Научная статья на тему 'Современные научные проблемы патриотического воспитания молодежи'

Современные научные проблемы патриотического воспитания молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3322
345
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные научные проблемы патриотического воспитания молодежи»

А.К. БЫКОВ (Москва)

СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

Практика патриотического воспитания, как и любая другая общественная практика, не может быть целенаправленной и системной без серьезного научного обоснования принимаемых мер. Принятые в государственном масштабе Программа и Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации содержат в себе методологические и теоретические позиции по основным научным аспектам патриотического воспитания граждан, но далеко не исчерпывают их.

Значительное внимание государства к патриотическому воспитанию в последнее пятилетие вызвало бурный рост научных исследований, что проявляется, в частности, в возросшем количестве защищаемых диссертаций по рассматриваемой проблеме: ежегодно защищается от 10 до 15 кандидатских педагогических диссертаций, от 5 до 10 - исторических, 2 - 3 философских, социологических, психологических и филологических. Можно обоснованно заявлять, что патриотическое воспитание сегодня является самым изучаемым из всех других видов воспитания, а получаемые в ходе исследований результаты имеют серьезное влияние на качественное приращение знаний в теории воспитания в целом, в том числе и на методологическом уровне.

Остановимся на некоторых основных научных проблемах патриотического воспитания, понимая под ними те вопросы, которые являются первоочередными для динамичного развития его теории и практики в ближней, средней и дальней перспективе, характеризуются относительно противоречивыми или неадекватно современным реалиям изученными аспектами.

Научные проблемы патриотического воспитания, в зависимости от их содержания и принадлежности к уровням научного знания, можно разделить на несколько групп: методологические; научно-

педагогические; междисциплинарные; организационно -педагогические; научно-методи -ческие.

В ряду методологических проблем патриотического воспитания одной из важнейших выступает проблема обеспечения предметно -категориальной определеннос -ти понятия.

Достижение такой определенности является крайне сложным делом, поскольку родовое, более общее для патриотического воспитания понятие «воспитание» является многозначным. Известно, что при определении понятия «воспитание» спектр выделяемых учеными значений широк: это воспитание в широком социальном смысле, включая воздействие общества на человека, т.е. когда осуществляется отождествление воспитания с социализацией; это воспитание в широком педагогическом смысле как целенаправленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений; это воспитание в узком педагогическом смысле как воспитательная работа в целях формирования у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений, решения конкретных воспитательных задач. С точки зрения предметной области исследований воспитание рассматривается и как социальное явление, и как направление педагогической деятельности, и как фактор общественной жизни, социализации человека. С общенаучной точки зрения воспитание осмысливается в качестве системы, процесса, деятельности. Все вышеперечисленные значения воспитания трансформируются в соответствующие смысловые конструкции патриотического воспитания.

Сущность и содержание патриотического воспитания в Государственной программе и Концепции патриотического воспитания сформулированы в его определении - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите инте-

ресов Родины. (Нельзя не отметить, что такое понимание патриотического воспитания является принципиально новым для науки и практики - впервые в постсоветской России государство в лице государственных органов, в частности правительства, заявило об ответственности за воспитание граждан.) Как видим, в Концепции и Программе патриотическое воспитание рассматривается в одном из своих значений - в широком социальном смысле, как целенаправленное воздействие государственных органов и других социальных институтов на человека, т.е. как направление государственной деятельности. Нельзя не согласиться с тем, что патриотическое воспитание граждан, детей и молодежи - составная часть внутренней политики государства, компонент его идеологической деятельности, поэтому стратегические цели, задачи, основные направления патриотического воспитания определяют именно государственные органы. Признание этой объективной зависимости позволяет говорить о правомерности существования понятия «государственно-патриотическое воспитание».

В современных условиях готовность и способность государства проводить политику в области государственно-патриотического воспитания граждан зависят, в свою очередь, от его позиции и ответов по ряду животрепещущих вопросов. Во-первых, это определение смысловых концептов национальной идеи как части общенациональной идеологии, духовно-нравственной и научной парадигмы, воплощающей мечты миллионов россиян о национальном идеале, укреплении государственности, способной вдохновить соотечественников на большие свершения во имя благосостояния и духовного преобразования общества. Во-вторых, это обоснование места России в процессах глобализации, в глобальной интеграции мира, предполагающих нивелирование национальных и патриотических чувств, ограничение национальных суверенитетов и традиционных культурных укладов жизни народов. В-третьих, это определение содержательного поля и характера взаимодействия государственных органов и формируемого гражданского общества в постановке и решении жизненно важных для страны проблем.

Завершением фрагмента суждений о предметно-категориальной области патриотического воспитания может служить тезис о том, что эта область знаний является подвижной и требует более универсальных подходов, чем мы имеем в настоящее время.

К важным методологическим проблемам патриотического воспитания относятся проблемы межпредметной интеграции знаний, особенностей применения общенаучных подходов (системного, процессуального, синергетического и др.) в исследовании и разрешении вопроса.

Вторая группа научных проблем патриотического воспитания - научно-педагогические. Наиболее важные из них - формирование и развитие систем патриотического воспитания в образовательных и иных учреждениях; совершенствование содержания и методики патриотически ориентированного воспитательного и образовательного процессов; создание системы непрерывного патриотически ориентированного образования граждан; оптимизация структуры и управления социально-педагогическим пространством патриотического воспитания; развитие социальной инфраструктуры патриотического воспитания; формирование патриотических ценностных ориентаций и их ядра — идеалов у детей и молодежи; содержание и методы диагностики патриотического воспитания, его критерии и показатели; учет пола и возраста детей при организации патриотического воспитания; место и роль семьи в патриотическом воспитании и др.

Ключевой проблемой здесь представляется проблема совершенствования патриотического воспитания как воспитательного процесса на уровне всех его компонентов — целевого, субъектно-объектного, содержательного, технологического, результативного.

Остановимся на целевой направленности патриотического воспитания. В Концепции патриотического воспитания его целью определено развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчи-

вого развития. Из приведенного перечня целей видно, что интегрированные задачи гражданского, духовно-нравственного и социального воспитания в целом отнесены к целевой области патриотического воспитания, т.е. патриотическое воспитание употребляется в значении общественного воспитания в целом, включает составными элементами все другие виды (направления) воспитания. Гораздо продуктивней, на наш взгляд, вести речь о тесной взаимосвязи патриотического воспитания с другими направлениями (духовно-нравственным, гражданским, экологическим, физическим и др.) воспитания, интегрированности их целей.

С другой стороны, целью патриотического воспитания определено формирование у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. В данном вопросе желательна методологическая корректировка. С комплексных позиций гуманитарных и социальноэкономических наук, формирование личности человека происходит в трех его наиболее важных сферах жизни - сознании, отношениях и деятельности. Если результаты патриотического воспитания в сфере сознания и отношений отражены четко (патриотическое сознание и чувство любви и верности Родине), то о необходимости патриотического поведения и деятельности гражданина в Концепции говорится невнятно, не проводится важнейшая мысль - патриотизм в первую очередь должен проявляться в патриотических поступках, социальной активности. Ограничение сферы патриотического воспитания сферой сознания прослеживается в теории и практике патриотического воспитания на всех уровнях - концепций и программ, научных исследований, учебных и методических разработок.

Нельзя забывать и о том, что на целевом уровне патриотическое воспитание детей и молодежи, помимо направленности на формирование социально значимых качеств, фокусируется на достижении других целей воспитательного процесса - успешной социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвитии человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.

Важнейший вопрос патриотически ориентированного воспитательного процесса - его субъектная база.

Если опять обратиться к Концепции патриотического воспитания, то круг социальных институтов воспитания резко ограничен государственными органами и общественными организациями. Сама же жизнь, ее современные реалии говорят о том, что эффективность патриотического воспитания детей в решающей степени зависит от семьи. Именно в семье ребенок усваивает азы любви к своему микросоциуму, «малой» Родине, именно через семью передаются генетическая связь поколений, патриотическая ментальность народов в оригинальном сочетании их этнических и религиозных особенностей. И именно российская семья оказалась в центре мощного разрушительного воздействия формировавшихся рыночных механизмов в постсоветский период развития страны, разлагающей духовно-нравственной экспансии средств массовой информации, именно семья как социальная ячейка и духовный оплот государства испытывает сейчас крупномасштабный кризис. Придание семье статуса одного из ведущих субъектов патриотического воспитания детей, включение духовно-нравственного потенциала семейной сферы в содержание патриотического воспитания научно состоятельны и жизненно необходимы.

Актуальной задачей современного патриотически ориентированного воспитательного процесса является придание ему субъектно-субъектного характера, обеспечение активной роли детей и молодежи в своем нравственно-патриотическом развитии. Без отражения активной субъектной позиции детей и молодежи в условиях их жизни в демократическом обществе дезавуируются демократический характер воспитания подрастающего поколения в нашей стране, такие важнейшие принципы воспитания, как гуманизация воспитательного процесса, ценностно-демократическая ориентация управления развитием детей, приоритетное воздействие в воспитательном процессе на реальную социальную ситуацию, в которой осуществляется жизнедеятельность ребенка и его семьи.

Значительные разногласия существуют и в проблеме определения объектов

патриотического воспитания. В Концепции объектами воспитания названы все социальные слои и возрастные группы граждан России. К ним причислены и творческая интеллигенция, представители средств массовой информации и законодательной, исполнительной, судебной власти, трудовые коллективы предприятий и предприниматели. Впервые в теории воспитания объектная сфера вышла так далеко за пределы воспитания детей и молодежи. Нельзя не отметить, что отнесение к объектам патриотического воспитания всех граждан страны косвенно делает невозможным полноценное функционирование гражданского общества, которое должно быть независимо от государства. Логика воспитательного процесса как целенаправленного воздействия на сознание, чувства, отношения и деятельность человека диктует некоторые формальные ограничения этого воздействия, в частности, его обязательную необходимость на этапе формирования личности, когда ребенок (а в соответствии с Конвенцией ООН о правах человека, утвержденной Генеральной ассамблеей ООН 20.11. 1989 г., «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее») только осваивает механизмы самовоспитания и саморазвития. По нашему мнению, целесообразно возрастной предел воспитанников ограничивать детством и юностью, когда формируются мировоззренческие установки и ориентации, когда человек еще не обладает развитым, зрелым самосознанием и не утвердился в жизненных планах. Применительно к старшим возрастным категориям населения правильнее говорить о патриотической работе с ними, а не о воспитании.

По научно-педагогическим вопросам патриотического воспитания назрела необходимость проблемной дифференциации научного знания. В настоящее время 70% педагогических диссертаций и учебно-методических разработок содержат в своем названии термин «патриотическое воспитание», дублируя друг друга по содержанию. Важно дифференцировать проблему на ее составные элементы по различным основаниям и более глубоко изучать их — т.е. вопросы патриотических идеалов, ценностных ориентаций и пози-

ций, установок, мировоззрения, формирования патриотических чувств, отношений, поведения и т.п., особенности содержания и организации патриотического воспитания с социально дезадаптированными детьми, детьми беженцев, вынужденных переселенцев, законных и незаконных мигрантов и др.

Третья группа актуальных проблем патриотического воспитания — междисциплинарные, входящие в предмет исследования других гуманитарно-социальных наук (философии, социологии, политологии, истории, психологии и др.). К приоритетным междисциплинарным проблемам могут быть отнесены следующие: патриотизм — социальный и нравственный ресурс консолидации российского общества; закономерности и механизмы формирования отечественной символики патриотизма; содержание государственной политики в области патриотического воспитания граждан России; российская идеология патриотического воспитания как система формирования важнейших духовных и социокультурных национальных ценностей и идеалов; система общечеловеческих и национальных ценностей и идеалов как «надстройка» патриотического воспитания; духовные и культурно-исторические ценности как приоритеты патриотического воспитания; тенденции развития патриотизма в условиях глобального мира; место и роль национальных традиций в патриотических ценностях; патриотические ценности, интересы и устремления молодежи как социальной группы; психологический механизм перевода неосознанных гражданско-патриотических действий в осознанные, наполненные патриотическими знаниями и убеждениями; психологические особенности сочетания чувственного и рационального в патриотическом воспитании; особенности содержания патриотически ориентированного исторического школьного образования и др.

Краеугольным среди междисциплинарных является вопрос: «Что же такое патриотизм в современных условиях, что он в себя включает на уровне конкретной личности человека?». Важность правильного ответа на этот вопрос крайне велика, т.к. выводимые из него качества являются целью патриотического воспитания детей и молодежи, тесно коррелируют с ценностями демократического государства, имеющего рыночную экономику.

С позиций государственно-патриотического воспитания, что отражено в Концепции, патриотизм - это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, предполагающая на основе любви и служения Отечеству приоритет общественных и государственных начал перед индивидуальными интересами и устремлениями и выступающая как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества. С позиций же индивидуального самосознания, формируемого и превалирующего в условиях рыночной экономики, патриотизм предполагает более рациональное соотношение общественного и личного в реализации конституционного долга гражданина по защите государственных интересов. Гармоничное соотношение государственного и индивидуального подходов к пониманию патриотизма проявляется в определении совокупности качеств, являющихся одновременно целями, результатами и критериями эффективности патриотического воспитания.

Анализ точек зрения ученых и практиков показывает, что в современных условиях патриотизм идентифицируется на уровне следующих личностных качеств -это любовь к «большой» и «малой» Родине, готовность выполнить конституционный долг, современные патриотические мировоззрение, установки и ценности, социальная толерантность, в том числе религиозная и национальная, общественно значимые поведение и деятельность. Приведенный перечень качеств коррелирует с основными структурными компонентами патриотизма - патриотическими сознанием, отношениями и деятельностью. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности; в этом одновременно проявляются целостность и неразрывность процесса воспитания как социального явления, его неразграниченность в реальной практике на самостоятельные направления.

Четвертая группа актуальных научных проблем патриотического воспитания -организационно-педагогические. Приведем основные: структура и организационнопедагогическое обеспечение государственной системы патриотического воспитания граждан России; социально-педагогическая

деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов по освещению проблем патриотического воспитания, формированию и развитию личности гражданина и защитника Отечества; социально-педагогические механизмы консолидации деятельности органов государственной власти всех уровней, научных и образовательных учреждений, ветеранских, молодежных и других общественных и религиозных организаций, творческих союзов, предпринимателей по решению проблем патриотического воспитания, организация их межсекторного социально-педагогического взаимодействия; повышение квалификации и профессиональная переподготовка руководителей образовательных и других учреждений, общественных организаций, педагогов как субъектов патриотического воспитания и др.

Последняя, пятая, группа актуальных научных проблем патриотического воспитания - научно-методические. Это методика организации патриотического воспитания в различных типах образовательных учреждений; методика организации патриотического воспитания в общественных объединениях, военно-патриотических и спортивных молодежных клубах; отбор содержания образования по учебным предметам и актуализация в нем патриотических идей; междисциплинарная интеграция патриотических знаний на уроках в школе; использование активных форм, методов и приемов обучения в патриотическом воспитании детей и молодежи; обобщение, систематизация и распространение накопленного передового педагогического опыта патриотического воспитания детей и молодежи в период реализации Государственной программы в 2001 -2005 гг. и др.

В заключение отметим, что методологические и теоретические проблемы патриотического воспитания граждан, детей и молодежи из-за их многоуровневости и многоаспектности сложны и требуют систематических творческих усилий со стороны ученых и практиков. В настоящее время в отечественной науке определяются приоритеты фундаментальных исследований до 2025 г., и включение в их число проблемы патриотического воспитания было бы целесообразным и обоснованным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.