Таким образом, формирование духовнонравственных качеств курсантов вузов ФСИН России определяется структурно-содержательными компонентами, уровнем и механизмами их формирования и представляет собой целостный процесс организованного антиципирующего овладения курсантами качествами духовно-нравственного сознания, взаимодействия, саморегуляции, эффективности и самореализации в учебновоспитательном процессе.
1. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994.
2. Зеличенко А.И. Психология духовности. М., 1996.
3. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., 1982.
4. Беляева В.А. Духовно-нравственное становление и развитие личности учителя в контексте светской и православной педагогической культуры: монография. Рязань, 1998.
5. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Матрица духовности. М., 2008.
6. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. М., 1980.
7. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. СПб., 2003.
8. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.
9. Воспитание и развитие личности учащихся образовательных учреждений МВД России. М., 1998.
10. Коваль Н.А. Психология духовности личности. Тамбов, 1996.
11. Купцов И.И. Современный подход к значимости воли в психическом и духовном мире человека. Рязань, 2009.
Поступила в редакцию 23.04.2010 г.
UDC 159.923.5
STRUCTURAL AND SUBSTANTIAL COMPONENTS, LEVELS AND MECHANISMS OF SPIRITUAL AND MORAL QUALITIES OF CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE
Ismagilova Yulia Sergeevna, Academy of Law and Management of Federal Service of Execution, Ryazan, Russia, Adjunct of General Psychology Department, e-mail: Julia-psy@yandex.ru
The article expounds theoretical issues of the spiritually-moral qualities of cadets of educational institutions of the Federal Penitentiary Service in teaching and educational process. The most important components, levels and the mechanisms of spiritually-moral qualities of cadets are presented.
Key words: spiritual and moral qualities; cadets; educational institutions of the Federal Penitentiary Service.
УДК 796/799
ИССЛЕДОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ АСПЕКТОВ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНО-МОДУЛЬНОГО ПОДХОДА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
© Юрий Николаевич Юров
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры адаптивной физической культуры,
e-mail: yurov68@mail.ru
В статье рассматривается актуальная проблема состояния отношения студентов вузов к собственному здоровью.
Ключевые слова: соматический тип; мотивация; комплексная оценка физического состояния.
В XXI в. молодое поколение россиян становится движущей силой поступательного развития общества, инновационным фактором экономических преобразований в стране. Успешное решение социально-эконо-
мических вопросов напрямую будет зависеть от жизнеспособности, качества нынешней молодежной популяции (демографических и медико-биологических параметров, образовательного, профессионального, культурного
уровней, трудоспособности и гражданской зрелости) [1].
Каждое поколение несет в себе два вида качеств, представленных по-разному: одни можно отнести к «адаптивно-функциональным, другие - «перспективно-воспроизводимым». От их соотношения в среде подрастающего поколения во многом зависит общественное развитие в целом. В реальной жизни формирование качеств обоих видов идет одновременно, но при необходимом доминировании одного из них. Если доминирует процесс формирования «адаптивно-функциональных» качеств, общественное развитие замедляется. В условиях выхода страны на тренд стабильного развития именно молодежная популяция должна стать носителем новых «перспективно-воспроизводящих»
свойств [1, 2].
Комплексные физиологические, социально-гигиенические, клинико-социальные
исследования показывают, что причиной обусловленности здоровья в 50-55 % всех факторов составляет образ жизни [3, 4]. Молодежь - особый контингент в составе населения, состояние здоровья которого является барометром социального благополучия и медицинского обеспечения предшествующего периода детства, предшественником изменений в здоровье населения в последующие годы и основой репродуктивного потенциала региона [4]. В контексте этого основной задачей физического воспитания и его физкультурно-оздоровительной направленности является подготовка молодежи, способной строить новый социум и жить в нем, ориентирующейся на новые жизненные ценности, среди которых одной из главных выступает осознание здорового образа жизни как социальной и личностной ценности [2].
Проблема исследования заключается в недостаточной осведомленности студентов об индивидуальном здоровье, несмотря на декларируемую приоритетность ведения здорового образа жизни, что диктует необходимость развития современных подходов, педагогических технологий количественной субъективной оценки здоровья молодежи.
Целью настоящего исследования явилось изучение ценностных ориентаций, состояния здоровья и осведомленности о здоровом образе жизни на основе кластерно-модульного подхода в контексте ювенального здоровья
студентов финансово-экономических специальностей Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина и студентов специальности «Организация работы с молодежью» Тамбовского филиала Орловской академии государственной службы. Субъективные оценки в отношении здоровья, количественный подход к ювенальному здоровью студентов были изучены путем опроса по специально разработанным анкетам (опрошены 157 человек обоего пола) [5].
Переход в процессе физического воспитания от одних форм двигательной деятельности к другим, все более сложным, необходим, в первую очередь, для выполнения образовательных задач: не обновляя упражнения, нельзя, естественно, приобрести достаточно широкий круг жизненно важных умений и навыков [6]. Наряду с усложнением форм двигательной деятельности в процессе физического воспитания должны возрастать все компоненты физической нагрузки. Очень существенным моментом является то, что степень положительных изменений, происходящих в организме под воздействием физических упражнений, пропорциональна (в определенных физиологических границах) объему и интенсивности нагрузок [6, 7].
Практика показывает, что повышение эффективности учебно-воспитательного процесса может быть достигнуто при использовании ресурсосберегающих алгоритмов активного обучения, педагогических технологий с обратной биологической связью «feed -back», минимизирующих педагогические и организационные ошибки в учебном процессе [8].
В настоящее время имеет место, по сути дела, бум исследований по поводу развития динамического подхода в физическом воспитании и в целом в когнитивной науке. А в эпистемологии развивается соматический (телесный) подход, который положен в основу современной концепции телесного, ситуационного и инактивизированного познания. Новый подход пришел на смену вычислительному подходу, имеющему до сих пор немало приверженцев, который основан на моделях искусственного интеллекта и оперировании дискретными символическими структурами. Тогда как вычислительная парадигма исходит из того, что мозг представляет собой некий тип нейронного компьюте-
ра, возникшего в ходе эволюции, динамическая парадигма приводит аргументы, что мозг не сводим ни к какому суперкомпьютеру, что ум является эмерджентной, сложноорганизованной и автономной сетью элементов, а уровень процессов познания является независимым, на нем возникают новые, не сводимые к субстратной основе качества. Нет нужды в новом иерархическом уровне или «шефе», чтобы дирижировать оркестром элементов познания, - сама динамика познавательных процессов выполняет эту роль [9, 10].
Понятие «здоровье» отражает одну из фундаментальных характеристик человеческого существования. Потому оно, естественно, переосмысливается каждый раз, когда социум переживает глубокие изменения, будь то в общественных отношениях или в технических возможностях человечества, позволяющих оказывать такое воздействие на живые организмы, которое раньше не могла представить даже фантастика [11].
В концептуальной статье члена-коррес-пондента РАН, директора Института человека РАН Б.Г. Юдина имеется параграф с очень показательным названием: «Здоровье человека как мера его возможностей» [12].
Автор статьи наряду с другими вопросами обсуждает феноменологический подход к здоровью и, в частности, считает, что здоровье начинает восприниматься и пониматься в более широком контексте и, что особенно важно для нас здесь - в контексте гуманитарного знания. Кроме того, люди все чаще разрывают жесткую и кажущуюся совершенно естественной привязку здоровья к болезни [11, 12].
Существенные различия в конституции людей, в их характере и психических особенностях делают их физические и социальные возможности и при отсутствии болезней далеко не одинаковыми. При прочих равных условиях действие, доступное одному человеку, может быть принципиально невозможным для другого. Ограничения с физической и духовной стороны не всегда есть свидетельство болезни организма, они могут быть просто его (данного организма) характеристикой [13].
Сущность здоровья может быть представлена как часть совокупности социальных отношений, детерминируемая медико-биологическим состоянием организма. Приведен-
ное определение здоровья заставляет менять ориентиры. Становится разумным изучать и описывать историю здоровья человека, а не историю его болезни, сохранять здоровье, устраняя уничтожающие его болезни. При таком понимании здоровья теряют свое значение концептуальные разногласия относительно того, чем и как физические, потенциальные духовные и социальные возможности человека ограничиваются. Ограничения могут быть и чисто медицинскими, и чисто духовными, а также представлять сложные переплетения тех и других. Важно то, каковы реальные возможности студента, а не то, кто и как считает возможным их идеологически объяснять. Появляется надежда на возможность создания интегративной теории здоровья [14].
Отсюда можно сформулировать суть интегрального социально-биологического подхода к здоровью: здоровым может быть признан лишь тот человек, «который гармонично включен в свое социальное окружение, адекватно действует и реализуется в нем в соответствии со своими возрастными, социально-психологическими, индивидуально-
типологическими (психофизиологическими) особенностями» [4].
Ювенальное здоровье - важнейший экономический и социальный потенциал страны (региона), обусловленный воздействием различных факторов окружающей среды и образа жизни молодого поколения [1].
Научно-практической лабораторией филиала ОРАГС в г. Тамбове было обследовано 157 студентов специальностей «Финансы и кредит» и «Организация работы с молодежью», целью работы явился анализ основных факторов риска ювенального здоровья студентов с применением кластерно-модульного метода в физическом воспитании. Было проведено комплексное обследование, включающее анкетно-опросные, антропометрические и функциональные методы исследования. На первом этапе на основе анкетирования проведен анализ образа жизни, питания, уровня двигательной активности и стрессирования студентов различных специальностей [5].
Методом анкетирования среди обследуемых студентов филиала ОРАГС в г. Тамбове выявили факторы риска таких заболеваний, как артериальная гипертония (АГ), ишемическая болезнь сердца (ИБС), наруше-
ния эндокринной системы (ЭНД), заболевания печени (ПЕЧ), желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), иммунной (ИММ) и дыхательной систем (ЛЕГ), заболевания мочевыделительной (ПОЧ) и нервной систем (НРВ), психологические заболевания (ПСИ), алкоголизм (АЛК) [4, 5]. Подавляющее большинство студентов (78 % девушек и 58 % юношей) указали, что они перенесли в течение года простудные заболевания, у 10 % девушек в течение года обнаружены обострения хронических заболеваний. Спектр отмеченной при опросе патологии и существенная доля лиц, считающих себя больными тем или иным заболеванием, указывает на значительную патологическую пораженность этой возрастной группы. Не отметили у себя каких-либо хронических заболеваний около 47 % опрошенных, при этом оценив свое состояние здоровья как удовлетворительное. Здоровье как приоритетную жизненную ценность отметили 80 % респондентов.
При сравнительном анализе факторов риска ряда заболеваний студентов, постоянно проживающих в городе и селе, выявлена наибольшая выраженность факторов риска в группе городских студентов. Существенные различия обнаружены для заболеваний иммунной системы и нервно-психических отклонений (рис. 1).
Особое значение физические упражнения приобретают для человека с отклонениями в состоянии здоровья. И здесь важно организовать занятия физической культурой так, чтобы избежать образования «порочного круга», заключающегося в том, что двигательная недостаточность приводит к ухудшению функционального состояния организма, а это, в свою очередь, ведет к нарушению способности выполнять физические нагрузки, столь необходимые для достижения оздоровительного эффекта. Снижение уровня здоровья студентов в последнее время приобрело устойчивый характер. В то же время информационные и психологические нагрузки на организм неуклонно возрастают. Это сопровождается увеличением числа студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Необходимость выполнения большого объема учебной работы в условиях дефицита времени на фоне имеющегося снижения функциональных резервов создает дополнительное напряжение адаптационных
механизмов, что приводит к прогрессирующему ухудшению здоровья [3, 4].
Б.Т. Величковский, В.И. Кирпичев, И.Т. Суравегина указывают, что «заболеваемость населения России в основном определяют пять классов болезней. Они составляют более 2/3 всех заболеваний. Наиболее распространены болезни органов дыхания - более 1/3 всех заболеваний. Второе место занимают болезни органов пищеварения, а также несчастные случаи, травмы и отравления. Из других заболеваний следует особо отметить сахарный диабет. Частота его быстро растет и за последние 15 лет увеличилась вдвое...» [3-5].
Согласно заключению Всемирной организации здравоохранения, решающую роль в заболеваемости и смертности населения играют уровни основных факторов риска, среди которых лишь 20 % приходится на биологические факторы (наследственные) и 50 % всех заболеваний определяются образом жизни. В связи с этим на следующем этапе исследования был проведен анализ выраженности биологических факторов образа жизни наиболее часто встречающихся заболеваний в исследуемых группах студентов. Так, результаты исследования заболеваний дыхательной системы представлены на рис. 2.
Как видно из представленных на рис. 2 данных, у студентов 1-го и 4-го курсов доминируют биологические факторы, но при этом на 4-м курсе возрастает влияние факторов образа жизни. С целью повышения у студентов двигательной активности наряду с традиционными формами целесообразно более активно использовать возможности спортивно-оздоровительных систем. При этом занятия должны строится на основе индивидуального дозирования величины и мощности нагрузок, что позволит повысить уровень функционального состояния студентов без явлений перетренировки и перегрузки.
На последнем этапе была проведена комплексная оценка состояния организма с учетом применения индивидуальных программ оздоровления при использовании кластерно-модульного подхода. Полученные результаты были подвергнуты нормированию. Достоверность различий оценивалась с помощью критерия Стьюдента для нормированных выборок. Полученные результаты представлены в табл. 1.
Рис. 1. Процентное соотношение факторов риска некоторых заболеваний у студентов, постоянно проживающих в городе и селе
100
80
60
40
20
0
85
1 курс
4 курс
□ Наследственные факторы □ Образ жизни
Рис. 2. Процентное соотношение биологических и социальных факторов риска заболеваний дыхательной системы у студентов
Уровень и гармоничность физического развития сегодняшней молодежи, студентов, интеллектуального потенциала завтрашнего дня России, самооценка их собственного здоровья - это уникальный показатель не только здоровья, на котором удается проследить сравнительно кратковременные эффекты влияния на организм совокупности факторов природной и социальной среды, но и основной критерий прогноза изменений данной человеческой популяции [8].
Успешность обучения предъявляет свои специфические требования к специальности «Финансы и кредит», зависит от изучения дисциплин экономико-математического блока, т. е. в большей степени связана с сидячим образом жизни, что приводит к дефициту
движения. Таким образом, специфика учебной деятельности влияет на образ жизни [7]. Субъективные оценки здоровья студентов нельзя назвать высокими. Например, как отличное (наиболее высокая по пятибалльной схеме) свое здоровье оценили менее 12 % молодежи. Как плохое - 8 % студентов, что достаточно много. Эти показатели практически соответствуют распространенности низких самооценок здоровья у подростков США, опрошенных в 1995 г., из семей с низким экономическим положением [10, 15]. Так, 5 % молодежи отмечают у себя боли в области сердца, около 20 % - кашель в течение дня, боли в суставах, около 30 % - снижение зрения (среди девушек - 35 %), при этом очками пользуются 22 % молодежи [4].
Таблица 1
Субъективная оценка образа жизни и соматического здоровья студентов разных специальностей в динамике обучения, %
Показатели 1 курс 4 курс Достоверность различий между 1 и 4 курсом ФОСО
РОСО п = 82 ФОСО п = 26 Достовер- ность различий РОСО п = 29 О 1 С 2 О і і Фп Достовер- ность различий
Число студентов, оценивающих свой образ жизни и соматическое здоровье как хорошие 81,1 62,5 Фэмп =1,86 р — 0.05 79,3 45,45 Фэмп =2,49 р — 0.01
как удовлетворительные 12,2 37,5 Фэмп =2,83 р — 0.01 13,8 54,6 Фэмп =3,15 р — 0.01
как не удовлетворительные 6,8 0 Фэмп =2,35 р — 0.01 6,9 0 Фэмп =1,86 р — 0.05
Число студентов, занимающихся с использованием индивидуальных программ КМП 95,12 56,25 Фэмп =2,66 р — 0.01 72,41 27,27 Фэмп =3,26 р — 0.01 Фэмп =2,03 р — 0.05
не занимающихся ФК ни разу в неделю 0 12,5 Фэмп =3,21 р — 0.01 6,9 54,6 Фэмп =3,95 р — 0.01 Фэмп =3,2 р—0.01
фкр = 1,64 для р — 0.05; фкр = 2,31 для р — 0.01;
Несмотря на достаточно выраженный у молодежи оптимизм по сравнению с более старшими возрастными группами, около 60 % удовлетворены в целом своей настоящей жизнью, но около 40 % отмечают, что их постоянно беспокоит собственное будущее, чаще это отмечают девушки, будущие матери (45 и 30 % соответственно), а полностью спокойными за свое будущее являются единицы (6 %). На этом фоне почти у половины присутствует не свойственное молодежи чувство одиночества, среди особо беспокоящих жизненных проблем молодые люди отмечают частые конфликты в семье (30 %).
Обобщая результаты экспериментальных исследований, следует отметить парадоксальный характер отношения к здоровью студентов, т. е. несоответствие между потребностью молодых людей в хорошем здоровье, с одной стороны, и их усилиями, направленными на сохранение и укрепление своего физического и психического благополучия - с другой. По-видимому, истоки несоответствия кроются в том, что формированию адекватного отношения студентов к собственному здоровью препятствует целый ряд уже обозначивших себя причин, одной из которых является установка на пассивное
отношение к здоровью, находящая отражение в рассуждениях типа «если человеку суждено заболеть, чтобы он ни делал, все равно заболеет», обусловливает соответствующее поведение, которое рано или поздно приводит к ослаблению здоровья. Одна из основных причин такой установки кроется в недостатке необходимых знаний о здоровье, о способах его формирования, сохранения и укрепления.
Очевидно, уровень жизнеспособности организма, его физическое здоровье должны определяться количественно. Количественная характеристика индивидуального физического здоровья - составная часть науки об индивидуальном здоровье человека.
Энергетическая концепция профилактики соматических заболеваний, предложенная Г.Л. Апанасенко, - один из подходов, позволяющих осуществить это. Эта концепция позволяет перейти от планирования мероприятий по предупреждению факторов риска к планированию систем укрепления здоровья. Помимо непосредственной количественной характеристики физического здоровья о нем можно судить и по физическому развитию, и по оценке физического состояния и физической работоспособности организма. Безус-
ловно, эти показатели несут информацию о состоянии физического здоровья. Все методические приемы оценки физического состояния раскрывают границы приспособи-тельских реакций организма, но именно диапазон этих реакций характеризует здоровье.
На мотивационно-поведенческом уровне индивидуализированные подходы, без сомнения, эффективны, но нельзя достоверно сказать, что они всегда эффективнее традиционных подходов. Для применения кластерно-модульного подхода несомненно понадобится значительно больше информации, но совершенно очевидно, что внедрение кластерно-модульного подхода в процесс обучения повысит мотивационные установки изучения дисциплины «Физическая культура» студентами с ослабленным здоровьем и на когнитивном уровне повысит степень осведомленности или компетентности студентов в области здоровья, понимания его значимости в обеспечении эффективности жизнедеятельности и долголетия, но, с другой стороны, повысить мотивацию вести здоровый образ жизни, необходимость восполнить дефицит движений позволит использование индивидуальных оздоровительных программ разработанных с помощью кластерно-модульного подхода в физическом воспитании.
Кластерно-модульный подход в определении доминирующих признаков ювенального здоровья студентов включает применение управляющих воздействий на условия обучения, быта, отдыха и образа жизни. Результаты проведенных исследований показали, что за годы обучения в вузе выявляется неблагоприятная динамика ряда важнейших факторов образа жизни (увеличение доли лиц, питающихся нерационально, снижение двигательной активности, усиление распространенности вредных привычек), которые являются факторами риска наиболее распространенных заболеваний, что требует усиления воспитательной работы. В связи с этим в рамках курса «Физической культуры» выделен раздел «Медико-биологические основы физического воспитания», посвященный вопросам здоровья, ведется пропаганда здорового образа жизни через спортивно-оздоровительные праздники и Дни здоровья [7].
Для достижения наибольшего оздоровительного эффекта следует использовать перемену характера деятельности, т. е. двига-
тельные переключения, которые служат фактором активного отдыха. Такие переключения облегчают выполнение физических нагрузок. Характерно, что рост двигательных возможностей человека значительно выше в тех видах оздоровительных систем, где обязательным являются переключения. Такой эффект достигается за счет улучшения функционального состояния организма под влиянием двигательных переключений, т. е. за счет реализации оздоровительного влияния на организм. Доказательством этому могут служить результаты многих исследований. Приведенные данные свидетельствуют о том, что физическим упражнениям присущ целый комплекс ценнейших оздоровительных влияний [1, 9, 13].
Выделим, учитывая рамки статьи, основные характеристики, социологические и сематические индикаторы принимаемой модели кластера. В физическом воспитании процедура кластерного анализа подразумевает выявление групп объектов среди элементов выборочной совокупности.
Использование кластерно-модульного подхода для разработки индивидуальных программ оздоровления, правильная оценка функционального состояния имеет огромное значение, т. к. позволяет не только изучать влияние физических упражнений на организм, но и помогает диагностировать подчас скрыто протекающее заболевание, устанавливать приспосабливаемость к физической нагрузке, определять ее оптимальность и т. п. [7, 10, 16-17].
Проведено исследование влияния образа жизни, связанного с условием образовательной среды, на состояние регуляторных систем организма студентов 1 и 4 курсов специальности «Финансы и кредит» и «Организация работы с молодежью». Основным отличием в структуре образа жизни студентов исследуемых специальностей являлся фактор двигательной активности, который характеризовался применением индивидуальных программ оздоровления с использованием кластерно-модульного подхода.
Доминантой ювенального здоровья, определяющей поведение человека, является определенный подход, у которого уровень активации (мотивация, внимание, сенсорный вход, эмоциональный компонент и т. д.) ока-
зывает действенное влияние на функциональные резервы организма [1].
На фоне создавшейся во всех странах мира тяжелой ситуации, связанной со здоровьем населения, ростом числа заболеваний, появлением в результате деятельности человека новых болезней (в настоящее время более 20 тыс. нозологических единиц), чрезвычайно низкой культурой знаний индивида о своем организме, пребыванием человека в условиях неопределенности, кризисов, быстрых социальных изменений, - несмотря на все это, от человека требуется повышенная ментальная, физиологическая активность для адаптации к новым условиям жизни. Большие, но мало реализуемые человеком возможности познания мира, саморазвития, в ряде случаев, как ни странно, и тормозят развитие менталитета. В некоторых источниках показано, что у 40 % студентов выявляются хронические заболевания, преимущественно нервной, сердечно-сосудистой систем и органов дыхания. Рост заболеваемости студентов в дальнейшем ограничивает их производственную и общественно-полезную деятельность [1, 7]. В современных условиях наука требует изменения подхода к решению самого широкого класса образовательных задач. Проблема соотношения феноменологического и сущностного подходов чрезвычайно актуальна и для педагогического исследования [4].
Результаты проведенных исследований с применением кластерно-модульного подхода свидетельствуют о том, что у студентов выявлена слабо сформированная ценностномотивационная составляющая физической культуры, достаточная для устойчивой потребности в активной самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности и формировании здорового образа жизни, который является одним из доминирующих признаков ювенального здоровья.
1. Ювенология и ювенальная политика в XXI веке: опыт комплексного междисциплинарного исследования: коллективная монография / под ред. Е.Г. Слуцкого. СПб., 2004. С. 503-511.
2. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта. М., 2004. С. 119-127.
3. Морозова Н.И. Состояние здоровья и ценностные ориентации молодежи Кузбасса // Ва-леология. Ростов н/Д, 2009. Вып. 3. С. 34-40.
4. Казин Э.М., Касаткина Н.Э., Семенкова Т.Н. Социально-психологические, медико-биологические и педагогические аспекты адаптации и здоровья (методологические и организационные подходы) // Валеология. 2007. № 4. С. 8-19.
5. Юров Ю.Н. К вопросу об использовании информационных ресурсов при переходе от кластерно-модульного метода к когнитивной стратегии в физическом воспитании: тезисы доклада // Физическая культура и спорт. Основы здорового образа жизни: Шестая Всероссийская научно-практическая конференция. Тамбов, 2009. С. 223-232.
6. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. СПб., 2005. С. 105-173.
7. Юров Ю.Н. Кластерно-модульный подход в физическом воспитании студентов с ослабленным здоровьем. Тамбов, 2008. С. 17-19.
8. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма. М., 2008. С. 102107.
9. Шмальгаузен И.И. Организм как целое в индивидуальном и историческом развитии. М., 1982.
10. Social class gradients in Health during adolescence / B. Starfield [et al] // JECH, online. 2002. № 56. P. 351-361.
11. Юров Ю. Н. Вляние кластерно-модульного
подхода на формирование здорового образа жизни студенческой молодежи: тезисы доклада // Гуманитарные науки в современном мире: Вторая Международная научно-практическая интернет-конференция. Тамбов,
2010. С. 242.
12. Ильина И.В. Основы охраны здоровья: Практикум для специалистов государственного и муниципального управления. Орел, 2002. С. 115.
13. Прошляков В.Д. Функциональное назначение опорно-двигательного аппарата и укрепление его средствами физической культуры. Рязань,
2008. С. 15-25.
14. Шелегина А . В. Теоретические основы моделирования педагогической системы развития, формирования и сохранения здоровья школьников // Валеология. Ростов н/Д, 2009. №. 2. С. 12-15.
15. Socioeconomic status and Health / M.A. Win-kleby [et al] // Am. J. Publ. calth. 1992. № 82. P. 816-820.
16. Фазлиахметова Э.И. Самоактуализация личности в профессиях с преимущественно мужской и женской занятостью: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Тамбов, 2010.
17. Юров Ю. Н. Особенности применения кластерно-модульного подхода в физическом воспитании, как способа профилактики некоторых форм девиантного поведения: тезисы
доклада // Управление и общество. XIII Державинские чтения: Четвертая Всероссийская Поступила в редакцию 5.04.2010 г.
научно-практическая конференция. Тамбов,
2009. С. 203-205.
UDC 796/799
THE RESEARCH OF MODERN ASPECTS OF STUDENTS’ HEALTH ON THE BASE OF CLUSTER-MODULE APPROACH IN PHYSICAL EDUCATION
Yury Nicolaevich Yurov, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Candidate of Education, Lecturer of Adaptive Physical Culture Department, e-mail: yurov68@mail.ru
This article discusses the actual problem of the higher school students’ attitude towards their own health.
Key words: somatic type; motivations; complex evaluation of physical state.
УДК 378+370/371
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В ХОДЕ ОРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ВУЗЕ
© Ирина Николаевна Борзых
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, соискатель кафедры общей педагогики и образовательных технологий, Тамбовский филиал Орловской академии государственной службы, начальник отдела воспитательной работы, e-mail: mako20@tamb.ru
В статье представлена технология профессионального воспитания будущих государственных служащих в контексте студенческого самоуправления в вузе; сформулированы педагогические условия, способствующие повышению эффективности данного процесса в вузе; приведены критерии, показатели и уровни сформированности профессионального воспитания студентов - будущих государственных служащих; охарактеризованы этапы технологии и основные формы и методы ее реализации.
Ключевые слова: профессиональное воспитание; студенческое самоуправление; технология; будущие государственные служащие.
Профессиональное воспитание (ПВ) в нашем понимании - это педагогический процесс, направленный на формирование профессионально-личностных качеств и самосознание воспитуемого как субъекта будущей профессии. Он предполагает обогащение профессиональных ценностей, формирование отношения к профессии и представителям профессионального сообщества, к коллегам по работе, к людям, на которых направлена деятельность.
Для разработки технологии профессионального воспитания студентов - будущих государственных служащих, в ходе организации студенческого самоуправления (ССУ) и выявления педагогических условий повышения эффективности данного процесса необходимо выявить начальный уровень сформиро-
ванности исследуемого понятия, принимая во внимание характерные особенности профессионального воспитания студентов. В констатирующем эксперименте принимали участие студенты Тамбовского филиала Орловской региональной академии государственной службы: 1 курс в количестве 200 человек.
В ходе констатирующего этапа опытноэкспериментальной работы нами были использованы следующие методы: анкетирование, тестирование, включенное наблюдение при посещении массовых мероприятий студентов, анализ продуктов внеучебной деятельности студентов (конкурсы, собрания, конференции и т. п.), экспертная оценка. Кроме того, использовались специальные методики диагностики показателей разработанных критериев.