Детальное понимание и практическое осмысление обучающимся полученной информации играют ключевую роль в процессе смыслового чтения.
В методике обучения иностранным языкам виды чтения классифицируют по характеру извлечения информации из текста [30] и выделяют четыре типа: ознакомительное, просмотровое, поисковое и изучающее. Ознакомительное чтение направлено на целостное восприятие текста. Просмотровое чтение направлено на понимание темы и главной идеи текста. Цель поискового чтения заключается в поиске конкретной информации в тексте. Цель изучающего чтения - детальное понимание целого текста и его отдельных разделов.
Необходимо отметить, что обучение смысловому чтению должно осуществляться параллельно с развитием и совершенствованием навыков говорения, аудирования и письма [31], поскольку все четыре вида речевой деятельности тесно взаимосвязаны.
Как правило, обучение смысловому чтению состоит из трех этапов (предтексто-вый, текстовый, послетекстовый), для каждого из которых характерны собственные цели и задачи в рамках работы с текстовой информацией [32].
Так, на предтекстовом этапе главная задача заключается в подготовке обучающихся к восприятию текстовой информации. Задания, предоставляемые на данном уровне, направлены на снятие языковых трудностей, мотивацию обучающихся, а также активизацию уже имеющихся у них знаний по предлагаемой теме.
Текстовый же этап направлен на понимание содержания текста обучающимся, а также на осмысление во время чтения, какая информация является новой для обучающегося, а какая уже известна.
Рассматривая более подробно послетекстовый этап, следует отметить, что целью заданий данного этапа является корректировка интерпретации читателя в соответствии с авторским замыслом. Данные упражнения способствуют усвоению, расширению, углублению, обсуждению прочитанного.
Современные стратегии обучения смысловому чтению представляют собой комбинации приемов, применяемых для восприятия и переработки текстовой информации, выбор которых зависит от коммуникативно-познавательной задачи [33].
В нашей работе мы хотели бы уделить особое внимание следующим приемам:
- «Дерево вопросов»;
- «Кубик Блума»;
- «Синквейн»;
- «Изменение перспективы».
Рассмотрим применение данных методических приемов более подробно, а также оценим их эффективность в процессе обучения смысловому чтению на английском языке.
«Дерево вопросов»
Данный прием заключается в визуализации прочитанного текста и сосредоточении на основных деталях. Обучающимся предлагается системно представить информацию в виде дерева, где крона - "what? where? when?", ствол - "why? how?", корни -"What did the author want to show in their work?". В приведенном примере форма работы может быть фронтальной, индивидуальной или групповой.
Таким образом, преимуществом является возможность наглядно представить и обобщить основную информацию, извлеченную из текста.
«Кубик Блума»
Автором данного методического приема является американский педагог, разработчик многих педагогических стратегий Бенджамин Блум [34].
Таксономия Бенджамина Блума описывает обучение как последовательный процесс, включающий в себя шесть уровней:
1) запоминание учебного материала, терминов, понятий, фактов, определений и т. п.;
2) понимание материала, способность его объяснить и интерпретировать;
3) применение изучаемой информации на практике;
4) анализ - способность самостоятельно анализировать принципы построения, устанавливать взаимосвязи и пр.;
5) синтез - умение самостоятельно разрабатывать план действий с учетом новых знаний, выстраивать систему абстрактных отношений;
6) оценка - способность формулировать самостоятельное суждение с учетом новой усвоенной информации, имеющихся данных и внешних критериев.
На гранях «Кубика Блума» учитель пишет вопросы и коммуникативные задания: "Tell", "Why?", "Explain", "Offer", "Invent", "Share". Затем ученик или учитель бросает кубик. Обучающемуся необходимо сформулировать для другого ученика вопрос в соответствии с той гранью, на которую выпал кубик [35].
Задание "Why?" - обучающийся должен составить вопрос по содержанию прочитанного текста, чтобы выявить причинно-следственные связи.
Задание "Tell" - обучающийся воспроизводит новые знания, например, называя предмет или явление и используя новую лексику.
Задание "Explain" предполагает постановку уточняющих вопросов, которые помогают обучающемуся проанализировать заданную проблему с различных сторон.
Задание "Offer" - учащиеся должны предложить собственный способ применения новой информации, содержащейся в тексте.
Задание "Invent" - необходимо составить собственные творческие вопросы по содержанию прочитанного текста с элементом предположения или вымысла, тем самым обучающийся имеет возможность самостоятельно оценить смысл текста с различных точек зрения.
Задание "Share" содержит вопросы, которые помогают активизировать мыслительную деятельности обучающихся, развивают аналитическое мышление, учат дифференцировать факты и следствия, оценивать важность полученной информации [36].
Очевидно, «Кубик Блума» является наиболее эффективной формой работы с текстом на заключительном этапе обучения смысловому чтению, так как помогает не только успешно запомнить материал, но и проанализировать и понять его.
«Синквейн»
Во французском языке «синквейн» определяется как стихотворное произведение, которое состоит из пяти строк и композиционно должно соответствовать определенным правилам. Для составления синквейна обучающемуся необходимо уметь выделять значимые элементы в тексте, обобщать полученную информацию, делать выводы и выражать свои мысли максимально кратко. Синквейн представляет собой, с одной стороны, концентрацию знаний, ассоциаций и чувств, с другой стороны, это уникальный способ выразить собственную позицию, свое мнение о событии, явлении или предмете.
Синквейн как методический прием, активизирующий критическое мышление обучающихся, может применяться на различных этапах обучения смысловому чтению. Умение составлять синквейны по заданной теме демонстрирует глубину знания обучающихся и может свидетельствовать о качестве усвоения учебного материала.
При написании синквейна необходимо соблюдать следующие правила:
- первая строка состоит из одного слова - это существительное, которое отражает тему синквейна;
- вторая строка состоит из двух слов - это прилагательные, которые описывают главную мысль;
- третья строка состоит из трех слов - это глаголы, которые описывают действия, относящиеся к заданной теме;
- четвертая строка состоит из четырех слов - это должна быть фраза, которая по смыслу связана с темой синквейна;
- пятая строка состоит из пяти слов - это словосочетание, которое должно выражать отношение автора синквейна к заданной теме [37].
На послетекстовом этапе прием «Синквейн» может быть применен с целью обобщения и систематизации знаний, полученных в тексте, а также для выражения своего собственного мнения к прочитанной информации. Обучающиеся с интересом демонстрируют свои синквейны классу.
Как правило, данная форма работы с иноязычным тексом не только помогает систематизировать полученную информацию, но и способствует развитию творческого мышления обучающихся на уроках иностранного языка.
«Изменение перспективы»
Данный прием предполагает пересказ обучающимся текста с позиции действующих лиц, что позволяет им еще раз проанализировать и обобщить прочитанное. Прием эффективно применять как в парной, так и в групповой работе [38].
Заключение / Conclusion
Согласно современной образовательной парадигме главная цель обучения иностранному языку в школе - это формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, что предопределяет коммуникативный характер образовательного процесса и необходимость применять иностранный язык в реальных коммуникативных ситуациях. К сожалению, далеко не все УМК рассчитаны на обучение смысловому чтению на иностранном языке в рамках образовательного процесса, поэтому в нашей работе мы продемонстрировали возможность внедрения эффективных методических приемов обучения чтению на послетекстовом этапе. В арсенале современного педагога может и должно быть много различных способов формирования и совершенствования навыков смыслового чтения на английском языке у обучающихся в средней школе.
Эффективные методы и приемы обучения смысловому чтению на иностранном языке на послетекстовом этапе значительно упрощают восприятие текстовой информации [39], делают процесс изучения иностранных языков более интересным и увлекательным, тем самым повышая мотивацию к обучению и активизируя познавательный интерес обучающихся. Такие приемы, как «Дерево вопросов», «Кубик Блума», «Синквейн» и «Изменение перспективы», формируют критическое мышление и создают благоприятные условия для анализа и более глубокого понимания прочитанного на заключительном этапе работы с текстовой информацией [40].
Таким образом, современные методы и приемы обучения смысловому чтению в совокупности с эффективными технологиями развития других видов речевой деятельности - аудирования, письма и говорения - значительно повышают эффективность процесса обучения иностранным языкам.
Ссылки на источники / References
1. Ксёнда О. Г. Педагогическая психология: пособие. - Минск: БГУ, 2014. - 311 с.
2. Снегирева Т. В., Архипова Т. Т. Педагогическая психология: информационные материалы курса: учеб. пособие. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. - 290 с.
3. Шадриков В. Д., Мазилов В. А. Мышление, мысль, одаренность // Ярославский педагогический вестник. -2018. - № 6 (105). - С. 212-227.
4. Мортон Дж. Нейропсихологический анализ семантических аспектов восприятия текста // Электронный архив: [сайт]. - 1976. - URL: http://luria-archiv.ru/publications/remaining/library/2653/
5. Кондрад Б. Н. Как запомнить всё // booksite: [сайт]. - 2007. - URL: https://www.livelib.ru/book/1002463383-kak-zapomnit-vse-sekrety-chempiona-mira-po-mnemotehnike-boris-nikolaj-konrad
6. Лазарева В. В. История проблемы обучения смысловому чтению в психолого-педагогической литературе // Департамент образования мэрии города Новосибирска городской центр развития образования: [сайт]. -2017. - URL: http://gcro.nios.ru/istoriya-problemy-obucheniya-smyslovomu-chteniyu-v-psihologo-pedagog-icheskoy-literature
7. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. - СПб.: Питер, 2006. - 320 с.
8. Цветкова Л. С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: учеб.-метод. пособие. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2006. - 296 с.
9. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. - 4-е изд., стер. - М.: Изд. центр «Академия», 2007. - 384 с.
10. Волкова Т. В. Динамика психологической структуры смыслового чтения как деятельности у учащихся начальной школы // Ярославский педагогический вестник: [сайт]. - 2013. - URL: http://vest-nik.yspu.org/?page=2013_2pp
11. Клычникова З. И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке // booksite: [сайт]. -1983. - URL: https://www.booksite.ru/fulltext/klichnik/index.htm
12. Яковенко И. Я. Формирование стратегий иноязычного смыслового чтения текстовой информации // Педагогика и психология образования: [сайт]. - 2017. - URL: http://pp-obr.ru/arhiv/pedagogika-i-psihologiya-obra-zovaniya-2017-3/
13. Русецкая М. Н. Нарушение чтения у младших школьников: анализ речевых и зрительных причин: монография. - СПб.: КАРО, 2007. - 192 с.
14. Волкова Т. В. Динамика психологической структуры смыслового чтения как деятельности у учащихся начальной школы.
15. Брякова И. Е., Кулаева Г. М., Якимов П. А. Педагогические условия развития читательской грамотности обучающихся на уроках гуманитарного профиля // Перспективы науки и образования. - 2022. - № 1 (55). -С. 315-328. DOI: 10.327744/pse.2022.1.20
16. Gavrilidou Z., Markos A., Dourou C. The Interaction of Variables Affecring Definitional Skills: Extending Previous Research on Wird Definition // Journal of Language & Education. - 2022. - № 8 (3). - P. 65-80. - URL: http://doi.org/10.17323/jle.2022.12901
17. Колесова О. В., Гуцу Е. Г., Деменева Н. Н. и др. Исследование читательской грамотности младших школьников на современном этапе развития образования // Перспективы науки и образования. - 2020. - № 2 (44). -С. 240-254. DOI: 10.327744/pse.2022.2.19
18. Leon A. J., Leon-Lopez A. Reading Performance in Adults with Intellectual and Developmental Disability (IDD) When They Read Different Kinds of Texts // Psychology in Russia: State of the Art. - 2019. - № 4 (12). ISSN: 2307-2202
19. Елизова Е. И., Ланцевская Н. Ю., Сизова Т. В. Структурно-функциональная модель развития культуры языковой коммуникации в условиях центра открытого образования // Перспективы науки и образования. - 2021.
- № 1 (49). - С. 216-231. DOI: 10.327744/pse.2021.1.15
20. Lozovitskaya A., Golobotodko I., Semeremko A., Kravets O. Discourse of the Development of Student's Media Leteracy with Reference to Meta-subject Connections as a Platform for New Didactics: Semantic, Technological, Social Implementation Space // Media Education (Mediaobtazovanie). - 2021. - № 17 (4). DOI: 10.13187/me.2021.4.664
21. Mkrtychian N. A., Kostromina S. N., Gnedyhh D. S. et al. Psychological and Electropsychological Correlates of Word Learning Success // Psychology in Russia: State of the Art. - 2021. - № 2 (14). ISSN: 2307-2202
22. Baker J. R. Exploring How Rhetirical Organization Contributes to the Readability of Essays // Journal of Language and Education. - 2021. - № 7 (2). - P. 78-92. - URL: http://doi.org/10.17323/jle.2021.11240
23. McNamara D. S., Roscoe R., Allen L. et al. Literacy: From the Perspective of Text and Discourse Theory // Journal of Language and Education. - 2019. - № 5 (3). - P. 56-69. - URL: http://doi.org/10.17323/jle.2019.10196
24. Fasih P., Izadpanah S., Shahnavaz A. The Effects of Mnemonics Vocabulary Instruction on Content Vocabulary Learning of Students // Journal of Language and Education. - 2018. - № 4 (1). - P. 42-62. DOI: 10.17323/2411-739D-2018-4-1-42-62
25. Гордеева И. В. Чтение как один из видов речевой деятельности на уроках английского языка // Молодой учёный: [сайт]. - 2015. - URL: https://moluch.ru/archive/99/22317/
26. Дадыко Л. И. Методы и приёмы развития навыка смыслового чтения на уроках английского языка // Открытый урок: [сайт]. - 2019. - URL: https://multiurok.ru/files/metody-i-priiomy-razvitiia-navyka-smyslovogo-chten.html
27. Зюкова В. А. Роль чтения в методике преподавания иностранного языка // Молодой учёный: [сайт]. - 2016.
- URL: https://moluch.ru/archive/111/27946/
28. Садрыева Г. Р. Методика обучения чтению на уроках английского языка // МультиУрок: [сайт]. - 2017. - URL: https://multiurok.ru/files/mietodika-obuchieniia-chtieniiu-na-urokakh-anghlii.html
29. Жаринова О. Г. Приемы смыслового чтения на уроках английского языка // Videouroki: [сайт]. - 2021. - URL: https://videouroki.net/razrabotki/priiemy-smyslovogho-chtieniia-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka.html
30. Лазарева В. В. История проблемы обучения смысловому чтению в психолого-педагогической литературе // gcro.nios: [сайт]. - 2017. - URL: http://gcro.nios.ru/istoriya-problemy-obucheniya-smyslovomu-chteniyu-v-psi-hologo-pedagogicheskoy-literature
31. Марудина С. В. Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках английского языка в начальной школе // Открытый урок. 1 сентября: [сайт]. - 2013. - URL: https://urok.1sept.ru/ar-ticles/641153
32. Рыжикова В. Н. Этапы работы с текстом на уроках английского языка // Мультиурок: [сайт]. - 2015. - URL: https://multiurok.ru/blog/etapy-raboty-s-tiekstom-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka.html
33. Багатаева Е. Т. Стратегии смыслового чтения. Работа с текстами на уроках английского языка // Открытый урок. Первое сентября: [сайт]. - 2019. - URL: https://urok.1sept.ru/articles/673435
34. Роль чтения в процессе обучения речевому общению на уроках английского языка в средней школе // all-best: [сайт]. - 2014. - URL: https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00433365_0.html
35. Голышева Е. Н. Методика обучения чтению на английском языке // nsportal.ru: [сайт]. - 2015. - URL: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2015/02/05/metodika-obucheniya-chteniyu-na-an-gliyskom-yazyke#h.30j0zll
36. Шкарова А. С. Использование приемов «Инсерт» и «Кубик Блума» для формирования читательской грамотности учащихся на уроках английского языка в 5-9 классах // Инфоурок: [сайт]. - 2022. - URL: https://in-fourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-ispolzovanie-priemov-insert-i-kubik-bluma-dlya-formirovaniya-chi-tatelskoj-gramotnosti-uchashihsya-na-u-6038795.html
37. Герасимова И. Ю. Что такое синквейн. Правила написания синквейна // Nsportal.ru: [сайт]. - 2019. - URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2019/09/17/chto-takoe-sinkveyn-pravila-napisaniya-sinkveyna
38. Миронова М. В. Смысловое чтение на уроках английского языка // nsportal.ru: [сайт]. - 2017. - URL: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2017/01/26/smyslovoe-chtenie-na-urokah
39. Одринская А. Г. Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка // Открытый урок: [сайт]. - 2019. - URL: https://urok.1sept.ru/articles/676025
40. New Vision for Education. Unlocking the Potential of Technology. - URL: https://clck.ru/rc3UG
1. Ksyonda, O. G. (2014). Pedagogicheskaya psihologiya [Educational psychology]: posobie, BGU, Minsk, 311 p.
2. Snegireva, T. V., & Arhipova, T. T. (2008). Pedagogicheskaya psihologiya: informacionnye materialy kursa [Educational psychology: informational materials of the course]: ucheb. posobie, Izd-vo Nizhnevart. gumanit. un-ta, Nizhnevartovsk, 290 p.
3. Shadrikov, V. D., & Mazilov, V. A. (2018). "Myshlenie, mysl', odarennost'" [Thinking, thought, giftedness], Yaroslav-skij pedagogicheskij vestnik, № 6 (105), pp. 212-227.
4. Morton, Dzh. (1976). Nejropsihologicheskij analiz semanticheskih aspektov vospriyatiya teksta [Neuropsychological analysis of semantic aspects of text perception], Elektronnyj arhiv: [sajt]. Available at: http://luria-ar-chiv.ru/publications/remaining/library/2653/
5. Kondrad, B. N. (2007). Kak zapomnit' vsyo [How to remember everything], booksite: [sajt]. Available at: https://www.livelib.ru/book/1002463383-kak-zapomnit-vse-sekrety-chempiona-mira-po-mnemotehnike-boris-nikolaj-konrad
6. Lazareva, V. V. (2017). "Istoriya problemy obucheniya smyslovomu chteniyu v psihologo-pedagogicheskoj literature" [The history of the issue of teaching semantic reading in psychological and pedagogical literature], Departa-ment obrazovaniya merii goroda Novosibirska gorodskoj centr razvitiya obrazovaniya: [sajt]. Available at: http://gcro.nios.ru/istoriya-problemy-obucheniya-smyslovomu-chteniyu-v-psihologo-pedagogicheskoy-literature (in Russian).
7. Luriya, A. R. (2006). Lekcii po obshchej psihologii [Lectures on general psychology], Piter, St. Petersburg, 320 p. (in Russian).
8. Cvetkova, L. S. (2006). Aktual'nye problemy nejropsihologii detskogo vozrasta [Actual issues of neuropsychology of childhood]: ucheb.-metod. posobie, Izd-vo Moskovskogo psihologo-social'nogo instituta, Moscow, 296 p. (in Russian).
9. El'konin, D. B. (2007). Detskaya psihologiya [Child psychology]: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zaved., 4-e izd., ster., Izd. centr "Akademiya", Moscow, 384 p. (in Russian).
10. Volkova, T. V. (2013). "Dinamika psihologicheskoj struktury smyslovogo chteniya kak deyatel'nosti u uchashchihsya nachal'noj shkoly" [Dynamics of the psychological structure of semantic reading as an activity in primary school
№. C. ^epHHKoSa, K. A. Eydawmm
students], Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik: [sajt]. Available at: http://vestnik.yspu.org/?page=2013_2pp (in Russian).
11. Klychnikova, Z. I. (1983). "Psihologicheskie osobennosti obucheniya chteniyu na inostrannom yazyke" [Psychological aspects of learning to read in a foreign language], booksite: [sajt]. Available at: https://www.booksite.ru/fulltext/klichnik/index.htm (in Russian).
12. Yakovenko, I. Ya. (2017). "Formirovanie strategij inoyazychnogo smyslovogo chteniya tekstovoj informacii" [Formation of strategies for foreign language semantic reading of text information], Pedagogika i psihologiya obra-zovaniya: [sajt]. Available at: http://pp-obr.ru/arhiv/pedagogika-i-psihologiya-obrazovaniya-2017-3/ (in Russian).
13. Ruseckaya, M. N. (2007). Narushenie chteniya u mladshih shkol'nikov: analiz rechevyh i zritel'nyh prichin [Reading disorders in primary school children: analysis of speech and visual causes]: monografiya, KARO, St. Petersburg, 192 p. (in Russian).
14. Volkova, T. V. (2013). Op. cit.
15. Bryakova, I. E., Kulaeva, G. M., & Yakimov, P. A. (2022). "Pedagogicheskie usloviya razvitiya chitatel'skoj gramotnosti obuchayushchihsya na urokah gumanitarnogo profilya" [Pedagogical conditions for the development of reading literacy of students in the humanities lessons], Perspektivy nauki i obrazovaniya, № 1 (55), pp. 315-328. DOI: 10.327744/pse.2022.1.20 (in Russian).
16. Gavrilidou, Z., Markos, A., & Dourou, C. (2022). "The Interaction of Variables Affecring Definitional Skills: Extending Previous Research on Wird Definition", Journal of Language & Education, № 8 (3), pp. 65-80. Available at: http://doi.org/10.17323/jle.2022.12901 (in English).
17. Kolesova, O. V., Gucu, E. G., Demeneva, N. N. et al. (2020). "Issledovanie chitatel'skoj gramotnosti mladshih shkol'nikov na sovremennom etape razvitiya obrazovaniya" [Study of reading literacy of primary school children at the present stage of education development], Perspektivy nauki i obrazovaniya, № 2 (44), pp. 240-254. DOI: 10.327744/pse.2022.2.19 (in Russian).
18. Leon, A. J., & Leon-Lopez, A. (2019). "Reading Performance in Adults with Intellectual and Developmental Disability (IDD) When They Read Different Kinds of Texts", Psychology in Russia: State of the Art, № 4 (12). ISSN: 2307-2202 (in English).
19. Elizova, E. I., Lancevskaya, N. Yu., & Sizova, T. V. (2021). "Strukturno-funkcional'naya model' razvitiya kul'tury yazy-kovoj kommunikacii v usloviyah centra otkrytogo obrazovaniya" [Structural-functional model of the development of the language communication culture in the conditions of the open education center], Perspektivy nauki i obrazovaniya, № 1 (49), pp. 216-231. DOI: 10.327744/pse.2021.1.15 (in Russian).
20. Lozovitskaya, A., Golobotodko, I., Semeremko, A., & Kravets, O. (2021). "Discourse of the Development of Student's Media Leteracy with Reference to Meta-subject Connections as a Platform for New Didactics: Semantic, Technological, Social Implementation Space", Media Education (Mediaobtazovanie), № 17 (4). DOI: 10.13187/me.2021.4.664 (in English).
21. Mkrtychian, N. A., Kostromina, S. N., Gnedyhh, D. S. et al. (2021). "Psychological and Electropsychological Correlates of Word Learning Success", Psychology in Russia: State of the Art, № 2 (14). ISSN: 2307-2202 (in English).
22. Baker, J. R. (2021). "Exploring How Rhetirical Organization Contributes to the Readability of Essays", Journal of Language and Education, № 7 (2), pp. 78-92. Available at: http://doi.org/10.17323/jle.2021.11240 (in English).
23. McNamara, D. S., Roscoe, R., Allen, L. et al. (2019). "Literacy: From the Perspective of Text and Discourse Theory", Journal of Language and Education, № 5 (3), pp. 56-69. Available at: http://doi.org/10.17323/jle.2019.10196 (in English).
24. Fasih, P., Izadpanah, S., & Shahnavaz, A. (2018). "The Effects of Mnemonics Vocabulary Instruction on Content Vocabulary Learning of Students", Journal of Language and Education, № 4 (1), pp. 42-62. DOI: 10.17323/2411-739D-2018-4-1-42-62 (in English).
25. Gordeeva, I. V. (2015). "Chtenie kak odin iz vidov rechevoj deyatel'nosti na urokah anglijskogo yazyka" [Reading as one of the types of speech activity in English lessons], Molodoj uchyonyj: [sajt]. Available at: https://moluch.ru/ar-chive/99/22317/ (in Russian).
26. Dadyko, L. I. (2019). "Metody i priyomy razvitiya navyka smyslovogo chteniya na urokah anglijskogo yazyka" [Methods and techniques for developing semantic reading skills in English lessons], Otkrytyj urok: [sajt]. Available at: https://multiurok.ru/files/metody-i-priiomy-razvitiia-navyka-smyslovogo-chten.html (in Russian).
27. Zyukova, V. A. (2016). "Rol' chteniya v metodike prepodavaniya inostrannogo yazyka" [The role of reading in the methodology of teaching a foreign language], Molodoj uchyonyj: [sajt]. Available at: https://moluch.ru/ar-chive/111/27946/ (in Russian).
28. Sadryeva, G. R. (2017). "Metodika obucheniya chteniyu na urokah anglijskogo yazyka" [Methods of teaching reading in English lessons], Mul'tiUrok: [sajt]. Available at: https://multiurok.ru/files/mietodika-obuchieniia-chtieniiu-na-urokakh-anghlii.html (in Russian).
29. Zharinova, O. G. (2021). "Priemy smyslovogo chteniya na urokah anglijskogo yazyka" [Semantic reading techniques in English lessons], Videouroki: [sajt]. Available at: https://videouroki.net/razrabotki/priiemy-smyslovogho-chtie-niia-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka.html (in Russian).
30. Lazareva, V. V. (2017). "Istoriya problemy obucheniya smyslovomu chteniyu v psihologo-pedagogicheskoj literature" [The history of the issue of teaching semantic reading in psychological and pedagogical literature], gcro.nios: [sajt]. Available at: http://gcro.nios.ru/istoriya-problemy-obucheniya-smyslovomu-chteniyu-v-psihologo-peda-gogicheskoy-literature (in Russian).
31. Marudina, S. V. (2013). "Ispol'zovanie priemov tekhnologii razvitiya kriticheskogo myshleniya na urokah anglijskogo yazyka v nachal'noj shkole" [The use of technology for the development of critical thinking in English lessons in primary school], Otkrytyj urok. 1 sentyabrya: [sajt]. Available at: https://urok.1sept.ru/articles/641153 (in Russian).
32. Ryzhikova, V. N. (2015). "Etapy raboty s tekstom na urokah anglijskogo yazyka" [Stages of working with text in English lessons], Mul'tiurok: [sajt]. Available at: https://multiurok.ru/blog/etapy-raboty-s-tiekstom-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka.html (in Russian).
33. Bagataeva, E. T. (2019). "Strategii smyslovogo chteniya. Rabota s tekstami na urokah anglijskogo yazyka" [Semantic reading strategies. Working with texts in English lessons], Otkrytyj urok. Pervoe sentyabrya: [sajt]. Available at: https://urok.1sept.ru/articles/673435 (in Russian).
34. (2014). "Rol' chteniya v processe obucheniya rechevomu obshcheniyu na urokah anglijskogo yazyka v srednej shkole" [The role of reading in the process of teaching speech communication in English lessons at secondary school], allbest: [sajt]. Available at: https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00433365_0.html (in Russian).
35. Golysheva, E. N. (2015). "Metodika obucheniya chteniyu na anglijskom yazyke" [Methods of teaching reading in English], nsportal.ru: [sajt]. Available at: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/li-brary/2015/02/05/metodika-obucheniya-chteniyu-na-angliyskom-yazyke#h.30j0zll (in Russian).
36. Shkarova, A. S. (2022). "Ispol'zovanie priemov "Insert" i "Kubik Bluma" dlya formirovaniya chitatel'skoj gramotnosti uchashchihsya na urokah anglijskogo yazyka v 5-9 klassah" [The use of the "Insert" and "Bloom's Cube" techniques for the formation of students' reading literacy in English lessons in grades 5-9], Infourok: [sajt]. Available at: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-ispolzovanie-priemov-insert-i-kubik-bluma-dlya-formirovaniya-chitatelskoj-gramotnosti-uchashihsya-na-u-6038795.html (in Russian).
37. Gerasimova, I. Yu. (2019). "Chto takoe sinkvejn. Pravila napisaniya sinkvejna" [What is cinquain. Rules for writing cinquain], Nsportal.ru: [sajt]. Available at: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2019/09/17/chto-takoe-sinkveyn-pravila-napisaniya-sinkveyna (in Russian).
38. Mironova, M. V. (2017). "Smyslovoe chtenie na urokah anglijskogo yazyka" [Semantic reading in English lessons], nsportal.ru: [sajt]. Available at: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/li-brary/2017/01/26/smyslovoe-chtenie-na-urokah (in Russian).
39. Odrinskaya, A. G. (2019). "Formirovanie navykov smyslovogo chteniya na urokah anglijskogo yazyka" [Formation of semantic reading skills in English lessons], Otkrytyj urok: [sajt]. Available at: https://urok.1sept.ru/arti-cles/676025 (in Russian).
40. New Vision for Education. Unlocking the Potential of Technology. Available at: https://clck.ru/rc3UG (in English).
Вклад авторов
Ю. С. Чернякова - теоретическая база исследования, научное руководство работой магистранта.
Л. А. Будашкина - практическая апробация исследования, анализ результатов.
Contribution of the authors
Yu. S. Chernyakova - theoretical basis of research, scientific supervision of the graduate student work.
L. A. Budashkina - practical testing of research, analysis of results.