Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ ЧТЕНИЯ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ'

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ ЧТЕНИЯ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
715
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
возрастные особенности / критическое мышление / младшие школьники / навыки критического мышления / умения чтения / critical thinking / age characteristics / reading skill / younger students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Елена Александровна

Статья посвящена формированию начальных навыков критического мышления школьников младших классов посредством развития умений чтения на уроках английского языка, с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников и особенностей основных этапов развития критического мышления. Так же рассматриваются требования к чтению на иностранном языке и основные приемы применения технологии критического мышления в начальной школе на уроках английского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING SKILLS WHILE TEACHING READING IN PRIMARY SCHOOL

The article discusses the problem of formation the primary critical thinking skills of primary schoolchildren through the development of reading skills in English lessons, taking into account the psychological and age features of primary schoolchildren and the characteristics of the main stages of critical thinking development. It also considers the requirements for reading skills and the main techniques for applying the technology of critical thinking in elementary school in English lessons.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ ЧТЕНИЯ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ»

DOI 10.24411 /2076-1503-2020-11046 ИВАНОВА Елена Александровна,

доцент кафедры лингвистики и переводоведения БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный университет», e-mail: eljohnson86@mail.ru

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ ЧТЕНИЯ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Аннотация. Статья посвящена формированию начальных навыков критического мышления школьников младших классов посредством развития умений чтения на уроках английского языка, с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников и особенностей основных этапов развития критического мышления. Так же рассматриваются требования к чтению на иностранном языке и основные приемы применения технологии критического мышления в начальной школе на уроках английского языка.

Ключевые слова: возрастные особенности, критическое мышление, младшие школьники, навыки критического мышления, умения чтения.

IVANOVA Elena Alexandrovna,

Associate Professor of the Department of Linguistics and Translatology, KhMAO-Ugra "Surgut State University"

THE DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING SKILLS WHILE TEACHING READING IN PRIMARY SCHOOL

Annotation. The article discusses the problem of formation the primary critical thinking skills of primary schoolchildren through the development of reading skills in English lessons, taking into account the psychological and age features of primary schoolchildren and the characteristics of the main stages of critical thinking development. It also considers the requirements for reading skills and the main techniques for applying the technology of critical thinking in elementary school in English lessons.

Key words: critical thinking, age characteristics, reading skill, younger students.

Современное школьное образование выходит на новый, более высокий уровень требований к овладению различными видами компетенций, среди которых компетенции, связанные с овладением новыми технологиями и способностью непрерывно учиться, следовательно, постоянно овладевать новыми знаниями, умениями и навыками. Образовательный процесс постоянно модернизируется за счет введения новых методик и технологий обучения [1]. Технология развития критического мышления в настоящее время активно применяется в школьном образовании. Дисциплины, опирающиеся на данную технологию, стали базовыми во многих зарубежных и российских учебных заведениях. Развитие навыков критического мышления посредством обучения чтению и письму «представляет собой набор приемов и стратегий, с помощью которых педагог может выстроить образовательный процесс, в котором будет обеспечи-

ваться самостоятельная, сознательная деятельность учащихся по пути к достижению ими же поставленных учебных целей» [6].

Данная технология требует особого подхода к обучению иностранному языку. Учитель должен иметь полное представление о таком понятии как мышление и его видах.

А.В. Брушлинский и О.К. Тихомиров утверждают, что «мышление можно определить как социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс самостоятельного искания и открытия человеком чего-то существенно нового, возникающий на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходящий за его пределы» [2].

Существует несколько классификаций видов мышления, в частности логическое, творческое, наглядно-образное, теоретическое и др. Благодаря логическому мышлению человек может решать сложные задачи, ставить определенные

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

цели, а также правильно расставлять приоритеты, и творческое, при должном развитии которого у человека появляется возможность изобретать, формировать что-то новое. Критическое мышление - совершенно новый вид, поскольку оно, по утверждению Д. Клустера, не является подвидом творческого или логического мышления, представляя собой совокупность мыслительных процессов обоих вышеперечисленных видов мышления. Однако оно неразрывно связано с речью, является процессом самостоятельного поиска и открытия существенно новой информации.

В своей работе «Что такое критическое мышление?» Д. Клустер подробно описывает критическое мышление и приводит аргументы о том, что именно этот вид мышления нельзя назвать запоминанием, пониманием или логикой. Оно не является творческим или интуитивным. Критическое мышление всегда самостоятельное. Для того чтобы мыслить критически, нужно обладать огромным запасом знаний, иметь желание решать проблемы и отвечать на вопросы. Критически мыслящий человек всегда приводит аргументы и доводы, представляя и обосновывая свою точку зрения, и делится ей с обществом. Поэтому критическое мышление - это мышление социальное. Именно эти характерные особенности в совокупности отличают критическое мышление от других его видов [8].

Так, критическое мышление определяется как мышление оценочное и рефлексивное, аргументированное и логическое, базирующееся на личном опыте и проверенных данных. Это сознательный процесс, в основу которого входят анализ и синтез информации, способность оценивать и интерпретировать ее, а также делать объективные суждения, подкрепляя их весомыми аргументами.

«Мысли логически!», «Подумай об этом!», «Нужен более глубокий анализ!» — это те команды, которые слышат учащиеся почти каждый день и которые непосредственно связаны с развитием критического мышления. Но проблема заключается в том, понимают ли учащиеся, что от них требуется. В большинстве случаев ответ отрицательный. Задача компетентного учителя -помочь учащимся, объяснить им, что критически мыслить значит знать как: определить и выразить свою точку зрения; спланировать представление своих идей так, чтобы они стали понятными для всех; научиться видеть, охвачены ли все ключевые моменты выбранной темы; логически правильно выстраивать структуру представления основных данных; связно представлять свои идеи, чтобы убедить читателей в представленной точке зрения и полученных выводах [12].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

Технология развития критического мышления подразумевает использование двух основных видов речевой деятельности: чтения и письма, которые представляют особую важность при обучении английскому языку.

В статье «Smart Thinking. Skills for critical understanding and writing» M. Аллен останавливается на формировании навыков критического мышления посредством чтения. Чтобы понять, каким образом должны формироваться основные навыки чтения и критического мышления одновременно, необходимо иметь представление о том, что такое чтение как мыслительный процесс и как вид деятельности.

В общем понимании, чтение - это процесс понимания печатного и графического текста. Чтение это - мыслительный процесс. Успешный читатель всегда знает, о чем он читает. Он анализирует свое понимание прочитанного и в случае, если это понимание не достигнуто, то он подсознательно выбирает другую стратегию чтения, которая помогает понять текст [13].

Процесс формирования умения чтения является важной частью процесса обучения иностранному языку. Цель чтения - это зрительное распознавание учащимися графических знаков и понимание письменной речи. Для того чтобы успешно читать на иностранном языке, необходимо развивать не только фонетические навыки, но и хорошо знать лексическую и грамматическую составляющую языка. Развитие этих навыков помогает распознавать слова намного быстрее [10].

Обучение чтению - это один из самых первых этапов обучения иностранному языку. Согласно современной образовательной программе, учащийся должен овладеть основными навыками чтения на иностранном языке в начальной школе.

Современные стандарты образования предъявляют следующие требования к чтению на иностранном языке в начальной школе: чтение вслух небольших текстов, содержащих изученный языковой материал (особое внимание уделяется правилам произношения фонем и интонации); чтение вслух с соблюдением правил словесного и фразового ударения; чтение про себя с пониманием простых текстов, содержащих изученный материал, с незначительным количеством незнакомых слов; поиск необходимой детальной информации в тексте (место, время действия, детали, относящиеся к внешности или характеру главного героя).

В настоящее время, в связи с ранним введением иностранного языка в образовательную программу начального образования, достаточно остро стоит проблема обучения учащихся технике

чтения на иностранном языке. Существует большое количество методов, направленных на овладение навыками чтения на иностранном языке. Наиболее известными являются алфавитный метод, звуковой метод, метод целых слов, метод целых предложений и метод рассказа.

Современный процесс обучения иностранному языку в начальных классах традиционно базируется на применении метода усвоения целых слов и метода чтения с опорой на фонетическую транскрипцию. Однако эти методы не всегда приводят к желаемому результату, поскольку во втором классе, когда в образовательный процесс вводится иностранный язык, у детей еще не завершен процесс формирования навыков и умений чтения на родном языке, а также основных универсальных учебных действий.

Т.Г. Васильева утверждает: «Использование разных механизмов формирования навыков чтения при обучении сразу 2 языкам зачастую вызывает сложности у учащихся, затрудняя процесс обучения чтению, как на иностранном языке, так и на родном» [5].

На начальном этапе обучения иностранному языку необходимо развивать способности, которые помогут успешно овладеть иностранным языком. Т.А. Ткачева отмечает, что «особого внимания требуют фонетический слух, способность к имитации, догадка, способность к выявлению языковых закономерностей, способность к вероятностному прогнозированию и способность к установлению смысловых связей» [9].

Обучение чтению, так же, как и обучение любому другому виду деятельности, требует особого внимания к возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. В младшем школьном возрасте ведущим видом деятельности является учебная, происходят изменения в познавательной деятельности. Ученые отмечают, что в данном возрасте происходит становление воли, происходит переход от непроизвольного восприятия ребенка к целенаправленному произвольному наблюдению, появляются зачатки самосознания, которые нужно развивать посредством критического мышления, начиная с начальной школы.

Данный возраст также характеризуется развитым непроизвольным вниманием, с одной стороны, и его неустойчивостью - с другой. Младшие школьники часто отвлекаются и не могут долго оставаться сосредоточенными, но в это же время имеют хорошую память и с легкостью запоминают новые слова и хорошо усваивают новые знания.

Кроме того, работая с технологией критического мышления на уроке в начальных классах, учитель не может использовать такие оценочные наречия, как «правильно» или «неправильно».

Однако принимаются во внимание только аргументированные идеи и решения. Это направит учащихся на более подробный анализ имеющихся у них идей.

Все эти особенности необходимо учитывать при обучении младших школьников иностранному языку. Кроме этого, в настоящее время на первый план выдвигается развитие умения самостоятельного целеполагания, проектирования реализации поставленной цели, умения самоконтроля и самооценки, что является составной частью универсальных учебных действий и критическому мышлению.

Развитие универсальных учебных действий, или способности учиться, напрямую связано с развитием критического мышления. Если учащийся обладает способностью самостоятельно узнавать и воспринимать новые знания, то он с большей вероятностью будет иметь успех в анализе этих знаний и в синтезе новых идей и предположений [11].

Развитие навыков критического мышления предполагает знание основных этапов данной технологии. В зависимости от этапа формулируются цели и задачи, отбираются наиболее эффективные приемы обучения.

Выделяют три этапа, или стадии, технологии развития критического мышления:

1. Вызов, т.е. актуализация имеющихся знаний и вызова интереса к получению новых и целеполагания. На данной стадии предполагается использовать такие приемы, как верные / неверные утверждения, перепутанные логические цепочки, рассматривание иллюстраций, составление списка известной информации, систематизация материала.

2. Реализация смысла, т.е. получение новой информации, корректировки поставленных целей обучения и постепенного расширения информационного поля. Она направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией. Наиболее эффективными приемами являются различные методы активного чтения, поиск ответа на поставленный вопрос, маркировка текста, составление таблиц и кластеров, а также составление «тонких» и «толстых» вопросов.

3. Рефлексия, т.е. размышление, анализ, усвоение нового знания, постановка новых целей. Учащиеся соотносят уже имеющуюся информацию с вновь приобретенными знаниями, используя также те знания, которые были получены на стадии реализации смысла. Для этого часто используемыми приемами являются заполнение составленных таблиц и кластеров, ответы на поставленные вопросы и написание синквейнов, кратких стихотворений, направленных на синтез

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

новой информации и развивающих способность резюмировать информацию, кратко и ясно излагать свои мысли.

Развитие критического мышления, также как и формирование навыков чтения, процесс долговременный и трудоемкий, поэтому главная задача - создание образовательной среды, в которой постоянно, на каждом уроке будут применяться приемы технологии развития критического мышления.

Существует мнение, что формировать навыки критического мышления нужно в старших или по крайней мере в средних классах школы, т.к. процесс формирования данных навыков требует умения анализировать и синтезировать новые знания. Однако современные учебники для млад-

ших школьников уже содержат задания, направленные на развитие навыков критического мышления.

Нами был проведен анализ УМК «Spotlight 2» и «Spotlight 3» (авторы Н.И. Быкова, Дж. Дули, В. Эванс) для учащихся 2 и 3 классов [3; 4], в ходе которого было выявлено, что значительное количество заданий на чтение, разработанных авторами, нацелены на развитие навыков критического мышления, хотя в методических рекомендациях данный факт не упоминается через чтение.

Примером может послужить задание с множественным выбором ответа (рис. 1). При этом каждый вопрос, обозначенный в задании, сопровождается картинкой, представляющей какую-либо ситуацию из жизни героев учебника [3].

Can you swim? Can you climb? Can у on run?

Yes. I can. . No. I can't. Yes. I can. , No. I can't. Yes. I can. / No. I can't.

Рис. 1. Задание с множественным выбором ответа

Кроме того, в данном задании учащимся предлагается не просто посмотреть на картинку, но и оценить ситуацию, чтобы сделать верные выводы и выбрать правильный ответ. При выполнении данного задания учащийся должен проанализировать ситуацию, проецировать ее на соб-

ственный жизненный опыт и выбрать ответ, соответствующий своим умениям и знаниям языкового материала.

Еще одно задание (рис. 2) предполагает выбор необходимого действия с одеждой, опираясь на высказывание о погодных условиях [3].

Рис. 2. Задание на выбор варианта ответа

Данное задание требует от учащихся анализа ситуации и логического размышления при выборе необходимого предмета одежды. Кроме того, создание и использование фраз в мини-диалоге, связанных общей ситуацией, развивает у учащихся навык прогнозирования. Все эти действия являются примерами развития навыка критического мышления.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

Особого внимания требуют стадии технологии развития критического мышления. Задача компетентного учителя - тщательно проанализировать материал и разработать стратегию работы на уроке, которая улучшит качество понимания нового материала и поможет развить навыки критического мышления.

В УМК «Spotlight 3» также есть задания, которые побуждают учащихся критически мыслить, и анализировать организацию работы с материалом в соответствии со стадиями технологии развития критического мышления в процессе обучения чтению и письму.

В качестве объекта анализа выступил Модуль 3 в УМК «Spotlight 3». Подробно был рассмотрен разд. 6 «In my Lunch Box». Тема модуля и его составляющих - Еда. Целью занятий является повторение пройденного во втором классе лексического материала по теме «Еда», изучение и закрепление нового лексического материала, а также развитие навыков речевого высказывания на английском языке.

Подробно остановимся на этапах данной технологии. Этап вызова предполагает актуализа-

цию имеющихся знаний, следовательно, задача учителя - организовать работу на данном этапе таким образом, чтобы вызвать интерес к теме урока и настроить учащихся на работу с лексикой. На данном этапе учащимся предлагается составить список известной информации по теме «Еда», разделив при этом слова на две группы: «Полезная еда», «Вредная еда». В ходе данной работы должны быть выслушаны и приняты во внимание все идеи и решения учащихся.

Список известной информации может быть продолжен на этапе осмысления, или реализации смысла. На данной стадии вводится новый лексический материал и происходит оценка полученных учащимися знаний. Предлагаемый учащимся список продуктов (рис. 3) также может быть разделен на упомянутые выше категории.

Рис. 3. Новый лексический материал по теме «Еда»

Одним из примеров обсуждения может быть разговор о том, какие из продуктов имеются в холодильнике учащихся, а каких продуктов у них нет. На данном этапе закрепляются полученные

знания. Учащиеся готовятся к чтению, работе с текстом.

Работа с текстом (рис. 4) - это один из самых важных этапов на уроке, поскольку задействует такой вид речевой деятельности, как чтение.

Karen,

We've got some eggs, but we haven t got any chicken. We've got some milk, but we haven t got any ice-cream. We've got some carrots and potatoes, but we need some.

Рис. 4. Текст «Shopping List» УМК «Spotlight 3»

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

На данном этапе наиболее эффективным будет применение такого известного в технологии развития критического мышления приема как «толстые» и «тонкие» вопросы, где «тонкие» вопросы - это вопросы, предполагающие краткий ответ, с целью выяснить конкретную информацию, а «толстые» - это проблемные вопросы, требующие глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений и глубокого анализа информации.

Учащимся предлагаются такие «тонкие вопросы», например, Have we got eggs / milk / apples / bananas at home? Which food haven't we

got? или «толстые вопросы», например, Why do we need ice cream / chicken / potatoes? Which food is healthy (unhealthy) and why?

Данный прием поможет учащимся ориентироваться в содержании текста.

Кроме этого, использование различных кластеров (рис. 5) и таблиц делают урок интереснее, т.к. привносят в него элемент игры. Кластеры и таблицы являются приемами графической систематизации информации, а, следовательно, упрощают восприятие информации и стимулируют мыслительную деятельность [7].

We haven't

Рис. 5. Кластер к тексту «Shopping List»

Завершающий этап работы над формированием навыка критического мышления - этап рефлексии. Основной целью этого этапа является синтез и анализ полученной информации и создание нового знания. На данном этапе учащимся предлагается составить список покупок «Shopping List», опираясь на текст. На данном этапе предла-

гается также использовать не только информацию из текста, но и предложить учащимся расширить список покупок (рис. 6), добавив продукты, которые являются необходимыми и используются каждый день. Таким образом, учащиеся активируют свои фоновые знания и личный опыт.

Shopping List

• Chicken

Рис. 6. Шаблон к тексту для составления списка покупок

Технология развития критического мышления предполагает личностный рост учащегося, развивает его ум, индивидуальность, что особенно необходимо для младшего школьного возраста. Она позволяет решить большое количество проблем в образовательной сфере. Данная технология помогает преподавателю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

учащихся в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность занятий.

Использование имеющихся знаний о мышлении, чтении как виде речевой деятельности, индивидуальных и возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста, критическом мышлении и способах его развития помогает создать необходимую среду для качественного

усвоения материала, развития необходимых навыков и умений, в т.ч. и навыков критического мышления, что отвечает стандартам современного образования. Эта технология позволяет заинтересовать и активизировать учащегося, побудить к организации собственной деятельности, формировать готовность самостоятельно действовать в процессе обучения.

Для успешной работы по технологии развития критического мышления в начальных классах, необходимо понимать, что главной особенностью данной технологии является конструирование собственного знания в рамках поисковой деятельности. Развитие навыков критического мышления в начальных классах позволит не только сформировать у учащихся социально значимые, нравственно-ценностные мотивы поведения, но и повысить уровень социализации, развить креативность и рефлексию, воспитывать инициативность, коммуникативность.

Список литературы:

[1] Боб-Миллиар Г., Шагбанова Х.С., Шацких И.С. Информационные технологии в обучении и изучении английского языка // Актуальные проблемы лингвистики-2015: материалы Междунар. науч.-практ. конф. студ., аспирантов и молодых ученых / отв. ред. Х.С. Шагбанова. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2015. - С. 11-15.

[2] Брушлинский А.В., Тихомиров О.К. О тенденциях развития современной психологии мышления // Национальный психологический журнал.

- 2013. - № 2(10). - С. 10-16.

[3] Быкова Н.И., Дули Дж., Поспелова М.Д., Эванс В. Spotlight 2: Student's Book / Английский язык. 2 класс. - М.: Express Publishing, Просвещение, 2011. - 152 с.

[4] Быкова Н.И., Дули Дж., Поспелова М.Д., Эванс В. Spotlight 3: Student's Book / Английский язык. 3 класс. - М.: Express Publishing, Просвещение, 2011. - 144 с.

[5] Васильева Т.Г. Типологизация методов обучения технике чтения на английском языке учащихся младших классов [Электронный ресурс] // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. - С. 47

- 54. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/ tipologizatsiya-metodov-obucheniya-tehnike-chteniya-na-angliyskom-yazyke-uchaschihsya-mladshih-klassov (дата обращения: 05.09.2020).

[6] Грузинская Е.Ю. Нетрадиционный подход к проведению семинаров в курсе «Концепции современного естествознания» (Тезисы доклада) // Региональная науч.-метод. конф. «Учебный предмет «Естествознание в школе и вузе» 25-29 марта 2000 г. - Н. Новгород: ННГУ. 2000. - С. 51, 52.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[7] Егоров А.И., Егорова Ю.А. Интерактивные технологии в обучении иностранному языку студентов неязыковых направлений подготовки // Педагогическое взаимодействие: возможности и перспективы: материалы I науч.-практ. конф. с межчунар. участием. 2019. - Саратов: СГМУ им. В.И. Разумовского. - С. 370-375.

[8] Клустер Д. Что такое критическое мышление? [Электронный ресурс] // Русский язык. 2002.

- № 29. URL: https://rus.1sep.ru/article. php?ID=200202902 (дата обращения: 05.09.2020).

[9] Ткачева Т.А. Обучение чтению на иностранном языке на начальном этапе обучения // Наука, техника и образование [Электронный ресурс]. 2014. - № 2 (2). URL: https://cyberleninka. ru/article/v/obuchenie-chteniyu-na-inostrannom-yazyke-na-nachalnom-etape-obucheniya (дата обращения: 05.09. 2020).

[10] Цыпнятова Н.В. Обучение чтению на иностранном языке [Электронный ресурс]. 2018. URL: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/ angliiskiy-yazyk/library/2018/12/19/statya-obuchenie-chteniyu-na (дата обращения: 05.09.2020).

[11] Шаршов И.А. Возрастные особенности младшего школьника в контексте формирования универсальных учебных действий // Вестник Тамбовского ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. - 2012.

- № 12 (116). - С. 181-185.

[12] Allen M. Smart Thinking. Skills for critical understanding and writing. - 2nd ed. Published by Oxford, 2004. - 207 p.

[13] Think Literacy: Cross-curricular Approaches, Grades 7-12 [Электронный ресурс]. -URL: https://ru.scribd.com/document/79887365/ Think-Literacy (дата обращения: 05.09.2020).

Spisok literatury:

[1] Bob-Milliar G., Shagbanova H.S., Shackih I.S. Informacionnye tekhnologii v obuchenii i izuchenii anglijskogo yazyka // Aktual'nye problemy lingvis-tiki-2015: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. stud., aspirantov i molodyh uchenyh / otv. red. H.S. Shagbanova. - Tyumen': TyumGNGU, 2015. - S. 11-15.

[2] Brushlinskij A.V., Tihomirov O.K. O tendenci-yah razvitiya sovremennoj psihologii myshleniya // Nacional'nyj psihologicheskij zhurnal. - 2013. - № 2(10). - S. 10-16.

[3] Bykova N.I., Duli Dzh., Pospelova M.D., Evans V. Spotlight 2: Student\'s Book / Anglijskij yazyk. 2 klass. - M.: Express Publishing, Prosvesh-chenie, 2011. - 152 s.

[4] Bykova N.I., Duli Dzh., Pospelova M.D., Evans V. Spotlight 3: Student\'s Book / Anglijskij yazyk. 3 klass. - M.: Express Publishing, Prosvesh-chenie, 2011. - 144 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

[5] Vasil'eva T.G. Tipologizaciya metodov obu-cheniya tekhnike chteniya na anglijskom yazyke uchashchihsya mladshih klassov [Elektronnyj resurs] // Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. 2008. - S. 47 -54. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/tipologizat-siya-metodov-obucheniya-tehnike-chteniya-na-angli-yskom-yazyke-uchaschihsya-mladshih-klassov (data obrashcheniya: 05.09.2020).

[6] Gruzinskaya E.Yu. Netradicionnyj podhod k provedeniyu seminarov v kurse «Koncepcii sovre-mennogo estestvoznaniya» (Tezisy doklada) // Regional'naya nauch.-metod. konf. «Uchebnyj pred-met «Estestvoznanie v shkole i vuze» 25-29 marta 2000 g. - N. Novgorod: NNGU. 2000. - S. 51, 52.

[7] Egorov A.I., Egorova Yu.A. Interaktivnye tekhnologii v obuchenii inostrannomu yazyku studen-tov neyazykovyh napravlenij podgotovki // Pedagog-icheskoe vzaimodejstvie: vozmozhnosti i perspektivy: materialy I nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchast-iem. 2019. - Saratov: SGMU im. V.I. Razumovskogo. - S.370-375.

[8] Kluster D. Chto takoe kriticheskoe myshle-nie? [Elektronnyj resurs] // Russkij yazyk. 2002. - № 29. URL: https://rus.1sep.ru/article. php?ID=200202902 (data obrashcheniya: 05.09.2020).

[9] Tkacheva T.A. Obuchenie chteniyu na inost-rannom yazyke na nachal'nom etape obucheniya // Nauka, tekhnika i obrazovanie [Elektronnyj resurs]. 2014. - № 2 (2). URL: https://cyberleninka.ru/article/v/ obuchenie-chteniyu-na-inostrannom-yazyke-na-na-chalnom-etape-obucheniya (data obrashcheniya: 05.09. 2020).

[10] Cypnyatova N.V. Obuchenie chteniyu na inostrannom yazyke [Elektronnyj resurs]. 2018. URL: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliis-kiy-yazyk/library/2018/12/19/statya-obuchenie-cht-eniyu-na (data obrashcheniya: 05.09.2020).

[11] Sharshov I.A. Vozrastnye osobennosti mladshego shkol'nika v kontekste formirovaniya uni-versal'nyh uchebnyh dejstvij // Vestnik Tambovskogo un-ta. Ser.: Gumanitarnye nauki. - 2012. - № 12 (116). - S. 181-185.

[12] Allen M. Smart Thinking. Skills for critical understanding and writing. - 2nd ed. Published by Oxford, 2004. - 207 p.

[13] Think Literacy: Cross-curricular Approaches, Grades 7-12 [Elektronnyj resurs]. -URL: https://ru.scribd.com/document/79887365/

Think-Literacy (data obrashcheniya: 05.09.2020).

ЮРКОМПАНИ

www. law-books, ru

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.

/

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.