ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ КАК СИСТЕМА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОТКРЫТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Л. Л. ЮРОВА
Социальное самочувствие общества во многом зависит от профессионализма и уровня нравственности государственных служащих как проводников политики государства. Статья посвящена вопросам построения системы патриотического воспитания будущих государственных служащих, отражающей структуру формы рассматриваемого общественного сознания.
Ключевые слова: патриотизм, профессиональное воспитание будущих государственных служащих, субъектная профессионально-личностная позиция обучающегося.
Среди политологических, социально-философских проблем общественного бытия особое место занимает вопрос патриотизма, понятия чрезвычайно сложного и многопланового. От того, что мы вкладываем в его содержание, будет зависеть направленность и действенность патриотического воспитания, заставляющего более внимательно вглядываться в окружающую жизнь и ощущать свою ответственность за собственное будущее и будущее своей страны.
На взгляд А. А. Харченко, понятие «патриотизм» в структурном отношении состоит из четырех взаимосвязанных, взаимообусловленных и находящихся в диалектическом единстве компонентов: патриотического отношения, патриотического сознания, патриотической деятельности и патриотических организаций [8].
Выяснению сущности патриотизма может послужить выделение его основных признаков. К ним относятся:
- чувство Родины;
- гордость за свое отечество, за символы государства, за свой народ;
- ответственность за судьбу Родины и своего народа;
- чувство долга перед Родиной (защита Отечества);
- приверженность идеалам, ценностям и традициям своего народа;
- стремление использовать свои собственные силы в сохранении и приумножении великой державы;
- представление о своей стране как о субъекте мировой системы;
- преодоление личного и национального эгоизма, личная духовность.
Однако в настоящее время во всех сферах жизнедеятельности молодежи проявляются проблемы, требующие системного решения. Федеральная целевая программа «Молодежь России» на 2011-2015 гг. рассматривает в качестве ключевых проблем:
- несоответствие жизненных установок, ценностей и моделей поведения молодых людей потребностям страны;
- социальную изолированность молодых людей;
- слабую вовлеченность молодежи в общественно-политическую жизнь общества;
- слабую общегражданскую идентичность; отсутствие знаний о других народах, культурах и религиях, наличие негативных этнических и религиозных стереотипов [7].
А. А. Харченко отмечает проблему построения системы патриотического воспитания, связанную с его структурой. В структуре любой формы общественного сознания можно выделить как минимум два уровня: уровень чувств, эмоций (психологический) и уровень знаний (рациональный, теоретический). Отсюда две группы задач. Первая связана с формированием патриотических чувств, самосознания личности. Вторая - с формированием представлений о патриотизме на основе соответствующих знаний о нем. Это образовательные задачи, которые связаны с формированием у граждан системы знаний о патриотизме, которая и является важной составляющей патриотического сознания. Это также задачи социализа-
ции личности, связанные с донесением до каждого человека ценностей патриотического сознания, традиций культуры, формированием гражданской позиции, демократической культуры и т. п. [1].
Рост социальной значимости этического момента в деятельности государственных служащих способствовал появлению кодекса поведения, предписывающего тип человеческих взаимоотношений, оптимальный с точки зрения исполнения государственными служащими их профессиональной деятельности.
Многоплановость и сложность понятий патриотизма, неоднозначность трактовки сущности патриотического воспитания и структурного содержания его системы требуют уточнения определений. За основу можно взять определение патриотического воспитания, изложенное в государственной Концепции патриотического воспитания граждан РФ и разработанной на ее основе государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».
«Патриотическое воспитание - систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций и объединений по формированию у граждан, особенно молодежи, высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Это сложная система социально-педагогической деятельности, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, с целенаправленной подготовкой человека к созидательному труду на благо Отечества, с его социализацией, формированием и развитием духовно-нравственной личности, способной любить свою Родину, постоянно ощущать связь с ней, защищать ее интересы, сохранять и приумножать лучшие традиции своего народа, его культурные ценности, постоянно стремиться к улучшению его жизни и обеспечению безопасности» [2].
Государственная политика в области патриотического воспитания, по мнению А. К. Быкова, характеризуется разносторонним обеспечением, в которое входят следующие виды: нормативноправовое; педагогическое и методическое; информационное; научно-теоретическое; кадровое; финансово-экономическое. Необходимость столь многопланового обеспечения процесса патриотического воспитания еще раз подтверждает тот факт, что этим процессом может эффективно заниматься только государство [1].
В условиях становления гражданского общества и правового государства патриотическое вос-
питание государственных служащих является центральным звеном всей воспитательной работы не только общества, но детей и молодежи в частности.
Поэтому одной из приоритетных задач при реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. является «...гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи» [5].
О содержании государственной политики можно судить по основным задачам, направлениям программных мероприятий патриотического воспитания, которые сформулированы в соответствующих государственных программах: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» (вторая утверждена постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795).
Особенностью второй госпрограммы стало выделение в качестве приоритетного направления патриотического воспитания подрастающего поколения - детей и молодежи. При этом главный акцент делается на работу в образовательных учреждениях как интегрирующих центрах совместной воспитательной деятельности школы, семьи, вуза и общественных организаций (объединений).
Утвержденные Правительством РФ приоритетные задачи социально-экономического развития РФ потребовали пересмотра самой идеологии реализации молодежной политики: от идеи поддержки молодежи к идее создания условий для повышения степени интеграции молодых граждан в социально-экономические, общественно-политические и социокультурные отношения с целью увеличения их вклада в социально-экономическое развитие страны.
Стихийная социализация молодежи в условиях экономической нестабильности оказывает отрицательное влияние на воспитательный процесс на всех уровнях профессионального образования, поэтому вопросы патриотического воспитания молодежи являются сегодня одними из наиболее актуальных.
Исследования, проведенные в Тамбовском филиале ОРАГС (И. Н. Борзых, 2006-2009 г.г.) выявили, что в среде студентов-первокурсников (объем выборки - 100 чел.) лишь 5 % респондентов имели высокий показатель сформированности патриотических ценностей. Предлагаемая анкета включала вопросы, связанные с многовековой
историей Отечества, ролью России в мировом историческом процессе, героическим прошлым различных поколений, преданностью своему народу, национальными святынями и символами, выполнением конституционного долга, пониманием политических и правовых событий, национальной безопасностью страны.
Такая ситуация определяется тем, что система патриотического воспитания в школе нуждается в совершенствовании в соответствии с новыми реалиями. Это связано с выявлением и сохранением лучших традиций патриотического воспитания, обновлением его содержания, разработкой и реализацией новых педагогических технологий, с обоснованием организационно-педагогических условий повышения эффективности патриотического воспитания в школах. Результаты, полученные в ходе социально-психологических и педагогических исследований рядом отечественных ученых, в числе которых И. Н. Афанасьев, И. И. Макарова, С. Е. Матушкин, О. М. Хлытина, А. А. Черкасов и др., доказывают, что в системе воспитания современной российской школы слабо (точнее, фрагментарно) реализуются задачи патриотического воспитания [1].
Однако судить о тенденциях развития студенческой среды как об однозначно негативных было бы неправильным. Распространенное мнение, что студенты приходят в вуз только за дипломом, а не за знаниями, в период кризиса опровергается: чтобы получить работу, тем более хорошую, диплома недостаточно. Исследования, проводимые научно-практической лабораторией Первого Тамбовского филиала РАНХ и ГС (М. В. Шуклинова, Л. Л. Юрова, 2012 г.) [3], указывают на рост интереса у молодежи к современным социокультурным процессам. Это свидетельствует о том, что стремление студентов к получению профессионального образования выходит за рамки простого овладения узко профессиональными знаниями и навыками.
Для возрождения патриотизма как духовной составляющей реформирования России необходима мобилизация всех сил общества. При этом рычагом подъема патриотизма в России можно назвать формирование патриотического сознания государственных служащих, поскольку через осознание гражданского долга, общественных интересов возможно добиться роста уровня значимости гражданственности у всех слоев населения России.
Стержень воспитания в целом и патриотического воспитания в частности создают все уровни образования при их научно обоснованной поста-
новке. Формирование у будущих государственных и муниципальных служащих общественно значимых ориентаций должно проходить в условиях единого общего воспитательного пространства, определяемого законом «Об образовании», «Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования» и предполагающего совместную деятельность субъектов воспитания в решении широкого спектра проблем патриотического воспитания.
Согласно нормативным требованиям все государственные и муниципальные служащие должны иметь высшее профессиональное образование, не реже 1 раза в четыре года проходить профессиональную переподготовку, систематически повышать свою квалификацию. Поэтому образовательная компонента относится к числу ведущих, определяющих составных частей патриотического воспитания государственных и муниципальных служащих. Полное решение проблемы базовой профессиональной подготовки и переподготовки указанной категории служащих потребует значительных затрат времени и сил. Однако это создает благоприятные условия для использования огромного потенциала и воспитательных возможностей образовательных учреждений системы Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и других вузов страны [3] .
В качестве мер по усилению патриотического воспитания будущих государственных и муниципальных служащих при разработке новых учебных планов по направлению подготовки 081100.62 «Государственное и муниципальное управление» кафедрой «Государственное и муниципальное управление» Первого Тамбовского филиала РАНХ и ГС предусмотрено:
- увеличение доли гуманитарных и социально-экономических дисциплин, особенно патриотического, политологического, социального и экономического профиля за счет регионального вузовского компонента нового образовательного стандарта;
- включение в план нового учебного года выпуска учебных и учебно-методических пособий, подготовленных силами профессорско-преподавательского состава кафедры, раскрывающих перед будущими госслужащими смысл социально-политических, экономических и культурных преобразований, реформ, проводимых в России;
- проведение традиционных круглых столов по вопросам патриотического воспитания учащейся молодежи в открытой образовательной среде.
Современный подход к проблеме воспитания предполагает учет интересов общества (сохранение общих цивилизационных норм существования) и специфических интересов индивидуальности (оставить неповторимый след в жизни общества). В связи с этим внимание ко всем факторам позитивного влияния на развитие личности студентов - отличительная особенность воспитательной системы, сложившейся в Первом Тамбовском филиале РАНХ и ГС. В настоящее время мы говорим о необходимости формирования системы профессионального воспитания будущих специалистов государственной службы, когда работа педагогического коллектива должна перейти в новое качество на основе самоанализа, творчества, саморазвития [9].
Отметим гуманистический характер системы, общих и конкретных целей, задач и направлений, поскольку концепция воспитания студентов в
Первом Тамбовском филиале РАНХ и ГС предполагает в качестве основного личностно-гуманистический подход, при котором студент становится активным соучастником, соорганизатором воспитательного процесса. Данный подход позволяет молодым людям осознавать поставленные цели и задачи воспитания как свободно выбранные, принятые на основе личного желания, импонирующие ему.
Согласно концепции базовая система профессионального воспитания в филиале (рис. 1) включает в себя совокупность требований общества и государства к личностным качествам будущих специалистов, целевую установку, задачи и основные направления воспитательной работы, а также принципы, методы, формы и средства взаимодействия педагогов и студентов как равноправных субъектов воспитания, пути опосредованного и непосредственного влияния макро- и микросреды [6].
Базовая цель: формирование социально активной, гуманистически ориентированной личности
Система профессионального воспитания в филиале
11 н стру м е нтал ьн а я цель: формирование профессионально ориентированной информационной образовательной среды
ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОМ РАБОТЫ
СОЗДАНИЕ УСЛОВИИ ДЛЯ ВНЕУЧЕБНОП РАБОТЫ
Норма- Систе-
тн в не- ма
право- управ-
вая ления
база
Эффективное использование материально-технической базы
Целе-
вое
фннан-
си ро-
вание
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И ФОРМИРОВАНИЕ СТИМУЛОВ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Использо-
вание
возмож-
ностей
УВП
Внутренняя Направле- Психолого-
система оцен- ния вос- консультаци-
“ ки воспита- питатель- онная и про- —
тельной рабо- ной рабо- филактическая
ты ты работа
. . і . ♦
Г ражданско-патриотическое и духовное воспитание
Научно-иссл едовател ь-ская работа студентов
Формирование традиций
Спортивно-оздоровительная рабо-
РЕЗУЛЬТАТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ -СУБЪЕКТНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ ПОЗИЦИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ____
Рис. 1. Схема взаимосвязей компонентов системы профессионального воспитания
Для решения задач усложняющейся социокультурной практики важнейшей функцией профессионального воспитания является стимулирование самообразования, когда человек на всех этапах образования и социализации выступает как самоорганизующийся субъект жизнедеятельности. Результатом профессионального воспитания становится субъектная профессионально-личностная позиция студента. К ее становлению приводит реализация принципов гуманитарной образо-
вательнои парадигмы, т. е. воспитательная система должна быть основана на признании самоценности человека, его праве на субъективность восприятия жизненных явлении и процессов, оформление собственных смыслов в ценности и утверждение их в конструктивной деятельности.
По результатам участия в IV Всероссийском конкурсе воспитательных систем образовательных учреждений (сентябрь-январь 2008 г.) базовая система профессионального воспитания госу-
дарственных и муниципальных служащих филиала была награждена дипломом Управления образования и науки Тамбовской области как победитель регионального этапа и дипломом Министерства образования и науки РФ, подтверждающим звание дипломанта конкурса.
Основные усилия исполнителей Государственной программы (работников Тамбовского филиала ОРАГС) в 2008 г. были направлены на совершенствование и развитие системы патриотического воспитания студентов (рис. 2), которая включает в себя ряд основополагающих элементов:
- субъекты патриотического воспитания -государственные структуры регионального и муниципального уровня, общественные организа-
ции, коллективы вузов Тамбовской области, осуществляющие деятельность по патриотическому воспитанию, а также контроль и координацию этой деятельности;
- объект патриотического воспитания -определенная возрастная и социальная группа населения - студенты, на которую направлена деятельность по воспитанию патриотизма (в нашей системе предусмотрена также возможность развития субъект-субъектных отношений);
- нормативно-правовая база воспитательной деятельности на указанных уровнях власти; комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания граждан [10].
Рис. 2. Система патриотического воспитания студентов очной формы обучения Первого Тамбовского филиала РАНХ и ГС
Наряду с базовыми документами федерального уровня деятельность по патриотическому воспитанию регламентируется региональной подпрограммой, учитывающей особенности региона и обеспечивающей формирование здорового патриотического сознания студентов - областной целевой программой «Патриотическое воспитание граждан Тамбовской области на 20062010 гг.», документом «Кодекс этического пове-
дения государственных гражданских служащих исполнительных органов государственной власти Тамбовской области» [4].
Таким образом, становление субъектной позиции социально-активной личности - патриота Родины проходит в условиях базовой многоцелевой системы профессионального воспитания, содержание которой спроектировано в соответствии с определением понятия «патриотизм» из четырех
взаимосвязанных, взаимообусловленных и находящихся в диалектическом единстве компонентов: патриотического отношения, патриотического сознания, патриотической деятельности и патриотических организаций.
Для рассмотрения подобных воспитательных процессов в целостности необходимо применение интегрированного подхода, который объединяет принципы личностно-деятельностного, системноструктурного и гуманитарно-целостного подходов. Возможности интегрированного подхода, позволяющего расчленять образовательный процесс на основную (стабильную) и специальную (динамичную) стадии, делает его применение весьма актуальным при двухуровневой профессиональной подготовке.
Эффективность патриотического воспитания может быть определена тремя основными способами:
- через конечный результат воспитания (определение эффективности данной деятельности в плане реализации взаимодействия между ее субъектами и объектом);
- через конкретные особенности воспитания с точки зрения оптимального использования в процессе этой деятельности соответствующих средств, форм, методов для решения педагогических задач;
- через изучение, фиксирование тех реально проявляемых изменений, которые происходят в патриотическом самосознании воспитуемых.
Для создания целостной картины процесса формирования ценностных ориентаций будущих государственных служащих и выявления педагогических условий эффективности патриотического воспитания И. Н. Борзых в 2009 г. было проведено фиксирование реально проявляемых изменений в патриотическом самосознании воспитуемых (объем выборочной совокупности 500 чел., принимали участие студенты Тамбовского, Брянского и Тульского филиалов ОРАГС). Результаты исследований 20062009 гг. представлены в таблице 1.
Таблица 1
Динамика формирования патриотических ценностей самосознания будущих государственных служащих
Коллектив Первого Тамбовского филиала РАНХ и ГС принимает самое активное участие в
реализации профильных федеральных и региональных программ, в рамках которых выделяются значительные средства на различные мероприятия, ставящие целью воспитание молодежи в духе гражданственности. Так, из всех мероприятий культурно-просветительского направления деятельности движения «Возрождение Тамбовщины» почти половина приходится на военно-патриотическое воспитание молодежи.
В соответствии с Положением о студенческом клубе «Патриот», функционирующим на кафедре «Государственное и муниципальное управление», основными направлениями и формами деятельности клуба в 2011-2012 учебном году явились:
- изучение истории и развития родного края (встреча с А. М. Дерябиным, начальником Управления по взаимодействию с органами МСУ администрации Тамбовской области, тема беседы «Опыт реализации ФЗ № 131 на территории Тамбовской области», встреча с А. Ю. Рогачевым, главой администрации Знаменского района);
- активное участие в организации и проведении конкурсов, олимпиад, круглых столов гражданско-патриотической направленности с размещением итоговой информации на сайте филиала; были проведены:
^ предметная олимпиада по дисциплине «История» (24.05.2012 г.),
^ конкурс курсовых работ по дисциплине «Политическое управление» (с 10 апреля по 14 мая 2012 г.),
^ конкурс научно-исследовательских работ в рамках «круглого стола» на тему «Проблемы социально-экономического развития: взгляд молодых» (25.05.2012 г.),
^ конкурс дипломных проектов на лучшее отражение проблематики социально-экономи-ческого развития родного края (с 18.05. по 23.06.2012г.);
- вовлечение студенческого актива в различные акции, проекты: участие в конкурсе на лучшие стихи, посвященные Великой Отечественной войне;
- организация участия студентов в возложении венков к памятникам боевой славы в г. Тамбове (с размещением фотографий на сайте филиала);
- организация встреч членов клуба с представителями военного комиссариата Тамбовской области А. А. Страховым и С. М. Филатовым (21.02.2012 г.);
- подготовка стенда «Патриотическое воспитание будущих государственных служащих»;
- социально-педагогические исследования в рамках научно-практической лаборатории кафед-
Уровни сформированное™ 2006 г., % 2009 г., %
Низкий 77 39
Средний 18 40
Высокий 5 21
ры ГМУ (анкетирование студентов групп 1 ГО-СО, 3 ГОСО, 3 ФОСО - членов клуба «Патриот» с целью определения актуальности вопросов патриотизма в системе ценностных ориентаций студентов).
Ответы на вопрос «Считаете ли Вы себя патриотом?» представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты анкетирования студентов-членов клуба «Патриот» (2012 г.)
Таким образом, большинство студентов старших курсов относят себя к патриотам. Сомневаются или частично относят себя к патриотам, в основном, студенты-первокурсники.
Исследование проблем формирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, в том числе будущих государственных служащих, позволяет сделать следующий вывод.
Современная воспитательная стратегия в области развития патриотизма у будущих государственных и муниципальных служащих может базироваться на важнейших положениях общенациональной идеи и научно обоснованной идеологии. Российская идеология воспитания может рассматриваться как система важнейших духовных и социокультурных ценностей, официально имеющих национальный статус, поддерживаемых гражданами общества. Эти ценности преломляются через систему идей в ходе общественного развития, охраняясь при этом законом как исходное начало интеграции и сохранения целостности России, российского государства, как главные ориентиры формирования личности гражданина-патриота и движения в будущее.
Литература
1. Быков А. К. Патриотическое воспитание молодежи как направление государственной политики // Молодежь и общество. 2010. № 1. С. 36.
2. Лутовинов В. И., Вырщиков А. Н., Кусмарцев М. Б. Концепция патриотического воспитания учащейся молодежи // Молодежь и общество. 2010. № 2. С. 12.
3. Об образовании Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Прези-
денте Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 года № 1140.
4. Об утверждении Кодекса этического поведения государственных гражданских служащих исполнительных органов государственной власти области: постановление Администрации Тамбовской области от 16.03.2011 г. № 244 иКЬ: www.pravo.-gov.ru
5. О концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020г.: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р (в ред. от 08.08.2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 47. Ст. 5489. №33. Ст. 4127.
6. Опыт организации и управления воспитательной деятельностью на кафедре вуза: науч.-метод. ре-коменд. / Л. Л. Юрова, И. Н. Борзых; под ред. Л. Л. Юровой. Тамбов, 2008. С. 11-12.
7. О проекте концепции федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2011-2015 годы: решение президиума коллегии Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации по вопросам молодежной политики от 27 ноября 2009 г. № 4-м. иЯЬ: www.programs.-gov.ru 31_1.рИр
8. Харченко А. А. Основы патриотического воспитания и деятельности кадров государственной и муниципальной службы: учеб. пособие. Орел, 2002. С. 11-12.
9. Юрова Л. Л., Борзых И. Н. Патриотизм как интегрированный подход к системе воспитания // Аккредитация в образовании. 2009. № 31. С. 47.
10. Юрова Л. Л., Борзых И. Н. Об особенностях становления и развития системы патриотического воспитания государственных и муниципальных служащих в Тамбовском филиале ОРАГС: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. «Управление и общество» (филиал ГОУ ВПО ОРАГС в г. Тамбове, март 2009 г. Тамбов, 2009. С. 268.
* * *
PATRIOTIC EDUCATION OF FUTURE CIVIL SERVANTS AS SYSTEM OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY IN THE OPEN EDUCATIONAL ENVIRONMENT
L. L. Yurova
Social well-being of society in many respects depends on professionalism and level of moral of civil servants as conductors of policy of the state. Article is devoted to questions of creation of system of patriotic education of future civil servants, a form of considered public consciousness reflecting structure.
Key words: patriotism, professional education of future civil servants, subject professional and personal position of the being trained.
Группа Да, % Нет, % Частично, % Не знаю, %
1 ГОСО 9 - 91 -
3 ФОСО 73 - 27 -
3 ГОСО 77 - 15 8