Научная статья на тему 'Современные образовательные технологии в непрерывном образовании специалистов'

Современные образовательные технологии в непрерывном образовании специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
369
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / POST GRADUATION MEDICAL EDUCATION / MODERN TECHNOLOGIES / REMOTE FORMATION / A PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пивень Д. В., Ленок Г. В., Алферова М. А.

Последипломное медицинское образование не мыслимо без использования современных технологий. Использования технологий дистанционного обучения: дополнительная (необязательная), рассматриваемая как вспомогательная к «обычным» образовательным технологиям, и обязательная, являющаяся неотъемлемой частью образовательного процесса. Появился целый ряд дисциплин, знания по которым необходим для врачей всех специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пивень Д. В., Ленок Г. В., Алферова М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern educational technologies in continuous formation of experts

Post-diploma medical education is not thinkale without use of modern technologies. Uses of technologies of remote training: additional (unessential), considered as auxiliary to «usual» educational technologies, and obligatory, being an integral part of educational process. Th ere was variety of disciplines, knowledge on which is necessary for doctors of all specialities.

Текст научной работы на тему «Современные образовательные технологии в непрерывном образовании специалистов»

ПЕДАГОГИКА

© ПИВЕНЬ Д.В., АЛФЕРОВА М.А., ЛЕНОК Г.В. — 2009

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НЕПРЕРЫВНОМ ОБРАЗОВАНИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Д.В. Пивень, М.А. Алферова Г.В. Ленок (Иркутский государственный институт усовершенствования врачей, ректор — д.м.н., проф. В.В. Шпрах кафедра общественного здоровья и здравоохранения, зав. — д.м.н., проф., Д.В. Пивень)

Резюме. Последипломное медицинское образование не мыслимо без использования современных технологий. Использования технологий дистанционного обучения: дополнительная (необязательная), рассматриваемая как вспомогательная к «обычным» образовательным технологиям, и обязательная, являющаяся неотъемлемой частью образовательного процесса. Появился целый ряд дисциплин, знания по которым необходим для врачей всех специальностей.

Ключевые слова: последипломное медицинское образование, современные технологии, дистанционное образование, подготовка кадров.

MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN CONTINUOUS FORMATION OF EXPERTS

D.V. Piven, M.A. Alfyorov, G.V. Lenok (Irkutsk State Institute of Continuing Medical Education)

Summary. Post-diploma medical education is not thinkale without use of modern technologies. Uses of technologies of remote training: additional (unessential), considered as auxiliary to «usual» educational technologies, and obligatory, being an integral part of educational process. There was variety of disciplines, knowledge on which is necessary for doctors of all specialities.

Key words: post graduation medical education, modern technologies, remote formation, a professional training.

Создание системы образования, соответствующей новым реалиям российской жизни, — одна из наиболее принципиальных и актуальных проблем общества, в котором развитость и совершенство методов и средств современных информационных и коммуникационных технологий создают реальные возможности для их использования в системе образования. Именно с данными технологиями мы связываем реальные перспективы построения открытой дистанционной образовательной системы, позволяющей не только каждому человеку выбирать свою траекторию обучения, но и каждому образовательному пространству на уровне страны, региона или области реально взаимодействовать с другими и выводить подобную кооперацию на глобальный уровень[1-4].

В «Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России» дистанционное образование определено как «комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии» Дистанционное образование, набирающее силу в последние десятилетия, является одной из тех систем, которая способна внести большой вклад в развитие международного взаимодействия в решении ряда важных гуманитарных задач: повышения качества образования в Российской Федерации, совершенствования человеческого ресурса, относительное выравнивание уровней развития образовательных систем [2-4].

Продуктивно разрабатываются вопросы, связанные с интеграционными процессами в дополнительном профессиональном образовательном пространстве, информатизацией, с развитием дистанционного образования [1-4].

Основным «компонентом» учебного процесса последипломного образования является специалист, который самостоятельно и без принуждения стремится получить знания и навыки, необходимые ему в практической работе. Поэтому преподаватель, реализующий учебные программы по информатизации здравоохранения, должен выступать как опытный эксперт и передавать необходимые навыки и знания специалистам, имеющим различную подготовку, опыт и знания в данной предметной области, обеспечивая непрерывность последипломного образования и опираясь на современные информационные технологии [1,2].

В последние годы на территории Иркутской области наблюдается тенденция к росту уровня информатизации во всех сферах деятельности. Система здравоохранения в данном случае не является исключением. Возникает объективная потребность, продиктованная временем, в информатизации работы всех направлений деятельности учреждений здравоохранения, подготовке и переподготовке медицинских кадров, грамотно использующих достижения научно-технического прогресса XXI века в области информатизации. Для руководителей здравоохранения остро встаёт вопрос о компетентной организации процесса автоматизации управляемых учреждений с оптимальным использованием уже имеющихся и современных средств вычислительной техники и разнообразного программного обеспечения. В связи с набором причин, сложившихся в образовании, в настоящее время наблюдается дефицит знаний большинства руководителей здравоохранения в области информационных технологий. Решением данных задач занимается система последипломного образования в здравоохранении.

Всё большее значение придают последипломной подготовке, используя метод дистанционного обучения кадров в Иркутской области. Учитывая территориальные особенности Иркутской области и необходимость осуществления непрерывного усовершенствования последипломного образования специалистов в регионах, дистанционное обучение всё прочнее занимает место на рынке образовательных услуг. Однако одно дело — предложить дидактически обоснованные содержательно качественные образовательные услуги дистанционного обучения, в частности, на основе компьютерных информационных технологий, совсем другое — предусмотреть возможные затруднения обучаемых, научить их преодолевать эти затруднения и обеспечить развивающий характер предлагаемого методического обеспечения.

Нами было проведено исследование для уточнения необходимости образовательных услуг по вопросу ВИЧ-инфекции и ассоциированных с ней заболеваний для врачей-специалистов. Источниками информации для дальнейшего анализа послужило анкетирование специалистов в четырёх городах Иркутской области (Ангарске, Братске, Саянске, Усть-Орде), всего на вопросы ответили 79 респондентов (терапевты, педиатры,

акушеры-гинекологи, наркологи, врачи общей практики, инфекционисты).

Результаты анкетирования специалистов говорят о том, что сформировался круг лиц, остро нуждающихся в образовательных услугах, которые традиционная система образования им предоставить не может из-за отсутствия средств. В частности, это специалисты, не имеющие возможности совмещать учёбу по смежным дисциплинам, например по ВИЧ-инфекции и ВИЧ-ассоциированным заболеваниям, ВИЧ-ассоциированные заболевания всё чаще встречаются в практике врачей специалистов, так как возникают у пациентов на фоне развившегося приобретённого иммунодефицита и имеют ряд особенностей. Необходимость в использовании дистанционных образовательных технологий в подготовке врачей и других специалистов не вызывает сомнения.

Наша задача состояла в определении разумного сочетания традиционных и современных технологий обучения при организации отбора и передачи нужной информации, осуществляя не только контроль, но и самоконтроль усвоения учебного материала. Эта форма, обеспечивая занятость всех слушателей группы одновременной самостоятельной работой, позволяет индивидуализировать изучение материала. Результатом оказывается существенная экономия учебного времени и труда слушателя и преподавателя, необходимого для контроля усвоения изучаемого материала.

Для продуктивной организации самостоятельной работы требуется наряду с использованием информационных технологий совершенствовать традиционные методы обучения. Заинтересованность слушателей в результатах своего самостоятельного труда можно и нужно непосредственно в процессах аудиторных занятий методами интегрированного обучения.

Составным элементом работы преподавателя при планировании самостоятельной работы является ознакомление слушателей с навыками организации труда при изучении литературы, работе с Интернетом, при подготовке к сдаче зачётов, экзаменов и т.д. Всё это можно определить как адаптационный период, а поскольку в учебной программе для этого время не отводится, то нужно оптимизировать учебно-педагогический процесс.

В структуру оптимизации учебно-педагогического процесса в общем, виде включают: целевое структурирование учебного материала в соответствии с логикой науки и логикой учебного познания адекватно задачам обучения и воспитания; разработку специальных способов руководства учебным процессом в целях последовательного повышения уровня учебно-исследовательского стиля познания и приобщения, учащихся к исследовательскому мышлению; максимальное приближение учебной деятельности к творческой при сохранении определённых репродуктивных видов познания.

Следует выделить две компоненты процесса использования нами технологий дистанционного обучения: дополнительная (необязательная), рассматриваемая как вспомогательная к «обычным» образовательным технологиям, и обязательная, являющаяся неотъемлемой частью образовательного процесса. Так, для очной формы обучения курс информатики, необходимой для усвоения материала, является вспомогательным, а для вечерней и заочной — основным.

Очевидно, что в основе концепции дистанционного обучения лежат учебные материалы, полностью готовые к самостоятельному использованию слушателя.

Организована многоступенчатость подачи материа-

ла в системе по мере его усвоения. Прохождение курса ограничено во времени только расписанием и общей системой доступа для всей группы. Хорошо бы иметь возможность установления опорных временных отрезков, позволяющих в автоматическом режиме осуществлять аттестации и ранжирование слушателей.

При очной форме обучения самостоятельные занятия не всегда нацелены на подмену очных лекций и практических занятий.

Целью предоставления дистанционных ресурсов может быть предоставление дополнительных материалов с одной стороны и возможности самостоятельной «проработки» материалов.

При достижении цели, решении поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов: теоретические методы исследования (индуктивный и дедуктивный метод, анализ и синтез, сравнение, сопоставление и обобщение, абстрагирование и конкретизация, аналогия и моделирование); эмпирические методы (изучение и обобщение документов и деятельности центров новых информационных технологий, а также педагогического опыта образовательных учреждений). Базой исследования был Информационный отдел ГОУ ДПО «Иркутского государственного института усовершенствования врачей».

Взаимное использование конкретных особенностей Иркутской области в образовательном пространстве России способствует развитию дальнейшей интеграции. Объединение усилий всех кафедр института, использование потенциала образовательных систем, поиски парадигмы образования будущего становятся дополнительным фактором его интеграции. Особенностями такой интеграции становятся: согласованная образовательная политика, взаимное сближение и взаимодополняемость образовательных систем, синхронизация действий, а также идея о непрерывности образовательного процесса.

Региональные образовательные системы не могут не учитывать этих тенденций. При этом реализуются главные требования, предъявляемые к дидактической системе «обучение»:

— оптимизация содержания учебных курсов, исходя из государственного образовательного стандарта и индивидуальных познавательных особенностей обучающегося;

— активизация познавательной деятельности и интенсификация процесса обучения;

— генерирование системы контроля усвоения знаний, обеспечивающей непрерывное и эффективное управление процессом обучения.

Таким образом, дистанционное обучение предоставляет возможность врачам-специалистам, не находящимся в Иркутске, повышать профессиональные знания не только по своей специальности, но и по смежным, таким как ВИЧ-инфекция, не выезжая за пределы своего города, обучаясь по удобной индивидуальной образовательной траектории. Подобная перспектива в значительной мере обеспечена одновременным и интенсивным развитием 1П:егпе1 и компьютерных технологий обучения, что решает проблему доступности дополнительного профессионального образования для всех специалистов, находящихся в любом населённом пункте Иркутской области.

Представляется вполне очевидным, что в настоящее время эта модель получения дополнительного профессионального образования является весьма удобной для Иркутской области.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иванова В.И. Современные тенденции подготовки научно-педагогических кадров в области медикобиологических наук//Вестн. СПбГМА им И.И.Мечникова. — 2006. — №2 (7). — С.146-150.

2. Карпенко М.П. Дистанционное образование: опыт становления и развития//Социологические исследования №3. — 2007. — С.63-73.

3. Малеев В.В. Проблемы инфекционной патологии на современном этапе//Эпидемиол. и инфекц. бол. — 2006. — №6. — С.4-8.

4. Соловьев А.В. Мифы и реалии дистанционного об-разования//Инновации в образовании. — 2004. — № 2. — С.82-89.

Адрес для переписки: Ленок Галина Викторовна — заведующая кафедрой инфекционных болезней Иркутского государственного института усовершенствования врачей.

E-mail: galena-lenok@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.