А.К. БЫКОВ (Москва)
СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ
Практика патриотического воспитания, как и любая другая общественная практика, не может быть целенаправленной и системной без серьезного научного обоснования принимаемых мер. Принятые в государственном масштабе Программа и Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации содержат в себе методологические и теоретические позиции по основным научным аспектам патриотического воспитания граждан, но далеко не исчерпывают их.
Значительное внимание государства к патриотическому воспитанию в последнее пятилетие вызвало бурный рост научных исследований, что проявляется, в частности, в возросшем количестве защищаемых диссертаций по рассматриваемой проблеме: ежегодно защищается от 10 до 15 кандидатских педагогических диссертаций, от 5 до 10 - исторических, 2 - 3 философских, социологических, психологических и филологических. Можно обоснованно заявлять, что патриотическое воспитание сегодня является самым изучаемым из всех других видов воспитания, а получаемые в ходе исследований результаты имеют серьезное влияние на качественное приращение знаний в теории воспитания в целом, в том числе и на методологическом уровне.
Остановимся на некоторых основных научных проблемах патриотического воспитания, понимая под ними те вопросы, которые являются первоочередными для динамичного развития его теории и практики в ближней, средней и дальней перспективе, характеризуются относительно противоречивыми или неадекватно современным реалиям изученными аспектами.
Научные проблемы патриотического воспитания, в зависимости от их содержания и принадлежности к уровням научного знания, можно разделить на несколько групп: методологические; научно-
педагогические; междисциплинарные; организационно -педагогические; научно-методи -ческие.
В ряду методологических проблем патриотического воспитания одной из важнейших выступает проблема обеспечения предметно -категориальной определеннос -ти понятия.
Достижение такой определенности является крайне сложным делом, поскольку родовое, более общее для патриотического воспитания понятие «воспитание» является многозначным. Известно, что при определении понятия «воспитание» спектр выделяемых учеными значений широк: это воспитание в широком социальном смысле, включая воздействие общества на человека, т.е. когда осуществляется отождествление воспитания с социализацией; это воспитание в широком педагогическом смысле как целенаправленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений; это воспитание в узком педагогическом смысле как воспитательная работа в целях формирования у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений, решения конкретных воспитательных задач. С точки зрения предметной области исследований воспитание рассматривается и как социальное явление, и как направление педагогической деятельности, и как фактор общественной жизни, социализации человека. С общенаучной точки зрения воспитание осмысливается в качестве системы, процесса, деятельности. Все вышеперечисленные значения воспитания трансформируются в соответствующие смысловые конструкции патриотического воспитания.
Сущность и содержание патриотического воспитания в Государственной программе и Концепции патриотического воспитания сформулированы в его определении - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите инте-
ресов Родины. (Нельзя не отметить, что такое понимание патриотического воспитания является принципиально новым для науки и практики - впервые в постсоветской России государство в лице государственных органов, в частности правительства, заявило об ответственности за воспитание граждан.) Как видим, в Концепции и Программе патриотическое воспитание рассматривается в одном из своих значений - в широком социальном смысле, как целенаправленное воздействие государственных органов и других социальных институтов на человека, т.е. как направление государственной деятельности. Нельзя не согласиться с тем, что патриотическое воспитание граждан, детей и молодежи - составная часть внутренней политики государства, компонент его идеологической деятельности, поэтому стратегические цели, задачи, основные направления патриотического воспитания определяют именно государственные органы. Признание этой объективной зависимости позволяет говорить о правомерности существования понятия «государственно-патриотическое воспитание».
В современных условиях готовность и способность государства проводить политику в области государственно-патриотического воспитания граждан зависят, в свою очередь, от его позиции и ответов по ряду животрепещущих вопросов. Во-первых, это определение смысловых концептов национальной идеи как части общенациональной идеологии, духовно-нравственной и научной парадигмы, воплощающей мечты миллионов россиян о национальном идеале, укреплении государственности, способной вдохновить соотечественников на большие свершения во имя благосостояния и духовного преобразования общества. Во-вторых, это обоснование места России в процессах глобализации, в глобальной интеграции мира, предполагающих нивелирование национальных и патриотических чувств, ограничение национальных суверенитетов и традиционных культурных укладов жизни народов. В-третьих, это определение содержательного поля и характера взаимодействия государственных органов и формируемого гражданского общества в постановке и решении жизненно важных для страны проблем.
Завершением фрагмента суждений о предметно-категориальной области патриотического воспитания может служить тезис о том, что эта область знаний является подвижной и требует более универсальных подходов, чем мы имеем в настоящее время.
К важным методологическим проблемам патриотического воспитания относятся проблемы межпредметной интеграции знаний, особенностей применения общенаучных подходов (системного, процессуального, синергетического и др.) в исследовании и разрешении вопроса.
Вторая группа научных проблем патриотического воспитания - научно-педагогические. Наиболее важные из них - формирование и развитие систем патриотического воспитания в образовательных и иных учреждениях; совершенствование содержания и методики патриотически ориентированного воспитательного и образовательного процессов; создание системы непрерывного патриотически ориентированного образования граждан; оптимизация структуры и управления социально-педагогическим пространством патриотического воспитания; развитие социальной инфраструктуры патриотического воспитания; формирование патриотических ценностных ориентаций и их ядра — идеалов у детей и молодежи; содержание и методы диагностики патриотического воспитания, его критерии и показатели; учет пола и возраста детей при организации патриотического воспитания; место и роль семьи в патриотическом воспитании и др.
Ключевой проблемой здесь представляется проблема совершенствования патриотического воспитания как воспитательного процесса на уровне всех его компонентов — целевого, субъектно-объектного, содержательного, технологического, результативного.
Остановимся на целевой направленности патриотического воспитания. В Концепции патриотического воспитания его целью определено развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчи-
вого развития. Из приведенного перечня целей видно, что интегрированные задачи гражданского, духовно-нравственного и социального воспитания в целом отнесены к целевой области патриотического воспитания, т.е. патриотическое воспитание употребляется в значении общественного воспитания в целом, включает составными элементами все другие виды (направления) воспитания. Гораздо продуктивней, на наш взгляд, вести речь о тесной взаимосвязи патриотического воспитания с другими направлениями (духовно-нравственным, гражданским, экологическим, физическим и др.) воспитания, интегрированности их целей.
С другой стороны, целью патриотического воспитания определено формирование у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. В данном вопросе желательна методологическая корректировка. С комплексных позиций гуманитарных и социальноэкономических наук, формирование личности человека происходит в трех его наиболее важных сферах жизни - сознании, отношениях и деятельности. Если результаты патриотического воспитания в сфере сознания и отношений отражены четко (патриотическое сознание и чувство любви и верности Родине), то о необходимости патриотического поведения и деятельности гражданина в Концепции говорится невнятно, не проводится важнейшая мысль - патриотизм в первую очередь должен проявляться в патриотических поступках, социальной активности. Ограничение сферы патриотического воспитания сферой сознания прослеживается в теории и практике патриотического воспитания на всех уровнях - концепций и программ, научных исследований, учебных и методических разработок.
Нельзя забывать и о том, что на целевом уровне патриотическое воспитание детей и молодежи, помимо направленности на формирование социально значимых качеств, фокусируется на достижении других целей воспитательного процесса - успешной социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвитии человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.
Важнейший вопрос патриотически ориентированного воспитательного процесса - его субъектная база.
Если опять обратиться к Концепции патриотического воспитания, то круг социальных институтов воспитания резко ограничен государственными органами и общественными организациями. Сама же жизнь, ее современные реалии говорят о том, что эффективность патриотического воспитания детей в решающей степени зависит от семьи. Именно в семье ребенок усваивает азы любви к своему микросоциуму, «малой» Родине, именно через семью передаются генетическая связь поколений, патриотическая ментальность народов в оригинальном сочетании их этнических и религиозных особенностей. И именно российская семья оказалась в центре мощного разрушительного воздействия формировавшихся рыночных механизмов в постсоветский период развития страны, разлагающей духовно-нравственной экспансии средств массовой информации, именно семья как социальная ячейка и духовный оплот государства испытывает сейчас крупномасштабный кризис. Придание семье статуса одного из ведущих субъектов патриотического воспитания детей, включение духовно-нравственного потенциала семейной сферы в содержание патриотического воспитания научно состоятельны и жизненно необходимы.
Актуальной задачей современного патриотически ориентированного воспитательного процесса является придание ему субъектно-субъектного характера, обеспечение активной роли детей и молодежи в своем нравственно-патриотическом развитии. Без отражения активной субъектной позиции детей и молодежи в условиях их жизни в демократическом обществе дезавуируются демократический характер воспитания подрастающего поколения в нашей стране, такие важнейшие принципы воспитания, как гуманизация воспитательного процесса, ценностно-демократическая ориентация управления развитием детей, приоритетное воздействие в воспитательном процессе на реальную социальную ситуацию, в которой осуществляется жизнедеятельность ребенка и его семьи.
Значительные разногласия существуют и в проблеме определения объектов
патриотического воспитания. В Концепции объектами воспитания названы все социальные слои и возрастные группы граждан России. К ним причислены и творческая интеллигенция, представители средств массовой информации и законодательной, исполнительной, судебной власти, трудовые коллективы предприятий и предприниматели. Впервые в теории воспитания объектная сфера вышла так далеко за пределы воспитания детей и молодежи. Нельзя не отметить, что отнесение к объектам патриотического воспитания всех граждан страны косвенно делает невозможным полноценное функционирование гражданского общества, которое должно быть независимо от государства. Логика воспитательного процесса как целенаправленного воздействия на сознание, чувства, отношения и деятельность человека диктует некоторые формальные ограничения этого воздействия, в частности, его обязательную необходимость на этапе формирования личности, когда ребенок (а в соответствии с Конвенцией ООН о правах человека, утвержденной Генеральной ассамблеей ООН 20.11. 1989 г., «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее») только осваивает механизмы самовоспитания и саморазвития. По нашему мнению, целесообразно возрастной предел воспитанников ограничивать детством и юностью, когда формируются мировоззренческие установки и ориентации, когда человек еще не обладает развитым, зрелым самосознанием и не утвердился в жизненных планах. Применительно к старшим возрастным категориям населения правильнее говорить о патриотической работе с ними, а не о воспитании.
По научно-педагогическим вопросам патриотического воспитания назрела необходимость проблемной дифференциации научного знания. В настоящее время 70% педагогических диссертаций и учебно-методических разработок содержат в своем названии термин «патриотическое воспитание», дублируя друг друга по содержанию. Важно дифференцировать проблему на ее составные элементы по различным основаниям и более глубоко изучать их — т.е. вопросы патриотических идеалов, ценностных ориентаций и пози-
ций, установок, мировоззрения, формирования патриотических чувств, отношений, поведения и т.п., особенности содержания и организации патриотического воспитания с социально дезадаптированными детьми, детьми беженцев, вынужденных переселенцев, законных и незаконных мигрантов и др.
Третья группа актуальных проблем патриотического воспитания — междисциплинарные, входящие в предмет исследования других гуманитарно-социальных наук (философии, социологии, политологии, истории, психологии и др.). К приоритетным междисциплинарным проблемам могут быть отнесены следующие: патриотизм — социальный и нравственный ресурс консолидации российского общества; закономерности и механизмы формирования отечественной символики патриотизма; содержание государственной политики в области патриотического воспитания граждан России; российская идеология патриотического воспитания как система формирования важнейших духовных и социокультурных национальных ценностей и идеалов; система общечеловеческих и национальных ценностей и идеалов как «надстройка» патриотического воспитания; духовные и культурно-исторические ценности как приоритеты патриотического воспитания; тенденции развития патриотизма в условиях глобального мира; место и роль национальных традиций в патриотических ценностях; патриотические ценности, интересы и устремления молодежи как социальной группы; психологический механизм перевода неосознанных гражданско-патриотических действий в осознанные, наполненные патриотическими знаниями и убеждениями; психологические особенности сочетания чувственного и рационального в патриотическом воспитании; особенности содержания патриотически ориентированного исторического школьного образования и др.
Краеугольным среди междисциплинарных является вопрос: «Что же такое патриотизм в современных условиях, что он в себя включает на уровне конкретной личности человека?». Важность правильного ответа на этот вопрос крайне велика, т.к. выводимые из него качества являются целью патриотического воспитания детей и молодежи, тесно коррелируют с ценностями демократического государства, имеющего рыночную экономику.
С позиций государственно-патриотического воспитания, что отражено в Концепции, патриотизм - это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, предполагающая на основе любви и служения Отечеству приоритет общественных и государственных начал перед индивидуальными интересами и устремлениями и выступающая как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества. С позиций же индивидуального самосознания, формируемого и превалирующего в условиях рыночной экономики, патриотизм предполагает более рациональное соотношение общественного и личного в реализации конституционного долга гражданина по защите государственных интересов. Гармоничное соотношение государственного и индивидуального подходов к пониманию патриотизма проявляется в определении совокупности качеств, являющихся одновременно целями, результатами и критериями эффективности патриотического воспитания.
Анализ точек зрения ученых и практиков показывает, что в современных условиях патриотизм идентифицируется на уровне следующих личностных качеств -это любовь к «большой» и «малой» Родине, готовность выполнить конституционный долг, современные патриотические мировоззрение, установки и ценности, социальная толерантность, в том числе религиозная и национальная, общественно значимые поведение и деятельность. Приведенный перечень качеств коррелирует с основными структурными компонентами патриотизма - патриотическими сознанием, отношениями и деятельностью. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности; в этом одновременно проявляются целостность и неразрывность процесса воспитания как социального явления, его неразграниченность в реальной практике на самостоятельные направления.
Четвертая группа актуальных научных проблем патриотического воспитания -организационно-педагогические. Приведем основные: структура и организационнопедагогическое обеспечение государственной системы патриотического воспитания граждан России; социально-педагогическая
деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов по освещению проблем патриотического воспитания, формированию и развитию личности гражданина и защитника Отечества; социально-педагогические механизмы консолидации деятельности органов государственной власти всех уровней, научных и образовательных учреждений, ветеранских, молодежных и других общественных и религиозных организаций, творческих союзов, предпринимателей по решению проблем патриотического воспитания, организация их межсекторного социально-педагогического взаимодействия; повышение квалификации и профессиональная переподготовка руководителей образовательных и других учреждений, общественных организаций, педагогов как субъектов патриотического воспитания и др.
Последняя, пятая, группа актуальных научных проблем патриотического воспитания - научно-методические. Это методика организации патриотического воспитания в различных типах образовательных учреждений; методика организации патриотического воспитания в общественных объединениях, военно-патриотических и спортивных молодежных клубах; отбор содержания образования по учебным предметам и актуализация в нем патриотических идей; междисциплинарная интеграция патриотических знаний на уроках в школе; использование активных форм, методов и приемов обучения в патриотическом воспитании детей и молодежи; обобщение, систематизация и распространение накопленного передового педагогического опыта патриотического воспитания детей и молодежи в период реализации Государственной программы в 2001 -2005 гг. и др.
В заключение отметим, что методологические и теоретические проблемы патриотического воспитания граждан, детей и молодежи из-за их многоуровневости и многоаспектности сложны и требуют систематических творческих усилий со стороны ученых и практиков. В настоящее время в отечественной науке определяются приоритеты фундаментальных исследований до 2025 г., и включение в их число проблемы патриотического воспитания было бы целесообразным и обоснованным.